Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование закономерностей структурно-динамических преобразований личности в процессе кризисов профессионального становления и основные тенденции формирования ее профессионально ориентированных подструктур и профессионально важных качеств в процессе профессиональной подготовки, проводимое на первом этапе показало, что для студентов филологического факультета значимы такие психологические… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ стр
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ стр
    • 1. 1. Современное состояние исследований проблемы психологических кризисов в отечественной и зарубежной психологии стр
    • 1. 2. Структура и функции переживания кризисов в развитии личности стр. 23 1.3. Психологические особенности кризисов профессионального становления стр
  • Выводы по первой главе стр
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ -- стр
    • 2. 1. Кризисы профессионального становления личности как стимул профессионального развития стр
    • 2. 2. Психологические условия преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек в системе профессионального образования стр
  • Выводы по второй главе стр
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК стр
    • 3. 1. Описание и обоснование методов исследования, используемых в эмпирическом исследовании стр
    • 3. 2. Анализ результатов изучения психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления будущих специалистов стр
    • 3. 3. Рекомендации по преодолению критических ситуаций профессионального становления юношей и девушек на этапе профессиональной подготовки. стр
  • Выводы по третьей главе стр

Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономическая ситуация в современном обществе становится все динамичнее. В связи с этим потребности студентов в психологической поддержке их профессионального становления и профадаптации настоятельно требуют решения социально профессиональнои личностно-значимых проблем, среди которых выделяется проблема профессиональных кризисов и условий их преодоления. Переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности, в связи, с чем решение данных вопросов требует изучения психологических механизмов, особенностей и условий кризисных ситуаций, их последующего учета и конструктивного преодоления.

Таким образом, исследование психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления, динамики их развития в процессе учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста, позволяющее выявить новые резервы преодоления психологических кризисов, приобретает несомненную актуальность.

Профессиональное становление личности изучается как включенное в ее жизненное развитие и анализируется в контексте влияния деятельности, социальной ситуации развития, преднамеренного создания личностью условий, возможностей для саморазвития и самореализации. Позиция субъекта деятельности, в том числе и учебной, предполагает максимальную степень включенности человека в деятельность, придание ей личностных смыслов, осознание целей, принятие ответственности за ее результативность (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B., Трещев A.M. и другие).

Вместе с тем анализ научной литературы показывает, что в настоящее время проблема психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления студентов, значительный интерес к которой возник лишь в 90-х годах XX века, остается недостаточно изученной. Несмотря на то, что в рамках концепции профессионального становления личности проведены исследования, раскрывающие психологические факторы кризисов профессионального становления (Зеер Э.Ф., Климов Е. А., Маркова А. К., Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. и другие), остаются не исследованными психологические факторы их преодоления на разных этапах обучения в вузе. При этом изучение психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления обусловлено необходимостью активного управления процессом профессионального становления будущих специалистов, формирования уверенности в себе как субъекте собственной профессиональной деятельности.

В связи с вышесказанным в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления будущих специалистов, позволяющее выявить новые резервы эффективности их профессиональной подготовки, и недостаточной разработанностью поднимаемой проблемы в научной литературе. Данное обстоятельство и определило выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления будущих специалистов на разных этапах обучения в вузе.

Объект исследования: профессиональное становление юношей и девушек в процессе обучения в вузе.

Предмет исследования: психологические факторы и условия, способствующие преодолению кризисов профессионального становления будущих специалистов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что кризисы как закономерные феномены развития личности, изменяют темп и вектор профессионального становления юношей и девушек. Условиями преодоления кризисов выступают психологические факторы: профессиональное субъектно-ориентированное обучениеадекватные учебные целинаправленность личности на овладение данной профессиейпознавательная мотивация и мотивация достиженияадаптивное реагирование на неудачи.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть содержание и структуру психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления в процессе личностного развития будущих специалистов.

2. Изучить характер и особенности психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления на разных этапах обучения в вузе.

3. Установить динамику проявления и взаимовлияния психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек в зависимости от курса обучения, возраста и пола в ходе эмпирического исследования.

4. Разработать психологические рекомендации по оказанию психологической помощи и поддержки студентам, переживающим кризисы профессионального становления в ходе их обучения в вузе.

Методологической основой работы являются: теоретические положения отечественной психологии: принцип детерминизма (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.), принцип развития (Анцыферова Л.И., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Фельдштейн Д.И.), теория деятельности и деятельностного подхода к развитию личности (Выготский Л.С., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С.Л.), психологическая концепция развития личности и индивидуальности (Ананьев Б. Г), психологическая концепция субъекта деятельности и жизненного пути (Абульханова-Славская К.А., Рубинштейн С.Л.), концепция системогенеза профессиональной деятельности и профессиональных способностей (Климов Е.А., Маркова А. К., Шадриков В.Д.), концепция профессионального становления (Зеер Э.Ф., Пряжников Н. С. и Пряжникова Е.Ю.). Были использованы положения гуманистической психологии (Маслоу А., Олпорт Г., Роджерс К., Франкл В.), концепция развития личности (Эриксон Э.), концепция профессиональной зрелости (Сьюпер Д.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод исследования, который включал в себя теоретический анализ научной литературы по теме исследованиятест самомониторинга М. Снайдератест «Комплекс неполноценности» (Гаме-зо М.В.) — тест «Локус контроля» (по Роттеру) — биографический опросник.

В1У) — опросник «Якоря карьеры» Э. Шейнаопросник субъективной локализации контроля (СЛК) С. Р. Пантелеева и В. В. Столинаопросник мотивации аф-филиации (ТМА) А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминоваметодика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерсаметодика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерсаметодика диагностики степени готовности к риску Шуберташкала самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханиналичностная шкала проявлений тревоги в модификации В. Г. Норакидземетод качественного анализаматематико-статистические методы, включающие в себя описательные статистикикритерий Колмогорова-Смирнова, однофакторный дисперсионный анализ, непараметрические критерии (Крускала-Уоллиса, Манна-Уитни), результаты корреляционного и кластерного анализов (с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем уточнены индивидуально — и социально-психологические детерминанты, влияющие на возникновение и развитие кризисов профессионального становления юношей и девушек на разных этапах обучения в вузевыявлены содержательные характеристики психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления в зависимости от курса, возраста и полаконкретизирована совокупность психологических условий преодоления кризисов профессионального становления будущих специалистовопределены адаптивные стратегии поведения в ситуации преодоления кризисов профессионального становления студентов (стратегия избегания, стратегия совладания, стратегия приспособления, стратегия интернальности).

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в развитие концепции (Зеер Э.Ф., Пряжников Н.С.) зависимости возникновения кризисов профессионального становления юношей и девушек от системы взаимосвязанных и взаимодополняющих детерминант, относящихся к разным уровням организации личностив расширении существующих в психологии развития представлений о сущности и структуре кризисов профессионального становления будущих специалистов. Полученные данные позволяют углубить теорию личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе.

Практическая значимость результатов исследования заключается в направленности на реальные потребности высшей школы по обеспечению возможности управления образовательным процессом и прогнозирования его результатов. Материалы диссертации целесообразно использовать при разработке психолого-педагогических рекомендаций по преодолению кризисов профессионального становления юношей и девушек на разных этапах обучения в вузе, в практике профессиональной подготовки и самоподготовки студентов, профессиональной переподготовки слушателей курсов факультетов повышения квалификации, при проведении тренинговой работы.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, комплексом соответствующих поставленной цели и задачам исследования диагностических методик, репрезентативностью выборки испытуемых, корректной организацией опытно-исследовательской работы, практическим подтверждением основных положений исследования и тщательной обработкой полученных в ходе эмпирического исследования данных, качественного анализа результатов с использованием методов математической статистики.

Базой диссертационного исследования явились Астраханский государственный университет и Астраханский филиал Российского государственного гуманитарного университета. В исследовании приняли участие 130 студентов Ш-У курсов: 27 юношей и 103 девушки в возрасте от 18 до 25 лет.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2003;2006 годов и состояло из трех этапов. На первом этапе (2003;2004 годы) была сформулирована тема исследования, разработан план диссертации, обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цели и задачи, выдвинута гипотеза исследования, выбраны методы исследования и обработки данных, технология проведения эмпирического исследования. На втором этапе (2004;2005 годы) осуществлялся анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования. Третий этап (20 057.

2006 годы) представлял собой эмпирическое исследование особенностей проявления и взаимовлияния общих и специфических факторов преодоления кризисов в профессиональном становлении юношей и девушек на разных этапах обучения. На основании полученных данных был разработан и апробирован метафорический тренинг формирования «помогающих» отношений, направленный на оказание психологической помощи и поддержке человеку, позволяющий преодолевать кризисы профессионального становления в ходе обучения в вузе. Итогом третьего этапа стало обобщение и систематизация исследовательских материалов и техническое оформление диссертационного исследования.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных (Москва, 2005; Астрахань, 2005) — и всероссийских (Бийск, 2005; Набережные Челны, 2005) научно-теоретических и научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры психологии, научно-методических семинарах аспирантов и ежегодных итоговых научных конференциях Астраханского государственного университета (Астрахань, 2004;2006). Материалы исследования нашли отражение в восьми опубликованных работах автора, в том числе в двух журналах, включенных в перечень изданий, утвержденных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения практических занятий со студентами Астраханского государственного университета, Астраханского филиала Российского государственного гуманитарного университетаслушателями курсов повышения квалификации работников образования при Астраханском институте повышения квалификации и переподготовкиво время курсов повышения квалификации психологов, психотерапевтов при Российской Психотерапевтической Ассоциации и Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева на IV Санкт-Петербургском некоммерческом семинаре «Психология и психотерапия кризиса» и при участии в «Тренинге профессиональной идентификации».

Положения, выносимые на защиту:

1. В профессиональном развитии личность проходит различные стадии преодоления кризисов профессионального становления, от состояния внутреннего противоречия, как основы кризиса, до состояния, когда противоречия снимаются, и образуется ощущение некоторой целостности.

2. Возникновение кризисов профессионального становления у студентов обусловливается системой взаимосвязанных и взаимодополняющих детерминант, относящихся к разным уровням организации личности. На индивидуально-психологическом уровне такими факторами являются психодинамические эмоциональные особенности субъекта, характеристики ценностно-мотивационной сферы, сформированность умений и навыков саморегуляции личности. На социально-психологическом уровне — особенности организации учебно-профессиональной деятельности и межличностных взаимодействий студентов.

3. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек характеризуются неравномерностью и носят скачкообразный характер в зависимости от курса обучения, возраста и пола, что детерминирует особенности профессионального становления личности в процессе обучения в вузе. ;

4. Психологическими условиями преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек в процессе их профессиональной подготовки являются перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция социально-профессиональной позиции и подготовка личности к изменению профессиональной биографии. Эффективность психологической помощи по оптимизации процесса преодоления кризисов профессионального становления основывается на развитии и конструктивном соотношении его структурно-содержательных компонентов.

Структура диссертации отражает общую логику исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (225 наименований, из них 25 на иностранном языке) и 5 приложений. Работа содержит 38 таблиц, 5 рисунков.

Выводы по третьей главе.

1. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек, находящихся на разных этапах обучения в вузе, характеризуются неравномерностью и носят скачкообразный характер в зависимости от степени выраженности того или иного компонента, что и определяет особенности профессионального становления на каждом курсе.

2. Данные, полученные в ходе анализа, отражают динамический процесс «формообразования» (Зеер Э.Ф.) личности и адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности и компетентности, профессионально важных качеств, поиск оптимальных способов творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности, способствуют преодолению кризисов профессионального становления юношей и девушек.

3. Условиями успешного преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек является возможность сознательного планирования карьеры, а также ее самореализация. Составляющими успеха являются готовность студентов нести ответственность за свои решенияумение поставить цель и достичь ее собственными силамисклонность к умеренному рискуставка на собственные знания и уменияумение за каждым решением видеть конкретный результат.

4. Основными условиями формирования здоровой личности на этапе профессионального становления в вузе являются следующие факторы: индивидуальные качества личности (оптимизм, контроль, самооценка), приобретенные как в процессе воспитания субъекта, так и самостоятельнохарактер взаимоотношений субъекта с матерьюхарактер взаимоотношений в родительской семьесоциально обусловленная ситуация развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе теоретического анализа научной литературы рассмотрены содержание и структура психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления, где значимыми детерменантами кризисов профессионального становления юношей и девушек выступили низкий уровень умений и навыков саморегуляции, недостатки в организации учебно-профессиональной деятельности. Знание закономерностей личностного и профессионального онтогенеза поможет не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанные с нормативными кризисами развития.

Рассмотрение психологических факторов, как составляющих продуктивных стратегий поведения в ситуациях кризисов, дало возможность содержательно определить понятие конструктивного выхода из кризисов профессионального становления, а также разработать теоретическую модель продуктивного преодоления кризисов профессионального становления. Любая нейтрализация самих кризисов не может быть реальной, так как кризисы не являются негативными явлениями, хотя и могут сопровождаться отдельными отрицательными проявлениями. Учет индивидуальных особенностей юношей и девушек помогает находить адекватные этим особенностям способы и средства выражения субъектом своей индивидуальности, способствует успешному профессиональному становлению.

Исследование закономерностей структурно-динамических преобразований личности в процессе кризисов профессионального становления и основные тенденции формирования ее профессионально ориентированных подструктур и профессионально важных качеств в процессе профессиональной подготовки, проводимое на первом этапе показало, что для студентов филологического факультета значимы такие психологические факторы как «Профессиональная компетентность», «Автономия», «Стабильность места жительства», «Интеграция стилей жизни», «Мотивация к успеху», «Стремление к принятию" — для студентов факультета иностранных языков: «Служение», «Семейная ситуация в детстве и юности" — для студентов факультета информационных технологий и математики: «Профессиональная компетентность», «Вызов», «Стремление к принятию», «Комплекс неполноценности», «Влияние факторов внешней среды" — для студентов исторического факультета: «Сила Я», «Воспитательное воздействие родителей», «Нейротизм».

Так как на филологическом факультете и факультете иностранных языков юношей оказалось мало, психологические факторы по половым признакам рассматривались только на двух факультетах: студенты-девушки факультета информационных технологий и математики имели высокие показатели психологических факторов: «Автономия», «Мотивация к избеганию неудач», «Проявление тревоги», «Реактивная тревожность», «Личностная тревожность», «Влияние факторов внешней среды», «Нейротизм», «Предрасположенность к соматическим нарушениям" — студенты-юноши факультета информационных технологий и математики имели высокие показатели психологического фактора «Комплекс неполноценности" — студенты-юноши исторического факультета имели высокие показатели психологических факторов: «Профессиональная компетентность», «Менеджмент», «Предпринимательство" — студенты-девушки имели высокие показатели психологических факторов: «Проявление тревоги», «Личностная тревожность». «Предрасположенность к соматическим нарушениям».

Второй этап исследования выявил особенности проявления и взаимовлияния общих и специфических факторов преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек на всех курсах (с III по V курс) и на всех специальностях. Неоднозначная ситуация установлена в показателях теста «Локус контроля» по Роттеру (УСК). При сравнении четырех групп студентов по курсам выявлены скачкообразные значимые различия таких психологических факторов как «Общая интернальность» и «Интернальность в отношении здоровья и болезни».

В зависимости от возраста значимыми явились показатели таких психологических факторов как «Мотивация к успеху», «Проявление тревоги», «Стремление к принятию», «Комплекс неполноценности», «Влияние факторов внешней среды», «Воспитательное воздействие родителей», «Интернальность в области достижений», «Интернальность в области производственных отношений». Было установлено, что показатели таких психологических факторов как «Мотивация к успеху» имеют тенденцию к возрастанию от 19 до 21 года- «Влияние факторов внешней среды» имеют тенденцию увеличения от 20 до 21 года- «Воспитательное воздействие родителей» имеют тенденцию к увеличению от 19 к 21 году- «Интернальность в области производственных отношений» имеют тенденцию к различию: в 19 значение максимальное, в 20 лет уменьшается, к 21 году вновь возрастает.

Данные корреляционного анализа совпали с ранее выявленными особенностями психологических факторов преодоления кризисов профессионального становления в зависимости от возраста студентов на всех специальностях. Чем старшее, тем показатели психологического фактора «Мотивация к успеху» увеличиваются, вследствие того, что потребность в достижениях переживается студентами как стремление к успеху, представляющему собой разницу между прошлым и актуальным уровнем исполнения. С возрастом показатели психологического фактора «Проявление тревоги» становятся высокими, что связано с повышением ответственности в предвкушении новой профессиональной деятельности. По психологическому фактору «Стремление к принятию» показатели корреляции с возрастом уменьшаются, это означает, что реальные или даже предполагаемые препятствия на пути профессионального становления могут привести к увеличению у студентов психоэмоционального напряжения и тревоги, к возникновению фрустрации, депрессии и т. д. К концу обучения в вузе у студентов отрицательную корреляцию имеет фактор «Комплекс неполноценности», показатели которого уменьшаются с возрастом. Это свидетельствует о том, что низкий уровень образования, неуверенность в своих силах начинает осознаваться как препятствие к достижению высоких результатов в учебной и трудовой деятельности. Показатели по фактору «Интернальность в области достижений» с возрастом увеличиваются, это означает, что студенты V курса испытывают больше удовлетворения от учения, вкладывают больше усилий в учебный процесс, что приводит к более высоким результатам в учебной деятельности и в будущей профессиональной. От 19 к 21 году показатели по фактору «Экстернальные альтернативы» уменьшаются, это свидетельствует об ослаблении значимости внешнего «локуса контроля», увеличении личной ответственности за самих себя.

Заключительный этап исследования позволил выделить логические закономерности проявления и взаимовлияния общих и специфических факторов преодоления кризиса профессионального становлении юношей и девушек в ходе обучения в вузе в зависимости от пола с III по V курс. Такие психологические факторы как «Степень готовности к риску», «Проявление тревоги», «Мотивация к избеганию неудач», «Сила Я», «Личностная тревожность», «Нейро-тизм», «Предрасположенность к соматическим нарушениям», «Реактивная тревожность» у девушек выше, чем у юношей для всех возрастных групп и всех специальностей. Все выявленные факторы характеризуют наличие у девушек эмоциональной лабильности, сильных эмоциональных реакций, общей психологической неустойчивости, чувствительности и тревожности.

Исследование половых особенностей по уровню субъективного контроля и определение локализации контроля показало значительные расхождения параметрам «Интернальность в области достижения» и «Интернальность в области межличностных отношений», показатели которых более высокие у девушек, чем у юношей. Наблюдались тенденции к различиям по параметрам «Интернальность в области здоровья и болезни» и «Интернальные альтернативы». Установлено, что их показатели более высокие у девушек, чем у юношей.

Систематизация результатов проведенного исследования позволила выделить четыре адаптивные стратегии поведения в ситуациях кризисов, одни из которых носят продуктивный характер (стратегия совладания и стратегия ин-тернальности), присущие меньшему количеству студентов, а другие являются менее продуктивными (стратегия избегания и стратегия приспособления), характерные для большего количества студентов. В своем развитии личность преодолевает кризисы и проходит различные стадии от состояния внутреннего противоречия (как основы кризиса) до состояния, когда противоречия снимаются.

Становление студента как субъекта деятельности идет в трех направлениях — приобретение им качеств и свойств как субъекта познания, субъекта труда и субъекта общения. Студенческий возраст (17−22 года) по своим психологическим параметрам является наиболее активным возрастом, в котором происходит профессиональное становление, формируются ценностные образования личности, определяющие жизненные цели и смыслы. Показатели психологических факторов в возрасте 21 года свидетельствует о напряжении в личных и социальных ситуациях, трудностях социальной адаптации. Подтвердилось наличие полоролевых закономерностей в сфере профессиональной самореализации, различие в понимании своего предназначения, что отражается на профессиональных предпочтениях и достижениях юношей и девушек.

Молодой человек, попав в новую социальную среду с учетом сделанного им профессионального выбора, испытывает определенное напряжение. Семья влияет на выбор детьми профессии, она служит моделью определенного образа жизни и является источником формирования важных жизненных ценностей и убеждений, задает определенный уровень проявления индивидуальности и автономии, подкрепляя те или иные образцы профессиональной карьеры.

Полученные результаты исследования предоставили возможность разработки метафорического тренинга формирования помогающих отношений, способствующего преодолению возникающих кризисов профессионального становления. В процессе диагностико-коррекционной работы студенты преодолевают возможные затруднения профессионального становления за счет анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений: построение индивидуальной стратегии поведения в ситуации кризиса профессионального становления в период обучения в вузесравнение собственной индивидуальной стратегии с идеализированнойсоздание целостного представления о своих личностных характеристиках, составляющих процесс преодоления кризисных ситуаций и влияющих на продуктивность совладания.

Выполненное исследование доказало предположение о том, что кризисы как закономерные явления развития личности, изменяют темп и вектор профессионального становления юношей и девушек. При этом важными условиями преодоления кризисов выступают следующие психологические факторы: познавательная мотивация и мотивация достиженияадекватные учебные целипрофессиональное субъектно-ориентированное обучениенаправленность личности на овладение данной профессиейадаптивное реагирование на неудачи.

Перспективы дальнейшего исследования научной проблемы кризисов профессионального становления юношей и девушек состоят в изучении деструктивных выходов из кризисных ситуаций. Учитывая значимость практической составляющей в современной психологической науке, выявление личностных и социально-психологических (атрибутивных) факторов успешности и неуспешности адаптации человека в современных условиях может быть использовано в организации различных форм действенной психологической помощи с целью «совладания» со сложными кризисными ситуациями в процессе профессионального становления.

Профессиональная ориентация, психологическая поддержка и профобу-чение как действенные средства формирования личности и развития человеческих ресурсов в зависимости от их половозрастных и других индивидуальных особенностей, требуют использования новых технологий. Исходя из признания значимости повышения профессионального статуса будущих специалистов, важно выявлять их индивидуальные особенности, разрабатывать способы, влияющие на мотивацию и ориентацию на определенный, наиболее подходящий вид профессиональной деятельности, показывать социальные, экономические и нравственные преимущества трудовой карьеры.

В связи с тем, что в отечественной системе высшего образования и профессиональной подготовки тендерные особенности женщин практически не учитываются, целесообразно постепенно переходить к новой стратегии — целевому формированию индивидуальной профессиональной карьеры женщин на основе системного консультирования с учетом личностных особенностей. Учитывая конкретные экономические условия и социокультурные особенности любого региона, необходимо изменение существующих стереотипов в оценке женской профессиональной карьеры, значительное расширение возможностей профессионального выбора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Введение в практическую психологию Текст. /Г.С.Абрамова. М.: Академия, 1994. — 245 с.
  2. , Г. С. Практическая психология Текст. / Г. С. Абрамова. -М.: Академия, 1997. 368 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / A.A. Деркач, О. В. Москаленко и др.: учеб. пос. [Текст] Астрахань:: Изд-во АГПУ, 2000. — 330 с.
  5. , Г. В. Социальная психология образования Текст. / Г. В. Акопов. М.: Московский психолого-социальный институт — Флинта, 2000. — 296 с.
  6. , Б.Г. Психология педагогической оценки Текст. // Избранные психологические труды, в 2 т., Т. 2 / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — С. 128 — 268.
  7. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев.-Л., 1969.- 339 с.
  9. , А. Дифференциальная психология Текст. / А. Анастази. -М.: Апрель-Пресс, 2001. 745 с.
  10. , Л.И. Личность в динамике : некоторые итоги исследования Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1992. -N5.-С. 12−25.
  11. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1981.- С. 3−19.
  12. , Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях : переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. — N 1. -С. 3- 11.
  13. , Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1999.-N1.-C. 6−19.
  14. , В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации Текст. / В. Г. Асеев // Принцип системности и психологических исследований. М.: Наука, 1990. — С. 48 — 54.
  15. , В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности Текст. / В. Г. Асеев // Психология личности и образ жизни. -М.: Наука, 1987. -С. 14−18.
  16. , А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. — 336 с.
  17. , P.A. Биографические кризисы личности Текст. / P.A. Ахме-ров // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук.- М.: Институт психологии РАН, 1994. 24 с.
  18. , H.A. Самопознание : Опыт философской автобиографии Текст. /H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1991. — 318 с.
  19. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы Текст. / Э. Берн. СПб.: Лениздат, 1992.-400 с.
  20. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека Текст. /
  21. A.A. Бодалев. М.: Флинта, 1998. — 167 с.
  22. , A.A. Личность и общение : избранные труды Текст. / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  23. , A.A. Общая психодиагностика Текст. / A.A. Бодалев,
  24. B.В. Столин. СПб.: Речь, 2003. — 440 с.
  25. , A.A. О предмете акмеологии Текст. / A.A. Бодалев. // Психологический журнал. 1993, Т. 14, N 5. С. 73 — 79.
  26. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  27. , Е.В. Влияние самопонимания педагога на продуктивность профессионально-педагогического общения Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. В. Борисова. Астрахань, 2006. — 22 с.
  28. , Б.С. К изучению смысловой сферы личности Текст. / Б. С. Братусь // Вестник Московского ун-та. Сер. 14: Психология. 1981. -N 2. — С. 46 — 56.
  29. , A.B. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) Текст. /A.B. Брушлинский // Психологический журнал -1991.-N6.-T. 12.-С.З-11.
  30. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер-Ком, 1999. — 528 с.
  31. . Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека Текст. /Г.А. Вайзер // Психологический журнал, 1998. Т. 19. — N 5.1. C. 3−15.
  32. , Е.П. Психология судьбы, биографические методы Текст. / Е. П. Варламов // Журнал практического психолога, 2000. N 5 — 6 -С. 187−202.
  33. , Ф.Е. Жизненный мир и кризис : типологический анализ критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал, 1995.-Т. 16. -N3.-0. 90−101.
  34. , Ф.Е. От психологической практики к психологической теории Текст. / Ф. Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал, 1992.-N1.-0. 15−32.
  35. , Ф.Е. Психология переживания Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 200 с.
  36. , Ф.Е. Типология переживания критических ситуаций / Ф. Е. Василюк Текст. // Психологический журнал, 1995. Т. 16. — N 5. — С. 104−114.
  37. , И.В. Метафора как инструмент практического психолога Текст. / И. В. Вачков // Вестник практической психологии образования. -2004.-N1.-0. 64−67.
  38. В. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990, 285с.
  39. Владимир Боровиков для профессионалов. Статистика искусство анализа данных на компьютере (2-е издание) Текст. — СПб.: Питер, 2003. -688 с.
  40. Вопросы формирования волевых качеств учащихся Текст. Рязань. -1965.
  41. , Л.С. Детская психология Текст. / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.
  42. , Л. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский // Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 262 — 462 .
  43. , Л.С. История развития высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 368 с.
  44. , Л. С. Педалогия подростка Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — С. 463.
  45. , Л.С. Психология развития человека Текст. / Л. С. Выготский. М.: Смысл, ЭКСМО, 2004 — 136 с.
  46. , М.В. Возрастная психология : Личность от молодости до старости: учеб. пос. Текст. / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова и др. М.: Ноосфера, 1999. — 272 с.
  47. , Г. Тройственный образ совершенства Текст. / Г. Гершен-зон, — М.: Мысль, 1987 С. 52.
  48. , Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Текст. / Е. И. Головаха Киев: Наук, думка, 1988. — 144 с.
  49. , Е.И. Психологическое время личности Текст. / Е. И. Головаха, А. А Кроник. Киев: Наук, думка, 1984. — 207 с.
  50. , Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха Текст. / Т. О. Гордеева // Психология в вузе. N 4. — 2005. — С. 3−27.
  51. , Т.О. Мотивация достижения: теории. Исследования. Проблемы Текст. / Т. О. Гордеева // Современная психология мотивации / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — С. 47 — 102.
  52. , Д. Терапевтические метафоры Текст. / Д. Гордон // Технологии программирования судьбы. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001, С. 135 — 165.
  53. , P.M. Творчество и преодоление стереотипов Текст. / P.M. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: ОМС, 1994. — 192 с.
  54. , P.M. Элементы практической психологии Текст. / P.M. Грановская. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. — 411 с.
  55. , Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой, самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования Текст. / Л. В. Грачева. СПб.: Речь, 2004. — 120 с.
  56. , М.В. Социально-личностная рефлексия как средство социализации в старшем школьном возрасте Текст. / М. В. Демиденко // Психолог в школе. 2000. — N 3 — 4. — С. 99 — 110.
  57. , A.A. Акмеология : пути достижения вершин профессионализма Текст. / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина М.: РАУ, 1993. — 123 с.
  58. Дрейкус-Фергюсон, Е. Психология, которая принесет вам пользу: Введение в теорию Альфреда Адлера Текст. / Е. Дрейкус-Фергюсон. -Мн.: Харвест, 1995.- 115 с.
  59. , С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности : психологические механизмы и проблемы формирования Текст. / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001. (выпуск 5). — С. 46 — 56.
  60. , В.К. Новая дидактика Текст. / В. К. Дьяченко. М.: Народное образование, 2002. — 496 с.
  61. , Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования Текст. /Е.В. Емельянова. СПб.: Речь, 2004. — 368 с.
  62. , В.А. К сущности волевого поведения Текст. / В.А. Иван-ников // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.-С. 260 — 269.
  63. , Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте Текст. / Б. В. Кайгородов. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. — 160 с.
  64. , С.И. Компьютерная обработка данных для психологов Текст. / С. И. Калинин. СПб.: Речь, 2002. — 134 с.
  65. , Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. Текст. / Е. А. Климов. Ростов н / Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  66. , Е.А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов. М., Воронеж: Ин-т практ. Психологии, 1996. — 400 с.
  67. , В.В. Работа с кризисной личностью : метод, пос. Текст. / В. В. Козлов. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. — 302 с.
  68. Кон, И. С. Ребенок и общество Текст. / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. -269 с.
  69. Кон, И. С. Психология юношеского возраста Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175с.
  70. , Т.В. Диагностика мотивации и склонности к риску Текст. / Т. В. Корнилова. М.: Наука, 1997. — 129 с.
  71. , Т.В. Психология риска и принятия решения Текст. / Т. В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2003. — 286 с.
  72. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000.- 980 с.
  73. , A.A. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования Текст. / A.A. Кроник // Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С. 149 — 152.
  74. , A.A. Психологический возраст личности Текст. / A.A. Кроник, Е.И. Головаха// Психологический журнал. 1983. — N 5. — С. 112- 115.
  75. В.И. Стратегия делового успеха Текст. / В. И. Курбатов. -Ростов н / Д: Феникс, 1995. 415 с.
  76. Г. М. Психология внутреннего диалога Текст. / Г. М. Ку-чинский. Мн.: Харвест, 1988. — 136 с.
  77. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  78. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Московского университета, 1981. 584 с.
  79. Леонтьев, А, Н. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. -487 с.
  80. A.B. Дифференциальная психология : на пересечении европейских, российских и американских традиций Текст. /A.B. Либин М.: Смысл, 1999.-534 с.
  81. , С.М. Краткий словарь иностранных слов. 9-е изд., испр Текст. / С. М. Локшина. — М.: Рус. Яз., 1988 — 632 с.
  82. , К. Стратегическая семейная терапия Текст. / К. Маданес. -М., 1999. 261 с.
  83. , М.К. Как я понимаю философию Текст. / М.К. Мамар-дашвили. М.: Прогресс-культура, 1992. — 416 с.
  84. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996.-308 с.
  85. , А. Психология бытия : пер. с англ. Текст. / А. Маслоу. М.: Рефл-бук — Ваклер, 1997. — 300 с.
  86. , М.Э. Близость в личных взаимоотношениях Текст. / М.Э. Мат-тун // К. Г. Юнг и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. Вып. 1. М., 1996. — С. 78 — С. 84.
  87. Метафорическая деловая игра: Практическое пособие для бизнес-тренера Текст. / Под ред. Ж. В. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004. -134 с.
  88. , Дж. Терапевтические метафоры для внутреннего ребенка Текст. / Дж. Миллс, Р. Кроули. М., 1996. — 174 с.
  89. , М.А. Философия, методология и игротехника Текст. / М. А. Мкртчян. Красноярск, 1998. — 97 с.
  90. О.В. Социально-психологические особенности научной организации учебного труда студентов в условиях многоуровневой системы обучения Текст. / О. В. Москаленко. Астрахань: ООО «ЦНТЭП».- 1997.- 154 с.
  91. , Н.Г. Развитие самопонимания будущих психологов в процессе профессиональной подготовки Текст. / Н. Г. Мяснянкина -Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Астрахань. — 2006. — 21 с.
  92. Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология Текст. / С.К. Нартова-Бочавер. М.: Изд-во «Флинта». Московский психолого-социальный институт. — 2003. -280 с.
  93. , Э. Организационное консультирование Текст. / Э. Невис/ Пер. с англ.- СПб., 2002. -С. 76.
  94. Одаренные дети Текст.: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  95. , Е.Ю. Мотивация учения : заданное, стихийное и самоопределяемое учение Текст. / Е. Ю. Патяева // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. — С. 289 — 313.
  96. Педагогика и психология высшей школы Текст. -Ростов на Дону -2002.
  97. Поливанова, ICH. Психологический анализ кризисов возрастного развития Текст. / К. Н. Поливанова. Вопросы психологии. — 1993. — 1 1. — С.61 — С. 69.
  98. , Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии Текст. / Ф. Перлз-М., 1996.- 135 с.
  99. , Ф. Гештальт-семинары Текст. / Ф. Перлз. М., 1998. -112с
  100. , Ф. Опыты психологии самопознания Текст. / Ф. Перлз // Практикум по гештальттерапии. М.: Гиль-Эстель, 1993. — 130 с.
  101. , A.B. Индивид и его потребность быть личностью Текст. / A.B. Петровский, В. А. Петровский // Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара — М.: Издательский дом «Бахрах», 2002. — Т. 2. — С. 257 — 466.
  102. , В.И. Психология карьеры Текст. / В. И Петрушин. -М.: Академический Проект- Альма Матер. 2004. -208с.
  103. , И. Интегрированная гештальт-терапия Текст. / И. Польстер, М. Польстер. М., 1997. — С. 45 — 209.
  104. , И. Обитаемый человек : терапевтическое исследование личности Текст. / И. Польстер Пер. англ. — М., 1999. — 194 с.
  105. , Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Комплект из четырех методических пособий Текст. / Н. С. Пряжников. М. — Воронеж, 1997. — Ч. 1. — 56 е., Ч. 2−80 е., Ч. 3, — 64 е., Ч. 4. -64 с.
  106. , Н.С. Психологический смысл труда Текст. / Н. С. Пряжников. М.- Воронеж, 1997. — 179 с.
  107. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.
  108. Психогимнастика в тренинге Текст. / под ред. Н. Ю. Хрящевой. -СПб.: Речь, 2000. 256 с.
  109. Психология человека от рождения до смерти Текст. / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Евро-знак, 2002. — 416 с.
  110. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии Текст. / под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 1999. -352 с.
  111. Психология возрастных кризисов Текст.: Хрестоматия. Мн.: Хар-вест/ Сост. К. В. Сельченок. М. :АСТ, 2002. — 560 с.
  112. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Текст. Под ред.: А. В. Брушлинского. М.: Издательство «Институт психологии РАН, 1997. — 576 с.
  113. Психологические закономерности профессионализации Текст.: Межвуз. сб. науч. тр. Ярое. гос. пед. ин-т / Отв. ред. Н. П. Анисимова. Ярославль, 1991.-146 с
  114. Психологические особенности профессионального становления личности инженера-педагога Текст.: Сб. науч. тр. / Э. Ф. Зеер. Свердловск: СИПИ, 1991. 126 с.
  115. Развитие личности ребенка Текст.: Пер. с англ./ Обл. ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс, 1987 — 272 с.
  116. , A.A. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности Текст. / A.A. Реан // Психологический журнал. -Москва: «Наука», 1998. -N 14 (19). -С.З 11.
  117. , Н.И. Психология личности : Монография Текст. / Н. И. Рейнвальд. М., 1987. — 196 с.
  118. , Н.И. Личностный аспект модели специалиста и квалификационных характеристик в учебно-воспитательной работе вуза Текст. / Н. И. Рейнвальд, А. И. Крупнов // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993.-44−55.
  119. , Т.В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема Текст. / Т. В. Рогачев. Свердловск, 1991. -379 с.
  120. , Е.И. Настольная книги практического психолога в образовании Текст. / Е. И. Рогов. М., 1996. — 529 с.
  121. , K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / K.P. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 484 с.
  122. , K.P. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем Текст. / K.P. Роджерс // Семья и школа. 1987. — N 10. — С. 22 -24.
  123. , K.P. К науке о личности Текст. / K.P. Роджерс // История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.). М.: МГУ, 1986. — С. 200 -230.
  124. , K.P. Творчество как усиление себя Текст. / K.P. Роджерс
  125. Вопросы психологии. 1996. -N 1. — С. 56 -63.
  126. , В.М. Психология : теория и практика для высшей школы Текст. / В. М. Розин. М.: Издательская группа «ФОРУМ» -«ИНФРА-М», 1998. — 296 с.
  127. , В.М. Психология судьбы: программирование или творчество Текст. / В. М. Розин // Вопросы психологии. 1992. — N 1. — С. 98- 103.
  128. , Д. Теория справедливости Текст. / Д. Ролз. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета. — 1995. — 200 с.
  129. , И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии Текст. / И. А. Романова // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — N 1. — С. 102−112.
  130. , C.JI. Бытие и сознание Текст. / C.JI. Рубинштейн. -М., 1957.-326 с.
  131. , C.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Пигер Ком, 1999. — 720 с.
  132. , C.JI. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) Текст. / C.JI. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. — N 4. — С. 101−108.
  133. , C.JI. Психология эмоций Текст. / C.JI. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 1999.
  134. , C.JI. Человек и мир.// Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1976. — С. 303 — 338.
  135. , В.О. Социология переходного периода Текст. / В. О. Рукавишников // Социологические исследования.- М., 1994. N 8 -9.-191 с.
  136. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 265 с.
  137. , Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е издание Текст. / Н. В. Самоукина. Спб.: Питер, 2004. — 224 с.
  138. , Е.Е. Психология развития человека Текст. / Е.Е. Сапо-гова. М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
  139. , В.И. Психология волевой активности Текст. / В. И. Селиванов. Рязань, Рязанский гос. пед. ин-т, 1974. — 150 с.
  140. , Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селье. Рига, 1922. -113 с.
  141. , Е.И. Использование направленного воображения в психологической работе с педагогами Текст. /Е.И. Середа // Проблемы психологии здоровья: сборник научных статей под ред. Н. Б. Парфеновой. -Псков, 2002.-С. 112−117.
  142. , Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост Текст. / Е. И. Середа. СПб. Речь, 2006. — 224 с.
  143. , Е.И. Современные тенденции в психологии образования Текст. /Е.И. Середа // Академические чтения. Вып. 4. Ценности современного образования: региональный аспект. Архангельск, 2004. -103−111.
  144. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
  145. , П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы психологии Текст. / П. В. Симонов. М.: Наука, 1987. — 243 с.
  146. , П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций Текст. / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981. — С. 10 -190.
  147. , А.П. Акмеологический тренинг : Теория, методика, психотехнологии Текст. / А. П. Ситников М.: Технол.шк.бизнеса, 1995. -429 с.
  148. , В.И. Категория возраста в психологии и педагогике Текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. — N 2. — С. 3 -11.
  149. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пос. для вузов Текст. / В. И. Слобдчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.
  150. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пос. для вузов Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  151. Словарь практического психолога Текст. / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  152. Словарь практического психолога Текст. / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, М. :000 «Издательство ACT», 2001. 800 с.
  153. , A.A. Избранные психологические труды : в 2 т. Текст. /
  154. A. А. Смирнов. М.: Педагогика, 1987. — Т. 2. — 344 с.
  155. Социальная психология личности в вопросах и ответах. Учебн. пособие Текст. / Под ред. Проф. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. — 397 с.
  156. , Е.И. Психология взрослых : экспериментальная акмео-логия Текст. / Е. И. Степанова. СПб.: Изд. «Алетейя» 2000. — 137 с.
  157. , Л.Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. -Ростов н /Д.: Феникс, 1995. С.207- 533.
  158. , Л.Д. Педагогическая психология Текст. / Л. Д. Столяренко. Издание 3-е, дополненное и переработанное, Ростов-на-Дону «Феникс», 2004. -544с.
  159. , B.C. Переходный период по оценкам населения (обзор социологических исследований) Текст. / B.C. Сычева // Социологические исследования. 1993. — N 3.
  160. , Б.М. Типологические свойства нервной системы, их значение для психологии исследования индивидуального стиля деятельности Текст. / Б. М. Теплов // Вопросы психологии. 1990 — N 6 — С. 56 — 68.
  161. , Г. А. Разум, воля, успех : О философии поступка Текст. / Г. А. Тульчинский. Л.: Наука, 1990. — С. 120 — 150.
  162. , Д.Н. Теория установки. Текст. / Д. Н Узнадзе. М.: Воронеж, 1997. — 448 с.
  163. , Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта Текст. / Е. Б. Фанталова. Самара: БАХРАХ-М, 2001. — 128 с.
  164. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика. — 1989. — 208 с.
  165. , Д.И. Психология развивающейся личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 127 с.
  166. , В. Человек в поисках смысла : пер. с англ. и нем. Текст. /
  167. B. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  168. Фрейд, 3. О психоанализе Текст. / 3. Фрейд. М.: ACT, 2001. -469 с.
  169. , JI.M. Методы и приемы обучения : Психологический справочник учителя Текст. / JI.M. Фридман. М.: Педагогика, 1991. -173 с.
  170. Фрю, Д. Е. Применение теории гештальт-терапии к проведению групп Текст. / Д. Е. Фрю / Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века / Отв. ред. М. П. Аралова. Ростов-на-Дону, 2001. — С. 53−76.
  171. , И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. М.: Паука, 1977. — 144 с.
  172. , В.А. Психологическая диагностика организации и персонала Текст. / В. А. Чикер. Санкт-Петербург: ООО Издательство «Речь», 2003. -176 с.
  173. , А.Е. Социально-психологические аспекты женского предпринимательства Текст. / А. Е. Чирикова, О. П. Кричевская.- М.: ИПРАН, 1996.-384 с.
  174. , С.П. Концепция профессионального самоопределения молодежи Текст. / С. Н. Чистякова // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. Омск, 1993.-С. 59.
  175. , В.Д. Деятельность и способность Текст. / В.Д. Шадри-ков. М.: Москва, 1994. — 168 с.
  176. , В.Д. Проблема системогинеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  177. , А. Потребность преодоления Текст. / А. Шадура // Приложение к газете «Школьный психолог». Печатное слово, 2003. N 8. -С. 2.
  178. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1999. — 512 с.
  179. , Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста Текст. / Г. Шихи-СПб., 1999.-435 с.
  180. , Т.И. Проблемы регуляции в онтогенезе Текст. / Т. И. Шульга // Вопросы психологии. 1992. — N 1- С. 105.
  181. , П.Г. Очерки по философии образования Текст. / П. Г Щедровицкий. М.: Знание, 1993. — 241 с.
  182. Энциклопедический словарь Текст. /Под ред. A.M. Прохорова. М., 1984.-794 с.
  183. , М. Мой голос останется с вами Текст. / М. Эриксон. -СПб., 1995.- 114 с.
  184. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М., 1996.-338 с.
  185. , Э. Детство и общество(1968) Текст. / Эриксон Э. СПб., 2000. — С. 235 с.
  186. , П.И. Как выйти из невроза? Текст. / П. И. Юнацкевич, В. А Кулганов. СПб.: Атон, 2000. — 288 с.
  187. Юнг, К. Г. Психология. Педагогика. Этика Текст. / К. Г. Юнг / Пер. с англ. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. — 350 с.
  188. Юнг, К. Г. Психология науки Текст. /К.Г. Юнг. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 312 с.
  189. , В. А. Психология учебной деятельности студентов Текст. / В. А. Якунин. М., 1994. — 240 с.
  190. Arkinson, J. W. An Introduction to Motivation Текст. / J. W. Arkinson -N. Y., 1964.
  191. Bandura, A. The social foundations of thought and action: A social cognitive theory Текст. / A. Bandura / Englewood Cliffs. N.-J.: Prentice Hall, 1986.
  192. Bender-Szymanski, D. Das Verhalten von Jugendlichen bei der Berufsentscheidung Текст. / D. Bender-Szymanski. Weinheim: Belz, 1976.
  193. Causey, D.L. Development of a self-report coping measure for elementary school children Текст. / D.L. Causey, E.F. Dubow // J. of Clinical Child Psychology. 1992. — N 21. — P. 47 — 59-
  194. Conger, J.J. Adolescence and youth: Psychological development in a changing world (2nd ed.) Текст. / J.J. Conger. New York: Harper & Row, 1977.
  195. , J.J. & Petersen, A. Adolescence and youth: Psychological development in a changing world (3rd ed.) Текст. / J.J. Conger & A. Petersen. -New York: Harper & Row, 1984.
  196. Deci, E.L., Ryan. R.M. Handbook of self-determination research Текст. / E. L Deci., R.M. Ryan. Rochester, N.-Y.: University of Rochester Press, 2002.
  197. Dweck, C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development Текст. / C.S. Dweck. Philadelphia: Psycholigy Press, Taylor & Francis Group, 1999.
  198. Guilford, J.P. Cognitive psychology with a frame of reference Текст. / J.P. Guilford. San Diego: Edits Publishers, 1979.
  199. Holland, Y.L. Explorations of a theory of vocational choice Текст. / Y.L. Holland // J. Appl. Psychol, 1968. V. 52. — N 1.
  200. Horner, M. Sex Difference in Achievement Motivation and Performance in Compet and Non-compet Situation.Ph.D.Dissertation Текст. / M. Horner. University of Michigan, 1968.
  201. Kaur. R.- Ward, C. Cross-cultural Construct Validity of the Fear of Success Текст. / R. Kaur, C. Ward. A Singapurean cavy study. Amsterdam, 1992.
  202. Lasarus, R.S. Cognitive and coping processes in emotion Текст. / R.S. Lasarus // Stress and coping. N. Y.: Columbia Univ. press, 1977. P. 144 -157.
  203. Lasarus, R.S. Progress on a cognitive motivational-relational theory of emotion Текст. / R.S. Lasarus // American Psychologist, 1991. V. 46. -P. 819- 837.
  204. Lindeman, E. Symptomatology and management of acute grief / E. Lindeman // Amer.J.Psychiatry, 1944. V. 101. — N 2. — P. 141 — 148.
  205. Martens, D. Schlusselqualifikation Текст. / D. Martens // Verlag W. Kohlhamer. Stuttgart- Koln- Mainz, 1994.
  206. Maslow, A.N. Motivation and personality Текст. / A.N. Maslow. -New York, 1987.
  207. , R.H. — Holahan, C.J. Dispositional and contextual perspectives on coping: Toward an integrative framework Текст. / R.H. Moos, C.J. Holahan // J. of Clinical Psychology, 2003. N 59 (12). — P. 1387 -1403.
  208. Roe A. — Siegelman, M. The origin of interests Текст. / A. Roe, M. Siegelman. Washington: APGA, 1969. — 98 p.
  209. Roe, A. The psychology of occupations Текст. / A. Roe. N. Y.: Willey, 1956.-340 p.
  210. Santrock, J.W. Life-span development Текст. / J.W. Santrock. -Madison (Wis.): Dubuque (Iowa): Brown & Benchmark, 1995. 593 p.
  211. Siefert, K.H. Theorien der Berufswahle urn der beroflichen Entwicklung Текст. / К.Н. Siefert // Seifert K.H., Eckhardt H.H., Jaide W. Handbuch der Berufs psychologie. Guttingen, 1977. S. 173 — 279.
  212. Super, D.E. Vocational development Текст. / D.E. Super. N. Y., 1957. — 391 p.
  213. Super, D.E., Bahn, M.Y. Occupational psychology Текст. / D.E. Super, M. Y Bahn. L.: Tavistock, 1971. — 209 p.
Заполнить форму текущей работой