Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте
Диссертация
Для просоциальных и асоциальных подростков значимыми проблемными областями выступают: будущее, взаимоотношения с родителями и взаимоотношения со сверстниками. Вместе с тем, асоциальными подростками с большей интенсивностью, чем просоциальными, переживается проблема, связанная с собственным «Я». При этом, указанные проблемы наиболее остро переживаются как просоциальными, так и асоциальными… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения самоотношения и проблемных переживаний в подростковом возрасте
- 1. 1. Психологическая характеристика самоотношения
- 1. 1. 1. Понятие о самоотношении
- 1. 1. 2. Структурные компоненты самоотношения как иерархически-динамической системы
- 1. 1. 3. Функциональная специфика самоотношения
- 1. 2. Самоотношение и источники проблемных переживаний в подростковом возрасте
- 1. 2. 1. Психологическая характеристика самоотношения подростков
- 1. 2. 2. Источники проблемных переживаний в подростковом возрасте
- 1. 1. Психологическая характеристика самоотношения
- 2. 1. Цель, гипотезы, задачи исследования
- 2. 2. Описание методов и методик исследования
- 2. 3. Организация исследования
- 3. 1. Проблемные переживания подростков с просоциальным и асоциальным поведением
- 3. 2. Самоотношение, как структурно-динамическая система, в подростковом возрасте
- 3. 2. 1. Особенности структурно-содержательных компонентов самоотношения подростков
- 3. 2. 2. Функциональные особенности самоотношения у подростков с просоциальным и асоциальным поведением
- 3. 3. Изучение взаимосвязи самоотношения и проблемных переживаний подростков
- 3. 3. 1. Негативный фон самоотношения как психологическая причина асоциального поведения подростков
- 3. 3. 2. Функционирование самоотношения в защитном режиме и Ф озабоченность подростков проблемой, связанной с собственным «Я»
- 3. 3. 3. Противоречия в самоотношении у подростков, переживающих проблемы в сфере собственного «Я»
Список литературы
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб., 1994. — 178с.
- Актуальные проблемы социологии и девиантного поведения и социального контроля /Под ред. Я. М. Гилинского. М., 1992. — 182с.
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1985. 19с.
- Алексеева Е.В. Ответственность и особенности преодоления подростками трудных жизненных ситуаций//Наш проблемный подросток /Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: 1999. — С.122−131.
- Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1968. 16с.
- Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986. 151с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1980. Т.1.
- Андреева Е.Н. Самоотношение как структурно-динамическая система //Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов /Под ред. А. А. Крылова. -СПб.: СПбГУ, 2002 (апрель). С. 122−124.
- Ю.Андреева Е. Н. Самоотношение и проблемные переживания в подростковом возрасте //Материалы 13-й Международной конференции молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы». СПб.: СПбГУ, 2002. — С.282−286.
- П.Андреева Е. Н. Функционирование самоотношения подростков в режиме Эго-защиты // Психология XXI века: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред. В. Б. Чеснокова. СПб.: СПбГУ, 2003. — с.119−121.
- Андреева Е.Н. Противоречия в самоотношении как фактор проблемной нагруженности// Вестник Российского психологического общества. Материалы Ш Всероссийского съезда психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. — Т.1. — С.134−138.
- Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луис, 1980. — 254с.
- Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы: Дис. .канд. психолог, наук. СПб., 1998
- Батурин Н.А. Оценочная функция психики. М.: Изд-во Ин-та психологии, 1997.-305с.
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. -М.: Изд-во Иформпечать, 2000. 336с.
- Беличева С.А. Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних: Автореф. дис. .канд. психол. наук. JL, 1977.
- Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми: Учебное пособие. Киров: КГПИ, 1994. — 81с.
- Бельский П.Г., Мясшцев В. Н. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе: сб. «Трудные дети в массовой школе» / Под ред. В. Н. Мясшцева. Л.: Изд-во ЛПИ, 1933. -С.40−65.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420с.
- Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. -440с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 460с.
- Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе /Формирование личности в онтогенезе /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — С. 104−142.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. — 212с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейн. М.-Воронеж, 1995. — С.228−244.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
- Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977. — 412с.
- Валлон А. От действия к мысли. Очерки сравнительной психологии /Под ред А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во иностр. лит. 1956. — 238с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 200с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967. — 360с.
- Волков Б.С. Психология подростка. М., 2002. — 160с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. — 224с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Че Ро, 1997. — 239с.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. — 347с.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. — 507с.
- Грецов А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 2003. 21с.
- Гримак Л.П. Общение с собой. М.: Изд — во полит, литер., 1991. — 319с.
- Гуткина Н.И. Аффективные переживания и неадекватное восприятие межличностных взаимоотношений: сб. «Формирование личности в онтогенезе» / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — 159с.
- Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 1998.
- Демидов Д.Н. Соотношение образов Я-реальное и Я-идеальное и проблемы подростков: Дис. .канд. психолог, наук. СПб., 2000.
- Джемс У. Личность// Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С.61−70.
- Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М.: Искусство, 1990. — 397с.
- Доценко E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М.: «ЧеРо», «Юрайг», 2000. 344с.
- Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96с.
- Дранищева Э.И. Психологические особенности личности девочек-правонарушительниц: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1972.
- Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей: Сб. научн. тр. М.: АПН СССР, 1982. — 164с.
- Иванова И.И. О некоторых аспектах проблемы «личность и сознание»: Проблемы личности. Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М., 1969. — С.414−424.
- Игошев К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. лит. 1989. -444с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752с.
- Каган Е.В. Семейные и полоролевые установки у подростков// Вопросы психологии. 1987. — № 2.
- Как построить свое «я"/Под ред. В. П. Зинченко.- М.:Педагогика, 1991. 131с.
- Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.-171с.
- Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М.: Вита-Пресс, 1997. -140с.
- Ковалев А.Г., Мясшцев В. Н. Психические особенности человека. Т.1. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1957.
- Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1996.
- Кон И. С. Какими они себя видят. М.: Знание, 1975. — 93с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-336с.
- Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988. — 206с.
- Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. -М.: Знание, 1971. -45с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992с.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лег. -М: УРАО, 1999. 175с.
- Кулаков С. А. На приеме у психолога подросток: Пособие для практических психологов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2001. — 350с.
- Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. Киев, 1983. — 120с.
- Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде / Психологическая наука В СССР. Том 2. М: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997. — 445с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во полит, литры, 1975. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т.: Том 2. М., 1983.-320с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. — 344с.
- Лихтарников А.Л. Диагностика и психотерапия детей группы риска //Программы работы с детьми и подростками. СПб., 1998. — Вып. 1.
- Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся) /Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1996. — 218с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. -1981. № 1. С.3−17.
- Лэндрет Г. Л. Групповая терапия: искусство отношений. М., 1994. — 365с.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. — 256с.
- Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М.: ВЛАДОС, 1998. -272с.
- Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: ACADEMA, 2001. — 544с.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: Ре Фл-бук, 1997. — 304с.
- Мелентьева Н.В. Социальная философия Жд. Г. Мида: Автореф. дис. .канд. фил. наук. М., 1988.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь, 1990. 107с.
- Мясгацев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека/ Психологическая наука В СССР. Том 2. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
- Мясгацев В.Н. Личность и отношения человека: Проблемы личности. Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М., 1969. — С. 63−73.
- Мясгацев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М. — Воронеж, 1998. — 362с.
- Негодин В.В. Взаимные оценки и самооценки младших школьников: сб. «Отношения личности и вопросы воспитания» /Под ред. Н. К. Миттова,
- B.Л.Позднякова, М. П. Шульца. Тамбов, 1973. — С. 19−22.90.0бухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995. -357с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека//Вопросы психологии. 1995. № 2. — С.5−19.
- Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1988. 18с.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 108с.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение //Психология самосознания. Хрестоматия/Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000.1. C.208−242.
- Пежемская Ю.С. Формирование мотивационно-волевой сферы подростков и юношей групп социального риска: Дис. .канд. психолог, наук. СПб., 2001.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254с.
- Поздняков B.JI. Психологическое понятие отношения: сб. «Отношения личности и вопросы воспитания» /Под ред. Н. К. Миттова, В. Л. Позднякова, М. П. Шульца. Тамбов, 1973. — С.8−13
- Прихожан A.M. Подросток в учебе и жизни. М.: Знание, 1990. — 79с.
- Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейн. М. Воронеж, 1995.
- ЮО.Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (пособие для врачей и психологов) /Под ред. Л. И. Вассермана. СПб.: ПНИ, 1998.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии /Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 1998. — 348с.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М.: Наука, 1976. — 368с.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440с.
- Психология: Воспитание, обучение: Учебное пособие/ Под ред. Е. А. Климова. М.: ЮНИТИ — Дана, 2000. — 373с.
- Психология: Учебник/ Под ред. И. В. Дубровиной и др. М.: Академия, 2001. — 464с.
- Юб.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб., 2000.-656с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. 409с.
- Регуш Л.А. Проблемы подростков. Санкт-Петербург, 90-е годы //Наш проблемный подросток: Учебное пособие СПб.: Союз, 1999. — С.6−22.
- Редник В.И. Чувственный этап восприятия личностью собственных переживаний: Проблемы личности. Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М., 1969. — С.495−509.
- НО.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319с.
- Ш. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос, 1998. -496с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. — 712с.
- ПЗ.Рычкова Н. А. Дез адаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. — 96с.
- И4.Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением / Под ред. В. С. Чудновского, А. Ю. Кржечковского, А. А. Можейко. Ставрополь: Торба, 1993. — 139с.
- И5.Сапожникова JI.C. Самовоспитание как фактор развития личности: Проблемы личности. Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М., 1969. — С.381−389.
- Пб.Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси, 1989.-204с.
- Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности //Психология самопознания. Хрестоматия/ Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000. -С. 174−207.
- Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993. — 152с.
- Силяева Э.Г. Возрастная психология. М., 1993. — 155с.
- Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958. — 214с.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. — 150с.
- Славина Л.С. Трудные дети. М.-Воронеж, 1998. — 447с.
- Словарь практического психолога. Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. -798с.
- Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995. — 359с.
- A.И.Герцена, 2000. С.89−99.
- Социальная психология личности / Под ред. Е. В. Шороховой, А. А. Бодалева, и др. М.: Наука, 1979. — 344с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред.
- B.А.Лабунской. М.: Гароарика, 1999. — 395с.
- Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2000. — 365с.
- Справочник по психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред.
- C.Ю.Циркина. СПб.: Питер, 1999. — 750с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. М.: Академия, 2001. — 336с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 286с.
- Столин В.В. Уровни и единицы самосознания//Психология самосознания. Хрестоматия/Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000. -С.123−155.
- Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних/ Под ред. Драншцевой Э. И., Лопушанского Ф. А. и др. -Киев: Наук, думка, 1977. 327с.
- Теории личности в западно-европейской и американской психологии /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 1996. — 478с.
- Толстых Н.Н., Кулаков С. А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки //Вопросы психологии. 1989. — № 2.
- Толстых Н.И. Социальная ситуация развития и проблемы возраста: сб. «Формирование личности в онтогенезе» / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — С.43−50.
- Трудный подросток /Под ред. Г. А. Уманова. Алма-Ата: Рауан, 1990. — 91с.
- Умарова JI.X. Проблемы и переживания подростков, находящихся в экстремальных условиях: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1997.
- Федорова Г. Г. Трудный подросток: становление личности. СПб.: Знание, 1992.-32с.
- Федорова Г. Г. Коррекционная работа с подростками девиантного поведение: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -77с.
- Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. Душамбе: Ир фон, 1972. — 183с.
- Фельдпггейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка //Вопросы психологии. 1983. № 1. — С.33−42.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. 1988. № 6. — С.31−40.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
- Фельдиггейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994. — 192с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник /Под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
- Франкл В. Воля к смыслу. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368с.
- Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение /Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. — С.25−42.
- Хоружий С.Н. Психологические особенности оценочных отношений недисциплинированных подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1981.-23с.
- Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб., 1999.
- Чеснокова И. И Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144с.
- Шамаева В.Ф. Психологические мотивы асоциальных отклонений в поведении подростков: Тез. докл. Вторая Всесоюзная конф.
- Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей"/ Под ред. М. А. Алемаскина. М, 1973. — С.21−22.
- Шорохова Е.В. Проблема «51» и самосознание //Проблемы сознания:
- Материалы симпозиума. -М., 1968. 154. Экман П. Почему дети лгут? М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 270с. 155.0. Kabat vel Job, A. Pinther. Jugend und Familie // VEB Deutschler Verlap der
- Seiffge-Krenke I. Bewaltigung alltaglicher Problemsituationen: Ein Coping-Fragebogen fur Jugendliche // Zeitschrift for Differentielle und Diagnostische Psychologie, 10. -1989, 201−220.