Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика переживания чувства одиночества в период зрелости (эмпирическое исследование)

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полной независимости в структуре социальных отношений достичь невозможно, ведь жить в социуме и быть свободным от социальных контактов одновременно нельзя: человек так или иначе требует взаимодействия и общения, отсутствие которых вызывает и актуализирует проблему одиночества, аутизма (от гр. Авто — сам; крайняя форма психологического отчуждения, что выражается в отходе индивида от контактов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие зрелости и особенности ее восприятия
    • 1. 1. Понятие зрелости и ее фазы
    • 1. 2. Одиночество и его особенности в разных возрастных периодах
    • 1. 3. Социально-психологические факторы переживания одиночества
    • 1. 4. Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема
  • Глава 2. Эмпирическое исследование переживания чувства одиночества в период зрелости
    • 2. 1. Особенности группы испытуемых
    • 2. 2. Шкала одиночества
    • 2. 3. Обработка и интерпретация результатов
  • Заключение
  • Список литературы

Специфика переживания чувства одиночества в период зрелости (эмпирическое исследование) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Понятие зрелости и особенности ее восприятия

1.1. Понятие зрелости и ее фазы

Период кризиса середины жизни может дать несколько вариантов поведения: во-первых, отсутствие осознания кризиса, отсутствие оценки своих планов и притязаний, что приводит к рутинности жизни, во-вторых, осознание кризиса через восприятие и оценку реалий жизни и возникновению страха по поводу невозможности проявления дальнейшей активности и коррекции предыдущих планов, в-третьих, осознание кризиса через оценку и коррекцию планов, глубинное обновления и желание активно действовать в новых условиях.

С целью успешного преодоления кризиса середины жизни, следует проанализировать свои цели (самоанализ) и переоценить собственные ресурсы, расширять кругозор, пересмотреть и скорректировать жизненный курс под новым углом видения, когда вырисовываются цели, которые раньше были скрыты. Середина и вторая половина жизни должны иметь собственную значимость, иначе они почти не будут отличаться от первой половины и чем-то его напоминать. Р. Пекк выделяет четыре подкризиса: решения которых служит необходимым условием для развития аутентичные генеративности: во-первых, развитие у человека уважения к мудрости, во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что приводит к ослаблению социальных ролей); в-третьих, сохранение эмоциональной гибкости, что будет способствовать обогащению афективному в различных формах; в-четвертых, сохранение душевной гибкости, поиск новых форм поведения взамен старых. Считается также, что для ощущения удовлетворения периодом середины жизни человеку необходимо добиться выполнения следующих задач: достижение зрелой гражданской и социальной ответственности; достижения и поддержания разумного жизненного уровня; выбор оптимальных способов проведения досуга; помощь детям в осознании ответственности перед взрослым жизнью; углубления личностного аспекта супружеских отношений; принятие физиологических изменений периода середины жизни и привыкание к ним; приспособления к взаимодействию с родителями, которые «входят» в старости .

Период поздней зрелости дает варианты поведения: озабоченность (человек пытается продолжать плодотворно и творчески работать, проявлять свои способности и возможности); отсутствие обеспокоенности (приводит к торможению развития и становления, причиной возникновения чувства ненужности, опустошение); чрезмерная забота о себе и т. п.

Можно вести речь о психологическую, личностную, социальную, социально-психологическую зрелость. В свое время американский психологической зрелости личности:

 широкие границы «Я», активное участие в трудовых, семейных, социальных отношениях;

 социальные контакты, дружеская интимность, сочувствие, терпимость в отношении разницы между собственным «Я» и «Я» других;

 демонстрация эмоциональной устойчивости и самосознания;

 восприятия мира таким, каким он есть — в реалиях, а не в желаниях;

 развита способность к самопознание, осознание своих сильных и слабых сторон;

 способность видеть целостную картину мира, чему способствует сложившаяся система ценностей.

Личностная зрелость связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением жизненных планов J поставленных задач. Находясь на разных уровнях развития (зависимость, независимость, взаимозависимость), люди по-разному проявляют личностную зрелость. При определенных обстоятельствах может иметь место полная или частичная зависимость в системе взаимосвязей «взрослый — ребенок» (речь идет о нормативной поведение и ее нарушение, связанное с особенностями характера индивида) или контр зависимость как особенность определенного этапа социализации (борьба за независимость).

Полной независимости в структуре социальных отношений достичь невозможно, ведь жить в социуме и быть свободным от социальных контактов одновременно нельзя: человек так или иначе требует взаимодействия и общения, отсутствие которых вызывает и актуализирует проблему одиночества, аутизма (от гр. Авто — сам; крайняя форма психологического отчуждения, что выражается в отходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний. Уровень взаимозависимости является самым благоприятным для развития личностной зрелости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. / Г. С. Абрамова — М.: Психология, 2007 — 332с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования/ К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал, 2006. — № 4 — С.3−10
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т.1. / Б. Г. Ананьев — М.:Наука, 1980 — 330с.
  4. Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? / Л. И. Анцыферова //Психологический журнал. — 2004. — № 3 — С.3−10.
  5. Г. Э. Социальная компетентность/ Г. Э. Белецкая // Сознание личности в кризисном обществе. — М.: Психология, 2007. — 332с.
  6. Ш. Гендерная психология./ Ш. Берн — СПб.: Прай-еврознак, 2008. — 445с.
  7. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / Б. С. Братусь //Вести. Моск. ун-та. — 1980. — № 2 — С. 6.- 19.
  8. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. / К. Висьневска-Рошковска — М.: Наука, 1989 — 378с.
  9. М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости. / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова — М.: Психология, 2009 — 415с.
  10. .А. Некоторые закономерности изменения памяти в старческом возрасте / Б. А. Греков // Вопросы психологии. — 1988. — № 2 — С.6−11
  11. М.В. Психология развития. / М. В. Ермолаева — М.: Психология, 2009. — 388с.
  12. Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности / Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский // Вопросы психологии, 2009. — № 6. — С.4−8
  13. З.М. К характеристике памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте / З. М. Истомина, В. И. Самохвалова, Н. И. Преображенская // Вопросы психологии. — 1987
  14. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М.: МГУ, 2007. — 443с.
  15. Т.В. Психология развития: Учебно-методическое пособие. / Т. В. Корчагина — М.: Академия, 2005. — 445с.
  16. Г. Психология развития./ Г. Крайг — СПб.: Питер, 2007. — 443с.
  17. О.В. «Мы» и «Они»: Эйджизм и самосознание пожилых людей/ О. В. Краснова // Психология зрелости и старения, 2007.-№ 3. — С.11−19
  18. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев — М.: Феникс, 2005. — 445с.
  19. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских. Российских иамериканских традиций./ А. В. Либин — М.: Смысл, 2009. — 144с.
  20. . Кризисы жизни — шансы жизни. / Б. Ливехуд — Калуга, 2004 — 366с.
  21. Ю.Г. Основы культурологии: Учебное пособие./ Ю. Г. Марченко, И. И. Мамай — Новосибирск: СГГА, 2005. — 199с.
  22. П. Развитие личности в среднем возрасте/ П. Массен, Дж. Конгер, К Дж. аган, Дж Гивитц. //Психология зрелости и старения. — М.: Приор, 2007 — 339с.
  23. В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии./ В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева — М.: Наука, 1981 — 332с.
  24. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.-4-е изд., дополненное./ С. И. Ожегов Н.Ю. Шведова — М.: Азбуковник, 2007.
  25. А.В. Возрасты жизни. / А. В. Толстых — М.: Наука, 1988. — 443с.
  26. Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни/ Г. Томэ //Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978 — 454с.
  27. Э. Формы изменения личности// Э. Томэ / Психология старости и старения: Хрестоматия. — М.: Психология, 2008. — 443с.
  28. Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. / Н. Ф. Шахматов — М.: медицина, 2009. — 448с.
  29. Г. Возрастные кризисы./ Г. Шихи — СПб.: Питер, 2009 — 377с.
  30. Э. Идентичность: кризис и юность. / Э. Эриксон — М.: Психология, 2006 — 448с.
Заполнить форму текущей работой