Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте
Диссертация
В исследованиях получены факты, свидетельствующие о том, что в младшем школьном возрасте интенсивно развивается самопознание, складывается целостный образ самого себя (А.И. Липкина, 1974, Т. Ю. Андрущенко, 1978, И. И. Чеснокова, 1978, Р. Берне, 1986, А. В. Захарова, 1993, И. В. Боязитова, 1998, Е. Ю. Худобина, 1998). Начало обучения ребенка в школе, погружение в процесс постоянного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
- 1. 1. Существующие представления о природе самооценки
- 1. 2. Особенности развития самооценки
- 1. 3. Факторы и механизмы формирования самооценки
- 1. 4. Цели, задачи, гипотезы
- ГЛАВА 2. «ОПИСАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ»
- 2. 1. Комплектование пакета методик
- 2. 2. Описание методик
- 2. 3. Схема эксперимента
- ГЛАВА 3. «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ САМООЦЕНКИ»
- 3. 1. Становления субъектности и самооценки у младшего школьника (результаты)
- 3. 2. Возрастная динамика развития структурных компонентов самооценки во взаимосвязи с субъектностью в младшем школьном возрасте (обсуждение результатов)
- 3. 3. Сравнительный анализ особенностей становления самооценки в ее взаимосвязи с отдельными характеристиками эмоционально-личностной сферы (результаты)
- 3. 4. Влияние особенностей эмоционально-личностной сферы на становление самооценки в младшем школьном возрасте (обсуждение результатов)
- 3. 5. Сравнительный анализ особенностей становления самооценки в ее взаимосвязи с особенностями межличностного взаимодействия и стиля родительского отношения (результаты)
- 3. 6. Роль особенностей общения со сверстником, с близким взрослым в становлении самооценки в младшем школьном возрасте (обсуждение результатов)
Список литературы
- Абрелева М.М. Взаимосвязь самооценки детей и оценок родителей вдошкольном возрасте. Автореф канд. дисс., П., 1988, сс.8−10
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическаяконцепция С. Л. Рубинштейна. М, Наука, 1989.
- Амонашвили LLI.A. Психолого-педагогические особенности оценки каккомпонента учебной деятельности. II Вопр. псих., 1975, № 4, с. 77−86.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980, с. 103−127.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самоосознания.
- Известия АПН РСФСР, 1948, вып.18, с.101−124.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. М., 1982
- Басина Е.З. Становление самооценки и образа «Я». // Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. М., Педагогика, 1988, с. 56−65.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. Прогресс, 1986.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Л., 1965.
- Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
- Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1972., -464с.
- Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка// Вестн.МГУ. сер.14, Психология, 1986, № 3, с.21−30
- Бороздина Л И. Исследование уровня притязаний, М., 1986, -139с., 2000, -182с.
- Бороздина Л.И. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки.
- Автореф. докт. дисс., М., 1999.
- Боцманова М.Э., Захарова А. В. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте// Новые исследования в психологии, 1983, № 2 (29), сс. 45−48
- Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту. Автореф. канд. дисс., М. 1998.
- Будасси С.А. Способы исследования и количественные характеристики личности в группе// Вопросы психологии, 1971, № 3, с. 138−144.
- Бурменская Г. В., Карабанова О.А, Лидере, А Г Возрастно-психологическоеконсультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.,-136с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1967. -195с.
- Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки// Вопр. псих. 1988. № 5, с 27−37
- Венгер А.Л., Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994, 189с.
- Венгер Л.А. На что жалуетесь? М.-Рига, «Эксперимент», 2000, с.6−132.
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития.// Вопр.псих., 1972, № 2, с. 114−123.
- Выготский Л.С. Собр.соч. в б.тт. М, Педагогика, 1982−1984.
- Гальперин П.Я. (ред.) Управляемое формирование психических процессов.
- М., изд.-во МГУ, 1977, -198с
- Гальперин П.Я. Введение в психологию, М, 1976, -147с.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л М Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. -М.-Воронеж, 1998, с. 132 242.
- Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.(ред) Практикум по возрастной психологии. С. Петербург, Речь, 2001, с.298−354
- Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., Знание, 1991, -74с.
- Давыдов ВВ. (ред.) Психическое развитие младших школьников. М., 1. Педагогика, 1990. -160с.
- Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения М., Педагогика, 1986, -240с.
- Давыдов В В., Слободчиков В. И, Цукерман Г А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1981, № 6, с. 15−19.
- Джемс В. Психология. М, 1991, -369с.
- Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология образования. М., 1997, с.200−280.
- Вопросы психологии, 1978, № 2, с. 102−110. 43.3ак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., Педагогика, 1984.- 152с
- Запорожец А.В. Избр. псих труды.Т.1, 2. М., Педагогика, 1986.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки, М., 1993, -99с.
- Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки.// Вопросыпсихологии, 1989, № 1, с.5−17.
- Катрич Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте. Автореф. канд. дисс., М., 1994, -16с.
- Кпыпа О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми и понимание ребенком себя как личности // автореф. канд. дисс. М., -16с.
- Кон И. С. Открытие «Я» М, Политиздат, 1967, -383с.
- Кравцова Е Е. психологические проблемы готовности детей к обучению вшколе. М., 1991, -152с
- Кулаичев А.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows. М. 1999, с.268−281.
- Лаптева Н.В. Возрастно-нормативная модель развития как основаниепроектирования образовательных программ.//Автореф. канд. дисс., 2001.
- Леонтьев А.А. Деятельность и общение.// Вопросы философии. -1979, № 1, 121−132
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977, -304с.
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника. //докт. дисс. М., 1974, -383с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника М., 1976. -48с.
- Липкина А.И., Рыбак Л.А Критичность и самооценка в учебной деятельности М., 1968. -140с.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986, -144с.
- Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семилет жизни.// вопросы психологии, 1978, № 5, с. 72−78.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997, -384с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.// психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте (ред. Дубровиной И В.) М., 1980, с. 36−46.
- Лисина М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания дошкольника. Кишинев, 1983, -111с.
- Макаров А.А., Тюрин С.В Анализ данных на компьютере. М., 1991.
- Матюшкин A.M. (ред.) Развитие творческой активности младших школьников. -М., Педагогика, 1991, -160с
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М., Педагогика, 1989, -224.
- Мерлин B.C. Структура личности, характер, способности, самосознание. Пермь, 1990, -107с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985, -103с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1995
- Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного кмладшему школьному возрасту// Вестник МГУ. -сер. 14, -1998, № 1, с.50−61.
- Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М., 1975, -64с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М. 1992.-160с.
- Новые исследования в психологии. М., 1984, № 2, с. 17−22. 83.0сницкий А. К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся// Вопросы психологии. 1992. № 1−2
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста// под ред. Д Б.
- Эльконина, A. J1. Венгера, М. 1988
- Пантилеев С Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993, -30с.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система (спецкурс).// изд.-во МГУ, 1991, -100с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. М, 2000, с. 36−42.
- Петровский А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии, 1975, № 3, с. 26−38
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности//
- Вопросы психологии, 1983, № 2, с.85−90
- Поварницына А.Г. Оценка как компонент учебной деятельности и ее роль вразвитии личности школьника, Автореф. канд. дисс., Н. Новгород, 2001.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития.//вопросы психологии. 1994, № 1, с. 61−69.
- Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. М, просвещение, 1993, -235с.
- Прихожан A M. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе удетей 5−9 лет.//Детский практический психолог, 1995, июль, с. 32−35.
- Прихожан A.M. к анализу генезиса самосознания в подростковом возрасте.//
- Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к V всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977, ч.1, с. 62−63.
- Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми//Активныеметоды в работе школьного психолога/ под ред. И. В. Дубровиной. М., 1990, с. 32−55.
- Прихожан A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М., 1997.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа ивозрастная динамика. М., 2000
- Репина Т А., Потащева Л. П Зависимость положения ребенка-дошкольника вгруппе сверстников от его роли в совместной деятельности.// тезисы всесоюзной научной конференции, Минск, 29 11 -2.12.1971, ч. 1, с. 154−157.
- Рогов Е. И Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1. Владос, 1996, с.328−334.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. М., 1994, -480с.
- Рубинштейн C. J1. Самосознание личности и ее жизненный путь.// Основы психологии, 2 т., с. 250−263.
- Рубинштейн С.Я. Исследование самооценки.// Экспериментальные методики патопсихологии. М., Медицина, 1970, -187−190с.
- Рузская М.И. (ред.) развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989, -215с.
- Сабельникова Н.В. Развитие структурно-функциональных компонентов самооценки в переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.// канд. дисс., 2000, -114с.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста.// Вопросы психологии, 1969, № 4, с. 107−116.
- Садокова А.В. Влияние индивидуальных характеристик эмоционально-оценочной сферы на особенности развития моральной компетентности в подростковом возрасте., Автореф. канд. дисс., М., 2001.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., изд-во МГУ, 1981, -133с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988, -286с.
- Сафин В Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения// Вопр. псих., 1975, № 3, с. 62−72
- Сенько Т В. Успех и притязания в группе. Минск, 1991. -109с.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников// Учен. зап. Тамбовск. пед. инст., 1956, вып. 10, сс. 41−73.
- Сидоренко Т. Математические методы исследования в психологии., М., 1999.
- Славина Л С. Дети с аффективным поведением. М. Просвещение, 1966, -149с.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. // Вопросы психологии, 1991, № 2, с 37−49.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии, 1986, № 6, с.14−22.
- Слободчиков В.И. Развитие субъектной реальности в онтогенезе: Автореф дис.. докт. псих, наук М, 1994
- Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников.// вопросы психологии. -1980, № 5, с.105−111.
- Смирнова Е.О., Калягина Е В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам// Вопросы психологии, 1998, № 3, с. 50−57
- Смирнова Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения дошкольников к сверстникам//Вопросы психологии, 1996, № 3, 5−13
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989, -213с.
- Спиваковская, А С. Профилактика детских неврозов. М., 1988, -200с.
- Стеркина Р.Б. Некоторые методики исследования уровня притязаний в дошкольном возрасте.// Методы социально-психологических исследований. М., 1975, с. 84−86.
- Столин В.В. Самосознание личности М., 1983, -286с.
- Субботский Ребенок открывает мир. М., 1991, -207с.
- Талызина Н.Ф. (ред., пер. с нем.) Психодиагностика: теория и практика. -М., Прогресс, 1986, -205с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995, -289с.
- Федотова Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. // автореф. канд. дисс., М., 1984, -22с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, Пеленг, 1993, -267с.
- Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М.-Рига, Эксперимент, 2000, 159−219.
- Цукерман Г. А. Оценка без отметки. М.-Рига, Эксперимент, 1999, -133с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов, М.- Рига, 1997, с.40−52
- Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность.// вопросы психологии, 1986, № 3−4, с.68−81.
- Чернышева Н.С. Психологическое содержание трудностей в учении младших школьников с выраженными характерологическими особенностями. Автореф. канд. дисс., М., 1997
- Чеснокова И И. Проблема самосознания в психологии. М., Наука, 1977, -143с
- Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое здоровье ребенка Автореф. канд. дисс, М, 1995, 16с137 138 139 140 141 131 484 583 203 085 289 208 669 777 861 975 709 143 707 177 451 520
- Шакуров Р.Х. Самолюбие у детей М., 1969, -174с.
- Шнейдер J1.Б. Психология семейных отношений. М. 2000
- Щур В.Г. методика изучения представлений ребенка об отношениях к немудругих людей.// Психология личности теория и эксперимент. М., 1982, -с.108.114.
- Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., Знание, 1981, -192с. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В Психология и психотерапия семьи, СПб, 1999 Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.-Воронеж, 1995, -140с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М. Педагогика, 1978, -304с.
- Эльконин Д.Б., Венгер А. Л. (ред.) Особенности психического развития детей6.7 летнего возраста. М., Педагогика, 1988, 136с.
- Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М., Педагогика, 1984. -144с.
- Adelman. H.S., Taylor, L. Toward Integration intervention concepts, research, andpractice. In S.I.Pfeifer (ed.) Clinical Child Psychology. N.Y., 1985
- Adler A. The fundamental views of Individual Psychology. Int. I. Indiv. Psychol., 1935
- Allport G. W., Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961
- Dembo T. Der Arger als dinamisches Problem Psuchologische Forschung, Bd., 15, 1931
- Freud The ego and the mechanisms of defense N.Y., 1946
- Harris, J.R. Where is the child environment? A group socialization theory of development. Psychological Review, vol.102, 3, 1994, pp. 458−489
- Hoppe F Erfolg und Miserfolg, Psuchol. Fopsch., 1930, Bd.14. S.1−62
- Jucknat M. Leistung Anspruchniveau und Selbstbewustsein, Psuchol. Fopsch., 1937−1938, Bd 22, s.89 179
- Kohut H. The analysis of self. N.Y., 1972
- Lewin K. A dunamic theory of personality N.J., McGraw Hill, 1935
- Maslow A. Forward a psychology of beiny, N-J, 1968, -240p.
- Maslow A. Motivation and personality, N-J, 1954, 411 p.
- McClelland D C. Some social consequences of achievement motivation -Nebraska symposium on motivation, v.3, 1955, pp.41−65
- McClelland D.C., Atkinson J W, Clark R. A, Lowell E.Z. The achievement motive, N-J, 1954, pp. 51−67
- Pirs E.V. Manual of Pirs-Harris, Childrens Self Concept Scale, Nashville: Counsellor Recordings and Test, 1969
- Rae-Grant, N. Prevention In Steinhauer, P.D., Rae-Grant, Q (eds.). Psychological Problems of the Child in the Family. N-Y., 1983, pp. 591−610
- Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal, relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (ed.) Psychology: A study of a science/Vol.3, pp. 184−256 NJ: McGraw-Hill, 1959
- Smollar, J.& Youniss, J. Adolescent self-concept development. In R.L. Leahy (ed.) The development of self, N Y, 1985, pp 247−266
- Sullivan S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y., 1953.
- Zazzo B. Pours I’etudes de I’adaption.W enfans.1981. № 4. P. 41−58
- Zazzo B. Une grandz passage: de I’ecole maternelle a I’ecole elementaire. Paris. Presses Universitaires de France.1978.p