Зависимость оживления от возраста, пола и индивидуальности
Не подлежит сомнению, что существует зависимость оживления впечатлений от возраста и пола. В этом отношении В. Вундт, опираясь на целый ряд экспериментальных исследований, приходит к выводу, что у взрослых способность оживления отличается большей производительностью, нежели у ребенка, что легко констатировать как при заучивании бессодержательного материала, так и при заучивании логически… Читать ещё >
Зависимость оживления от возраста, пола и индивидуальности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Не подлежит сомнению, что существует зависимость оживления впечатлений от возраста и пола. В этом отношении В. Вундт, опираясь на целый ряд экспериментальных исследований, приходит к выводу, что у взрослых способность оживления отличается большей производительностью, нежели у ребенка, что легко констатировать как при заучивании бессодержательного материала, так и при заучивании логически связанного материала 34.
Бенеке также признает, что способность оживления усиливается с годами, но лишь в тех пределах, в которых ранее заученные впечатления образуют материал для новых сочетаний 35.
Jakobs, работая над способностью воспроизведения мальчиков и девочек с помощью бессодержательных слогов, убедился, что сила этой способности увеличивается с возрастом. При этом оказалось, что воспроизведение стоит в зависимости от трудности произношения слогов и относительной легкости их заучивания .
И. Bourdon 37 также исследовал влияние возраста (от 8 до 20 лет) на способность воспроизведения. Его метод состоял в том, что автор медлен;
- 14 Wundt W. Grundzuge der physiologischen Psychologie.
- 35 Бенеке Ф. Э. Руководство к воспитанию и учению / Пер. с нем. под ред. Н. X. Весселя. СПб., 1871−1872. Ч. 1, 2.
- 36 Jacobs J. Experiments on «PREHENSION*//Mind: (A Quarterly Review of Psychology and Philosophy). London, 1887. Vol: XII. P. 75−79.
- 37 Bourdon B. Influence de Page sur la memoire immediate//Revue philosophique. Paris, 1894. N 8. P. 147−167.
но и отчетливо произносил беспорядочный ряд цифр, или букв, или слов (одно-, двух-, трехсложных), причем после его окончания испытуемые (воспитанники школы) должны были повторять произнесенный ряд.
К сожалению, в опытах автор не пользовался одним и тем же числом часов. К тому же число опытов не было произведено в том количестве, чтобы результаты могли считаться вполне безупречными. В общем получилось небольшое возрастание воспроизведения в возрасте от 8 до 20 лет; оно еще резче в возрасте от 8 до 14 лет.
Bolton, исследуя способность воспроизведения на цифры, пришел к выводам, что в общем объем ее не превосходит шести цифр. Этот объем, однако, увеличивается с возрастом, по мере упражнения учеников. Девочки лучше заучивают, чем мальчики, что согласно данным Jastrow’a[1][2]. В общем объем заучивающей способности указывает на большую или меньшую склонность учеников к сосредоточению.
Процесс забывания может быть разделен на три стадии: в 1-й спутываются цифры, во 2-й уже выпадают некоторые из элементов ряда, замещаясь другими, в 3-й происходит выпадение некоторых элементов ряда без замещения их другими.
В общем автор приходит к выводу, что качество умственных способностей не стоит в прямом соотношении с заучивающей способностью.
Усиление заучивающей способности с возрастом, начиная от 8 до 20 лет, особенно же сильное с 8 до 14 лет, было констатировано также Бурдоном[3].
Binet и Анри исследовали воспроизведение фраз по указанному выше методу. Они также убедились, что число воспроизведенных слов после выслушивания одной или нескольких фраз стоит в соотношении с возрастом детей. Ученики младшего класса при среднем возрасте 9 лет воспроизводили меньше, ученики же старшего класса при среднем возрасте 22 лет воспроизводили больше. В промежуточных классах, однако, не везде обнаруживалась такая же зависимость[4].
При исследованиях А. П. Нечаева[5] над способностью воспроизведения учащихся выяснились следующие результаты.
Фиксирование впечатлений всех видов через их оживление увеличивается с возрастом, но перед наступлением половой зрелости оно временно задерживается. Содержание слов оказывает особое влияние на легкость оживления. Развитие воспроизведения разных видов слов в школьном возрасте неодинаково. Особенно быстро развивается способность воспроизводить предметы и слова эмоционального значения и слова отвлеченного значения; меньше всего развивается способность воспроизводить числа. При развитии новых сочетаний и воспроизведение идет легче. У учеников оказалась сильнее способность воспроизводить реальные впечатления (предметы и звуки), у учениц — способность оживлять числа и слова. С наступлением полового развития увеличивается способность оживлять эмоциональные слова, а также слова, соответствующие осязательным, термическим и мышечным следам. Кроме того, при оживлении словесных следов нередко делались ошибочные воспроизведения. Эти иллюзии воспроизведения вызывались или содержанием слова, или созвучием и ритмом. С возрастом эти ошибки уменьшаются, но обнаруживается преобладание ошибок по смыслу над ошибками, но созвучию. В начале же полового развития увеличивается число ошибок, но созвучию сравнительно с ошибками по смыслу.
М. Lobsien показывал в классе школьникам в возрасте 9 — 14 лет по 9 предметов один за другим или произносил 9 слов; или давал 9 двухзначных чисел. Результаты получились довольно близкие к тем, которые получены Нечаевым, причем он также убедился, что оживление следов прогрессирует с возрастом. У девочек преобладает способность оживлять конкретные впечатления, умальчиков — способность оживлять числа, слова, звуки и осязательные впечатления[6].
Другие исследования показывают, что optimum репродуктивной деятельности падает на юношеский возраст, после чего репродуктивная деятельность снова ослабевает.
Несмотря на вышеуказанный параллелизм улучшения оживляющей способности вместе с возрастом, не подлежит сомнению, что развитие способности оживления следов не идет параллельно развитию умственных способностей, о чем отчасти была речь уже и выше. Известны лица, обладавшие феноменальной способностью оживления следов, которые, однако, в умственном отношении не представляли ничего выдающегося и даже оказывались по своим способностям ниже среднего уровня, и наоборот, некоторые из выдающихся умов обладали плохою способностью оживления.
Точно так же наблюдения показывают, что низшие расы, например негры, китайцы и другие, обладают лучшей способностью оживления, чем европейцы Женщины в общем обладают также лучшей способностью оживления по сравнению с мужчинами. Равным образом деревенские жители имеют в указанном отношении преимущество перед жителями больших городов.
Что касается времени года, то летом способность оживления лучше, чем зимою. Утром она лучше, чем вечером. Вместе с тем способность оживления заметно слабеет после еды.
Эти данные, между прочим, показывают с ясностью, в какой мере способность оживления зависит от разнообразных органических условий.
Само собою разумеется, что индивидуальность, как видно из целого ряда предыдущих исследований, играет видную роль в процессе оживления рефлексов. Значение индивидуальных условий на воспроизводящую способность, между прочим, видно и из специальных исследований, произведенных А. С. Азарьевым[7]. Опыты состояли в том, что испытуемым предварительно задавался в течение часа ряд вопросов, заставлявших испытуемого оживлять зрительные следы. Затем испытуемый должен был в течение полуминуты решать определенные задачи, после чего опять ему предлагались вопросы для оживления зрительных следов. Кроме того, как перед началом воспроизведения зрительных следов, так и через каждые десять минут для испытания зрительного воспроизведения предлагались испытуемому 12 геометрических фигур, которые требовалось затем описать.
Испытуемых было всего 21 человек в возрасте от 17 до 40 лет. При исследовании выяснились большие индивидуальные различия.
Кроме того, при смене умственной работы большое значение имеет то, насколько в работе данного лица преобладают упражнение и усталость.
В первом случае перерыв работы давал отрицательный результат; во втором — положительный. Чем труднее работа, тем смена ее выгоднее для лиц, обнаруживающих умственную усталость.
Как результат значительной усталости автором отмечается оживление странных следов, несоответствующих действительности, диссоциация конкретных и словесных следов, изменение психического типа в отрицательном направлении.
Из цветов легче всего оживлялись следы красного и зеленого цвета, затем более яркие цвета и хуже всего неопределенные цвета; при утомлении же, вызванном воспроизведением определенного цвета, с особенною легкостью вызывались следы дополнительного цвета.
- [1] Bolton Т. The Growth of memory in school children // American Journal of Psych.1894. Vol. 4.
- [2] Jastrow J. Statistik Study of memory and association // Education Review. 1891. Dec.
- [3] Bourdon B. Op. cit.
- [4] Binet A., Henri V. La memoire des phrases (memoirc des idees) // L’annee psychologique. Paris, 1894. An. 1. P. 24 -59.
- [5] Нечаев A. 11. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросамшкольного обучения. СПб., 1891.
- [6] Лобзип Л/.//Обозрение психиатрии, певрологии и экспериментальной психологии. 1891.
- [7] Азарьев А. С. В какой степени можно считать отдыхом смену одной умственной работыдругою? // Вести, психологии, кримин. антропологии и гипнотизма. 1905. № 1. С. 36 —48.