Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуальные траектории развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Межиндивидуальные различия выражаются также в виде индивидуальных кривых развития (траекторий), которые представляют возрастную динамику соматических и психических изменений у разных индивидов. Наиболее известным примером здесь служит ускоренное или замедленное развитие, т. е. акселерация или ретардация индивидуального развития. Эти траектории развития различаются по одному показателю: темпу… Читать ещё >

Индивидуальные траектории развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Межиндивидуальные различия выражаются также в виде индивидуальных кривых развития (траекторий), которые представляют возрастную динамику соматических и психических изменений у разных индивидов. Наиболее известным примером здесь служит ускоренное или замедленное развитие, т. е. акселерация или ретардация индивидуального развития. Эти траектории развития различаются по одному показателю: темпу возрастных изменений. Причем критерии, на которых основаны эти траектории, базируются, в первую очередь, на соматических признаках. Более сложная формальная модель индивидуальных вариантов развития с учетом возрастной динамики абсолютных значений показателей была описана Й. Шванцарой при помощи схемы из трех точек[1][2]

лонгитюдного исследования. По его схеме выделяются следующие траектории развития[3]:

  • 1) константное протекание (на протяжении всех трех лет показатель сохраняется на одном уровне);
  • 2) положительный тренд (равномерное увеличение показателя в течение трех лет);
  • 3) отрицательный тренд (равномерное снижение показателя на протяжении трех лет);
  • 4) акцелерационный тренд (величина показателя в течение двух лет сохраняется на одном уровне, а затем возрастает);
  • 5) ретардационный тренд (величина показателя в течение двух лет сохраняется на одном уровне, а затем уменьшается);
  • 6) положительный ассимптотический тренд (уровень показателя возрастает сразу ко второй точке и сохраняется на высоком уровне);
  • 7) отрицательный ассимптотический тренд (уровень показателя падает ко второй точке и сохраняется на низком уровне);
  • 8) вогнутый тренд (показатель сначала увеличивается ко второй точке, а затем вновь падает);
  • 9) выпуклый тренд (показатель сначала падает ко второй точке, а затем возрастает).

Данный перечень траекторий имеет достаточно формальный характер, поскольку построен путем простого перебора возможных значений показателей, взятых в трех точках лонгитюда. Тем не менее, он демонстрирует принципиальную возможность классификации испытуемых (выделения типов) на основе динамики показателя по этим точкам измерения.

В современных лонгитюдных исследованиях используются более сложные методы и модели, например, анализ кривых латентного роста. Эти математические модели объединяют получаемые в лонгитюдном исследовании средние, корреляции и вариативности, чтобы представить структуру процессов развития во времени и позволяют соотнести индивидуальные значения кривых роста с усредненным вариантом. Однако содержательного типологического анализа вариантов развития этот подход не обеспечивает.

Вопрос об индивидуальных вариантах или траекториях развития приобретает все большую актуальность. Так, американские психологи Т. Байдел и К. Фишер критикуют ограниченность понятия «типичное (нормативное) развитие», которое можно представить как «лестницу с фиксированной последовательностью ступеней». Реально психическое развитие протекает в разных контекстах, и эта поликонтекстность развития лучше описывается в категориях многомерного пространства «паутины», а не одномерного образа «лестницы»[4].

Усредненная и индивидуальные траектории развития.

Рис. 22.2. Усредненная и индивидуальные траектории развития1.

  • [1] Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учеб, пособие. СПб.: Питер, 2008.
  • [2] Бурменская Г. В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий.
  • [3] Шванцара Й. Диагностика психического развитиям / пер. с чешек, под ред.Г. А. Овсянникова. Прага: АВИЦЕНУМ, 1978.
  • [4] Bidell, Fisher, 1998. Цит. по: Марютина Т. М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник. М.: ИНФРА-М, 2016.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой