Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс адаптации носит динамический характер, определяющийся постепенной заменой существующих, привычных программ приспособления на новую систему регулирующих механизмов, отвечающую новым условиям учебной деятельности, что обеспечивается последовательной сменой стадий привыкания и собственно адаптации. Развитие адаптационного процесса по стадиям, в том числе и на психологическом уровне… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения психологических механизмов адаптации
    • 1. 1. Общие теоретические аспекты проблемы адаптации
    • 1. 2. Основные закономерности адаптационного процесса
    • 1. 3. Психологические механизмы адаптации
    • 1. 4. Факторы, определяющие процесс адаптации в вузе
    • 1. 5. Выводы
  • Глава 2. Влияние адаптогенных факторов на показатели и выбор психологических механизмов адаптации
    • 2. 1. Методы и процедура исследования
    • 2. 2. Влияние внутренних и внешних факторов на выбор механизма психической адаптации и эффективность адаптационного процесса.,
    • 2. 3. Выводы.,
  • Глава 3. Содержание и эффективность основных психологических механизмов адаптации в вузе й их оптимизация
    • 3. 1. Содержание основных психологических механизмов адаптации в исследуемой группе
    • 3. 2. Реализация и эффективность основных психологических механизмов адаптации в период обучения на первом и втором курсах
    • 3. 3. Профилактика состояний дезадаптации и оптимизация адаптационного процесса в вузе
    • 3. 4. Выводы

Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема адаптации студентов к процессу обучения в вузе представляет собой одну из важных общенаучных проблем, исследуемую в настоящее время на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях.

Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса адаптации студентов к учебной деятельности в условиях коренной перестройки системы высшего образования.

С переходом ряда вузов на новые модели обучения происходит существенное изменение учебных планов, вводятся новые курсы, нетрадиционные формы организации занятий, новые педагогические технологии, соответствующие новым образовательным стандартам. Все это требует от учащихся смены стереотипа учебной деятельности, перестройки функциональных систем, ответственных за ее исполнение. Зачастую формально заданные условия деятельности студентов требуют непредвиденно большего напряжения для достижения предполагаемого результата. Продолжительность периода адаптации может включить в себя практически весь период обучения из-за непрерывного изменения учебных программ и планов.

При переходе на многоуровневую модель обучения процесс профессионального самоопределения студентов также усложняется, разделяясь на два этапа в связи с возникающей необходимостью выбора программы подготовки бакалавров или магистров. Таким образом, речь идет об одновременном увеличении силы и длительности психогенных влияний. Изменения Ув организации и содержании учебного процесса на фоне изменения социально-экономической ситуации в обществе могут оказаться тем дидактогенным психотравмируюпдам фактором, добавление которого может вызвать достижение «критической массы» неблагоприятных воздействий.

Эти сложные условия предъявляют повышенные требования к психологическим механизмам адаптации студентов к процессу обучения, определяют необходимость комплексного исследования процесса адаптации на всех его уровнях и повышения его продуктивности. Особенно важное значение приобретает изучение содержания и эффективности основных психологических механизмов адаптации студентов к процессу обучения в вузе в условиях перестройки системы высшего образования .

Практическая и теоретическая актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием социального-психологического противоречия между условиями, предъявляющими повышенные требования к адаптационным механизмам студентов и эффективностью существующих механизмов адаптации, а также противоречием между необходимостью учитывать индивидуальный тип реагирования и механизм адаптации студентов в учебном процессе и недостаточной изученностью содержания этих механизмов.

Изложенные соображения обусловили выбор темы настоящей работы и определили цель исследования, которая заключалась в изучении содержания и эффективности основных психологических механизмов адаптации студентов в процессе перехода на новую модель обучения.

Объектом исследования являлась адаптация студентов вуза к учебной деятельности.

Предметом исследования были психологические механизмы адаптации студентов к условиям обучения в вузе, особенности их реализации и эффективность на разных этапах обучения в условиях перехода на многоуровневую модель обучения.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую основную гипотезу: процесс адаптации студентов к учебной деятельности может осуществляться различными психологическими' механизмамиэффективность психологических механизмов адаптации определяется особенностями стадии адаптационного процесса, во время которой они реализуются.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие основные задачи:

1. Выявить содержание механизмов психической адаптации к учебной деятельности в условиях перестройки системы высшего образования.

2. Изучить влияние внешних (психогенных и социально-бытовых) и внутренних (психофизиологических и характерологических) факторов на выбор и эффективность основных механизмов психической адаптации.

3. Исследовать показатели продуктивности, психической и психофизиологической стоимости (цены) учебной деятельности в зависимости от преимущественного механизма психической адаптации.

4. Исследовать эффективность механизмов психической адалта-. ции в динамике, в зависимости от стадии адаптационного процесса.

5. Разработать практические рекомендации по повышению эффективности основных психологических механизмов адаптации и оптимизации адаптационного процесса в вузе.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения отечественной психологии, сформулированные в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и других основоположников российской психологии, а также теоретические положения И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина и других выдающихся отечественных физиологов о механизмах и факторах процесса адаптации.

Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки. В соответствии с задачами настоящего исследования нами определялись показатели и факторы успешности процесса адаптации студентов к учебной деятельности, при этом использовались тестовые опросники (форма СМОЛ теста MMPI, адаптированная В. П. Зайцевым, форма С теста Р. Кеттелла, опросник ПДО А. Е. Личко, шкала Ч. Д. Спилберг ера, адаптированная Ю. Л. Ханиным, опросник типа суточной работоспособности Р. Остберга), тесты-задания (концентрация внимания, объем кратковременной памяти, работоспособность головного мозга и уровень функциональной подвижности нервных процессов по Н.В.Макаренко), инструментальные методы исследования (вариационная пульсометрия по Р.М.Баевскому), стандартизированный анкетный опрос, выкопировка данных из учебной документации.

Настоящее исследование проводилось в течение 1990;1995 годов в три этапа. Во время подготовительного этапа формировались блоки методик сбора эмпирических данных, уточнялась схема самого экспериментального исследования. В ходе двух экспериментальных этапов оценивались основные показатели адаптации в динамике.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней впервые исследованы психологические механизмы адаптации студентов к процессу обучения в вузе в условиях перестройки системы высшего образования с использованием комплексной методики исследования показателей продуктивности и цены учебной деятельности, дающей возможность интегральной оценки протекания процесса адаптации на всех основных уровнях его регуляции. В результате исследования получены данные, которые уточняют теоретические представления о сущности и механизмах адаптационного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных в его ходе данных был разработан комплекс рекомендаций по оптимизации процесса учебной адаптации студентов в зависимости от их индивидуальных особенностей приспособления и типа адаптационных реакций, который используется в практической работе психологической службой Кемеровского университета. Полученные в ходе настоящего исследования результаты, сделанные на их основании выводы и предлагаемые рекомендации могут быть использованы в практической деятельности психологических служб вузов, в работе деканов, кураторов учебных групп по совершенствованию процесса обучения в вузе в современных условиях, при переходе на многоуровневую модель высшего образования.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения выносимые на защиту:

1. В процессе адаптации студентов к учебной деятельности проявляются два основных психологических механизма: обесценивание исходных потребностей и концептуализация в форме вторичного контроля эмоций, характеризующиеся ослаблением мотивации достижения, снижением активности и, соответственно, повышением ригидности установок и аффектов. Данные механизмы обнаруживают принципиальные различия на всех основных уровнях регуляции адаптационного процесса. Выбор первоначального психологического механизма адаптации при поступлении в вуз определяется базовыми характерологическими особенностями.

2. В ходе адаптационного процесса на втором курсе происходит смена основных психологических механизмов: в группе студентов с успеваемостью ниже среднего — обесценивания исходных потребностей на вторичный контроль эмоций, в группе студентов с успеваемостью выше среднего — вторичного контроля эмоций на обесценивание исходных потребностей. Смена механизмов адаптации обусловлена соответственно их недостаточной результативностью или неприемлемо высокой ценой при решении задач данной стадии адаптационного процесса.

3. Эффективность основных психологических механизмов адаптации зависит от особенностей стадии адаптационного процесса, во время которой они реализуются. Увеличение интенсивности действия основных адаптационных механизмов выше порогового уровня, обусловленное воздействием внутренних или внешних факторов, приводит к снижению продуктивности учебной деятельности независимо от стадии адаптационного процесса.

Апробация работы. По результатам диссертации были сделаны доклады и сообщения на:

— Научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании: опыт, проблемы, решения» (Новокузнецк, январь 1993);

— Всеросийской научной конференции «Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного образования» (Кемерово, апрель 1995).

По теме диссертационного исследования опубликовано пять научных статей и тезисов докладов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 113 источников. В диссертационной работе имеется 12 рисунков и 14 таблиц. Общий объем работы составляет 144 страницы.

3.4. Выводы.

В процессе адаптации к учебной деятельности в вузе проявляются два принципиально различных механизма психической адаптации, последовательно сменяющие друг друга в период обучения на первом и втором курсах — обесценивание исходных потребностей и вторичный контроль эмоций. Выбор первоначального механизма адаптации при поступлении в вуз обусловлен базовыми конституциональными особенностями, смена механизмов адаптации на втором курсе определяется их недостаточной результативностью либо неприемлемо высокой ценой при решении задач данной стадии функционального процесса адаптации. Изменение способа адаптации обеспечивает поддержание стабильности достигнутых показателей продуктивности и цены адаптационного процесса в динамике, при этом более эффективным оказывается вначале большая выраженность ригидных черт, а затем их сглаживание и усиление тревожно-депрессивных тенденций. Таким образом, эффективность психологических механизмов адаптации зависит не столько от их мощности, сколько от особенностей стадии адаптационного процесса, во время которой они реализуются. Чрезмерное усиление интенсивности адаптационных механизмов приводит к снижению уровня адаптированности, независимо от стадии адаптационного процесса. Учет индивидуальных особенностей адаптации и реализация мер, направленных одновременно на оптимизацию действия как адап-тогенных факторов, так и психологических механизмов адаптации, позволят' существенно повысить эффективность адаптационного процесса в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе нами рассматривалось действие и эффективность психологических механизмов адаптации студентов в динамике, в период обучения на первом и втором курсах.

Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что адаптация студентов к учебной деятельности представляет собой сложный многоуровневый процесс, реализующийся единой функциональной системой, обеспечивающей достижение оптимальных результатов деятельности и поддержание состояния равновесия в системе человек-среда. Деятельность иерархической функциональной системы адаптации осуществляется на социально-психологическом, собственно психологическом и психофизиологическом уровнях при помощи соответствующих механизмов. Действие данных механизмов направлено по отдельности на достижение адекватного микросоциального взаимодействиявыработку оптимального уровня притязаний и программы адаптацииподдержание и восстановление энергетических ресурсови, в целом, на обеспечение необходимых результатов учебной деятельности. Собственно психологическая адаптация является, таким образом, центральным, связующим звеном единой функциональной системы. Эффективность механизмов адаптации студентов к учебной деятельности наиболее адекватно может быть оценена с учетом как достигнутых показателей ее результативности, так и величины понесенных затрат на нижележащих уровнях регуляции. Соответственно, исследование адаптационного процесса в вузе предполагает оценку показателей на всех уровнях регуляции функциональной системы адаптации.

Процесс адаптации носит динамический характер, определяющийся постепенной заменой существующих, привычных программ приспособления на новую систему регулирующих механизмов, отвечающую новым условиям учебной деятельности, что обеспечивается последовательной сменой стадий привыкания и собственно адаптации. Развитие адаптационного процесса по стадиям, в том числе и на психологическом уровне, происходит за счет последовательной смены механизмов адаптации. Психологические механизмы адаптации можно определить как индивидуальные типы реагирования на нарушение сбалансированности в системе человек-среда, обусловленные усилением или ослаблением тех или иных личностных черт и поведенческих реакций. Сила и характер действия психологических механизмов, показатели эффективности адаптации во многом определяются влиянием внутренних и внешних адаптогенных факторов. Вопросы выбора преимущественного психологического механизма, особенностей реализации и эффективности адаптационных механизмов на разных стадиях процесса адаптации в вузе, оставались недостаточно исследованными.

Полученные в ходе настоящего исследования результаты свидетельствуют, что такие базовые внутренние факторы, как вечерний тип субъективной суточной активности, недостаточный объем кратковременной зрительной памяти, невысокая концентрация внимания оказывают влияние прежде всего на показатели психофизиологической стоимости адаптационного процесса, обуславливая больший уровень напряжения и функциональных затрат у студентов с указанными особенностями при достижении аналогичных с остальными результатов учебной деятельности. Отдельные социальные и психогенные факторы, например резкое изменение режима питания, сна и отдыха, а также их суммарное воздействие приводят к снижению показателей успеваемости и преобладанию действия психологического механизма адаптации, определяющегося обесцениванием исходных потребностей. Наибольшее влияние на выбор того или иного механизма адаптации при поступлении в вуз оказывают базовые характерологические особенности — большая выраженность стенических черт характера предопределяет стенический тип реагирования, астенических черт — гипосте-нический тип реагирования.

Проведенное исследование позволило выделить два основных психологических механизма адаптации к процессу обучения в вузе: обесценивание исходных потребностей и концептуализация в форме вторичного контроля эмоций. Данные механизмы адаптации принципиально различны на всех уровнях регуляции адаптационного процесса: собственно психологическом (соответственно мотивацией избегания неудачи или достижения успеха), микросоциального взаимодействия (удовлетворенностью взаимоотношениями с непосредственным окружением, интрапунитивной или экстрапунитивной направленностью), а также психофизиологическом (уровнем функциональной подвижности нервных процессов и преобладанием тонуса симпатической или парасимпатической нервной системы).

В период обучения на первом курсе, который характеризуется привыканием к новым условиям учебной деятельности и преобладанием привычных приспособительных реакций, более эффективным является механизм адаптации, определяющийся вторичным контролем эмоций. На втором курсе, при формировании новых программ адаптации, ситуация становится противоположной — наиболее эффективным оказывается психологический механизм обесценивания исходных потребностей. Чрезмерная интенсивность действия указанных механизмов приводит к снижению эффективности адаптации как на первом, так и на втором курсах. Так как показатели итоговой успеваемости студентов являютс-я достаточно стабильными на протяжении первого и второго годов обучения, можно говорить о различных способах адаптации успевающих и неуспевающих студентов, определяющися последовательной сменой психологических механизмов — соответственно концептуализации на обесценивание исходных потребностей и обесценивания исходных потребностей на вторичный контроль эмоций.

Выявленные в ходе настоящего исследования закономерности реализации основных психологических механизмов на разных стадиях адаптационного процесса, полученные данные об их продуктивности и психофизиологической стоимости, позволили сформулировать комплекс практических рекомендаций по оптимизации процесса адаптации в вузе. Предлагаемые рекомендации включают в себя как социально-психологические, так и собственно психологические меры, направленные на снижение неблагоприятного воздействия внутренних и внешних адаптогенных факторов, а также на оптимизацию собственно психологических механизмов адаптации.

Результаты диссертационной работы позволили сделать следующие общие выводы:

1. Основными психологическими механизмами адаптации студентов к учебной деятельности на первом и втором курсах вуза являются обесценивание исходных потребностей и концептуализация в форме вторичного контроля эмоций. Данные механизмы имеют принципиально различные проявления как на собственно психологическом, так и на социально-психологическом и психофизиологическом уровнях.

2. Тип механизма адаптации при поступлении в вуз определяется базовыми характерологическими особенностями студентов, которые обусловливали привычный и эффективный тип реагирования в прежней социальной среде.

3. В процессе адаптации происходит последовательная смена основных психологических механизмов, связанная со снижением результативности или возрастанием стоимости адаптации при решении задач последующей стадии.

4. Эффективность психологических механизмов адаптации определяется особенностями стадии адаптационного процесса, на которой они реализуютсяувеличение интенсивности их действия выше порогового уровня приводит к снижению эффективности независимо от стадии адаптационного процесса.

5. Способы адаптации успевающих и неуспевающих студентов являются различными. Более эффективной оказывается смена механизма вторичного контроля эмоций на обесценивание исходных потребностей.

6. Учет индивидуальных особенностей адаптации и реализация мер, направленных одновременно на оптимизацию действия как адаптогенных факторов, так и психологических механизмов адаптации, позволят существенно. повысить эффективность адаптационного процесса в вузе.

Полученные в ходе настоящего исследования результаты, сделанные на их основании выводы и предлагаемые рекомендации могут быть использованы в практической деятельности психологической службы вуза, в работе деканов, кураторов учебных групп по совершенствованию процесса адаптации в вузе при переходе на новые модели высшего образования. Дальнейшее изучение механизмов адаптации и эффективности предложенных мер их оптимизации на протяжений всего периода обучения по программам подготовки бакалавров и магистров позволит оптимизировать саму организацию многоступенчатого процесса подготовки специалистов разного уровня.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства.- М., 1976.- 272 с.
  2. Г. А., Кудашов А. Р. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов// Вопр.психол.-1990.- N 6.- С. 140−145.
  3. Д.А. 0 понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе// Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.- С. 25−27.
  4. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М., 1975.- 448 с.
  5. С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии// Молодежь и труд.- М., 1970.-С. 135−136.
  6. P.M., Кириллов О.й., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе.- М., 1984.- 221 с. 4 9. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопр. психол., 1989. N 1.- С. 92−100.
  7. Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях// Психол. журн.- 1994.- N 6.- С. 116−120.
  8. П. Белов А. Ф., Лапкин М. М., Яковлева Н. В. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект// Психол.журн.- 1994.- N 1.- С. 81−86.
  9. Б. А. Бенедиктов С.Б. Психология обучения ивоспитания в высшей школе.- Минск, 1983. 224 с./
  10. М.П., Русалинова А. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве// Социальная психология и социальное планирование.- Л., 1973.- С. 92−97.
  11. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987. — 176 с.
  12. В.А. Системные описания в психологии.- JI., 1984.176 с.
  13. С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения//Психол.журн. 1994.- Т.15.- N 3.- С. 131−135.
  14. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях/'/ Социол. исслед.- 1994.- N 8−9.- С. 3−16.
  15. С.Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов// Психол.журн.- 1989.- N 1.- С. 99−105.
  16. М.И., Кондыбович Л. А. Психология высшей школы.-Минск, 1978.- 313 с.
  17. Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис.. канд. филос. наук.- Ростов н/Д, 1975.- С. 10.
  18. В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult//Психол. журн. 1981. — Т.2.- N 3.- С. 118−123.
  19. Г. М. Функциональное состояние как проявление внутренних условий выполнения деятельности// Тр. 14-го Всесоюз. физиол. о-ва им И. П. Павлова. Л., 1983. — Т.1. — С. 420−422.
  20. Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза// Вопр. психол.- 1991.- N 2.- С. 60−67.
  21. В.П., Мунипов В. М. Введение в эргономику.- М., 1979.- 344 с.
  22. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности// Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М., 1979.- С. 220.
  23. Б. Г. Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека// Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных.- Кемерово, 1978.- С. 3−7.
  24. В.П. Два типа реагирования на стрессорные воз-действия//Адаптация и адаптогены. Владивосток, 1977.- С. 15−18.
  25. В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
  26. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск, 1986.- 120 с.
  27. Е.Р., Ильичева В. И. Адаптация или' развитие: выбор психотерапевтической стратегии// Психол. журн.- 1995.- N 1.- С. 115−121.
  28. . Д. Неврозы. М., 1990.- 572 с.
  29. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен// Психол.журн.- 1988.- N 5.- С. 120−127.
  30. Н.Д., Кушнарев В. В. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации /Под рук. А. Г. Амбрумовой. М., 1988. — 21 с.
  31. Н.Г. Динамика характеристик личности студентов// Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа.- Тез.докл. к VII съезду общества психологов СССР.- М., 1989.- С. 124−125.
  32. Комплексная оценка функциональных резервов организма /Айдаралиев А.А., Баевский P.M., Берсенева А. П. и др. Фрунзе, 1988. — 195 с. у 44. Кон И. С. Социология личности.- М., 1967.- 383 с. у45. Кон И. С. Социализация.- БСЭ, 3-е изд., Т.24.- С. 221.
  33. Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи// Коммунистическое воспитание студенчества (материалы конф.). Ч.2.- Тарту, 1971.- С. 89−91.
  34. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях.- Л., 1978.- 271 с.
  35. И. К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоциональное самочувствие как критерии адаптированности рабочего на производстве// Социально-психологические проблемы производственного коллектива.- М., 1983.- С. 239.
  36. В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М., 1991.- 48 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор.информ./НШВО- Вып. З).
  37. В.Г. Психологические механизмы мотивации.-Новосибирск, 1992. 216 с.
  38. В.П., Николаев Е. П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная ассиметрия мозга.- Новосибирск, 1988.- 192 с.
  39. А.Е. Усовершенствованный метод патохарактерологи-ческого исследования подростков. Методические рекомендации Л., 1983. — 40 с.
  40. Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд. Киев, 1991. — 216 с.
  41. Н.В., Вороновская В. И., Панченко В. М. Связь индивидуальных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе// Психол.журн.- 1991.- N 6.- С. 98−104.
  42. А.Г., Положенцев Д. А., Руднев Д. А. Психологические механизмы поведения типа, А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам// Психол.журн.-1993.- N 6.- С. 86−94.
  43. В.А., Холопова Г. П. Профессионализация памяти студентов// Вопр.психол.- 1990.- N 3.- С. 94−99.
  44. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов.- Л., 1982.- 103 с.
  45. В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины// Актовая речь.- Л., 1983.- 24 с. у 59. Медведев В. И. О проблеме адаптации// Компоненты адаптационного процесса.- Л., 1984.- С. 3−16.
  46. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.- М., 1981.- 278 с.
  47. Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса// Физиология адаптационных процессов.- М., 1986.- 635 с.
  48. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов.-М., 1985.-319 с.
  49. И. А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР// Философия и социальная психология: Науч. докл.-Л., 1979.- С. 132−136.
  50. М.Н. Проблемы диспансеризации студентов с эк-зогенно-органическими психическими расстройствами. //Современные вопросы экзогенно-органических расстройств и оптимизации психиатрической помощи. Кемерово, 1989. — С. 91−93.
  51. А. А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. 263 с.
  52. Н.И., Кухлова Г. Г. Модель срочных адаптационных реакций и ее применение для оценки работоспособности студентов// Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки/ Под ред. В. Г. Асеева. Иркутск, 1994.- С. 43−51.
  53. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.1. Обпще основы психологии.- М., — 1994.- 576 с.
  54. И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации// Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет.конф.).- Вып. 3.- М., 1980.- С. 57.
  55. А.Д. Нервная регуляция висцеральных функций. Автономная (вегетативная) нервная система// Физиология висцеральных систем.- М., 1991.- С. 5−71.
  56. Общая психология/ Под ред. А. В. Петровского.- М., 1977.-480 с.
  57. Общая психология/ Под ред. В. В. Богословского.- М., 1981.- 383 с.
  58. .Д. Основы социально-психологической теории.-М., 1971.- 351 С.
  59. Педагогика высшей школы/ Под ред. Ю. К. Бабанского.- Ростов н/Д., 1972.- 121 с.
  60. Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов.- Казань, 1977.- 243 с.
  61. V 75. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения.-М., 1982.- 309 с.
  62. В.В., Андриянин Д. Ю. Значение уровня беспокойства-тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе/'/ Проблемы умственного труда.- М., 1983.- Вып. 6.- С. 28−38.
  63. А.И. Исследование учебной деятельности студентов// Вопр.психол.- 1990.- N 5.- С. 176−177.
  64. Прохоров А.0. Особенности психических состояний личности в обучении// Психол.журн.- 1991.- N 1.- С. 47−54.
  65. Психологическая диагностика. Учебное пособие/ Под ред. К. М. Гуревича и др.- Бийск, 1993.- 324 с.
  66. П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей// Вопр.психол., 1987. N 6.- С. 112−115.
  67. Я.А. Регуляция функций.- М., 1984.- 172 с.
  68. А.Т. Формирование профессиональной пригодности.- Минск, 1984. 176 с.
  69. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация.- М., 1984.- 192 с.84/ Рыженков П. Е. Из жизни первокурсника// Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие/ Под ред. П. Е. Рыженкова. -Новосибирск, 1990. С. 5−19.
  70. В.И., Гаврилина С. А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов// Психол.журн.- 1991.-N5.- С. 44−50.
  71. В.Я. Истерические состояния.- М., 1988.- 224 с.
  72. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство.- М., 1990.- 75 с.
  73. А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения.- Л., 1976.- 212 с.
  74. А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу// Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы.- М., 1988.- С. 100−101.
  75. Справочник по прикладной статистике. Т.1/ Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю. Н. Тюрина.- М., 1989.- 510 с.
  76. Справочник по прикладной статистике. Т.2/ Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, С. А. Айвазяна, Ю. Н. Тюрина.-М., 1990.-526 с.
  77. Ф.Ф. Принципы, пути и особенности адаптации человека к аридным условиям// Тр. 13 съезда Всесоюз. физиол. о-ва. Л., 1979. Т.1.- С. 422−424.
  78. В.Н. Экспериментально-психологическая метбдика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации.- Л., 1984.- 46 с.
  79. А.Г. Изменения особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / Под ред. В. Г. Асеева.- Иркутск, 1986. С. 89−103.
  80. Философские проблемы теории адаптации/ Под ред. А. В. Петровского.- М., 1970.- 243 с.
  81. Философские проблемы теории адаптации /Под ред. Г. И. Ца-регородцева. М., 1975.- 277 с.
  82. Фролова 0.П., Юркова М. Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе// Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки/ Под ред. В. Г. Асеева.- Иркутск, 1994. С. 55−64.
  83. Ю.Л. Исследование тревоги в спорте/./ Вопр. психол., 1978. N 6.- С. 94−106.
  84. .И. Война с конфликтом (Критика методологических оснований психологических исследований и разработок)// Прикладная психология. Опыт и перспективы/ Под ред. Б. И. Хасана. Красноярск, 1990. — С. 52−73.
  85. Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философс-ко-социологические проблемы. Красноярск, 1991. -232 с.
Заполнить форму текущей работой