Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимосвязь перцептивных и когнитивных психических процессов позволяет рассматривать восприятие искусства как психологический механизм «запускающий» творческое мышление. Психологическое сопровождение развития творческого мышления включает решение вопросов о способах, условиях, факторах, механизмах развития творческого художественного мышления, как должно быть организовано взаимодействие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ исследований художественно-творческого мышления
    • 1. 1. Проблема художественно-творческого мышления в психологии
      • 1. 1. 1. Психологические исследования творческого мышления
      • 1. 1. 2. Особенности художественно-творческого мышления
    • 1. 2. Творческая интуиция как источник художественно-творческого мышления
      • 1. 2. 1. Междисциплинарный анализ понятия «интуиция»
      • 1. 2. 2. Вопрос о психологических механизмах интуиции
  • Глава 2. Восприятие художественной интегрированной информации как психологическая проблема
    • 2. 1. Проблема художественной интегрированной информации
      • 2. 1. 1. Междисциплинарный анализ понятия «информация»
      • 2. 1. 2. Междисциплинарный анализ понятия «интеграция»
    • 2. 2. Ритм как единица интеграции художественной информации
    • 2. 3. Приёмы организации художественного восприятия
  • Глава 3. Экспериментальное исследование влияния восприятия художественной интегрированной информации на развитие художественно-творческого мышления
    • 3. 1. Процедура и методы исследования
    • 3. 2. Анализ результатов исследования

Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В психологических исследованиях творческое мышление рассматривается как комплексный многоплановый феномен. Его отдельные параметры исследуется в рамках самых различных дисциплин (когнитивной психологии, психофизиологии, психолингвистики, культурной антропологии, социобиологии и др.). Художественное творческое мышление, подчиняясь общим закономерностям психологии творческой деятельности, имеет свою специфику. Сложность вопроса как в теоретической не разработанности многих аспектов психологии искусства, так и в практической реализации проблем художественного развития личности. Как отмечал Р. Арнхейм, «искусство вытекает из свойства перцептивных образов, которое почти полностью игнорировалось в экспериментальных исследованиях, несмотря на то, что оно — один из наиболее впечатляющих аспектов актуального перцептивного опыта. Это „динамическое качество“, посредством, которого визуальные формы или движения выражают направленные напряжения, и посредством которого цветовые отношения вызывают гармонию или диссонанс. Динамические свойства искусства являются по существу трансмодальными. Будучи „экспрессивными“, динамические свойства перцептивных образов превращаются в пропозициональные суждения о человеческом опыте в целом». Познавательная и развивающая функция искусствав формировании способности понимать факты и события через восприятие чувственной динамики. Эта способность помогает генерировать образное мышление, необходимое для всех видов когнитивной деятельности.

Взаимосвязь перцептивных и когнитивных психических процессов позволяет рассматривать восприятие искусства как психологический механизм «запускающий» творческое мышление. Психологическое сопровождение развития творческого мышления включает решение вопросов о способах, условиях, факторах, механизмах развития творческого художественного мышления, как должно быть организовано взаимодействие с искусством, его восприятие, чтобы активизировать мыслительный компонент когнитивных психических процессов.

Исследования, проведённые рядом авторов, объединяет тенденция к выделению в художественном восприятии деятельностной стороны, которой можно управлять (В. Ф. Асмус, Д. А. Леонтьев, Р. Р. Каракозов, С. X. Раппопорт, Г. И. Панкевич, А. Ф. Еремеев, А. Сохор, А. Неклюдов, JI. А. Зеленов, Э. Е. Алексеев и др.).

Установлено, что на процесс восприятия, связанного с деятельностью мышления, памяти, воображения, эмоциональными переживаниями влияют тип, структура, объём информации. Так в работах В. А. Ганзена, Т. Г. Галушко, Б. П. Юсова, А. О. Карпова, JL П. Саксоновой, Г. С. Костюк, Г. Верпер, А. Левина, Д. Керч и др. исследуется роль интегрированной (системной) информации в становлении личности, формировании интегративных новообразований. К ним относятся междисциплинарное знание, интегрирующее сознание, развитие критического мышления, способность работать с информацией, самостоятельно ее интерпретировать и создавать новые смыслы и когнитивные схемы.

В современных психологических и педагогических исследованиях можно выделить направления, связанные с разработкой проблем полихудожественного развития личности. В этих исследованиях интеграция искусств признаётся эффективнее монохудожественного принципа и рассматривается многофункционально — как условие, принцип, форма и метод развития художественно-творческого мышления. В современном обществе, где основным средством воздействия являются СМИ, рассчитанные на массового потребителя, человек становится все более закрытым для эстетических переживаний. Восприятие его становится в определенной мере прагматичным, ограниченным, туннельным. Соответственно актуализируется проблема преодоления инертного, репродуктивного стиля мышления и развития творческого мышления.

Следует отметить, несмотря на активизацию интереса к этим вопросам, особенно в прикладных разработках в педагогике, остаётся открытым ряд психологических вопросов, связанных с интеграции перцептивных и мыслительных процессов в творческой деятельности человека.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвящённых развитию художественно-творческого мышления, позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности конкретных приёмов организации восприятия художественной интегрированной информации. Это определило выбор темы исследования: «Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления».

Цель исследования — определить характер влияния восприятия художественной интегрированной информации на развитие художественно-творческого мышления.

Объект исследования — художественно-творческое мышление.

Предмет исследования — восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления.

Гипотеза исследования: специально организованное восприятие, основанное на принципе интеграции художественной информации, способствует активизации процессов творческого художественного мышления.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

— представить теоретический анализ психологических исследований по проблемам художественно-творческого мышления и восприятия художественной интегрированной информации;

— обосновать концепцию влияния восприятия художественной интегрированной информации на развитие художественно-творческого мышления;

— разработать теоретическую модель развития художественно-творческого мышления;

— определить комплекс методов исследования восприятия художественной интегрированной информации как механизма развития художественно-творческого мышления;

— разработать экспериментальную психологическую программу развития художественно-творческого мышления;

— провести констатирующий и развивающий эксперименты;

— дать интерпретацию полученных результатов.

Теоретико-методологические основы исследования. Анализ художественнотворческого мышления и восприятия был проведён в контексте деятельностного подхода (В.Ф.Асмус, Д. Б. Богоявленская, Д. А. Леонтьев, Р. Р. Каракозов, О. И. Никифорова, С. Х. Раппопорт, Г. И. Панкевич, А. Ф. Еремеев, А. Сохор, А. Неклюдов, А. Зеленов, Э. Е. Алексеев и др.).

Теория функциональных систем П. К. Анохина, комплексный подход к изучению психических функций Б. Г. Ананьева, психофизиологическая теория ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности Ю. А. Самарина и других позволили рассмотреть восприятие художественной интегрированной информации в аспекте полихудожественпого образования.

Выделение интуиции как основного звена творческого процесса определило обращение к исследованиям психологов (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Я. А. Пономарёв, А. А. Налчаджан, Э. В. Ильенков), искусствоведов (А. Ф. Хитрук, Г. Г. Дадамян, А. А. Никитин), философов (И. Кант, А. Бергсон, Б. Кроче, В. Ф. Асмус, М. Буиге и др.).

Выявление семантики понятий «интеграция», «информация», определение психологических особенностей восприятия художественной интегрированной информации основывалось на изучении словарных источников, а также кластерной теории интеграции, исследованиях роли интегрированной (системной) информации в эволюции языка, решении психолого-педагогических задач (В.А.Ганзен, Т. Г. Галушко, Б. П. Юсов, А. О. Карпов, Л. П. Саксонова, Г. С. Костюк, Г. Верпер, А. Левин, Д. Керч, Ю. А. Кустов и др.).

Исследование ритма как универсального принципа структурирования, организации жизнедеятельности человека осуществлялось на основе изучения трудов Г. Т. Фихнера, Г. Л. Гельмгольца, К. Леви-Строса, К. Бюхера, С. Лангер, М. Элиаде, Б. С. Мейлаха, М. А. Сапорова, В. Н. Холоповой, В. Г. Волковой, Н. А. Агаджаняна, Е. Н. Азначеевой и других.

Теоретический план исследования: теоретический анализ философских, искусствоведческих, психологических, педагогических исследований по проблеме восприятия художественной интегрированной информации как психологического механизма развития художественно-творческого мышления. Теоретическое моделирование.

Эмпирический план исследования:

Методы организации исследования:

Лонгитюд, метод поперечных срезовсравнительный метод, метод включенного наблюденияконстатирующий и развивающий эксперимент.

Методы сбора эмпирических данных: архивный метод, тест речемыслительной креативности С. Медника (адаптированный вариант Т. В. Галкиной и Л.Г. Алексеевой), интервьюирование, проективные методики (иллюстрирование поэтического текста, «изображение» музыкальных впечатлений, цветопись поэтических звуков).

Методы обработки эмпирических данных: методы математической статистики (корреляционный анализ — ро-коэффициент корреляции Спирменасравнительный анализ — t-критерий Стьюдента, фи-критерий Фишера). Расчёты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel 93 — 2007 и пакета статистического анализа SPSS Windows 13.0.

База исследования. Выборка составила 80 человек (студенты исполнительских, музыкально-теоретических отделений, а также отделения декоративно-прикладных искусств Хабаровского краевого колледжа искусств).

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, репрезентативностью выборки, использованием комплекса методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, целям и задачам исследованияэкспериментальной проверкой гипотезыприменением методов статистической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработана теоретическая модель развития художественно-творческого мышления на основе восприятия интегрированной художественной информации;

— выделено психологическое содержание интегрированной художественной информации;

— определена роль ритма как единицы интеграции художественной информации;

— восприятие художественной интегрированной информации рассмотрено как психологический механизм развития художественно-творческого мышления;

— разработана и апробирована программа развития художественно-творческого мышления на основе восприятия интегрированной художественной информации;

— получены данные, раскрывающие влияние механизмов организации восприятия художественной интегрированной информации на уровень продуктивности художественно-творческого мышления.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования и психокоррекции для развития художественно-творческого мышления, в курсах «Общая психология», «Психодиагностика».

Положения, выносимые на защиту:

1. На деятельность художественно-творческого мышления влияют восприятие художественной интегрированной информации и механизмы его организации.

2. Художественная интегрированная информация — сведения, организованные из ранее диссоциированных элементов различных областей смыслов в художественную целостную систему. Эти элементы находятся в определённых иерархических отношениях и выражены различными видами,-формами кодирования представлений (слово, звук, цвет, пространство, форма, движение, время.

3. Единицей интеграции художественной информации является ритм, выражающий отношения между всеми элементами художественной целостной системы.

4. Восприятие художественной интегрированной информации, организованное механизмами выявления ритмических и ассоциативно-реминисцентных рядов способствует: а) активизации интуитивного познания, являющегося творческим ресурсомб) позволяет переводить интуитивное познание в область сознания, что способствует созданию оригинальной творческой интерпретации эстетического текста.

Апробация результатов исследования. Внедрена экспериментальная психологическая программа «Развитие художественно-творческого мышления» на базе Хабаровского краевого колледжа искусств среди студентов музыкально-теоретических и декоративно-прикладного отделений. Результаты исследования отражены в публикациях и обсуждались на региональных научных конференциях, на XIX краевом конкурсе-конференции молодых учёных (г. Хабаровск, 2007).

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и 10 приложений. Диссертация содержит 177 страниц текста, 4 таблицы, 16 иллюстраций, список литературы из 147 наименований.

Выводы диссертационного исследования:

1. Художественно-творческое целостное мышление — сложное интегральное психологическое явление. Его специфика определяется созданием художественного образа в результате взаимодействия сенсорных, эмоционально-образных, логических и интуитивных компонентов, реализующихся на бессознательном, подсознательном, сознательном и сверхсознательном уровнях.

2. Подтверждена теоретическая и эмпирическая гипотеза о том, что одним из основных психологических механизмов развития художественно-творческого мышления является восприятие художественной интегрированной информации.

3. Подтверждена эмпирическая гипотеза исследования о том, что восприятие художественной интегрированной информации, организованное использованием механизмов выявления ритмических и ассоциативно-реминисцентных рядов, способствует активизации интуитивного познания и его переводу в область сознания, развитию способности создавать собственную концепцию, самостоятельно интерпретируя художественное целое, участвуя в процессе сотворчества.

Исходя из полученных результатов, можно сформулировать следующие р еко м ен дации:

1. Внедрение экспериментальной психологической программы «Развитие художественно-творческого .мышления» может быть эффективным как па занятиях по литературе и МХК в рамках учебного процесса общеобразовательной школы, так и среднего, высшего звеньев.

2. Теоретический и практический материал диссертационного исследования может использоваться на этапах разработки и проведения интегрированных занятий разными педагогами в разное время по теме общей для нескольких предметов эстетического блока.

3. Использование специальных средств работы над художественным произведением, позволяющих глубже понять его образный, смысловой, композиционный и другие уровни, определяет возможность работать на подготовительном этапе над музыкальным, литературным, изобразительном произведениями в классах инструментальных, теоретических, художественно-графическом, дирижёрско-хоровом отделений в музыкальных училищах, колледжах.

4. Отдельные задания программы могут эффективно использоваться как арт-терапевтические средства, а также вводиться на психологических тренингах по развитию целостного восприятия и художественно-творческого мышления.

5. Принцип интеграции информации, лежащий в основе исследования, даёт основу для переосмысления общей структуры организации учебного процесса, в основе которого должен лежать принцип синхронно-исторического подхода.

Заключение

.

В проведённом диссертационном исследовании был решен ряд теоретических и практических задач. Теоретический анализ подходов к изучению художественно-творческого мышления позволил нам определить стратегию исследования. Согласно ей, мы рассматриваем художественно-творческое целостное мышление как сложное интегральное психологическое явление, поскольку оно включает в себя все виды, формы, уровни и функции мыслительной деятельности.

Художественно-творческое мышление — это художественно-познавательная деятельность, направленная на создание художественного образа в результате взаимодействия сенсорных, эмоционально-образных, логических и интуитивных компонентов, реализующихся на бессознательном, подсознательном, сознательном и сверхсознательном уровнях.

Условием развития художественно-творческого мышления является восприятие художественной интегрированной информации, активизирующее все компоненты и уровни художественно-творческого мышления. Данная концепция лежит в основе разработанной в ходе исследования теоретической модели развития художественно-творческого мышления.

В результате теоретического исследования было установлено, что художественная интегрированная информация — это сведения, организованные из ранее диссоциированных элементов различных областей смыслов в художественную целостную систему. Данные элементы находятся в определённых иерархических отношениях и выражены различными видами, формами кодирования представлений (слово, звук, цвет и т. д.).

Единицей интеграции художественной информации является ритм, выражающий отношения между элементами художественной целостной системы.

Интегрирующее значение ритма определяется его универсальностью и полифункциональностыо, т.к. данная категория, проявляет себя на многих уровнях научного и художественно-эстетического знания.

Предложенная нами модель развития художественно-творческого мышления включает два основных компонента:

— художественная интегрированная информация;

— механизмы организации восприятия художественной интегрированной информации: выявление ритмических, ассоциативных и реминисцентных рядов.

Организованная такими способами информация, адресованная всем уровням и модальностям восприятия, способствует:

— активизации интуитивного познания, являющегося мощным творческим ресурсом;

— переводу интуитивного познание в область сознания;

— созданию оригинальной творческой интерпретации эстетического текста.

В представленном диссертационном исследовании интуиция рассматривается как один из ключевых звеньев творческого процесса. Именно посредством интуитивных процессов можно получить доступ к неограниченным бессознательным информационным резервам человеческого познания, временно исключённым из сознания и закодированным в виде ассоциативных и реминисцентных связей.

В результате теоретического исследования обоснована связь интуитивного знания с феноменом ритмической памяти. Она представляет собой процесс сохранения и организации прошлого опыта, основанного на выявлении определённых закономерностей, представленных различными видами связи. К ним относятся ассоциации и реминисценции, актуализирующие интуитивное знание.

Таким образом, опираясь на материал исследования, мы предлагаем следующие механизмы актуализации интуитивного знания, которые используются как средство организации информации:

Выявление ритмических рядов, основанное на выделении в произведении, (музыкальном, литературном, живописном и др.), повторяющихся фонем (звуков), лексем, мотивов, образов, тем (тематических блоков), ритмических групп и рисунков, линий, красок, форм.

Выявление ассоциативных рядов, основанное на возникновении неожиданных связей между далеких понятиями, образами.

Выявление реминисцентных рядов опирается на воспоминания о другом произведении, в результате чего между ними возникает определённая связь и выявляется дополнительная информация.

Данные механизмы организации восприятия художественной интегрированной информации влияют на активизацию художественно-творческого мышления, реализующегося в моделировании собственной картины видения эстетического объекта, его интерпретации.

Развитие художественно-творческого мышления в целом является условием формирования культуры мышления.

Полученные в теоретическом исследовании выводы составили теоретическое обоснование гипотезы диссертационного мышления.

В результате экспериментального исследования были подтверждены следующие положения:

1. На деятельность художественно-творческого мышления влияют восприятие художественной интегрированной информации и механизмы его организации. Деятельность художественно-творческого мышления отражается в уровне способности самостоятельно интерпретировать текст.

2. Активизирующее значение восприятия художественной интегрированной информации и механизмов его организации в отношении деятельности интуитивного познания и его перевода в область сознания проявилось:

— в способности визуализировать в виде графиков и схем пространственно-временной континуум, звуковую и композиционную организацию художественного текста;

— в осознании авторских смысловых доминант, дополнительной подтекстовой информации, выраженной в архетипах и символах;

— в актуализации философского, религиозного, живописного и других уровней текста;

— в выявлении адекватных соотношений поэтического звука и цвета;

3. Роль ритма как единицы интеграции художественной информации проявляется в выражении определенных отношений между всеми элементами художественной целостной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: (Теоретико-методологические аспекты проблемы) Текст. / Д. Н. Абрамян. -М., 1994.-347 с.
  2. , Н.А. Биологические ритмы Текст. / Н. А. Агаджанян. М., 1967. -172 с.
  3. , А. Наука жить // http: // lib.ru /PSIHO/ADLER/live.html.
  4. , Е.Н. Музыкальные принципы построения композиции Текст. / Е.Н. Азначеева- М., 1989. 129 с.
  5. , Б.Г. Задачи психологии искусства Текст. / Б. Г. Ананьев // Психология художественного творчества. Минск, 1999. — 752 с.
  6. , П.К. Опережающее отражение действительности Текст. / П. К. Анохин // Избранные труды. М., 1978. — 462 с.
  7. , Н.И. Образное ассоциирование как психологический механизм развития креативности личности музыканта Текст. / Н. И. Анчукова // Диссертация на соиск. уч. ст. к.псх.н. Хабаровск, 2002. — 135 с.
  8. Аристотель. Метафизика Текст. /Аристотель // Соч.: В 4-х т. М.: Мысль, 1975. Т. 1.-369 с.
  9. , Р. Искусство как терапия Текст. / Р. Арнхейм //Психология художественного творчества. Минск, 1999. — 569−594 с.
  10. , Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арнхейм. М., 1974.-397 с.
  11. , Б.В. Музыкальная форма как процесс Кн. 1−2. Текст. / Б. В. Асафьев. Л., 1963. — 238 с.
  12. , М.Н. Критика буржуазных концепций художественного творчества Текст. / М. Н. Афасижев. М., 1984. — 217 с.
  13. , Е.Я. Семантическая философия искусства Текст. / Е. Я. Басин. М., 1973.-365 с. у 166
  14. , Е.Я. Творческая личность художника Текст. / Е. Я. Басин. М., 1988.-245 с.
  15. , Е.Я. Психология художественного творчества: (Личностный подход) Текст. / Е. Я. Басин. М., 1985. — 278 с.
  16. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  17. , С.И., Ломова Т. П. Музыка и движение Текст. / С. И. Бекина, Т. П. Ломова. М.: Музыка, 1984. — 180 с.
  18. , А. Эмблематика смысла Текст. /А. Белый // А.Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т.1. М.: Искусство, 1994. — 478 с.
  19. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.-172 с.
  20. , С.М. О ритме Текст. / С. М. Бонди // Контекст. М., 1967. — 262 с.
  21. , М. Интуиция и наука Текст. / М. Бунге. М., 1967. — 387 с.
  22. , К. Работа и ритм Текст. / К. Бюхер. М.: Новая Москва, 1923. -256 с.
  23. , А.С. Психологический анализ отношения подростков кизобразительному искусству Текст. / А. С. Васильева // Автореферат. -М., 1982. 28 с.
  24. , Б.М. Текст. / Б. М. Величковский // Современная когнитивная психология. М., 1982. — 256 с.
  25. , И.М. К вопросу о восприятии художественного произведения детьми школьного возраста Текст. / И. М. Водопьянова // Интеграция педагогической науки и практики в развитии творческого потенциала учителя и ученика. М., 1988. — 180 с.
  26. , К. Личность и поступок Антропологическое исследование Текст. / К. Войтыла. Соч.Т. 1 — М&bdquo- 2003. — 563 с.
  27. , Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры Текст. / Е. В. Волкова. М., 1988. — 263 с. 29.
Заполнить форму текущей работой