Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Работа психолога на третьем этане

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль приемных родителей требует умственного и эмоционального напряжения для того, чтобы понять ребенка и удовлетворить его потребности. Поэтому недостаточно только любить его, нужно суметь донести до ребенка эту любовь. У желающих стать приемными родителями существует более или менее осознанная надежда, что им удастся найти советника, который бы мог решить все проблемы и был бы способен найти… Читать ещё >

Работа психолога на третьем этане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На данном этапе особое внимание уделяется подготовке семьи и ребенка к приему через их диагностику, совместную подготовительную работу с ними, подготовку бабушек и дедушек, а также братьев и сестер. Рассмотрим направления, задачи и технологии такой работы (табл. 1).

Таблица 1

Подготовка семьи и ребенка к приему [Ослон].

I Управление подготовки.

Задачи.

Технологии.

Подготовка базисной семьи к приему ребенка.

Помощь в решении психологических проблем семьи; актуализация ресурсов семьи; повышение уровня коммуникативной компетентности семьи в целом; формирование навыков взаимодействия в семейной системе на новом этапе функционирования; создание психологического пространства для приемного ребенка; предупреждение неадекватных способов реагирования на проблемы ребенка; формирование компетенций приемных родителей.

Консультирование, ориентировочный тренинг, но коррекции ожиданий от ребенка, уточнению мотивации приема;

основной тренинг, индивидуальные консультации по актуализации внутренних (семейной системы) и внешних (поддерживающая сеть) ресурсов семьи, созданию «психологической ниши» для приемного ребенка в семье, формированию специфических родительских компетенций.

Подготовка ребенка к приему.

Помощь в решении психологических проблем ребенка; повышение уровня базового доверия и коммуникативной компетентности в целом; формирование навыков взаимодействия в семейной системе.

Индивидуальная работа по нивелированию (завершению) ситуации травмы, формирование мотивации к помещению в приемную семью.

Подготовка семьи и ребенка к совместной жизни.

Формирование психологических условий для принятия родителями приемного ребенка; обучение членов базисной семьи и приемного ребенка поведению в наиболее сложных ситуациях межличностного взаимодействия; форм ирова* I ие доверител ы i ых отношений между ребенком и родителями.

Консультирование, совместный тренинг по активизации родительского поведения, коррекции взаимных ожиданий, созданию условий для выстраивания идентификационного поля в семье, встраиванию ребенка в «психологическую нишу» семьи; диагностика готовности ребенка и семьи к приему.

Окончание табл. 1

Направление подготовки.

Задачи.

Технологии.

Подготовка других членов семьи к приему ребенка.

Формирование психологических условий для принятия всеми членами семьи приемного ребенка;

обучение бабушек и дедушек, братьев и сестер приемного ребенка поведению в наиболее сложных ситуациях межличностного взаимодействия; формирование доверительных отношений между ребенком и всеми членами семьи.

Консультирование, тренинги.

Подготовка ребенка к жизни в семье.

Коррекция нарушений в развитии и поведении, обусловленных последствиями воспитания в депривационных условиях;

отреагирование травматических переживаний; обучение социальным навыкам, в том числе навыкам жизни в семье.

Диагностика потребностей ребенка в приеме, проведение программ по формированию позитивного образа взрослого, моделей взаимоотношений в семье с помощью переходных объектов, развитию ребенка на основных уровнях психическо го станов л е н и я (сенсорном, когнитивном, эмоциональном, социальном), стимуляция экспрессивномимических средств общения.

Терапевтическая работа с семьей и ребенком.

Только для семей, переживших серьезную психологическую травму и (или) для семей, принимающих детей с ограниченными возможностями здоровья или серьезными нарушениями в поведении (прил. 3).

Для семей — тренинг по завершению ситуации травмы и овладению методами самопомощи при стрессах и (или) специализированный тренинг, позволяющий сформировать необходимые компетенции в области реабилитации ребенка.

Для детей, переживших насилие и жестокое обращение, с расстройствами поведения — перед приемом в семью.

Для детей — психологическая реабилитация.

После принятия решения об усыновлении супруги нуждаются в сопровождении в процессе ожидания ребенка; в обсуждении вопроса о том, что каждый ребенок имеет свою историю, и что одной любви, испытываемой по отношению к нему, недостаточно, нужно суметь ее донести, а усыновление — это процесс, в который будут вовлечены все члены семьи, а не только будущие родители.

По окончании оценочных бесед для кандидатов в усыновители открывается новый этап — этап ожидания, характеризующийся главным образом мыслями, чувствами и эмоциями, вызванными отсутствием своего ребенка. Родители должны понимать, что это не бесполезное и потерянное время, а очень важный период, когда активизируется фантазия, рождая образы ребенка, которого пока еще нет, который пока еще не знаком потенциальным родителям. Мысли об ожидаемом ребенке дают силу и энергию, подготавливая супругов к возможным неприятностям, с которыми они могут встретиться на пути усыновления. Очень важно думать и мечтать о ребенке, который нуждается в любящих родителях, но который придет к ним со своим багажом определенного опыта, и этот опыт нужно будет постичь и попять, ибо он определяет личность ребенка. В отличие от естественной беременности, во время которой физиологические изменения матери способствуют формированию новых мыслей и чувств, факт усыновления вызывает в сознании супругов много сомнений. А протяженность этапа ожидания зависит от внешнего решения, и его сроки непредсказуемы.

Ребенок действительно может прибыть в семью через несколько месяцев после подачи заявления или вообще никогда не прибыть. Этот временный перерыв образовывает пустоту, которую нужно чем-то заполнить. В это время фантазии амбивалентно усиливаются, создавая образ воображаемого ребенка и порой его идеализируя. Иногда супруги жалуются на длительность формальностей и времени, которое должно пройти, прежде чем ребенок будет усыновлен, но именно в этот период ожидания зарождается любовь к ребенку, которого еще нет и которого так хочется видеть рядом. Именно в этот период активизируется сознание, рождая новые мысли и новые проекты.

Время ожидания не является бесполезным только потому, что ничего не происходит; это переходное время, время внутреннего изменения, нового ощущения себя и другого. Часто во время общения с представителями органов опеки и других служб супруги подчеркивают, что беседы с психологом заставили их задуматься и поразмышлять о себе самих, о своем собственном прошлом и о прошлом своей семьи, о семьях предков.

Следующим значимым аспектом является формирование понимания того, что ребенок придет в семью уже со своей историей, с прошлым опытом.

Супруги, подавая запрос па усыновление, не знают, каким будет усыновленный ими ребенок, предвосхитить встречу с которым они могут сначала только мысленно. Необходимо подвести супругов к теме знакомства с характеристикой ребенка, который должен быть усыновлен, его личной историей, историей его родной семьи. Это очень важно для дальнейшего преодоления еще одного потрясения, которое ждет ребенка.

Приемный ребенок имеет свою собственную историю, отличную изначально и присущую лишь ему одному, иногда не имеющую ничего общего с историей супружеской пары, чьим ребенком он станет. Достаточно трудно предположить, что за одну встречу можно перейти от максимальной отчужденности к максимальной близости, какой отличаются отношения между родителями и детьми.

Важно учитывать и уважать следующие факторы:

  • — возраст и историю жизни ребенка;
  • — физические и психические условия, в которых он рос до настоящего момента;
  • — связи со взрослыми, которые имели для него большое значение (если они были). Были ли эти отношения положительными, недостаточными, или ребенок был их лишен; какой тип эмоциональной привязанности был установлен, и как он повлияет на рост и поведение ребенка в будущем. Значимым является и тип эмоциональных отношений, которые усыновители смогут установить с ребенком, уважая его личную историю и культурные ценности, которые создают его личность. Нельзя забывать, что усыновленный ребенок был брошен своими родителями, причины чего в каждом случае разные. Э го ребенок, который должен пережить большое потрясение в виде разрыва предыдущих эмоциональных связей, потери родителей, должен адаптировать свое поведение к новой действительности, в которой ему предлагается жить. Поэтому способность усыновляющих супругов помочь ребенку в этом процессе изменении является основополагающей для его будущего развития.

Ребенок не рождается в момент усыновления. Существует его прошлое, то первичное, что характеризует ребенка и что создано его этническим началом, его привычками в питании и поведении.

Усыновляемый ребенок зачастую переживает, что на нем лежит печать несмываемой вины за что-то; он плохой, нечестный и нелюбимый, как и его биологические родители; именно поэтому он должен сделаться милым и приятным, но отношению к новым родителям с самого начала, чтобы избежать возврата туда, откуда он прибыл.

Эти переживания могут на первых порах оказать влияние на взаимоотношения с новыми родителями, заставляя ребенка испытывать чувства страдания, раздражения или вызывая трудности адаптации. Даже в том случае, если ребенок стремится понравиться приемным родителям и сделать так, чтобы они приняли его, нельзя забывать, что он переживает серьезные изменения.

Необходимо сообщать приемным родителям и учитывать особенности и риски адаптации ребенка к семье. Исследователи ввели различные показатели трудностей семейного устройства детей (табл. 2). Эти показатели убеждают в необходимости специально организованной работы по подготовке детей к передаче в семью.

Тем не менее, большое количество проблем приемного ребенка, в том числе память о прошлом и неопределенность будущего, вызывающие большое количество переживаний, можно преодолеть только со временем. Только через доверие к новым родителям можно будет выстроить процесс привыкания в зависимости от возраста и поведения ребенка, его прошлого, его культурной принадлежности. В этом процессе большое значение имеет все, в том числе то, как смоделированы роли родителей, которые обусловливаются привычками, обычаями, традициями. Такие виды поведения, как свобода, автономия, ранняя ответственность и независимость, трактуются порой как недостаток привязанности, в то время как в действительности в разных культурах превалируют разные воспитательные системы.

Взаимная поддержка и любовь членов семьи друг к другу позволяют преодолеть сложности. Доверие позволяет выявить проблемы, а значит, и решить их.

Оценка рисков при передаче ребенка в семью [Шмидт].

Таблица 2

Степень риска.

Возрастные особенности ребенка.

Требования к семье.

Формы поддержки.

Низкая.

До 6 лет.

Более или менее позитивный опыт семейного детства в первые 2−3 года жизни. Признаки способности сформировать устойчивую привязанность, развиваться.

Соответствующий опыт понимания потребностей ребенка. Способность оказывать поддержку. Понимание различий между усыновлением и опекой (патронатом). Обеспечение безопасности.

Получение различных денежных выплат (пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.). Доступ в группу помощи. Тренинг поведения. Потребность в длительной помощи, как правило, отсутствует.

Умеренная.

От 6 до 10 лет. Родительство с рядом изъянов в первые годы жизни. Значительные поведенческие трудности. Способность сформировать привязанность ограничена.

Ко всему перечисленному выше добавляется готовность принять обстоятельства жизни ребенка. Способность получать удовлетворение от небольших продвижений ребенка.

Ко всему перечисленному выше добавляется помощь в освоении учебных навыков. Временное пребывание специалистов с ребенком. Терапия.

Высокая.

Старше 10 лет. Родительство со значительными проблемами. Поведенческие проблемы во всех сферах жизни. Проблема привязанности. В разные периоды жизни воспроизводятся одни и те же поведенческие проблемы. Синдром реактивного расстройства привязанности.

К перечисленному выше — настойчивость, чувство юмора, терпимое отношение к сопротивлению ребенка. Способность воздерживаться от соблазна задабривать (баловать) ребенка.

К перечисленному выше — работа команды специалистов разного профиля, которые могли бы уделять ребенку и семье много времени.

Необходимо передать и идею важности функции отношений в группе. Группа позволяет выразить свои трудности, тревогу, опасения и беспокойства, а также успехи перед лицом других людей, которые разделяют с приемными родителями эти чувства. Группа помогает чувствовать себя менее одиноким в преодолении трудностей. Другими словами, человек, вслух говоря о своих проблемах, начинает меньше их бояться. А когда он обсуждает их с другими, он понимает, что с теми же самыми проблемами сталкиваются и они, а нс только он один.

Роль приемных родителей требует умственного и эмоционального напряжения для того, чтобы понять ребенка и удовлетворить его потребности. Поэтому недостаточно только любить его, нужно суметь донести до ребенка эту любовь. У желающих стать приемными родителями существует более или менее осознанная надежда, что им удастся найти советника, который бы мог решить все проблемы и был бы способен найти ответы на все вопросы. Однако на деле не существует ни готовых рецептов, ни ответов, которые могли бы подойти на все случаи жизни. Даже если эксперты и могут помочь, то именно родители остаются в постоянном контакте с ребенком: они могут использовать помощь в той степени, в которой они будут готовы к обсуждению и вовлечению себя в это обсуждение в качестве первых лиц. Необходимо поощрять следующие шаги:

  • — задаваться вопросом, а чего, собственно, следует ожидать;
  • — видеть ребенка таким, какой он есть, с его способностями и в его рамках, ведь каждый ребенок уникален;
  • — анализировать свои чувства к ребенку;
  • — стараться быть терпеливым с малышом;
  • — стараться понять ребенка через общение с другими родителями и экспертами;
  • — обращаться за помощью и не оставаться в одиночестве;
  • — развивать способность наблюдать и размышлять за действиями ребенка;
  • — стараться ассимилировать себя с ребенком.

Родители должны понимать, что процесс усыновления касается не только их двоих и малыша. Когда происходит доброжелательная встреча приемных родителей и ребенка, между ними устанавливаются добрые и конструктивные отношения. В этом случае взгляд взрослых на ребенка реалистичный. Родители видят его таким, какой он есть, с его ограничениями и потенциалом. Э го наилучшие условия для роста ребенка и для его самореализации.

Необходимо показать, что когда родители привязаны к своим ожиданиям, ребенок вынужден выполнять ту роль, которую они ему уготовили. Иногда разрыв между ожидаемым ребенком и ребенком реальным такой глубокий, что со временем может создать полосу отчуждения между родителями и ребенком и привести в крайних случаях к неудачному опыту усыновления.

Родителям следует дать ощущение того, насколько дети чувствительны к несловесному общению и как точно определяют настоящие чувства родителей. Если усыновленный ребенок помещен в атмосферу, где его не принимают, он ощущает ее и вследствие этого закрывается и отчуждается.

Усыновление — это событие, в которое вовлекаются все родственники «большой семьи». Выбор в пользу того, чтобы стать родителям, делают супруги, но и другие члены семьи не меньше (пусть в разной степени) заинтересованы и вовлечены в это ожидание в зависимости от роли, которую они играют в семье. Они могут помочь созданию атмосферы гостеприимства и заботы.

Усыновленный ребенок неизбежно привносит изменения в жизнь семьи, нарушается существовавшее до этого равновесие, роль каждого члена семьи подвергается сомнению. Таким образом, ребенок вплетается в родственную сеть, где у каждого имеются свои надежды и желания. Поэтому на данном этапе необходимо обсуждать с приемными родителями особенности взаимной подготовки к встрече с бабушками и дедушками, а также братьями и сестрами (при их наличии).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой