Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация профессионально-психологического отбора в спецподразделения ОВД: На материале УВД Тверской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективности отбора способствует всесторонняя детально разработанная профессиограммы и особенно ее личностный блок, как основа социопсихограммы. Обоснованный прогноз-заключение на определенного субъекта может быть разработан исключительно по итогам именно такого всестороннего психологического профессионального обследованияопределение соответствия — несоответствия кандидатов для службы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВЗГЯДАМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ)
    • 1. Отечественные и зарубежные психологи о профессионально-психологическом отборе
    • 2. Деятельностно-личностный подход к профессиональнопсихологическому отбору
  • Глава II. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 1. Психологический анализ деятельности сотрудников специальных подразделений в аспекте ее требований к личности
    • 2. Исследование реальной модели личности сотрудника специальных подразделений (на материале УВД Тверской области)

    § 3. Состояние современной практики профессионального отбора в органах внутренних дел (анализ практики отбора и нормативных документов) и пути оптимизации отбора в специальные подразделения органов внутренних дел.

Оптимизация профессионально-психологического отбора в спецподразделения ОВД: На материале УВД Тверской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В современных условиях в связи с реформированием экономических, социальных и политических отношений эффективность профессиональной деятельности в системе «человек — человек», «человек — социальная группа» приобретает все большую зависимость от внутренних потенциальных возможностей человека как личности. Если усложнены многие виды трудовой и иной деятельности в современных условиях, то исключительно глубоко и радикально они затронули деятельность по охране общественного порядка, и это понятно. Попытки реформирования нередко сталкиваются с конфронтацией различных общественных групп и структур, межнациональными конфликтами и т. п. В отдельных регионах эти конфликты приобрели характер широкомасштабных военных действий, -сопровождающимися многочисленными людскими потерями и большими разрушениями. Гасить эти конфликты, а главное предупреждать их возникновение, призван и личный состав органов внутренних дел.

Растет и организованная преступность. Анализ основных тенденций преступности, на основе сравнения статистических данных Министерства внутренних дел РФ, показывает, что в России быстрыми темпами идет консолидация преступного элемента. Если в 1991 году было выявлено 952 организованные преступные группы, то в 1992 году их уже насчитывали более 4 тысяч.1.

Расширяется деятельность традиционных территориальных группировок, поделивших сферы влияния и контролирующих торговлю, развлекательный комплекс, сферу обслуживания, проституцию, кражи автомашин и другой.

1 С. А. Селиверстов Использование-^специальных подразделений быстрого реагирования в борьбе с организованной преступностью. — М., 1994. преступный промысел. Контроль обслуживается физическими расправами, угрозами, психологическим давлением, уничтожением имущества. Силовая поддержка преступных акций, борьбы между группировками способствовали резкому росту вооруженной преступности, появлению банд новой формации, сочетающих функции охраны, вымогательства, подавления конкурентов и прямого разбоя. В целом количество преступлений с применением огнестрельного оружия постоянно растет. Возрастает противостояние силам правопорядка. С целью завладения оружием участились нападения на сотрудников правоохранительных органов.

Наряду с нарастанием вооруженности и агрессивности преступных группировок наблюдаются быстрые качественные изменения в направлении формирования организованных теневых межрегиональных структур. Прогнозные оценки свидетельствуют, что факторы, определяющие основное направление преступности, сохраняются и требуют дополнительных мер для борьбы с организованной преступностью.1 Основные направления деятельности по укреплению правовой основы государственной и общественной жизни определены в ряде документов.

Такая работа требует от сотрудников высокой готовности к деятельности в экстремальных условиях, способности идти на риск, большой самоотдачи, ведущей к предельным нервно-психическим перегрузкам, что свойственно тем службам, которые связаны с риском для жизни и здоровья, с колоссальными физическими и психическими перегрузками.

Известно, что именно несоответствие индивидуально-психологических, личностных качеств требованиям профессии препятствует быстрому и.

1 Указ Президента России от 14. -06. 94 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности». качественному овладению сотрудниками органов внутренних дел мастерством, требует большого напряжения физических и морально-психологических сил для качественного выполнения задач и, как следствие, приводите необоснованной сменяемости кадров, или же их перенапряжению, росту соматических и психоневрологических заболеваний. В этой связи возрастает значение совершенствования как подготовки так и отбора кадров различных профилей. Особо остро в этом нуждаются специальные подразделения. Анализ практики, материалов проверок показывает, что значительное число сотрудников ОВД не в полной мере справляется, в силу своих индивидуальных, личностных особенностей, с задачами своей весьма специфической, особо сложной и многогранной деятельности, имеющей исключительно высокую социальную значимость.

О необходимости профессионального отбора говорят и следующие факты. По данным высших школ милиции (ВШМ) МВД РФ уже на этапе обучения отчисляется до 30% слушателей. Определенная часть их отчисляется из-за академической неуспеваемости (17%). В основе этих отчислений лежит недостаточная интеллектуально-мотивационная готовность к обучению. Несмотря на вступительные экзамены и конкурсный отбор, определенная часть слушателей ежегодно отчисляется в результате невозможности усваивать * необходимые профессиональные знания. Не менее важной является проблема низкой успеваемости (до 30%) слушателей ВШМ.1.

Принято считать, и это обоснованно, что основными причинами этого, являются серьезные нарушения дисциплины, административные правонарушения. Вместе с тем, по данным Лаборатории медицинских.

1 Методические рекомендации-. по проведению профессионально-^ психологического обследования кандидатов на учебу в учебные заведениях МВД России,-М" 1995. проблем МВД России, до 20% выпускников испытывают серьезные трудности профессиональной адаптациикачество их оперативно-служебной и профессиональной деятельности оцениваются непосредственными начальниками, как недостаточное или лишь удовлетворительное.1 Наше исследование показало, что за этими негативными фактами скрываются и недостатки в психическом развитии, в личностных особенностях сотрудников оперативных служб: низкий уровень мотивации, недостаточная профессиональная целеустремленность и другие.

Деятельность в системе органов внутренних дел предъявляет чрезвычайно высокие требования к физическим, физиологическим, функционально-психологическим и особенно к личностным качествам. Далеко не каждый человек, как показывает жизнь, может быть способным к полноценному её освоению на современном уровне требований, обусловленных качественно новой социальной ситуацией, а также спецификой «человеческого материала», подлежащего управлению, руководству.

Актуальность проблемы и недостаточный уровень ее научной разработанности определили выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель исследования — на основе анализа требований деятельности к личности сотрудника специального подразделения уточнить и систематизировать совокупность личностных качеств, необходимых и достаточных для успешного выполнения служебных и боевых задачсовершенствовать профессиограмму как основу профотбора посредствам усиления и детализации личностного блока.

1 Методические рекомендации по психологическому отбору абитуриентов и сопровождению курсантов высших школ милиции МВД РФ. — М., 1995.

Объект исследования — претенденты на службу в специальных подразделениях, а гак же лица, проходящие службу в данных подразделенияхпроцесс профессионально-психологического отбора лиц претендующих на службу в специальных подразделениях.

Предмет исследования — личностный аспект профессиограммы сотрудников специальных подразделенийусловия и пути оптимизации профессионального отбора на основе совершенствования диагностики и учета социально-психологических качеств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности.

На основе изучения научной литературы по проблеме исследования и обобщения трехлетнего опыта профессионально-психологического отбора, осуществляемого автором, сформулированы следующие гипотезы:

• Успешность деятельности сотрудников специальных подразделений во многом предопределяется осуществлением комплексного: функциональнопсихологического и личностного, т. е. социальнопсихологического профотбора;

• Эффективность отбора кандидатов на освоение (также как и подбора кандидатов на осуществление) профессии находится в прямой зависимости от последовательной реализации личностно-деятельностного подхода к психодиагностике претендента.

Задачи диссертационного исследования: l. Ha основе психологического анализа научной и научно-практической литературы, относящейся к теме исследования, определить степень разработанности проблемы профессионально-психологического отбора лиц связанных с деятельностью в экстремальных условиях.

2. Конкретизировать особенности деятельности и определить совокупность ее требований к личности профессионала (нормативная модель личности) сотрудников специальных подразделений как личностную основу профессиограммы.

3. Разработать рекомендации п<3 совершенствованию процедуры профессионального психологического отбора сотрудников специальных подразделений, позволяющие более надежно выявлять личностные качества (показания — противопоказания) к успешной деятельности.

4. Усовершенствовать методику профессионально-психологического отбора сотрудников специальных подразделений.

Методологическую основу исследования составили принципиальные положения отечественной психологии о ведущей роли принципа детерминизма, объективно-субъективной обусловленности личности, ее деятельности и поведенияо диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнегоо природе внутреннего (психического, личностного) как интероризированного внешнего (социального) — о трансформации внешних воздействий через «внутренние условия» (J1.C. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, В. П. Зинченко, Ю. М. Забродин, А. Ф. Шикун,.

Е.М. Климов, ВА. Бодров, Г. М. Зараковский, К. А. Абульханова — Славская) — принцип личностного подхода к профессионально-психологическому отбору (К.К. Плато нов, А. Д. Глоточкин, ВА. Ковалевский).

Методы исследования. В диссертационном исслеловании применялась целостная комплексная методика: наблюдение, беседы — интервью, анализ документов и материалов о деятельности и личности сотрудников специальных подразделений, метод обобщения независимых характеристик, анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование.

Научная новизна исследования заключается:

• в уточнении и конкретизации совокупности требований предъявляемых к человеку (его психике и личности) профессиональной деятельностью;

• в разработке на этой основе личностного блока профессиограммы сотрудника специальных подразделений;

• в совершенствовании комплексной методики профессионального отбора сотрудников специальных подразделений посредствам включения в нее ряда методов, адекватных задачам выявления важнейших личностных признаков, способствующих деятельности специалистов данного профиля или затрудняющих ее.

На защиту выносятся: результаты анализа и содержательной оценки с современных научных социально-психологических позиций различных подходов к профессиональному отбору специалистов- • личностный блок профессиограммы современного специалиста, осуществляющего деятельности в экстремальных условиях, который включает в себя следующие компоненты:

— мотивационную готовность к оперативной деятельности.

— высокий уровень интеллектуального развития.

— социально-ценностные ориентации: гражданственность, социальная ответственность, бдительность '.

— высокий уровень самоконтроля.

— социальная ответственность.

— высокий уровень эмоциональной стабильности, уровень эмоционально-волевой устойчивости и др.;

• перечень качеств — противопоказаний данной профессии:

— наличие некоторых акцентуаций личности.

— наличие негативных привычек (к употреблению алкоголя и психоактивных веществ).

— наличие неадекватных (резко завышенных или заниженных) самооценки и уровня притязаний и др.;

• выявленная в исследовании реальная модель личности современного сотрудника в системе силовых подразделений;

• обоснование необходимости более полной реализации личностного подхода в профотборе специалистов специальных подразделений;

• усовершенствованную в диссертации технологию (процедуру и методику) профессионального отбора.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит во внедрении новых научных, социально-психологических данных в психологию труда, в сферу теоретических основ профессионально-психологического отбора специалистов, в психологию труда в целом.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее результаты способствуют совершенствованию научно-психологической и методической базы подготовки специалистов по отбору персонала, в возможности широкого применения результатов исследования в целях повышения эффективности профессионального отбора лиц, призванных осуществлять деятельность в экстремальных условиях.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем использования выводов и рекомендаций, полученных на основе исследования, в практической деятельности автора, в виде доклада на конференции психологов Управления исполнения наказаний УВД Тверской области, на занятиях в специальных подразделениях УВД Тверской области (в рамках программы боевой и служебной подготовки), в Центре психологической диагностики УВД Тверской области.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и выводов, библиографии и приложения.

Результаты исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации:

• во-первых, необходима для каждой высоко-значимой профессии детальная разработка социопсихограммы, как стержневой составляющей профессиограммы, в том числе и сотрудника специальных подразделений;

• во-вторых, требуется существенное совершенствование комплекса методов психологического отбора. Наряду с ныне применяемыми методиками, необходим подбор под эту социопсихограмму личностных, социально-психологических методов обследования (например «Шкала реактивной (ситуационной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергер — Ю.Л. Ханина» — Айзенка, Векслера и Кеттелла — методики исследования интеллекта и др.) -то есть таких методов, которые позволяют выявлять именно личностные признаки соответствия — несоответствия требованиям профессии: а) уровень интеллектуального развития — IQб) эмоциональная стабильность — нестабильность (нейротизм) — в) уровень самоконтроля в экстремальных ситуациях и в критических случаях в общении друг с другомг) степень бдительностид) эмоционально-волевая устойчивостье) типичные негативные (пограничные) психические состояния гипертревожность, фрустрация, суицидальные тенденции и др.) — ж) ценностные ориентации личностиз) уровень гражданственности, ответственности (социальной зрелости) — и) осознание и чувство ответственности.

Ill.

Заключение

и выводы.

В результате проведенного нами диссертационного исследования получили подтверждение выдвинутые нами гипотезы.

Исследование показало следующее:

1. В сфере профессионально-психологического отбора на службу в специальные подразделения многое делается и делается эффективно. Вместе с тем в практике данного отбора пока еще недостаточно учитываются ряд важных социально-психологических (личностных) диагностических признаков. Эффективный профессионально-психологический отбор, имеющий действительно всесторонний разноплановый характер, предполагает непременное его осуществление, основанное на личностно-деятельностном подходе.

2. Эффективный профессионально-психологический отбор сотрудников специальных подразделений ОВД возможен только при всестороннем, последовательном учете особенностей ряда компонентов структуры личности.

Специфическая деятельность предъявляет специфические требования ко многим компонентам структуры психики человека и личности психологическим подструктурам, поэтому профессиональный отбор может быть действительно продуктивным, когда он всесторонен, т. е. включает в себя следующие равноценные аспекты:

• медико-биологический (выявление особенностей строения организма и степень здоровья);

• образовательный (выявление опыта личности, ее знаний, умений, навыков);

• психофизиологический;

• функционально-психологический;

• личностный (социально-психологический).

3. Эффективности отбора способствует всесторонняя детально разработанная профессиограммы и особенно ее личностный блок, как основа социопсихограммы. Обоснованный прогноз-заключение на определенного субъекта может быть разработан исключительно по итогам именно такого всестороннего психологического профессионального обследованияопределение соответствия — несоответствия кандидатов для службы в специальных подразделениях не может осуществляться преимущественно на основе психофизиологических и функционально-психологических признаков (внимание, эмоциональная устойчивость, память, функциональные резервы сердечно-сосудистой и центральной нервной системы и др.), тем более что известно: комплекс применяемых ныне методик профессионально-психологического отбора кандидатов имеет «перекос» в сторону психофизиологии. Как показывает исследование, он не позволяет выявлять следующие личностные параметры:

• уровень сформированности интеллектуальных качеств личности, обобщенно отражающийся в показателе коэффициента интеллектуальности — IQ;

• степень личностного самоконтроля в деятельности и общении;

• содержание ценностных ориентаций личности;

• уровень сформированности социальных ориентаций;

• уровень ответственности.

4. Приоритет в процессе профессионально-психологического отбора сотрудников специальных подразделений принадлежит выявлению уровня интеллектуального развития (IQ), особенностей социально-ценностных ориентаций, гражданственности и степени мотивационной готовности личности, а так же уровня эмоционально-волевой устойчивости претендента к предстоящей профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. Е. Стратегия жизни. — М., 1991.
  2. .Г. К методологии профессиоведения. //На психотехническом фронте. Д., Вып.2., 1931.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  4. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. В кн.: Человек и общество. Вып.2. Д., 1967.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Д., 1969.
  6. А. Психологическое тестирование. Т.1,2. М., 1982.
  7. Н.В. Психодиагностика и возможность прогноза дезадаптивных реакций сотрудников органов внутренних дел боевой обстановке. М., 1994.
  8. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  9. В.М. Медицинская психология. М., 1967.11 .Басов М. Л. Личность и профессия. М., 1926.
  10. Ф.Ч., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. ММИЛ. М., 1976.
  11. .Г., Калашников М. О., Лебедев А. Н., Носков В. А., Савченко В. И., Чумаков В. В. Методические рекомендации по проведению профессионально-психологического обследования кандидатов на учебу в учебные заведения МВД России. М., 1995.
  12. .Г., Калашников М. О. Методические рекомендации по психологическому изучению и отбору кандидатов в оперативные подразделения органов внутренних дел. М., 1994.
  13. .Г., Калашников М. О., Лебедев А. Н., Носков В. А., Савченко В. И., Чумаков В. В. Методологические рекомендации по психологическому отбору абитуриентов и сопровождению курсантов высших школ милиции МВД РФ. -М., 1995.
  14. .Г., Калашников М. О., Колесников А. А., Методологические рекомендации по проведению первичного собеседования и психологического изучения кандидатов в органы внутренних дел. М., 1995.
  15. .Г. Проведение психологического отбора в высшие школы милиции на основе определения интеллектуально-мотивационной готовности к обучению. (Методические рекомендации). М., МВД ЦНИМПЛ, 1989.
  16. .Г., Зыбковец Л. Я., Давыдов С. М., Кабанец Е. Е. Методические рекомендации по психологическому отбору лиц, имеющих высшее образование и поступающих в ОВД. М., 1993.
  17. А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей.//Вопросы психологии, № 1,1984. С. 119−124.
  18. В. А. Проблемы профессионального психологического отбора. //Психологический журнал, № 2, Т.6, 1985. С.85−94.
  19. В.А. и др. Психологический отбор летчиков и космонавтов. -М., 1984.
  20. В.А. Основные принципы разработки системы психологического отбора операторов и его проведения. В кн.: Проблемы формирования профпригодности специалистов. М., 1985.
  21. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  22. И.М. Социально-психологический аспект профориентации молодежи на рабочие профессии. М., 1989.
  23. .М. Современная когнетивная психология. М., 1982.
  24. Военная инженерная психология./Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М., 1970.
  25. Военная психология. Учебник для высших военно-политических училищ С, А и ВМФ./Под ред. В. В. Шеляга и др. М., 1972.
  26. С.Г. К вопросу о профессиональной типологии.//История советской психологии труда./Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой.-М., 1983.
  27. С.Г. Проблемы психологии профессии в системе советской психотехники. Л., 1931.
  28. С.Г. Психотехника. М., 1926.
  29. Ф. Психоанализ и психотехника. Л., 1926.
  30. И.Н. Практическое использование адаптированного теста интеллекта. Л., 1987.
  31. Ю.Б., Романова В. Я. Психология индивидуальных различий. -М., 1982.
  32. А.Д. К вопросу о военно-профессиональном психологическом отборе. // Военная мысль, № 11, 1978. С.62−88.
  33. А.Д. К вопросу о динамической функциональной структуре личности. М., 1987.
  34. А.Д. Психологические вопросы профессионального отбора личного состава. //Военная мысль, № 3, 1980. С.62−69.
  35. А.Д. Психологические основы профессионального отбора личного состава .//Военная мысль, № 3, 1978. С.62−88.
  36. А.Д., Пызин В. А. К вопросу о диагностике психологических механизмов включения личности в решение профессиональных задач .//Материалы X съезда психологов СССР. М., 1987.
  37. А.Д., Пызин В. А. К концепции социально-психологического подхода в исследовании мотивации выбора профессии.//Тезисы докладов УП съезда Общества психологов СССР. М., 1988.
  38. В.И. Оценка деловых и личностных качеств руководителя.// Соц. ис., № 2, 1989.
  39. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М., Наука, 1970.
  40. М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее исследование при профотборе специалистов. (Учебно-методические материалы для практических психологов). М., 1996.
  41. Т.Т. К проблеме отбора и тренировке лиц для обучения летному делу. -М., 1963.
  42. Директива Министерства МВД России № 1, от 19 июня 1996 г. «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  43. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.
  44. В.И. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов, 1990. — 4.1,2.
  45. Ф.Р. О предпосылках рациональной организации труда.// Труды Всеукраинского института труда. Харьков, 1923.
  46. Ф.Р. Проблемы профессионального отбора. Харьков, 1923.
  47. Ф.Р. Профессиональный подбор и его социальный смысл. -Харьков, 1923. Дьяченко М. И. Адаптация к экстремальной ситуации./Материалы 1У Всесоюзного съезда общества психологов. -Тбилиси, 1971.
  48. А.В. Эффект горизонта: руководитель и кадры. М., 1990.
  49. Ю.М. Методологические проблемы психологического анализа и синтеза человеческой деятельности. //Вопросы и кибернетики. Эффективность деятельности оператора. М., 1982.
  50. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии. //Психологический журнал, № 2, 1980. С.5−18.
  51. Ю.М. Управление профподготовкой как этап проектирования профессиональной деятельности.//Проблемы управления системой формирования профессиональной пригодности будущих офицеров ВМФ в ВВУЗах. Л., МО СССР, 1981. — 4.1.
  52. Закон РФ Об оперативно-розыскной деятельности в РФ от 13.03.92 г. В кн.: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (Учебное пособие.) -Воронеж, 1993.
  53. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. (Учебное пособие). -М., 1987.
  54. Инженерная психология в военном деле./Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1983.
  55. Инструкция по организации и проведению психологичкеского отбора кандидатов на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения МВД России. М., ЕУК МВД России № 21/13/1640, от 24.06.96 г.
  56. Инструкция по установлению и осуществлению сотрудниками и военнослужащими системы МВД России доверительных отношений с гражданами. М., МВД России № 014, от 15.04.94.
  57. А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М., 1988.
  58. К.Х. Психотехника и выбор профессии. М., 1922.
  59. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. /К психологическим основам научной организации труда, учения и спорта. Казань, КЕУ, 1969.
  60. Е.А. О структуре профессиональной пригодности. В кн.: Проблемы формирования профпригодности специалистов. М., 1985.
  61. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии.// Вопросы психологии, № 4, 1984.
  62. В.Ф. Военная профессиография: проблемы теории и практики. -М., 1983.
  63. В.Ф. Кадры: вопросы теории, государственной политики и практики. М., 1993.
  64. А.Г. Психология личности. М., 1970.
  65. JI.M. Методы изучения и оценки персонала ОВД. М., 1993.
  66. И.О. Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий несения службы сотрудниками органов внутренних дел в экстремальных условиях. (Методическое пособие для практических психологов). М., 1996.
  67. М.А. Психология и безопасность. Таллинн, Валгус, 1987.
  68. Ю.И. О некоторых вопросах отбора слушателей.// Вестник противовоздушной обороны, № 3, 19. С. 50.
  69. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
  70. Курс управленческого персонала. М., 1970.80Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Л., 1924. (3-е изд.)
  71. Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность. М., 1928.
  72. А.Г. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М., 1984.
  73. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.84Лизинский Э. Психология труда. Л., 1926.
  74. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М., 1968.
  75. .Ф. Личность в системе общественных отношений.//Психологический журнал, № 1, Т.2, 1981.
  76. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  77. .Ф. Начало развития экспериментальной психологии в России.//Психологический журнал, № 3, Т.7, 1986. С. 18−25.
  78. .Ф. О системном подходе в психологии.//Вопросы психологии, № 2, 1975. С. 37−51.
  79. С.И. Психодиагностика способностей к управлению людьми. -СПб., 1992.
  80. В.Л. Методики психодиагностики в спорте. М., 1989.
  81. Материалы Всесоюзного совещания-семинара специалистов ПФЛ ВВК, ОВВК МВД, УВД. М., 1983.
  82. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действиях в экстремальных условиях. Л., 1982.
  83. Л.И. Деловая оценка работников в сфере управления. М., 1974.
  84. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. -М., 1985.
  85. Методика исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях.// Сборник научных трудов. Институт психологии АН СССР. М., 1987.
  86. Методика организации психиатрического освидетельствования лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел. М., 1982.
  87. Методики психодиагностики в спорте./В.Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М., 1984.
  88. Методические рекомендации по организации работы с лицами группы повышенного риска в органах и подразделениях МВД России. М., ГУК МВД России № 21/13/912, от 17.04.65 г.
  89. Методические рекомендации по проведению профессионально-психологического обследования кандидатов на учебу в учебные заведения МВД России". М., ГУК МВД России № 21/8/23 444, от 05.10.95 г.
  90. Методические рекомендации по составлению заключений на основе результатов психофизиологического обследования кандидатов отбираемых на службу в органы внутренних дел и на учебу (от 30.04.85 г.)
  91. Методическое руководство по отбору и исследованию динамики развития морально-боевых и психологических качеств слушателей академии. / Отв. ред. А. Ф. Шикун. Калинин, 1978.
  92. Методические указания по применению методики многостороннего исследования личности и теста «прогрессивные матрицы» при массовом психодиагностическом обследовании лиц, поступающих на работу в органы внутренних дел (от 14.02.77 г.)
  93. Методология инженерной психологии, психология труда и управления. -М., 1981.
  94. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. 4.1./Под. ред. А. А. Крылова. — Л., 1974.
  95. В.Н. Проблема личности и ее роль в вопросах психологии и физиологии. В кн.: Исследование личности в клинике в экстремальных условиях труда. Л., 1969.
  96. В.К. Профориентация и профотбор молодежи в системе совершенствования подготовки специалистов народного хозяйства: Дис. канд. психол. наук. Тверь, 1991.
  97. В.Д. Основные свойства нервной системы. М., 1966.
  98. Общая психодиагностика./Под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1987.
  99. Организация и методика деятельности психолога психофизиологических лабораторий ВВК, ОВВК. (Методические рекомендации). М., ГУК МВД России, от 22.06.88 г.
  100. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов./Под ред. В. А. Пухова. М., МО СССР, 1981.
  101. А.В. Профессионально-психологический отбор венных инженеров по эксплуатации радиотехнических средств: Дис. канд. психол. наук. Тверь, 1998.
  102. А.В. К пониманию личности в психологии. М., 19 .
  103. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
  104. К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., 1991.
  105. К.К. Личностный подход как принцип психологии. М., 1969.
  106. К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
  107. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  108. Я.В. Практические вопросы военной психологии. М., 1987.
  109. Положение о МВД РФ. Утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР № 557, от 22 октября 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 50, от 29 января 1992 г.
  110. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. -М., 1993.
  111. Положение о федеральной государственной службе. Утверждено Указом Президента РФ № 2267 от 22.12.93 г. М., 1993.
  112. Е.А. Социально-психологическая характеристика личности начальника отряда./Автореферат канд. дис. М., 1976.
  113. Проблемы борьбы с организованной преступностью./ Под ред. Н. И. Порубова. М., 1991.
  114. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов к современной войне./Под ред. А. С. Желтова. М., 1967.
  115. В.А., Ладанов Н. Д. Управление персоналом в Японии. -М., 1989.
  116. Психологические исследования интеллектуальной деятельности.// Сб. статей/ Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1979.
  117. Психологический отбор летчиков и космонавтов./Под ред. A.M. Уголева. -М., 1984.
  118. В.А. Согласованность интересов субъекта профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. социолог, наук. -М., 1990
  119. Рабочая книга социолога. М., 1977.
  120. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  121. Рекомендации для работников кадровых аппаратов и сотрудников психофизиологических лабораторий. М., ГУК МВД России № 5/16/1032, от 14.05.91 г.
  122. Рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. М., МВД РФ. Главное управление обеспечения общественного порядка. Научно-исследовательский институт, 1993.
  123. М.С. Военная психология в США. //Военная Мысль, № 6, 1959.
  124. В.В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры.//Вопросы психологии, № 3, 1994.
  125. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. -М., 1990.
  126. П.М. Проблема изучения типов в психологии и психотехнике./'/Психотехника и психофизиология труда, № 4−6, 1931 -С.337−343.
  127. С.А. Использование специальных подразделений быстрого реагирования в борьбе с организованной преступностью. (Учебно-методическое пособие). -М., 1994.
  128. JI.H., Лапин В. А. Медицинская психология. Психодиагностика. -М. 1989.
  129. Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990.
  130. Л.И. Методы психологической диагностики. М., 1990.
  131. Л.Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. -М., 1971.
  132. Л.Н. Психологические методики. М., 1990.
  133. Л.Н. Стандартизированный метод исследования личности. -М., 1990.
  134. Л.Н. Характер и судьба. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика изучения индивидуально-личностных свойств (руководство для психологов, социологов, педагогов и врачей). -М., 1995.
  135. Сухо дольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л., 1988.
  136. Н.Ф. Вступительная статья.//Психодиагностика: теория и практика. М&bdquo- 1986. — С.3−26.
  137. Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. М., 1987
  138. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  139. .М. Способности и одаренность./Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии. -М&bdquo- 1941.
  140. Указание Медуправления о контингентах, подлежащих обязательному обследованию в психофизиологических лабораториях ВВК, ОВВК МВД, УВД от 21.05.86 за № 11/ЦВ-2091.
  141. Указание о внедрении и интерпретации 8-ми цветового теста Люшера (математическая обработка) от 3.12.85 за № 11/ЦВ-1606.
  142. Указ Президента России от 14.06.94 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности».
  143. С.Н. Совершенствование системы профессионального психологического отбора операторов сенсомоторного профиля: Дис. канд. психол. наук. Тверь, 1994.
  144. С.В. Психолого-педагогические вопросы профессиональной подготовки водителей троллейбуса. Владимир, 1989.
  145. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.С. Спилбергера. Л., ЛНИИТЕК, 1976.
  146. В.Д. О структуре познавательных способностей. //Психологический журнал, Т.6, № 3, 1985. С.38−46.
  147. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982.
  148. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
  149. А.Ф., Лейбович Х. И. Эмоции, чувства, стрессы и формирование психологической устойчивости. Тверь, 1991.
  150. А.Ф. Методы и психология научного исследования. Тверь, 1990.
  151. А.Ф. Некоторые вопросы общей психологии. Калинин, 1990.
  152. И.Н. Психотехническая классификация профессий. -М&bdquo- 1932.
  153. В.В. Исследование методики ГОЛ в заводской социологии.//Соц. ис., № 5, 1989.
Заполнить форму текущей работой