Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для просоциальных и асоциальных подростков значимыми проблемными областями выступают: будущее, взаимоотношения с родителями и взаимоотношения со сверстниками. Вместе с тем, асоциальными подростками с большей интенсивностью, чем просоциальными, переживается проблема, связанная с собственным «Я». При этом, указанные проблемы наиболее остро переживаются как просоциальными, так и асоциальными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения самоотношения и проблемных переживаний в подростковом возрасте
    • 1. 1. Психологическая характеристика самоотношения
      • 1. 1. 1. Понятие о самоотношении
      • 1. 1. 2. Структурные компоненты самоотношения как иерархически-динамической системы
      • 1. 1. 3. Функциональная специфика самоотношения
    • 1. 2. Самоотношение и источники проблемных переживаний в подростковом возрасте
      • 1. 2. 1. Психологическая характеристика самоотношения подростков
      • 1. 2. 2. Источники проблемных переживаний в подростковом возрасте
  • Глава 2. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Цель, гипотезы, задачи исследования
    • 2. 2. Описание методов и методик исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. Результаты экспериментального исследования самоотношения и проблемных переживаний подростков
    • 3. 1. Проблемные переживания подростков с просоциальным и асоциальным поведением
    • 3. 2. Самоотношение, как структурно-динамическая система, в подростковом возрасте
      • 3. 2. 1. Особенности структурно-содержательных компонентов самоотношения подростков
      • 3. 2. 2. Функциональные особенности самоотношения у подростков с просоциальным и асоциальным поведением
    • 3. 3. Изучение взаимосвязи самоотношения и проблемных переживаний подростков
      • 3. 3. 1. Негативный фон самоотношения как психологическая причина асоциального поведения подростков
      • 3. 3. 2. Функционирование самоотношения в защитном режиме и Ф озабоченность подростков проблемой, связанной с собственным «Я»
      • 3. 3. 3. Противоречия в самоотношении у подростков, переживающих проблемы в сфере собственного «Я»
  • Выводы

Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа посвящена исследованию структурно-функциональных особенностей самоотношения, противоречий между его компонентами и связанных с ними проблемных переживаний в подростковом возрасте.

Актуальность темы

исследования.

Подростковый возраст, рассматриваемый как значимый этап становления самосознания личности, под влиянием комплексных ситуационных и психологических факторов сопровождается качественной «перестройкой» или закреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе. На то обстоятельство, что на фоне самоотношения проявляются переживания проблем, указывается в работах ряда отечественных исследователей (Л.И.Божович, И. И. Иванова, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясгацев, Л.Х.Умарова). В этой связи можно предположить, что негативная модальность самоотношения или противоречия между его структурными компонентами могут служить психологической предпосылкой для возникновения переживаний проблем подростков и на фоне негативных ситуационных факторов создавать условия для их социальной дезадаптации. Вместе с тем, эмпирических данных о развитии самоотношения в контексте становления его структурно-функциональных компонентов в подростковом возрасте ограниченное количество. В связи с этим, в нашем исследовании раскрывается вопрос о становлении самоотношения подростков с учетом их социальной направленности, а также устанавливается взаимосвязь противоречий в самоотношении и переживаний проблем в подростковом возрасте.

Актуальность темы

исследования диктуется и необходимостью разрешения противоречий между некоторыми теоретическими положениями и эмпирическими данными в психологической науке. Так, на основании анализа работ, посвященных изучению психологических особенностей подросткового возраста (Л.И.Божович, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн,.

И.И.Чеснокова и др.), можно утверждать о существовании повышенного интереса подростка к собственному «Я», высокой сензитивности к оценкам других своей личности, потребности в автономии, самоутверждении среди сверстников и взрослых. Вместе с тем, ряд работ эмпирического характера (Л.А.Регуш, О. Е. Байтингер, Д. Н. Демидов, B. Kirsch, C. Wagner и др.) свидетельствует о том, что проблемы, связанные с собственным «Я», переживаются подростками как наименее личностно значимые в отличие от других областей проблем. В связи с этим, видимые рассогласования между объективными фактами и субъективными суждениями подростков, фиксируемыми экспериментальным путем, указывают на необходимость выяснения их скрытых причин.

Целью диссертационного исследования является: изучение взаимосвязи противоречий в самоотношении и проблемных переживаний в сфере собственного «Я» у подростков с просоциальным и асоциальным поведением. Проблемы исследования:

1. В чем заключаются особенности мало изученной структурно-функциональной организации самоотношения просоциальных и асоциальных подростков, взаимосвязи противоречий между его компонентами и проблемных переживаний в подростковом возрасте, знания о которых необходимы при оказании эффективной психологической помощи подросткам.

2. В чем состоит причина сосуществования высокого интереса подростка к собственной личности (Л.И.Божович, Д. И. Фельдштейн, М. Кле, Х. Ремшмидт и др.) и низкой озабоченности его проблемами в сфере собственного «Я» (О.Е.Байтингер, Л. А. Регуш, О. Соломатина, B. Kirsch и др.).

Гипотезы исследования:

1. Противоречия в самоотношении являются одной из психологических предпосылок возникновения переживаний проблем в сфере собственного «Я» в подростковом возрасте.

2. Противоречие между высоким интересом к собственной персоне, как характеристики подросткового возраста, и низкой озабоченностью проблемами, связанными с собственным «Я» подростка, объясняется действием бессознательных механизмов психологической защиты и осознанных копинг-стратегий.

3. Негативный фон самоотношения выступает одной из психологических причин асоциального поведения в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Определить и обосновать психологическое содержание самоотношения, его структурно-функциональные особенности у подростков и основные противоречия, связанные с ним.

2. Установить степень озабоченности проблемами у подростков, имеющих просоциальное и асоциальное поведение.

3. Выявить и проанализировать тендерные различия и возрастную динамику становления самоотношения в подростковый период с 14 до 16 лет.

4. Выявить особенности оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе как системных составляющих самоотношения у подростков, переживающих проблемы, связанные с собственным «Я», и имеющих просоциальное и асоциальное поведение.

5. Установить взаимосвязь между структурными компонентами самоотношения и механизмами психологической защиты, стратегиями совладающего поведения.

6. Изучить особенности взаимосвязи между противоречиями в самоотношении и озабоченностью проблемой, связанной с собственным «Я», в подростковом возрасте.

Объектом исследования выступают подростки 14−16 лет с просоциальным и асоциальным поведением, обучающиеся в условиях общеобразовательных школ ^ г. Санкт-Петербурга.

Предмет исследования: Противоречия в самоотношении подростков и переживание проблем в сфере собственного «Я». Научная новизна и теоретическая значимость исследования раскрывается в следующих положениях:

1. Впервые исследованы структурно-функциональные особенности самоотношения у просоциальных и асоциальных подростков. Изучены тендерные и возрастные особенности становления самоотношения в подростковом возрастеустановлено влияние негативной модальности самоотношения на социальную дезадаптацию (асоциальность) подростков.

2. Установлены связи между противоречиями в самоотношении и проблемами в сфере собственного «Я», переживаемыми подростками. При этом выявлено, что некоторые противоречия в самоотношении подростка проявляются на фоне его низкого самопонимания. На основании чего формулируются рекомендации, направленные на предупреждение возникновения возможных противоречий в самоотношении и повышение уровня самопонимания подростков.

3. Раскрыта одна из причин сосуществования высокого уровня самоинтереса подростка и низкой озабоченности его проблемами, связанными с собственным «Я», состоящая в активизации механизмов психологической защиты: во-первых, установлены связи между низкой озабоченностью подростков данными проблемами и механизмами психологической защиты, стратегиями совладающего поведения, посредством которых на бессознательном и сознательном уровнях «отрицается» наличие проблем. Во-вторых, обнаружены структурные компоненты самоотношения, функционирующие в режиме поддержания континуальности «Я» и Эго-защиты, направленные на частичное «снятие» напряжения при озабоченности проблемами в сфере собственного «Я».

Практическая значимость исследования. Выводы, полученные по результатам исследования, могут использоваться для разработки рекомендаций педагогам, родителям по оптимизации воспитательного процесса подростков, а также в работе практического психолога, организующего индивидуальные и групповые консультации подростков. Экспериментальные данные, полученные в ходе исследования, могут помочь в разработке программ психологической помощи, направленных на повышение уровня уверенности в себе, самопринятия и самопонимания подростков.

Положения, выносимые на защиту:

1. Негативный фон самоотношения в большей степени отмечается у асоциальных подростков, что проявляется в их социальной дезадаптации.

2. Низкая озабоченность подростков проблемами в сфере собственного «Я» обусловлена активизацией бессознательных механизмов психологической защиты и осознанных копинг-стратегий, направленных на поддержание стабильности системы самоотношения.

3. Противоречия в самоотношении являются одной из предпосылок возникновения проблемных переживаний в подростковом возрасте. Методы исследования:

I. В качестве основных методов сбора фактического материала были избраны:

1. Метод психологического тестирования для установления особенностей структурно-функциональной организации самоотношения:

1) «Тест-опросник самоотношения» (В.В.Столин, С. Р. Пангилеев, 1985).

2) Методика «Шкала самоуважения» (М.Розенберг).

3) Методика «Шкала самооценки» («Линейка», Е.В.Сидоренко).

4) Методика «Индекс жизненного стиля» (Р.Плутчик, Г. Келлерман).

2. Метод анкетирования, направленный на изучение проблемных переживаний и стратегий совладеющего поведения подростков: соответственно, 1 и 2 части «Проблемной анкеты» (Seiffge-Krenke).

3. В качестве дополнительного метода использовалась беседа, которая проводилась со специалистами психолого-педагогических служб сменных школ для установления объективных критериев асоциальное&tradeподростков и средних школ для отслеживания из просоциальной выборки подростков, имеющих признаки асоциальности.

П. Методами статистической обработки фактического материала послужили: методы описательной статистики, метод корреляционного анализа (коэффициент линейной корреляции Спирмена), метод статистического вывода (t-критерий Стьюдента для независимых выборок).

Апробация результатов исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на научных и научно-практических конференциях для студентов, аспирантов и молодых ученых, которые проходили на базе МГУ (2002) «Ломоносов — 2002», СПбГУ (2002) «Психология XXI века», отражены в ряде публикаций. Кандидатский проект «Противоречия в самоотношении как источник проблемных переживаний в подростковом возрасте» стал победителем Санкт-Петербургского конкурса персональных грантов 2003 года для студентов, аспирантов и молодых специалистов и был поддержан Конкурсным центром фундаментального естествознания Министерства образования Российской Федерации. Внедрение результатов исследования.

Результаты исследования учитываются автором при проведении психологических консультирований подростков и их родителей на базе школы № 110 г. Санкт-Петербурга, а также находят применение при преподавании учебного курса «Психология развития» в ВУЗе.

Структура и объем исследования. Диссертационное исследование включает введение, 3 главы, выводы, заключение, библиографический список из 159 источников и 10 приложений. Основное содержание работы изложено на 173 страницах, включает в себя 18 таблиц и 12 рисунков.

ВЫВОДЫ.

Теоретическое и экспериментальное исследование самоотношения и проблемных переживаний в подростковом возрасте позволяет сделать следующие выводы:

1. Структурно-функциональная организация самоотношения представлена эмоционально-конативным, когнитивным и конативно-регулятивным аспектами, в рамках которых устанавливаются соответствующие структурно-содержательные компоненты, функционирующие в различных режимах (самоадаптации, режиме Эго-защиты, саморегуляции, интракоммуникации). Модальность, «уровень сознательности» и другие «параметры» самоотношения проявляются в переживаниях соответствующей модальности и интенсивности, определяя «выбор» поведения и деятельности личности. Под противоречиями в самоотношении понимаются рассогласования его структурно-содержательных компонентов, как в пределах его одноименных аспектов (например, в пределах эмоционально-конативного), так и разноименных аспектов (например, в пределах когнитивного и конативно-регулятивного, когнитивного и эмоционально-конативного).

2. Для просоциальных и асоциальных подростков значимыми проблемными областями выступают: будущее, взаимоотношения с родителями и взаимоотношения со сверстниками. Вместе с тем, асоциальными подростками с большей интенсивностью, чем просоциальными, переживается проблема, связанная с собственным «Я». При этом, указанные проблемы наиболее остро переживаются как просоциальными, так и асоциальными девочками, чем мальчиками. Проблемы свободного времени и взаимоотношений с противоположным полом чаще переживаются асоциальными мальчиками, чем асоциальными девочкамиобратная тенденция фиксируется в выборке просоциальных подростков. «Пик» сензитивности к восприятию жизненных проблем у просоциальных подростков отмечается в основном в 16 лет, у асоциальных подростков несколько раньше — в 14−15 лет.

3. У подростков с просоциальной направленностью поведения обнаруживается больше признаков самоадаптации, с меньшей выраженностью актуализируются механизмы психологической защиты, более «проникновенный» интракоммуникативный процесс, чем у асоциальных подростков. У просоциальных мальчиков фиксируется больше признаков самоадаптации, менее выраженная саморегуляция и менее «проникновенный» «внутренний диалог», чем у просоциальных девочек. Асоциальные девочки имеют больше признаков самоадаптации и высокой саморегуляции, чем асоциальные мальчики.

4. Возрастные различия функциональных показателей самоотношения в изучаемых выборках подростков имеют следующую представленность: у просоциальных подростков максимальные значения показателей самоадаптации приходятся на 15-летний возрастной отрезок, у асоциальных подростков — на 14-летний. Показатель саморегуляции в выборке просоциальных подростков достигает максимального значения в 16 лет, в выборке асоциальных подростков — в 14 лет. Более «благоприятным» для интракоммуникативного процесса в выборке просоциальных подростков является период — 15 лет, в выборке асоциальных подростков такого периода не зафиксировано (не установлено значимых различий).

5. У асоциальных подростков значимо чаще, чем у просоциальных, отмечается негативный фон самоотношения, проявляющийся в наличии более низких значений самоуважения, самоуверенности, самоинтереса и более высоких значений самообвинения. При этом, отрицательная модальность самоотношения асоциального подростка тесно связана с высокой озабоченностью психологическими проблемами и оказывает влияние на выбор им асоциальных линий поведения, то есть проявляется в его социальной дезадаптации. Таким образом, гипотеза о том, что негативный фон самоотношения является одной из психологических причин асоциального поведения подростков, подтверждается.

6. Чем выше озабоченность подростка проблемами в сфере собственного «Я», тем интенсивнее актуализируются механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения, направленные на снятие внутреннего напряжения и поддержания стабильности системы самоотношения. Данное обстоятельство указывает на подтверждение гипотезы о том, что противоречие между высоким самоинтересом подростка и низкой озабоченностью его проблемами, связанными с собственным «Я», объясняется действием механизмов психологической защиты и копинг-стратегий. Среди структурных компонентов самоотношения, «работающих» в режиме Эго-защиты, отмечаются, в первую очередь, самоуверенность, самопонимание, глобальная самооценка и саморуководство (когнитивный аспект), а основными механизмами Эго-защиты в общей выборке подростков являются «регрессия», «проекция», «замещение» и «гиперкомпенсация».

7. Ряд противоречий в самоотношении подростков значимо связан с их озабоченностью проблемой в сфере собственного «Я». Интенсивность переживания проблем в данной сфере обуславливается присутствием противоречий между компонентами самоотношения, составляющими, в первую очередь, его разноименные аспекты (эмоционально-конативный/ когнитивный аспекты). Следовательно, гипотеза о том, что противоречия в самоотношении служат одной из психологических предпосылок возникновения проблемных переживаний в сфере собственного «Я» в подростковом возрасте, подтверждается.

На основании полученных результатов нами были сформулированы рекомендации, направленные на предупреждение возникновения возможных противоречий в самоотношении и повышение уровня самопонимания подростков. Рекомендации представлены в Приложении 10.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе исследованы характер и интенсивность проблемных переживаний в подростковом возрасте. Установлена сравнительно высокая озабоченность асоциальных подростков проблемами, связанными со взаимоотношениями с родителями и отношением к собственному «Я», а также высокая озабоченность просоциальных подростков проблемами в сферах будущего и взаимоотношений со сверстниками. Раскрыты тендерные и возрастные особенности структурно-содержательных компонентов самоотношения, отвечающих за его функционирование в строго определенном режиме (режиме Эго-защиты, самоадаптации, интракоммуникации, саморегуляции) у просоциальных и асоциальных подростков. Изучено и доказано влияние негативной модальности самоотношения (например, высокого самообвинения, низкого самоуважения, самоуверенности и самоинтереса) на проявление социальной дезадаптации (асоциальности) подростков, то есть влияние психологической дезадаптации на социальную дезадаптацию в подростковом возрасте.

В исследовании находит объяснение факт низкой озабоченности подростков проблемами, связанными с собственным «Я», активизацией неосознанных механизмов психологической защиты и осознанных копинг-стратегий. Экспериментально доказано, что за функционирование самоотношения в режиме психологической защиты и поддержания континуальности «Я» отвечают компоненты, составляющие в своем преимуществе когнитивный аспект самоотношения.

Установлена тесная взаимосвязь между противоречиями в самоотношении и переживанием проблем, связанных с собственным «Я», в подростковом возрасте. При этом, если у подростков с просоциальным поведением противоречия отмечаются в основном между разноименными аспектами самоотношения, то у асоциальных подростков они фиксируются преимущественно между компонентами эмоционально-конативного аспекта. Полученные результаты позволяют сделать предположение о том, что противоречия в пределах одноименных аспектов самоотношения, с большей остротой отражаются на переживании подростками проблем, связанных с их собственным «Я».

В перспективе настоящее исследование предполагается расширить путем изучения особенностей самоотношения и проблемных переживаний у подростков, имеющих органическую недостаточность (например, заикание, «недостатки» конституции, то есть малый или слишком большой рост, полнота, и прочее). Также встает вопрос о разработке и апробации программы тренинговых занятий, направленных на развитие уверенности себе, самопринятия и самопонимания подростков.

Данные, полученные в ходе исследования, используются для разработки рекомендаций педагогам, администрации школ, родителям по оптимизации воспитательного процесса детей и подростков с целью предупреждения возникновения противоречий в самоотношении и связанных с ними переживаний проблем в подростковом возрасте. Результаты исследования могут найти применение в работе практического психолога, организующего индивидуальные и групповые консультирования подростков, а также при разработке программ психологической помощи, направленных на повышение уровня самопонимания, самопринятия и самоуверенности подростков. Кроме того, результаты исследования могут использоваться при преподавании учебных курсов «Психология развития» и «Возрастная психология» в ВУЗе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков. — СПб., 1994. — 178с.
  2. Актуальные проблемы социологии и девиантного поведения и социального контроля /Под ред. Я. М. Гилинского. М., 1992. — 182с.
  3. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1985. 19с.
  4. Е.В. Ответственность и особенности преодоления подростками трудных жизненных ситуаций//Наш проблемный подросток /Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: 1999. — С.122−131.
  5. М.А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1968. 16с.
  6. .Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986. 151с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1980. Т.1.
  8. Е.Н. Самоотношение как структурно-динамическая система //Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов /Под ред. А. А. Крылова. -СПб.: СПбГУ, 2002 (апрель). С. 122−124.
  9. Ю.Андреева Е. Н. Самоотношение и проблемные переживания в подростковом возрасте //Материалы 13-й Международной конференции молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы». СПб.: СПбГУ, 2002. — С.282−286.
  10. П.Андреева Е. Н. Функционирование самоотношения подростков в режиме Эго-защиты // Психология XXI века: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред. В. Б. Чеснокова. СПб.: СПбГУ, 2003. — с.119−121.
  11. Е.Н. Противоречия в самоотношении как фактор проблемной нагруженности// Вестник Российского психологического общества. Материалы Ш Всероссийского съезда психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. — Т.1. — С.134−138.
  12. С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луис, 1980. — 254с.
  13. О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы: Дис. .канд. психолог, наук. СПб., 1998
  14. Н.А. Оценочная функция психики. М.: Изд-во Ин-та психологии, 1997.-305с.
  15. И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. -М.: Изд-во Иформпечать, 2000. 336с.
  16. С.А. Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних: Автореф. дис. .канд. психол. наук. JL, 1977.
  17. Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми: Учебное пособие. Киров: КГПИ, 1994. — 81с.
  18. П.Г., Мясшцев В. Н. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе: сб. «Трудные дети в массовой школе» / Под ред. В. Н. Мясшцева. Л.: Изд-во ЛПИ, 1933. -С.40−65.
  19. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420с.
  20. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. -440с.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 460с.
  22. Л.И. Развитие воли в онтогенезе /Формирование личности в онтогенезе /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — С. 104−142.
  23. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. — 212с.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейн. М.-Воронеж, 1995. — С.228−244.
  25. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
  26. Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977. — 412с.
  27. А. От действия к мысли. Очерки сравнительной психологии /Под ред А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во иностр. лит. 1956. — 238с.
  28. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 200с.
  29. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967. — 360с.
  30. .С. Психология подростка. М., 2002. — 160с.
  31. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. — 224с.
  32. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Че Ро, 1997. — 239с.
  33. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. — 347с.
  34. P.M., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. — 507с.
  35. А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 2003. 21с.
  36. Л.П. Общение с собой. М.: Изд — во полит, литер., 1991. — 319с.
  37. Н.И. Аффективные переживания и неадекватное восприятие межличностных взаимоотношений: сб. «Формирование личности в онтогенезе» / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — 159с.
  38. Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 1998.
  39. Д.Н. Соотношение образов Я-реальное и Я-идеальное и проблемы подростков: Дис. .канд. психолог, наук. СПб., 2000.
  40. У. Личность// Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С.61−70.
  41. К.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М.: Искусство, 1990. — 397с.
  42. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М.: «ЧеРо», «Юрайг», 2000. 344с.
  43. Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96с.
  44. Э.И. Психологические особенности личности девочек-правонарушительниц: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1972.
  45. И.В. Возрастные особенности психического развития детей: Сб. научн. тр. М.: АПН СССР, 1982. — 164с.
  46. И.И. О некоторых аспектах проблемы «личность и сознание»: Проблемы личности. Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М., 1969. — С.414−424.
  47. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. лит. 1989. -444с.
  48. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752с.
  49. Е.В. Семейные и полоролевые установки у подростков// Вопросы психологии. 1987. — № 2.
  50. Как построить свое «я"/Под ред. В. П. Зинченко.- М.:Педагогика, 1991. 131с.
  51. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.-171с.
  52. Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М.: Вита-Пресс, 1997. -140с.
  53. А.Г., Мясшцев В. Н. Психические особенности человека. Т.1. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1957.
  54. П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1996.
  55. Кон И. С. Какими они себя видят. М.: Знание, 1975. — 93с.
  56. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-336с.
  57. В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988. — 206с.
  58. Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. -М.: Знание, 1971. -45с.
  59. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992с.
  60. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  61. И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лег. -М: УРАО, 1999. 175с.
  62. С. А. На приеме у психолога подросток: Пособие для практических психологов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2001. — 350с.
  63. Е.И. Воспитание чувств детей в семье. Киев, 1983. — 120с.
  64. А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде / Психологическая наука В СССР. Том 2. М: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
  65. А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997. — 445с.
  66. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во полит, литры, 1975. — 304с.
  67. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т.: Том 2. М., 1983.-320с.
  68. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. — 344с.
  69. А.Л. Диагностика и психотерапия детей группы риска //Программы работы с детьми и подростками. СПб., 1998. — Вып. 1.
  70. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся) /Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1996. — 218с.
  71. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. -1981. № 1. С.3−17.
  72. Г. Л. Групповая терапия: искусство отношений. М., 1994. — 365с.
  73. В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. — 256с.
  74. Т.Д. История детской психологии. М.: ВЛАДОС, 1998. -272с.
  75. Т.Д. История психологии. М.: ACADEMA, 2001. — 544с.
  76. А. Психология бытия. М.: Ре Фл-бук, 1997. — 304с.
  77. Н.В. Социальная философия Жд. Г. Мида: Автореф. дис. .канд. фил. наук. М., 1988.
  78. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь, 1990. 107с.
  79. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека/ Психологическая наука В СССР. Том 2. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
  80. В.Н. Личность и отношения человека: Проблемы личности. Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М., 1969. — С. 63−73.
  81. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М. — Воронеж, 1998. — 362с.
  82. В.В. Взаимные оценки и самооценки младших школьников: сб. «Отношения личности и вопросы воспитания» /Под ред. Н. К. Миттова,
  83. B.Л.Позднякова, М. П. Шульца. Тамбов, 1973. — С. 19−22.90.0бухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995. -357с.
  84. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека//Вопросы психологии. 1995. № 2. — С.5−19.
  85. С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1988. 18с.
  86. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 108с.
  87. С.Р. Самоотношение //Психология самосознания. Хрестоматия/Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000.1. C.208−242.
  88. Ю.С. Формирование мотивационно-волевой сферы подростков и юношей групп социального риска: Дис. .канд. психолог, наук. СПб., 2001.
  89. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254с.
  90. B.JI. Психологическое понятие отношения: сб. «Отношения личности и вопросы воспитания» /Под ред. Н. К. Миттова, В. Л. Позднякова, М. П. Шульца. Тамбов, 1973. — С.8−13
  91. A.M. Подросток в учебе и жизни. М.: Знание, 1990. — 79с.
  92. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейн. М. Воронеж, 1995.
  93. ЮО.Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (пособие для врачей и психологов) /Под ред. Л. И. Вассермана. СПб.: ПНИ, 1998.
  94. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии /Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 1998. — 348с.
  95. Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М.: Наука, 1976. — 368с.
  96. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440с.
  97. Психология: Воспитание, обучение: Учебное пособие/ Под ред. Е. А. Климова. М.: ЮНИТИ — Дана, 2000. — 373с.
  98. Психология: Учебник/ Под ред. И. В. Дубровиной и др. М.: Академия, 2001. — 464с.
  99. Юб.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб., 2000.-656с.
  100. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. 409с.
  101. Л.А. Проблемы подростков. Санкт-Петербург, 90-е годы //Наш проблемный подросток: Учебное пособие СПб.: Союз, 1999. — С.6−22.
  102. В.И. Чувственный этап восприятия личностью собственных переживаний: Проблемы личности. Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М., 1969. — С.495−509.
  103. НО.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319с.
  104. Ш. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос, 1998. -496с.
  105. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. — 712с.
  106. ПЗ.Рычкова Н. А. Дез адаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. — 96с.
  107. И4.Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением / Под ред. В. С. Чудновского, А. Ю. Кржечковского, А. А. Можейко. Ставрополь: Торба, 1993. — 139с.
  108. И5.Сапожникова JI.C. Самовоспитание как фактор развития личности: Проблемы личности. Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М., 1969. — С.381−389.
  109. Пб.Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси, 1989.-204с.
  110. Н.И. Самоотношение личности //Психология самопознания. Хрестоматия/ Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000. -С. 174−207.
  111. Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993. — 152с.
  112. Э.Г. Возрастная психология. М., 1993. — 155с.
  113. Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958. — 214с.
  114. Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. — 150с.
  115. Л.С. Трудные дети. М.-Воронеж, 1998. — 447с.
  116. Словарь практического психолога. Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. -798с.
  117. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995. — 359с.
  118. A.И.Герцена, 2000. С.89−99.
  119. Социальная психология личности / Под ред. Е. В. Шороховой, А. А. Бодалева, и др. М.: Наука, 1979. — 344с.
  120. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред.
  121. B.А.Лабунской. М.: Гароарика, 1999. — 395с.
  122. А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2000. — 365с.
  123. Справочник по психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред.
  124. C.Ю.Циркина. СПб.: Питер, 1999. — 750с.
  125. В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. М.: Академия, 2001. — 336с.
  126. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 286с.
  127. В.В. Уровни и единицы самосознания//Психология самосознания. Хрестоматия/Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000. -С.123−155.
  128. Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних/ Под ред. Драншцевой Э. И., Лопушанского Ф. А. и др. -Киев: Наук, думка, 1977. 327с.
  129. Теории личности в западно-европейской и американской психологии /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 1996. — 478с.
  130. Н.Н., Кулаков С. А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки //Вопросы психологии. 1989. — № 2.
  131. Н.И. Социальная ситуация развития и проблемы возраста: сб. «Формирование личности в онтогенезе» / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — С.43−50.
  132. Трудный подросток /Под ред. Г. А. Уманова. Алма-Ата: Рауан, 1990. — 91с.
  133. JI.X. Проблемы и переживания подростков, находящихся в экстремальных условиях: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1997.
  134. Г. Г. Трудный подросток: становление личности. СПб.: Знание, 1992.-32с.
  135. Г. Г. Коррекционная работа с подростками девиантного поведение: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -77с.
  136. Д.И. Трудный подросток. Душамбе: Ир фон, 1972. — 183с.
  137. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка //Вопросы психологии. 1983. № 1. — С.33−42.
  138. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. 1988. № 6. — С.31−40.
  139. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  140. Д.И. Психология становления личности. М., 1994. — 192с.
  141. В. Человек в поисках смысла: Сборник /Под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  142. В. Воля к смыслу. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368с.
  143. А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение /Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. — С.25−42.
  144. С.Н. Психологические особенности оценочных отношений недисциплинированных подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1981.-23с.
  145. С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб., 1999.
  146. Чеснокова И. И Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144с.
  147. В.Ф. Психологические мотивы асоциальных отклонений в поведении подростков: Тез. докл. Вторая Всесоюзная конф.
  148. Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей"/ Под ред. М. А. Алемаскина. М, 1973. — С.21−22.
  149. Е.В. Проблема «51» и самосознание //Проблемы сознания:
  150. Материалы симпозиума. -М., 1968. 154. Экман П. Почему дети лгут? М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 270с. 155.0. Kabat vel Job, A. Pinther. Jugend und Familie // VEB Deutschler Verlap der
  151. Seiffge-Krenke I. Bewaltigung alltaglicher Problemsituationen: Ein Coping-Fragebogen fur Jugendliche // Zeitschrift for Differentielle und Diagnostische Psychologie, 10. -1989, 201−220.
Заполнить форму текущей работой