Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Активность подростка в системе коллективных взаимоотношений в спортивных командах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

АпробацияТО^Т^таОсновные результаты исследования апробированы на У Всероссийской конференции «Управление процессом подготовки спортсменов» (г, Ленинград, 1978), на Всесоюзной конференции «Личность в системе коллективных отношений» (г. Курск, 1979), на Республиканской конференции «Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении в свете постановления ЦК КПСС «О дальнейшем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • I. Уровень социально-психологического развития группы и проблема активности личности
    • 2. Статус подростка в группе и оценка им её психологического климата
    • 3. Психологические особенности проявления активности личности в подростковом возрасте
  • Глава II. ГИПОТЕЗЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЩЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • I. Гипотезы и задачи исследования
    • 2. Объект и организация исследования
    • 3. Методы исследования
  • Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • I. Влияние уровня развития группы на её отношение к индивидуальной активности разно статусных подростков
    • 2. Индивидуальная активность подростка и её связь с оценкой социально-психологического климата групп разного уровня развития
  • ВЫВОДЫ
  • РЕКОМЕНДАЦИИ

Активность подростка в системе коллективных взаимоотношений в спортивных командах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Как отмечается в важнейших партийных документах, одной из главных забот КПСС является работа с молодежью, осуществление задачи «способствовать формированию поколения людей политически активных, знающих дело, любящих труд и умеющих работать, всегда готовых к защите своей Родины» (5) • Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает советских педагогов именно на развитие этих качеств личности* Без подобной четко осознаваемой ориентации поистине невозможно формирование зрелого, высокообразованного, профессионально подготовленного и активного гражданина развитого социалистического общества, которому предстоит жить и трудиться в следующем веке* Воль, которую отводит школьная реформа учебно-воспитательным коллективам в оказании помощи учащимся при выборе ими дальнейшего жизненного пути и профессионального самоопределения требует изучения того, каким образом складывается единство коллектива, формируется активность его членов.

Анализ литературы показывает, что материалы исследований активности личности недостаточно освещают психолого-педагоги-ческий аспект проблемы, и, несмотря на свое исключительно важное значение, вопрос о развитии и регуляции активности и инициативы членов коллектива остается недостаточно разработанным.

Актуальность изучения межличностных отношений в сообществах подростков обусловлена тем, что именно в этом возрасте особенно интенсивно протекает процесс формирования личности молодого человека в груше сверстников. Позитивное отношение группы к инициативе каздого члена коллектива не только позволяет поддержать и развить их индивидуальность, но и дает возможность целенаправленно формировать личность, способную в дальнейшем самостоятельно воздействовать на окружающих.

Разнообразие возможных объединений подростков и огромный спектр особенностей человеческой личности определяет очевидную важность и своевременность задачи создания такой модели группового взаимодействия, которая бы позволила раскрыть и творчески развить индивидуальные потенции всех членов группы.

Отношение группы к проявляемой подростком активности оказывает большое влияние на его удовлетворенность своим положением в ней и, следовательно, на его оценку социально-психологи-ческого климата данного сообщества. Все это указывает на необходимость психолого-педагогического анализа особенностей отношения группы к индивидуальной активности своих членов и тех субъективно оцениваемых последствий, которые оно вызывает у каждого индивида и у группы в целом.

Цель исследование состояла в том, чтобы на основе экспериментального материала выявить закономерности, характеризующие отношение подростковых групп разного уровня развития к проявлениям индивидуальной активности их членов в условиях решения групповой задачи, а также выяснить влияние этого отношения на оценку подростками социально-психологического климата в группах их принадлежности.

Научная новизна> В данном диссертационном исследовании, посвященном анализу особенностей индивидуальной активности членов подростковых групп разного уровня развития, рассматривались зависимости между статусными позициями подростков и характером проявляемой ими инициативы, а также отношением к ней со стороны этих сообществ, В результате экспериментального исследования были впервые выявлены принципиальные различия между группами высокого и относительно невысокого уровня развития как по характеру проявляемой их членами индивидуальной инициативы, так и по отношению подростковых сообществ к активности своих членов. Научное обоснование получает положение об эффективности включения в учебно-воспитательную работу с подростками групповых дискуссий, которые, будучи спещально организованы, могут не только дать информацию о характере межличностных отношений в сообществе, но и выступить в качестве одного из факторов коллективообразования.

Теоретической платформой данной диссертационной работы является теория деятельностного опосредствования межличностных отношений. Являясь логическим продолжением целого ряда работ, выполненных в ее русле, настоящее исследование отражает в то же время качественно новый этап развития стратометрической концепции, характеризующийся экстраполяцией основных идей теории коллектива в область изучения личности.

В работе используется адаптированная к задачам данного конкретного исследования процедура групповой дискуссии. Предложена оригинальная «шкала психологического климата» .

TfrflpnfflRFi Tfffrp пугаче ДА? WiTYОпираясь на экспериментальные данные, полученные в результате проведенного исследования, мы утверждаем: I) характер проявляемой индивидуальной активности подростками и отношение к инициативе своих членов со стороны групп их принадлежности детерминированы уровнем социально-психологического развития этих сообществ- 2) в группах высокого уровня развития низко статусные члены принимают участие в решении общегрупповых задач значительно более активно, чем та же категория подростков в группах относительно невысокого уровня развития- 3) в коллективах отношение к индивидуально проявляемой активности того или иного подростка не дет ершнировано его позицией во внутригрупповой статусной структуре, в то время как подобная зависимость характерна для групп относительно невысокого уровня развития.

Полученные в данном диссертационном исследовании результаты позволили выявить зависимость медду характером отношения подростковой группы к проявлениям индивидуальной активности ее членов и степенью удовлетворенности последних принадлежностью к данному сообществу.

ДрвВШЗОШ значимость цссдедрйзвда. Выявленные в работе закономерности, касающиеся проявлений индивидуальной активности членами подростковых групп разного уровня развития и отношения к этой инициативе со стороны сообществ, представляют несомненный практический интерес. Так, в работе показано, что успешное решение общегрушювой задачи далеко не всегда означает благополучное положение дел в подростковом сообществе. Воспитателю необходимо иметь четкое представление, каким путем группа пришла к желаемому результату. Полученные в диссертационном исследовании экспериментальные данные со всей очевидностью доказывают высокую информативность таких показателей, как характер индивидуальной активности членов подростковых групп и отношение этих сообществ к проявляемой их членами инициативе.

На основе установленных в исследовании закономерностей могут быть сфораулированы практические рекомендации по совершенствованию интрагрушювых взаимоотношений в подростковых спортивных командах, по изысканию резервов, которые бы гарантировали активное включение членов группы в общегрушювую деятельность, что имеет непосредственную связь с воспитанием коллективистской направленности личности.

Самостоятельную практическую значимость представляют собой разработанные методы исследования. Эти методы признаны ращонализаторскими предложениями и внедрены в практику психологических обследований юношеских спортивных команд, проводимых Ростовским областным врачебно-физкультурным диспансером, что дало определенный положительный эффект — позволило полнев диагностировать социально-психологические особенности этих спортивных групп".

АпробацияТО^Т^таОсновные результаты исследования апробированы на У Всероссийской конференции «Управление процессом подготовки спортсменов» (г, Ленинград, 1978), на Всесоюзной конференции «Личность в системе коллективных отношений» (г. Курск, 1979), на Республиканской конференции «Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении в свете постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (г. Гродно, 1980), на областной конференции «Социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (г. Востов-на-Дэну, 1982), на У1 Всесоюзном съезде Общества психологов СССР (г. Москва, 1983), на Всесоюзной конференции «Экспериментальные методы исследования личности в коллективе» (г. Даугавпилс, 1985),.

Ш материалам диссертации имеется 6 публикаций.

Структур^ Диссертация состоит из введения,.

вывода.

1. Спортивные группы высокого уровня развития предоставляют своим членам равные возможности для проявления активности, одинаково внимательно анализируя индивидуальную инициативу подростков вне зависимости от их положения в статусной структуре группы. Предоставляя возможность каждому индивиду оказывать существенное влияние на жизнедеятельность группы, коллектив способствует реализации каждым из своих членов важнейшей социогенной потребности — потребности в персонализации.

2. В группах, не достигших уровня развития коллектива, отношение к проявлениям индивидуальной активности подростков определяется положением последних во внутригрупповой статусной структуре. В группах этого типа подростки, обладающие высоким статусом, побуждая с позиции силы окружающих действовать в соответствии с выдвинутыми ими предложениями, практически единолично решают стоящие перед группой задачи, сильно сужая тем самым сферу самостоятельных действий индивидов с низким статусом, гася их активность и, в конечном счете, препятствуя удовлетворению ими потребности в персонализации.

3. Интенсивность проявлений индивидуальной активности подростками в ситуации решения общегрупповой проблемы определяется в сообществах разного уровня принципиально различными факторами. В группах, не достигших уровня развития коллектива, высоко статусные члены группы значительно чаще, чем низко статусные выступают с инициативными предложениями, в то время как низко статусные подростки нередко стремятся избежать участия в решении об-щегрупповых задач, с одной стороны, опасаясь личной ответственности за принимаемое решение, а с другой — не без основания предполагая отказ группы позитивно оценить их инициативу. В коллективах подобная закономерность не наблюдается. Более того, в ВР-группах высоко статусные подростки демонстрируют готовность предоставить низко статусным членам группы преимущественное право на участие в решении общегрупповых проблем, тем самым стимулируя их активность и предоставляя максимальные возможности для усиленной персонализации.

4. В группах разного уровня развития оценка СЖ индивидами детерминируется различными факторами. Так, в группах типа коллектива социально-психологический климат оценивается достаточно высоко, что определяется активным участием в жизнедеятельности сообщества практически всех без исключения подростков. В группах, не достигших уровня развития коллектива, оценка подростком СЖ зависит, в первую очередь, от его положения во внутри-групповой статусной структуре.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Тренерско-цреподавательскому составу ДЮСШ необходимо осуществлять планомерную диагностическую работу, направленную на определение характера межличностных отношений и СПК во вверенных им подростковых командах. Для реализации этой задачи может быть, в частности, применен (при соответствующей адаптации и специальной подготовке) комплекс экспериментальных методик и методических цриемов, использованный в диссертационном исследовании.

2. Тренерско-преподавательскому составу ДЮСШ для того, чтобы адекватно оценить возможности той или иной подростковой команды недостаточно ориентироваться лишь на конечный результат групповой деятельности, лишь на успешность решения общегрупповой задачи. Серьезное внимание следует обратить и на сам процесс принятия группой этого решения. Одними из важнейших показателей здесь оказываются проявления индивидуальной активности членов группы и отношение к такой индивидуальной активности со стороны сообщества подростков.

3. Руководству ДОСШ при выдвижении на ведущие позиции в системе самоуправления команды того или иного подростка необходимо учитывать его положение в неформальной статусной структуре, а также уровень развития межличностных отношений в группе. Бели в командах, являющихся подлинными коллективами, функции официального лидера имеет смысл доверять высокостатусным в неофициальной внутригрупповой иерархии подросткам, то в командах, не достигших уровня развития коллектива, подобное доверие порой может привести и к нежелательным последствиям. В этих группах неофициальный лидер, получив из рук воспитателя еще и властные полномочия, может начать использовать их в качестве инструмента поддержания своего собственного престижа даже в ущерб общекомандной деятельности и интересам своих товарищей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  2. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, 656с.
  3. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41, с.298−318.
  4. В.И. Философские тетрада. Полн.собр.соч., т.29, с. 3−622.
  5. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1881^ - 223с.
  6. Н.К. Методологические заметки. Педагогические сочинения в 10-ти т. — Ш, 1959, т. З, с.552−560.
  7. Н.К. 0 школьном самоуправлении. Педагогические сочинения в 10-ти т. — М., 1959, т.1, с.168−177.
  8. Н.К. Пионердвижение как педагогическая проблема. -Педагогические сочинения в 10-ти т. М., 1959, т.5, с.205−208.
  9. А.С. О личности и обществе. Педагогические сочинения в 7-ми т. — М.: АПН, 1958, т.7, с. П-16.
  10. А. С. Опыт методика работы детей трудовой колонии. -Педагогические сочинения в 7-ми т.- М. :АПН, 1958, т.5,с. 461−495.
  11. А. С. Проблемы школьного советского воспитания. -Педагогические сочинения в 7-ми т. М.: АПН, 1958, т. 5, с.109−229.
  12. В.А. Цудрая власть коллектива. М., 1975,-239с.
  13. В.А. Рождение гражданина. М., 1979,-344с.
  14. Абульханова-Славская К.А. Социально-психологические аспекты активности личности.- В кн.: Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983.-с.7−22.
  15. В.И. Проблема диагностика импульсивности как фактора индивидуальных различий в зарубежной психологии.- В сб.: Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1979. — с.34−42.
  16. Ю.П. Проблемы педагогического руководства и самодеятельности воспитания школьников в школе-интернате: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М&bdquo- 1962, — 21с.
  17. Активизация учебной деятельности. М.: МГУ, 1982.- Г75с.
  18. Г. Н., Гареев В. М., Шарапов Ф. В. Психолого-педа-гогические проблемы повышения академической активности студентов. В кн.: Проблемы повышения академической активности студентов. — Уфа, 1981. — с.3−10.
  19. .Г. Человек как предмет познания.- I., 1968, — 337с.
  20. Г. М. Социальная психология.-М., 1980. 416с.
  21. В.И., Зотова О. И., Моченов Г. А., Шорохова Е. В. Проблема социально-психологического климата в советской социальной психологии. В вн.: Социально-психологический климат коллектива — М.: Наука, 1979. — с.5−25.
  22. В.И., Моченов Г. А. Исследование социально-психологического климата научных и инженерных коллективов. В кн.: Социально-психологический климат коллектива.- М.: Наука, 1979. — с.146−155.
  23. Е.А. Социалистический образ жизни. М.: Ейсшая школа, 1980. — 184с.
  24. Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, — 175с.
  25. В.Л. Уровень социальной зрелости коллектива как фактор развития социальной активности личности. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. — М., 1980.- с. 18−19.
  26. Н.И. Честь и достоинство как стимулы развития активности подростков в учебно-воспитательном процессе. -Советская педагогика, 1979, Л 4, с.26−30.
  27. А.Г. Деятельность и установка.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 151с.
  28. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 104с.
  29. Т.А. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. с.67−86.
  30. В.Х. В.И.Ленин об активности народных масс. -Красноярск: Знание, 1969. 62с.
  31. М.И. Психологические проблемы социального развития личности. В кн.: Социальная психология личности. М.: Наука, 1979, — с-35−62.
  32. Т.П. Труд и социальная активность молодежи. М.: Мысль, 1972. — 240с.
  33. Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социаль-но-психологической подготовки. Вестник МГУ, Серия психологии, 1977, J§ I, с.53−61.
  34. Н.А., Матвейчик З. И. ^гностика интеллектуальной активности у детей. В кн.: Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974. — с.24−25.
  35. А.А., Ломов Б. Ф., Матюшкин A.M. Психологическая наука реформе школы. Вопросы психологии, 1984,? 3, с. 12−24.
  36. Е.В. Воспитание общественной активности у учащихся старших классов школы-интерната: Автореф. дада. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1963. — 19с.
  37. Л.П. Деятельность как объект социальной психологии. -В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. с.45−62.
  38. Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности.-М., 1971. 48с.
  39. А.В. Личность как предмет психологической науки. -Вопросы психологии, 1956, Jfc I, с. 19−33.
  40. В. Мораль и социальная психика.- М.: Прогресс, 1978. -360с.
  41. Водзинская В, В. Активность личности в сфере досуга. В кн.: Активность личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1976. — с.258−276.
  42. Вопросы общественной активности масс и развития политической организации советского общества. Материалы научной конференции. Харьков, 1968. — 200с.
  43. Ю.П. О соотношении активности и деятельности. В сб.: Смщулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодежи. Владимир, 1970. — с.27−31.
  44. ЕЬсоцкий А. И. Психологическая структура волевой активности и её динамика в школьном возрасте. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. — с. 48−49.
  45. Т.Б. К вопросу об уровнях учебно-познавательной активности учащихся. В сб.: Пути формирования активной жизненной позиции учащихся. Красноярск, 1981. — с. 51−53.
  46. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. — 296с.
  47. В. Б.* Элементы социологической теории молодежи. В кн.: Человек и общество. Л.- Изд-во ЛГУ, 1969, Выпуск 6, с.13−23.
  48. Т.П. Производственный коллектив и его роль в воспитании сознательного отношения личности к труду: Автореф. дисс.4. канд. филос. наук. М., 1967. — 21с.
  49. П.С. Об активизации общественной и познавательной деятельности учащихся в условиях школы в продленным днем. -В сб.: Стимулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодежи. Владимир, 1970. с.39−41.
  50. В.А. Влияние самооценки и взаимооценки на волевую активность школьников в группе. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. — с.62−63.
  51. Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов. В кн.: Психология производству и воспитанию. I.: Изд-во ЛГУ, 1977. — с. 19−24.
  52. К.Е. Анализ рефлексивных структур при исследовании малых групп. В сб.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — с. 109−126.
  53. Л.Н., Обозов Н. Н., Кучинский Г. М. Проблемы коммуникативной деятельности студентов. В кн.: Студент и его деятельность. Шнек: Изд-во ЕГУ, 1978. — с*94−141.
  54. А.И. Проблемы групповой сплоченности.- М., 1979.- 128с.
  55. J^-савицкий А. К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. Вопросы психологии, 1983, ft I, с.58−65.
  56. А.А., Березин Б. А., Голышев А. И. О социально-психологи-ческом климате коллективов ИТР. В кн.: Психология производству и воспитанию. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — с.30−36.
  57. Д. К. Роль спорта в формировании всесторонне развитого человека: Автореф. дисс.канд.под.наук.- Тарту, 1975.- 27с.
  58. Л.Н., Фролова И. Г. Проблемы потребления и воспитания личности. М.: Мысль, 1969. — 175с.
  59. Е.М. Об актуализации одного из видов лидерства в группе. В сб.: Соадально-психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978. — с.121−125.
  60. Е.М. Соотношение общественной активности и лидерства в контактной группе. В сб.: Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Ярославль, 1977. — с. 103−108.
  61. А.С., Рогов В. И. Некоторые вопросы самопознания личности в связи с разработкой проблем тренинговой группы.-Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1981, с.92−100.
  62. А.В. Воспитание общественной активности у школьников-подростков: Автореф. дисс.канд.пед.наук.-М., I960, 16с.
  63. О.И., Кольцова В. А. Социально-психологический климат коллектива. Вопросы психологии, 1977, ЖЗ, с. 184−189.
  64. О.А. Психологическое исследование структуры малой группы в юношеском спорте: Автореф. дисс. канд. псих, наук.-М., 1976. 14с.
  65. Л.Б. Проблемы современной педагогической психологии. М&bdquo-, 1970. — 55с.
  66. Т.А. Совершенствование социально-психологического климата производственного коллектива как фактор активизацииучастия трудящихся в управлении производством: — Дисс. канд. филос. наук. Свердловск, 1978. — 175с.
  67. С.Б. Психологические механизмы влияния отношений в спортивной деятельности на формирование личности. Дисс. канд. псих. наук. — Тамбов, 1978. — 163с.
  68. В.П. Исследование социально-психологических проблем самоутверждения личности. Социологические исследования. 1979, Л 2, с.82−89.
  69. В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1972, — 26с.
  70. Л.Н. Социальное планирование: работа, образование, быт.-М.: Политиздат, 1970. 87с.
  71. Т.З., Шаленко В. Н. Конфликтная ситуация в структуре социально-психологического климата научного коллектива. В id.: Планирование и управление в научных коллективах. М.: Наука, 1981. — с, 93−108.
  72. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 264с.
  73. Коломинский Я.1. Психология взаимоотношений в малых группах.-Минск, 1976. 350с.
  74. В.А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения. В кн.: Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — с.60−79.
  75. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1975. — 175с.
  76. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  77. P.P. Общение и развитие личности в учебной деятельности. В сб.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: АПН СССР, 1979. — с.117−122.
  78. М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей.-Дисс. канд. псих. наук. М., 1983. — 182с.
  79. Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. М.: АПН СССР, 1957. — 400с.
  80. А.Ю. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников. Вопросы психологии, 1980, & 4, 0.112−117.
  81. А. С. Общественная активность сельских юношей. В кн.: Общественная активность личности и группы школьников. Курск, 1970. — с.6−26.
  82. И. Влияние оценки и гласности результатов социалистического соревнования на социально-психологический климат коллектива. В кн.: Социально-психологический климат коллектива. М.: Наука, 1979, — с.76−82.
  83. Краткий психологический словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985, — 431с.87. 1фичевский Р. Л. Динамика группового лидерства. Вопросы психологии, 1980, № 2, с. 42−52.
  84. А.А. Психологические механизмы межличностного оценивания статуса в контактных группах. Дисс. канд. псих, наук.-М., 1978, — 219с.89. фупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека. Вопросы психологии, 1984, № 3, с.25−32.
  85. А.И., Фадеев В. В. Предвидение результатов деятельности как показатель психологической активности и возможные пути его изучения. В сб.: Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976. — с.42−55.
  86. Н.К. Социально-психологические факторы адаптированнос-ти рабочего на производстве. В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — с.203−213.
  87. Е.С. Основы социальной психологии.- Л., 1967.- 173с.
  88. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. П. Руководитель и коллектив: социально-психологический очерк.- Л.:ЛГУ, 1974.- 167с.
  89. Е.С., Волков И. П., Свенцацкий А. Л. Социальная психология и социальное планирование. В кн.: Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — с.3−19.
  90. З.В. Исследование самооценки личности в условиях успеха и неудачи. Новые исследования в психологии. 1979, М I, с.21−22.
  91. Е.И. Положение подростка в различных коллективах иего поведение. В сб.: Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972. — с.62−68.
  92. Т. С. Этика социальной активности: личности. М.: Высшая школа, 1974. — 112с.
  93. А.Я. Социологические и социально-психологические проблемы управления. Горький, 1973. — 70с.
  94. В. П. Моральная регуляция поведения и активность личности.- В кн.:Социальная психология личности.М.: Наука, 1979.-с.63−84.
  95. Х.Й. О факторах социометрического статуса в школьном классе. В кн.: Материалы У1 конференции психологов Прибалтики. Рига, 1970. — с.197−199.
  96. И., Перлаки И. Модель активного социального учения. -Вопросы психологии, 1977, № 6, с.30−39.
  97. В.И., Мордкович С. В. Активная жизненная позиция: факторы и их взаимосвязь. В сб.: Формирование активной жизненной позиции. /Под ред. В. И. Липского, Челябинск, 1981.- 185с.
  98. Л.Ф. Психология труда и профессиональная этика в кооперативной торговле.- М.: Экономика, 1980. 168с.
  99. Личность и группа. М., 1971. — 195с.
  100. О.В. Психологические особенности включения подростков в организационно-общественную деятельность. В сб.: Психологические проблемы общественно-полезной деятельности подростков. /Под ред. Д. И. Фельдштейна, М.: АПН СССР, 1980.- с.87−116.
  101. В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу. -Дисс.канд.псих.наук. М., 1978. — 219с.
  102. О.В. Контактная груши и активность личности. В сб-: Социально-психологические проблемы личности и коллектива. toycK 48, Ярославль, 1977. — с.130−133.
  103. А.Н. Изучение зависимости характера взаимоотношенийв группе от психодинамических особенностей личности. В сб.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973. — с.97−98.
  104. НО. Лутошкин А. Н. Системная модель коллектива и некоторые принципы исследования групповых эмоциональных потенциалов. В сб.:
  105. Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Ярославль, Выпуск 48, 1977. с.20−38.
  106. В. С. О связях самооценка социометрического статуса с психофизиологическими и психологическими показателями состояния студентов на экзамене. В сб.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973.- с.98−99.
  107. В.И., Мудрик А. В. Личность как субъект влияния на коллектив. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. — с. I51−152.
  108. ИЗ. Манько Ю. В. Активная жизненная позиция личности. В кн.: Научно-техническая революция и социальная психология. М.: Наука, 1981. — с.68−76.
  109. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96с.
  110. Материалы Межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства коммунизма. Рфрск, 1980. — с.31−143.
  111. Е.С. Соревнование как условие эффективной самореализации личности в коллективе. В кн.: Социально-психологические аспекты социалистического соревнования. М. :Нйука, 1977. — с.40−50.
  112. П.Г. Многоплановость студенческой деятельностикак фактор коллективообразования. Дисс. канд. псих, наук.-М., 1980, — 122с.
  113. В. С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. В кн.: Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — с.242−260.
  114. Мир детства: подросток. /Под ред. А. Г. Хрипковой, М.: Педагогика, 1982. 432с.
  115. А.В. Особенности личностных оценок лидера цри изменении его статуса в учебной группе. .йисс-:. канд. псих, наук. — М., 1978. — 149с.
  116. Т.А. Личность и активность её общения. В кн.: Некоторые социальные проблемы формирования и развития молодежных коллективов. Тула, 1975. — с.21−40.
  117. В.Г. Общественно политическая активность трудящихся.: Автореф. дисс.докт.филос.наук.- М.: ИСИ, 1974.- 34с.
  118. А.С. Анализ иерархического строения групповой активности. В кн.: Психологическая теория коллектива. /Под ред. А. В. Петровского, М., 1979,-с.160−186.
  119. ЭДудрик А.В. О воспитании старшеклассников.- М.: Просвещение, 1981. 176с.
  120. Н.М. Особенности формирования личности младшего школьника в условиях школы-интерната. В сб.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1979. — с.122−126.
  121. М.Н. Социально-психологический климат коллектива как фактор воспитания. Вопросы философии, 1978, № 8, с.16−27.
  122. Н.Н. Динамика межличностных отношений студентов и её связь с экстраверсией и нейротизмом. В сб.: Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, Выпуск 13, 1973. — с.149−154.
  123. Общественная активность иолодежи. М.: Молодая гвардия, 1970. — 176с.
  124. С.И. К вопросу о структуре интегрального статуса личности. В сб.: Актуальные и теоретические проблемы и прикладные разработки современной психологии. Каев, 1974. -с. 46−48.
  125. .Д. Социально-психологический климат коллектива. -М., 1981. 192с.
  126. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-йпсихологического тренинга. М. :Изд-во МГУ, 1982.-168с.
  127. А.В. Вопросы истории и теории психологии. -Избранные труды.-- М.: Педагогика, 1984. 272с.
  128. А.В. К построению социально-психологической теорииколлектива. Вопросы философии, 1973, № 12, с.71−81.
  129. А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода. Вопросы психологии, 1981, № I, с.57−66.
  130. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982. — 256с.
  131. А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии, — Вопросы психологии, 1984, № 4, с. 15−29.
  132. А.В. «Решетка противостояния позиций» как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений. Вопросы психологии, 1985, № 2, с.32−38.
  133. А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства.- Вопросы психологии, 1980, № 2, с.29−41.
  134. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. Вопросы философии, 1982, $ 3, с.44−54.
  135. А.В., 1уревский М.А. Размер группы как социально-психологическая проблема. Вопросы психологии, 1979, № 4,с. 36−46.
  136. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978. — 176с.
  137. В.А. К пониманию личности в психологии. Вопросы психологии, 1981, 2, с.40−46.
  138. В.А. К психологии активности личности. Вопросы психологии, 1975, Jfc 3, с.26−38.
  139. И.А. О роли специфических способностей и интеллектуальной инициативы в структуре музыкальной одаренности. -В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.:АПН СССР, 1976. с.4−11,
  140. К.К. Психологический климат на производстве. Социалистический труд, 1976, № II, с.96−99.149 150 151 152,153,154,155,156,157,158,159,160,161.162,
  141. И.О. Внешкольное общение как фактор формирования подростков и юношей. В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. — с.52−68.
  142. И.О. Некоторые социально-псжхологические факторы организаторской деятельности в стихийных группах подростков. -В сб.: Общественная активность личности и группы школьников. Курск, 1970. с. 48−62.
  143. Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач. В кн.: Проблема общенжя в психологии. М.: Наука, 1981. — с.79−91.
  144. Проблемы повышения академической активности студентов. Уфа, 1981. — 178с.
  145. А.П., Крупнов А. И. К понятию активность. В сб.: Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976. — с.5−13.
  146. Психологическая теория коллектива.- М.:Педагогика, 1979.-240с
  147. В.П. Коллектив как социальная общность.- М.: Изд-во МГУ, 1978. 216с.
  148. Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д, 1975. — 298с.
  149. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 704с.
  150. А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах.- В кн.: Социально-пси хологический климат коллектива. М.: Наука, 1979. с.117−134.
  151. А.А. Теория коллектива в советской психологии. -В кн.: Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования. Л., 1979. с.174−185.
  152. А.И., Синюк А. И. Методологические принципы формирования социальной активности студентов в педагогических вузах.-В сб.: Пути формирования коммунистической убежденности и активной жизненной позиции студентов. Свердловск, 1983.- с. 48−53
  153. .И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности. Вопросы психологии, 1981,? 4, с.124−126.
  154. А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. — 120с.
  155. А.Л. Социально-психологический климат первичного * производственного коллектива как объект исследования. В кн.: Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — с.20−28.
  156. Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе. -Социологические исследования, 1980, Jfe 3, с.44−51.
  157. Г. С. Методологические проблемы исследования социально-психологического климата первичного трудового коллектива.- Дисс. канд. филос. наук. Томск, 1982. — 158с.
  158. В.Е. Психология юношеского возраста. М.: Молодая гвардия, 1929. — 334с.
  159. М.И. Формирование коллективиста в труде. В кн.: Воспитание коллективиста. йаров: ГПИ им. Ленина, 1973.-с.25−30.
  160. А.П. Исследование некоторых динамических характеристик активности мотивов.- В сб.: Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976. с.30−34.
  161. Социальная психология. /Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. 1975. — 320с.
  162. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Тезисы докладов У съезда психологов СССР. — М., 1977. — 201с.
  163. Н.Д. Социальные законы формирования личности.- В кн.: Проблемы личности. М., 1970. с.261−280.
  164. В.Л. Психологические особенности ученического коллектива школы-интерната спортивного профиля. Дисс. канд. псих. наук. — М., 1982. — 137с.
  165. .Т. Комплексный подход к воспитательной работе.1. М., 1979. I12с.
  166. Р.Д. Некоторые особенности взаимоотношений младших подростков. Вопросы психологии, 1968, J& 6, с.87−95.
  167. Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л.: Йзд-во ЛГУ, 1980. — 120с.
  168. А. С. Роль общественного мнения детского коллектива в стимулировании общественно-полезной деятельности подростков. В сб.: Психологические проблемы общественно-поле з-ной деятельности. М.: АПН СССР, 1980. — с.144−150.
  169. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. В кн.: Коллектив и личность. М., 1975. — с.77−87.
  170. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.- М.: Просвещение, 1980. 160с.
  171. А.И. Всестрроннее и гармоничное развитие личности в процессе строительства коммунизма: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1963. 20с.
  172. К.Д. Родное слово. Книга для учащихся. Собр.соч., т. 6, с.237−336.
  173. К.Д. Сжатый учебник педагогики. Собр. соч., т. 10, с. 364−624.
  174. Н. Социально-психологический аспект управления.-Алма-Ата, 1974. 144с.
  175. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности. М.: Педагогика, 1982. — 224с.
  176. М.И. Социально-психологические аспекты эффективности руководства спортивным коллективом: Автореф. дисс-. канд. псих. наук. М., 1978. — 24с.
  177. Ю.Л. Эмоциональное состояние личности в коллективе.- В сб.: Проблемы детской и педагогической психологии. М., 1976.-с.20−22.
  178. Ю.Л., Буланова Г, В. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития. Вопросы психологии, 1981, Jfc 5, с. 124−129.
  179. В.П. К определению социальной активности личности.-В сб.: Стимулы и мотивы познавательной деятельности учащейся молодежи. Владимир, 1970. с. 164−168.
  180. И.И., Комаров Е. Г., Ищенко Т. В. Пути формирования социальной активности личности при социализме. М.: Мысль, 1972, — 141с.
  181. А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. В сб.: Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. М., 1970. — с.94−105.
  182. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физ^льтура и спорт, 1985. — 160с.
  183. В.Д. Социально-психологический климат коллектива. -Вопросы психологии, 1983, № 4, с.163−164.
  184. А.И. Управление социально-психологическим климатом в трудовом коллективе. Киев, 1981. — 15с.
  185. В.И. Мотивы социальной активности студенческой молодежи. В кн.: Проблемы духовной жизни социалистического общества. Л.: Изд-во ЛПЭД, 1976. — с. 135−144.
  186. Р.Х. К категориальному аппарату социальной психологии. Вопросы психологии, 1972, № 5, c. IOI-III.
  187. O.K. Спортивный коллектив как малая социальная группа: Автореф. дисс.канд.филос.наук. Тбилиси, 1978. — 24с.
  188. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208с.
  189. Е.А. Методика экспериментального исследования интегра-тивной функции речи школьника организатора. В сб.: Общественная активность личности и группы школьников. Курск, 1970. — с.77−88.
  190. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. — 152с.
  191. B.C. Экспериментальное исследование «реакции на новизну» как проявление умственной активности. В сб.: Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974.с.198−200.
  192. П.М. Социально- психологические проблемы воспитания личности в коллективе. В кн.: Коллектив и личность. М., 1975. — с.96−104.
  193. В.А. Воспитательные возможности ученического коллектива на разных уровнях развития. Советская педагогика, 1979, Я 6, с.60−64.
  194. В.А. Различия в индивидуально-психологических характеристиках личности студентов с противоположным социально-психологическим статусом в группе. В сб.: Психология производству и воспитанию. I., 1977. — с. 170−177.
  195. В. Д. Взаимоотношения в первичном коллективе как условие комплексного воспитания личности. В кн.: Пути внедрения результатов социально-психологических исследований в практику коммунистического воспитания. Минск, 1979, — с.302−303,
  196. Bradford. L.P. Membership and learning process in T-group theory and laboratory method, H.Y., 1964. p.209−213.
  197. Clement D.S. Learning and retention in studentled discussion groupsx The Journal of social psychology, 1971, И 84, p.279 285.
  198. David К.Ы. Generalisation of operant conditioning of verbal output in three-man discussion groups- The journal of social psychology, 1972, 1187, p.243−249.
  199. Wisher A.B. The process of decision modification in small discussion groups The journal of communication.1970, К 20, p.31— 63.213* Gibb J.R. The present status of t-group theory -in T-group theory and laboratory method. h.Y. 1964, p. 170−182.
  200. Gibb J.R. Climate for trust formation -in T-group theory and laboratory method, N.Y. 1964. p.298−302.
  201. Harrow M., Astachan B. The T-group and study group laboratory experiences- The journal of social psychology.1972.U 88.p.252−260.
  202. Higbee K.L. Group risk taking in military decision- The journal of social psychology, 1971, К 85. p.205−211.
  203. Levin K. Group decision and social change -in Basic studies in social psychology, N. Y., 1965, p.59−84.
  204. Landgren D.C. Attitudinal and behavioral correlates of emergent status in training groups -T-group theory and laboratory method. N.Y. 1964.p.106−124.
  205. Shephard H.A. Explorations in observant participation -T-group theory and laboratory method- N.Y. 1964.p.370−385.
  206. Whitman R.M. Psychodynamic principles under lying T-group process in T-group theory and laboratory method. N.Y. 1964. p.310−334.
Заполнить форму текущей работой