Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях получены факты, свидетельствующие о том, что в младшем школьном возрасте интенсивно развивается самопознание, складывается целостный образ самого себя (А.И. Липкина, 1974, Т. Ю. Андрущенко, 1978, И. И. Чеснокова, 1978, Р. Берне, 1986, А. В. Захарова, 1993, И. В. Боязитова, 1998, Е. Ю. Худобина, 1998). Начало обучения ребенка в школе, погружение в процесс постоянного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
    • 1. 1. Существующие представления о природе самооценки
    • 1. 2. Особенности развития самооценки
    • 1. 3. Факторы и механизмы формирования самооценки
    • 1. 4. Цели, задачи, гипотезы
  • ГЛАВА 2. «ОПИСАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ»
    • 2. 1. Комплектование пакета методик
    • 2. 2. Описание методик
    • 2. 3. Схема эксперимента
  • ГЛАВА 3. «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ САМООЦЕНКИ»
    • 3. 1. Становления субъектности и самооценки у младшего школьника (результаты)
    • 3. 2. Возрастная динамика развития структурных компонентов самооценки во взаимосвязи с субъектностью в младшем школьном возрасте (обсуждение результатов)
    • 3. 3. Сравнительный анализ особенностей становления самооценки в ее взаимосвязи с отдельными характеристиками эмоционально-личностной сферы (результаты)
    • 3. 4. Влияние особенностей эмоционально-личностной сферы на становление самооценки в младшем школьном возрасте (обсуждение результатов)
    • 3. 5. Сравнительный анализ особенностей становления самооценки в ее взаимосвязи с особенностями межличностного взаимодействия и стиля родительского отношения (результаты)
    • 3. 6. Роль особенностей общения со сверстником, с близким взрослым в становлении самооценки в младшем школьном возрасте (обсуждение результатов)

Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная работа посвящена исследованию самооценки в младшем школьном возрасте, анализу условий ее становления. ^ Актуальность исследования обусловлена тем, что становление адекватной самооценки является одним из существенных условий развития личности в целом. В ряде исследований самооценка рассматривается как центральное звено саморегуляции (Rogers C.R., 1959, А. И. Липкина, 1974, И. И. Чеснокова, 1978, В. А. Иванников, 1989, А. В. Захарова, 1993 и др.), которое определяет направление и уровень активности человека, его отношение к окружению и самому себе, задает «потолок» личных достижений.

В исследованиях получены факты, свидетельствующие о том, что в младшем школьном возрасте интенсивно развивается самопознание, складывается целостный образ самого себя (А.И. Липкина, 1974, Т. Ю. Андрущенко, 1978, И. И. Чеснокова, 1978, Р. Берне, 1986, А. В. Захарова, 1993, И. В. Боязитова, 1998, Е. Ю. Худобина, 1998). Начало обучения ребенка в школе, погружение в процесс постоянного социально-ориентированного оценивания, вынуждает его искать способы соответствия этим оценкам, вырабатывать W собственные средства и критерии самооценивания. Такая ситуация способствует интенсивному становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания, включает формирование таких качеств самооценки как осознанность, рефлексивность.

Материалы исследований позволяют сделать вывод о наличии содержательных и функциональных связей самооценки со многими составляющими психического развития (А.И. Липкина, 1974, И. И. Чеснокова, 1978, Т. Ю. Андрущенко, 1980, 1981, М. Э. Боцманова, 1982, Аль Масри Валид, 1992 и др.). Характер связей показывает, что не только каждый из них вносит вклад в ее формирование, но и сама самооценка выступает для ряда новообразований в личностном развитии как конституирующее начало.

Несмотря на большой интерес современных исследователей к развитию самооценки в младшем школьном возрасте (А.И. Липкина, 1974, И. И. Чеснокова, 1978, Т. Ю. Андрущенко, 1978, Н. Н. Авдеева, 1982, М. Э. Боцманова, 1982, Е. А. Архипова, Р. Берне, 1986, 1983,, М. М. Абрамова, 1988, Аль Масри Валид, 1992, А. В. Захарова, 1993, И. В. Боязитова, 1998, Е. Ю. Худобина, 1998), психологические условия и механизмы ее формирования изучены еще недостаточно. В частности, недостаточно отражены отдельные аспекты динамики ее развития в контексте становления субъектности (целеполагание, инициативность, рефлексивность) на начальной ступени образования. Известно, что субъектность в деятельности отражается в таких качествах как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность (В.В. Давыдов, 1996). Субъект учебной деятельности характеризуется сформированностью у ребенка умения учиться, которая требует способности преодолевать собственную ограниченность как в области конкретных знаний и навыков, так и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, включая и отношения с самим собой (В.В. Давыдов, 1996, Г. А. Цукерман, 2000). Рефлексивная способность знания своих возможностей связана с развитием самооценки. Появление рефлексивной самооценки выделяют как одно из новообразований младшего школьного возраста (Г.А. Цукерман, 2000). Роль социальной ситуации развития в становлении самооценки: особенностей межличностного взаимодействия со сверстником и близким взрослым, а также отдельных характеристик эмоционально-личностной сферы изучена не достаточно. Это требует проведения специального исследования с целью выявления влияния отмеченных факторов и условий на развитие самооценки в младшем школьном возрасте. Изучение развития самооценки детей младшего школьного возраста в данной работе направлено на раскрытие возрастных особенностей развития самооценки в ее взаимосвязи с другими компонентами личностного развития и на выявление оптимальных условий становления самооценки в период начала обучения в школе.

Объект исследования: особенности самооценки у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние на развитие самооценки в младшем школьном возрасте субъектных качеств, особенностей эмоционально-личностной и социально-коммуникативной сфер.

Цель исследования: изучение условий становления самооценки в младшем школьном возрасте. Гипотезы:

1. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте осуществляется в процессе становления субъектности в учебной деятельности и в межличностном взаимодействии.

2. На развитие самооценки влияют особенности эмоционально-личностной сферы.

3. На высоту самооценки ребенка в младшем школьном возрасте влияют степень его популярности среди сверстников, особенности родительского отношения.

В соответствии с целями и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить динамику развития самооценки в младшем школьном возрасте в процессе становления у учащихся субъектных качеств.

2. Выявить влияние на развитие самооценки в младшем школьном возрасте таких личностных переменных как тревожность и уровень притязаний.

3. Исследовать особенности развития самооценки ребенка в связи с характером его взаимоотношений со взрослым и сверстником в младшем школьном возрасте.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения культурно-исторической теории J1.С. Выготского и их развитие в трудах Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. В. Запорожец.

Методы исследования: теоретический анализ проблемы понимания сущности и генезиса самооценки в отечественной и зарубежной психологииэмпирическое исследование особенностей развития самооценки в младшем школьном возрасте и условий, влияющих на ее становление с использованием опросников, наблюдения, анкет, социометрических пробсодержательная интерпретация и количественный анализ полученных результатов.

Надежность и достоверность результатов обеспечивалась использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету, задачам и гипотезамобъемом выборочной совокупностивзаимопроверкой результатовкорректным применением современных методов математической статистики для обработки эмпирических данных с использованием адекватных компьютерных программсодержательным анализом выявленных фактов, зависимостей, закономерностей.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней выявлено влияние становления субъектности в младшем школьном возрасте на развитие самооценки. Дан сопоставительный анализ влияния субъектности на формирование самооценки в учебной деятельности и в межличностном взаимодействии.

В исследовании описаны особенности и закономерности развития эмоционально-личностной сферы в младшем школьном возрасте. В частности, осуществлено изучение связи самооценки с тревожностью и уровнем притязаний в попарном сопоставлении высот отмеченных личностных характеристик в данном возрасте.

Материалы исследования расширяют представления об условиях и факторах становления личностных образований, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Практическая ценность работы состоит в том, что подобранный в процессе исследования комплекс методик диагностики эмоционально-личностной сферы может быть использован в работе школьной психологической службы, в психологическом консультировании.

Разработаны практические рекомендации для родителей и учителей начальных классов по оптимизации построения общения с ребенком, осуществлению личностного подхода к ребенку.

Результаты исследования позволили уточнить значение характера общения с родителем, сверстником на становление самооценки в младшем школьном возрасте.

Положения, выносимые на защиту: W 1. Развитие самооценки связано с формированием в учебной деятельности и в межличностном взаимодействии субъектных качеств: целеполагания, инициативности, рефлексивности. Становление субъектности в межличностном взаимодействии со сверстником в большой степени зависит от особенностей эмоционально-личностной сферы: тревожности, уровня притязаний, высоты самооценки. Динамика развития самооценки, определяемая формированием субъектности в этот период, проявляется в приобретении реалистичности, осознанности, обоснованности, дифференцированности. 2. В младшем школьном возрасте развитие самооценки связано с характеристиками эмоционально-личностной сферы: тревожностью и уровнем притязаний. На начальной ступени обучения тревожность локализуется преимущественно в характеристиках, связанных с социально-желательным образом. С возрастом тревожность меняет свою локализацию в самооценкеот преобладания в ожидаемых оценках к функционированию в реальных. С г возрастом увеличивается количество связей между отдельными характеристиками уровня притязаний и самооценки. Более развитые формы функционирования уровня притязаний (целеполагание в средней зоне трудности, устойчивость, адекватность стратегии целеполагания) раньше появляются в зеркальных самооценках. 3. Особенности возрастных изменений в связях самооценки с характером ^ межличностного взаимодействия: с возрастом меняются и расширяются основания самооценки, определяющие статус ребенка в коллективе. К концу обучения в начальной школе появляется больше связей между родительским отношением и зеркальными самооценками, что объясняется эмансипацией собственных самооценок от оценок окружения. Ребенок научается понимать основания родительской оценки, отстраиваться от нее. Среди реализуемых в детско-родительском общении стратегий воспитания наиболее благоприятным для развития самооценки оказывается демократический стиль.

Апробация диссертационной работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2001 г.), студенческой конференции «Ломоносовские чтения» в МГУ (2001 г.), в ходе работы с учителями и на методических объединениях в школах № 3, 53 (1998;2001 гг.).

Данные по выборке детей: участники эксперимента -159 человек, возраст детей от 6 до 10 лет, учащиеся 1, 2, 3 классов (средние общеобразовательные школы №№ 3, 53), обследование проводилось в 1998 — 2001 гг.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. В первой главе дается теоретический анализ понимания сущности самооценки и ее генезиса в отечественной и зарубежной психологии, здесь содержится обоснование исследовательских гипотез. Во второй главе приводится описание методик экспериментальной части исследования. В третьей главе описан ход эксперимента, полученные результаты, их анализ и соотнесение с гипотезами исследования. В приложении представлены графики, отдельные бланки методик, матрица данных по всей выборке.

выводы.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Становление самооценки связано с формированием субъектных качеств: инициативности, целеполагания, рефлексивности. Дети с разной выраженностью субъектных качеств выделяют разные основания в самооценивании. Становление субъектности (инициативность, целеполагание, рефлексивность) в младшем школьном возрасте отражается в таких приобретениях самооценки как: реалистичность, осознанность, обоснованность, дифференцированность.

2. Развитие субъектных качеств в межличностном взаимодействии со сверстником в большой степени зависит от таких личностных переменных как: тревожность, уровень притязаний, высота самооценки.

3. По мере обучения в школе у детей происходит снижение отражения тревожности в высотных характеристиках самооценки и переход от преобладания тревожности в ожидаемых оценках с позиции близкого и социального взрослого к преобладанию ее в оценке со своей собственной позиции. В этом возрасте тревожность локализуется преимущественно в характеристиках, связанных с социально-желательным образом: оценка своего поведения, доброты, умения дружить. Более развитые формы функционирования уровня притязаний (целеполагание в средней зоне трудности, устойчивость, адекватность) раньше появляются в зеркальных самооценках Зеркальные самооценки опосредуют становление реальных в их связи с тактикой целеполагания. Сочетание диады: уровень притязаний и самооценка в сопоставлении их высотных характеристик с индексом тревожности является малоинформативным в данном возрастном диапазоне.

4. Существуют возрастные изменения в связях самооценки и характера межличностного взаимодействия. К концу младшего школьного возраста меняются и расширяются основания, определяющие статус ребенка в коллективе. К третьему классу социометрический рейтинг начинает отражать преимущественно сферу оценки благополучия своего эмоционального состояния («счастье», «тревожность», «общее самоотношение»). С возрастом связи между стилем родительского отношения и самооценкой локализуются преимущественно в ожидаемых оценках с позиции мамы, папы, учителя. Это объясняется эмансипацией собственных самооценок от оценок окружения. Ребенок научается понимать основания родительской оценки, отстраиваться от нее. Среди реализуемых в детско-родительском общении стратегий воспитания наиболее благоприятным для развития самооценки оказывается демократический стиль, уважение и заинтересованность в делах ребенка в противовес инфантилизации и жесткому контролю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Материалы исследования показывают наличие содержательных и функциональных связей самооценки с такими феноменами психического развития как субъектностью, особенностями эмоционально-оценочной сферы, отдельными аспектами сферы общения. Каждый из них вносит свой вклад в ее становление. Вместе с тем самооценка реализуется не только как функция выделенных феноменов, не только детерминируется ими, но и сама активно воздействует на их формирование.

В работе показано, что в младшем школьном возрасте развитие самооценки осуществляется в процессе становления субъектных качеств в учебной деятельности и в межличностном взаимодействии: целеполагания, инициативности, рефлексивности. Становление субъектности в межличностном взаимодействии со сверстником в большой степени зависит от особенностей эмоционально-личностной сферы.

Полученные факты свидетельствуют о том, что на развитие самооценки в младшем школьном возрасте влияют характеристики эмоционально-оценочной сферы: тревожность и уровень притязаний. С возрастом тревожность меняет свою локализацию в самооценке — от преобладания в ожидаемых оценках к функционированию в реальных. На начальной ступени образования тревожность локализуется преимущественно в характеристиках, связанных с социально-желательным образом. С возрастом увеличивается количество связей между отдельными характеристиками уровня притязаний и самооценки. Зрелые формы функционирования уровня притязаний раньше появляются в зеркальных самооценках.

Важными в работе являются результаты исследования влияния на становление самооценки особенностей сферы общения с взрослым и сверстником. Экспериментально показано, что на протяжении обучения в младшей школе меняются и расширяются самооценочные основания, определяющие статус ребенка в коллективе. С возрастом связи между самооценкой и стилем родительского отношения начинают локализоваться преимущественно в ожидаемых оценках с позиции близкого взрослого. Это можно объяснить эмансипацией собственных самооценок ог оценок окружения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Взаимосвязь самооценки детей и оценок родителей вдошкольном возрасте. Автореф канд. дисс., П., 1988, сс.8−10
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическаяконцепция С. Л. Рубинштейна. М, Наука, 1989.
  4. Амонашвили LLI.A. Психолого-педагогические особенности оценки каккомпонента учебной деятельности. II Вопр. псих., 1975, № 4, с. 77−86.
  5. .Г. Избранные психологические труды. М., 1980, с. 103−127.
  6. .Г. К постановке проблемы развития детского самоосознания.
  7. Известия АПН РСФСР, 1948, вып.18, с.101−124.
  8. А. Психологическое тестирование. В 2 т. М., 1982
  9. Е.З. Становление самооценки и образа «Я». // Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. М., Педагогика, 1988, с. 56−65.
  10. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. Прогресс, 1986.
  11. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Л., 1965.
  12. Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
  13. Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1972., -464с.
  14. Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка// Вестн.МГУ. сер.14, Психология, 1986, № 3, с.21−30
  15. Бороздина Л И. Исследование уровня притязаний, М., 1986, -139с., 2000, -182с.
  16. Л.И. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки.
  17. Автореф. докт. дисс., М., 1999.
  18. М.Э., Захарова А. В. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте// Новые исследования в психологии, 1983, № 2 (29), сс. 45−48
  19. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту. Автореф. канд. дисс., М. 1998.
  20. С.А. Способы исследования и количественные характеристики личности в группе// Вопросы психологии, 1971, № 3, с. 138−144.
  21. Г. В., Карабанова О.А, Лидере, А Г Возрастно-психологическоеконсультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.,-136с.
  22. А. Психическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1967. -195с.
  23. Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки// Вопр. псих. 1988. № 5, с 27−37
  24. А.Л., Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994, 189с.
  25. Л.А. На что жалуетесь? М.-Рига, «Эксперимент», 2000, с.6−132.
  26. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития.// Вопр.псих., 1972, № 2, с. 114−123.
  27. Л.С. Собр.соч. в б.тт. М, Педагогика, 1982−1984.
  28. П.Я. (ред.) Управляемое формирование психических процессов.
  29. М., изд.-во МГУ, 1977, -198с
  30. П.Я. Введение в психологию, М, 1976, -147с.
  31. М.В., Герасимова B.C., Орлова Л М Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. -М.-Воронеж, 1998, с. 132 242.
  32. Л.А., Рыбалко Е.Ф.(ред) Практикум по возрастной психологии. С. Петербург, Речь, 2001, с.298−354
  33. Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., Знание, 1991, -74с.
  34. ВВ. (ред.) Психическое развитие младших школьников. М., 1. Педагогика, 1990. -160с.
  35. Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения М., Педагогика, 1986, -240с.
  36. Давыдов В В., Слободчиков В. И, Цукерман Г А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1981, № 6, с. 15−19.
  37. В. Психология. М, 1991, -369с.
  38. И.В. (ред.) Практическая психология образования. М., 1997, с.200−280.
  39. Вопросы психологии, 1978, № 2, с. 102−110. 43.3ак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., Педагогика, 1984.- 152с
  40. А.В. Избр. псих труды.Т.1, 2. М., Педагогика, 1986.
  41. А.В. Психология формирования самооценки, М., 1993, -99с.
  42. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки.// Вопросыпсихологии, 1989, № 1, с.5−17.
  43. Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте. Автореф. канд. дисс., М., 1994, -16с.
  44. О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми и понимание ребенком себя как личности // автореф. канд. дисс. М., -16с.
  45. Кон И. С. Открытие «Я» М, Политиздат, 1967, -383с.
  46. Кравцова Е Е. психологические проблемы готовности детей к обучению вшколе. М., 1991, -152с
  47. А.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows. М. 1999, с.268−281.
  48. Н.В. Возрастно-нормативная модель развития как основаниепроектирования образовательных программ.//Автореф. канд. дисс., 2001.
  49. А.А. Деятельность и общение.// Вопросы философии. -1979, № 1, 121−132
  50. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977, -304с.
  51. А.И. Психология самооценки школьника. //докт. дисс. М., 1974, -383с.
  52. А.И. Самооценка школьника М., 1976. -48с.
  53. А.И., Рыбак Л.А Критичность и самооценка в учебной деятельности М., 1968. -140с.
  54. М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986, -144с.
  55. М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семилет жизни.// вопросы психологии, 1978, № 5, с. 72−78.
  56. М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997, -384с.
  57. М.И. Формирование личности ребенка в общении.// психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте (ред. Дубровиной И В.) М., 1980, с. 36−46.
  58. М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания дошкольника. Кишинев, 1983, -111с.
  59. А.А., Тюрин С.В Анализ данных на компьютере. М., 1991.
  60. A.M. (ред.) Развитие творческой активности младших школьников. -М., Педагогика, 1991, -160с
  61. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М., Педагогика, 1989, -224.
  62. B.C. Структура личности, характер, способности, самосознание. Пермь, 1990, -107с.
  63. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985, -103с.
  64. В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1995
  65. Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного кмладшему школьному возрасту// Вестник МГУ. -сер. 14, -1998, № 1, с.50−61.
  66. М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М., 1975, -64с.
  67. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М. 1992.-160с.
  68. Новые исследования в психологии. М., 1984, № 2, с. 17−22. 83.0сницкий А. К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся// Вопросы психологии. 1992. № 1−2
  69. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста// под ред. Д Б.
  70. Эльконина, A. J1. Венгера, М. 1988
  71. Пантилеев С Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993, -30с.
  72. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система (спецкурс).// изд.-во МГУ, 1991, -100с.
  73. М.А. Игротерапия общения. М, 2000, с. 36−42.
  74. А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии, 1975, № 3, с. 26−38
  75. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности//
  76. Вопросы психологии, 1983, № 2, с.85−90
  77. А.Г. Оценка как компонент учебной деятельности и ее роль вразвитии личности школьника, Автореф. канд. дисс., Н. Новгород, 2001.
  78. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития.//вопросы психологии. 1994, № 1, с. 61−69.
  79. К.Н. Такие разные шестилетки. М, просвещение, 1993, -235с.
  80. Прихожан A M. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе удетей 5−9 лет.//Детский практический психолог, 1995, июль, с. 32−35.
  81. A.M. к анализу генезиса самосознания в подростковом возрасте.//
  82. Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к V всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977, ч.1, с. 62−63.
  83. A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми//Активныеметоды в работе школьного психолога/ под ред. И. В. Дубровиной. М., 1990, с. 32−55.
  84. A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М., 1997.
  85. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа ивозрастная динамика. М., 2000
  86. Репина Т А., Потащева Л. П Зависимость положения ребенка-дошкольника вгруппе сверстников от его роли в совместной деятельности.// тезисы всесоюзной научной конференции, Минск, 29 11 -2.12.1971, ч. 1, с. 154−157.
  87. Рогов Е. И Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1. Владос, 1996, с.328−334.
  88. К. Взгляд на психотерапию: становление человека. М., 1994, -480с.
  89. Рубинштейн C. J1. Самосознание личности и ее жизненный путь.// Основы психологии, 2 т., с. 250−263.
  90. С.Я. Исследование самооценки.// Экспериментальные методики патопсихологии. М., Медицина, 1970, -187−190с.
  91. М.И. (ред.) развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989, -215с.
  92. Н.В. Развитие структурно-функциональных компонентов самооценки в переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.// канд. дисс., 2000, -114с.
  93. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста.// Вопросы психологии, 1969, № 4, с. 107−116.
  94. А.В. Влияние индивидуальных характеристик эмоционально-оценочной сферы на особенности развития моральной компетентности в подростковом возрасте., Автореф. канд. дисс., М., 2001.
  95. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., изд-во МГУ, 1981, -133с.
  96. Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988, -286с.
  97. Сафин В Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения// Вопр. псих., 1975, № 3, с. 62−72
  98. Сенько Т В. Успех и притязания в группе. Минск, 1991. -109с.
  99. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников// Учен. зап. Тамбовск. пед. инст., 1956, вып. 10, сс. 41−73.
  100. Т. Математические методы исследования в психологии., М., 1999.
  101. Славина Л С. Дети с аффективным поведением. М. Просвещение, 1966, -149с.
  102. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. // Вопросы психологии, 1991, № 2, с 37−49.
  103. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии, 1986, № 6, с.14−22.
  104. В.И. Развитие субъектной реальности в онтогенезе: Автореф дис.. докт. псих, наук М, 1994
  105. Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников.// вопросы психологии. -1980, № 5, с.105−111.
  106. Е.О., Калягина Е В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам// Вопросы психологии, 1998, № 3, с. 50−57
  107. Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения дошкольников к сверстникам//Вопросы психологии, 1996, № 3, 5−13
  108. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989, -213с.
  109. Спиваковская, А С. Профилактика детских неврозов. М., 1988, -200с.
  110. Р.Б. Некоторые методики исследования уровня притязаний в дошкольном возрасте.// Методы социально-психологических исследований. М., 1975, с. 84−86.
  111. В.В. Самосознание личности М., 1983, -286с.
  112. Субботский Ребенок открывает мир. М., 1991, -207с.
  113. Н.Ф. (ред., пер. с нем.) Психодиагностика: теория и практика. -М., Прогресс, 1986, -205с.
  114. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995, -289с.
  115. Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. // автореф. канд. дисс., М., 1984, -22с.
  116. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993
  117. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, Пеленг, 1993, -267с.
  118. Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М.-Рига, Эксперимент, 2000, 159−219.
  119. Г. А. Оценка без отметки. М.-Рига, Эксперимент, 1999, -133с.
  120. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов, М.- Рига, 1997, с.40−52
  121. Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность.// вопросы психологии, 1986, № 3−4, с.68−81.
  122. Н.С. Психологическое содержание трудностей в учении младших школьников с выраженными характерологическими особенностями. Автореф. канд. дисс., М., 1997
  123. Чеснокова И И. Проблема самосознания в психологии. М., Наука, 1977, -143с
  124. О.А. Образ жизни семьи и психическое здоровье ребенка Автореф. канд. дисс, М, 1995, 16с137 138 139 140 141 131 484 583 203 085 289 208 669 777 861 975 709 143 707 177 451 520
  125. Р.Х. Самолюбие у детей М., 1969, -174с.
  126. Шнейдер J1.Б. Психология семейных отношений. М. 2000
  127. Щур В.Г. методика изучения представлений ребенка об отношениях к немудругих людей.// Психология личности теория и эксперимент. М., 1982, -с.108.114.
  128. Г. Страхи здоровых детей. М., Знание, 1981, -192с. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В Психология и психотерапия семьи, СПб, 1999 Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.-Воронеж, 1995, -140с.
  129. Д.Б. Психология игры. М. Педагогика, 1978, -304с.
  130. Д.Б., Венгер А. Л. (ред.) Особенности психического развития детей6.7 летнего возраста. М., Педагогика, 1988, 136с.
  131. Э. Детство и общество. М., 1995
  132. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М., Педагогика, 1984. -144с.
  133. Adelman. H.S., Taylor, L. Toward Integration intervention concepts, research, andpractice. In S.I.Pfeifer (ed.) Clinical Child Psychology. N.Y., 1985
  134. Adler A. The fundamental views of Individual Psychology. Int. I. Indiv. Psychol., 1935
  135. Allport G. W., Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961
  136. Dembo T. Der Arger als dinamisches Problem Psuchologische Forschung, Bd., 15, 1931
  137. Freud The ego and the mechanisms of defense N.Y., 1946
  138. Harris, J.R. Where is the child environment? A group socialization theory of development. Psychological Review, vol.102, 3, 1994, pp. 458−489
  139. Hoppe F Erfolg und Miserfolg, Psuchol. Fopsch., 1930, Bd.14. S.1−62
  140. Jucknat M. Leistung Anspruchniveau und Selbstbewustsein, Psuchol. Fopsch., 1937−1938, Bd 22, s.89 179
  141. Kohut H. The analysis of self. N.Y., 1972
  142. Lewin K. A dunamic theory of personality N.J., McGraw Hill, 1935
  143. Maslow A. Forward a psychology of beiny, N-J, 1968, -240p.
  144. Maslow A. Motivation and personality, N-J, 1954, 411 p.
  145. McClelland D C. Some social consequences of achievement motivation -Nebraska symposium on motivation, v.3, 1955, pp.41−65
  146. McClelland D.C., Atkinson J W, Clark R. A, Lowell E.Z. The achievement motive, N-J, 1954, pp. 51−67
  147. Pirs E.V. Manual of Pirs-Harris, Childrens Self Concept Scale, Nashville: Counsellor Recordings and Test, 1969
  148. Rae-Grant, N. Prevention In Steinhauer, P.D., Rae-Grant, Q (eds.). Psychological Problems of the Child in the Family. N-Y., 1983, pp. 591−610
  149. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal, relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (ed.) Psychology: A study of a science/Vol.3, pp. 184−256 NJ: McGraw-Hill, 1959
  150. Smollar, J.& Youniss, J. Adolescent self-concept development. In R.L. Leahy (ed.) The development of self, N Y, 1985, pp 247−266
  151. Sullivan S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y., 1953.
  152. Zazzo B. Pours I’etudes de I’adaption.W enfans.1981. № 4. P. 41−58
  153. Zazzo B. Une grandz passage: de I’ecole maternelle a I’ecole elementaire. Paris. Presses Universitaires de France.1978.p
Заполнить форму текущей работой