Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров
![Диссертация: Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров](https://westud.ru/work/2510072/cover.png)
Диссертация
Исследования. В настоящее время в отечественной психологии наблюдается повышение интереса к личностной проблематике, которая вполне закономерно приобретает статус ее центральной области. Личность и развитие ее сущностных сил провозглашены в качестве ведущей человеческой ценности, связанной' с развитием ценностных ориентаций, которые затрагивают все ее структуры. Являясь устойчивыми, инвариантными… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Эмоциональное выгорание как предмет научной 20 рефлексии в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. Основные подходы и направления исследований 20 профессионального и эмоционального выгорания в психологии
- 1. 2. Психологическая специфика профессиональной 52 деятельности спортивных тренеров
- 1. 3. Психологические характеристики эмоционального выгорания в деятельности спортивных тренеров
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Цели, задачи и гипотезы исследования
- 2. 2. Организация исследования 86 2.3 Процедура и методы исследования
- ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 103 ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ
- 3. 1. Особенности синдрома эмоционального выгорания в 103 различных группах
- 3. 2. Модель и программа эмпирического исследования 134 личностных детерминант синдрома эмоционального выгорания студентов тренерского отделения
- Выводы
Список литературы
- • Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.- 167с.
- Александрова М.Д. Значение теории отношении для современной геронтологии // Психология личности и малых групп. JL, 1977. 158 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1969. -339с.
- Аминов H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. М. 1988.- 134с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пос. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 206 с
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380с.
- Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание. М.: Педагогика, 1999.- 209с.
- Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. И. Учителя и ученики: два мира?: Кн. Для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1992. -158с.
- Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М.: Наука, 1986. -280с.
- Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основные теории, диагностики, терапии.- СПб.: Речь, 2004. -254с.
- Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: автореф. дис.. канд. психол. наук. — Хабаровск, 2007. — 23 с.
- Бабушкин Г. Д. Специфика деятельности тренера. -Омск: ОГИФК, 1985.-68 с.
- Безсонов С. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб, 1995. —285 с .
- Борисова М. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов. Автореферат дис. канд. психол. наук. — Ярославль, 2003. — 18с.
- Бибнер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских видения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. -413с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983. -272 с.
- Божович Л.И., Славина Л. Г. Дети с аффективным поведением. М., 1966. с. 139−140.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М- Филинъ. 1996
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: «Сударыня».- 1999. 30 с.
- Борисов М.А. Лекции по педагогике. М.: Пресса, 2003. -420с.
- Варфоламеева Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры. Автореф. докт. дис. СПб., 1999. 40 с.
- Волков И.П. Очерки спортивной акмеологии. -СПб.: изд-во БПА, 1998. 126 с.
- Вайцеховский С.М. Быстрая вода. М., 1983. -175 с.
- Волков И.П. Некоторые задачи психологии физического воспитания // Теория и практика физич. культ. 1986, № 5.
- Волков И.П., Дембо А. Г. Некоторые актуальные проблемы психогигиены спорта с позиции спортивной медицины // Теория и практика физич. культ. 1983. № 1. с. 13−15.
- Волков И.П., Пономарев Н. И. Социально-психологическое воздействие спорта на массовое сознание людей // Теория и практика физич. культ. 1984. № 4. с. 38−39.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. -207с.
- Верещагина H.H. Педагогика и психология. М.: Владос, 2003. -320с.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика СПб.: Питер. 2008.- 336 е.
- Выдран В.М. Введение в специальность. М., 1980. -119 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991.
- Выготский JI.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1983. 368 с.
- Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: ФиС. 1981. -156с.
- Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Знание, 1982. -671с.
- Ганюшкин АД. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена // Психологические аспекты подготовки спортсменов. -Смоленск: СГИФК, 1980. с. 3−9.
- Гогунов E.H., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пос. М.: ИЦ «Академия», 2000. — 288 с.
- Гошек В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности // Психология и современный спорт. М.: «Физическая культура и спорт», 1973. С.100 121j
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. — 208с.
- Горбань А.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера: Методическое пособие. Малаховка: МОГИФК, 1988. — 33с.
- Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие. — Краснодар, 2008. — 220 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -144с.
- Гринь Е.И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов. Автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2009. — 24с.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. -с. 143−156.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240с.
- Деркач А., Исаев А. Творчество тренера.-М: ФиС, 1982. 239 с.
- Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М., 1981.-375с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения. М.: Просвещение, 1987. -224с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991. -192с.
- Елканов' С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. -89с.
- Емелев С.С. Лекции по психологии и педагогике. СПб.: Питер, 2002. -360с.
- Жалагина Т. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза. Автореф. дис .док. психол. наук .- Тверь, 2004. 46 с .
- Жуков А.Ф. Психология. М.: Проспект, 2003. -345с.
- Журавлева A.A. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. 229с.
- Журавлёва Г. Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности и способы его профилактики // Народное образование. 2008. № 5.-с. 114−120.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. -512с.
- Ильин Е.П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2008. -352с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1983.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002. -783с.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., 1980. -199с.
- Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.—СПб.: Питер, 2004.- 701с.
- Иванов C.B. Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры: Автореф. канд. дис. Л., 1990. 17 с.
- К проблеме профессиональной деформации. М., 1998,
- Каптерев П.Ф. Педагогические сочинения. М.: Мысль, 1982. -295с.
- Клименко A.C. Педагогика. М.: Пресса, 2001. -290с.
- Климов Б.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. -Казань: КГУ, 1969. 278 с.
- Климов Е.А. Профессия учителя. М., 1998.-256с.
- Коломейцев- Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 128 с.
- Корх А .Я. Тренер: деятельность и личность: Учеб. пос. М.: Терра-Спорт, 2000. — 120 с.
- Кретти БД. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. — 224 с.
- Кричевский Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985. 224 с.
- Крылова A.A. Педагогическая психология. М-.: Проспект, 2000. 489с.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика. М.: Владос, 2001. -560с.
- Кузьмина Н.В. Педагогические способности. М., 1999. -245с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. — 183 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1991. -120с.
- Кудиш Т.Д. Физическая культура и ее влияние на психику просвещенца. М., 1928. -87 с.
- Лалаян А.А. В сборнике: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. М.: ФиС, 1969
- Логвинов И.Н., Сарычев С. В. 10 избранных лекций по педагогической психологии. М.: Педагогика, 2000. -75с.
- Ложкин Г., Зубанова Н. Власть тренера и зависимость спортсмена // Концепщя розвитку галуз1 ф1зичного виховання i спорту в УкраТш Пвне: Люта, 1999.-с. 200−206.
- Ломов Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология: Мат-лы финско-советского симп. / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Т. Н. Ушакова, В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1986. 206 с.
- Матюшкин A.M. Основные задачи психологических исследований в свете решений XXVII съезда КПСС / / Вопр. психол. 1986. № 5. с.5−17.
- Матюхина М.В. Психологические вопросы формирования личности школьника // Возрастная и педагогическая психология. Новосибирск, 1984. -256с.
- Максаков А.Ю. Специфика общения тренера со спортсменами в условиях соревнований и тренировки/ Психофизиологические аспекты учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр./Подред. Б. А. Ашмарина и др. Л.: ЛГПУим. А. И. Герцена, 1987, с. 17−21.
- Максаков А.Ю. Стили педагогического общения тренеров детских команд и их оптимизация: Автореф. канд. дис. Л., 1990. 15с.
- Маркова Г. А. Психология труда учителя. М: Просвещение, 1993.-245с.
- Митина Л.М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М.: Флинта, 2001. -395с.
- Митина Л. Психология труда и профессионального развития личности . -М., 2003.-400 с.
- Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М.: Просвещение, 1990.-191с.
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.-215с.
- Николаев А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. СПб., 2005.
- Нечаев А.П. Психология физической культуры. М., 1950. -112с.
- Ожегова О.Г. Эмоциональное выгорание педагога и стратегии его преодоления// Психология здоровья и личностного роста. — № 4. 2008
- Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. — Ярославль, 1999. с.77−89
- Осницкий A.B. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности: Автореф.канд. дис. СПб., 1999. 23 с.
- Параносич В., Лазаревич JI. Психодинамика спортивной группы. М.: ФиС., 1984
- Петровский A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978
- Петровский A.B. Возрастная и педагогическая психология. М.: Мысль, 1979.-489с.
- Петровский A.B. Хрестоматия по психологии М.: Просвещение, 1977. -528с.
- Пилоян P.A. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984
- Потапенко A.A. Воспитание школьника. М.: Наука, 2003. -305с.
- Полонская О. Взрослые игры. М .: ФиС, 1989. — 162 с .
- Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1982. -245с.
- Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. М.: Физкультура. Образование и наука. 1996. -265с.
- Психология спорта высших достижений. Учебное пособие. М.: ФиС, 1979.- 456с.108. 5Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред В. Н. Дружинина. -СПб.: Питер, 2005. -651с.
- Психология. Полный энциклопедический справочник / сост. Б. Мещерякова, В. Зинченко. -СПб: ЕВРОЗНАК, 2007. 896с.
- Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М., 1977.- 147 с.
- Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Технология и творчество. JL, 1989. 84с.
- Радугин А.А. Психология и педагогика. М.: Центр, 1996. -332с.
- Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М. И. Чумакова, З. В. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2008. — 135 с.
- Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. № 3. — с. 85−95.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос, 1998. -256с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.- 720с.
- Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Дис.канд. психол. наук / А. А. Рукавишников.—Ярославль, 2001. — 158 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. 1936 54
- Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания.-«Медицинская газета». 2005. — № 43.
- Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. М.: Владос, 2000. -704с.
- Саная М.В. Психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции для студентов. М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. — 27 с.
- Седова Н.В. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей. М.: Педагогика, 1994. -258с.
- Сингуринди Э.Г. Автомобильный спорт. М., 1982. -304 с.
- Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. М. 2002.№ 7. с. 3−9
- Станиславский С. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1983. -424 с.
- Смирнова Г. Коммуникативные умения учителя. М.: Народное образование, 1999. -205с.
- Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. Спб: Питер, 2002. -565с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. -472с.
- Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1982.-156с.
- Сучилин A.A. Изучение личностных качеств тренера //Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов: Сб. науч. тр. — Волгоград, 1988. с. 69−78.
- Тарабрина Н.В. Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса // Психологический журнал. -Т. 24.-№ 4.-2003.-С. 5−18.
- Ткаченко А. Не мыслю себя вне спорта // Спорт и личность. М., 1974. -192 с.
- Толочек В. А. Стили деятельности. М., 1992.-235с.
- Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. М., 1998
- Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1989. -91с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1948. Т. 2.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. № 6. -1994.- С. 57−64.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. — М.: ФиС, 1980.-235с.
- Шелленбергер В. Социальные отношения спортсменов как компонент саморегуляции поведения и спортивной деятельности // Психология и современный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 200−209.
- Шиянов Е.И., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов Н/Д: Феникс, 1995. -220с.
- Щербинина Ю. Речевая агрессия учителя: пути преодоления. М.: Народное образование, 1999. -272с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. -144с.
- Яковенко Т.Н. Эмоциональное выгорание педагога: причины и способы преодоления. (Информация для педагогов, методистов и руководителей ОУ). ГОУДОД «Курганский областной центр дополнительного образования детей». Курган, 2005
- Яковлев Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2000. № 5. — С. 39−41.
- Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / Под ред. А. Т. Филатова. Киев, 1982. -296 с.
- Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. М., 1998
- Burish М. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek, Washington: Taylor & Francis. 1993. P. 75−93.
- Cohn, P.J. An exploratory study on sources of stress and athlete burnout in youth golf// Sport Psychologis. 1990. V. 4 (2). P. 95−106.
- Dierendonck D., Schaufeli W., Sixma H. Burnout among general practitioners: A perspective from equity theory. Journal of Social and Clinical Psychology. 1994. V. 13. P. 86−100.
- Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159−165.
- Gallimore J., Burke S. Athletic burnout. Sport & Exercise Psychology. Australian Catholic University. School of Human Movement (NSW). Sydney, Australia. 2005. P. 41−52.
- Glenn A.Roberts. Advances in Psychiatric Treatment (1997), vol.3, pp. 282−289 // http://wwmed.org/page.php?al=profilaktikaprofessiona
- Gustafsson H. Burnout in competitive and elite athletes // http:// www.oru.se // 04. 12. 2007.
- B.F. Husman, D. Hanson and R. Walker, «The Effect of Coaching Basketball and Swimming upon Emotion as Measured by Telemetry», in Ken yon, J.S., ed.,
- Contemporary Psychology of Sport, Chicago: Athletic Institute, 1970
- Harlick, M., McKenzie A. Burnout in junior tennis: A research report // New Zeeland Journal of Sport Medicine. 2000. V. 28. P. 36−39.
- Kelley B.C., Eklund R.C., Ritter-Taylor M. Stress and burnout among collegiate tennis coaches // Journal of Sport & Exercise Psychology. 1999. V. 21. P. 113−130.
- Lai C, Wiggins M.S. Burnout perceptions over time in NCAA division I soccer players // International Sports Journal. 2003. V. 7. P. 120−127.
- Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.Y. 1984.
- Mills L. В., Huebner E. S. A prospective study of personality characteristics, occupational stressors, and burnout among school psychology practitioners // Journal Of School Psychology. 1998. Vol. 36 (1). P. 103−12.
- Maslach C., Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol.7. P. 189−212.
- Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annual review of Psychology. 2001. V. 52. P. 397−422.
- Ogilvie B.G. Counseling for sport career termination // Sport Psychology, edited by L.R.May and M.J.Asken. 1987. PMA Publishing corp. P. 213−230.
- Perlman В., Hartman E.A. Burnout: Summary and Future and Research // Human relations. 1982. V.35 (4). P. 283−305.
- Pines A.M. Burnout: An existential perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W. B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek, Washington DC: Taylor & Francis,. 1993. P. 33−51.
- Pines A.M., Aronson E. Burnout: from tedium to personal growth. N.Y. 1981. -229 p.
- Raedeke T. D., Smith A. L. Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2001. V. 23. P. 281−306.
- Smith R.E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout. // Journal of Sport Psychology. 1986. V. 8. P. 36−50.
- Vealey R.S., Udry E.M., Zimmerman V., Soliday J. Intrapersonal and situational predictors of coaching burnout // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1992. Vol. 14 (1). P. 40−58.