Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В настоящее время в отечественной психологии наблюдается повышение интереса к личностной проблематике, которая вполне закономерно приобретает статус ее центральной области. Личность и развитие ее сущностных сил провозглашены в качестве ведущей человеческой ценности, связанной' с развитием ценностных ориентаций, которые затрагивают все ее структуры. Являясь устойчивыми, инвариантными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Эмоциональное выгорание как предмет научной 20 рефлексии в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Основные подходы и направления исследований 20 профессионального и эмоционального выгорания в психологии
    • 1. 2. Психологическая специфика профессиональной 52 деятельности спортивных тренеров
    • 1. 3. Психологические характеристики эмоционального выгорания в деятельности спортивных тренеров
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цели, задачи и гипотезы исследования
    • 2. 2. Организация исследования 86 2.3 Процедура и методы исследования
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 103 ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ
    • 3. 1. Особенности синдрома эмоционального выгорания в 103 различных группах
    • 3. 2. Модель и программа эмпирического исследования 134 личностных детерминант синдрома эмоционального выгорания студентов тренерского отделения
  • Выводы

Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в отечественной психологии наблюдается повышение интереса к личностной проблематике, которая вполне закономерно приобретает статус ее центральной области. Личность и развитие ее сущностных сил провозглашены в качестве ведущей человеческой ценности, связанной' с развитием ценностных ориентаций, которые затрагивают все ее структуры. Являясь устойчивыми, инвариантными «единицами» сознания личности, ценностные ориентации включают идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия. Они выступают также в качестве основного компонента в системе диспозиций личности и ведущего механизма общесоциальной регуляции ее поведения, а, также приобщения к ценностям общественного сознания и культуры.

Общепсихологический подход к ценностным ориентациям заключается в рассмотрении их как элемента высших мотивационных структур жизнедеятельности личности. Обращение к «личностному» все чаще обнаруживает себя при рассмотрении условий, факторов и механизмов успешности человека в различных видах деятельности, а также при определении субъективной удовлетворенности процессом и результатом деятельности. Исследователи стремятся понять роль личностных детерминант в реализации психического ресурса человека. Это вполне может быть отнесено к деятельности спортивных тренеров, у которых достаточно часто наблюдаются не только «пики» личностного развития, но и психическая усталостькоторая получила название «эмоционального выгорания».

Психологические методы преодоления профессиональных деформаций, вызванных негативными функциональными состояниями («профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание»), возникающими в различных видах деятельности (Б.Ф. Ломов, Б. А. Душков,.

М.А. Котик, Е. А. Климов, Ю. М. Забродин, A.A. Крылов, и др.) — активно разрабатывались отечественными учеными. Предпринимались попытки создать новые направления психологической практики и терапии, связанные с потребностями нормализации психических состояний людей, попавших в кризисные^ ситуации (В.Г. Ромек, BtA. Конторович, Е. И. Крукович, А. К. Маркова, JI.A. Пергаменщик, Н. В. Тарабрина и др.).

Однако личностная-составляющая^, как детерминанта возникновения этих состояний, почти не исследовалась, несмотря^ на то, что психологи пытались понять взаимосвязь острых эмоциональных состояний, возникающих при блокировании целенаправленной профессиональной деятельности, и недостаточного личностного развития ее субъектов. Трудности решения этих вопросов были обусловлены тем, что психологическая теория и практика достаточно поздно стала разворачивать программы по изучению профессионального становленияи развития специалистов различных социальных сфер.

Широкий диапазон точек зрения на эти проблемы, отсутствие проработанногокатегориально-понятийного аппарата, частая смена методологических парадигм, слабаянаучная рефлексия негативных личностных изменений, как следствий реализации профессиональных функций, привели к тому, что психологи оказались не способными объяснить возникающие феномены, предпосылки их возникновения, содержательные паттерны, структуру, способы и виды преодоления. К тому же, многие профессии оказались вне исследовательских интересов психологов. В их числе — и профессии спортивного тренера, учителя физкультуры, которые только в последнее время приобретают должный социальный статус.

Постоянное реформирование сферы образования в России оказало влияние на массовость проявлений эмоционального, профессионального «выгорания» в педагогической среде и других профессиональных сферах. Это привело к стремительной «девальвации» социальных, культурных, экономических ценностей и к снижению значимости педагогического труда, а также тренерского, как одного из его видов. Научные исследования: и разработки, преследующие цели прогнозирования, диагностики, коррекции и профилактики проявлений профессиональных деформаций личности (в «том: числе, и эмоционального^ выгорания). становятся особенно значимымив-, условиях современной: российской» действительности. Исследование личностных, детерминант эмоционального выгоранияу. спортивных тренеров: представляется своевременным и актуальным.

Состояние разработанности проблемы исследования.

Интерес к проблеме эмоционального выгорания представлен контекстно не только в психологических исследованиях отечественных авторов (В.В. Бойко, В. Е Орел,. Т. И. Ронгинская, Ж. В. Волкова, С. Г. Кривенков, Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдичиц, A.G. Миронова и др.), нои зарубежных (Г. Фрейденберг, Иайнс, Лронсон, Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксм, К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман, Е. А. Хартман, М. Бурши, К. Чернисс, Р. Шваб и др.), а также и в работах по физиологии и медицине (M.Ml Скугаревская, Д. Б. Голубев, О. Остроумова, ГТ.И. Миронов, Н.В. АсафьевМ. Ферла и др.), психотерапии (В.В. Макаров, Г. А. Макарова, Е. Т. Соколова, идр.) и др. Данная проблематиканосит междисциплинарный характер,.что особенно актуально в общем стремлении наук, изучающих человека, профессионально помочь и поддержать спортивных тренеров;

Анализ научной литературы показывает, что проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спортивных тренеров рассматривается в работах В. Гошека, Б. Кретти, Е. П. Ильина, Б. А. Вяткина и др. Однако этих исследований явно недостаточно. В этом наглядно убеждают появившиеся в последнемдесятилетии исследования личностных ресурсов преодоления психического выгорания у спортсменов (Гринь Е.И., 2009) — работы по формированию устойчивости спортсменов, к разным источникам стресса во время соревнований (А.В: Алексеев,. 1985; Б. А. Вяткин, 1981; P.M. Найдиффер, 1979; В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов, 1983; A.B. Родионов, 2004; H.A. Худадов, 1968) — психического выгорания, как значимого фактора, уменьшающего результативность тренировок и успешность соревнований спортсменов (Р. Уэйнберг, Д. Гоулд, 2001; Т. Raedeke, A. Smith, 2001) — воздействие психологических детерминант на достижения спортсменов (Г.Б. Горская, 2008; П. В. Квашук, 2003; A.B. Родионов, 2004) — увеличение психической напряженности и психологических факторов достижения победы при соперничестве в крупных состязаниях спортсменов с высоким уровнем физической, тактической, технической подготовки (Г.Б. Горская, 2008; H.H. Пилюк, 1999; В. А. Толочек, 1992; Б. П. Яковлев, 2000). Вместе с тем эмоциональное выгорание, как компонент профессионального выгорания, активно исследуется в зарубежной психологии внутри моделей выгорания, где один из факторов может быть причиной выгорания, а другие следствием. Известны: однофакторная модель (Пайнс, Аронсон и др.) — трехфакторная (К. Маслач и С. Джексон и др.) и др. В отечественной психологии сложилась иная традиция, исследования эмоционального выгорания. Данный феномен сравнительно недавно стал изучаться в социальных профессиях (В.В. Бойко (1996), В. Е. Орел (1999), Т. В. Форманюк (1994).

Актуальность исследования обусловлена также рядом противоречий сложившихся в современной образовательной практике:

— между субъектным характером педагогической деятельности спортивного тренера и недостаточной ориентацией на ее самодеятельный характер (проявления инициативы, самостоятельности, активности);

— между необходимостью психологической помощи при появлении симптомов эмоционального выгорания у педагога-тренера и отсутствием необходимого психологического обеспечения его профилактическими программами, и просто практикующими психологами в спортивной сфере;

— между потребностями спортивных тренеров в психологическом содействии и сопровождении и отсутствием психологических теорий и технологий, формирующих резистентность к стрессовым ситуациям и к негативным функциональным состояниям, сопровождающих их деятельность.

Выделенные, противоречиятеоретическая и практическаязначимость, обозначенных: выше: вопросов позволяют сформулировать проблему исследования: каковы личностные детерминанты^ определяющие возникновение эмоционального, выгорания: Спортивных-тренеров?

Ограниченность научной информации о том, каковы психологические ресурсы, преодоления^ эмоционального" выгорания находится в противоречии с. необходимостью его учета в практике работы спортивных тренеров, так как от этого, зависит реализация" ими своих возможностей, и их профессиональная успешность. Таким образом, актуальность проблемы, и ее недостаточная научная разработанность определили тему, объект, предмет, цель, и задачи исследования.

Цель работызаключается в исследовании роли личностных детерминант в: возникновении и преодолении эмоциональноговыгоранияспортивных тренеров.

Объект, исследования — личность спортивного тренера.

Предмет исследования — личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров;

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие: задачи:

Теоретические: провести теоретико-методологический анализ исследований по проблеме: профессионального выгораниявыявить психологическую специфику профессиональной деятельности спортивных тренеровизучить особенности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спортивного тренера;

Методические: подобрать методический инструментарий, адекватный целям и задачам исследованияразработать модель и программу эмпирического исследования личностных детерминант эмоционального выгорания спортивных тренеров;

Эмпирические: исследовать и описать связь феноменологических характеристик и эмоционального выгорания у спортивных тренеров и их личностных особенностейвыявить и провести сравнительный анализ выраженности симптомов эмоционального выгорания у тренеров, учителей физкультуры и студентов спортивных факультетовизучить специфику эмоционального выгорания у тренеров с различным стажем работы и с различным уровнем профессиональной успешности, определяемой количеством призеровизучить обусловленность степени выраженности синдрома эмоционального выгорания спортивных тренеров некоторыми личностными детерминантами (спецификой мотивации и преобладающими методами психологической защиты и др.).

Гипотезы исследования.

Основная гипотеза.

Эмоциональное выгорание является одним из видов профессионального выгорания, которое возникает и проявляется у спортивных тренеров как результат личностных деформаций, возникающих вследствие психического и психофизиологического напряжения, связанного со снижением профессиональной успешности и удовлетворенности результатами своей деятельности и собой в целом.

Дополнительные гипотезы:

1. Основными феноменологическими коррелятами эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спортивных тренеров являются:

— снижение эффективности деятельности;

— увеличение напряженности, утомления, отчаяния и. негодования в, процессе реализации профессиональных функций;

— эмоциональное обеднение и опустошение, которое проявляется в утрате аффективной откликаемости, т. е. в снижении способности отзываться на переживания воспитанников, проявлять по отношению к ним эмпатию, понимать их переживания и чувства;

— изменение адекватности профессиональной мобилизации;

— снижение состояния оперативного покоя, появление заторможенности и динамического рассогласования.

2. Степень выраженности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спортивных тренеров зависит от ряда личностных детерминант: от сформированности мотивационной сферы, от интенсивности интериоризации ролевых обязанностей и обстоятельств деятельности, от повышенного чувства ответственности, от преобладающего способа психологической защиты.

3. Возрастающие требования к личности тренера и его роли в учебно-воспитательном процессе, повышают его ответственность не только за спортивную подготовку воспитанников, но и за его психическое здоровье и способность к адаптации, что может обусловить возникновение чрезмерного эмоционального напряжения и привести к эмоциональному выгоранию.

4. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает у спортивных тренеров нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, появление эмоционального выгорания, которое приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности.

5. Своевременная психологическая диагностика, коррекцияи профилактика развития эмоционального выгорания с помощью специально разработанной модели и программы могут помочь в приостановке начавшегося процесса или в предупреждении его возникновения, позволяя сохранить спортивного^ тренера, учителя физкультуры или студента как здоровых личностей и эффективных профессионалов.

Теоретико-методологической основой исследования являются личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — гуманистический подход (М.Н. Берулава, Г. А. Берулава, И. Б. Котова, Шиянов E.H., А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олппорт) — принцип детерминизма (В.Г. Асеев, А. Г. Асмолов, А. Б. Орлов, C.JI. Рубинштейн) — принцип системности (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) — принцип активности личности (A.B. Петровский, В. А. Петровский, Д. Н. Узнадзе и др.) — принцип развития (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Маслоу, Д. Б. Эльконин и др.) — фундаментальные разработки в области психологии эмоций' (В.К. Вилюнас, Ф. Е. Василюк, Е. П. Ильин, П. Фресс и др.) — исследования по проблеме психического выгорания (В.В. Бойко, В. Е. Орел, A.A. РукавишниковК. Маслач, С. Джексон, Р. Шваб, Д. Форд, У. Шауфели, Э. Гринглас и др.) — по мотивации спортивной деятельности (И.Г. Келишев, Е. П. Ильин, Ю. Ю. Палайма, A.B. Шаболтас, Г. Д. Горбунова, Ю. В. Всеволодова и др.) — по выявлению психологических особенностей деятельности спортивного тренера (Б. Дж. КреттиГ.Д. Бабушкин, А. Н. Николаев, М. В. Прохорова, Ю. А. Коломейцев, A.A. Лалаян и др.).

Источниковой базой исследования послужили современные диссертационные исследования, монографии и другие публикации психологов, социологов, валеологов, педагогов по соответствующей темеработы известных зарубежных и отечественных авторов по данной проблематике.

Методы и методики исследования:

Были использованы теоретические методы: изучение и анализ научных исследований зарубежных и отечественных ученых по проблемам профессионального и эмоционального выгоранияпо выявлению психологической специфики" профессиональной деятельностиспортивных тренеров, учителей физкультуры, студентов тренерских отделений.".

Эмпирические методы были направлены: на экспериментальное исследование личностных детерминант возникновения и проявления эмоционального выгорания спортивных тренеровна изучение личностных особенностей спортивных тренеров с разным уровнем эмоционального выгоранияна выявление наличия связи между уровнем эмоционального выгораниястепенью успешности и стажем тренерана изучение результативности реализации модели психологического сопровождения, и коррекции эмоционального выгорания спортивных тренеров.

В качестве тестового инструментария привлекались следующие психодиагностические методики: Исследование эмоционального выгорания (В.В. Бойко) — Диагностика методов психологическойзащиты (адаптация Вассермана) — Методики на изучение мотивации к успеху (Т. Элерс) — Методика на изучение мотивации к избеганию неудач (Т. Элерс) — Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э.Мильман).

Методы статистической обработки эмпирических данных: использование пакета статистических программ для гуманитарных наук SPSS 13.0 (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена, однофакторный дисперсионный анализ).

Организация, базы и этапы исследования.

Исследование проводилось в период с 2007 по 2011 гг. Программа теоретико-эмпирического исследования предполагала осуществление следующих этапов.

Первый этап (2007;2008гг.). Проводился теоретический анализ психологической литературы, определялись основные подходы к изучению поставленной проблемы. Осуществлялся подбор методического инструментария и проведение пилотажного исследования с целью формирования репрезентативной выборки испытуемых. Были сформулированы" предмет, объект, цели и задачи исследования, определен контингент испытуемых. На основании этих положений нами были разработаны принципы эмпирического исследования, подобран диагностический инструментарий.

Второй этап (2008;2009гг.). Разработана программа эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания, преобладающего метода психологической защиты и особенностей мотивационной сферы спортивных тренеров. ч.

Третий этап (2009;2011г.г.). Проанализированы, обобщены и проинтерпретированы результаты теоретического и эмпирического исследования. На основании полученных данных были выявлена специфика эмоционального = выгорания спортивных тренеров. Обобщены данные, характеризующие личностные особенности тренеров, у которых выявлено эмоциональное выгорание. Выявлены особенности эмоционального выгорания у спортивных тренеров с различным стажем работы и количеством призеров.

В исследовании приняли участие 200 спортивных тренеров Ростова и Ростовской области. Основная группа исследования — спортивные тренеры, 100 человек. Контрольная группа — учителя физкультуры общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону, 100 человек.

Для реализации профилактической программы было проведено исследование, в котором приняли участие 139 студентов 4−5 курсов ' Ростовского филиала КГУФСиТ, тренерского отделения. На основании полученных данных была сформирована тренинговая группа, в количестве 14 человек, в которую вошли студенты с устойчивым проявлением эмоционального выгорания.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

— определено психологическое содержание понятия «эмоциональное выгорание» спортивных тренеров и выделены его структурные компоненты;

— впервые изучено эмоциональное выгорание как один из видов профессионального выгорания, возникающее у спортивных тренеров под влиянием ряда личностных детерминант, которые обусловливают снижение профессиональной успешности и удовлетворенность результатами своей деятельности и собой в целом;

— выделены основные корреляты эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спортивных тренеров: снижение эффективности деятельностиувеличение напряженности, утомления, отчаяния и негодования в процессе реализации профессиональных функцийэмоциональное обеднение и опустошениеснижение способности отзываться на переживания воспитанников, проявлять по отношению к ним эмпатиюснижение адекватности мобилизации и состояния оперативного покоя, появление заторможенности и динамического рассогласованияустановлены взаимосвязи и взаимозависимости между содержательными коррелятами эмоционального выгорания и личностными особенностями мотивационной сферы спортивных тренеровинтенсивностью интериоризации профессиональных обязанностейудовлетворенностью социальным статусом и условиями деятельностипроявлением чувства ответственности и выбором преобладающих способов психологической защиты;

— выявлено, что уровни проявления эмоционального выгорания зависят от его фаз, которые отличаются у тренеров с различным стажем работы и степенью профессиональной успешностиосуществлено сравнительное исследование психологических особенностей эмоционального выгорания спортивных тренеров, учителей физкультуры и студентов тренерских отделений;

— обобщены новые данные, характеризующие личностные особенности тренеров, у которых выявлено эмоциональное выгорание;

— разработаны и апробированы модель и программа эмпирического исследования личностных детерминант возникновения эмоционального выгорания у спортивных тренеров, учителей физкультуры и студентов тренерского отделения вуза.

Теоретическая значимость исследования определяется ее вкладом в изучение проблемы эмоционального выгорания. Проведен содержательный анализ теоретического и эмпирического материала, в ходе которого: расширены представления о феномене эмоционального выгорания, имеющиеся в отечественной и зарубежной психологиипредложено авторское видение исследуемой проблемыизучены профессиональные и личностные особенности спортивных тренероввыявлены содержательные корреляты, функции и личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеровраскрыто феноменологическое содержание эмоционального выгорания спортивных тренеров.

Исследование расширяет теоретические представления о проблеме эмоционального выгорания у спортивных тренеров на различных этапах профессиогенеза. Раскрыта психологическая специфика тренерской деятельности и особенности подготовки спортивных тренеров в образовательном пространстве спортивного вуза.

Проведенный теоретический анализ расширяет и углубляет современные представления об эмоциональном выгорании, его личностной составляющей и позволяет прогнозировать его дальнейшее изучение.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в исследовательской работе и в психологической практике для совершенствования форм и методов работы психологов как с тренерским составом, так и в системе «тренер-спортсмен».

Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших разработок коррекционных и профилактических психологических программ, а также программ профессионального и личностного роста тренеров конкретных видов спорта.

Разработанная модель и программа эмпирического исследования личностных детерминант эмоционального выгорания может быть использована для его профилактики у спортивных тренеров, учителей физкультуры и студентов тренерских отделений вузов.

Полученные эмпирические данные могут стать основой для разработки программ психологических служб при различных спортивных учреждениях, главными функциями, которых, могут быть: профилактика эмоционального выгорания, проведение профессионального отбораучет индивидуальных, личностных особенностей тренеров при организации профилактической, психокоррекционной и психотерапевтической работы с ними. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, работающими с представителями «человековедческих» профессий, деятельность которых сопряжена с трудностями сохранения и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Соответствие темы, а также результатов работы требованиям паспорта специальностей ВАК (по психологическим наукам): тема диссертационного исследования, а также результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальности «Общая психология, психология личности, история психологии (по психологическим наукам).

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме эмоционального выгорания, имеющихся в отечественной и зарубежной психологии, позволил понять, что эмоциональное выгорание является одним из видов профессионального выгорания, который возникает и проявляется у спортивных тренеров, как результат личностных деформаций, возникающих вследствие психического и психофизиологического напряжения, связанного со снижением профессиональной успешности и удовлетворенности результатами своей деятельности и собой.

2. Эмоциональное выгорание спортивных тренеров — это продолжительное состояние мотивированных на успех профессионалов, испытывающих. трудности в личностной самореализации средствами профессии, имеющего характерные проявления в виде эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.

3. Основными психологическими коррелятами эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спортивных тренеров являются: снижение эффективности деятельностиувеличение напряженности, утомления, отчаяния и негодования в процессе реализации профессиональных функцийэмоциональное обеднение и опустошениеснижение способности отзываться на переживания воспитанников, проявлять по отношению к ним эмпатиюснижение адекватности мобилизации и состояния оперативного покоя.

4. Появление эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спортивных тренеров зависит. от ряда личностных детерминант: от сформированности мотивационной сферы, от интенсивности интериоризации ролевых обязанностей и обстоятельств деятельности, от повышенного чувстваответственности, от преобладающего способа психологической защиты, от самооценки, связанной с успешностью их профессиональной деятельности.

5. Степень выраженности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности спортивных тренеров напрямую связана с его фазами, которые отличаются у тренеров с различным стажем работы и степенью профессиональной успешности. С увеличением стажа работы у спортивных тренеров возрастает неудовлетворенность собой, происходит редукция профессиональных обязанностей и личностная отстраненность, снижается эмоциональный дефицит и возникает неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

6. Отсутствие у спортивных тренеров призеров, т. е. его низкая профессиональная успешность, приводит к возникновению состояния недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью, своим статусом в профессиональной среде.

7. Сравнительное исследование психологических особенностей эмоционального выгорания' спортивных тренеров, учителей физкультуры и студентов тренерских отделений спортивных вузов" дает основание для вывода, что его возникновение и развитие зависит, прежде всего, от типа личности, который обусловливает его индивидуальные характеристики, формы протеканиявозможности профилактики, коррекции, и проявляется уже на ранних этапах профессиогенеза.

8. Профилактика, предупреждение и коррекция эмоционального выгорания спортивных тренеров возможны путем использования комплекса организационных, психодиагностических и коррекционных методов, включенных в программу и модель их эмпирического изучения.

Личный вклад автора в моделирование теоретической, и реализацию эмпирической части исследования^ заключается в том, что сформирована теоретико-методологическая база исследования, определены и классифицированы основные направления и подходы к исследованию эмоционального выгорания спортивных тренеров как продолжительного состояния мотивированных на успех профессионалов, испытывающих трудности в личностной самореализации средствами профессии, имеющего характерные проявления в виде эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.

Определены этапы и база исследования, последовательность исследовательских процедур. Представлена авторская" концепция эмпирического изучения эмоционального выгорания спортивных тренеров. Выделены, обоснованы и эмпирически подтверждены личностные детерминанты эмоциональноговыгорания спортивных тренеров, показаны изменения уровней его проявления, профилактики и коррекции на различных этапах профессиогенеза.

Эмпирически выделены основные феноменологические корреляты эмоционального выгорания и специфические особенности его протекания в профессиональной деятельности спортивных тренеровустановлены взаимосвязи и взаимозависимости между содержательными коррелятами эмоционального выгорания и личностными особенностями спортивных тренероввыявлены уровни* проявления эмоционального выгорания" у тренеров^ с различным стажем работы и степенью профессиональной успешностипроведено* сравнительное исследование психологических особенностей эмоционального выгорания спортивных тренеров, учителей физкультуры и студентов тренерских отделений спортивных вузовразработаны и апробированы модель и программа эмпирического исследования личностных детерминант возникновения эмоционального выгорания у спортивных тренеров, учителей физкультуры и студентов тренерского отделения вуза. Дана научная интерпретация полученных результатов, сформулированы основные выводы исследования.

Надежность и достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, применением разработанных методов и методик, адекватных цели и задачам исследования, согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с данными эмпирического изучения. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на 13-ой Международной научно-практической конференции «Инновационные преобразования в сфере физической культуры спорта и туризма» (Краснодарский край, 2010 г.).

Данные исследования докладывались на заседаниях и научных семинарах кафедры психологии, и аспирантских объединениях Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, на заседаниях лаборатории развития личности в Учреждении ГАН РАО «Институт образовательных технологий» (2008;2011 г. г.). По теме исследования опубликованы 2 статьи в журналах, внесенных в перечень ВАК («Известия Южного федерального университета. Педагогические науки», «Гуманизация образования»), монография и другие публикации.

Модель и программа практических занятий (тренинг) «Личностные детерминанты эмоционального выгорания у спортивных тренеров» была апробирована в 2010 году у студентов тренерского отделения Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (филиал в г. Ростове-на-Дону).

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 181 наименований. Основной текст диссертации изложен на 164 страницах текста и иллюстрирован схемами, таблицами и приложениями.

Результаты исследования.

В результате первичной психодиагностики 14 спортсменов был выявлен высокий уровень сформированности таких симптомов синдрома.

Заключение

.

По результатам теоретического анализа, мы можем сделать следующие выводы:

1 В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома* эмоциоанльного выгорания (СЭВ). СЭВ рассматривается в основном* как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации"к рабочему месту или профессиональным обязанностям;

2 основным предрасполагающим фактором выгорания являются продолжительность и чрезмерная нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим СЭВ характерен для представителей коммуникативных профессий: врачи, медицинский персонал, педагоги, психологи, представители различных сервисных профессий, руководители-менеджеры.

3 в контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание», имеющим прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов.

По результатам эмпирического исследования, мы можем сделать следующие выводы:

4. у спортивного тренера синдром профессионального выгорания, в большей степени проявляется через негативизм к себе, в меньшей степени через деформацию межличностных отношений. А у учителей физкультуры в большей степени через деформацию межличностных отношений и в меньшей, через негативизм к себе;

5. выраженность синдрома эмоционального выгорания положительно взаимосвязана с мотивацией избегания неудач и с «проекцией», и отрицательно с «замещением», «общей активностью» и «статусом»;

6. синдром эмоционального выгорания у тренеров менее выражен, в сравнении с учителями физкультуры, с доминированием личностной отстраненности. В то время как у учителей физкультуры синдром проявляется в усиливающимся осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, в недовольстве собой и выполняемыми обязанностями, в неадекватных реакциях на участников межличностного взаимодействия. Для учителей также более характерна слабая выраженность или отсутствие эмоционального отклика на различные ситуации в профессиональной сфере;

7. для тренеров в большей степени свойственна постановка адекватных целей и задач, в соответствии с реальной оценкой ситуации, а учителя физкультуры ставят перед собой цели, достижение которых, исключают возможность неудачи;

8. для спортивных тренеров в большей степени свойственна рабочая мотивационная направленность, в то время как учителям физкультуры — житейская;

9. в травмирующей ситуации тренеры отрицают некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства или условия. Учителям свойственна бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков, которая реализуется через настойчивую работу над собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности;

10. увеличение стажа работы ведет к возрастанию неудовлетворенности собой, редукции профессиональных обязанностей и личностной отстраненностью, но снижается эмоциональный дефицит и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;

11. отсутствие у тренера призеров, т. е. его низкая профессиональная успешность, связана с формированием недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью;

12. внедрение модели и программы эмпирического исследования (профилактическая тренинговая программа) привело к положительным сдвигам в сторону развития сферы эмоций. Повысилась осведомленность в регулировании своих эмоций и понимании эмоций окружающих их людей, снизилась степень выраженности симптомов синдрома эмоционального выгорания, что способствовало повышению продуктивности в профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. • Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.- 167с.
  2. М.Д. Значение теории отношении для современной геронтологии // Психология личности и малых групп. JL, 1977. 158 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1969. -339с.
  4. H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. М. 1988.- 134с.
  5. Ш. А. Единство цели: Пос. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 206 с
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380с.
  7. Ю.В. Ценности и воспитание. М.: Педагогика, 1999.- 209с.
  8. М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. И. Учителя и ученики: два мира?: Кн. Для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1992. -158с.
  9. В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М.: Наука, 1986. -280с.
  10. В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основные теории, диагностики, терапии.- СПб.: Речь, 2004. -254с.
  11. О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: автореф. дис.. канд. психол. наук. — Хабаровск, 2007. — 23 с.
  12. Г. Д. Специфика деятельности тренера. -Омск: ОГИФК, 1985.-68 с.
  13. С. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб, 1995. —285 с .
  14. М. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов. Автореферат дис. канд. психол. наук. — Ярославль, 2003. — 18с.
  15. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских видения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. -413с.
  16. A.A. Личность и общение. М., 1983. -272 с.
  17. Л.И., Славина Л. Г. Дети с аффективным поведением. М., 1966. с. 139−140.
  18. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М- Филинъ. 1996
  19. В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: «Сударыня».- 1999. 30 с.
  20. М.А. Лекции по педагогике. М.: Пресса, 2003. -420с.
  21. Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры. Автореф. докт. дис. СПб., 1999. 40 с.
  22. И.П. Очерки спортивной акмеологии. -СПб.: изд-во БПА, 1998. 126 с.
  23. С.М. Быстрая вода. М., 1983. -175 с.
  24. И.П. Некоторые задачи психологии физического воспитания // Теория и практика физич. культ. 1986, № 5.
  25. И.П., Дембо А. Г. Некоторые актуальные проблемы психогигиены спорта с позиции спортивной медицины // Теория и практика физич. культ. 1983. № 1. с. 13−15.
  26. И.П., Пономарев Н. И. Социально-психологическое воздействие спорта на массовое сознание людей // Теория и практика физич. культ. 1984. № 4. с. 38−39.
  27. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. -207с.
  28. H.H. Педагогика и психология. М.: Владос, 2003. -320с.
  29. Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика СПб.: Питер. 2008.- 336 е.
  30. В.М. Введение в специальность. М., 1980. -119 с.
  31. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991.
  32. JI.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  33. . А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: ФиС. 1981. -156с.
  34. М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Знание, 1982. -671с.
  35. АД. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена // Психологические аспекты подготовки спортсменов. -Смоленск: СГИФК, 1980. с. 3−9.
  36. E.H., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пос. М.: ИЦ «Академия», 2000. — 288 с.
  37. В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности // Психология и современный спорт. М.: «Физическая культура и спорт», 1973. С.100 121j
  38. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. — 208с.
  39. А.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера: Методическое пособие. Малаховка: МОГИФК, 1988. — 33с.
  40. Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие. — Краснодар, 2008. — 220 с.
  41. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -144с.
  42. Е.И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов. Автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2009. — 24с.
  43. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. -с. 143−156.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240с.
  45. А., Исаев А. Творчество тренера.-М: ФиС, 1982. 239 с.
  46. А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М., 1981.-375с.
  47. А.Б. Воспитателю о психологии общения. М.: Просвещение, 1987. -224с.
  48. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991. -192с.
  49. Елканов' С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. -89с.
  50. С.С. Лекции по психологии и педагогике. СПб.: Питер, 2002. -360с.
  51. Т. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза. Автореф. дис .док. психол. наук .- Тверь, 2004. 46 с .
  52. А.Ф. Психология. М.: Проспект, 2003. -345с.
  53. A.A. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. 229с.
  54. Г. Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности и способы его профилактики // Народное образование. 2008. № 5.-с. 114−120.
  55. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. -512с.
  56. Е.П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2008. -352с.
  57. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1983.
  58. Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002. -783с.
  59. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., 1980. -199с.
  60. Е.П. Психология индивидуальных различий.—СПб.: Питер, 2004.- 701с.
  61. C.B. Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры: Автореф. канд. дис. Л., 1990. 17 с.
  62. К проблеме профессиональной деформации. М., 1998,
  63. П.Ф. Педагогические сочинения. М.: Мысль, 1982. -295с.
  64. A.C. Педагогика. М.: Пресса, 2001. -290с.
  65. .А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. -Казань: КГУ, 1969. 278 с.
  66. Е.А. Профессия учителя. М., 1998.-256с.
  67. Коломейцев- Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 128 с.
  68. А .Я. Тренер: деятельность и личность: Учеб. пос. М.: Терра-Спорт, 2000. — 120 с.
  69. БД. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. — 224 с.
  70. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985. 224 с.
  71. A.A. Педагогическая психология. М-.: Проспект, 2000. 489с.
  72. В.Г. Психология и педагогика. М.: Владос, 2001. -560с.
  73. Н.В. Педагогические способности. М., 1999. -245с.
  74. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. — 183 с.
  75. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1991. -120с.
  76. Т.Д. Физическая культура и ее влияние на психику просвещенца. М., 1928. -87 с.
  77. А.А. В сборнике: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. М.: ФиС, 1969
  78. И.Н., Сарычев С. В. 10 избранных лекций по педагогической психологии. М.: Педагогика, 2000. -75с.
  79. Г., Зубанова Н. Власть тренера и зависимость спортсмена // Концепщя розвитку галуз1 ф1зичного виховання i спорту в УкраТш Пвне: Люта, 1999.-с. 200−206.
  80. .Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология: Мат-лы финско-советского симп. / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Т. Н. Ушакова, В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1986. 206 с.
  81. A.M. Основные задачи психологических исследований в свете решений XXVII съезда КПСС / / Вопр. психол. 1986. № 5. с.5−17.
  82. М.В. Психологические вопросы формирования личности школьника // Возрастная и педагогическая психология. Новосибирск, 1984. -256с.
  83. А.Ю. Специфика общения тренера со спортсменами в условиях соревнований и тренировки/ Психофизиологические аспекты учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр./Подред. Б. А. Ашмарина и др. Л.: ЛГПУим. А. И. Герцена, 1987, с. 17−21.
  84. А.Ю. Стили педагогического общения тренеров детских команд и их оптимизация: Автореф. канд. дис. Л., 1990. 15с.
  85. Г. А. Психология труда учителя. М: Просвещение, 1993.-245с.
  86. Л.М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М.: Флинта, 2001. -395с.
  87. Л. Психология труда и профессионального развития личности . -М., 2003.-400 с.
  88. А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М.: Просвещение, 1990.-191с.
  89. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.-215с.
  90. А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. СПб., 2005.
  91. А.П. Психология физической культуры. М., 1950. -112с.
  92. О.Г. Эмоциональное выгорание педагога и стратегии его преодоления// Психология здоровья и личностного роста. — № 4. 2008
  93. В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. — Ярославль, 1999. с.77−89
  94. A.B. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности: Автореф.канд. дис. СПб., 1999. 23 с.
  95. В., Лазаревич JI. Психодинамика спортивной группы. М.: ФиС., 1984
  96. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978
  97. A.B. Возрастная и педагогическая психология. М.: Мысль, 1979.-489с.
  98. A.B. Хрестоматия по психологии М.: Просвещение, 1977. -528с.
  99. P.A. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984
  100. A.A. Воспитание школьника. М.: Наука, 2003. -305с.
  101. О. Взрослые игры. М .: ФиС, 1989. — 162 с .
  102. Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1982. -245с.
  103. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. М.: Физкультура. Образование и наука. 1996. -265с.
  104. Психология спорта высших достижений. Учебное пособие. М.: ФиС, 1979.- 456с.108. 5Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред В. Н. Дружинина. -СПб.: Питер, 2005. -651с.
  105. Психология. Полный энциклопедический справочник / сост. Б. Мещерякова, В. Зинченко. -СПб: ЕВРОЗНАК, 2007. 896с.
  106. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М., 1977.- 147 с.
  107. А. Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
  108. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Технология и творчество. JL, 1989. 84с.
  109. А.А. Психология и педагогика. М.: Центр, 1996. -332с.
  110. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М. И. Чумакова, З. В. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2008. — 135 с.
  111. Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. № 3. — с. 85−95.
  112. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос, 1998. -256с.
  113. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.- 720с.
  114. А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Дис.канд. психол. наук / А. А. Рукавишников.—Ярославль, 2001. — 158 с.
  115. Г. Стресс без дистресса. 1936 54
  116. Н.В. Синдром профессионального выгорания.-«Медицинская газета». 2005. — № 43.
  117. Ю.А. Психология и педагогика. М.: Владос, 2000. -704с.
  118. М.В. Психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции для студентов. М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. — 27 с.
  119. Н.В. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей. М.: Педагогика, 1994. -258с.
  120. Э.Г. Автомобильный спорт. М., 1982. -304 с.
  121. М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. М. 2002.№ 7. с. 3−9
  122. С. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1983. -424 с.
  123. Г. Коммуникативные умения учителя. М.: Народное образование, 1999. -205с.
  124. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. Спб: Питер, 2002. -565с.
  125. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. -472с.
  126. Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1982.-156с.
  127. A.A. Изучение личностных качеств тренера //Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов: Сб. науч. тр. — Волгоград, 1988. с. 69−78.
  128. Н.В. Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса // Психологический журнал. -Т. 24.-№ 4.-2003.-С. 5−18.
  129. А. Не мыслю себя вне спорта // Спорт и личность. М., 1974. -192 с.
  130. В. А. Стили деятельности. М., 1992.-235с.
  131. Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. М., 1998
  132. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1989. -91с.
  133. К.Д. Собрание сочинений. М., 1948. Т. 2.
  134. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. № 6. -1994.- С. 57−64.
  135. Ю.Л. Психология общения в спорте. — М.: ФиС, 1980.-235с.
  136. В. Социальные отношения спортсменов как компонент саморегуляции поведения и спортивной деятельности // Психология и современный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 200−209.
  137. Е.И., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов Н/Д: Феникс, 1995. -220с.
  138. Ю. Речевая агрессия учителя: пути преодоления. М.: Народное образование, 1999. -272с.
  139. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. -144с.
  140. Т.Н. Эмоциональное выгорание педагога: причины и способы преодоления. (Информация для педагогов, методистов и руководителей ОУ). ГОУДОД «Курганский областной центр дополнительного образования детей». Курган, 2005
  141. .П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2000. № 5. — С. 39−41.
  142. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / Под ред. А. Т. Филатова. Киев, 1982. -296 с.
  143. Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. М., 1998
  144. Burish М. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek, Washington: Taylor & Francis. 1993. P. 75−93.
  145. Cohn, P.J. An exploratory study on sources of stress and athlete burnout in youth golf// Sport Psychologis. 1990. V. 4 (2). P. 95−106.
  146. Dierendonck D., Schaufeli W., Sixma H. Burnout among general practitioners: A perspective from equity theory. Journal of Social and Clinical Psychology. 1994. V. 13. P. 86−100.
  147. Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159−165.
  148. Gallimore J., Burke S. Athletic burnout. Sport & Exercise Psychology. Australian Catholic University. School of Human Movement (NSW). Sydney, Australia. 2005. P. 41−52.
  149. Glenn A.Roberts. Advances in Psychiatric Treatment (1997), vol.3, pp. 282−289 // http://wwmed.org/page.php?al=profilaktikaprofessiona
  150. Gustafsson H. Burnout in competitive and elite athletes // http:// www.oru.se // 04. 12. 2007.
  151. B.F. Husman, D. Hanson and R. Walker, «The Effect of Coaching Basketball and Swimming upon Emotion as Measured by Telemetry», in Ken yon, J.S., ed.,
  152. Contemporary Psychology of Sport, Chicago: Athletic Institute, 1970
  153. Harlick, M., McKenzie A. Burnout in junior tennis: A research report // New Zeeland Journal of Sport Medicine. 2000. V. 28. P. 36−39.
  154. Kelley B.C., Eklund R.C., Ritter-Taylor M. Stress and burnout among collegiate tennis coaches // Journal of Sport & Exercise Psychology. 1999. V. 21. P. 113−130.
  155. Lai C, Wiggins M.S. Burnout perceptions over time in NCAA division I soccer players // International Sports Journal. 2003. V. 7. P. 120−127.
  156. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.Y. 1984.
  157. L. В., Huebner E. S. A prospective study of personality characteristics, occupational stressors, and burnout among school psychology practitioners // Journal Of School Psychology. 1998. Vol. 36 (1). P. 103−12.
  158. Maslach C., Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol.7. P. 189−212.
  159. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annual review of Psychology. 2001. V. 52. P. 397−422.
  160. Ogilvie B.G. Counseling for sport career termination // Sport Psychology, edited by L.R.May and M.J.Asken. 1987. PMA Publishing corp. P. 213−230.
  161. Perlman В., Hartman E.A. Burnout: Summary and Future and Research // Human relations. 1982. V.35 (4). P. 283−305.
  162. Pines A.M. Burnout: An existential perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W. B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek, Washington DC: Taylor & Francis,. 1993. P. 33−51.
  163. Pines A.M., Aronson E. Burnout: from tedium to personal growth. N.Y. 1981. -229 p.
  164. Raedeke T. D., Smith A. L. Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2001. V. 23. P. 281−306.
  165. Smith R.E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout. // Journal of Sport Psychology. 1986. V. 8. P. 36−50.
  166. Vealey R.S., Udry E.M., Zimmerman V., Soliday J. Intrapersonal and situational predictors of coaching burnout // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1992. Vol. 14 (1). P. 40−58.
Заполнить форму текущей работой