Активность подростка в системе коллективных взаимоотношений в спортивных командах
Диссертация
АпробацияТО^Т^таОсновные результаты исследования апробированы на У Всероссийской конференции «Управление процессом подготовки спортсменов» (г, Ленинград, 1978), на Всесоюзной конференции «Личность в системе коллективных отношений» (г. Курск, 1979), на Республиканской конференции «Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении в свете постановления ЦК КПСС «О дальнейшем… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- I. Уровень социально-психологического развития группы и проблема активности личности
- 2. Статус подростка в группе и оценка им её психологического климата
- 3. Психологические особенности проявления активности личности в подростковом возрасте
- Глава II. ГИПОТЕЗЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЩЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- I. Гипотезы и задачи исследования
- 2. Объект и организация исследования
- 3. Методы исследования
- Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- I. Влияние уровня развития группы на её отношение к индивидуальной активности разно статусных подростков
- 2. Индивидуальная активность подростка и её связь с оценкой социально-психологического климата групп разного уровня развития
- ВЫВОДЫ
- РЕКОМЕНДАЦИИ
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, 656с.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41, с.298−318.
- Ленин В.И. Философские тетрада. Полн.собр.соч., т.29, с. 3−622.
- Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1881^ - 223с.
- Крупская Н.К. Методологические заметки. Педагогические сочинения в 10-ти т. — Ш, 1959, т. З, с.552−560.
- Крупская Н.К. 0 школьном самоуправлении. Педагогические сочинения в 10-ти т. — М., 1959, т.1, с.168−177.
- Крупская Н.К. Пионердвижение как педагогическая проблема. -Педагогические сочинения в 10-ти т. М., 1959, т.5, с.205−208.
- Макаренко А.С. О личности и обществе. Педагогические сочинения в 7-ми т. — М.: АПН, 1958, т.7, с. П-16.
- Макаренко А. С. Опыт методика работы детей трудовой колонии. -Педагогические сочинения в 7-ми т.- М. :АПН, 1958, т.5,с. 461−495.
- Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. -Педагогические сочинения в 7-ми т. М.: АПН, 1958, т. 5, с.109−229.
- Сухомлинский В.А. Цудрая власть коллектива. М., 1975,-239с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979,-344с.
- Абульханова-Славская К.А. Социально-психологические аспекты активности личности.- В кн.: Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983.-с.7−22.
- Азаров В.И. Проблема диагностика импульсивности как фактора индивидуальных различий в зарубежной психологии.- В сб.: Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1979. — с.34−42.
- Азаров Ю.П. Проблемы педагогического руководства и самодеятельности воспитания школьников в школе-интернате: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М&bdquo- 1962, — 21с.
- Активизация учебной деятельности. М.: МГУ, 1982.- Г75с.
- Александров Г. Н., Гареев В. М., Шарапов Ф. В. Психолого-педа-гогические проблемы повышения академической активности студентов. В кн.: Проблемы повышения академической активности студентов. — Уфа, 1981. — с.3−10.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- I., 1968, — 337с.
- Андреева Г. М. Социальная психология.-М., 1980. 416с.
- Антонюк В.И., Зотова О. И., Моченов Г. А., Шорохова Е. В. Проблема социально-психологического климата в советской социальной психологии. В вн.: Социально-психологический климат коллектива — М.: Наука, 1979. — с.5−25.
- Антонюк В.И., Моченов Г. А. Исследование социально-психологического климата научных и инженерных коллективов. В кн.: Социально-психологический климат коллектива.- М.: Наука, 1979. — с.146−155.
- Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни. М.: Ейсшая школа, 1980. — 184с.
- Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, — 175с.
- Арбенина В.Л. Уровень социальной зрелости коллектива как фактор развития социальной активности личности. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. — М., 1980.- с. 18−19.
- Арзамасцева Н.И. Честь и достоинство как стимулы развития активности подростков в учебно-воспитательном процессе. -Советская педагогика, 1979, Л 4, с.26−30.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 151с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 104с.
- Артемьева Т.А. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. с.67−86.
- Беленький В.Х. В.И.Ленин об активности народных масс. -Красноярск: Знание, 1969. 62с.
- Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. В кн.: Социальная психология личности. М.: Наука, 1979, — с-35−62.
- Богданова Т.П. Труд и социальная активность молодежи. М.: Мысль, 1972. — 240с.
- Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социаль-но-психологической подготовки. Вестник МГУ, Серия психологии, 1977, J§ I, с.53−61.
- Богоявленская Н.А., Матвейчик З. И. ^гностика интеллектуальной активности у детей. В кн.: Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974. — с.24−25.
- Бодалев А.А., Ломов Б. Ф., Матюшкин A.M. Психологическая наука реформе школы. Вопросы психологии, 1984,? 3, с. 12−24.
- Бондаревская Е.В. Воспитание общественной активности у учащихся старших классов школы-интерната: Автореф. дада. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1963. — 19с.
- Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии. -В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. с.45−62.
- Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности.-М., 1971. 48с.
- Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки. -Вопросы психологии, 1956, Jfc I, с. 19−33.
- Вичев В. Мораль и социальная психика.- М.: Прогресс, 1978. -360с.
- Водзинская В, В. Активность личности в сфере досуга. В кн.: Активность личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1976. — с.258−276.
- Вопросы общественной активности масс и развития политической организации советского общества. Материалы научной конференции. Харьков, 1968. — 200с.
- Воробьев Ю.П. О соотношении активности и деятельности. В сб.: Смщулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодежи. Владимир, 1970. — с.27−31.
- ЕЬсоцкий А. И. Психологическая структура волевой активности и её динамика в школьном возрасте. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. — с. 48−49.
- Генинг Т.Б. К вопросу об уровнях учебно-познавательной активности учащихся. В сб.: Пути формирования активной жизненной позиции учащихся. Красноярск, 1981. — с. 51−53.
- Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. — 296с.
- Голофаст В. Б.* Элементы социологической теории молодежи. В кн.: Человек и общество. Л.- Изд-во ЛГУ, 1969, Выпуск 6, с.13−23.
- Горелова Т.П. Производственный коллектив и его роль в воспитании сознательного отношения личности к труду: Автореф. дисс.4. канд. филос. наук. М., 1967. — 21с.
- Гранкин П.С. Об активизации общественной и познавательной деятельности учащихся в условиях школы в продленным днем. -В сб.: Стимулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодежи. Владимир, 1970. с.39−41.
- Гребеньков В.А. Влияние самооценки и взаимооценки на волевую активность школьников в группе. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. — с.62−63.
- Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов. В кн.: Психология производству и воспитанию. I.: Изд-во ЛГУ, 1977. — с. 19−24.
- Данилин К.Е. Анализ рефлексивных структур при исследовании малых групп. В сб.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — с. 109−126.
- Дичковская Л.Н., Обозов Н. Н., Кучинский Г. М. Проблемы коммуникативной деятельности студентов. В кн.: Студент и его деятельность. Шнек: Изд-во ЕГУ, 1978. — с*94−141.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности.- М., 1979.- 128с.
- J^-савицкий А. К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. Вопросы психологии, 1983, ft I, с.58−65.
- Ершов А.А., Березин Б. А., Голышев А. И. О социально-психологи-ческом климате коллективов ИТР. В кн.: Психология производству и воспитанию. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — с.30−36.
- Жвания Д. К. Роль спорта в формировании всесторонне развитого человека: Автореф. дисс.канд.под.наук.- Тарту, 1975.- 27с.
- Жилина Л.Н., Фролова И. Г. Проблемы потребления и воспитания личности. М.: Мысль, 1969. — 175с.
- Зайцева Е.М. Об актуализации одного из видов лидерства в группе. В сб.: Соадально-психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978. — с.121−125.
- Зайцева Е.М. Соотношение общественной активности и лидерства в контактной группе. В сб.: Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Ярославль, 1977. — с. 103−108.
- Золотнякова А.С., Рогов В. И. Некоторые вопросы самопознания личности в связи с разработкой проблем тренинговой группы.-Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1981, с.92−100.
- Зосимовский А.В. Воспитание общественной активности у школьников-подростков: Автореф. дисс.канд.пед.наук.-М., I960, 16с.
- Зотова О.И., Кольцова В. А. Социально-психологический климат коллектива. Вопросы психологии, 1977, ЖЗ, с. 184−189.
- Ильин О.А. Психологическое исследование структуры малой группы в юношеском спорте: Автореф. дисс. канд. псих, наук.-М., 1976. 14с.
- Ительсон Л.Б. Проблемы современной педагогической психологии. М&bdquo-, 1970. — 55с.
- Ишутина Т.А. Совершенствование социально-психологического климата производственного коллектива как фактор активизацииучастия трудящихся в управлении производством: — Дисс. канд. филос. наук. Свердловск, 1978. — 175с.
- Каверин С.Б. Психологические механизмы влияния отношений в спортивной деятельности на формирование личности. Дисс. канд. псих. наук. — Тамбов, 1978. — 163с.
- Кйширин В.П. Исследование социально-психологических проблем самоутверждения личности. Социологические исследования. 1979, Л 2, с.82−89.
- Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1972, — 26с.
- Коган Л.Н. Социальное планирование: работа, образование, быт.-М.: Политиздат, 1970. 87с.
- Козлова Т.З., Шаленко В. Н. Конфликтная ситуация в структуре социально-психологического климата научного коллектива. В id.: Планирование и управление в научных коллективах. М.: Наука, 1981. — с, 93−108.
- Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 264с.
- Коломинский Я.1. Психология взаимоотношений в малых группах.-Минск, 1976. 350с.
- Кольцова В.А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения. В кн.: Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — с.60−79.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1975. — 175с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
- Кондратов P.P. Общение и развитие личности в учебной деятельности. В сб.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: АПН СССР, 1979. — с.117−122.
- Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей.-Дисс. канд. псих. наук. М., 1983. — 182с.
- Кэнникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. М.: АПН СССР, 1957. — 400с.
- Коростелев А.Ю. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников. Вопросы психологии, 1980, & 4, 0.112−117.
- Косарев А. С. Общественная активность сельских юношей. В кн.: Общественная активность личности и группы школьников. Курск, 1970. — с.6−26.
- Косев И. Влияние оценки и гласности результатов социалистического соревнования на социально-психологический климат коллектива. В кн.: Социально-психологический климат коллектива. М.: Наука, 1979, — с.76−82.
- Краткий психологический словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985, — 431с.87. 1фичевский Р. Л. Динамика группового лидерства. Вопросы психологии, 1980, № 2, с. 42−52.
- Кроник А.А. Психологические механизмы межличностного оценивания статуса в контактных группах. Дисс. канд. псих, наук.-М., 1978, — 219с.89. фупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека. Вопросы психологии, 1984, № 3, с.25−32.
- Крупнов А.И., Фадеев В. В. Предвидение результатов деятельности как показатель психологической активности и возможные пути его изучения. В сб.: Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976. — с.42−55.
- Кряжева Н.К. Социально-психологические факторы адаптированнос-ти рабочего на производстве. В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — с.203−213.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии.- Л., 1967.- 173с.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. П. Руководитель и коллектив: социально-психологический очерк.- Л.:ЛГУ, 1974.- 167с.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Свенцацкий А. Л. Социальная психология и социальное планирование. В кн.: Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — с.3−19.
- Кузьмина З.В. Исследование самооценки личности в условиях успеха и неудачи. Новые исследования в психологии. 1979, М I, с.21−22.
- Кульчицкая Е.И. Положение подростка в различных коллективах иего поведение. В сб.: Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972. — с.62−68.
- Лапина Т. С. Этика социальной активности: личности. М.: Высшая школа, 1974. — 112с.
- Левин А.Я. Социологические и социально-психологические проблемы управления. Горький, 1973. — 70с.
- Левкович В. П. Моральная регуляция поведения и активность личности.- В кн.:Социальная психология личности.М.: Наука, 1979.-с.63−84.
- Лийметс Х.Й. О факторах социометрического статуса в школьном классе. В кн.: Материалы У1 конференции психологов Прибалтики. Рига, 1970. — с.197−199.
- Лжнгарт И., Перлаки И. Модель активного социального учения. -Вопросы психологии, 1977, № 6, с.30−39.
- Липский В.И., Мордкович С. В. Активная жизненная позиция: факторы и их взаимосвязь. В сб.: Формирование активной жизненной позиции. /Под ред. В. И. Липского, Челябинск, 1981.- 185с.
- Лисенкова Л.Ф. Психология труда и профессиональная этика в кооперативной торговле.- М.: Экономика, 1980. 168с.
- Личность и группа. М., 1971. — 195с.
- Лишин О.В. Психологические особенности включения подростков в организационно-общественную деятельность. В сб.: Психологические проблемы общественно-полезной деятельности подростков. /Под ред. Д. И. Фельдштейна, М.: АПН СССР, 1980.- с.87−116.
- Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу. -Дисс.канд.псих.наук. М., 1978. — 219с.
- Лунева О.В. Контактная груши и активность личности. В сб-: Социально-психологические проблемы личности и коллектива. toycK 48, Ярославль, 1977. — с.130−133.
- Лутошкин А.Н. Изучение зависимости характера взаимоотношенийв группе от психодинамических особенностей личности. В сб.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973. — с.97−98.
- НО. Лутошкин А. Н. Системная модель коллектива и некоторые принципы исследования групповых эмоциональных потенциалов. В сб.:
- Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Ярославль, Выпуск 48, 1977. с.20−38.
- Магун В. С. О связях самооценка социометрического статуса с психофизиологическими и психологическими показателями состояния студентов на экзамене. В сб.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973.- с.98−99.
- Максакова В.И., Мудрик А. В. Личность как субъект влияния на коллектив. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. — с. I51−152.
- ИЗ. Манько Ю. В. Активная жизненная позиция личности. В кн.: Научно-техническая революция и социальная психология. М.: Наука, 1981. — с.68−76.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96с.
- Материалы Межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства коммунизма. Рфрск, 1980. — с.31−143.
- Махлах Е.С. Соревнование как условие эффективной самореализации личности в коллективе. В кн.: Социально-психологические аспекты социалистического соревнования. М. :Нйука, 1977. — с.40−50.
- Медведев П.Г. Многоплановость студенческой деятельностикак фактор коллективообразования. Дисс. канд. псих, наук.-М., 1980, — 122с.
- Мерлин В. С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. В кн.: Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — с.242−260.
- Мир детства: подросток. /Под ред. А. Г. Хрипковой, М.: Педагогика, 1982. 432с.
- Мнушкина А.В. Особенности личностных оценок лидера цри изменении его статуса в учебной группе. .йисс-:. канд. псих, наук. — М., 1978. — 149с.
- Молканова Т.А. Личность и активность её общения. В кн.: Некоторые социальные проблемы формирования и развития молодежных коллективов. Тула, 1975. — с.21−40.
- Морцкович В.Г. Общественно политическая активность трудящихся.: Автореф. дисс.докт.филос.наук.- М.: ИСИ, 1974.- 34с.
- Морозов А.С. Анализ иерархического строения групповой активности. В кн.: Психологическая теория коллектива. /Под ред. А. В. Петровского, М., 1979,-с.160−186.
- ЭДудрик А.В. О воспитании старшеклассников.- М.: Просвещение, 1981. 176с.
- Неупокоева Н.М. Особенности формирования личности младшего школьника в условиях школы-интерната. В сб.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1979. — с.122−126.
- Ночевник М.Н. Социально-психологический климат коллектива как фактор воспитания. Вопросы философии, 1978, № 8, с.16−27.
- Обозов Н.Н. Динамика межличностных отношений студентов и её связь с экстраверсией и нейротизмом. В сб.: Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, Выпуск 13, 1973. — с.149−154.
- Общественная активность иолодежи. М.: Молодая гвардия, 1970. — 176с.
- Ольшевский С.И. К вопросу о структуре интегрального статуса личности. В сб.: Актуальные и теоретические проблемы и прикладные разработки современной психологии. Каев, 1974. -с. 46−48.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. -М., 1981. 192с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-йпсихологического тренинга. М. :Изд-во МГУ, 1982.-168с.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. -Избранные труды.-- М.: Педагогика, 1984. 272с.
- Петровский А.В. К построению социально-психологической теорииколлектива. Вопросы философии, 1973, № 12, с.71−81.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода. Вопросы психологии, 1981, № I, с.57−66.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982. — 256с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии, — Вопросы психологии, 1984, № 4, с. 15−29.
- Петровский А.В. «Решетка противостояния позиций» как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений. Вопросы психологии, 1985, № 2, с.32−38.
- Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства.- Вопросы психологии, 1980, № 2, с.29−41.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. Вопросы философии, 1982, $ 3, с.44−54.
- Петровский А.В., 1уревский М.А. Размер группы как социально-психологическая проблема. Вопросы психологии, 1979, № 4,с. 36−46.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978. — 176с.
- Петровский В.А. К пониманию личности в психологии. Вопросы психологии, 1981, 2, с.40−46.
- Петровский В.А. К психологии активности личности. Вопросы психологии, 1975, Jfc 3, с.26−38.
- Петухова И.А. О роли специфических способностей и интеллектуальной инициативы в структуре музыкальной одаренности. -В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.:АПН СССР, 1976. с.4−11,
- Платонов К.К. Психологический климат на производстве. Социалистический труд, 1976, № II, с.96−99.149 150 151 152,153,154,155,156,157,158,159,160,161.162,
- Полонский И.О. Внешкольное общение как фактор формирования подростков и юношей. В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. — с.52−68.
- Полонский И.О. Некоторые социально-псжхологические факторы организаторской деятельности в стихийных группах подростков. -В сб.: Общественная активность личности и группы школьников. Курск, 1970. с. 48−62.
- Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач. В кн.: Проблема общенжя в психологии. М.: Наука, 1981. — с.79−91.
- Проблемы повышения академической активности студентов. Уфа, 1981. — 178с.
- Пряденин А.П., Крупнов А. И. К понятию активность. В сб.: Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976. — с.5−13.
- Психологическая теория коллектива.- М.:Педагогика, 1979.-240с
- Ратников В.П. Коллектив как социальная общность.- М.: Изд-во МГУ, 1978. 216с.
- Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д, 1975. — 298с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 704с.
- Русалинова А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах.- В кн.: Социально-пси хологический климат коллектива. М.: Наука, 1979. с.117−134.
- Русалинова А.А. Теория коллектива в советской психологии. -В кн.: Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования. Л., 1979. с.174−185.
- Рыбаков А.И., Синюк А. И. Методологические принципы формирования социальной активности студентов в педагогических вузах.-В сб.: Пути формирования коммунистической убежденности и активной жизненной позиции студентов. Свердловск, 1983.- с. 48−53
- Сарсенбаева Б.И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности. Вопросы психологии, 1981,? 4, с.124−126.
- Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. — 120с.
- Свендацкий А.Л. Социально-психологический климат первичного * производственного коллектива как объект исследования. В кн.: Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — с.20−28.
- Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе. -Социологические исследования, 1980, Jfe 3, с.44−51.
- Скомаровский Г. С. Методологические проблемы исследования социально-психологического климата первичного трудового коллектива.- Дисс. канд. филос. наук. Томск, 1982. — 158с.
- Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста. М.: Молодая гвардия, 1929. — 334с.
- Смирнов М.И. Формирование коллективиста в труде. В кн.: Воспитание коллективиста. йаров: ГПИ им. Ленина, 1973.-с.25−30.
- Соболь А.П. Исследование некоторых динамических характеристик активности мотивов.- В сб.: Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976. с.30−34.
- Социальная психология. /Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. 1975. — 320с.
- Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Тезисы докладов У съезда психологов СССР. — М., 1977. — 201с.
- Табунов Н.Д. Социальные законы формирования личности.- В кн.: Проблемы личности. М., 1970. с.261−280.
- Тихомирова В.Л. Психологические особенности ученического коллектива школы-интерната спортивного профиля. Дисс. канд. псих. наук. — М., 1982. — 137с.
- Тощенко Ж.Т. Комплексный подход к воспитательной работе.1. М., 1979. I12с.
- Тригер Р.Д. Некоторые особенности взаимоотношений младших подростков. Вопросы психологии, 1968, J& 6, с.87−95.
- Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л.: Йзд-во ЛГУ, 1980. — 120с.
- Ульяницкая А. С. Роль общественного мнения детского коллектива в стимулировании общественно-полезной деятельности подростков. В сб.: Психологические проблемы общественно-поле з-ной деятельности. М.: АПН СССР, 1980. — с.144−150.
- Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. В кн.: Коллектив и личность. М., 1975. — с.77−87.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.- М.: Просвещение, 1980. 160с.
- Ургопин А.И. Всестрроннее и гармоничное развитие личности в процессе строительства коммунизма: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1963. 20с.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся. Собр.соч., т. 6, с.237−336.
- Ушинский К.Д. Сжатый учебник педагогики. Собр. соч., т. 10, с. 364−624.
- Фелифоров Н. Социально-психологический аспект управления.-Алма-Ата, 1974. 144с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности. М.: Педагогика, 1982. — 224с.
- Фролова М.И. Социально-психологические аспекты эффективности руководства спортивным коллективом: Автореф. дисс-. канд. псих. наук. М., 1978. — 24с.
- Ханин Ю.Л. Эмоциональное состояние личности в коллективе.- В сб.: Проблемы детской и педагогической психологии. М., 1976.-с.20−22.
- Ханин Ю.Л., Буланова Г, В. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития. Вопросы психологии, 1981, Jfc 5, с. 124−129.
- Хворов В.П. К определению социальной активности личности.-В сб.: Стимулы и мотивы познавательной деятельности учащейся молодежи. Владимир, 1970. с. 164−168.
- Христова И.И., Комаров Е. Г., Ищенко Т. В. Пути формирования социальной активности личности при социализме. М.: Мысль, 1972, — 141с.
- Ценциппер А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. В сб.: Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. М., 1970. — с.94−105.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физ^льтура и спорт, 1985. — 160с.
- Цимбалюк В.Д. Социально-психологический климат коллектива. -Вопросы психологии, 1983, № 4, с.163−164.
- Чебунин А.И. Управление социально-психологическим климатом в трудовом коллективе. Киев, 1981. — 15с.
- Чеснокова В.И. Мотивы социальной активности студенческой молодежи. В кн.: Проблемы духовной жизни социалистического общества. Л.: Изд-во ЛПЭД, 1976. — с. 135−144.
- Шакуров Р.Х. К категориальному аппарату социальной психологии. Вопросы психологии, 1972, № 5, c. IOI-III.
- Шаматова O.K. Спортивный коллектив как малая социальная группа: Автореф. дисс.канд.филос.наук. Тбилиси, 1978. — 24с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208с.
- Шанин Е.А. Методика экспериментального исследования интегра-тивной функции речи школьника организатора. В сб.: Общественная активность личности и группы школьников. Курск, 1970. — с.77−88.
- Щумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. — 152с.
- Юркевич B.C. Экспериментальное исследование «реакции на новизну» как проявление умственной активности. В сб.: Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974.с.198−200.
- Якобсон П.М. Социально- психологические проблемы воспитания личности в коллективе. В кн.: Коллектив и личность. М., 1975. — с.96−104.
- Яковлев В.А. Воспитательные возможности ученического коллектива на разных уровнях развития. Советская педагогика, 1979, Я 6, с.60−64.
- Якунин В.А. Различия в индивидуально-психологических характеристиках личности студентов с противоположным социально-психологическим статусом в группе. В сб.: Психология производству и воспитанию. I., 1977. — с. 170−177.
- Якутов В. Д. Взаимоотношения в первичном коллективе как условие комплексного воспитания личности. В кн.: Пути внедрения результатов социально-психологических исследований в практику коммунистического воспитания. Минск, 1979, — с.302−303,
- Bradford. L.P. Membership and learning process in T-group theory and laboratory method, H.Y., 1964. p.209−213.
- Clement D.S. Learning and retention in studentled discussion groupsx The Journal of social psychology, 1971, И 84, p.279 285.
- David К.Ы. Generalisation of operant conditioning of verbal output in three-man discussion groups- The journal of social psychology, 1972, 1187, p.243−249.
- Wisher A.B. The process of decision modification in small discussion groups The journal of communication.1970, К 20, p.31— 63.213* Gibb J.R. The present status of t-group theory -in T-group theory and laboratory method. h.Y. 1964, p. 170−182.
- Gibb J.R. Climate for trust formation -in T-group theory and laboratory method, N.Y. 1964. p.298−302.
- Harrow M., Astachan B. The T-group and study group laboratory experiences- The journal of social psychology.1972.U 88.p.252−260.
- Higbee K.L. Group risk taking in military decision- The journal of social psychology, 1971, К 85. p.205−211.
- Levin K. Group decision and social change -in Basic studies in social psychology, N. Y., 1965, p.59−84.
- Landgren D.C. Attitudinal and behavioral correlates of emergent status in training groups -T-group theory and laboratory method. N.Y. 1964.p.106−124.
- Shephard H.A. Explorations in observant participation -T-group theory and laboratory method- N.Y. 1964.p.370−385.
- Whitman R.M. Psychodynamic principles under lying T-group process in T-group theory and laboratory method. N.Y. 1964. p.310−334.