Социально-психологическая компетентность работников таможенной службы
Диссертация
Однако с ростом достижений растут и проблемы. Чтобы добиться таких преобразований, в таможенную систему в последние годы привлекались огромные человеческие ресурсы. Кадровая политика определялась тем обстоятельством, что до недавнего времени в стране не было ни одного учебного заведения по целевой подготовке специалистов для таможни. Поэтому приглашались работники из абсолютно различных областей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические проблемы исследования
- 1. 1. Понятие компетентности
- Изучение компетентности в рамках психологии управления
- 1. 2. Зарубежные исследования компетентности: понятия когнитивной компетентности и личной компетентности
- 1. 3. Основные подходы к изучению коммуникативной компетентности
- 1. 4. Основные подходы к изучению социальной компетентности
- Исследование понятий социального интеллекта и социально-психологической зрелости
- 1. 5. Социально-психологическая компетентность
- Глава 2. Программа экспериментального исследования
- 2. 1. Специфика профессиональной деятельности таможенника
- 2. 1. 1. Социально-психологические особенности деятельности пассажирской службы таможни
- 2. 1. 2. Социально-психологические особенности деятельности грузовой службы таможни
- 2. 2. Формулировка проблемы, постановка цели и задач, определение предмета и объекта исследования. Характеристика выборки
- 2. 3. Описание методов исследования
- 2. 3. 1. Методы пилотажного исследования
- 2. 3. 2. Методы основного эксперимента
- 2. 3. 3. Математические методы анализа и обработки данных
- 2. 4. Результаты пилотажного исследования
- 2. 1. Специфика профессиональной деятельности таможенника
- Глава 3. Анализ результатов основного эксперимента
- 3. 1. Анализ групп успешных и неуспешных сотрудников таможни с точки зрения их социально-психологической компетентности. Анализ средних
- 3. 1. 1. Анализ групп успешных и неуспешных сотрудников пассажирской службы
- 3. 1. 2. Анализ групп успешных и неуспешных сотрудников грузовой службы
- 3. 2. Корреляционный анализ
- 3. 2. 1. Результаты корреляционного анализа по выборке пассажирской службы
- 3. 2. 2. Результаты корреляционного анализа по выборке грузовой службы
- 3. 3. Факторный анализ
- 3. 1. Анализ групп успешных и неуспешных сотрудников таможни с точки зрения их социально-психологической компетентности. Анализ средних
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.-336с.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, 1994, т.14, № 4, с.39−55.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.- 240с.
- Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Р. Ф. Жуков.- СПб.: ЛИЭП, 1991, — 127с.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека в психологическом исследовании // Вопросы психологии. 1968, № 6, с.45−46.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.-380с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 380с.
- Андреева Г. М. Социальная психология.-М.: Аспект-пресс, 1996.- 375с.
- Андреева Г. М., Богомопова H.H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе.- М., 1978.- 270с.
- Анцыферова Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал, 1982, т. З, № 12, с.8−18.
- Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал, 1980, т.14, № 2.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал, 1993, т.14, № 2, с.3−16.
- Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук.-М., 1989.- 427с.192
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум.- М., 1982, с.140−143.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.- М., 1976,158с.
- Бобков В.Б. У американских таможенников во многом те же проблемы. // Таможенный вестник.-М.: Издание ГТК России, 1995, № 8−9.- с.46−52.
- П.Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности.- М., 1981.-159−177с.
- Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение с применением групповой формы обучения: Дисс. канд. психолог, наук.- Л., ЛГУ, 1987.- 209с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-176с.
- Ганзен В. А. Системный подход к определению нестрогих психологических понятий // Вестник ЛГУ. 1989.Сер.6, Вып.1.- с.44−49.
- Ганзен В.А., Головей Л. А. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Экспериментальная и прикладная психология. Личность и деятельность.- Л., ЛГУ, 1982. Вып.2.- с.3−11.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 494с.
- Голубева Социально-психологическая направленность личности как фактор, определяющий особенности поведения // Личность и группа.- Л., 1966.193
- Гришина H.B. Психология межличностного конфликта: Дисс. докт. психолог, наук.- СПб., СПбГУ, 1995.- 361с.
- Джерелиевская М.А. Социально-перцептивная компетентность в прогнозе эффективности работы риэлтеров // Всероссийская конференция «Психология и бизнес: тезисы" — СПб., 20−21 апреля 1998.- с. 41.
- Довба A.C. Профессия // Большая советсткая энциклопедия: В 30 т.- М.: Советская энциклопедия. 1975. Т.21.- с. 155.
- Донцов А.И., Жуков Ю. М., Петровская JI.A. Практическая социальнаяпсихология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию.- М.: Наука, 1994.- с.5−14.
- Емельянов Ю.Н. Активные методы психологической подготовки руководителей трудовых коллективов. // Трудовой коллектив как объект и субъект управления.- JL, ЛГУ, 1980.-119с.
- Емельянов Ю.Н. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива.- М.: Наука, 1983.- 240с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л., 1985.- 168с.
- Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие.- Л., ЛГУ, 1991.- 107с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности.: Дисс. докт. психолог, наук.- Л., ЛГУ, 1991.- 403с.194
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие.- Л., ЛГУ, 1983.-103с.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения.: Автореф. дисс. канд. психолог, наук.- М., 1989.
- Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях: Учебное пособие.- Л., ЛГУ, 1985.- 63с.
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Активные методы обучения общению в подготовке студентов-психологов. // Современные психологические проблемы высшей школы.- Л., 1985.
- Итоговый документ совещания руководителей таможенных органов Российской Федерации. // Таможенный вестник.- М.: Издание ГТК России, 1994, № 4−5.- с.51−52.195
- Каверина Р.Д. Психологическая системантика профессий типа „человек-человек“ в целях проф. ориентации.: Дисс. канд. психолог, наук- Л., ЛГУ, 1981 .-176с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность.- М.: Политиздат, 1974.- 328с.
- Капустина А.Н. Социально-психологическая диагностикапрофессиональных качеств личности.: Дисс. канд. психолог, наук.- Л., 1. ЛГУ, 1985.- 222с.
- Кашинова H.A. Особенности общения телефонисток и успешность профессиональной деятельности.: Дисс. канд. психолог, наук.- Л., ЛГУ, 1989.- 220с.
- Кидрон Формирование социальной компетентности при социальнопсихологическом тренинге. // Психологические условия социального взаимодействия. Ред. Верник.- Таллинн, 1983.
- Киссель A.A. Ценностно-нормативный аспект отношения к труду. // Социлогические исследования, 1984, № 1, с.47−54.51 .Китвель О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом.-Таллин, 1983.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 197с.
- Климов Е.А. Путь в профессию.- Л.: Лениздат, 1974.- 190с.
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности.:
- Дисс. Канд. Психолог, наук.- СПб., СПбГУ, 1995.- 210с.
- Круглов А. Каждый стремится до конца выполнить свой долг. // Таможенный щит России.- СПб. Вып.2, октябрь 1996.- с. 1.
- Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социальногоуспеха: Дисс. канд. психолог, наук.- СПб., СПбГУ, 1997.- 222с.
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основаниясистемного подхода // Психологический журнал. 1982, т. З, № 3, с.3−14.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии.- Л., 1967.- 173с.196
- Куницына В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции.- СПбГУ, 1995, с.34−36.
- Куницына В.Н. Трудности межличностного общения.: Автореф. дисс. доктора психолог, наук.- СПб., СПбГУ, 1991.- 38с.
- Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованияхю— М.: Прогресс, 1980.- 391с.
- Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии теории деятельности на современном этапе. // Развитие эргономики в системе дизайна. Тезисы доклада Всесоюзной конференции.- Боржоми, 1979, с.286−290.
- Лийметс Х.И. Место групповой работы среди других форм обучения // Советская педагогика и школа.- Тарту, 1971. Вып 5.- с.29−57.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. // Психологический журнал, 1981, т.2, № 5, с.3−22.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.- 447с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии, 1975, № 2, с.31−45.
- Майсурадзе Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров промышленности. // Научное управление обществом.- М., 1976. Вып 10.- с.277−311.
- Макшанов С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми в особых условиях.: Дисс. канд. психолог, наук.- Л., ЛГУ, 1991.- 200с.197
- Макшанов С.И. Психология в тренинге,— СПб.: Образование, 1997.- 238с.
- Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа Я в ситуации социального перелома. // Вопросы психологии, 1995, № 5, с.61−68.
- Мерлин B.C. Деятельность как опосредствующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности. // Проблемы интегрального исследования индивидуальности.- Пермь, 1978. Вып.2.- с. 15−40.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие.-Пермь, 1971.- 120с.
- Методологические проблемы социальной психологии. / Отв. ред. Е. Е. Шорохова.- М.: Наука, 1975.- 295с.
- Методы социальной психологии. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л., ЛГУ, 1977.- 175с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности.- Л.: Наука, Лен. Отделение, 1983.- 240с.
- Мясшцев В.А. Личность и неврозы.- Л., ЛГУ, I960.- 426с.
- Никифоров А .Г. Компетентность и ее значение в управлении производством. // Вестник МГУ.- М., 1973, № 3.
- Носкова О.Г. Метод опроса в исследовании работоспособности человека в эргономике.- В кн.: Проблемы инженерной психологии. Вып.4.- М.: Эргономика, 1979.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред.
- Г. М.Андреевой, Я. Яноушека.- М., 1987.- 301с. 82.0 дне таможенника РФ. // Таможенный вестник.- М.: Издание ГТК
- России, 1995, № 8−9.- с.1−7. 83. Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1989.-921с. 84.0бщая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.- 304с.198
- Панферов В.Н. К вопросу о функциональной структуре профессиональной деятельности клубных работников.- В кн.: Клубный работник: личность и деятельность.- Л.:ВПШК, 1980.-100с.
- Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологическихисследований: Дисс. докт. психолог, наук.- Л., ЛГУ, 1983.- 468с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.- М., 1971.348с.
- Парыгин Б.Д. Психологическая готовность в условиях перестройки. // Человек в системе наук. Отв ред. И. Т. Фролов.- М.: Наука, 1989.- 504с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М., МГУ., 1989.- 216с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей.- М.: Наука, 1972.- 312с.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А. А. Крылова.- Л., ЛГУ, 1990.- 272с.
- Профориентация и профотбор на рабочие профессии. / Под ред. М. В. Алишева.- М.: Высшая школа, 1987.
- Психологическое исследование общения / Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др.- М., 1985.- 344с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М.: Изд-во АН СССР, 1957.- 328с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946.- 704с.
- Рубинштейн С.Л. Предисловие. Психология, Движение и деятельность, 1. М., 1945.- с.3−5.
- Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советскойпсихологии.- М., 1945.- с.6−21.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е издание (Отв. ред.
- Е.В.Шорохова).- М.: Педагогика, 1976.- 416с.
- Рунион Р Справочник по непараметрической статистике.- М.: Прогресс, 1982.- 198с.
- ЮО.Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления.- Л., 1976.- 175с.199
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб., 1996.-349с.
- ЮЗ.Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности.- М., 1980.-176с.
- Социально-психологическая компетентность. // Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М., 1990.- с. 375.
- Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности.-М., 1988.
- Юб.Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов.-Л» ЛГУ, 1972.- 428с.
- Суходольский Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности. // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология (межвузовский сборник).- Л., ЛГУ, 1982.- с. 11−20.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961.- 536с. Ю9. Толковый словарь русского языка. // Под ред. Д. Н. Ушакова.- М.:
- Цветкова Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров:
- Дисс. канд. психолог, наук.- СПб, СПбГУ, 1995.- 168с. ПЗ. Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов.
- Братислава, 1988. Кн.1- 202с., кн.2- 239с.200
- Чикер В. А. Связь интеллектуальных особенностей личности с эффективностью деятельности инженеров.: Дисс. канд. психолог, наук.-Л., ЛГУ, 1981.- 246с.
- ПЗ.Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Наука, J 982.- 184с.
- Пб.Шамахов В Создана мощная система. Будем ее совершенствовать. // Таможенный щит России.- СПб., Октябрь 1996. Вып 2.- С. 2.
- Шаукенова З.К. Направленность личности руководителя: диагностика и коррекция (на примере руководителей среднего звена государственного предприятия): Дисс. канд. психолог, наук.- СПб., СПбГУ, 1995.- 194с.
- Шибутани Т. Социальная психология.- М., 1969.- 536с.
- Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения.- В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М.: Наука, 1976.- с.5−20.
- Яковлева Н.В. психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе.: Автореферат дисс. канд. психолог, наук.-Ярославль, 1994.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты.- Л., ЛГУ, 1988.- 160 с.
- Ярмухамедова Н.Д. Метод анализа конкретных ситуаций, как форма социально-психологического обучения руководителей.- Чимкент, 1983.-с.17
- Betz, N. and Hackett, G. Application of Self-efficacy Theory to Understanding Career Choice Behavior // Journal of Social and Clinical Psychology, 1986, V.4, pp.279−289.
- Burns, M. and Seligman, M. Explanatory Style, Halplessness, and Depression
- Handbook of Social and Clinical Psychology .-N.Y, 1991, pp. 267−284.
- Cattell D., Mental Test and Measurment.- Mind, 1980, Vol Л 5.201
- Festinger, L. A Theoretical Interpretation of Shifts in Level of Aspiration // Psychological Review, 49, pp.250−255.
- Handbook of Social and Clinical Psychology: the Health Perspective / Ed.C.R.Snyder, Donelson. R Forsith. N.Y.1991.
- Kirch, I. Early Research on Self-efficacy: What We Already Know Without Knowing We Knew // Journal of Social and Clinical Psychology, 1986, V.4,pp.339−358.
- Kolb D., Lublin S., Spoth J., Baker R. Strategic Management Development: Using Experiential Learning Theory to Assess and Develop Managerial Competencies Journal Managment Development- 1986, 5, n 3. pp. 13−24.
- Likert R. The Sample Interview Survey as a Tool of Research and Policy Formation.-In: The Policy Sciences. Stanford, 1951, pp.241−242.
- McClelland D. How Motives, Skills, and Values Determine What People Do // Americal Psychologist. 1985. № 4.- pp.812−825.
- Mehrabian A., Epstein N. A Measure of Emotional Empathy. Journal of Personality, 1972, Vol, 40, pp.525−543.
- Pfingsten U., Hintsch R. Gruppentraining Sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologie Verlag Union, 1991.
- Rotter J. Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforsment. //Psychological Monographs, 1966, 80(1), pp.1−28.
- Rotter J. Social Learning and Clinical Psychology. // Englewood cliffs, № 4:1. Prentice-Hill. 1984.
- Rubin, Rose-Kxasnor. Interpersonal Problem Solving and Social Competence in Children // Handbook of Social Development. N.Y., 1992.
- Soziale Kompetenz // R. Ullrich, R. Ullrich (Hrsg.). Munchen: Pfeiffer, 1978.202
- Ullrich R., Ullrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer Storungen. Das Assertiveness- Trainings- Programme ATP. Munchen: Pfeiffer, 1980.
- White R.K. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence // Psychological Review. Vol. 66. № 5.203