Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все отрасли психологии взаимосвязаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не может быть полным, если оно осуществляется в рамках лишь отдельной отрасли психологии. В любом случае оно предполагает достаточно глубокое изучение проблем общей и социальной психологии, создающих системное представление об индивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных… Читать ещё >

Психология. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретико-методологические основы психологии

Характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии

Психология: понимание, система психологического знания

Психология в переводе с греческого — учение, знание о душе (psyche — душа, logos — учение, знание). Это наука, прежде всего, о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский). Объектом психологии выступают не только люди, отдельный человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. В таком случае психология это наука о закономерностях возникновения, развития, формирования, функционирования и проявлений психики и ее отдельных феноменов. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. Объектом психологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные общности (группы, массы и другие формы общностей) людей. В связи с этим (и это видно на рис. 1.1) психика людей (и животных тоже) существует в двух видах: индивидуальном и групповом (общественном, массовом).

Психология и ее базовые отрасли.

Рис. 1.1. Психология и ее базовые отрасли.

Таким образом, предметом психологии человека являются закономерности возникновения, развития, формирования, функционирования и проявлений, влияния на поведение и деятельность людей индивидуальной и групповой психики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности человека.

Человек в своем физиологическом и психическом развитии и становлении проходит различные стадии, участвует во многих сферах социальной жизни, занимается разными видами деятельности. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихийно складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отраслям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искусства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, политической, этнической психологии и т. д. (рис. 1.2).

Система прикладных отраслей психологии.

Рис. 1.2. Система прикладных отраслей психологии.

Все отрасли психологии взаимосвязаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не может быть полным, если оно осуществляется в рамках лишь отдельной отрасли психологии. В любом случае оно предполагает достаточно глубокое изучение проблем общей и социальной психологии, создающих системное представление об индивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных феноменах.

Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявления возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность людей. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций специалистам по повышению стрессовой устойчивости и надежности их психики, отдельных психических функций при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой