Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития
Получили развитие и конкретизацию некоторые теоретические по ложения, связанные с изучаемой проблемой: • в подростковом возрасте тревожность закрепляется в качестве ус. тойчивого личностного образования в результате фрустрации потребности в удовлетворяющем отношении к себе в значимых ситуациях- • повышение и понижение уровня личностной тревожности на протя жении младшего подросткового возраста… Читать ещё >
Содержание
Глава 1. Состояние проблемы личностной тревожности и ее специфики у младших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися и умственно отсталыми сверстниками в психологических исследованиях.
1.1. Понимание личностной тревожности, ее причин и форм в психологии.
1.2. Особенности личностной тревожности младших подростков в исследованиях по возрастной психологии и их специфика у подростков с задержкой психического развития и с умственной отсталостью в исследованиях по специальной психологии.
1.3. Постановка проблемы исследования. Гипотезы, задачи, методы, этапы исследования.
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися и умственно отсталыми сверстниками.
2.1. Программа экспериментального исследования и ее обоснование.
2.2. Обсуждение особенностей частной и общей осознаваемой личностной тревожности у испытуемых по результатам проведения «Шкалы личностной тревожности» A.M. Прихожан.
2.3. Обсуждение особенностей школьной тревожности у детей по результатам проведения «Теста школьной тревожности» Б.Н. Фил-липса.
2.4. Обсуждение особенностей неосознаваемой глубинной личностной ^ тревожности по результатам проведения проективных методик.
Выводы по главе.
Глава 3. Сравнительный анализ особенностей личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития, находящихся в разных условиях обучения.
3.1. Особенности школьной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях.
3.2. Особенности осознаваемой и неосознаваемой личностной тревожности и их половозрастные различия у школьников с задержкой психического развития.
3.3. Возможные психолого-педагогические направления профилактики и коррекции личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития.
Список литературы
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987. 262 с.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. 379 с.
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1989. 34 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития деV. И. В. Акмеологические проблемы коррекционно- развивающего обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. Шуя, 2001. тей Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. 128 с.
- Альраххаль Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. -М., 1992.-149 с.
- Алхазишвили А.А., Имедадзе Н. В. Исследование уровня тревожности в экспериментальных и обычных классах Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения- Материалы I симпозиума. Тбилиси, 1969. 712 с. 447−459.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.
- Антонян Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Тревожность основа пре*"r. ступного поведения Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. 116−143. Ю. Аракерюв Г. Г., Лысенко И. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности Психологический журнал. 1997. Т. 18, 2. 102−108. П. Арбузова Е. Н. Эмоциональная напряженность младшего школьника: Дис. кагщ. психол. наук. СПб., 1999. 194 с. 10. Артюхова Т. Ю. Психологические мехшшзмы коррекции состояния тревожности личности: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 194 с.
- Аслаева Р. Г, Формирование социально значимых качеств личности у умственно отсталых учащихся: Дне. канд. пед. наук. М., 1992. -174 с.
- Астапов В.М. Навыки контроля тревоги у подростков Прикладная психология.-2001.-№ 1.-С. 41−52. 1 З. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги Психологический журнал. 1992. 5. 111−117.
- Афанасьева Н.Н. Изучение дружеского общения подростков с ЗПР Изучение личности аномалыюго ребенка. М., 1977. 3−4.
- Ахвердова О.А. Личностно-характерологический континиум современного подростка: Дне. д-ра психол. наук. Ставрополь, 1998. 328 с.
- Баданина Л.И. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1996. 142 с.
- Бакеев В.А. О тревожно-внушаемом типе личности Новые исследования в психологии. 1974. 1. 19−21.
- Балакшина Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личгюсти в период их становления: (на примере подростков): Дис. канд. психол. наук. СПб., 1995.-242 с.
- Бассет Л. Только без паники!: Как избавиться от чрезмерной тревожности. СПб.: Питер Пресс, 1997. 288 с.
- Безбородова П.Я. Психологическая коррекция личности младшего подростка с отклоняющимся поведением средствами игровой деятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 1997. 136 с.
- Белопольская И.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом Вопросы психологии. 1992. Vi. 3342.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во УРАО, 1999. 148 с.
- Белопольская Н.Л. Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально-психологической диагностики: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1996. 47 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Професс, 1986. 420 с. 27. БОЖОВИЧ Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. 39 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бороздина Л.В., Залучепова Е. Л. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний Вопросы психологии. 1993.-№ 1.-С. 104−133. ЗО. Брайтфельд В. Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. М., 1999. 124 с.
- Брайтфельд В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития Дефектология. 2000.-№ 3.-С. 23−31.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с. ЗЗ. Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: Дис. канд. психол. наук. Томск, 1996. 120 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 140 с.
- Буянов М. Тайны детской психотерапии. М., 1990. 217 с. Зб. Вачков И. Умение владеть эмоциями Воспитшше школьников. 1998. 5 С 41−42.
- Вильгоцкая О.В. Повышение коммуникативной компетентности школьников как один из методов снятия эмоциональной напряженности Вестник Ставропольского университета. 1998. Вып. 16. 3−12.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 142 с.
- Винникова Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития Дефектология. 1999. 1. 18−24.
- Виноградова Т.В. Экспериментально-психологическое исследование нарушений самосознания при локальных поражениях мозга Психология и медицина. М., 1978. 292−301.
- Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков. Кострома, КГПУ, 1994.-251 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 175 с.
- Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967. 360 с.
- Волкова СЮ. Влияние уровня тревожности на восприятие и оценку времени Вопросы сенсорного восприятия. 1987. Вып. 2. 140−145.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 527 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.
- Педология подростка. М.: Педагогика, 1982. 480 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.
- Основы дефектологии Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
- Габдреева Г. Ш. Состояние тревоги и процессы самоуправления Теоретические и прикладные аспекты исследования психической саморегуляции. Казань, 1982. 63−65.
- Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дис, канд. психол. наук. М., 1990. 244 с.
- Гаранькова И.Ю. Тревожность школьников в условиях социальноэкономического кризиса: от подросткового к юношескому возрасту: Ав"" тореф. дис… канд. психол. наук. Пермь, 2000. 26 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. М.: Медицина, 1990. 173 с. ЗЗ. Глозман Ж. М., Зоткин В. В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией Вести. Моск. ун-та. Психология. 1983. 1. 55−61.
- Гольдфарб О.С. Особенности вербализации кинесических знаков под влиянием психологической установки у подростков с умственной отсталостью в условиях традиционного и специалыю направленного развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002. 24 с.
- Гормин Л.С. Трансактные стимулы в педагогическом воздействии, влияюш, ие на чувство тревоги у подростков Вестник Новгородского университета им. Ярослава Мудрого. 1997. 6. 76−78.
- Гормин А.С. Факторы формирования тревоги у подростков в инновационном учебном заведении: Дис. канд. психол. наук. Новгород, 1997. 170 с.
- Грау А.Х. Психологическая характеристика разных форм тревожности Актуальные проблемы современной психологии: Материалы международной конференции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 245 с. 234−237,
- Гриба1Юва Г. В. Психологические особенности подростков с явле1шями психической неустойчивости и задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. М., 1986. 233 с.
- Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития Дефектология. 1986. 5. 1320.
- Денисов М.Ю. Анализ понятия «психическое состояние» Психологопедагогические аспекты перестройки образования. 1992. Т.4. 110 112.
- Дети с задержкой психического развития Под ред Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М: Педагогика, 1984. 256 с.
- Дзугкоева Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии Дефек* тология. 1999. 2. С 19−25. бЗ. Дзугкоева Е. Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. М., 2000.-133 с.
- Диагностика психических состояний в норме и патологии Под ред. Ф. И. Случевского. Л: Медицина, 1980. 295 с.
- Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков. Вильнюс, 1988. 32 с.
- Дорохова М.В. Исследование влияния социально-психологического тре нинга на тревожность у подростков Журнал практического психолога. 1996.-№ 6.-С. 27−37.
- Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976. 315 с.
- Дружинин В.П. Экспериментальная психология. М., 1997. 255 с.
- Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников Вопросы психологии. 1982. 3 С 56−61.
- Ермашенков И.Э. Влияние ребенка с ЗПР на сондально-психологический климат семьи: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001. 24 с.
- Ермолаева М.В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996. 104 с.
- Ефимов Ю.А. Некоторые особенности адаптации высокотревожных детей в зависимости от пола Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: Сб. науч. тр. Под ред. Д. Н. Исаева. Д., 1986. 96 с. 29−32.
- Жамкочьян М.С. О подходе к индивидуальности как к форме взаимодействия субъекта с объектными характеристиками конкрет1ЮЙ деятельности Психологические проблемы индивидуальности: Научные сообщения к семинару-совещшшю молодых ученых. Вып. П. М., 1984. 272 с. 13−16.
- Забродин Ю.М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. Оценка уровня тревожности по временной пробе у лиц, тренированных на точность восприятия? i времени Вестник МГУ. 1990. 1. 41−49.
- Заика Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением Вопросы психологии. -1990.-№ 4. 83−90. 76.3алученова Е.А. Соотноше1ше самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности: Дис. калд. психол. наук. М., 1995.-161 с.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. 112 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.-192 с.
- Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: Союз, 1998. 134 с.
- Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 440 с.
- Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте Психологические исследования Под ред. А. С. Прангшвили. Тбилиси: Мецниерсба, 1966. 49−57.
- Исаев Д.П., Елисеев П. Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития Дефектология. 1999.-№ 4. 27−31.
- Кепалайте А.П., Суворова В. В. Экспериментальное изучение положительных и отрицательных эмоций Вопросы психологии. 1991.- 2. 140−147.
- Киселева И.Г. Коррекция негативных психических состояний у учащихся с задержкой психического развития на основе учета разноуровневых свойств индивидуальности Системное исследовшше индивидуальности. -Пермь.-1991.-С. 240−241.
- Кисловская В.P. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Дис. канд. пси хол. наук. М., 1971. 194 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. 607 с.
- Ковалева Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: Дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1998. 159 с.
- Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. И. Новгород, 2002. 185 с.
- Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Дис. д-ра психол. наук. М., 1997. 307 с.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2001. 160 с.
- Костина Л.М. Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников: Автореферат дис. канд. психол. наук. -Казань, 2000. 18 с.
- Костина Л.И. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием): Дис. канд. психол. наук. СПб., 1992. 148 с.
- Котик М.А., Емельянов A.M. Эмоции как показатель субъективных предпочтении при принятии решений Психологический журнал. 1992. 1.-С. 118−126.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Лики и маски тревоги: [Заметки психолога] Воспитание школьников. 1990. 6. 34−41.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.:3нание, 1988.-80 с.
- Краковский А.П. О подростках (содержание
- Кривцова СВ. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. 288 с. у.
- Кузнецова Л.В. К вопросу об оказании психологической помощи детям с ЗПР Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей Тезисы докладов к X научной сессии по дефектологии. М., 1980. 295−296.
- Кузнецова Л.В., Айзенберг Б. И. Разные формы психологической помощи в школе-интернате для детей с задержкой психического развития Дефекгология. 1990. 2. 21−23.
- Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации Дефектология. 1987. 3. 9−15.
- Кутепова И.Г. Снижение тревожности у дошкольников посредством формирования у них восприятия и конструирования комического: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2001. 20 с.
- Лагерлеф X, Психофизиологические реакции в период экзаменационного стресса: медицинские последствия этих реакций Эмоциональный стресс. Л., 1970. 275−292.
- Лебедева Т.В. Возможности оценки эмоциональных состояний умст- i венно-отсталых младших школьников Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр. и.: Изд-во И/о «Компенс-центр», 1992. 120 с. 28−39.
- Лебединская К. С, Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. М., 1982. 178 с.
- Лебединская К. С, Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. 168 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-воМГУ, 1985.-167 с.
- Левитов П.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги Вопросы психологии. 1969. 1. С 131−138.
- Левитов И.Д. Психология характера. М., 1969. 231 с.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2000. 231 с.
- Леонтьев Л.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 584 с.
- Линьков В.В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования Дефектология. 1999. 1. 5−11.
- Лисина Е.В. Страх как психотелесный опыт ребенка Дефектология. 2001.-№ 5.-С. 80−86.
- Ловеллс Р.П. Тревожность, страх и насилие как компоненты человеческой среды начала XXI века Журнал прикладной психологии. 2001. 1 С 3−6.
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей Дефектология. 1971. 6. С 15−19.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. 104 с.
- Лубовский Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показателя развития личности: Дне. канд. психол. наук. М., 1990.-123 с. i. r
- Лукасик А.В. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности: Дис. канд. психол. наук. М., 2000. 156 с.
- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 192 с.
- Максимова Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 576 с.
- Макшанцева Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников: Дис. канд. психол. наук. М., 2000. 142 с.
- Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад Психологическая наука и образование. 1998.-№ 2. 39−47.
- Макшанцева Л.В. Тревожность у дошкольников: изучение и профилактика Прикладная психология. 1998. 4. 78−85.
- Малофеев П.Н. Современный этап в развитии истемы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития Дефектология. 1997. 4. 3−15.
- Малофеев Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями Дефектология. 2 0 0 1 5 С 3−11.
- Маралов В.Г., Фролова Л. П. Психологические мехшшзмы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. Череповец, 1995.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиниконейропсихологическая диагностика). М., 1995. 198 с.
- Марковская И.Ф. Пейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития Дефектология. 1977. 6. 311.
- Матвеева Л.Г. Влияние уровня тревожности на особенности интеллекта if: девочек и мальчиков младшего школьного возраста Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. 143−144.
- Матова М.А. Индивидуально-типическое своеобразие подростков с различной успешностью школьного обучения Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. 2. 24−29.
- Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности Психологический журнал. 1995, Т.16,№ 3.-С.35−43.
- Махнач А.В., Бушов Ю. В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности Вопросы психоло1 гии. 1988. 6. 130−133.
- Мелешснкова И.П. Комплексное исследовшше личности подростка в условиях социально-психологического кризиса: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2001. 22 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 175 с.
- Михеев А.И., Сиваков В. И. Значение физического воспитания в снижении агрессивности и тревожности в поведении младших подростков (в условиях школы-интерната) Теория и практика физической культуры. 1993.-№ 2.-С. 21−22.
- Морозова ИМ. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.-213 с.
- Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени: Дис. канд. психол. наук. М., 1993. 210 с. 137. Мэй Р. Проблема тревоги Пер. с англ. А. Г. Гладкова. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. 432 с.
- Паснко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. 112 с.
- Памазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: Дис. д-ра психол. наук. М., 1986. 263 с. 140. Паш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб.: Союз, 1998. 144 с.
- Пеймарк М. С, Некоторые проблемы личности школы1ика. М.: Знание, 1975.-64 с.
- Пемчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л 1983. V
- Никишина В.Б. Социально-психологические детерминанты задержки психического развития у подростков: Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1999. -163 с.
- Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка Психологический журнал. 1998. Т. 19, 1. 16−25.
- Общая психодиагностика Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-воМГУ, 1987.-303 с.
- Озерова А. Психологические особенности структуры личности тревожного подростка: Дис. канд. психол. наук. -М., 1999. 179 с.
- Ольшшпшкова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. 80 с.
- Отстающие в учении школьники: (Проблемы психического развития) Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986. 208 с.
- Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. М., 1997. 210 с.
- Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффектив1Юстью их интеллектуальной деятельности Психологический журнал. 1996.-Т.17, № 1.-0.169−174.
- Пацявичус И.В. Соотношение индивидуально-типологических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981. 19 с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития Дефектология. 1977. 9 3. 3−9, Г
- Переслени Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики Вопросы психологии. 1989. 1 0 55−61.
- Переслени Л.И., Слободянин Н. Т., Шушковская А.А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекции недостатков в
- Петрова В.Г. Психологические особенности умствеьпю отсталых школьников Обучение и воспита1ше детей во вспомогательной школе Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994. 416 с. 43−62.
- Петченко В.Л. Школьные объектные страхи детей младшего школьного возраста: Дис, канд. психол. наук. СПб., 1999. 162 с.
- Пищева И.С. Реакш1я тревожности как следствие рассогласования между требованиями учебного процесса и особеьшостями мышления студе1гговпсихологов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1997. -23 с.
- Повстанев В.М., Повстанев И. М. Коррекция тревожных состояний и агрессивного поведения младших подростков на занятиях физической культуры Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам: Сборник науч. статей. Брянск, 1994. 88 с. 43−49.
- Поливанова К. Где строгость, там и тревожность Семья и школа. 1994.-№ 10.-С. 3−4.
- Пономарева Е.В. Понятие тревожности в современной психологии Вестник Вятского гос. педуниверситета. 1999. 1. 37−38.
- Посохова СТ., Шафранская К. Д. О соотношении физиологических и психологических компонентов в состоянии тревоги Вестник ЛГУ. 1974. 23. Вьш. 4. 91−97.
- Прихожан A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. науч. тр. М., 1987. 178 с. 98−115.
- Прихожан A.M. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И. Божович Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. 159 с. 89−98.
- Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности Психологическая наука и образование. -1998. 2. 11−17. I у.
- Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми [в начальной школе] Активные методы в работе школьного психолога. Киров, 1991.-С. 26−43.
- Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Дис. д-ра психол. наук. М., 1996.
- Прихожан A.M. Тревожность и страх у младших школьников Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994. С 42−47.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-со1Ц1альный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 304 с. -м
- Прихожан A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания: Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. 172 с.-С. 76−88.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.
- Прихожан A.M., Толстых II.IL Что характерно для современного подростка Воспитание школьников, 1991. 6. 11−15.
- Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний Психологический журнал. 1994. Т.15, 3. 136−145.
- Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности Вопросы психологии. 1996.-№ 4.-С. 32−43.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-176 с.
- Психолог в детском дошкольном учреждении Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М., 1996. 144 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995. 359 с. lb
- Психологический словарь Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 439 с. V
- Психология подростка: Хрестоматия Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997. 526 с.
- Психология современного подростка Под ред. Д. И. Фельдштейиа. М., 1987.-256 с.
- Развитие личности ребенка: Пер. с англ. Общ. ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. 272 с.
- Расщевска М.Ч. Особенности эмоционально-волевой сферы детей 6−10летнего возраста с разным уровнем умственного развития Сравнительная динамика развития детей: Сборник научных трудов. Рига, 1986. 157 с.-С. 49−61.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций Пер. с польского. М.: Прогресс, 1979. 392 с.
- Репина Т. А, Смолева О. Т. Неуверенный ребенок: [Проблема воспитания активного поведения у дошкольников Дошкольное воспитание. 1990.-№ 2.-0.62−63,81.
- Репина Т.А., Смолева О. Т. Неуверенность дошкольника в себе как следствие авторитарного стиля воспитания и пути ее коррекции Воспитание личности дошкольника. Шадринск, 1992. 86−93.
- Решетова Т.Я. Когнитивный диссонанс как фактор развития тревожноГ сти у учащихся: Дис. канд. психол. наук. Сочи, 1998. 157 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х кн. Кн.2. М.: Владос, 1999. 480 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Ста1ювление человека Пер. с англ. М. М. Исениной. М.: Прогресс, 1994. 479 с.
- Рождественская П. Грань между нормой и патологией: [о трудностях подросткового возраста] Воспитание школьников. 1995. 5. 3437.
- Рубинштейн Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
- Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. 175 с.
- Савина Е., Шанина П. Тревожные дети Дошкольное воспитание. 1996.-№ 4.-С. 11−14.
- Садокова А.В. Влияние индивидуальных характеристик эмоциональноличностной сферы на особенности развития моральной компетентности в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001. 27 с.
- Садыкова Т.Н. К вопросу о диагностике и коррекции детской тревожности Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли. Рязань: Издво РГПУ, 1994. -124 с. 36−37.
- Сарсенбаева Л. Развитие направленности личности и характера учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.-23 с.
- Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1991. 159 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.
- Скрыльникова Л.П. Взаимосвязь тревожности как свойства личности с различными уровнями индивидуальности Психологические проблемы |Т" индивидуальности: Научные сообщения к семинару-совещанию молодых ученых. Вып. П. М., 1984. 272 с. 97−99. 188. Слободяник П. П. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоционалыюй стабильности и положительной самооценки Вестник психосоциальной и коррекционнореабилита1ЩОнной работы. 1998. 1. 41−49.
- Соколова Е.В. Психологические условия оптимизации психического развития в дизонтогенезе: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 266 с.
- Сорокина Н.Д., Хачатурьянц М. Л. Методические подходы к исследованию тревоги Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. М., 1994. 171−180.
- Сосновикова Ю.Е. К вопросу об определении понятия и прирщипах классификации психических состояний человека Вопросы психологии. 1968.-№ 6.-С. 112−116.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. 198 с.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983.-С. 12−24.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. 208 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1965.-335 с.
- Тополянский В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М.: Медицина, 1986. 383 с.
- Тревога и тревожность Сост. и общая редакция В. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности взаимоотношений младших подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1971. 16 с.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития Дефектология. 1989. 5. I f> 6−15.
- Уварова Л.В. Механизм психической детерминации страхов в младшем подростковом возрасте: Дис. канд. психол. наук. -М., 2000. 151 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. И. Новгород: НГПУ, 1994, 230 с,
- Ульенкова У.В. Интеграция детей с задержкой психического развития в общеобразовательную среду: проблемы и решения Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Н. Повгород: И т У 1998. 216 с. С 9−20.
- Ульенкова У.В. Проблемы изучения и коррекция задержки психического развития у детей Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. М., 195.-264С.-С. 93−102.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня: Учеб. пособие. И. Новгород: ИГПУ, 2001.-196с.
- Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. М., 1990. 200 с.
- Усанова О.Н., Шаховская Н. К проблеме психолого-педагогического изучения детей Дефектология, 1995. 3. 23−26.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте Вопросы психологии. 1988. 6. 31−41.
- Фоминова А.Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления- Дис канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. 190 с.
- Формировшше личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту Под ред И. В. Дубровиной. М., 1987. 231 с.
- ФрейдЗ. Страх.-М., 1927.-104 с.
- Фролова Н.В. Влияние рассогласования когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников: Автореф. дис. i, канд, психол. наук. Бийск, 1995. 19 с.
- Фролова О.В. Психологические особенности тревожности в фрустрационных ситуациях и их психологическая коррекция у детей с ЗПР младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. I Н. Новгород, 2001.-19 с.
- Фуряева Т.В. Интегрированный подход в оргшшзации воспитшшя и об) ения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт) Дефектология. 1999. 1. 64−70.
- Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте Вопросы психологии. 1978.-№ 6.-С. 94−106.
- Ханин Ю.Л. Межличностная и групповая тревога в условиях значимой совместной деятельности Вопросы психологии. 1991. 5, 56−64.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. ТЛ. М.: Педагогика, 1986.-408 с.
- Холмогорова А.Б., Гаранян П. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье Вопросы психологии. 1999. 2. 61−74.
- Холмогорова А.Б., Гаранян П. Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. 1996. 1. 7−14.
- Хольмберг Г. Фармокология и стрессовые реакции Эмоциональный стресс. Л., 1970. 161−168.
- Хорнблоу Э.Р. Применение зрительно-аналоговой шкалы для оценки тревоги Стресс и тревога в спорте: Международный сборник науч. статей. М., 1983. 288 с. 165−173.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М.: Прогресс-Универс, 1993. 480 с.
- Цукерман Г. А. Десяти двенадцатилетние школьники- «ничья земля» в возрастной психологии Вопросы психологии. 1998. >fe 3. 17−31.
- Чебыкин А.Я. Проблемы эмоциональной регуляции учебнопознавательной деятельности Вопросы психологии. 1987. 6.
- Чудииа Е.А. Психологические особенности проявления эмоциональной неустойчивости личности: Дис. канд. психол. наук. М., 1999. 155 с.
- Шабанова Т.Д. Тревожность и способы ее регуляции в профессиональной деятельности учителя: Дис. канд. психол. наук. -Н.Повгород, 1998. -183 с.
- Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному Дефектология. 1998. 1. 37−42.
- Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы-интерната Дефектология. 1996. 5.-С. 59−64.
- Шаповалова О.Е. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недос таточностью Дефектология. 2001. 4. 15−20.
- Шафранская К.Д. Эмоциональные характеристики и их структура Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). -Л., 1976. 176−188. 240. Шах Б. И. Оценка уровня тревожности как компонент общего психолого-педагогического диагноза в системе профконсультаций старшеклассников Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974. 191−192.
- Шевченко Г. Повое в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями в обучении Дефектология. 2001. 4. 21−24.
- Шевченко Г. Условия эффективности коррекции детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе Дети с ограниченными возможностями: Хрестоматия Сост. П. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. М.: Изд-во ПЮМ и Д, 2001. 448 с. 179−188.
- Шматко П.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение Дефектология. 1999. 1. 41−46.
- Юшкова Г. М. Когнитивное и личностное развитие учащихся 11−13 лет с разной успешностью обучения: Дис. канд. психол. наук. М., 2001. 147 с.
- Якимова О.В. Стрессовое состояние: диагностика и коррекция Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.-124 с.-С. 47−48.
- Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома: Дис. канд. психол. наук. М., 1996. 193 с.
- Anxiety and self-focused attention Ed. By Ralf Schwarzer a. Robert v A.Wicklund. СЬш. etc.: Harwood acad. publ. Cop. 1991. 176 p.
- Anxiety current trends in theory and research. Ed. by Charles D.Spielberger. Vol. 1−2. New York. London, Acad, press. 1972. 237 p.
- Basler M.L., Fisher Л.С., Mumford N.L. Arosal and anxiety correlates of gymnastic perfomance. Research Quaterly, 1976, V.47, 4.
- Cattell R.B. The nature and genesis of mood states: a theoretical model with experimental measurements concerning anxiety, depression, arousal and other mood states Anxiety, Current trends in Theory and Research, v. L N. Y., 1972.
- Connection between Anxiety and Soccer Playing. N.Y., 1975.
- Levitt, E.N. The Psychology of Anxiety. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1967.
- Sarason I.G. Test anxiety, attention and the General Problem of Anxiety. InC. D. Spielberger, I.G. Sarason (Eds.). Stress and anxiety. N.Y.- London- A. Hasted Press Book, 1975. Pp. 165−187.
- Sarason S.B. et al. Anxieti in Elementary School Children. N.Y.: John Wiley, 1960.
- Spielberger CD. Anxiety as an emotional state. In: Anxiety: Current trends in theory and research. V.l. N.Y., 1972.
- Sullivan U.S. The Collected Work. V. 1,2. N.Y., 1953.
- Taylor J.A., Spence K.W. The Relatioship of Anxiety to the Conditioned Eyelid Response Journal of Experimental psychology. 1951. V. 41. Pp. 81−92.
- Walters R.H. Anxiety and social reinforcement. Paper real at American Psych. Association Meeting, 1961.