Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическое совершенствование специалиста как условие его профессионального и личностного роста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Столь глубокий и разносторонний объективный потенциал психологии и педагогики — один из своеобразных итогов многовекового, сконцентрированного в соответствующих обычаях, традициях, закономерностях опыта сотен и сотен поколений, живших в самых разных природных, социальных, культурных условиях, но неизменно озабоченных и пониманием людей, их характеров и поступков, своеобразия их быта и отношений… Читать ещё >

Психолого-педагогическое совершенствование специалиста как условие его профессионального и личностного роста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теперь обратимся вновь к вопросу, который уже возникал и еще не раз привлечет внимание и наше, и, хотелось бы надеяться, будущих специалистов, коим данный учебник адресован: а зачем им, инженерам или менеджерам, специалистам сельского хозяйства или программистам, равно как и всем другим обладателям высшего профессионального образования, — зачем им психолого-педагогические знания и соответствующие умения? Некоторое недоумение и серьезные сомнения, явно звучащие в данном вопросе, столь же естественны, сколь и ответы на него, помогающие это недоумение преодолеть.

В самом деле, современное образование, в том числе (и тем паче) профессиональное, все более последовательно и настойчиво переходит от собственно знаниевой парадигмы к парадигме компетентностной, т. е. от приобщения специалиста к определенной информации — к предполагаемым профессией производственным умениям и навыкам, внутренней готовности и профессиональной подготовленности к осознанной и ответственной самореализации в заданных компетенциях, профессиональном творчестве, постоянном совершенствовании своей квалификации, повышении социального статуса в профессиональном сообществе и карьерном росте, когда, как бы ни было трудно, работать интересно. Иначе говоря, компетентность — это интегративное выражение, результат и показатель отношения специалиста к выполняемой им деятельности, взаимоотношений с коллегами, руководством и подчиненными, когда накапливается ничем не компенсируемая комплексная составляющая личностно-профессионального облика, движущая сила его динамики и развития — опыт деятельности, отношений и общения в профессиональном сообществе. И то, каким оказывается этот опыт: продуктивным или бесполезным, положительным, отрицательным или нейтральным, подвергаемым объективной рефлексии или однозначно субъективной самооценке (т.е. все тому же оценочному отношению), — все это, как и многое другое в жизни специалиста, существенно определяется тем, каковы объекты и критерии, показатели его отношения к людям, а их отношения — к нему; как во внешнем проявляется внутреннее, а в явлениях — их сущность. Причем речь идет не только о среде производственной, профессиональном сообществе, но и о семье, досуге и увлечениях, иначе говоря, обо всем многообразии сфер жизнедеятельности специалиста, их взаимосвязях и взаимообусловленности. Более того, не рискуя впасть в преувеличение, можно вполне определенно утверждать: с одной стороны, в названной жизнедеятельности нет ни одного явления (впрочем, как и в любом проявлении человеческого бытия!) или процесса, в котором не прослеживалось бы того или иного психолого-педагогического аспекта. С другой стороны, нет такого параметра психологии и педагогики, который в том или ином плане не присутствовал бы в личностно-профессиональном облике специалиста. Следовательно, дело «лишь» в том, чтобы в каждом конкретном случае грамотно выделить и сделать предметом целенаправленного внимания актуальные «точки», чтобы изучить их причинно-следственные зависимости, учитывать их, влиять на них, стимулировать их взаимовлияние и т. д. Это увеличивает «власть» специалиста над ними, да и над самим собой — большей обоснованностью своих мнений, выбора задач и программ, путей и средств собственной деятельности, анализа ее результатов.

Столь глубокий и разносторонний объективный потенциал психологии и педагогики — один из своеобразных итогов многовекового, сконцентрированного в соответствующих обычаях, традициях, закономерностях опыта сотен и сотен поколений, живших в самых разных природных, социальных, культурных условиях, но неизменно озабоченных и пониманием людей, их характеров и поступков, своеобразия их быта и отношений, и, разумеется, воспитанием потомства. Общие положения, рожденные практикой и ее осмыслением, типизацией, к тому же в неодинаковых условиях места и времени существования разных народов, становились, становятся и будут оставаться факторами, пусть всегда посвоему, но так или иначе воплощаемыми в жизнедеятельности и развитии каждого конкретного человека. Другое дело, что воплощение это всегда происходит не на абсолютном, но на вероятностном уровне, который неизменно сулит неожиданности (в хорошей семье вырастает асоциальный ребенок; человек внешне опрятен, но по сути бескультурен; специалист готов спрашивать с других, но отнюдь нс являет личный пример отношения к людям и к делу; и т. п.). Однако чаще всего такое «несоответствие» объективно — результат влияния естественных множественности и разнонаправленности факторов, формировавших личность, а субъективно — вызвано незнанием, недооценкой или переоценкой окружающими факторов социальной и индивидуальной генетики данного человека. Так жизнь подчеркивает необходимость знания и понимания специалистом их источников, проявлений и характера влияний, а следовательно, его психолого-педагогической образованности, которая именно это и предполагает. Ведь чужая душа — тем более потемки для того, кто не хочет и не умеет «осветить» ее своими желанием и умением узнать ее и понять.

Люди, хотя организационно (т.е. по конкретному признаку) и объединены в некую общность — будь то студенческая группа или отделение солдат-первогодков, бригада молодых строителей или команда менеджеров — всегда разные. Тому, кто с ними работает, а значит, их фактически воспитывает, надо представлять себе те психолого-педагогические параметры, как и возможные методы изучения их проявлений, по которым можно надежно судить о товарищах по сообществу, чтобы верно, т. е. с обоюдной пользой, с ними взаимодействовать. Излишне доказывать, как много это значит для руководителя, особенно начинающего. Именно так: хорошо знать, чтобы успешно действовать.

Обратимся к примерам типичных ситуаций, в которых отчетливо просматриваются психолого-педагогические аспекты целостности человеческого и профессионального. Начнем с явления и процесса самообразования, которое неизменно выступает, независимо от его содержательной наполненности и характера профессиональной деятельности специалиста, проявлением отношения труженика к работе, оставаясь, казалось бы, сугубо личным делом каждого (последнее, кстати, весьма неоднозначно в принципе, а тем более в профессиональном сообществе, где от квалификации каждого зависит результат работы всего коллектива). Поэтому столь важно пробуждать и ситуативную потребность в пополнении знаний, и устойчивую мотивацию в профессиональном, общем, культурном самообразовании, стимулируя его публичной демонстрацией достигаемых успехов, позитивной оценкой опыта, да и созданием для него организационных условий, обозначением перспектив карьерного роста. Важно подчеркивать и способы удовлетворения сослуживцами самообразовательных потребностей, проявление при этом умственных, нравственных, волевых усилий, обогащение навыков самоорганизации. С этой точки зрения продуктивно создание соответствующего общественного мнения о тех, кто хочет и пытается проверить и реализовать свой личностный потенциал в профессиональной и непрофессиональной деятельности, стимулировать ее индивидуальную и коллективную рефлексию. Понятно, что и самому специалисту требуются желание и психолого-педагогическая вооруженность методами изучения и умениями понимания коллег — их характеров, особенностей возраста и опыта образования и самообразования, статусных и профессиональных претензий и намерений, межличностных отношений, индивидуальных особенностей.

Разумеется, в реальных, часто далеко не простых условиях профессиональной деятельности все перечисленное, как и многое другое, требует очень больших усилий и времени, которые, прямо скажем, вовсе не предусмотрены ни штатным расписанием, ни режимом и условиями в сколько-нибудь должной мере. Однако существует соответствующая объективная необходимость, и психолого-педагогическая подготовленность помогает преодолевать трудности. В том числе и в уже упомянутом выше, но принципиально и вечно актуальном вопросе — оценке и самооценке хода и результатов деятельности, причем по показателям не производственным (это — важнейшая, но другая «статья»), но личностно-профессиональным. Разница — при их очевидной взаимообусловленности — велика: в первом случае происходит оценка по количеству и качеству сделанного, во втором — по проявлениям личностно-профессиональных качеств данного профессионального сообщества, т. е. по устойчивости и динамике отношения к деятельности и отношений и общения в процессе деятельности. В этом случае особенно важно определить и использовать адекватные критерии и их возможные показатели (основания для оценки): положительные или отрицательные, индивидуальные и групповые, желание и умения взаимопомощи, лидерские попытки, обоснованность и корректность критических замечаний, стремление и умение помочь, поддержать в случае затруднений, способность создавать и поддерживать положительную психологическую атмосферу, чувство юмора, коммуникативность, склонность к профессиональному творчеству и др. Одни и тс же показатели можно использовать для индивидуальной и коллективной самооценки. Особенно ценны сопоставление оценок и самооценок, их расхождения или сходства, выяснение причин и истоков проявившихся зависимостей или, наоборот, их отсутствия.

Всякий анализ значим не только и не столько констатацией того или иного состояния, сопоставлением достигнутого с ранее намеченными задачами и даже с прежними, давними целями, но и обоснованием дальнейших перспектив, новых задач — опять же не одних производственных, но психолого-педагогических, связанных с жизнедеятельностью данного профессионального сообщества. Вместе с тем, как ни существенно такое программирование, не менее важно увидеть и понять то, что врачи называют posteffect — отсроченный результат когда-то предпринятых усилий по развитию, сплочению сообщества как локального профессионального объединения разных, но взаимодействующих индивидуумов, способного к саморазвитию при психолого-педагогической поддержке. Особенно интересно проследить судьбы тех, кто когда-то, годы назад здесь работал, а потом судьба занесла его, как говорится, в иные дали: кто он теперь, каким и кем стал, что из прошлого ему по-прежнему интересно; что нового, почему и для чего удалось обрести, а что — потерять; каков его статус в новом профессиональном сообществе, как он теперь оценивает предыдущее сообщество и др. Такая «обратная информация», к тому же полученная хотя бы от двух-трех человек, — очень ценный материал для сообщества давнего, хотя и оно, конечно, за годы изменилось и имеет естественное пространство новых перемен. Все это значимо для любого сообщества, а именно поэтому и для каждого входящего в него человека. Эффективное раскрытие его потенциалов, стимулируемое осознанием, рефлексией социально-производственного опыта, выступает важнейшим, ничем иным не компенсируемым фактором и проявлением психологопедагогического совершенствования специалиста — во имя возникновения у него и реализации им потребности в личностно-профессиональном развитии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой