Драматический треугольник (треугольник Карпмана)
В ситуации коучинга коуч помогает клиенту входить в ресурсное состояние, в котором у него появляется мотивация менять ситуацию и принимать на себя ответственность. Если собеседник уже находится в Треугольнике, помочь ему осознать, что удерживает его в сложившихся взаимодействиях, какие выгоды он от этого получает. Задавать открытые вопросы, которые помогают собеседнику самостоятельно прояснить… Читать ещё >
Драматический треугольник (треугольник Карпмана) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Драматический треугольник (треугольник Карпмана) — модель, которая описывает взаимодействие между несколькими людьми, где каждый выступает в одной из трех символических ролей: Жертва, Спасатель, Преследователь[1].
В драматическом треугольнике участники меняются ролями, как бы ходят по кругу, играя в игру, главная цель которой — найти и наказать виноватого[2].
Взаимодействие в Драматическом треугольнике.
Схематично взаимодействие в драматическом треугольнике (треугольнике Карпмана) выглядит так. Есть негативная ситуация, в которой Преследователь обвиняет Жертву, утверждая, что она угрожает благополучию, безопасности и ее необходимо обезвредить. Преследователь использует обвинения и (или) запугивание для управления Жертвой или обращается за помощью к Спасателю (рис. 7).
Рис. 7. Драматический треугольник.
Жертва обвиняет Преследователя и ищет Спасателя, чтобы тот избавил ее от чувств страха, вины и беспомощности и «наказал» Преследователя.
Спасатель ищет признания, одобрения и стремится найти их в спасении Жертвы от Преследователя.
Пример. Помогите с командой…
Руководитель подразделения считает, что подчиненный ему менеджер отдела проявляет недостаточно усилий по реструктуризации и смене команды в отделе. Чтобы повысить его результативность, руководитель приглашает коуча. Эта ситуация провоцирует попадание в треугольник, где коуч может взять на себя роль Спасателя, спасая Жертву (Клиента коучинга — менеджера отдела) от Преследователя (Заказчика — руководителя подразделения). При этом коуч впоследствии сам может оказаться в роли Жертвы для обеих сторон, если не прояснит ожидания и возьмет на себя обязательства по улучшению ситуации вместо того, чтобы помочь Клиенту и Заказчику наладить взаимоотношения собственными силами.
- 2. Коуч не дает советов и прямых рекомендаций, что является частью методологии коучинга. Сдержанность с советами стоит проявлять и наставнику, тренеру, менеджеру. Любой совет позволяет переложить ответственность за его последствия на автора совета.
- 3. Задавать открытые вопросы, которые помогают собеседнику самостоятельно прояснить ситуацию и вырабатывать решения, принимать ответственность за них.
- 4. Можно побудить своего собеседника описать различные варианты действий и оставить ему право выбора.
- 5. Если собеседник уже находится в Треугольнике, помочь ему осознать, что удерживает его в сложившихся взаимодействиях, какие выгоды он от этого получает.
Примеры вопросов
«Каковы плюсы и минусы текущей ситуации для Вас лично?», «Как эти же выгоды получить иначе, другими способами?».
6. В ситуации коучинга коуч помогает клиенту входить в ресурсное состояние, в котором у него появляется мотивация менять ситуацию и принимать на себя ответственность.