Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности
Диссертация
Процесс адаптации носит динамический характер, определяющийся постепенной заменой существующих, привычных программ приспособления на новую систему регулирующих механизмов, отвечающую новым условиям учебной деятельности, что обеспечивается последовательной сменой стадий привыкания и собственно адаптации. Развитие адаптационного процесса по стадиям, в том числе и на психологическом уровне… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения психологических механизмов адаптации
- 1. 1. Общие теоретические аспекты проблемы адаптации
- 1. 2. Основные закономерности адаптационного процесса
- 1. 3. Психологические механизмы адаптации
- 1. 4. Факторы, определяющие процесс адаптации в вузе
- 1. 5. Выводы
- Глава 2. Влияние адаптогенных факторов на показатели и выбор психологических механизмов адаптации
- 2. 1. Методы и процедура исследования
- 2. 2. Влияние внутренних и внешних факторов на выбор механизма психической адаптации и эффективность адаптационного процесса.,
- 2. 3. Выводы.,
- Глава 3. Содержание и эффективность основных психологических механизмов адаптации в вузе й их оптимизация
- 3. 1. Содержание основных психологических механизмов адаптации в исследуемой группе
- 3. 2. Реализация и эффективность основных психологических механизмов адаптации в период обучения на первом и втором курсах
- 3. 3. Профилактика состояний дезадаптации и оптимизация адаптационного процесса в вузе
- 3. 4. Выводы
Список литературы
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства.- М., 1976.- 272 с.
- Аминев Г. А., Кудашов А. Р. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов// Вопр.психол.-1990.- N 6.- С. 140−145.
- Андреева Д.А. 0 понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе// Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.- С. 25−27.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М., 1975.- 448 с.
- Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии// Молодежь и труд.- М., 1970.-С. 135−136.
- Баевский P.M., Кириллов О.й., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе.- М., 1984.- 221 с. 4 9. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопр. психол., 1989. N 1.- С. 92−100.
- Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях// Психол. журн.- 1994.- N 6.- С. 116−120.
- П. Белов А. Ф., Лапкин М. М., Яковлева Н. В. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект// Психол.журн.- 1994.- N 1.- С. 81−86.
- Бенедиктов Б. А. Бенедиктов С.Б. Психология обучения ивоспитания в высшей школе.- Минск, 1983. 224 с./
- Будякина М.П., Русалинова А. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве// Социальная психология и социальное планирование.- Л., 1973.- С. 92−97.
- Воложин А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987. — 176 с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии.- JI., 1984.176 с.
- Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения//Психол.журн. 1994.- Т.15.- N 3.- С. 131−135.
- Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях/'/ Социол. исслед.- 1994.- N 8−9.- С. 3−16.
- Данияров С.Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов// Психол.журн.- 1989.- N 1.- С. 99−105.
- Дьяченко М.И., Кондыбович Л. А. Психология высшей школы.-Минск, 1978.- 313 с.
- Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис.. канд. филос. наук.- Ростов н/Д, 1975.- С. 10.
- Зайцев В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult//Психол. журн. 1981. — Т.2.- N 3.- С. 118−123.
- Зараковский Г. М. Функциональное состояние как проявление внутренних условий выполнения деятельности// Тр. 14-го Всесоюз. физиол. о-ва им И. П. Павлова. Л., 1983. — Т.1. — С. 420−422.
- Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза// Вопр. психол.- 1991.- N 2.- С. 60−67.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М. Введение в эргономику.- М., 1979.- 344 с.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности// Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М., 1979.- С. 220.
- Иоганзен Б. Г. Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека// Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных.- Кемерово, 1978.- С. 3−7.
- Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воз-действия//Адаптация и адаптогены. Владивосток, 1977.- С. 15−18.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
- Казначеев В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск, 1986.- 120 с.
- Калитеевская Е.Р., Ильичева В. И. Адаптация или' развитие: выбор психотерапевтической стратегии// Психол. журн.- 1995.- N 1.- С. 115−121.
- Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1990.- 572 с.
- Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен// Психол.журн.- 1988.- N 5.- С. 120−127.
- Кибрик Н.Д., Кушнарев В. В. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации /Под рук. А. Г. Амбрумовой. М., 1988. — 21 с.
- Колызаева Н.Г. Динамика характеристик личности студентов// Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа.- Тез.докл. к VII съезду общества психологов СССР.- М., 1989.- С. 124−125.
- Комплексная оценка функциональных резервов организма /Айдаралиев А.А., Баевский P.M., Берсенева А. П. и др. Фрунзе, 1988. — 195 с. у 44. Кон И. С. Социология личности.- М., 1967.- 383 с. у45. Кон И. С. Социализация.- БСЭ, 3-е изд., Т.24.- С. 221.
- Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи// Коммунистическое воспитание студенчества (материалы конф.). Ч.2.- Тарту, 1971.- С. 89−91.
- Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях.- Л., 1978.- 271 с.
- Кряжева И. К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоциональное самочувствие как критерии адаптированности рабочего на производстве// Социально-психологические проблемы производственного коллектива.- М., 1983.- С. 239.
- Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М., 1991.- 48 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор.информ./НШВО- Вып. З).
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации.-Новосибирск, 1992. 216 с.
- Леутин В.П., Николаев Е. П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная ассиметрия мозга.- Новосибирск, 1988.- 192 с.
- Личко А.Е. Усовершенствованный метод патохарактерологи-ческого исследования подростков. Методические рекомендации Л., 1983. — 40 с.
- Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд. Киев, 1991. — 216 с.
- Макаренко Н.В., Вороновская В. И., Панченко В. М. Связь индивидуальных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе// Психол.журн.- 1991.- N 6.- С. 98−104.
- Маклаков А.Г., Положенцев Д. А., Руднев Д. А. Психологические механизмы поведения типа, А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам// Психол.журн.-1993.- N 6.- С. 86−94.
- Мараев В.А., Холопова Г. П. Профессионализация памяти студентов// Вопр.психол.- 1990.- N 3.- С. 94−99.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов.- Л., 1982.- 103 с.
- Медведев В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины// Актовая речь.- Л., 1983.- 24 с. у 59. Медведев В. И. О проблеме адаптации// Компоненты адаптационного процесса.- Л., 1984.- С. 3−16.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.- М., 1981.- 278 с.
- Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса// Физиология адаптационных процессов.- М., 1986.- 635 с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов.-М., 1985.-319 с.
- Милославова И. А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР// Философия и социальная психология: Науч. докл.-Л., 1979.- С. 132−136.
- Михайлова М.Н. Проблемы диспансеризации студентов с эк-зогенно-органическими психическими расстройствами. //Современные вопросы экзогенно-органических расстройств и оптимизации психиатрической помощи. Кемерово, 1989. — С. 91−93.
- Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. 263 с.
- Некипелов Н.И., Кухлова Г. Г. Модель срочных адаптационных реакций и ее применение для оценки работоспособности студентов// Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки/ Под ред. В. Г. Асеева. Иркутск, 1994.- С. 43−51.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.1. Обпще основы психологии.- М., — 1994.- 576 с.
- Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации// Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет.конф.).- Вып. 3.- М., 1980.- С. 57.
- Ноздрачев А.Д. Нервная регуляция висцеральных функций. Автономная (вегетативная) нервная система// Физиология висцеральных систем.- М., 1991.- С. 5−71.
- Общая психология/ Под ред. А. В. Петровского.- М., 1977.-480 с.
- Общая психология/ Под ред. В. В. Богословского.- М., 1981.- 383 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.-М., 1971.- 351 С.
- Педагогика высшей школы/ Под ред. Ю. К. Бабанского.- Ростов н/Д., 1972.- 121 с.
- Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов.- Казань, 1977.- 243 с.
- V 75. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения.-М., 1982.- 309 с.
- Плотников В.В., Андриянин Д. Ю. Значение уровня беспокойства-тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе/'/ Проблемы умственного труда.- М., 1983.- Вып. 6.- С. 28−38.
- Подольский А.И. Исследование учебной деятельности студентов// Вопр.психол.- 1990.- N 5.- С. 176−177.
- Прохоров А.0. Особенности психических состояний личности в обучении// Психол.журн.- 1991.- N 1.- С. 47−54.
- Психологическая диагностика. Учебное пособие/ Под ред. К. М. Гуревича и др.- Бийск, 1993.- 324 с.
- Рабинович П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей// Вопр.психол., 1987. N 6.- С. 112−115.
- Росин Я.А. Регуляция функций.- М., 1984.- 172 с.
- Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности.- Минск, 1984. 176 с.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация.- М., 1984.- 192 с.84/ Рыженков П. Е. Из жизни первокурсника// Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие/ Под ред. П. Е. Рыженкова. -Новосибирск, 1990. С. 5−19.
- Селиванов В.И., Гаврилина С. А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов// Психол.журн.- 1991.-N5.- С. 44−50.
- Семке В.Я. Истерические состояния.- М., 1988.- 224 с.
- Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство.- М., 1990.- 75 с.
- Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения.- Л., 1976.- 212 с.
- Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу// Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы.- М., 1988.- С. 100−101.
- Справочник по прикладной статистике. Т.1/ Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю. Н. Тюрина.- М., 1989.- 510 с.
- Справочник по прикладной статистике. Т.2/ Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, С. А. Айвазяна, Ю. Н. Тюрина.-М., 1990.-526 с.
- Султанов Ф.Ф. Принципы, пути и особенности адаптации человека к аридным условиям// Тр. 13 съезда Всесоюз. физиол. о-ва. Л., 1979. Т.1.- С. 422−424.
- Тарабрина В.Н. Экспериментально-психологическая метбдика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации.- Л., 1984.- 46 с.
- Терещенко А.Г. Изменения особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / Под ред. В. Г. Асеева.- Иркутск, 1986. С. 89−103.
- Философские проблемы теории адаптации/ Под ред. А. В. Петровского.- М., 1970.- 243 с.
- Философские проблемы теории адаптации /Под ред. Г. И. Ца-регородцева. М., 1975.- 277 с.
- Фролова 0.П., Юркова М. Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе// Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки/ Под ред. В. Г. Асеева.- Иркутск, 1994. С. 55−64.
- Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте/./ Вопр. психол., 1978. N 6.- С. 94−106.
- Хасан Б.И. Война с конфликтом (Критика методологических оснований психологических исследований и разработок)// Прикладная психология. Опыт и перспективы/ Под ред. Б. И. Хасана. Красноярск, 1990. — С. 52−73.
- Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философс-ко-социологические проблемы. Красноярск, 1991. -232 с.