Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Драматический треугольник (треугольник Карпмана)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ситуации коучинга коуч помогает клиенту входить в ресурсное состояние, в котором у него появляется мотивация менять ситуацию и принимать на себя ответственность. Если собеседник уже находится в Треугольнике, помочь ему осознать, что удерживает его в сложившихся взаимодействиях, какие выгоды он от этого получает. Задавать открытые вопросы, которые помогают собеседнику самостоятельно прояснить… Читать ещё >

Драматический треугольник (треугольник Карпмана) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Драматический треугольник (треугольник Карпмана) — модель, которая описывает взаимодействие между несколькими людьми, где каждый выступает в одной из трех символических ролей: Жертва, Спасатель, Преследователь[1].

В драматическом треугольнике участники меняются ролями, как бы ходят по кругу, играя в игру, главная цель которой — найти и наказать виноватого[2].

Взаимодействие в Драматическом треугольнике.

Схематично взаимодействие в драматическом треугольнике (треугольнике Карпмана) выглядит так. Есть негативная ситуация, в которой Преследователь обвиняет Жертву, утверждая, что она угрожает благополучию, безопасности и ее необходимо обезвредить. Преследователь использует обвинения и (или) запугивание для управления Жертвой или обращается за помощью к Спасателю (рис. 7).

Драматический треугольник.

Рис. 7. Драматический треугольник.

Жертва обвиняет Преследователя и ищет Спасателя, чтобы тот избавил ее от чувств страха, вины и беспомощности и «наказал» Преследователя.

Спасатель ищет признания, одобрения и стремится найти их в спасении Жертвы от Преследователя.

Пример. Помогите с командой…

Руководитель подразделения считает, что подчиненный ему менеджер отдела проявляет недостаточно усилий по реструктуризации и смене команды в отделе. Чтобы повысить его результативность, руководитель приглашает коуча. Эта ситуация провоцирует попадание в треугольник, где коуч может взять на себя роль Спасателя, спасая Жертву (Клиента коучинга — менеджера отдела) от Преследователя (Заказчика — руководителя подразделения). При этом коуч впоследствии сам может оказаться в роли Жертвы для обеих сторон, если не прояснит ожидания и возьмет на себя обязательства по улучшению ситуации вместо того, чтобы помочь Клиенту и Заказчику наладить взаимоотношения собственными силами.

  • 2. Коуч не дает советов и прямых рекомендаций, что является частью методологии коучинга. Сдержанность с советами стоит проявлять и наставнику, тренеру, менеджеру. Любой совет позволяет переложить ответственность за его последствия на автора совета.
  • 3. Задавать открытые вопросы, которые помогают собеседнику самостоятельно прояснить ситуацию и вырабатывать решения, принимать ответственность за них.
  • 4. Можно побудить своего собеседника описать различные варианты действий и оставить ему право выбора.
  • 5. Если собеседник уже находится в Треугольнике, помочь ему осознать, что удерживает его в сложившихся взаимодействиях, какие выгоды он от этого получает.

Примеры вопросов

«Каковы плюсы и минусы текущей ситуации для Вас лично?», «Как эти же выгоды получить иначе, другими способами?».

6. В ситуации коучинга коуч помогает клиенту входить в ресурсное состояние, в котором у него появляется мотивация менять ситуацию и принимать на себя ответственность.

  • [1] Автор модели — Стефан Карпман, последователь Эрика Бёрна, основателя трапсакт-ного анализа.
  • [2] Хотя схематично модель включает трех участников, Драматический треугольникв реальности может затрагивать большее число людей, вовлекать в разрушительные взаимодействия все новых и новых участников.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой