Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ конфликтной ситуации на заводе «Луч». Методы решения приведенных конфликтных ситуаций. 
Рекомендации по предотвращению конфликтов. 
Применение в данно

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проявление конфликтного поведения может частично объясняться и наличием отрицательных мотивов у работников, оно неразрывно связано с потребностно-мотивационной сферой личности. Руководители смен на заводе на вопрос: «Чего хотят добиться работники во время конфликта?» — единодушно отвечают, что они хотят добиться для себя привилегий либо требуют наказать других по каким-то причинам, а иногда… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ возможности использования посредничества при урегулировании конкретного организационного конфликта
  • 2. Анализ конфликтной ситуации на заводе «Луч»
  • 3. Методы решения приведенных конфликтных ситуаций
  • 4. Рекомендации по предотвращению конфликтов
  • 5. Применение в данной ситуации посредничества
  • Заключение
  • Литература Приложения

Анализ конфликтной ситуации на заводе «Луч». Методы решения приведенных конфликтных ситуаций. Рекомендации по предотвращению конфликтов. Применение в данно (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВА ПРИ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНКРЕТНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНФЛИКТА

2 АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ НА ЗАВОДЕ «ЛУЧ»

В этой главе будет проведен психологический анализ организационных и межличностных конфликтов и возможностей их устранения на заводе «Луч», современном предприятии. Объектом исследования было взаимодействие руководителей среднего звена управления и рабочих завода. Предметом исследования были конфликты, их особенности и поиски путей их устранения.

Постановка этой проблемы является достаточно актуальной, поскольку конфликты в современных отечественных государственных структурах создают дополнительные трудности в решении проблем управления. Конфликтные ситуации возникают довольно часто и могут переходить в серьезные конфликты как между руководителями и подчиненными, так и между самими подчиненными. Как показывает практика управления, часть конфликтов, относящихся к сфере производства, носит деловой характер и разрешается рациональным путем. Это подтверждается рядом исследователей (например, Гришиной Н.В.), к такому же выводу пришли и авторы данной статьи на основе проведенного психологического исследования на заводе «Луч». Но конфликты, носящие межличностный характер, в большинстве случаев остаются неразрешимыми. Это серьезно осложняет работу не только руководителей организации, но и самих работников.

Проблема изучения конфликтов на производстве была впервые поставлена в первой половине XX века М. Фоллет и Э. Мейо В конце двадцатых годов Э. Мейо высказал идею «бесконфликтного» существования в организациях. Он считал возможным обучить администрацию предприятия определенным методам, с помощью которых можно решать конфликты мирным путем.

Представители организационной психологии (Ф. Эмери и Э. Торсрад) показали, что конфликты в организации неизбежно ведут к изменениям, которые в свою очередь порождают другие конфликты. Как считают наши отечественные психологи (Рощин С.К., Ковалев А. Г., Гришина Н. В. и др.), страшен не сам по себе конфликт, а деструктивный конфликт, приводящий к серьезному рассогласованию в работе всей организации. В психологии предпринимались попытки описать все организационные конфликты с помощью следующей концептуальной модели (по Л. Понди): 1) бюрократический конфликт, относящийся к взаимодействиям по «вертикали»; 2) конфликт переговоров; 3) системный конфликт. Отечественные психологи считают, что не существует единой классификации организационных конфликтов. [9]

Однако вернемся к нашему исследованию конфликтов на заводе. В соответствии с поставленной задачей нами были разработаны опросные листы руководителей и подчиненных для оценки имеющихся на этом предприятии конфликтов. Кроме того, была использована известная методика Тимоти — Лири для изучения характера межличностных отношений. При помощи этой методики была проведена оценка межличностных отношений между работниками и их руководителями.

Работа была построена на психологическом обследовании 15 руководителей среднего звена управления и 120 рабочих из 15 смен завода. Анализ полученных ответов руководителей показал, что основные конфликты, происходящие в сменах, относятся к сфере производственных отношений между руководителями и подчиненными (80%). Следующими по значимости идут конфликты, затрагивающие межличностные отношения в основном между работниками смен (20%).

Показательно, что, по мнению руководителей смен, в конфликтах виноваты обе стороны, т. е. и руководители, и работники. Причем конфликты затрагивают как сферу производства, так и межличностные взаимодействия. В возникших конфликтах руководители в 50% случаев активно участвуют в них, а в 50% - наблюдают за их развитием, являясь пассивными участниками конфликтов.

По мнению самих руководителей завода, до 30% конфликтных ситуаций не находят своего разрешения, переходя в межличностные конфликты. В этой связи следует иметь в виду, что не все претензии подчиненных к руководителям могут быть удовлетворены, поскольку руководители среднего звена управления не могут изменить коренным образом условия труда или повысить заработную плату. Поэтому недовольство со стороны рабочих по таким вопросам не должно расцениваться как повод для конфликтов, поскольку устранение их причин не входит в компетенцию мастеров смен. Следует отметить, что мастера смен на заводе считаются руководителями среднего, а не низового звена управления. Однако вину за возникновение конфликтов такого рода мастера принимают на себя, что прослеживается в 8 сменах из 15 имеющихся на заводе.

Руководители смен не вмешиваются в межличностные конфликты между работниками, что вполне можно посчитать обоснованным. В имеющихся конфликтах внутри смен не наблюдается накала страстей, избыточного проявления агрессии в поведении работников. Конфликтное поведение выражается в спорах между рабочими и выяснении отношений. В сменах, где конфликты случаются редко, они заканчиваются, как правило, примирением и сохранением дружеских отношений, что в целом не отражается на профессиональной деятельности работников.

Вместе с тем в отдельных сменах (в 4 из 15) конфликтное поведение наблюдается довольно часто. В этих сменах рабочие проявляют нежелание выслушивать своих коллег, упорно отстаивают свое мнение, в их поведении присутствуют агрессивные тенденции. В случаях, когда руководители не принимают участия в конфликтах и не наблюдают их со стороны, рабочие предъявляют претензии друг к другу (70 — 90% случаев), что свидетельствует о наличии агрессивных тенденций в поведении рабочих.

Проявление конфликтного поведения может частично объясняться и наличием отрицательных мотивов у работников, оно неразрывно связано с потребностно-мотивационной сферой личности. Руководители смен на заводе на вопрос: «Чего хотят добиться работники во время конфликта?» — единодушно отвечают, что они хотят добиться для себя привилегий либо требуют наказать других по каким-то причинам, а иногда просто «пошуметь», что на языке психологии называется проявлением агрессии в поведении. В отдельных случаях мастера смен не могут понять причины конфликта либо не вникают в них.

Представляла определенный интерес не только точка зрения руководителей смен по поводу возникающих конфликтов, но и самих работников. Для этой цели также применялся опросный лист, специально составленный для подчиненных. В результате анализа ответов рабочих было выявлено, что мнения мастеров и работников относительно частоты проявления конфликтов совпадают.

То есть наличие конфликтов оценивается адекватно обеими сторонами, участвующими в нем. В 60 — 80% случаев виноватыми в конфликтах признают себя работники. В остальных случаях подчиненные возлагали ответственность за возникновение конфликтов на своих руководителей. Для психологического анализа интересен тот факт, что и сами руководители брали на себя ответственность за возникновение конфликтов. В тех сменах, где, по мнению и руководителей, и подчиненных, вина возлагалась на руководителей, конфликты происходят достаточно часто.

Важно отметить, что в сменах, где конфликты оказывались частыми, по мнению подчиненных, руководители либо активно участвуют в урегулировании конфликтов, либо являются их пассивными участниками. В этих же сменах вина за возникновение конфликтов (в 50 — 70% ответов) возлагается на руководителя или на обе стороны. О наличии организационных и межличностных конфликтов мнение подчиненных соответствовало мнению их руководителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007 — С. 126−142
  2. Ведение переговоров и разрешение конфликтов. — М.: Альпина, 2006.- С. 253−257
  3. Н.В. Психология конфликта. — СПб.: ПИТЕР, 2005. — С.117
  4. Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. — Л.: Лениздат, 1990. — С. 175
  5. Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. — М.: Изд-во РАУ, 1994.- С.19
  6. Т.М. Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 21−24 июня 1971. — Тбилиси: Мецниереба, 1971. — С. 1005
  7. А.И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии// Психологический журнал. — Т. 1, № 6. — 1980. — С. 119−134
  8. А.И., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе// Вестник МУ. -сер. 14, № 4. — 1977. — С. 23−33
  9. С.М. Практикум по конфликтологии. — СП б: Питер, 2001. — С. 400
  10. С.М. Управление конфликтами в организации. — М.: Авалон, 2006. — С.273
  11. А.К. Социальный конфликт. — М.: 2000. — С.314
  12. Г. В. Методы разрешения конфликтов. — Йошкар-Ола: Изд-во Марийского унив-та, 1996. -С. 64
  13. В.Л., Лебедева М. М. Переговоры — искусство для всех // Международная жизнь, 1991, N 11, с. 48−55.
  14. Д.П., Суименко Е. И. Единоначалие и коллегиальность. — М.: Мысль, 1979. — С. 254
  15. Д. Конфликты в организации: социально — конфликтологический уровень анализа (по результатам экспертного опроса управленческого персонала)// Управление персоналом. — 1999. — № 7. — С. 17−22
  16. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М.: Политиздат, 1975. — С. 271
  17. П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. — М.: Ин-т психологии РАН, 1994 — С. 56
  18. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий (под ред. Е. С. Кузьмина, В.Е. Семенова). — Л.: Лениздат, 1987.- С. 143
  19. Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.). — Куйбышев: Изд-во КГУ, 1990. — С. 19
  20. Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина Г. М.). -Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 1997. — С. 342
  21. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения (сост. Лысов О.Е.). — Л.: ИПК СП, 1990. — С. 44
  22. А.Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007. — С.162−164
  23. В.В. Управление конфликтом — М.: Экзамен, 2004 — С.423
  24. Л.А. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. М.: ИНИОН, 1991. — С.47
  25. Конфликты в СНГ: некоторые вопросы методологии исследования // МЭ и МО, 1994, № 8−9.
  26. А.Н., Иванникова Н. Н. Конфликты в организации. — М.: Альфа-Пресс, 2007.С. 74−78
  27. М.М. Отечественные исследования процесса ведения переговоров: истории развития и перспективы // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. — 2000. — N 1. — С.154−165.
  28. М.М. Развитие неофициального посредничества в современном мире: тенденции, проблемы, перспективы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 1998, N 3. — С.28−35.
  29. Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. — М.: Академический проект, 2007. С. 64−70
  30. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. — М.: ИНФРА-М, 1996. С.35
  31. Д. Управление конфликтными ситуациями: от противостояния к сотрудничеству. М.: Претекст, 2007. С. 45
  32. Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения. — М.:, 1992. — С. 25
  33. .Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. — Л.: Наука, — С. 192
  34. К., Гренни Д., Мак-Милан Р. Управление конфликтом. — М.: Вильямс, 2007Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)(сост. Гришина Н.В.). — СП б: Питер, 2001. — С. 298−309
  35. А.В. Личность в конфликте (влияние установки на тип конфликтного поведения). — Домодедово: Изд-во Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России, 1999. — С. 52 .
  36. Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления — Х.: Институт прикладной психологии, 2005. С.37
  37. Д.Г. Конфликты пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 1991. — С. 191.
  38. Социально-психологические проблемы производственного коллектива (под ред. Шороховой Е. В. и др.). — М.: Наука, 1983. — С. 240
  39. Уизерс Б. Управление конфликтом. — СПб.: Питер, 2004. С.36
  40. Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. -С. 120
  41. А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социол. исследов., 1995. N 3. — С.52−57.
  42. В.И. Исследование конфликтных ситуаций в первичном производственном коллективе и пути их разрешения: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.: Изд-во ИСИ АН СССР, 1980. — С. 20
  43. В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. — М.: Изд-во МУ, 1992. — С. 80
  44. В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями. — М.: НИИ техн. — экон. иссл-ний, 1974. — С. 164
  45. В.М. Управленческая психология. — М.: Экономика, 1984. — С. 246
  46. Юридическая конфликтология / Ред. В. Н. Кудрявцев. М., Институт государства и права, РАН, 1995.
Заполнить форму текущей работой