Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности восприятия образа трудового мигранта в СМИ студентами различной профессиональной направленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для нормальной социально-психологической атмосферы в обществе необходимо создание и укрепление толерантных отношений между различными социальными группами, что позволит препятствовать развитию таких негативных социальных явлений как экстремизм, терроризм, ксенофобия, военные конфликты на расовой и религиозной почве. Студенческая молодежь является, с одной стороны, той социальной группой, чьи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В СМИ
    • 1. 1. Исследование особенностей влияния информационного общества на теорию и методологию гуманитарной науки
    • 1. 2. Основные теоретические подходы к исследованию СМИ в условиях информационного общества.'
    • 1. 3. Проблема направленной трансляция образов больших социальных групп в отечественной и зарубежной психологической науке
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ОБРАЗУ ТРУДОВОГО МИГРАНТА В ЮФО
    • 2. 1. Особенности освещения проблемы трудовой миграции в СМИ
    • 2. 2. Методы исследования ценностно-смысловой сферы студентов различной профессиональной направленности
    • 2. 3. Методы исследования особенностей восприятия образов трудовых мигрантов в СМИ
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ
    • 3. 1. Диагностика особенностей ценностно-смысловой сферы студентов различной профессиональной направленности
    • 3. 2. Результаты исследования образа трудового мигранта, сформированного СМИ, у студентов различной профессиональной направленности

    3.3. Психологически-обоснованные рекомендации для журналистов и специалистов, работающих с мигрантами в государственных структурах и общественных организациях, по преодолению формирования негативного отношения к трудовым мигрантам.

Особенности восприятия образа трудового мигранта в СМИ студентами различной профессиональной направленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном информационном обществе особую роль играют СМИ как важный компонент формирования гражданского общества.

СМИ обеспечивают общение в масштабах социума, выступая в качестве главного связующего звена между внешней средой и человеком. Основной поток сведений о внешнем мире субъект получает через средства массовой информации, которые не только сообщают о том, что происходит вокруг, но и распространяют модели, общественные нормы, служащие образцом при формировании человеческих отношений, ценностей и интересов, определяющих образ жизни индивида в целом. Благодаря этому СМИ превращаются в мощнейший фактор воздействия на картину мира, как отдельного человека, так и общественных групп.

Феномен средств массовой информации стал объектом пристального исследования как российских, так и зарубежных психологов, политологов, социологов, лингвистов с 50-х гг. XIX в., и был изучен в рамках теории социального научения (А. Бандура, Дж. Роттер, У. Мишел), теории культивирования (Дж. Гербнер), теории социализации (И. Мейровиц, Н. Поустмен, М. Розенберг), теории использования и удовлетворения (Дж. Блумер, Э. Кац, Ф. Палмгрин, К. Розенгрен), теории навязывания повестки дня (Д. Шоу, М. МакКомс), когнитивной теории СМИ [Харрис Р., 2003].

Несмотря на различие подходов к изучению СМИ, все исследователи сходятся в одном: средства массовой информации оказывают огромное психологическое воздействие на аудиторию в сфере собственно деятельности в ее реальном осуществлении и в ценностно-смысловой сфере личности, трансформируя ее мотивы, потребности, установки, ценностные ориентации и формируя стереотипы. Этот процесс в отношении молодежи, как группы подверженной наибольшему влиянию в силу несформированности механизмов противодействия информационному воздействию СМИ, оказывается наиболее сильным и, таким образом, средства массовой информации практически конструируют образ мира у молодого поколения.

По мнению A.A. Гостева, психический образ является и обусловленным, и обуславливающим. В единстве своих трех составляющих (чувственная ткань, значение и смысл) психический образ мира рассматривается А. Н. Леонтьевым как своеобразная «призма», опосредующая внешние воздействия в процессе регуляции деятельности. В свою очередь внешние воздействия, формируя соответствующие образы, а также индивидуальные системы значений, изменяют интегральный образ реальности [Гостев A.A., 1987].

Степень разработанности проблемы. Средства массовой информации играют важную роль в построении субъективной картины окружающего мира современной молодежи, в частности социальной действительности в различных аспектах, т. е. участвуют в формировании мировоззрения в целом. Изучение образа различных социальных групп у молодежи и степень влияния СМИ на этот образ представляется интересной, но недостаточно изученной темой.

С каждым годом возрастающее число трудовых мигрантов как социальной группы вызывает противоречивое отношение у местного населения, что ведет к нарастанию социального напряжения и этническим конфликтам. Негативное отношение к мигрантам возникает зачастую у людей, которые не имеют опыта непосредственного контакта с мигрантами, и, по-видимому, сформировано под влиянием СМИ. В связи с чем, мы решили провести исследование образа трудового мигранта у студентов как активных потребителей СМИ. Студенты по объективным причинам еще не сталкивались с проблемой трудовой миграции и не имели опыта реального общения с мигрантами, что дает нам право считать, что образ трудового мигранта складывается у студенческой молодежи опосредованно и во многом под влиянием мнения референтных групп и СМИ.

Для нормальной социально-психологической атмосферы в обществе необходимо создание и укрепление толерантных отношений между различными социальными группами, что позволит препятствовать развитию таких негативных социальных явлений как экстремизм, терроризм, ксенофобия, военные конфликты на расовой и религиозной почве. Студенческая молодежь является, с одной стороны, той социальной группой, чьи ценностно-смысловые ориентации еще достаточно лабильны и подвержены различным видам трансформаций, а, с другой стороны, именно это поколение и будет составлять основу будущего общества в РФ. Одним из способов влияния на ценностно-смысловую сферу молодого поколения, безусловно, являются СМИ. Возникает противоречие между необходимостью изучать ценностно-смысловые трансформации современной молодежи и недостаточной степенью изученности тех образов, которые СМИ создает для различных социальных групп, и их воздействия на социально-психологическую ситуацию в обществе.

Выявленные противоречия определили актуальность проблемы, которая состоит в необходимости изучить влияние СМИ на формирование образа трудового мигранта у студенческой молодежи.

Цель: исследование особенностей восприятия образа трудового мигранта в СМИ студентами различной профессиональной направленности.

Объект исследования: студенты различной профессиональной направленности как потребители СМИ.

Предмет исследования: ценностно-смысловая сфера студентов различной профессиональной направленности как потребителей СМИ.

Основные гипотезы исследования:

1. Под влиянием СМИ в молодежной среде формируются устойчивые стереотипные образы, порождающие трансформации установок негативного ожидания в отношении к различным социальным группам.

2. Трансформации в восприятии людей иной этноконфессиональной принадлежности студентами различной профессиональной направленности могут быть обусловлены влиянием СМИ.

3. Образ трудового мигранта в восприятии студентов может быть трансформирован на ценностно-смысловом уровне в результате воздействия СМИ. озмЪжно разработать~психологически" обоснованныерекомендации .для журналистов и специалистов, работающих с мигрантами в государственных структурах и общественных организациях, по преодолению формирования негативного отношения к трудовым мигрантам.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются представления о смысловой сфере личности и направленной трансляции смыслов (И.В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, A.B. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, JI.C. Выготский, В. П. Зинченко, В. А. Иванников, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, С .Я. Рубинштейн, В.И. Слабодчи-ков, В. В. Столин, Е. В. Субботский, Д.И. Фельдштейн) — изучение ценностно-смысловой сферы взрослых в различных профессиональных контекстах (С.Т. Джанерьян, В. Н. Дружинин, П. Н. Ермаков, Л. Н. Коган, Я. Л. Коломинский, A.B. Серый, В. А. Ядов, М.С. Яницкий) — психосемантический подход к изучению этнических стереотипов (Е.Ю. Артемьева, К. В. Бердников, А. Р. Кравцова, О. В. Митина, О. Т. Мельникова, В. Ф. Петренко, Е. Е. Пронина, B.C. Осипова) — психологические исследования образной сферы личности (A.A. Гостев, Б. М. Петухов, С.Д. Смирнов) — психологические теории этнокультурной адаптации и аккультурации личности в полиэтнической профессиональной среде (Р. Билз, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриев, М. Коксинен, И. В. Колоколова, Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, М. Ю. Мартынова, К. Оберг, В. Раутен, Т. П. Скрипкина, Г. У. Сол-датова, Т. Г. Стефаненко, Л.М. Сухорукова) — психологические исследования массовой коммуникации (Б. Берельсон, Дж. Гербнер, К. Кларк, П. Лазерсфельд, Г. Лассуэл, У. Липпман, Ю. А. Шерковин, У. Шрамм).

Научная новизна исследования. Определено, что одной из ведущих ценностей студенческой молодежи является профессиональная самореализация и общественное признание. В связи с этим, трудовые мигранты воспринимаются молодым поколением как конкуренты на рынке труда, что, безусловно, ведет к непринятию этой социальной группы в целом.

Показано, что образ трудового мигранта в СМИ, подчеркивает их некомпетентность, невежественность, отсутствие какого-либо образования и абсолютную" дезинтеграцию в’принимающее «обществогПри этом» негативно окрашенная информация о мигрантах зачастую связывается в СМИ с определенными этническими группами, в результате чего у аудитории формируются этнические стереотипы и предубеждения.

Установлено, что в российских СМИ преобладает изображение национальных меньшинств на стадии высмеивания, когда доминирующая социальная группа возвеличивает свой образ за счет принижения меньшинств, создавая у аудитории стойкое негативное отношение ко всем мигрантам, вне зависимости от их реальной профессиональной принадлежности, уровня квалификации и т. д.

Показано, что образ трудового мигранта в восприятии студентов значительно трансформирован. Вне зависимости от профессиональной направленности студентов во всех группах выявлено, с одной стороны, устойчивое неприятие трудовых мигрантов определенной категории (рабочих специальностей), а, с другой стороны, безусловное принятие других категорий мигрантов, которых до начала исследования испытуемые не причисляли к категории «трудовые ми-грантй», хотя они таковыми являются (квалифицированных специалистов в разных областях).

Теоретическая значимость исследования. Дополнены представления о влиянии СМИ на ценностно-смысловую сферу молодежи, в частности в отношении к социальным группам и явлениям.

Раскрыто понимание процесса стереотипизации образа у молодежи различной профессиональной направленности.

Дополнено описание смысложизненных стратегий студентов различной профессиональной направленности.

Значительно расширены представления о процессе формирования этнических стереотипов.

Изучено влияние образов СМИ на социальную дистанцию между различными социальными группами.

Практическая значимость исследования. Разработаны и апробированы анкеты для анализа отношения к трудовой миграции в целом и выявления образа трудового мигранта, транслируемого СМИ.

Модифицирована Шкала социальной дистанции Э. Богардуса с целью оценки влияния образа трудового мигранта из СМИ на отношение респондентов к мигрантам в реальной жизни.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы психологами, специалистами, работающими с мигрантами в государственных структурах и общественных организациях, журналистами, студентами филологических факультетов, специалистами, работающими в области СМИ и рекламы, а также при разработке учебных пособий по курсу «Психология направленного воздействия», «Медиапсихология», «Этнопсихология» в высших психологических и филологических учреждениях образования, на курсах повышения квалификации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под влиянием СМИ отношение к социально значимым процессам и явлениям трансформируется: позитивно направленная информация приводит к формированию установок позитивного ожидания и позитивной стратегии восприятия и, напротив, под влиянием негативно направленной информации формируется негативная стратегия восприятия информации, приводящая к значительным деформациям образов социальных групп и явлений.

2. В молодежной среде под влиянием СМИ формируются негативные или позитивные оценки различных тендерных и профессиональных групп и этно-конфессиональные стереотипы. Эти стереотипы влияют на особенности межкультурного и межличностного взаимодействия, что приводит к развитию ин-толерантности, агрессии, ксенофобии и мигрантофобии.

3. Трансформации восприятия образа трудового мигранта на ценностно-смысловом уровне у студентов заключаются в восприятии мигрантов как главного препятствия в достижении своих приоритетных целейпоиске достойной работы и дальнейшей профессиональной самореализации, что приводит к увеличению социальной дистанции между этими социальными группами.

4. Рекомендации для журналистов должны включать особый подход к отбору и трансляции этнически окрашеннойинформации и «должны быть ориентированы на ценностно-смысловые установки принимающей аудитории.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2009;2010) — на.

XXXIV, XXXV, XXXVI, XXXVII научных конференциях сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2006;2009) — IV съезде Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, 2007) — научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» (Ростов-на-Дону, 2009) — Антитеррористическом фестивале студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» (Ростов-на-Дону, 2010).

Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе Южного федерального университетапри разработке и проведении мероприятий, направленных на формирование и развитие культуры межэтнических отношений в студенческой среде в Ростовском государственном университете путей сообщенийпри разработке «Стратегии социальноэкономического развития Южного и Северо-Кавказского федеральных округов на период до 2020 года» в Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 работ общим авторским объёмом в 5,5 усл.п.л., из них 2 работы — в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введениятрех главзаключения, содержащего основные выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемысписка литературы, включающего 220 источников, из которых 20 — на английском языке- 5 Приложений. Диссертация иллюстрирована 14 Рисунками и 25 Таблицами. Основной объем диссертации составляет 145 страниц.

Результаты исследования ценностных ориентаций студентов различной профессиональной направленности показали, что для психологов, физиков и экономистов приоритетными в списке терминальных ценностей являются ценности личной жизни, а конкретные и абстрактные ценности представлены в равной мере. Для юристов более приоритетны конкретные ценности и ценности профессиональной самореализации. Иерархия инструментальных ценностей идентична у всех опрошенных групп. Таким образом, можно говорить об иерархии инструментальных ценностей не по профессиональному признаку, а по возрастному — для студентов наиболее важными ценностями-средствами являются ценности общения и индивидуалистические ценности, а ценности принятия других людей и альтруистические ценности не являются значимыми.

Исследование отношения студентов к представителям других этнических групп и установок в сфере межкультурного взаимодействия по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» существенных различий между группами по различным видам толерантности не выявило. Уровень толерантности находится во всех группах на среднем уровне, что говорит о сочетании у респондентов как толерантных, так и интолерантных черт — в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

При исследовании социальной дистанции студентов различной профессиональной направленности с образами трудовых мигрантов в СМИ нами были получены следующие результаты: Образы высококвалифицированных и при этом публичных трудовых мигрантов, т. е. спортсменов и тренеров, во всех группах испытуемых были поставлены на наименьшую социальную дистанцию, предполагающую тесное родство посредством брака или дружбу. Наибольшая социальная дистанция во всех группах была выявлена с образами трудовых мигрантов рабочих специальностей.

Согласно результатам исследования отношения испытуемых к трудовым мигрантам по авторским анкетам можно говорить о наличии у студентов вне зависимости от их профессиональной направленности сформированного мнения и отношения к трудовым мигрантам и определенного образа мигрантов из СМИ, что свидетельствует о стереотипизации оценочных выборов молодежи в отношении этой социальной группы.

Разработанные рекомендации для СМИ предлагают особый подход к освещению этнически окрашенной информации, который ориентирован на ценностно-смысловые установки воспринимающей аудитории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для большинства из нас СМИ являются основными, возможно доминирующими, источниками информации, касающейся большей части этнических групп. Однако обычно они не являются единственным источникомчасто наше, пусть незначительное, знакомство с реальностью вносит корректировку в медиа-образ. Тем самым воспринимаемая реальность, которую мы мысленно конструируем, не заимствуется исключительно из СМИ, хотя те и оказывают на нее заметное влияние [Харрис Р., 2003].

Международные миграции стали неотъемлемой чертой современного общества. Сегодня с проблемами миграции и интеграции мигрантов сталкиваются в той или иной степени практически все страны планеты. В течении последних 15 лет из РФ эмигрировало около 12 млн. человек, большинство из которых являлось высококвалифицированными специалистами в различных социально значимых областях: медицине, науке, информационных технологиях. При этом в Россию иммигрировало около 13 млн. трудовых мигрантов, 90% из которых — низкоквалифицированные специалисты, зачастую не имеющие высшего и даже среднего образования, медленно интегрирующиеся в российское общество. Все это, безусловно, повлияло на образ трудовых мигрантов как социальной группы, вызывающей противоречивое отношение у местного населения, что ведет к нарастанию социального напряжения и межэтническим конфликтам. В современном российском обществе большая часть населения не имеет непосредственного контакта с трудовыми мигрантами, в связи чем огромное влияние на отношение населения к трудовым мигрантам оказывает этническая информация из СМИ. Она формирует массовые представления людей в области межнациональных отношений и может не только интегрировать по-лиэтничное население, но и разъединять его, например, задевая этнические чувства и достоинство людей, провоцируя массовые этнические обиды. Одна публикация может сразу же вызвать нарастание напряженности и враждебности между проживающими вместе представителями разных этнических групп.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволили нам сделать следующие выводы, подтверждающие ранее выдвинутые гипотезы:

1. Под влиянием СМИ в молодежной среде формируются устойчивые стереотипные образы, порождающие трансформации установок негативного ожидания в отношении к различным социальным группам: вне зависимости от особенностей личностно-смысловой сферы основные компоненты психосемантического образа трудового мигранта являются унифицированными. Самым типичным образом трудового мигранта в российских СМИ 96% испытуемых считают образ непрофессионала из ближнего зарубежья, работающего на стройке, характеризующегося низкой степенью интеграции в принимающее общество, незнанием языка, готовностью работать за небольшую зарплату. Все группы испытуемых показали в целом негативное отношение к трудовой миграции: 60% опрошенных считают, что «трудовые мигранты не нужны РФ» (36% считают, что «трудовые мигранты нужны РФ», а 4% ответили «не знаю») — 66% опрошенных студентов считают, что «трудовые мигранты забирают рабочие места у представителей местного населения» (29% ответили «нет», а 5% ответили «не знаю») — 86% опрошенных студентов уверены, что «трудовые мигранты приглашаются как „дешевая рабочая сила“» (9% не согласны с таким мнением, а 5% ответили «не знаю»). При выраженном негативном отношении к трудовым мигрантам 82% опрошенных студентов считают, что «трудовые мигранты и представители местного населения, занимающие одну и ту же должность, должны получать одинаковую зарплату» (15% не согласны с данным утверждением, а 3% ответили «не знаю»).

2. Трансформации в восприятии людей иной этноконфессиональной принадлежности студентами могут быть обусловлены влиянием СМИ. 70% опрошенных студентов различной профессиональной направленности считают, что СМИ изображают трудовых мигрантов негативно, 9% - «позитивно», а 21% не смогли ответить однозначно и выбрали ответ «по-разному». Студенты различной профессиональной направленности отмечают, что обсуждение проблем трудовой миграции в СМИ приводит прежде всего к развитию интолерантности (35%) и агрессии (23%), привлекает внимание (26%) и интерес (10%) к этой проблеме. Наиболее употребимыми терминами при обсуждении трудовой миграции студенты считают термины «нелегал» (49%) и «гастарбайтер» (42,5%). При описании образа типичного трудового мигранта 62,5% называли образ из телевизионной передачи «Наша Russia» или описывали его основные психосемантические характеристики. Согласно этим результатам можно говорить о наличии у студентов вне зависимости от их профессиональной направленности сформированного отношения к трудовым мигрантам и определенного образа мигрантов из СМИ, что свидетельствует о стереотипизации оценочных выборов молодежи в отношении этой социальной группы.

3. Образ трудового мигранта в восприятии студентов трансформирован на ценностно-смысловом уровне в результате воздействия СМИ. Одной из ведущих ценностей студенческой молодежи является профессиональная самореализация и материально обеспеченная жизнь. Акцентирование в материалах СМИ «неконтролируемости количества трудовых мигрантов», «их готовности к любой работе», а, главное, преувеличенное СМИ желание работодателей принимать на работу именно трудовых мигрантов приводит к формированию стойкого негативного стереотипа «трудовой мигрантглавный конкурент на рынке труда».

4. Образ трудового мигранта в восприятии студентов значительно трансформирован. Вне зависимости от профессиональной направленности испытуемых во всех группах выявлено, с одной стороны, устойчивое неприятие трудовых мигрантов определенной категории (рабочих специальностей), а, с другой стороны, безусловное принятие других категорий мигрантов, которых до начала исследования испытуемые не причисляли к категории «трудовые мигранты», хотя они таковыми являются (квалифицированных специалистов в разных областях).

5. Приведенные психологически обоснованные рекомендации для журналистов и специалистов, работающих с мигрантами в государственных структурах и общественных организациях, включают технологии прямого и опосредованного воздействия, ориентированные на убеждающе-оценочный эффект и направлены на преодоление формирования негативного отношения к трудовым мигрантам и построение позитивного образа трудового мигранта;

При дальнейшем исследовании проблемы представляется перспективным изучение вопросов, связанных с особенностями восприятия образов в материалах СМИ различными возрастными и этническими группах, а также изучение влияния медиа-образов на развитие взаимной толерантности мигрантов и представителей местного населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Базовые понятия классической дидактики в контексте теории смысла Текст. / И. В. Абакумова // Вестник ОГУ. 2002. № 8. С. 14−19.
  2. И.В. Образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно-смысловых отношений Текст. / И. В. Абакумова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.
  3. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход) Текст. / И. В. Абакумова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 480 с.
  4. И.В. Толерантность и личностный смысл как сопряженные характеристики образовательного процесса Текст. / И. В. Абакумова / Материалы регионального научно-практического семинара (16−17 мая 2002). Ростов-на-Дону, 2002. С. 98−103.
  5. И.В., Азарко Е. М., Ефименко В. Н. Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии Текст. / И. В. Абакумова, Е. М. Азарко, В. Н. Ефименко. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.
  6. И.В., Бюндюгова Т. В. Оценка рекламных образов на основе техники смыслового выбора (на примере женских образов в рекламе) Текст.: методическое руководство / И. В. Абакумова, Т. В. Бюндюгова, М.: Изд-во «КРЕДО», 2008. 40 с.
  7. И.В., Крутелева Л. Ю. Исследование компонентов интегральной смысловой саморегуляции личности в период профессионального становления Текст. / И. В. Абакумова, Л. Ю. Крутелева. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2004. 61 с.
  8. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения Текст. / К.А. Абульханова-Славская / Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 218−241.
  9. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла Текст. / А. Ю. Агафонов. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000.
  10. B.C. Межгрупповое взаимодействие Текст. / B.C. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990.240 с.
  11. Н.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер. М., 1995.
  12. .Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев / Избранные психологические труды: в 2-х тт. М., 1980. Т.1. С. 16−178.
  13. Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М., 1980.415 с.
  14. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. / Л.И. Анциферова//Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3−16.
  15. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / Е. Ю. Артемьева. М.: Изд-во «Смысл», 1999.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев. М.: Изд-во «Мысль», 1976.
  17. А.Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существования Текст. / А. Г. Асмолов / Психологи о мигрантах и миграции в России. М., 2001.
  18. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. М. Воронеж, 1996.
  19. А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М., 1984.
  20. А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Смысл», 2000.
  21. А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа Текст. / А. Г. Асмолов / Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
  22. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М., 2001.
  23. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности Текст. / Е. П. Белинская // Мир психологии. 1999. № 3. С. 140−147.
  24. Е.П., Тихомадридская O.A. Социальная психология личности Текст. / Е. П. Белинская, O.A. Тихомадридская. М., 2001.
  25. Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности Текст. / Т. Н. Березина // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С.13−26.
  26. В.В. Социальная защита и социально-психологическая реабилитация ветеранов локальных войн Текст. / В. В. Березовец. М., 1997.
  27. Ш. Тендерная психология. Законы мужского и женского поведения Текст. / Ш. Берн. СПб.: Изд-во ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. 318 с.
  28. Э. Риэрдон Толерантность дорога к миру Текст. / Бетти Э. Ри-эрдон. М.: Изд-во «Бонфи», 2001.
  29. H.H. Социальная психология массовой коммуникации Текст.: учебное пособие для студентов вузов / H.H. Богомолова. М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2008.
  30. A.A. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / A.A. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
  31. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика Текст. / A.A. Бодалев, В. В. Столин. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. 440 с.
  32. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович / Психология личности: сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. М.: Изд-во ООО «Вопросы психологии" — 2001. С. 62−93.
  33. В. Некоторые социальные последствия вынужденной миграции Текст. / В. Бойков / Вынужденная миграция: причины, состояние перспективы, миграционная политика: Информационный бюллетень «Политическая социология». М., 1993. Т.3. № 10. С. 22−24.
  34. Болыпой психологический словарь Текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Изд-во ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. М.: Изд-во ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  35. С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты Текст. / С. Л. Братченко / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В.Г. Щур-М.: Изд-во «Смысл», 1997. С. 201−223.
  36. С.Л. Проблема выбора критерия нравственного развития личности и пути ее решения Текст. / С. Л. Братченко / Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Л.-М., 1988. С. 482−491.
  37. A.B. Психология субъекта: индивида и группы Текст. / A.B. Брушлинский //Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 71−80.
  38. T.B. Особенности смыслового принятия женских образов, транслируемых в визуальной рекламе Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 22 с.
  39. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий Текст. / Сост. А. Е. Мачехин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «OJIMA-ПРЕСС», 2003.
  40. Ф.Е. Методологический анализ в психологии Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГППУ- «Смысл», 2003. 240 с.
  41. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк. М., 1984.
  42. Ф.Е. Психотехника выбора. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии Текст. / Ф. Е. Василюк / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Изд-во «Смысл», 1997. С. 284−315.
  43. Ф.Е. Структура образа Текст. / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 5−20.
  44. Ф.Е. Психология переживания Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984.200 с.
  45. A.A. Психолого-синергетический потенциал информационных технологии Текст. / A.A. Веряев // Сибирский психологический журнал. 1997. Вып. 5. С. 8−15.
  46. Е.А. Образ науки в средствах массовой информации Текст. / Е. А. Володарская // Психологический журнал. 2007. № 2. С. 31−44.
  47. Т.С. Идентификация как психологический механизм формирования этнического самосознания Текст. / Т. С. Воропаева // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 1.
  48. JT.C. Сознание как проблема психологии поведения Текст. / JI.C. Выготский. М., 2000.
  49. .А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности Текст. / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец // Психологический журнал. 1996. Т.П. № 5. С. 69−75.
  50. П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. М., 1999.
  51. A.A. Образная сфера личности. Психология и психоанализ рекламы Текст.: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистки / A.A. Гостев. Самара: Изд. дом «Бахрат-М», 2007.
  52. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы Текст. / Н. В. Гришина / Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 143−156.
  53. Е.Е. Информационное развитие социальных систем Текст. / Е. Е. Данилова. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2002.
  54. P.A., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Введение в чело-векознание Текст. / P.A. Зобов, В. Н. Келасьев. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001.
  55. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. / В. А. Иванников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  56. В.А. Формирование побуждений к действию Текст. / В. А. Иванников //Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 113−123.
  57. В.П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности Текст. / В. П. Иванов / Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования. Киев: Изд-во «Наукова думка», 1986. С. 10−88.
  58. Д.В. Виртуализация общества Текст. / В. П. Иванов / Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.
  59. О.Г. Психологические особенности стереотипизации смысложизненных ориентации учащихся на начальном этапе профессионального самоопределения Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук / О.Г. Ка-гальницкая. Ростов-на-Дону, 2006. 21 с.
  60. Е.Е. Категориальная структура образа опасности (безопасности) в рекламной коммуникации Текст. / Е. Е. Караванова / Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т.1. М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2002. С. 260−291.
  61. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. М., 2000. Гл. VIII.
  62. М. Становление общества сетевых структур Текст. / М. Кастельс / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999.
  63. A.B. Тендерные компоненты этнических представлений (по результатам пилотажного эксперимента) Текст. / A.B. Кирилина / Тендерный фактор в языке и коммуникации. Иваново, 1999. С. 46−53.
  64. Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну Текст. / Н. Б. Кириллова. М.: Изд-во «Академический проект», 2006
  65. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса Текст. / J1.A. Китаев-Смык. М., 1983.
  66. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. / Е. А. Климов. М., 1995.
  67. А.Р. Коммуникативный эффект от передачи познавательной информации в СМИ Текст. / А. Р. Кожаринова / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2010. № 4. Культурология (дата обращения 10.12.2010).
  68. A.B. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных концепций Электронный ресурс.: www. zpu-journal.ru (дата обращения- 20.10.2010) / A.B. Костина.
  69. П. Психические образы как мост между субъектом и объектом Текст. / П. Кюглер / Кембриджское руководство по аналитической психологии. М., 2000.
  70. В.И. Личность в экстремальный условиях Текст. / В. И. Лебедев. М., 1989.
  71. И.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию Текст. / И. М. Лебедева. М, 1998.
  72. И.М. Новая русская диаспора Текст.: социально-психологический анализ / И. М. Лебедева. 2-е изд. доп. М., 1997. 333 с.
  73. Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла Текст. / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 1999. № 3. С. 48−58.
  74. Н.М. Социальная психология этнических миграций Текст. / Н. М. Лебедева. М., 1993.
  75. Г. Психология народов и масс Текст. / Г. Лебон. СПб., 1896.
  76. A.A. Деятельный ум Текст. (Деятельность, Знак, Личность) / A.A. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 2001.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
  78. А.Н. К психологии образа Текст. / А. Н. Леонтьев // Вестник Московского университета. 1986. Сер. 14. Психология. № 3. С. 72−76.
  79. А.Н. Образ мира Текст. / А. Н. Леонтьев / Избранные психологические произведения: в 2-х тт. М., 1983. Т. 2. С. 251−262.
  80. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
  81. А.Н. Психология образа Текст. / А. Н. Леонтьев // Вестник Московского университета. 1979. Сер. 14. Психология. № 2.
  82. А.Н. Становление психологии деятельности: ранние работы Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 2003.
  83. А.Н., Кринчик Е. П. Некоторые особенности переработки информации человеком Текст. / А. Н. Леонтьев, Е. П. Кринчик / Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 227−241.
  84. А.Н., Розанова Т. В. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия Текст. / А. Н. Леонтьев, Т. В. Розанова // Советская педагогика. 1951. № 10. С. 60−77.
  85. Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа Текст. / Д. А. Леонтьев // Вестник Московского университета. 1988. Сер. 14. Психология. № 2. С. 3−14.
  86. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке Текст. / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1989. № 3.
  87. Д.А. Методика изучения ценностных ориентации Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 1992.
  88. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 2003. 487 с.
  89. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека Текст. / Д. А. Леонтьев / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Изд-во «Смысл», 1997. С. 156−177.
  90. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции Текст. / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−26.
  91. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования Текст. / Д. А. Леонтьев, Н.В. Пи-липко // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 97−111.
  92. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 1992. 17 с.
  93. Леонтьев Д. А. Психология смысла Текст. / Д. А. Леонтьев. М., 1999.
  94. . Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме Текст. / Ж. Липовецки / Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.
  95. У. Общественное мнение Текст. / У. Липпман. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
  96. A.M. Антропология мифа Текст. / A.M. Лобок. Екатеринбург: Отдел образования администрации Октябрьского района, 1997.
  97. A.M. Мировосприятие как социокультурный феномен (исто-рико-генетический аспект) Текст.: Дисс. канд. филос. наук / A.M. Лобок. Свердловск: УрГУ, 1986.
  98. H.A. Модельные представления о безопасной личности Текст. / H.A. Лызь // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». 2005. № 7 (51). С. 21−25.
  99. М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры Текст. / М. Маклюэн. М., 2003.
  100. А. Современный «образ мира»: действительность Текст. / А. Макушинский // Вопросы философии. 2002. № 6. С. 121.
  101. И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы Текст. / И. А. Мальковская. М., 2004.
  102. И. Миграционные метаморфозы Казахстана Текст. / И. Ма-санов / В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии / Под ред. А. Р. Вяткнна, Н. П. Космарской, С. А. Пакарина. М., 1999. С. 127−151.
  103. А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу / Перев. с англ. A.M. Татлыдаевой. СПб., 1999.
  104. Л.В. Психологические основы создания позитивного образа России в информационном пространстве Текст. / Л. В. Матвеева // Национальный психологический журнал. 2007. № 1(2).
  105. JI.B., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология массовой коммуникации Текст. / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2004.
  106. Л.В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации Текст. / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2004.
  107. С.М. Проблема политического стереотипа в зарубежной политической психологии Текст.: учебное пособие / С. М. Медведева. М.: Изд-во «МГИМО-Университет», 2005.
  108. Н. Информационное общество как этап новейшей истории Текст. / Н. Моисеев // Свободная мысль. 1996. № 1. С. 81−83.
  109. Морис Мерло-Понти. Феноменология восприятия Текст. / Морис Мерло-Понти / Под редакцией И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. Пер. с французского. СПб: Изд-во «Ювента», «Наука», 1999.
  110. В.И. Вынужденная миграция в СНГ Текст. / В.И. Муко-мель//Миграция. 1997. № 1. С. 7−10.
  111. B.C. Картина мира: индивидуальные различия Текст. / B.C. Мухина / Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1999.
  112. B.C. Феноменология развития и бытия личности Текст.: избранные психологические труды / B.C. Мухина. М.-Воронеж, 1999. С. 438.
  113. В.Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. М. Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 1995.
  114. И.А. Информатизация культуры Текст.: монография / И. А. Негодаев. Ростов-на-Дону: Изд-во ЗАО «Книга», 2003.
  115. Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование Текст. / Н. И. Непомнящая. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
  116. А. Исторически обусловленные модификации образа мира Электронный ресурс. / А. Обухов // Развитие личности. 2003. № 4. С. 51−68. http://rl-online.ru/articles/4−03.html (дата обращения 10.01.2011).
  117. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка Текст.: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / российская АН.- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотипное -М.: Изд-во «АЗЪ», 1995. 928 с.
  118. В.И. Еврейская эмиграция- мотивы, барьеры, трансформация идентичности Текст. / В. И. Павленко / Этническая психология и общество / Отв. ред. Я. М. Лебедева. М., 1997. С. 321−334.
  119. С.А. Этническая миграция в постсоветском пространстве Текст. / С. Панарин / В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии / Под ред. А. Р. Вяткина, Н. П. Космарской, С.А. Пана-рина. М., 1999. С. 30−77.
  120. В.П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное сотрудничество Текст. / В. П. Панюшкин / Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. A.A. Бодалева. М.: НИИОП АПН СССР, 1979. С. 36−44.N
  121. Е.Ю. К характеристике мотивационной регуляции волевого и импульсивного действия Текст. / Е. Ю. Патяева / Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. С. 10−11.
  122. В.Ф. Основы психосемантики Текст. / В.Ф.Петренко/ Основы психосемантики. 3-е изд. М.: Эксмо, 2010.
  123. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. / В. В. Петухов // Вестник Московского университета. 1984. Сер. 14. Психология. № 21. С. 13−21.
  124. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности Текст. / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. 112 с.
  125. Проблемы медиапсихологии-2 Текст. / Журналистика в 2002 году: СМИ и реалии нового века. Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2003.
  126. Е.Е. Психология журналистского творчества Текст.: учебное пособие / Е. Е. Пронина. М.: Изд-во КДУ, 2006. 368 с.
  127. Психологи о мигрантах и миграции в России Текст. // Информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 2.
  128. Психологические тесты Текст. / Под ред. A.A. Карелина: в 2-х тт. М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2003. Т. 1. 312 с.
  129. Психологические тесты Текст. / Под ред. Э. Р. Ахмеджанова. М.: Изд-во «Лист», 1996. 320 с.
  130. Психологический лексикон Текст. Энциклопедический словарь в 6-ти тт. / Ред.-сот. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. Т. «Общая психология». 249 с.
  131. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко М., 1998.
  132. Психология экстремальных ситуаций Текст.: хрестоматия. М., 2000.
  133. Психология. Словарь Текст. / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  134. A.A. Смысловая регуляция пространственного образа Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1980, 19с.
  135. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России Текст. / А. И. Ракитов // Вопросы философии. 1994. № 4.
  136. А.И. Наш путь к информационному обществу Текст. / А. И. Ракитов / Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989.
  137. В., Коксинен М. Деятельность социального педагога по социокультурной адаптации учащихся иностранцев Текст. / В. Раутен, М. Коксинен. Методологические основы социальной работы. М., 1991.
  138. A.A. Психология изучения личности Текст.: учебное пособие / A.A. Реан. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  139. Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в школьном образовании Текст. / Н. С. Речкин. РНД., 2005.
  140. Рок И. Введение в зрительное восприятие Текст. / И. Рок. М.: Изд-во «Педагогика», 1980. Т. 2. 280 с.
  141. С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во «Педагогика», 1973.
  142. С.JI. Человек и мир Текст. / СЛ. Рубинштейн. М.: Изд-во «Наука», 1997.
  143. A.B. Социальная информатика Текст. / A.B. Рунов. М., 2008.250 с.
  144. Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селье. Рига, 1992.
  145. Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Изд-во «Речь», 2006.
  146. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995.
  147. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения Текст. / С. Д. Смирнов. М., 1985.
  148. С.Д. Мир образов и образ мира Текст. / С. Д. Смирнов // Вестник Московского университета. 1981. Сер. 14. Психология. № 2.
  149. С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов Текст. / С. Д. Смирнов / А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 149−155.
  150. Г. У. Психология межэтнической напряженности Текст. / Г. У. Солдатова. М., 1997.
  151. Г. У., Шайгерова Л. Социокультурная адаптация и психологическое здоровье вынужденных мигрантов Текст. / Г. У. Солдатова, Л. Шайгерова / Психологическая помощь мигрантам в России: исследования и практика. М., 2003. С. 14−54.
  152. Г. У., Шайгерова Л. А., Калиненко В. К., Кравцова O.A. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культур, кризис идентичности Текст. / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, В. К. Калиненко, O.A. Кравцова. М., 2002.
  153. И.В. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и психореабилитация Текст. / И. В. Соловьев. М., 2000.
  154. И.Г. Образ человека в социокультурном пространстве информационного общества Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук.
  155. Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации Текст. / Т. Г. Стефаненко. М., 1999.
  156. Т.Г. Этнопсихология Текст. / Т. Г. Стефаненко. М., 1999.
  157. А.П. Понятие «образа мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания Текст. / А. П. Стеценко // Вестник Московского университета. 1987. Сер. 14. Психология. № 3. С. 26−37.
  158. В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа Текст. / В. В. Столин / Восприятие и деятельность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 101−208.
  159. В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М., 1982.
  160. В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании Текст. / В. В. Столин, М. Кальвиньо // Вестник Московского университета. 1982. Сер. 14. Психология. № 3. С. 38−46.
  161. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики Текст. / Т. Стоуньер / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 335.
  162. И.А. Стратегия поведения русской молодежи в странах нового зарубежья Текст. / И. А. Субботина. Молдавия. М., 1998,
  163. П., Роджерс К. Диалог Текст. / П. Тиллих, К. Роджерс // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 2. С. 133−150.
  164. Т.М. Жизненный мир как способ саморазвития личности Текст. / Т. М. Титаренко. Философия психологии: возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти B.C. Соловьева). М: Изд-во «Смысл», 2001. С. 94−103.
  165. Э. На пороге будущего Текст. / Э. Тоффлер / Американская модель: с будущим в конфликте. М., 1984.
  166. Э. Третья волна Текст.: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
  167. Э. Шок будущего Текст. / Э. Тоффлер. М., 2003.
  168. В.В., Старых Н. В. История рекламы Текст. / В. В. Ученова, Н. В. Старых. 2-е изд. СПб., 2002.
  169. А., Боннер С. Культурный шок Текст. / А. Фернхем, С. Бочнер / Солдатова Г. У., Шайгерова JI.A. Калиненко В. К., Кравцова O.A. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культур, кризис идентичности. М., 2002. С.193−200.
  170. СЛ. Реальность и человек Текст. / C.JI. Франк / Сост. A.A.г
  171. Ермичева. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.
  172. В. Воля к смыслу Текст. / В. Франкл. Пер. с англ. М.: Изд-во «Апрель-Пресс», «ЭКСМО-Пресс», 2000.
  173. В. Человек в поисках смысла Текст.: сборник / В. Франкл. Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во «Прогресс», 1990.
  174. М. Время и бытие: статьи и выступления Текст. / М. Хай-деггер. М.: Изд-во «Республика», 1993.
  175. А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я» Текст. / А. У. Хараш / Общение и развитие психики. М., 1988. С. 30−41.
  176. А.У. Хараш // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 84−95.
  177. Р. Психология массовых коммуникаций Текст. / Р. Харрис. М.: Изд-во «Олма-пресс», 2003.
  178. Д.С., Смолян Г. Л. Сетевая информационная революция Текст. / Д. С. Черешкин, Г. Л. Смолян // Информационные ресурсы России. 1997. № 4. С. 15−18.
  179. А. Мир современных медиа Текст. / А. Черных. М.: Изд-во «Территория будущего», 2007.
  180. П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке Текст. / П. Н. Шихирев // Вопросы философии. 1971. № 5.
  181. П.Н. Социальные стереотипы Текст. / П. Н. Шихирев // Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998. С. 538.
  182. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе Текст. / В. А. Ядов // Социологический журнал. 1994. № 1.
  183. С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения Текст. /С. Чугров // Мировая экономика и мировые отношения. 1993. № 5. 63 с.
  184. Adorno T.W., Frankel-Brunswik Е., Levinson D.J., Sanford R.N. The authoritarian Personality Текст. / T.W. Adorno, E. Frankel-Brunswik, D.J. Levinson, R.N. Sanford. N.Y., 1950
  185. Allport G. Nature of prejudice Текст. / G. Allport. Cambridge: MA, 1954.
  186. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting Текст. / D. Bell. N.Y., Basic Books, Inc., 1973.
  187. Berry J.W., Poortinga Y.N., Segall M.N., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: research and application Текст. / J.W. Berry, Y.N. Poortinga, M.N. Segall, P.R. Dasen. N.Y., 1990.
  188. Drucker P.F. The New Realities Текст. / P.F. Drucker. Oxford, 1996.
  189. Furnham A., Bechner S. Culture Shock: Psychologial reaction to unfamiliar environments Текст. / A. Furnham, S. Bechner. L&N.Y., 1986.
  190. Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory Текст. / G. Gerbner / Human Communication Theory. N.Y. 1967
  191. Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in work-related values Текст. / G. Hofstede. Beverly Hills, 1984.
  192. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society Текст. / R. In-glehart. Princeton (N.Y.): Princeton Univ. Press, 1990.
  193. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society Текст. / Y. Masuda. Washington: World Future Soc., 1983.
  194. Matsumoto D. Culture’s and Psychology Текст. / D. Matsumoto. N.Y., 1996.
  195. Oakes P.J., Haslm S.A., Turner J.C. Stereotyping and social reality Текст. / P.J. Oakes, S.A. Haslm, J.C. Turner. Blackwell: Oxford-Mass, 1994.
  196. Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context Текст. /М. Poster. Cambridge: Polity Press, 1990.
  197. Robertson D.S. The information revolution Текст. / D.S. Robertson / Communication Pres. N.Y., 1990.
  198. Rogers K. Toward a More Humanistic Science of the Person Текст. / К. Rogers // Journal of Humanistic Psychology. 1978. № 9.
  199. Rosengren K., Wenner L., Palmgreen P. Media Gratifications Research Текст.: Current Perspectives / K. Rosengren, L. Wenner, P. Palmgreen. Beverly Hills: Sage, 1985
  200. Scollon R., Scollon S.W. Intercultural communication: A discourse approach Текст. /R. Scollon, S.W. Scollon. Maiden, Mass., 2001.
  201. Stangor C., Schaller M. Stereotypes as Individual and Collective Representations Текст. / С. Stangor, M. Schaller / Stereotypes and stereotyping / Eds. C.N. Macrae, M. Hewstone. N. Y-L., 1996.
  202. Stereotype accuracy: towards appreciating group differences Текст. / Eds. Y-T. Lee, L.J. Jussim, C.R. McCauley. Wash., 1995.
  203. Stroebe W., Insko C.A. Stereotype, Prejudice, and Discrimination: Changing Conceptions in Theory and Research Текст. / W. Stroebe, C.A. Insko / Stereotypes and stereotyping / Eds. C.N. Macrae, M. Hewstone. N. Y-L., 1996.
Заполнить форму текущей работой