Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сюжет и содержание ролевой игры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конечно, сюжеты игр детей не сводятся только к профессиональным или социальным ролям окружающих их взрослых. Дошкольники не только «репетируют» свои будущие социальные роли мамы, папы, учителя и пожарника, но разыгрывают вымышленные ситуации, превращаясь в нереальных персонажей. Старшие дошкольники легко перевоплощаются в пиратов и суперменов, животных, предметы или даже пишу, паря над крышами… Читать ещё >

Сюжет и содержание ролевой игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема игры задается ее сюжетом, т. е. сферой действительности, которая моделируется в игре.

Играют Настя (6 лет 8 мес) и Кристина (4 года 1 мес):

  • — Давай играть в Лаву!
  • —? (Недоуменно смотрит на подругу.)
  • — Ну, как будто извержение вулкана, вокруг — лава, а мы — спасаемся. Будем перебираться с камня на камень и спасать всех.
  • — Давай!
  • — Я буду спасателем и тебя спасу.
  • — Нет, я сама спасусь, давай прыгать.
  • — Хорошо, мы будем спасать детей. Бери кого-нибудь. (Настя берет куклу и разбрасывает разные предметы по комнате.) Это будут камни и кочки.
  • — А мне кого взять?
  • — На (протягивает пушистую собачку), она будет скулить. Давай руку, а то лава уже все залила.

Игры, в которых дети принимают на себя роль, называют сюжетными, что подчеркивает наличие некоторых событий, которые постепенно разворачиваются в действиях и приводят к закономерному разрешению ситуации. Сюжет детских игр, как правило, очень прихотлив и не всегда последователен. Дошкольники не представляют себе в деталях, как будут разворачиваться события, и одна игра никогда не повторяет полностью другую. Сюжет строится ребенком, исходя из имеющихся у него знаний, и отражает создаваемую в игре воображаемую ситуацию. Лучше всего дети знакомы с семейными ролями и действиями, связанными с бытовыми ситуациями, — поэтому игры в семью являются неизменно популярными среди старших и младших дошкольников. Часто темой сюжетов становятся понравившийся фильм или мультфильм, где эмоционально и одновременно понятно обозначены действия героев. Такие действия можно проигрывать, дополняя собственными идеями. В играх могут причудливо переплетаться реальные и сказочные сюжеты, но возрастная логика развития сюжетов подчиняется следующей закономерности: бытовые сюжеты дополняются профессиональными, а затем социальными.

Конечно, сюжеты игр детей не сводятся только к профессиональным или социальным ролям окружающих их взрослых. Дошкольники не только «репетируют» свои будущие социальные роли мамы, папы, учителя и пожарника, но разыгрывают вымышленные ситуации, превращаясь в нереальных персонажей. Старшие дошкольники легко перевоплощаются в пиратов и суперменов, животных, предметы или даже пишу, паря над крышами домов на «супер-турбо-мега-летательных аппаратах» или рыча на всю саванну, как целый прайд львов. С одинаковой живостью они путешествуют в прошлом и будущем, воплощая приключения, которых никогда не было. Одной из самых замечательных иллюстраций сюжетно-ролевой игры является художественное описание М. Твена.

В эту минуту с зеленой опушки донесся слабый звук игрушечной жестяной трубы. Том быстро сбросил с себя куртку и штаны, опоясался одной из подтяжек, разрыл кучу хвороста за гнилым деревом, вытащил оттуда самодельные лук, стрелу, деревянный меч, а также жестяную трубу, мигом вооружился и в одной развевающейся рубашке помчался навстречу врагу. Под большим вязом он протрубил ответный сигнал, потом стал пробираться на цыпочках, настороженно оглядываясь по сторонам, и негромко скомандовал воображаемому отряду:

— Стой, молодцы! Останься в засаде, пока не затрублю!

Появился Джо Гарпер в такой же легкой одежде и тоже вооруженный с головы до пят. Том окликнул его:

  • — Стой! Кто смеет ходить по Шервудскому лесу без моего разрешения?
  • — Гай Гисборн не нуждается ни в чьем разрешении! Кто ты, который… который…
  • — …смеет обращаться ко мне с такой дерзкой речью?..
  • — Кто я? Я — Робин Гуд, в чем очень скоро убедится твой презренный труп.
  • — Так это ты, знаменитый разбойник! Воистину я буду рад помериться с тобою мечом за обладание дорогами этого веселого леса. Защищайся!

Они выхватили деревянные мечи, бросили остальное оружие на землю, стали в боевую позицию, нога к ноге, и начали серьезный поединок по всем правилам искусства: два удара вверх и два вниз.

Наконец Том сказал:

— Ну, драться так драться! Поддай жару!

Они так усердно «поддали жару», что оба запыхались и вспотели.

  • — Падай же! Падай! — крикнул Том. — Почему ты не падаешь?
  • — Не стану я падать! Сам падай — тебе ведь хуже моего приходится.
  • — Ну так что ж? Это ничего не значит. Мне падать не полагается. В книге ведь не так — там сказано: «И он одним ловким ударом в спину поразил насмерть злосчастного Гая Гисборна». Ты должен повернуться и подставить мне спину, чтобы я мог ударить тебя.

Против такого авторитета возражать не приходилось: Джо повернулся, принял удар и упал.

  • — А теперь… — сказал Джо, поднимаясь на ноги, — теперь дай мне убить тебя — это будет по совести.
  • — Да ведь так нельзя, этого в книге нет!
  • — Ну, это нечестно! Это, по-моему, подлость!
  • — Ну ладно, Джо, — ведь ты можешь быть монахом Таком или сыном мельника Мачем и пристукнуть меня дубинкой по голове. Или, хочешь, я буду шериф нотингемский, а ты Робин Гуд на одну минутку, и ты убьешь меня.

Это удовлетворило Джо Гарпера, и игра продолжалась. Затем Том опять сделался Робин Гудом и, по вине вероломной монахини, плохо ухаживавшей за его запущенной раной, смертельно ослабел от потери крови, после чего Джо, изображавший собой целую толпу рыдающих разбойников, с грустью оттащил его прочь, вложил лук в его ослабевшие руки, и Том сказал: «Где упадет эта стрела, там и похороните бедного Робин Гуда, под деревом в зеленой дубраве». Затем он пустил стрелу, откинулся назад и упал бы мертвым, но кругом оказалась крапива, и он вскочил с неподобающей покойнику прытью.

Мальчики оделись, спрятали доспехи и пошли прочь, сокрушаясь, что теперь нет разбойников, и спрашивая себя, чем могла бы современная цивилизация восполнить такой пробел. Оба утверждали, что предпочли бы лучше сделаться на один год разбойниками Шервудского леса, чем президентами Соединенных Штатов на всю жизнь.

Если младшим детям сюжет подсказывает взрослый или попавшаяся на глаза игрушка, то старшие дети самостоятельно выбирают тему игры и планируют основные действия до ее начала. Развивающееся воображение позволяет детям все больше отрываться от конкретных предметов и сам сюжет начинает диктовать выбор игрушек. Можно выделить следующие направления возрастных изменений в игровых сюжетах дошкольников:

  • — от бытовых сюжетов к социальным;
  • — неустойчивых — к длительным и развернутым;
  • — однообразных и одиночных — к сложно переплетающимся и множественным;
  • — спонтанных — к планируемым.

Импульс игровой активности придают события окружающего мира. Однако различные сферы действительности обладают неодинаковым стимулирующим воздействием. Так, эмоциональные впечатления и предметная сторона жизни инициируют игровые действия лишь в малой степени. Представления о материальной организации той или иной стороны жизни не становятся импульсом к возникновению ролевой игры, а аффективные впечатления чаше проявляются в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, конструировании).

Биографии известного детского писателя С. Я. Маршака приписывают следующую историю. Однажды, наблюдая за игрой детей, С. Я. Маршак спросил их: «Во что вы играете?» — «Мы играем в войну», — ответили ребятишки. Маршак возмутился: «Разве можно играть только в войну! Ведь вы же знаете, насколько плоха война; вам нужно играть в мир». — «Хорошая идея», — подхватили дети. Затем наступило молчание, тихое обсуждение и снова пауза. Один из мальчишек подошел и спросил: «Дедушка, а как играть в мир?..».

Исследования Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой и Н. В. Королевой показали, что стимулом к возникновению ролевой игры является знакомство детей с отношениями между людьми в рамках какой-либо деятельности, характером взаимодействия, конкретными примерами действий взрослого, направленных на другого человека в контексте его профессиональной или социальной роли [85].

Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства изучалось в работах Ф. И. Фрадкиной, которая показала переход от повторяющихся по многу раз элементарных действий с одним предметом к последовательности не связанных между собой действий и далее, к цепочке связанных по содержанию действий [75]. Первоначально предмет определяет сюжет, поэтому посуда наталкивает детей на игру «в еду», но не в «мытье посуды» или «приготовление обеда», а ванночка — на изображение процесса купания куклы и только (нет ни подготовительного этапа, ни дальнейшего развития сюжета). Усложнение сюжета возникает благодаря включению в игру нескольких предметов, каждый из которых вызывает новое действие. Действия не всегда разворачиваются в логической последовательности и могут повторяться вновь и вновь.

В дошкольном возрасте развитие сюжета подчиняется жизненной логике, стереотипные действия, определяемые предметом через его многообразное использование, приводят ребенка к осознанию логики действий, в центре которых находится человек. Традиционные приемы руководства игрой малышей (сотрудничество, введение в игру новых предметов, наводящие на новое действие вопросы) приводят к развитию сюжетной линии.

Особенностью игровых сюжетов является смешение, причудливое переплетение тем, которые ассоциативно нанизываются как бисер на общее содержание игры. Так, играя в «дочкиматери», девочка укладывает свою куклу-дочку спать, потом будит и ведет в детский сад, где принимает на себя роль воспитательницы, потом, увлекаясь, становится музыкальным руководителем и распевает с куклой-воспитанницей песенки. Переплетение сюжетов может быть вызвано и стремлением объединить индивидуальные игровые потребности каждого из детей в общую сюжетную линию. Так, девочка, которой очень хочется поиграть в семью, согласна мириться с тем, что папа — он же полицейский (мальчик, который развивает свою сюжетную линию) — присутствует в семье номинально и лишь иногда пробегает мимо «дома» в погоне за очередным преступником.

Изучая детские игры, Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова показали, что сюжеты могут быть разнообразны не только по тематическому содержанию, но и по своей структуре. К структурным элементам сюжета относятся: действие, роль и предметная ситуация [50].

В зависимости от количества элементов и типа связи между ними Н. Н. Поддъяков [59] выделил следующие структуры сюжетов.

  • 1. Предпосылочный, «усеченный» сюжет, включающий одну роль, одно действие и одну предметную ситуацию. Усложнение сюжета — несколько действий, но в одной предметной ситуации.
  • 2. Сюжеты с несколькими персонажами, но с одинаковыми видами действий и в одной предметной ситуации. Усложнение — увеличение количества персонажей.
  • 3. Сюжеты с двумя взаимодополнительными персонажами (мама — дочка), взаимодействующими в одной предметной ситуации. Усложнение сюжета — увеличение предметных ситуаций или ролей.
  • 4. Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей заданы отношения между ними (например, подчинение одних персонажей другим согласно требованиям общества).

Таким образом, сюжет игры может быть охарактеризован как с точки зрения ее тематического содержания, так и с позиции структуры сюжета.

Помимо сюжета игры, Д. Б. Эльконин ввел различение ее содержания. Под содержанием игры подразумевается главный момент, воспроизведенный детьми в игре, — момент отношений между взрослыми. За внешней оболочкой сюжета открывается содержание игры, на основании анализа которого только и можно оценить уровень развития игровой деятельности ребенка. Так, если сюжетом будет игра в семью, то содержанием могут быть как детско-родительские отношения, так и супружеские отношения или даже профессиональные отношения каждого из участников игры. Воспроизведение социальных отношений в игре составляет ее основное содержание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой