Психологические детерминанты пригодности студентов высшего учебного заведения к военно-профессиональному обучению
Диссертация
Апробация работы. Материалы и результаты исследования обсуждались на межвузовской научно-практической конференции молодых ученых Ленинградского Государственного университета им. А. С. Пушкина («психология XXI века» (С-Петербург, 2005 г.), в материалах итогового отчета по комплексной научно-исследовательской работе «Разработка нормативных правовых, организационных и методических основ… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРОБЛЕМА ОТБОРА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ
- 1. 1. Концепция профессиональной пригодности в военной психологии
- 1. 2. Проблема отбора студентов высших учебных заведений для обучения на военных кафедрах
- 1. 3. Категория направленности личности в отечественной психологии
- 1. 4. Вклад военной психологии в разработку концепции направленности личности
- 1. 5. Военно-профессиональная направленность: содержание и структура
- 1. 6. Формирование военно-профессиональной направленности личности в процессе подготовки будущих офицеров
- 1. 7. Психологическая установка как форма проявления направленности личности
- 1. 8. Задачи военно-профессиональной подготовки студентов в гражданских вузах
- 1. 9. Отбор студентов для обучения на военных кафедрах как инструмент повышения качества и эффективности подготовки офицеров запаса
- Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация и объем исследований, характеристика обследованных контингентов
- 2. 2. Описание методик и методов исследования
- 2. 2. 1. Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ)
- 2. 2. 2. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»
- 2. 2. 3. Методика ДАП-2 «Адаптивность»
- 2. 2. 4. Адаптированный метод «Семантический дифференциал»
- 2. 3. Методы математико-статистической обработки данных.70 <
- Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Общие сведения об обучении студентов на военной кафедре РГПУ ф им. А.И. Герцена
- 3. 2. Особенности личностного профиля студентов, обучавшихся на военной кафедре РГПУ им. А.И. Герцена
- 3. 3. Связь успешности военно-профессионального обучения студентов с их психологическими и социально-психологическими показателями
- 3. 3. 1. Критерий успешности военно-профессионального обучения студентов
- 3. 3. 2. Сравнительная характеристика показателей личностного профиля студентов в зависимости от успешности обучения на военной кафедре
- 3. 3. 3. Структура значимых корреляций успешности военно-профессионального обучения студентов с показателями личностного профиля. Социально-психологический потенциал к обучению на военной кафедре
- 3. 3. 4. Регрессионная модель расчета показателя социально-психологического потенциала студентов к обучению на военной кафедре
- 3. 3. 5. Уровень сформированности военно-профессиональной направленности студентов, обучавшихся на военной кафедре РГПУ им. А.И. Герцена
- 3. 4. Психологическая готовность (предрасположенность) к военно-профессиональному обучению студентов, обучавшихся на военной кафедре РГПУ им. А.И. Герцена
- 3. 4. 1. Выявление тенденций направленности личности студентов, обучавшихся на военной кафедре РГПУ им. А.И. Герцена
- 3. 4. 2. Групповое семантическое пространство
- 3. 4. 3. Исследование иерархии социальных ценностей студентов
- 3. 4. 4. Критерий оценки психологической готовности (предрасположенности) студентов вуза к военно-профессиональному обучению
- 3. 4. 5. Концептуальный подход к оценке психологической пригодности студентов вуза к военно-профессиональному обучению
- 3. 5. Расчетная методика оценки психологической пригодности студентов вуза к военно-профессиональному обучению
- 3. 5. 1. Методика оценки социально-психологического потенциала студентов вуза к обучению на военной кафедре
- 3. 5. 2. Методика оценки субъективной готовности (предрасположенности) студентов вуза к военно-профессиональному обучению
- 3. 5. 3. Определение психологической пригодности студентов вуза к военнопрофессиональному обучению
Список литературы
- Агеев, Б. А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности Текст.: дис. канд. психол. наук / Б. А. Агеев.- М, 1997.- 175 с.
- Адонин, И. К. Об отборе студентов для обучения на военно-медицинском факультете Текст. / И. К. Адонин [и др.] // Воен.-мед. журн. 1987.- № 10.-С.18−19.
- Алешина, И. Н. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студента педагогического института Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1990. 16 с.
- Анцупов, А. Я., Ковалев, В. В. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллективов Текст. / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев. М., 2001.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977.- 380 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев.- JL: Наука, 1969.- 339 с.
- Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста Текст. / Б. Г. Ананьев // Современные психофизиологические проблемы высшей школы.-Л., 1979.- С. 3−15.
- Анастази, А. Психологическое тестирование Текст.: в 2 кн./ А. Анастази- пер. с англ.- под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 1 кн.- 318 с.
- Аванесов, B.C. Тесты в социологическом исследовании Текст. / B.C. Аванесов. М.: Наука, 1982. — 199 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 1996.-375 с. 1000 экз. — ISBN 5−7567−0060−9.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания Текст. / Г. М. Андреева.— М.: Аспект Пресс, 1997, — 1000 экз.
- Андреева, Г. M. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации Текст. / Г. М. Андреева, Н. П. Богомолова, J1. А. Петровская.- М.: Изд-во МГУ, 1978. 270 с.
- Андреева, Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе Текст. / Д. А. Андреева // Человек и общество: Уч. записки XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 62−69.
- Артемьева, Е. Ю. Психология субъективной семантики Текст. / Е. Ю. Артемьева.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.- 127 с.
- Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантикиТекст. / Е.Ю. Артемьева- под ред. И. Б. Ханиной.- М.: Наука: Смысл, 1999.- 125 с.
- Асмолов, А.Г. О предмете психологии личности Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 14 — 16.
- Асмолов, А.Г. Деятельность и установка Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: Наука, 1979.-230 с.
- Бассин, Ф. В. К проблеме осознаваемости психологических установок Текст. / Ф. В. Бассин // Психологич. исслед., посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1978.
- Барабанщиков, A.B. К истории советской военной психологии Текст./ A.B. Барабанщиков, К. К. Платонов, Н. Ф. Феденко, // Вопросы психологии. -1967.-№ 6.- С.76−84.
- Барабанщиков, А. В. Воспитание сознательной дисциплины Текст. // Сов. пед-ка. 1983. — № 8 — С. 11−17.
- Бондарев, И. П. Физнолого-психологнческие основы формирования и прогнозирования профессиональной пригодности к оперативным работам Текст.: автореф. дис. канд. биол./ И. П. Бондарев. -Ашхабад, 1981. -24 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с. — 200 000 экэ.
- Бодалев, A.A. Актуальные проблемы современной психологии Текст. / A.A. Бодалев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 245 с. — 1000 экз.
- Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики и условия достижения Текст. / А. А. Бодалев. М.: Флинта, 1998. — 167 с.
- Бодалев, A.A. Мотивация личности: Феноменология, закономерности, механизмы формирования Текст. / А. А. Бодалев //Сборник научных трудов / АПН СССР- отв. ред. А. А. Бодалев. М.: Б. и., 1982. — 120 С.-500 экз.
- Бернштейн, H.A. Очерки физиологии движений и физиологии активности Текст. / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с. — 3000 экз.
- Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности Текст.: учебное пособие для ВУЗов / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 е.- ISBN -59 292−0048−3.
- Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности Текст.: справочное руководство / В. А. Бодров- под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.-520 с.
- Бодров, В.А. Основные принципы разработки системы ППО военнослужащих и его проведение Текст. // Воен.-мед. Журнал. 1984. — № 9. — С. 41−44.
- Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности Текст. / В. А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сб. науч. трудов. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1981. — С. 3−26.
- Боченков, A.A. Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военных специалистов Текст. / A.A. Боченков, C.B. Чермянин, В. И. Булыко // Воен.-мед. журн. 1994. — № 11. — С. 41−46.
- Божович, JI. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности Текст. / Л. И. Божович // Методологич. проблемы формирования и развития личности. М.: Просвещение, 1981.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.-464с.
- Божович, Л К Избранные психологические труды: проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович- под ред. Фельдштейна. М, Межд. пед. акад., 1995. — 209 с. -ISBN 5 — 87 977 — 023 — 0.
- Бортновский, В.Н. К оценке уровня здоровья и социальной адаптации студентов медиков Текст. / В. Н. Бортновский, A.B. Золотарев // Проблемы оценки и прогнозирования здоровья военнослужащих в условиях современной российской реформы. СПб., 1995. — С.7−10.
- Бурлачук, Л. Ф. Справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. М.- Харьков- Минск. -1999.- 200 с. — ISBN 5−12−482−2.
- Брунер, Дж. Психология познания Текст. / Д. Брунер- пер. с англ. К. И. Бабицкого. — М.: Прогресс, 1977. 412 с.
- Бжалава, И. Т. Восприятие и установка Текст. / И. Т. Бжалава. —Тбилиси: Мецниереба, 1965. 226 с. — 1500 экэ.
- Бжалава, И. Т. Установка и поведение Текст. / И. Т. Бжалава.- М.:3нание, 1968−48 с.-86 200 экз.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — С. 103−126. — ISBN 506−2 079−7.
- Виленский, М.Я. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования Текст. / М. Я. Виленский, Г. К. Карповский // Теор. и практ. физ. культ. 1984. № 10. -С. 39−42.
- Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 285 с. — ISBN 5−211−1 031−0.
- Военная психология Текст. / под ред. В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К.
- Платонова. М.: Воениздат, 1972 — 400 с.
- Военная психология и педагогика Текст.: учебное пособие / под ред. В. Ф. Кулакова. М., 1998.
- Губин, В. А. Совершенствование подбора и расстановки актива воинского коллектива (психологическое исследование) Текст.: дис. канд. психол. наук/ В. А. Губин.- М, 1990.
- Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства Текст./ Т. В. Габай.-М.:МГУ, 1988. 254 е.- ISBN 5−211−22−6
- Габай, Т. В. Педагогическая психология Текст.: учебн. пос. М.: из-во МГУ, 1995.- 159 е.- ISBN 5−211−3 356−6
- Гуревич, K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы Текст. М.: Наука, 1970. — 272 с.
- Гуревич, K.M. Современная психологическая диагностика: пути развитияТекст. // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 9 -18.
- Дичев, Т.Г. Проблемы адаптации и здоровье человека. Текст./ Т. Г. Дичев, К. Е. Тарасов М.: Медицина, 1976. — 184 с.
- Добрынин, Н.Ф. Проблемы активности личности Текст./ ред. Н. Ф. Добрынин // Сборник статей. М., 1954. -215 с.
- Добрынин, Н. Ф. Внимание Текст. / Н. Ф. Добрынин, Е. Б. Пирогов // Общая психология / под ред. проф. А. В. Петровского. М., 1974. -300 с.
- Девяткин, А. JI. Психология ¦ социальной установки: экологическая концепция социальной установки Текст./ A.JI. Девяткин- Калининградский гос. ун-т. -Калининград: КГУ, 1996. 423 с. -200 экз. — ISBN 5−230−8 844−3.
- Добрынин, В.Н. Внимание и его воспитание Текст. Стенограмма публичной лекции. М.: «Правда», 1951. — 31 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей Текст. 2-е издание. -СПб: Питер, 2002. — 368 с. — 5000 экэ. — ISBN 5−314- 121 — 7.
- Дьяченко, М.И. Военная психология Текст./ М. И Дьяченко, Н. Ф. Феденко. -М.: Воениздат, 1967. 260 с.
- Дьяченко, М.И. Военная психология и педагогика Текст.: учебное пособие / М. И. Дьяченко. М., 1972. — 260 с.
- Дьяченко, М.И. Индивидуальный подход в воспитании воинов Текст. / М. И. Дьяченко.- М.: Воениздат, 1962. 119 с.
- Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович (ред). Минск: Изд-во БГУ 1976.- 175 с.
- Закон Российской Федерации № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Текст. / МО РФ. М., 1998.
- Зараковский, Г. М. Психофизиологический анализ мотивации достижения и избегания в трудовой деятельности Текст. / Г. М. Зараковский, В. И. Савченко// Физиология человека. 1989. — Т. 15, № 9. — С. 81−90.
- Зуев, Ю.П. Основы военно-морской психологии Текст. / Ю. П. Зуев, Г. А. Броневицкий, А. М. Столяренко- ред. В. М. Гришанов.-М.: Воениздат, 1977.339 с.
- Иванников, В. А. Потребности как жизненные задачи Текст. В. А. Иванников // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, психология.- 1997-№ 1.-С. 14−20.
- Ильин, Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения Текст. / Н. Ф. Ильин.- Киев: Вищашкола, 1998.-291 с.-ISBN5−11−1 497−6
- Ильин, Н.Ф. Влияние личности преподавателей военного училища на курсантов в педагогическом общении Текст.: автореф. дисс. канд. пед. Наук/ Н. Ф. Ильин. М.:ВПА, 1983.
- Ковалев, В.И. К проблеме мотивов Текст. / В. И. Ковалев // Психологический журнал. 1981. — Т. 2, № 1. — С. 29−44.
- Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности Текст. / В. И. Ковалев. -М.: Наука, 1988.-201 с. ISBN 5−02−13 719.
- Коупленд, Н. Психология и солдат Текст. / Н. Коупленд- пер. с англ. А. Т. Сапронов и В. М. Катеринич.- 2-е изд. М.: Воениздат, 1991. — ISBN 5−203 011 275−9
- Кормилицын, А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки Текст.: автореф. дис. канд. мед. наук / А. П. Кормилицын. М., 1997. — 24 с.
- Кембелл, Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях Текст. / Д. Кембелл. -М., 1980.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда Текст.: учебник для студ-в вузов / Е. А. Климов.- М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.-350 е.- ISBN 5−85 178 060−6.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст.: уч. пособие для вузов / Е. А. Климов. Ростов н / Д: Феникс, 1996. -509 е.- ISBN 5−85 880−142−02.
- Курс военной психологии. Ч. П. Текст. / ред. JI. Ф. Железняк, С. И. Съедин, Н. Ф. Феденко. М., 1995.
- Квачахия, В. М. Проблемы социальной психологииунин Текст.: доклады коллоквиума, 29 июня 3 июля 1970 / В. М. Квачахия. — Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1976. -307 с.
- Корзунин, В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации Текст.: дисс.. докт. психол. наук / В. А. Корзунин. СПб.: ВМедА, 2002. — 555 с.
- Камышев, A.A. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе Текст.: авгореф. дисс. канд. психол. наук / А. А. Камышев. СПб, 1999.
- Кудрявцев, Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы Текст./ Т. В. Кудрявцев // Вопр. психологии, 1981. № 2. — С. 20−30.
- Краткий психологический словарь Текст. / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1985.-431 с.
- Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии Текст. / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1972.-255 с.
- Крутецкий, В. А. Психология Текст. / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1980. -352 с.
- Кулагин, Б.В. Типологический подход к исследованию проблемы профотбора Текст. / Б. В. Кулагин, С. Т. Сергеев// Психологический журнал. 1989. — Т. 10, № 8. С. 16−24.
- Коробейников, М.П. Роль офицерских кадров в формировании и сплочении воинских коллективов. Пути повышения эффективности социалистического соревнования в армии и на флоте Текст. / М. П. Коробейников, В. С. Глушец. М.: Воениздат, 1978. — 64 с.
- Кюльпе, О. Современная психология мышления Текст. / О. Кюльпе // Новые идеи в философии. СПб, 1914. — № 16.
- Кюльпе, О. Введение в философию Текст. / О. Кюльпе — пер. с нем. С. Штейнберга, А. Водена- под ред. П. Б. Струве. СПб: О. Н. Попова, 1901.344 с.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий Текст. / ред. Е. С. Кузьмин и В. Е. Семенов. Л.: Лениздат, 1987.143 с.
- Ланге, Н.Н. Психологические исследования Текст. /А. Н. Ланге. Одесса, 1893.
- Ланге, Н. Н. Психология Текст. / А. Н. Ланге. М., 1914.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Литвинцев, С.В. Методологические аспекты оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих Текст. / С. В. Литвинов, С. В. Чермянин, А.
- Г. Маклаков // Морск. мед. журн. 1997. — № 3. — С. 5−8.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1978.-304с.
- Леонтьев, АЛ. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-воМГУ, 1971.-40 с.
- Леонтьев, AJHL Экопсихологические аспекты развитая индивидуальности Текст. / А. Н. Леонтьев, Панов ВН., МарютинаТМ и др.-М: Психологический институт, 1997. -147 с. ISBN 5−88 660−005- 1.
- Ломов, Б. Ф. Личность в системе общественных отношений Текст. / Б. Ф. Ломов //Психологический журнал. -1981. — Т. 2, № 1.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст./ Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 349 с. — ISBN 5 — 02 — 8 309 — 7.
- Луков, Г. Д. Воспитание воли у советских воинов Текст. / Г. Д. Луков.- М.: Воениздат, 1961.-95 с.
- Луков, Г. Д. Психология Текст. (Очерки по вопросам обучения и воспитания советских воинов) / Г. Д. Луков, К. К. Платонов.- М.: Воениздат, 1964 344 с.
- Луков, Г. Д. Психология Текст. / Г. Д. Луков.- М.: Воениздат, 1960 256 с.
- Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевыхдействий Текст. / ред. В. П. Ососков. -М., 1999.
- Маклаков, А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих Текст. / А. Г. Маклаков. — дисс. докт. психол. наук. СПб.: ВМедА., 1996.
- Маклаков, А. Г. Общая психология Текст. / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2000. — 582 с. — ISBN 5−272−62−5.
- Маклаков А. Г. Психология и педагогика. Военная психология Текст. / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
- Марищук, В.А. Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств Текст.: автореф. дисс. докт. психол. наук / В. А. Марищук.- JI: ЛГУ, 1982. 32 с.
- Маркова, А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников Текст. / Маркова А. К // Вопросы психологии. — 1980. — № 4. С. 15 -21.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст.: пособие для учителя / Маркова А. К. — М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Маркова, А.К. и др. формирование мотивации учения: Книга для учителя Текст. / Маркова А. К., Матис Т. А., Орлова А. Б. М.: Просвещение, 1990. -191 с.-ISBN 5−09−1 744−1.
- Менчинская, H.A. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения Текст./Н. А. Менчинская // Психология формирования и развития личности / ред. Л. И. Анциферова. — М.: Наука, 1981. 365 с.
- Мерлин, B.C. / Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и её развитие в современном человекознании. В. В. Белоус, И. В. Боязитова, В. В. Жуков и др. -Пятигорск: Изд-во Пятигорск, гос лингвистич. ун -та, 1998. 185 с. — ISBN 5 -89 966−132−1.
- Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин.-М.: Педагогика, 1986. -254 с.
- Мерлин, B.C. структура личности: характер, способности, самосознание Текст.: учебное пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин- Пермский госуд пед институт, Уральское отделение Общества психологов СССР при АН СССР. Пермь, 1990.-109с.
- Мерлин, B.C. лекции по психологии мотивов человека Текст.: учебное пособие для спецкурса / В. С. Мерлин. Пермь, 1971. — 120 с.
- Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. / В. Н. Мясищев // Вопр. психологии. 1957. № 5. — С 142- 155.
- Мясищев, В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. Л., Изд -во ЛГУ, 1960.-426 с., .N
- Мясищев В.Н. Психология отношений Текст.: избр. психол. труды / В. Н. Мясищев- ред. Бодалев, A.A. М.: Институт практической психологии- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 362 с. — ISBN 5 -89 395 — 096 — 8.
- Мясищев, В.Н. Психология. Способности и потребности Текст. /В. Н. Мясищев -ред. //Сб статей. Л.: Из-во ЛГУ, 1960. — 123 с.
- Надирашвили, Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии Текст. / Ш. А. Надирашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 235 с.
- Новиков, B.C. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих Текст. / В. С. Новиков, А. А. Боченков. СПб.: ВМедА, 1997. — 187 с.
- Новиков, B.C. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов Текст. /В. С. Новиков, А. А. Боченков, А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин. -СПб.: ВМедА, 1997. 254 с.
- Никиреев, Е. М. О системном подходе в изучении мотивационной сферы ичности Текст. / Е. М. Никиреев // Тез. науч. сообщений совет, психологов к XXII Между народ, психологич. конгр. ГДР, Лейпциг, 6—12 июля 1980 г. — М: Наука, 1988.
- Никиреев, Е. М. К вопросу изучения структуры направленности личности Текст./ Е. М. Никиреев, Т. А. Шилова // Психологич. вопросы формирования личности будущего учителя. — М.: МГПИ, 1986. -175 с.
- Никиреев, Е. М. Методика исследования адекватности уровня самооценки личности старшеклассников и студентов педвуза Текст. / Е. М. Никиреев // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: матер. 1-й
- Всерос. науч.-метод, конф. 19—21 марта 1998 г. / ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. — М., 1998.
- Никиреев, Е. М. Проблема направленности личности в психологических исследованиях Текст. / Е. М. Никиреев // Науч. тр. МПГУ. (Сер. Психолого-педагогические науки). — М., 1999.
- Норакидзе, В.Г. Методы исследования характера личности Текст. / В. Г. Норакидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1975. — 243 с.
- Одинак, М. М. Неврологические аспекты дизадаптационных нарушений у молодых лиц в начальный период военной службы Текст. / М. М. Одинак, А. Е. Архангельский, П. А. Коваленко // Воен. мед. журн. — 1998. — № 3. — С. 2226.
- О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации положения о прохождении военной службы Текст. М., 1999.
- Оллпорт, Г. У. Личность в психологии Текст./ Г. У. Оллпорт- пер. с англ. — Спб: Ювента, 1998. 261 с. — ISBN 5 — 89 692 — 007 — 5.
- Орлов, Ю.М. Социальные потребности как объект прогнозирования // Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Опыт социальных исследований Текст./ ред. И.В.Бестужев-Лада, Орлов Ю. М., Аванесов B.C. и др. -М.:Наука, 1978. 207 с. — С84−90.
- Общая психология: Курс лекций/сост. Е. И. Рогов. -М.: Владос, 1995.
- Орлов, Ю.М. Мотивация поведения Текст. / Ю. М. Орлов. М: Импринт -Гольфстрим, 1997. — 28 е.- ISBN 5 — 85 661 — 011 — 3.
- Орлов, Ю. М. Методики изучения личности и коллектива Текст.: методические указания / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова. М., 1975. — 12 с.
- Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера): Психологические проблемы управленческой деятельности. Ч 1 / ред. JI. Н. Уварова, В. В. Кирилина. М., 1995.
- Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания Текст. / В. Ф. Петренко. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. 208 с.
- Петренко, В.Ф. Построение вербального семантического дифференциала на базе русской лексики Текст. / В. Ф. Петренко, A.A. Нистратов // Восприятие языкового значения. Калининград.: Б.и., 1980. — С. 88 — 100.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов Текст./ Н. М. Пейсахов. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1977. — 261 с.
- Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов Текст. // ред. Забродин Ю. М., Кудрин И. Д. М.: Воениздат, 1988. — 263 с.
- Платонов, К.К. Проблема способностей Текст. / К. К. Платонов. М., Наука, 1972.-312 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности Текст./ К. К. Платонов- ред. А. Д. Глоточкин. -М.: Наука, 1986. 255 с.
- Платонов, К.К. Профессиональная ориентация молодежи Текст. / К. К. Платонов // Сб статей- ред. К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1978. — 271
- Платонов, K.K. Об изучении и формировании личности учащегося Текст. / К. К. Платонов, Б. И. Адаскин. М.: Высшая школа, 1966. — 224 с.
- Прангишвили, Л.С. Исследования по психологии установки Текст. / Л. С. Прангишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1967.- 340 с.
- Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации Текст. М., 2000.
- Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации Текст.- М., 2000.
- Решетников, М.М. К оценке качества профессиональной деятельности военных специалистов Текст. / М. М. Решетников // Воен. мед. журн.- 1985. — № 7.- С. 47−49.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер КОМ, 1999. 720 е.- ISBN 5 -314 — 16−4.
- Рубинштейн, С. Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. -191 с.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1957.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция технологии Текст. / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 175 с.
- Сысоев, В. Н. Особенности мотивационной сферы личности и успешность обучения Текст. / В. Н. Сысоев // Вестник Балтийской Академии. СПб. -1999. — Вып. 26, № 2. — С. 86−92.
- Собчик, Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности Текст.: метод, руководство / Л. Н. Собчик. М., 1990.
- Средин, П. И. Человек в современной войне Текст / П. И. Средин, Д. А. Волкогонов, М. П. Коробейников. М., 1981.
- Сосновский, Б.А. Мотив и смысл Текст. / Б. А. Сосновский. — М., 1993.
- Теплов, Б.М. Способности и одаренность Текст./ Б. М. Теплов // Ученые записки ГНИИ психологии. М., 1941.-Т. 2. — С. 3 — 56.
- Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. -М.: Из-во Ак пед наук, 1961. 536 с.
- Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различийТекст.: избр. психол труды / Б.М. Теплов- ред. М.Г. Ярошевский-М.: Институт практической психологии, Воронеж: Из-во НПО «МОДЭК», 1998. — 538 c.-ISBN 5 — 89 112 — 037 — 2.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений Текст. Т.6 / К. Д. Ушинский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 340 с.
- Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, Изд-во АН Груз. ССР, 1961. -210 с.
- Узнадзе, Д.Н. Психология установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. СПб, Питер: Питер бук, 2001. — 414 с. — ISBN 5 — 318 — 163 — 7.
- Ховланд, К. Научение и сохранение заученного у человека Текст.// Экспериментальная психология / К. Ховланд- сост. С. С. Стивене. М.: Изд-во Иностр. лит-ры, 1967. -Т.2.- С. 124−223.
- Чермянин, C.B. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности военнослужащих в условиях локальных войн Текст.: дис. д-ра мед. наук./ C.B. Чермянин. СПб.: ВМедА, 1997. — 409 с.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.- 315 с.- ISBN 5 — 85 998 — 377 — 8.
- Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. -М., 1982.- 185 с.
- Шадриков, В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения Текст. / В. Д. Шадриков. Ярославль.: Яросл гос ун-т., 1981.-71 с.
- Шадриков, В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: ЛОГОС, 2001. 134 е.- ISBN 5 — 94 010 — 103 — 8.
- Шадриков, В. Д. Способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: ЛОГОС, 2002.-159 с. -ISBN 5−94 010- 132- 1.
- Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: учебное пособие для вузов / В. Д. Шадриков 2-ое издание — М.: ЛОГОС, 1996. — 318 е.- ISBN 5−88 439−015−7.
- Шерозия, А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Опыт исследования на основе данных психологии установки Текст.: в 2 т. / А. Е. Шерозия. Тбилиси: Мецниереба, 1969.
- Шихирев, П. Н. Современная социальная психология США Текст. / П. Н. Шихарев. М., 1979.-181 с.
- Шихирев, П. Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования Текст. / П. Н. Шихарев // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
- Ядов, В.А. Социологическое исследование (методология, программы, методы) Текст. / В. А. Ядов. Самара: Самарский университет, 1995. — 328 с.
- Ядов, В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением Текст. / В. А. Ядов [и др]. -М.: Наука, 1970.- 181 с.
- Ядов, В.А. Общая социология. Теория и прикладные исследования Текст./ В .А. Ядов- ред. Замалеев А. Ф. СПб, 2001. — 456 е.- ISBN 5 — 93 597 — 030 — 9.
- Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции поведения Текст./ В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. -С.89−106.
- Allport, G.W. Personality. Psychological interpretation. N. Y.: Holt, 1938. -588 p.
- Allport, G.W. Personality and social encounter. Boston: Beacon Press, 1960. -386 p.
- Arnold, M.B., Jassov J.A. The human person. N. Y., 1954. — 368 p.
- Atkinson, J. W., Birch D. An introduction to motivation. N. Y., 1978. — 423 p.
- Baker, F.B. Methodological review: Item parameter estimation under the one-, two, and three-parameter logistic models // Appl. Psychol. Meas. 1987. — Vol. 11, № 2.-P. 111−141.
- Bond, A. J., Lader M.H. The use of analog scales in rating subjective feelings // Br. J. Med. Psychol. 1974. — № 47. — P. 211−218.
- Ceci, S.J., Bronfenbrenner U. Dont forget to take the cupcakes out of the oven: Stratetic time-monitoring, prospective memory and context. N. Y.: Child Development, 1985. — Vol. 56. — P. 175−190.
- Fleishman, E.A. Some new frontiers in personnel research // J. Pers. Soc. Psychol. -1988. Vol. 41, № 4. — P. 679−701.
- Horn, J.L. Organisation of abilities and this development of intelligence // Psychol. Rev. 1968. — Vol. 75. — P. 242−259.
- Kelly, G.A. A theory of personality: The psychology of personal constructs. N. Y.: Norton, 1963.-190 p.
- Lasaurus, R.S. Emotion as coping process // The nature of emotion. Baltimore, 1968.-321 p.
- Likert, R. The human organisation: Its management and value. N. Y. etc.: McGraw Hill, 1967.-258 p.
- McGuire, W J. The nature of attitude and attitude change // The Handbook of social psychology, v. 3, Reading, 1968.
- Martin, I., Venables P.H. Techniques in psychophysiology. Chichester: Wiley, 1980.-699 p.
- Maslow, A.H. Toward a psychology of being. 2nd ed. — N. Y. etc.: Vorn Norstrand, 1968. — 240 p.
- Motivation, emotion and goal direction in neural networks. Hills-dale etc.: Lawrence Ezlbaum, 1992. — 447 p.
- Motivation, emotion and personality. Amsterdam etc.: North-Holland, 1985. — 3571. P
- Osgood, C.E. Method and theory in experimental psychology. N. Y.: Oxford univ. Press, 1953. — 800 p.
- Rokeach, M. The nature of attitude // The international encyclopedia of the social sciences, v. 1, N.Y., 1968.
- Schachter, S. Emotion, obesity and crime. N. Y. — 1971. — 356 p.
- Semantic differential technique / Snider J. I., Osgood C. Chicago: Aldine, 1969. -681 p.
- Wellford, A.T. Stress and performance // Ergonomics. 1973. — Vol. 16. — P. 567−571.
- Witkin, H.A. Psychological differentiation: Studies of development. N. Y.: Wiley, 1973.-418 p.
- Young, P.T. Motivation and emotion. N. Y. — 1961. — 420 p.
- Опросник социально-психологического обследования и инструкция по его применению1. ФИО
- Инструкция лицу, проводящему обследование
- Изучите «Инструкцию испытуемому».
- Четко доведите ее содержание до испытуемого (испытуемых). Подробно остановитесь на примере понятия «МОЕ ЗДОРОВЬЕ». У испытуемого (испытуемых) не должно остаться непонятых нюансов.
- Доведите до испытуемого (испытуемых) просьбу (требование) избегать ответа «4».
- Обратите внимание испытуемого (испытуемых) на то, что заполнением тест-карты будете руководить непосредственно Вы. Настройте испытуемого (испытуемых) на определенный ритм озвучивания.
- Только описав одно понятие, переходите к оценке следующего.
- Четко завершите заполнение тест-карты.1. Инструкция испытуемому
- Перед вами двусторонний бланк, на котором расположены 16 таблиц со следующими названиями:1 «Мое здоровье" — 9 «Мое увлечение"-2 «Материальное благополучие" — 1 о — «Мое будущее"-3 «Признание окружающих" — 11 «ргПУ" —
- Цифры 1 и 7 означают «очень.» и усиливают эмоциональную окраску прилагательного, например, 1 очень печальное-7 очень радостное.
- Цифры 2 и 6 означают, что прилагательное не имеет ярко выраженной эмоциональной окраски, например, 2 печальное-6 радостное.
- Цифры 3 и 5 означают «слегка., немного.» и притушевывают (ослабляют) эмоциональную окраску прилагательного, например, 1 — немного печальное-7 слегка радостное.
- Цифра 4 означает неопределенность, т. е. «ни то, ни другое».
- Названия таблиц это понятия, которые знакомы Вам из Вашего жизненного опыта.
- Лицо, проводящее обследование, будет озвучивать для Вас содержание тест-карты от понятия к понятию, от прилагательного к прилагательному последовательно и в одном и том же временном режиме (ритме).
- Ваша задача оценить понятие с помощью озвученных прилагательных, выражая выбранной цифрой свое внутреннее отношение к нему. Выбранную цифру зачеркните крестиком (х). В каждой строке таблички Вы должны поставить один крестик.
- Старайтесь избегать неопределенной оценки (4). По окончании работы с тест-картой поднимите руку (по требованию лица, проводящего тестирование, сдайте тест-карту).