Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Направленность личности и ее психологические проявления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Направленность личности нс сводится единственно к побуждению. Она характеризует не единичные акты поведения, не краткосрочные психологические образования, а личность в целом. Направленность личности можно представить как объемную систему разнонаправленных векторов, каждый из которых символизирует те или иные потребности человека, их направления и степень выраженности, уровень активности его… Читать ещё >

Направленность личности и ее психологические проявления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология потребностей человека

Личностная направленность (по терминологии С. Л. Рубинштейна) представляет собой ответ на вопрос, чего человек хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится.

По мнению многих исследователей, направленность составляет некий центр, психологический стержень личности, поскольку закладывает основу отношений человека с миром и к миру, задает основные линии поведения, предопределяет систему предпочтений, ценностей и взглядов, позицию индивида в жизни, само мировоззрение личности в целом.

Направленность личности необходимо отличать от направленности деятельности и поведения. Эти разноименные направленности, конечно, связаны, но психологически не идентичны. Нс все потенциальные устремления человека реализуются в конкретной деятельности, но для всех характерно психологическое представительство в личности.

Направленность личности нс сводится единственно к побуждению. Она характеризует не единичные акты поведения, не краткосрочные психологические образования, а личность в целом. Направленность личности можно представить как объемную систему разнонаправленных векторов, каждый из которых символизирует те или иные потребности человека, их направления и степень выраженности, уровень активности его ориентировок в мире. Указанные векторы не складываются физически в некоторую равнодействующую силу, но образуют сложную, динамичную, иерархически организованную систему, каждая составляющая которой имеет собственное психологическое существование.

Можно выделить три основных проявления направленности личности:

  • 1) потребностно-мотивационная сфера личности — целостная система и иерархия потребностей, мотивов, целей, задач, смыслов, установок, интересов, желаний, ценностей и других психологических проявлений устремлений личности;
  • 2) многоуровневая система личностной активности, иерархизированный набор деятельностей, подчиненных соответствующим мотивам и реализующих поведение и само бытие. Человек выбирает деятельности, создает и осуществляет их, в них формируется, реализуется и живет;
  • 3) сама психологическая структура деятельности, состав и структура индивидуального сознания, система всевозможных отношений личности к миру и с миром.

Потребность — это субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит.

В данном несложном определении есть важная психологическая топкость: разведение понятий нужды (объективной) и потребности (субъективной). Возможно наличие у человека нужды, но отсутствие соответствующей потребности как отраженного, вторичного, субъективного состояния. Речь идет о психологическом уровне рассмотрения потребности, хотя она может существовать, быть выделена, изучаться и на уровне биологическом, экономическом, энергетическом.

Психологически потребность представлена как состояние, выраженное посредством (на языке) мотивов, переживаний, желаний, интересов, устремлений, ценностей, установок и др.

Конечно, изучать проявления субъективных состояний потребности сложнее, чем фиксировать объективные нужды, но такая понятийная модель точнее описывает эту важнейшую, в чем-то исходную психологическую реальность.

Перечислим основные свойства потребности.

1. Потребность по определению является предметной, т. е. на что-то направленной, к чему-то реальному отнесенной. Не бывает потребности «ни в чем», и это позволяет рассматривать потребность как особую, как бы «страдательную», косвенную форму отражения и воспроизведения предметного мира. Это отражение не прямое, а через принятую нужду, сквозь призму жизненной настоятельности и личностной востребованности.

Потребность отражает не данность, не фактическое наличие предмета, а его субъективную значимость, нужность для человека.

В процессе развития, во временно? м жизненном цикле свойство предметности потребности может существовать в некотором скрытом, незавершенном, неопределенном качестве. Но затем обязательно происходит некое психологическое и поведенческое событие, когда потребность запечатлевается, «находит» свой реальный и конкретный предмет, когда реализуется чрезвычайный акт опредмечивания потребности.

пример

В качестве иллюстрации этого классического феномена приведем явление импринтинга (запечатления), описанного в зоопсихологии. Мимо только что вылупившегося из яйца утенка один-два раза передвигают некий предмет. В результате утенок начинает следовать за этим предметом. Латентная потребность утенка в матери нашла себя в постороннем предмете, и необходимы время и особые усилия для нового, биологически нормального переопредмечивания данной потребности.

Поиск и нахождение предмета потребности психологически интересны тем, что этот предмет отвечает не только внешнему раздражителю, но и соответствует внутренним условиям организма, вследствие чего потребность принимает прямое участие не только в построении образа, но и во внутренней, субъективной регуляции поведения.

  • 2. Другим свойством потребности считается ее участие в активации психики, поведения и деятельности. Потребность служит источником, необходимым энергетическим условием наличия всякой активности. Она присутствует в любом инициативном акте, стоит за каждой психической активностью и деятельностью: материальной и психической, хотя и нс является, нс рассматривается в психологии реальным побудителем (или мотивом).
  • 3. Потребность обладает свойством или способностью к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению. Потребности существуют и меняются всегда, когда существует жизнь. Они имеют свое течение, фазы актуальности, существуют во времени, а поведение и деятельность по их удовлетворению составляет некий базис человеческой жизни.
  • 4. К свойствам потребностей относят их непременную прижизненную динамику, изменение, развитие (или регресс), которые могут осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях:
  • 1) изменение (расширение или сужение) круга, поля предметов, удовлетворяющих потребности. Так, потребность в познании, удовлетворяемая за счет детских «почему?», отличается от познавательной потребности взрослого человека, опредмеченной в книгах или учебниках;
  • 2) изменение способов удовлетворения, средств действования с предметом. Например, технизация способов удовлетворения потребности в общении (телефон, телефакс, Интернет) существенно преобразует саму эту потребность, а значит, и личность. Изменение средств реализации любой потребности придает ей новые смыслы, нюансы и оттенки переживаний. Мир человеческих потребностей живет и движется, воздействуя на всю психику, личность и бытие.

Развитые и сформировавшиеся человеческие потребности глубоко специфичны.

• Базисная особенность человеческих потребностей заключается в том, что они имеют в значительной мере общественный, социализированный, исторический характер. Более того, у человека возникает особый класс социогенных потребностей, связанных исключительно с социальным существованием — взаимодействием и общением с другими людьми. Данные потребности не заменяют биологических, не добавляются к ним, а в корне перестраивают всю потребностную сферу личности. Потребности человека невозможно полностью «прочитать» по его анатомии и физиологии; эти потребности качественно преобразованы и усложнены, социализированы.

Такой трактовки существования и развития человеческих потребностей придерживаются не все школы мировой психологии. Были и остаются подходы, в которых социальное противопоставляется биологическому, считается чем-то второстепенным, мешающим, даже враждебным личности. Можно «доказать», например, что потребность человека в еде не отличается от одноименной потребности животного, если лишить человека ножа, тарелки, вилки и т. д. вплоть до идентичности биохимических процессов. Человек ведь все равно будет принимать сырую (и практически любую) пищу, разрывая ее руками. По подобные эксперименты доказывают лишь то, что людские потребности можно упростить, «расчеловечить», если поместить человека в особые жизненные или общественные условия. Это, например, концлагерь, тюрьма, стихийные бедствия, всевозможные личные, социальные и техногенные катастрофы, когда биологическое выживание становится злободневной и трудновыполнимой задачей. Однако и в таких экстремальных условиях люди ведут себя по-разному и вовсе не обязательно становятся звероподобными.

Объективное, а не упрощенно биологизаторское изучение человеческих потребностей выводит психологию на уровень нескончаемо дискуссионных категорий идеологии, этики, морали, нравственности. Психология потребностей, психология личности выходит на глобальные проблемы общечеловеческих категорий и ценностей.

• Вторая особенность потребностей человека, являющаяся также производной от его видовой социальности, заключается в том, что человек сам производит предметы, удовлетворяющие его потребностям. Конечно, это относится далеко не ко всем человеческим потребностям, но в целом задает путь, средство надежного формирования у людей все новых и новых потребностей.

Известно высказывание А. Н. Леонтьева о том, что человек ест шоколад не потому, что испытывает потребность в шоколаде. Напротив, факт существования шоколада ведет к появлению такой потребности. Действительно, не будь в современном мире книг, сигарет, оружия, самолетов, компьютеров, у людей не могли существовать и соответствующие потребности. Но в примере Л. Н. Леонтьева все-таки есть некоторое психологическое упрощение. Чтобы употреблять шоколад недостаточно объективного знания о его существовании. Необходимо субъективно желать, хотеть приобретения этого предмета, т. е. иметь переживаемое потребностное состояние.

  • • Еще одной характерной особенностью потребностей человека является возможность их осознанности, отчего они становятся для личности относительно стабильными. Человек способен развести в сознании объективное значение и субъективный смысл своей нужды. Это приводит к относительному постоянству поведения, освобождению личности от обязательного исполнения требований насущных потребностей. Несмотря на объективную динамику наличия/отсутствия, напряжения/разрядки, осознанные потребности представляются субъективно относительно постоянными. Предмет удовлетворенной потребности не перестает существовать для человека, не теряет своего субъективного смысла и объективного значения. В противном случае поведение человека было бы импульсивным, иотребностно-примитивным, социально непредсказуемым и фактически неуправляемым для социума и для самой личности.
  • • Наконец, потребности человека специфичны не только уникальными качествами, но и способом их систематизации, личностной организации. Считается, что потребности животных рядоположены, организованы по принципу доминантности, когда каждая в порядке очередности становится главной и организует адекватное поведение. Потребности человека связываются принципиально иначе, образуя системное соподчинение, или иерархию. Это не расположение рядом или строем, по «ранжиру», а взаимное, совместное действование, согласованное соучастие в структуре совместно реализуемой направленности личности.

Иерархия проявляется в том, что в структуре человеческих потребностей выделяется какая-то потребность или их группа, которая на определенное и достаточно длительное время соподчиняет себе все другие потребности.

Такое соподчинение не означает подавления, запрета. Это, скорее, централизация управления, «взвешивание» влияния всех компонентов системы во имя осуществления избранной личностью ориентации жизни. Здесь централизованное управление сочетается с должной автономией других уровней, разумной децентрализацией. По-видимому, идеальным образцом подобной иерархической организации является нервная система человека, ее многоуровневое устройство и функционирование.

пример

Говоря о возникновении в филогенезе иерархии человеческих потребностей, Л. С. Выготский обозначал такую мысленную схему. Вначале человек действовал, чтобы выжить, поддержать биологическое существование. Но затем (давно и теперь) человек живет принципиально для другого: чтобы действовать, осуществлять инициативную, собственную и необходимую ему активность и деятельность. В предполагаемой истории человечества качественно изменилось жизненное место, психологический статус и потребности, и деятельности в структуре личности и психики. В результате сформировалось основополагающее для личности и всего человеческого бытия единство телесного и духовного, социального и психического.

Иерархия потребностей

Самой известной и широко распространенной моделью иерархии человеческих потребностей является конструкция 1950;х гг., разработанная одним из создателей современной западной гуманистической психологии, крупным американским психологом А. Маслоу[1]. Он исходил из иных (чем приведенные выше) трактовок понятий потребности, личности, психики. Однако во многом его подходы и выводы представляются глубокими, достаточно доказательными, а главное, перспективными. Самое ценное, на наш взгляд, заключается в убежденном человеколюбии психологической позиции Маслоу, который считал, например, что каждый человек должен быть тем, чем он может быть.

Знаменитая пирамида потребностей но Маслоу, представляющая собой иерархию потребностей некоторого «среднего» американца, построена (в сокращенном варианте) из пяти слоев, связанных между собой уровней, расположенных автором по условной вертикали. Чем ниже расположена потребность, тем она настоятельнее, необходимее для жизни, раньше формируется и проявляется. В этом смысле «низшая» не значит второстепенная, ущербная по отношению к «высшим» потребностям. Движение человека «вверх» по вертикали удовлетворяемых потребностей означает большее биологическое, физическое благополучие, больший индивидуализм, эгоизм, защищенность и независимость.

Нижний слой составляют физиологические потребности, к которым относятся потребности в пище, жилище, сне, одежде, сексе и др. Не станем комментировать эти потребности, отметив лишь, что любая из перечисленных нужд является собственно биологической лишь относительно, в зависимости от конкретного общества и реальной личности. К примеру, жилище имеет для человека, конечно, изначально жизненно важное физиологическое значение. Но современное жилище (устройство, архитектура, наполнение, местоположение) является в значительной мере социализированным предметом потребности (мода, престиж, традиции). Человеческое жилище уже давно «излишне красиво», т. е. служит не только для удовлетворения биологических, но и многих социальных и эстетических потребностей.

На втором уровне располагаются потребности в безопасности, т. е. в сохранении уже достигнутого благополучия (материального и социального). Отсутствие удовлетворения этих потребностей связано с такими негативными переживаниями, как боль, гаев, страх, личностная неустроенность. Понятно, сколь велико здесь влияние конкретного государства и общества, особенностей их устройства, обычаев и традиций, законов и правил реального общественного существования.

Третий слой пирамиды занимает потребность в общении с другими людьми. Подчеркнем ее высокую и собственно жизненную настоятельность. Человек психологически «начинается» в онтогенезе с непосредственно-эмоционального общения (см. разд. III). Но и далее, на всех стадиях развития и жизни общение и взаимодействие с другими людьми составляют суть человеческого бытия. Общение — это не только коммуникация как обмен или циркуляция информации, но прежде всего существование личностного, психологического контакта между людьми.

На четвертом уровне находится потребность в уважении и самоуважении. Всякий человек и в любом возрасте хочет быть признанным, принятым, понятым, уважаемым другими, хотя такое притязание на признание имеет большие индивидуальные различия. Человек постоянно сопоставляет, сравнивает, идентифицирует себя с кем-либо, но одновременно от чего-то обособляется, самовыделяется. В личности противоборствуют две потребностные тенденции: быть таким, как все, и отличаться от других людей.

На высшем, пятом уровне функционирует потребность в самоактуализации, которую можно считать неким символом всей схемы Маслоу. Это потребность человека в развитии всех своих способностей; потребность в самореализации, в стремлении «вверх», к успеху и совершенству, личностному и социальному благополучию.

Представленная схема иерархии характеризует так называемого среднего человека. Но возможны индивидуально-личностные психологические градации. Например, смещение вниз, в сторону увеличения субъективной настоятельности потребности в уважении отличает людей властных. Для творческих личностей большее значение, чем, положим, уважение окружающих, приобретает потребность в самоактуализации, завершении какого-то субъективно важного дела.

Длительное неудовлетворение потребности может привести к снижению ее настоятельности, общего уровня и соответственно «перестроить» всю личностную «пирамиду». Иерархия переменчива, и личность может стремиться к реализации «высших» потребностей, долгое время нс имея удовлетворения «низших». Для реализации индивидуального подхода к человеку важно установить тот актуальный уровень потребностей, ниже которого они уже удовлетворены, а потому психологически не действенны.

Помимо иерархии, потребностную сферу личности характеризуют широта, интенсивность, устойчивость, действенность, осознанность и другие качественные и, возможно, количественные параметры, каждый из которых может в определенных условиях стать для человека психологически решающим. С. Л. Рубинштейн отмечал, что в потребностях как бы заключен уже весь человек. Поэтому понять психологию человека — значит прежде всего понять его потребности.

  • [1] Маслоу Абрахам (1908−1970) — известный американский психолог, один из основателей западной гуманистической психологии. Окончил Висконсинский университет, получив степень доктора в 1934 г. Работал на факультете психологии в Колумбийском университете, в Бруклинском колледже: в 1951—1961 гг. — заведующий кафедрой психологии в Университете Брандеиса, с 1961 но 1969 г. — профессор психологии в этом же университете; с 1969 г. работал в Благотворительном фонде (Менлоу-парк, Калифорния). Разработал иерархическую модель потребностей человека, исследовал проблемы развития и самоактуализации личности, обучения и патопсихологии. Основные труды: «Мотивация и личность» (1954); «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964); «По направлению к психологии бытия» (1968).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой