Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бредовые идеи. 
Патопсихология: симптомы и синдромы психических расстройств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ипохондрический бред (бред болезни) — непоколебимое убеждение лица в имеющемся у него, но не диагностированном, тяжелом или неизлечимом заболевании, унижающем человеческое достоинство или приводящем к инвалидности. Ипохондрический бред проявляется в ошибочных умозаключениях и жалобах о наличии заболевания (рак, сифилис, СПИД, «воспаление всех внутренностей», нарушение обмена веществ), поражения… Читать ещё >

Бредовые идеи. Патопсихология: симптомы и синдромы психических расстройств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее качественно выраженным расстройством мышления является бред.

Бредовые идеи (бред) — продуктивные расстройства, при которых возникают непоколебимые суждения и умозаключения, не соответствующие объективной реальности, не поддающиеся коррекции и нарушающие адаптацию больного в биологической и социальной среде.

Бред является формальным признаком психоза и, по мнению большинства исследователей, выступает одним из основных признаков психических заболеваний.

Бред входит в структуру большинства психотических синдромов.

От обычных человеческих заблуждений бред отличается следующим:

  • 1) он всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;
  • 2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;
  • 3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;
  • 4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки. Просто заблуждающийся человек при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений. Никакими фактическими доказательствами бредового больного разубедить не удастся.

Все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разделить на следующие группы:

  • 1) по психопатологической структуре и особенностям динамики:
    • — систематизированный (первичный, интерпретативный) бред;
    • — несистематизированный (вторичный, чувственный) бред;
    • — индуцированный (внушенный) бред;
  • 2) по содержанию (по теме бреда):
    • — бред с пониженной самооценкой;
    • — бред с повышенной самооценкой (бредовые идеи величия);
    • — персекуторный бред (бредовые идеи преследования);
    • — смешанные и прочие формы бреда;
  • 3) по связям с другими психическими процессами:
    • — сенсорный бред;
    • — конфабуляторный бред;
    • — аффективный бред;
    • — резидуальный бред.
  • 1. По своей психопатологической структуре и особенностям динамики бред можно разделить на три основные группы: систематизированный, несистематизированный и индуцированный.
  • 1) Систематизированный бред (интерпретативный первичный) — характеризуется наличием логической структуры и системы доказательств. Он имеет внутреннюю субъективную логику, вытекает непосредственно из расстройств мышления и сводится к установлению неправильных связей, неправильному пониманию взаимоотношений между реальными объектами (нарушение абстрактного познания, «кривая логика», ложные интерпретации), в соответствии с чем факты трактуются больным односторонне и искаженно. Развитие его обычно медленное, хроническое. Болезненной основой здесь чаще всего является патологический характер или личностные изменения.

При систематизированном бреде страдает в первую очередь логическое познание, в то время как чувственное (образное) поражается незначительно. Патологическому толкованию (интерпретации) подвергаются как явления внешнего мира, так и субъективные ощущения. Ложные суждения, подкрепленные доказательствами, разработаны в деталях. Систематизированный бред стоек и имеет склонность к прогрессирующему развитию. Длительное время систематизированный бред может существовать в качестве единственного явного признака психического заболевания. Различают следующие его периоды (этапы): инкубация, кристаллизация, стереотипизация, терминальный этап.

В период инкубации возникают догадки, предположения, самые разнообразные сопоставления; патологически толкуются происходящие в данный момент события, человеческие взаимоотношения, собственные ощущения и чувства. Возникает много новых, разрозненных, непонятных, порой противоречивых умозаключений. Недоверие и настороженность ко всему, что окружает, постоянны. Фон настроения определяется напряженностью, тягостными предчувствиями, неглубокой тревогой, нередко выраженной угнетенностью. Французские психиатры сравнивают состояние таких больных с тем, которое наблюдается у лиц, находящихся под следствием. В период инкубации бреда в отдельные моменты у больного еще колеблется стойкая уверенность в правильности своих умозаключений. Они подвергаются сомнениям; может возникать смутное чувство допущенных здесь ошибок. Время от времени появляется мучительное предчувствие грозящей катастрофы; все исполнено новым и непонятным смыслом, все таит угрозу — это так называемое бредовое настроение. Возникая в форме эпизодов, бредовое настроение может быть одним из симптомов перехода начального периода — инкубации — в следующий период развития — период кристаллизации бреда.

В начальный период кристаллизации бреда больные испытывают ощущение «озарения», «прозрения», «откровения». Исчезает гнетущее состояние неясности, «все становится понятным». В период кристаллизации происходит объединение в систему прежних разрозненных представлений. Система расширяется за счет все увеличивающихся в своем числе новых представлений, а также патологического истолкования событий прошлой жизни — ретроспективный бред. Создается разработанная в деталях бредовая концепция. В период кристаллизации бреда явно и на продолжительные периоды изменяется поведение больных. Оно теперь может целиком зависеть от особенностей бреда. Если раньше больные избегали открытых столкновений с мнимыми недоброжелателями или просто врагами, то теперь переходят к действиям против них — симптом «активного преследуемого — преследователя». В одних случаях больные ограничиваются многочисленными жалобами и проявляют сутяжное поведение, в других, более редких, случаях пытаются физически уничтожить своих противников. Бредовое поведение больного с первичным бредом французские психиатры выражают краткой формулой «он избегает, он защищается, он нападает».

В период стереотипизации бред как бы отливается в одну форму, усложнения его содержания не происходит, а эффективная насыщенность значительно уменьшается. Однако периодически происходят обострения психического состояния, в периоды которых часто могут совершаться противоправные действия.

В терминальном периоде, наступающем спустя многие годы и даже десятилетия после начала болезни, происходит постепенное обеднение бреда или его распад.

Первичный бред может иметь самое различное содержание. В процессе его развития обычно происходит усложнение первоначального содержания, и бред из монотематичного становится политематичным. Обычно это усложнение идет в направлении нарастания идей преследования, если только они не существовали с самого начала. Сам же бред преследования усложняется преимущественно за счет идей величия. В судебно-психиатрической практике наибольшее значение имеют бредовые состояния со следующим содержанием бредовых идей: ревность, ипохондрия, преследование, воздействие, отравление, ущерб, изобретательство, величие, бредовые идеи эротического и сутяжного характера.

Изолированно первичные бредовые идеи наблюдаются при сравнительно легких психических заболеваниях. Входит в структуру хронических бредовых синдромов.

2) Несистематизированный (вторичный, чувственный) бред характеризуется безотлагательными болезненными утверждениями и отсутствием достаточно разработанных логических построений. Он возникает при наличии других психических расстройств восприятия, памяти, эмоций, сознания: галлюцинаций, психических автоматизмов, помраченного сознания, измененного настроения, т. е. вторичный бред возникает на более глубоком уровне расстройства психической деятельности. Его отличает более тесная связь с сиюминутной ситуацией. Бредовые идеи возникают без всякой системы, нередко хаотично. Они не доказываются, а воспринимаются как данность — «я знаю, что меня хотят убить». При нем доминирует нарушение чувственного познания больного. Господствуют образные представления, напоминающие по своей наглядности и непоследовательности грезы и картины сна. Сознание заполнено ими. Окружающее воспринимается так, как это бывает при иллюзиях.

Формирование этого бреда обычно острое, фабула возникает внезапно, она неустойчива и полиморфна. Высказывания больных нередко двойственны, противоречивы и довольно изменчивы. Не являясь продуктом рационального осмысления, последовательных рассуждений, эти мысли не объясняются больными, могут быть непоследовательными и фрагментарными. Для этого бреда характерна тенденция к генерализации с вовлечением в поле зрения больного все большего числа новых событий, фактов, лиц. Развитие образного бреда, как правило, сочетается с другими, обычно довольно обильными, психопатологическими феноменами — галлюцинациями, эмоциональной патологией, моторными расстройствами, помрачением сознания. Резко нарушается поведение. Поступки больных непоследовательны и часто носят импульсивный характер (вскакивают на ходу в проходящий транспорт, внезапно спрыгивают с него на полном ходу, бегут, не разбирая пути, совершают внезапные нападения). Могут возникать галлюцинации, проявляться элементы синдрома Кандинского — Клерамбо, вкрапливаться эпизоды расстроенного сознания. Образный бред всегда сопровождается выраженными изменениями аффекта, чаще всего в форме напряженной тревоги.

Разновидностями образного бреда являются бред инсценировки и бред значения.

При бреде инсценировки больные говорят, что кругом все подстроено, их разыгрывают; окружающие люди совсем не те, за кого себя выдают, все их поступки имеют непосредственное отношение к больному, его проверяют, обучают, воспитывают.

При бреде значения все окружающее принимает символическое значение — черный цвет означает скорую смерть больного; молодая женщина символизирует спасение и т. д. Этот и иной смысл окружающего очень изменчив. В ряде случаев все воспоминания и восприятия окружающего (предметы, люди, события) получают фантастическое содержание и обозначение. При этом обычно возникает антагонистический бред, при котором все воспринимается как борьба вокруг личности заболевшего двух противоположных сил — добра и зла. Для образного фантастического бреда характерны идеи величия, идеи религиозно-мистического, эротического, а в ряде случаев космического содержания (атомная война, глобальная катастрофа, стихийные бедствия, государственные перевороты и т. п.).

Несистематизированный бред входит в структуру многих сложных психотических состояний — помрачений сознания, острых галлюцинозов, галлюцинаторно-бредовых, параноидных, аффективно-параноидных, аффективно-кататонических, кататоно-параноидных, парафренных синдромов.

  • 3) Индуцированный (внушенный) бред заключается в том, что близкий больному человек начинает разделять его бредовые идеи. Такое «прививание» болезненных взглядов бывает обычно при следующих условиях:
  • 1) тесное совместное проживание, постоянный контакт с душевнобольным;
  • 2) заболевший всегда пользовался большим авторитетом, безграничным доверием и сильной привязанностью, был умнее и образованнее того, кто стал, в конце концов, разделять его бредовые идеи;
  • 3) наличие у «индуцируемого» таких особенностей, как внушаемость, ограниченность, а в ряде случаев даже дебильность;
  • 4) медленное развитие и некоторое правдоподобие бредовых идей у «индуктора».

По своему содержанию индуцированный бред может быть любого содержания (любовный, величия и т. д.), но чаще всего это бред преследования.

Индуцированный бред называют также подражательным помешательством, или помешательством из подражания. Он встречается нечасто и обычно непрочен, он быстро и бесследно исчезает при разъединении с больным человеком.

Изредка индуцированный бред возникает не у одного, а у нескольких человек. Этот факт был одной из причин широко распространенных (особенно в Средние века) так называемых психических эпидемий.

Разновидностью индуцированного бреда является конформный бред, при котором одинаковые по содержанию бредовые идеи возникают у двух близких между собой психически больных, например, матери и дочери.

  • 2. По содержанию бредовых идей различают четыре основные формы бреда.
  • 1) Бред с пониженной самооценкой характеризуется патологическими идеями о своих мнимых ошибках несуществующих недостатков или неприятностей (психических, соматических, биографических и т. п.), несуществующих грехах, несовершенных преступлениях — «в жизни не сделано ничего хорошего», «я никуда не годный человек», «вся моя жизнь — сплошная цепь ошибок и преступлений». Такие больные очень часто убеждены, что своими ошибками и поступками они погубили не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, что они «всем в тягость», «объедают окружающих», «не имеют никакого права даже на кусок черствого хлеба». Для них характерно также ожидание наказания, убежденности в его необходимости или неизбежности («я — чудовище, не понимаю, как меня земля держит», «нет такой кары, которая бы соответствовала моим проступкам»).

Подобные бредовые идеи с пониженной самооценкой особенно характерны для больных с пресенилъными психозами.

Выделяют следующие разновидности бреда с пониженной самооценкой.

а) Ипохондрический бред (бред болезни) — непоколебимое убеждение лица в имеющемся у него, но не диагностированном, тяжелом или неизлечимом заболевании, унижающем человеческое достоинство или приводящем к инвалидности. Ипохондрический бред проявляется в ошибочных умозаключениях и жалобах о наличии заболевания (рак, сифилис, СПИД, «воспаление всех внутренностей», нарушение обмена веществ), поражения всего организма или отдельных частей тела («кровь сгустилась, в сердце какие-то тяжи и пробки, скоро уже придет полный конец», «весь мочевой пузырь поражен, моча даже не идет»). Поведение больных различно. Одни упорно разрабатывают методы самолечения. Другие постоянно обращаются к врачам самых различных профессий, требуя обследования и лечения. Такие больные начинают подозревать врачей в плохом к себе отношении, даже в том, что не кто иной, как врач является виновником его страдания. Насильственные действия против медицинских работников в таких случаях нередки. Разновидность ипохондрического бреда — бред физического недостатка или уродства (дисморфофобия). Обычно он касается видимых частей тела — лица, рук, ног, фигуры. Для исправления мнимого физического дефекта больные прибегают к опасным методам самолечения или упорно требуют операций, в том числе и повторных.

Разновидностью ипохондрического бреда является нигилистический бред — убежденность в тяжелейшем заболевании, которое сопровождается прекращением функционирования внутренних органов, исчезновением или гниением внутренностей, всего тела. Такие больные утверждают, что они уже не существуют, у них нет желудка, нет кишечника («доктор, как я могу есть, когда у меня уже пет желудка, да и кишечник весь сгнил», «сердце перестало работать, печень исчезла», «почки насквозь прогнили»).

Реже такое бредовое отрицание касается не собственного организма, а внешнего мира: «все погибло», «солнце погасло», «земля провалилась», «мир куда-то исчез» (подобный бред так и называется — бред гибели мира).

  • б) Бред самообвинения (греховности, самоосуждения) — приписывание себе мнимых или непомерное преувеличение имевших место незначительных неблаговидных поступков и действий и т. п.
  • в) Бред самоуничижения (микромания) — болезненное утверждение об исключительно отрицательных собственных моральных, интеллектуальных, физических или иных качествах, о собственном ничтожестве.
  • г) Бред дисморфоманический (бред физического недостатка) — убежденность больного в якобы имеющемся у него мнимом уродстве или вроде бы исходящем от него крайне неприятного запаха (пота, гениталий, кишечных газов).
  • 2) Бред с повышенной самооценкой (бредовые идеи величия) характеризуется преувеличением реальных свойств собственной личности или приписыванием себе несуществующих выдающихся качеств. К этой группе относятся:
    • — альтруистический бред (мессианства) — мысль о высокой политической, религиозной, медицинской и иной миссии, якобы возложенной на больного;
    • — бред высокого происхождения (иного происхождения, чужих родителей) заключается в убежденности больного, что он сын всемирно известного писателя, кинозвезды, «последний отпрыск дома Романовых» и т. д., а «те, кто считается сейчас родителями, всего лишь воспитатели», «подставные лица», «родители в условном смысле»;
    • — бред изобретательства (открытия) — непоколебимое убеждение больного в том, что им сделано гениальное теоретическое или практическое открытие, имеющее необычное и даже универсальное значение, и его внедрение облагодетельствует человечество. Например, больной убежден, что он сделал одно из выдающихся открытий, изобрел вечный двигатель, открыл причину рака, нашел средство для максимального продления человеческой жизни, изобрел «эликсир вечной молодости», «средство для усовершенствования человеческой породы» и т. п. Бред изобретательства всегда сопровождается необычно упорным сутяжным поведением;
    • — бред реформаторства — патологическая идея радикального изменения политического устройства общества, его экономики, той или иной науки с целью достижения общего блага, например, больной убежден, что «открыл идею преобразования мира» и совершит «гениальную реформу»;
    • — любовный (эротический) бред — непоколебимая убежденность в том, что определенное лицо испытывает к нему любовную страсть и стремится любыми, даже наносящими больному вред способами добиться его расположения. Такие больные настойчиво добиваются встречи с «возлюбленным» или «любимой», буквально преследуют их, все поведение окружающих и особенно «предмета любви», по их мнению, подтверждает правильность их мысли: «он делает вид, что мы незнакомы, потому что оберегает меня от нападок своей нелюбимой жены», «она специально надела красное платье, чтобы показать, как сильна ее любовь ко мне», «он специально женился, чтобы не бросить тень на мою репутацию»;
    • — бред притязания — идеи, обусловливающие активную борьбу больного за якобы попранную справедливость, осуществление необоснованных прав и стремлений и т. п., что нередко сочетается с идеями изобретательства и реформаторства, иногда с бредом кверулянтства;
    • — бред богатства — болезненное убеждение в наличии мнимых богатств, ценностей у больного, например, он «владелец несметных сокровищ», «обладает всеми золотыми запасами на земле», «ему ничего не стоит подарить каждому студенту по золотой шубе», у него «дом в миллион комнат»;
    • — бред величия — преувеличение своих духовных, психических, физических качеств, социального положения, возможностей. Бред величия имеет три основных варианта:
      • а) маниакальный бред величия — больной преувеличивает свои реальные качества, обычно предполагая возможные достижения в будущем, содержание идей при этом не несет очевидной нелепости,
      • б) мегаломанический бред величия, т. е. грандиозных размеров — характеризуется фантастичностью, грандиозностью, порой сказочностью преувеличений событий, которые, по утверждению больного, уже свершились. Например, «все дети на земле родились от него», «все книги, какие в мире есть, написал я, но только под разными именами», «я один могу сразу съесть десять быков». Данный бред характерен для прогрессивного паралича,
      • в) паралитический бред величия отличается выраженной нелепостью грандиозных утверждений и сочетается с глобальным слабоумием.
  • 3) Персекуторный бред (бред преследования) отличается тем, что возникает убежденность об угрозе или вреде физическому, или психическому «Я» больных, ожидаемых или причиняемых извне.

К персекуторным формам бреда относятся следующие:

  • 1) бред преследования в собственном смысле означает патологическую убежденность в том, что «преследователи» находятся в непосредственном окружении больного, ходят за ним по улице, подстерегают его под окнами дома, под видом больных проникают вслед за ним в клинику: «Я постоянно чувствую за собой слежку, за мной по пятам идут какие-то подозрительные личности в кепках, куда ни пойду, всюду они меня подстерегают, убить хотят»;
  • 2) архаический бред, содержание которого отражает реальную угрозу, актуальную для прошедших времен (идеи колдовства, порчи, воздействия нечистой силы и пр.). У больного человека появляется убежденность в том, что он стал жертвой колдовства, «его испортили заговором», «дали выпить какого-то зелья, и он теперь стал совсем немощным», «от него осталась одна только тень», его «сглазили дурные глаза». Такой бред не следует смешивать с суевериями, когда подобные идеи носят характер простого заблуждения и не являются следствием болезни;
  • 3) бред воздействия — патологическая уверенность больного, что он находится под воздействием гипноза, телепатии (бред гипнотического или телепатического воздействия) или воздействием радиации, ультразвука, электричества, космических лучей, лазеров и т. п. (бред физического воздействия). Например, больной сообщает: «Существует преступная группа, которая с помощью особых аппаратов постоянно держит меня под лазерными лучами. Они воруют мои мысли, жгут мои внутренности, создают мне плохое настроение». Как правило, этот симптом сочетается с разнообразными психическими автоматизмами — ощущением собственных психических процессов как «сделанных», навязанных извне, привнесенных с помощью гипноза или физического воздействия.

Среди психических автоматизмов выделяют:

  • а) идеаторные (ассоциативные) автоматизмы — ощущение «сделанности», искусственности своих мыслей, насильственности их происхождения и течения. К ассоциативным автоматизмам относятся:
    • — ментизм — наплыв мыслей помимо воли больного, не поддающихся упорядочению самим больным;
    • — симптом открытости — убежденность в наличии у окружающих возможности узнавать мысли, чувства, переживания больного, часто интимного содержания, повторять его мысли;
    • — симптом разматывания воспоминаний — ощущение «сделанности» представлений, образных воспоминаний, насильственно выстраивающихся в последовательный ряд;
  • б) моторные (двигательные, кинестетические) автоматизмы — переживание своих действий, движений, поступков, как кем-то «наведенных», вызванных посторонним влиянием;
  • в) речедвигательные — ощущение собственной речи как навязанной извне, чужой, чувство управления со стороны своим речедвигательным аппаратом;
  • г) аффективные — ощущение чуждости переживаемых больным эмоций с убежденностью в их «сделанности»;
  • д) сенестопатические — наличие разнообразных сенестопатий с убежденностью в том, что они являются следствием какого-то (обычно физического) воздействия со стороны или кем-то специально вызываются.

С психическими автоматизмами связан бред овладения («симптом робота») — убеждение больного в полной подчиненности всех форм его жизнедеятельности постороннему влиянию, полной управляемости психики со стороны. Больной чувствует себя «марионеткой», «роботом»;

  • 4) бред двойников — идея о существовании собственных копий (двойников), совершающих вместе с больным или вместо него различные поступки, порой позорящие его;
  • 5) бред метаморфозы (превращения) —убежденность больного в том, что он превращается в животное, инопланетянина, в другого человека или неодушевленный предмет;
  • 6) бред материального ущерба — непоколебимая убежденность в сознательном нанесении больному материального вреда, чаще всего путем порчи, подмены или воровства денег, личных вещей, мебели или продуктов питания: «вот так и сплю в шапке и валенках, только сними — тут же украдут, уже очки украли, все книги растащили, даже кофейник унесли». Бред материального ущерба чаще всего распространяется на лиц ближайшего окружения, в связи с чем, его нередко определяют, как бред малого размаха. Бред материального ущерба наиболее типичен для психозов старческого возраста;
  • 7) бред обнищания — идея о лишении (полном или частичном) больного или его близких принадлежащих им ценностей;
  • 8) бред разорения — патологическая идея о разорении;
  • 9) бред одержимости — представление о внедрении в организм больного животных или фантастических существ;
  • 10) бред отношения — патологическое отнесение в свой адрес нейтральных событий, ситуаций, информации (например, поведение прохожих, индифферентный разговор сослуживцев и т. п.), которые трактуются болезненно, с убежденностью в отрицательном отношении к пациенту, ущемлении его интересов в быту, на службе и т. п. Больные с этим бредом утверждают, что окружающие предметы и явления имеют к ним отношение, ими улавливается в них какой-то скрытый смысл, намек: окружающие «смеются над ним», «перемигиваются по его адресу», он вызывает их «насмешливое или даже брезгливое к себе отношение». Такие больные перестают посещать общественные места, пользоваться общественным транспортом, ходить в театр или на лекции, так как убеждены, что стоит им только появиться, как все тут же замечают их, насмешливо улыбаются, как-то подозрительно смотрят, плохо говорят о них. Разновидностью бреда отношения является бред особого смысла (особого значения). При этом самым обычным вещам больные придают особое значение, видят в них особый для себя смысл. Сенситивный бред отношения (от лат. sensibilis — чувствительный) формируется на основе таких особенностей личности, как застенчивость, впечатлительность, ранимость, мнительность;
  • 11) бред отравления — непоколебимое убеждение в том, что для нанесения вреда физическому состоянию больного или с целью его уничтожения тайно применяются всякие ядовитые вещества. Их якобы добавляют в употребляемую больным пищу, в продукты, воду, рассыпают и распыляют в воздухе тех помещений, где он находится, наносят на предметы мебели или одежду, на поверхность тела с целью причинения вреда его здоровью или убийства. Такие больные отказываются от еды («постоянно яд в пищу подсыпают»), не принимают лекарств («под видом лечения отравить хотят»), не покупают расфасованных продуктов («я же знаю, что мне дадут бутылку с отравленным молоком») ит. п.;
  • 12) бред ревности (супружеской неверности) — непоколебимая убежденность, приносящая моральный ущерб, что лицо, с которым больной находится в супружеских или интимных отношениях, изменяет ему с одним или несколькими лицами. Он «замечает», что близкий человек становится невнимательным, проявляет холодность в интимных отношениях и просто уклоняется от них. Одновременно ему начинает казаться, что тот более внимательно следит за своей внешностью, приходит домой позже обычного времени, выглядит необычно оживленным и смущенным. Со временем больной «обнаруживает», что свидания происходят и вне дома, и в домашней обстановке. Он разными путями начинает следить за действиями близкого ему человека и в самых невинных вещах видят «неоспоримые доказательства» своей правоты. Постоянны упорные требования больного признать факт измены, угрозы. Например, больной сообщает: «жена каждое утро выходит на балкон, чтобы полить цветы, а на самом деле сигнализирует этим любовнику, когда меня не будет дома». Или: «коврик у дверей сдвинут в сторону, ясно, что без меня здесь был кто-то чужой, ведь и я, и жена очень аккуратны». Бред ревности порой выливается в жестокие насильственные действия, чаще всего убийство близкого человека. Бред ревности может встречаться при различных заболеваниях, в частности при алкоголизме;
  • 13) антагонистический (манихейский) бред — представление о борьбе двух партий, враждебных группировок, государств, миров, сил добра и зла за привлечение больного на свою сторону ввиду наличия у него особых свойств личности или организма, при этом ему угрожают пытками, издеваются над ним, стараясь принудить к переходу на чью-либо сторону.
  • 4. Смешанные и прочие формы бреда отличаются сочетанием в фабуле персекуторных идей с бредом повышенной или пониженной самооценки. В этой группе выделяют следующие разновидности:
  • 1) бред протекции — больной уверен, что с целью подготовки его к исполнению особой или великой миссии, определенного предназначения над ним экспериментируют, пытают, изолируют от общества и т. п.;
  • 2) бред благожелательного воздействия — больной полагает, что на него воздействуют извне с целью перевоспитания, обогащения опытом, знаниями, навыками, особыми качествами, улучшения настроения и т. п.;
  • 3) бред инсценировки — больной считает, что все вокруг него специально подстроено, разыгрывается по какому-то особому сценарию, в котором каждый из окружающих играет определенную роль, скрывая свои истинные намерения (благожелательные или недобрые);
  • 4) бред кверулянтства (сутяжничества) — болезненное присвоение миссии борьбы с преувеличенными, несуществующими или мнимыми недостатками, или же за свои или чужие якобы попранные права и достоинство. Средствами здесь выступают жалобы, заявления, тяжбы и т. п.;
  • 5) бред обвинения (осуждения) — состоит в болезненном убеждении, что окружающие обвиняют человека в какихто неблаговидных поступках, считают вором, насильником, клеветником, они его осуждают и преследуют, ошибочно или умышленно обвиняют в совершении неблаговидных поступков или преступлений, к которым он в действительности не имеет никакого отношения, или преувеличивают его реальные поступки в прошлом. Например, я «никак не могу доказать свою невиновность», мне «все равно не верят», а иногда даже и специально «подстраивают факты» («подсунут чужую вещь и всем будет доказано, что я — вор»). Или больной без конца обращается к окружающим со словами: «я никогда не писал анонимок, умоляю вас, поверьте мне, я никогда не был пасквилянтом, ну почему мне никто не верит!» Этот бред наиболее типичен для пресенилъных психозов;
  • 6) бред интерметаморфозы (метаболический) — убежденность в полном изменении окружающей обстановки, ее несоответствии реальности, превращении предметов, перевоплощении людей ит. п.;
  • 7) симптом положительного двойника — больные по выражению лица, походке, манере поведения в незнакомых им людях «узнают» близких или хорошо знакомых;
  • 8) симптом отрицательного двойника — больные по тем же самым признакам «определяют» среди родных и близких чужих, загримированных под них лиц;
  • 9) бред особого значения — распознавание в окружающей среде, предметах, явлениях, поведении людей особых, понятных только больному знаков, тайного смысла, указаний и т. п.;
  • 10) полиморфный бред — бред с большим количеством тем, не объединенных общей фабулой;
  • 11) симптом Фреголи — один из вариантов бреда двойника, при котором больной замечает, как один и тот же человек якобы постепенно меняет свою внешность с помощью грима, принимая черты, непохожих друг на друга людей.
  • 3. Бредовые идеи, связанные с другими психическими процессами.

Встречаются также иные формы бреда, содержание которого связано с преимущественным нарушением других психических функций. К ним относятся сенсорный, конфабуляторный, аффективный и резидуальный бред.

1. Сенсорный бред сочетается и тесно связан с массивными расстройствами чувственного познания (сенестопатии, психосенсорные расстройства, галлюцинации). Его фабула однотематична с содержанием сенсорных расстройств, имеет с ними корреляционную зависимость по остроте и динамике. Вариантом сенсорного бреда является ипохондрический бред, обусловленный сенестопатиями.

Входит в структуру острых галлюцинозов, галлюцинаторно-бредовых, сенестопатически-ипохондрических синдромов и помрачения сознания.

2. Конфабуляторный бред сочетается с конфабуляциями, в которых и черпает свою тематику, которая обычно отличается нелепостью, нередко фантастичностью и грандиозностью.

Входит в структуру парафренных и конфабуляторно-бредовых синдромов.

3. Аффективный бред сочетается и тесно связан с выраженной эмоциональной патологией (депрессией, манией, тревогой, страхом, дисфорией, эмоциональным напряжением) и подразделяется на голотимический и кататимический бред. Голотимический бред возникает при полярных (маниакальных и депрессивных) аффективных синдромах, имеющих, как правило, эндогенное происхождение. Содержание и актуальность бреда определяются полюсами и степенью выраженности господствующего аффекта. При эйфории — идеи с повышенной самооценкой, при тоске — пониженной. Кататимический бред возникает в условиях кататимного типа патологического реагирования в условиях определенных жизненных ситуаций, сопровождающихся резким эмоциональным напряжением. Как правило, он имеет психогенное происхождение и обычно связан с особенностями личности. Содержание бреда ситуационно обусловлено и понятно.

Голотимический бред входит в структуру аффективных и аффективно-параноидных синдромов, а кататимический — в структуру некоторых бредовых и аффективно-бредовых состояний.

4. Резидуальный бред остается у больных после выхода из состояния помрачения сознания и характеризуется не критичностью к переживаниям острого периода болезни, сопровождаясь упорядоченным поведением.

От бредовых идей следует отличать бредоподобные фантазии, которые, как правило, появляются в условиях психотравмирующей ситуации, в частности, при аресте, следствии или вскоре после начала срока содержания под стражей. Они проявляются в разнообразных по содержанию высказываниях, в которых наличествуют идеи величия, преследования, ущерба, самообвинения, или в высказываниях авантюристического или мегаломанического содержания. По сравнению с бредом они лишены непоколебимой уверенности, изменчивы в своем содержании, зависят от внешних моментов, часто отражают затаенные страхи и желания; сопровождаются рассчитанным на окружающих поведением с элементами игры и театральности; исчезают под влиянием внешних условий, например, при переводе из тюрьмы в больницу.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Назовите основные характеристики основных форм логического мышления.
  • 2. Охарактеризуйте основные типы мышления.
  • 3. В чем выражается нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности?
  • 4. Опишите речь как форму выражения содержательной стороны мышления.
  • 5. Охарактеризуйте формы расстройства ассоциативного процесса мышления.
  • 6. К какому типу патологии мышления относятся разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции? Для каких расстройств психики они характерны?
  • 7. Расскажите о расстройствах содержания мышления.
  • 8. Дайте характеристику трем основным группам бредовых идей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой