Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь особенностей профессиональной деятельности государственных служащих и их профессионально важных качеств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Противопоказанием к успешной профессиональной деятельности в налоговой службе, в первую очередь, является незрелость нравственноэтической сферы личности. Кроме того, с трудом могут быть компенсированы негативные психологические характеристики тех качеств личности, которые важны для сферы деловых взаимоотношений, профессионального общения. Для юристов налоговой службы как представителей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическое состояние проблемы профессиональной деятельности и ПВК государственных служащих
    • 1. 1. Психологические особенности управленческой деятельности государственных служащих
    • 1. 2. Профессионально важные качества, входящие в мотивационную сферу личности государственных служащих
    • 1. 3. Содержание профессионально важных качеств, входящих в операциональную сферу личности управленцев
    • 1. 4. Возможности компенсации недостающих профессионально важных качеств личности управленцев
    • 1. 5. Способность к развитию как ПВК современного, профессионала
    • 1. 6. Особенности взаимовлияния профессиональной деятельности и личности управленцев
  • Выводы по 1 Главе
  • Глава 2. Методы и методики исследования
    • 2. 1. Методы пилотажного этапа исследования
    • 2. 2. Методы констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Методы формирующего эксперимента
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Результаты пилотажного этапа исследования
    • 3. 2. Результаты констатирующего этапа исследования
    • 3. 3. Результаты формирующего этапа исследования
  • Выводы по 3 Главе

Взаимосвязь особенностей профессиональной деятельности государственных служащих и их профессионально важных качеств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Авторитет и эффективность государственной службы и, в частности, налоговой службы, определяется уровнем профессионализма, деловитости, гибкости, профессиональными и нравственно-личностными качествами тех людей, которые посвятили свою жизнь служению государству и народу. Профессионализм государственных служащих зависит от сформированности их сознания, от степени дифференцированности и упорядоченности образов идеального профессионала и себя как профессионала.

Одной из центральных проблем повышения эффективности государственной службы является интенсификация исследований в области профессиональной деятельности, в частности изучение особенностей деятельности налоговых служащих. Разработка программ по подготовке и повышению квалификации этой категории государственных служащих требует изучения качеств личности, необходимых для разных видов деятельности, а также их специфики в зависимости от специализации и этапа профессионализации.

Таким образом, актуальность данной проблемы связана, с одной стороны, с потребностями реальной практики государственной службы, а с другой, — с недостаточной исследованностью особенностей профессиональной деятельности кадров налоговой службы.

Состояние проблемы исследования.

Разработка данной проблемы исследования берет начало в трудах C.JT. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, Б. Ф. Ломова, Б. М. Теплова, A.A. Смирнова, В. П. Зинченко, которые определили специфику личностного, деятельностного и системного подходов к изучению данной проблемы.

Роль профессиональной деятельности и профессионального общения в жизнедеятельности человека рассматривается в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского, Е. М. Ивановой, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой А.К. Марковой, А. Ю. Панасюка, В. Д. Шадрикова, A.B. Филиппова и др.

Психологический анализ деятельности и профессионально важных качеств проводились в работах Н. П. Ансимовой, Е. П. Ермолаевой, Ю. П. Поваренкова, Л. П. Урванцева, В. Д. Шкаликова, Е. А. Яблоковой и Др.

Особенности управленческой деятельности и ее требований к личности профессионала исследовалась Е. М. Борисовой, Т. С. Кабаченко, А. И. Китовым, P.JI. Кричевским и др.

Сущность акмеологического подхода заключается в изучении вершин профессионализма и зрелости личности. Методологические принципы, разработанные на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, легли в основу нашего исследования. Важным вкладом в разработку этого направления стали труды В. Г. Асеева, A.A. Деркача, В. Г. Зазыкина, Л. И. Катаевой, Н. И. Конюхова, Ю. В. Синягина и др.

Анализ работ в области психологии труда и акмеологии показывает, что особенности профессиональной управленческой деятельности исследованы достаточно подробно. Однако появление новых видов профессиональной деятельности требует внимания психологов: не изучалась взаимосвязь особенностей профессиональной деятельности налоговых служащих и их ПВК, возникла потребность в систематизации групп ПВК в зависимости от соответствующего им компонента профессиональной деятельности, а также в выявлении специфики ПВК в зависимости от специализации и уровня профессионализации налоговых служащих.

Обзор и анализ литературных данных помог нам утвердиться в необходимости дальнейшего исследования профессиональной деятельности госслужащих как объекта, а также сформулировать и уточнить предмет нашего исследования.

Объект исследования: личность государственного служащего. Предмет: взаимосвязь особенностей профессйональной деятельности государственных служащих и их профессионально важных качеств.

Цель: определить зависимость профессионально важных качеств личности государственного служащего от особенностей его деятельности. Гипотеза:

Для успешного осуществления профессиональной деятельности налоговых служащих необходим ряд профессионально важных качеств (мотивационная направленность на соблюдение государственных законов и интересов граждан, организаторские способности, эмпатия и др.).

В зависимости от специализации и этапа профессионализации налоговых служащих преобладающее значение приобретают разные профессионально важные качества. Задачи исследования:

1. Разработать методический инструментарий психолого-акмеологического исследования профессиональной деятельности и ПВК налоговых служащих.

2. Исследовать особенности профессиональной деятельности налоговых служащих.

3. Изучить особенности изменения и развития системы ПВК по мере профессионализации в сфере налоговой службы.

4. Определить основные качества-противопоказания как ограничения компенсации недостающих профессионально важных качеств.

5. Выявить взаимосвязь особенностей профессиональной деятельности налоговых служащих и способности к профессиональному развитию.

6. Описать типы конструктивного и неконструктивного (деформирующего) влияния профессиональной деятельности на личность налоговых служащих.

7. Разработать программу, нацеленную на развитие профессионально важных качеств налоговых служащих.

Методологическую основу исследования составляют следующие методологические принципы психологической науки: единство сознания и деятельностипринцип развития через разрешение противоречийсубъектный подход. Кроме того, в основу проведения данного исследования положены важные для акмеологии принципы: социальной детерминации личности и моделирования.

Теоретической основой диссертационного исследования выступают: общепсихологическая теория деятельности (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) и ее современные направления, связанные с изучением феноменов профессионализма в парадигме акмеологии (Ананьев Б.Г., Бодалев A.A., Деркач A.A., Зазыкин В. Г., Кузьмина Н. В., Маркова А.К.) — исследования в области психологии управления (Китов А.И., Кричевский Р. Л., Филиппов A.B. и др.) — психологии профессиональной деятельности (Климов Е.А., Платонов К. К., Шадриков В.Д.).

Эмпирической базой исследования послужило изучение особенностей профессиональной деятельности и профессионально важных качеств налоговых служащих разных специализаций и на разных этапах профессионализации: на этапе пилотажа — 20 государственных служащих разных направлений госслужбына констатирующем этапе исследования — 65 работников государственных налоговых инспекций регионального уровня, 40 студентов Всероссийской Государственной Налоговой Академии (ВГНА), 48 учащихся факультета довузовского образования ВГНАна формирующем этапе исследования — 25 учащихся факультета довузовского образования ВГНА.

Методы, исследования: 1) теоретический анализ и обобщение, психологической литературы- 2) моделирование- 3) метод экспертных оценок- 4) метод открытого недирективного интервью- 5) эксперимент (разработан профессиональный тренинг, направленный на рефлексию состава деятельности государственных служащих) — 6) качественный и количественный (с использованием непараметрических методов статистики) анализ полученных результатов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Разработан методический инструментарий исследования особенностей профессиональной деятельности государственных служащих, куда входит модификация недирективного открытого интервью на выявление специфики деятельности государственных служащих, а также варианты профессиональных опросников, изучающих взаимосвязь профессиональной деятельности с особенностями личности госслужащих.

2. Выявлена специфика профессиональной деятельности налоговых служащих, которая заключается в преобладании следующих направлений: контролирующе-учетная деятельность, организационно-исполнительская, представительская, регулирующая, информационноаналитическая, координирующая.

Описаны варианты профессиональных ситуаций, в которых наиболее значима ориентация на один из компонентов профессиональной деятельности налоговых служащих (задача, средство, способ, результат), а также варианты нестандартных профессиональных ситуаций в деятельности налоговых служащих, характеризующих особенности их профессиональной деятельности.^.

3. Выявлено, что по мере профессионализации основные мотивационные ориентиры смещаются с внешних сторон профессиональной деятельности налоговых служащих (заработок, социальный престиж, быстрый видимый результат) на внутренние (увлеченность самим процессом выполнения профессиональной деятельности, стремление к самореализации). Для мотивационной сферы налоговых служащих, независимо от этапа профессионализации, характерно наличие негативного мотива избегания жесткой регламентированности в деятельности, что приводит к личностному мотивационному конфликту и становится фактором возникновения профессиональных деформаций.

Показана динамика изменения системы ПВК, входящих в операциональную сферу, в зависимости этапа профессионализации налоговых служащих. На этапах допрофессиональной и профессиональной подготовки наибольшая нагрузка ложится на такое качество, как способность самоорганизации и выдержкапо мере профессионализации все более востребованными становятся нравственно-этические и коммуникативные качества.

4. Определены противопоказания к успешной профессиональной деятельности в налоговой службе: незрелость нравственно-этической сферы личностинегативные психологические характеристики качеств, важных для сферы деловых взаимоотношенийдля юристов налоговой службы выделяется еще один тип противопоказаний, относящийся к интеллектуально-психологическому блоку. Недостаточность качеств личности, связанных со средствами деятельности (владение профессиональными знаниями, умениями, методами деятельности) не может являться противопоказанием к успешной профессиональной деятельности в сфере налоговой службы, так как достаточно легко может быть компенсирована при условии сформированной трудовой мотивации работника.

5. Выявлена сопряженность успеха в деятельности налоговых служащих и способности к развитию. Данный вид государственной службы предъявляет особые требования к способности к развитию работника на всех этапах профессиональной деятельности. Каждый из компонентов профессиональной деятельности: мотивационный блок, блок целеполагания, исполнительская часть (предмет, способ, условия, результат труда), характеризуется нестандартностью, соответственно, предъявляет требования к способности специалиста изменяться и развиваться в профессии. Отмечено расхождение объективных требований профессиональной деятельности налоговых служащих и субъективных представлений о них у исполнителей.

6. Выявлены основные деформирующие факторы профессиональной деятельности налоговых служащих, к которым относятся негативное отношение населения к налоговой службе и одновременно льстивое, угодливое отношение налогоплательщиков к представителям власти, а также жесткая регламентация профессиональной деятельности нормативными документами. Профессия налоговых служащих относится к категории сложных, нередко деформирующих личность, требующих от работника нравственно-этической устойчивости и психологической гибкости как профессионально важных качеств налогового служащего.

7. Разработана программа профессионального тренинга, направленного на рефлексию состава деятельности налоговых служащих и способствующего получению позитивных сдвигов в осознании налоговыми служащими требований профессиональной деятельности к качествам своей личности.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, реализацией комплекса методик исследования, репрезентативностью выборки, проверкой результатов исследования и адекватностью их интерпретации.

Практическая значимость исследования.

Разработанный научно-методический аппарат, позволяющий осуществлять психологический анализ профессиональной деятельности работников налоговых органов, может быть использован при подготовке специалистов в налоговые органы, а также в практике индивидуального и организационного консультирования. Профессиональный тренинг, направленный на рефлексию состава деятельности налоговых служащих, может быть полезен в ситуациях аттестации и расстановки кадров, для выстраивания профессиональной карьеры, при поиске работы, а также в целях профессионально-личностного самосовершенствования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы Российской Академии государственной службы при Президенте РФ (Москва, 1997;2000), представлялись на научно-практических конференциях и круглых столах аспирантов, докторантов и слушателей академии (Москва, 1997;2000). Материалы диссертационного исследования использовались в лекционных и практических занятиях в рамках курсов «Психология профессионализма налоговых служащих» и «Этика деловых отношений» на факультете довузовского образования Налоговой Академии (Москва, 1997;1999).

Положения, выносимые на защиту: 1. Специфика труда налоговых служащих определяет характерные для него виды профессиональной деятельности: контрольно-учетная, организационно-исполнительская, представительская, регулирующая, информационно-аналитическая и координирующая. На разных этапах профессионализации налоговых служащих наибольшую трудность вызывают разные виды профессиональной деятельности. Для работающих специалистов со стажем характерны затруднения в регулирующем и координирующем видах деятельности, в то время как для работников, находящихся на начальных этапах профессионализации, свойственны затруднения в деятельности самообразования.

2. Профессиональная деятельность налоговых служащих предъявляет достаточно жесткие требования к качествам личности работника. Факторами, определяющими профессионально важные качества, являются четкая регламентация деятельности, многообразие нестандартных профессиональных ситуаций, негативное отношение части населения к налоговой службе. Ряд факторов профессиональной деятельности (негативное отношение к налоговой службе и одновременно льстивое, угодническое отношение к представителям власти) оказывают деформирующее воздействие на личность налоговых служащих.

Профессиональная деятельность налоговых служащих, в зависимости от этапа профессионализации, предъявляет требования к разным группам профессионально важных качеств. Так, по мере профессионализации усиливаются мотивы интереса к внутреннему содержанию труда налоговых служащихменяется представление о степени сопряженности способности к развитию и успеха в деятельности, причем в начале профессионализации эта способность воспринимается как более необходимая, чем на последующих этапах.

3. Необходимыми для налоговых служащих и трудно компенсируемыми, в случае их отсутствия, являются качества личности, связанные с социальной и нравственной зрелостью, а именно организованность, выдержка, профессиональная этика, терпимость, авторитарностьа также внутренние мотивы, такие как самореализация, удовлетворенность от работы, стремление приносить пользу людям.

Компенсируемыми в случае недостаточности развития являются качества, связанные со средствами профессиональной деятельности: профессиональные знания, организаторские и аналитические способности, а также внешние по отношению к содержанию профессиональной деятельности налоговых служащих установки: карьера, заработок.

4. Позитивные сдвиги в профессиональном самосознании налоговых служащих, а именно осознание налоговыми служащими взаимосвязи особенностей деятельности и качеств личности успешно формируются в ходе профессионального тренинга, состоящего из системы упражнений по анализу и конструированию профессиональных ситуаций, характерных для труда налоговых служащих, по соотнесению разных компонентов профессиональной деятельности и профессионально важных качеств.

Структура диссертации: определяется ее целью, задачами и логикой психологического анализа исследуемой проблемы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, использованной при написании диссертации, а также приложений.

Общие выводы по диссертационному исследованию:

1. Оправдала себя стратегия проведенного констатирующего этапа исследования, состоящая их двух направлений: выявление особенностей профессиональной деятельности налоговых служащих и изучение взаимосвязи различных сторон профессиональной деятельности с качествами личности налоговых служащих.

2. Проведенное эмпирическое исследование позволило определить особенности профессиональной деятельности налоговых служащих в зависимости от специализации и этапа профессионализации. Так, специфика профессиональной деятельности налоговых служащих заключается в преобладании следующих направлений: контролирующе-учетная деятельность, организационно-исполнительская, представительская, регулирующая, информационно-аналитическая, координирующая деятельность.

Профессия налоговых служащих относится к категории сложных, деформирующих личность профессий, требующих от работника нравственно-этической устойчивости и психологической гибкости как профессионально важных качеств налогового служащего. К основным деформирующим факторам профессиональной деятельности налоговых служащих относятся негативное отношение населения к налоговой службе и льстивое, угодливое отношение налогоплательщиков к представителям власти, жесткая регламентация профессиональной деятельности нормативными документами.

Профессиональная деятельность налоговых служащих предъявляет требования к творческости работника на всех этапах профессиональной деятельности. Каждый из компонентов профессиональной деятельности: мотивационный блок, блок целеполагания, исполнительская часть (предмет, способ, условия, результат труда), содержит нестандартность, соответственно, предъявлять требования к способности специалиста развиваться в профессии, к его креативности.

3. Изучение особенностей личности налоговых служащих выявило профессионально важные качества, входящие в мотивационную и операциональную сферы их личности (в зависимотси от этапа профессионализации). Так, основная мотивационная нагрузка, по мере профессионализации, смещается с внешних сторон профессиональной деятельности налоговых служащих (заработок, социальный престиж, быстрый видимый результат) на внутренние (увлеченность самим процессом выполнения профессиональной деятельности, стремление к самореализации). Сходным в мотивационной сфере налоговых служащих на разных этапах профессионализации является наличие негативного мотива избегания (избегание жесткой регламентированности в профессии), что приводит к личностному мотивационному конфликту и становится фактором возникновения профессиональных деформаций.

Также меняется система ПВК, входящих в операциональную сферу, в зависимости этапа профессионализации налоговых служащих. Так, на этапах допрофессиональной и профессиональной подготовки наибольшая нагрузка ложится на такое ПВК как способность самоорганизации и выдержкапо мере профессионализации становятся востребованными нравственно-этические и коммуникативные качества.

Противопоказанием к успешной профессиональной деятельности в налоговой службе, в первую очередь, является незрелость нравственноэтической сферы личности. Кроме того, с трудом могут быть компенсированы негативные психологические характеристики тех качеств личности, которые важны для сферы деловых взаимоотношений, профессионального общения. Для юристов налоговой службы как представителей специализации налоговых служащих выделяется еще один тип противопоказаний — относящийся к блоку интеллектуально-психологическому. Качества личности, связанные со средствами деятельности (владение профессиональными знаниями, умениями, методами деятельности) не могут являться противопоказанием к успешной профессиональной деятельности в сфере налоговой службы, так как легко могут быть компенсированы при условии сформированной трудовой мотивации у работника.

4. Программа формирующего этапа исследования, заключающаяся в проведении профессионального тренинга на рефлексию состава деятельности налоговых служащих, способствовала получению позитивных сдвигов в осознании налоговыми служащими требований профессиональной деятельности к качествам своей личности. Обучение по предлагаемой нами программе помогает получить позитивные психологические приращения в осознании налоговыми служащими своей профессиональной деятельности (формирование умения ранжировать основные виды профессиональной деятельности, выстраивая «картину» видов деятельности налоговых служащих, формирование умения дифференцировать компоненты профессиональной деятельности, различая цели и средства, развитие профессионального мышления через отработку действия перехода от модели к объекту, от типа ситуации к реальному варианту, формирование умения проводить психологический анализ своей деятельности, выявляя ее особенности (компоненты, основные затруднения, значимые и нестандартные профессиональные ситуации), а также востребованные ею качества, входящие в мотивационную и операциональную сферы личности работника).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., Мысль, 1977−224с.
  2. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. С. 232.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. С. 380.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ГГУ, 1968.-337с.
  5. О.С. Профессионализм в воспитании и образовании. В кн.: Основы общей и прикладной акмеологии. М., РАГС, 1995. — С. 205−219.
  6. Н.П. Компенсация в системе познавательных психических функций// Психологические закономерности профессионализации. Ярославль. 1991. С. 3−20.
  7. В.Г. Мотивация поведения человека. М., Наука, 1976. — 225с.
  8. В.Г. Психологические особенности личностного потенциала госслужащих// Российское государство и государственная служба на современном этапе. Материалы научно-практической конференции. М., РАГС, 1998. С. 281−282.
  9. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. В кн.: Психология формирования и развития личности. М., Наука, 1981. -С. 3−18.
  10. А.Г. Психология личности. М., МГУ, 1990. — 367с. П. Бабич A.M., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. М. 1999. 687 с.
  11. В.Г. Человека в управлении обществом. М., 1977.
  12. С.П. Профессиональные деформации личности: подходы, концепции, метод., Автореферат диссертации на соискание степени докт. психол. наук. СПб. 1997
  13. Бестужев-Лада И. Социальное управление: методы. Ориентиры, прогнозы. В ж.: «Проблемы теории и практики управления», 1989, № 4.
  14. Л.И. Проблемы формирования личности. М-Воронеж. 1995.
  15. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика некоторых профессиональных способностей управленческих кадров// Мир психологии. 1997. № 3. С. 166.
  16. Е.М. Психологическое содержание труда и формирование профессиональной пригодности ткачих коврового производства// Психологические вопросы становления профессионала. Вып.1. М. 1974. С. 27 34.
  17. A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. С. 63.
  18. Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала// Мир психологии. 1997. № 3.
  19. Г. Г. Факторы стресса государственных служащих и пути его преодоления. Автореф. на соискан. степ. канд. психол. наук. М., РАГС, 1998.
  20. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.23 .Волкова К. А., Казакова Ф. К., Симонов A.C. Государственное предприятие: структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. Справочное пособие. М., 1990.
  21. Л.С. Дефект и компенсация// Собр. сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 34−49.
  22. И.Д. Деловая игра «Профессиограмма» и ее психолого-педагогические возможности / Учебное пособие. М. 1981. С. 53.
  23. С.Г. Психотехника // История советской психологии труда. Тексты (20−30-е годы XX века). М. 1983. С. 213−222.
  24. A.A., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров Госслужбы// Психология профессиональной деятельности кадров Государственной службы. М. 1997.
  25. A.A., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. М. 1999. 94с.
  26. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., РАУ, 1993.-75с.
  27. В.В. Основы научного управления предприятиями и учреждениями. Л., 1926.
  28. В.Н. Психологическая диагностика способностей. -Саратов, 1990.-231с.
  29. H.A. Психологические особенности профессионального менталитета государственных служащих: Автореф. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1997. — 24с.
  30. С.И. Теоретический анализ деятельности руководителя первичного коллектива с позиций ролевого конфликта. В сб.: «Мышление и общение в производственной деятельности». Ярославль. 1981.
  31. Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза// Психологический журнал. Том 19. № 4. 1998. С.80−86.
  32. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1992. — 48с.38.3инченко В. П. Микроструктурный анализ перцептивных процессов. Психологические исследования. Вып.6. М. 1976.
  33. В.П. Проблемы психологии развития. // Вопросы психологии, 1991. № 6, С. 3−4.
  34. А.И. Опыт построения психологической теории управления// Психологический журнал. Том 2. № 4. 1981.
  35. А.И. Современное состояние и перспективы психологии управления. В ж.: «Вопросы психологии», 1977, № 4.
  36. А.И. Психология хозяйственного управления. М., 1984.
  37. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М. 1995. С. 224.
  38. Е.А. Психология профессионала. М. 1996. С. 258.45 .Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону. 1996.
  39. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии// Вопросы психологии, № 4, 1984.
  40. Н.И., Шаккум M.JI. Акмеология и тестология, М. 1996. С. 380.
  41. .Б. Профессиональная психодиагностика и методы исследования личности руководителя. Психол. журнал, 1981, т.2, № 2.
  42. .Б. Типологические особенности стиля деятельности руководителей разной эффективности. В ж.: «Вопросы психологии», 1983, № 5.
  43. Е.П. Психодиагностика в системе отбора, подготовки и переподготовки кадров госслужбы: Автореф. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1995.-24с.
  44. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. JL, 1974.
  45. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Автореф. Дисс.. .докт. психол. наук. М., 1995. — 35с.
  46. В.И. Психология и управление. М. 1992.
  47. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975. С. 12.
  48. А.Н. Проблемы развития психики. М. 1981. С. 403.
  49. .Ф. О комплексном изучении человека. В кн.: Познание человека. М., Наука, 1988.
  50. И.И., Горячев Г. Д. Социологические и психологические методы управления. М., 1973.
  51. А.К. Направление профессионализма и развитие личности// Российское государство и государственная служба на современном этапе. М. 1998.
  52. А.К. Психология профессионализма. М. 1996. С. 308.
  53. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии, 1997, № 4, С.28−38.
  54. В.Г. Организационно-педагогические основыпрофессионального становления офицерских кадров: Автореф. дисс.докт. педагогич. наук. -М., 1995. -35с.
  55. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования/ Под ред. Смирновой Е. Э., Л. 1984. С. 12.
  56. B.C. Проблемы генезива личности. М., Педагогика, 1985. -151с.
  57. В.Н. Характер и прошлое (к вопросу о методике анамнеза)// Психология отношений: Избранные психологические труды/ Под ред. Бодалева A.A., Москва-Воронеж, 1995. С. 356.
  58. Ю.В. Особенности мотивационно-смысловой сферы кадров государственной службы. Автореф. на соискан. степ. канд. психол. наук. М., РАГС, 1998.
  59. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М. 1987.67 .Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие. М. 1992.
  60. А.Ю. Управленческое общение. М., Экономика, 1990. -112с.
  61. JI.A. Компетентность в общении. М., МГУ, 1990. — 331с.
  62. Проблемы профессиональной социализации личности: Коллективная монография/ Под ред. Митиной JIM. Кемерово. 1996.
  63. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления./ Ред. Деркач A.A., Манушин Э. А. М.1997.
  64. В.А. Психология духовности профессионала. М., Инст. авиационной и космической медицины, 1997. — 296с.
  65. Рабочая книга психолога таможенного органа. / Ред. Съедин С. И. М.1998. 268 с.
  66. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. Практикум. М. 1990.
  67. В.Ф., Журавлев A.JL, Шорин В. Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М., 1976.
  68. И.Н. Акмеологический подход к развитию духовных ценностей и творческих способностей в игрорефлексике. В кн.: Духовная деятельность и ее специфика. Запорожье. 1993. — С. 21−27.
  69. И.Н. Методологические проблемы акмеологии. М., РАГС, 1995.-С. 58−68.
  70. А.П. Акмеологический тренинг. Теория. Методика. Психотехнология. М. 1996.
  71. В.Б. Психологические проблемы прогнозирования эффективности работы будущего руководителя. В кн.:"Актуальные вопросы организационного обеспечения работы с кадрами". М., 1989.
  72. В.А. Учитель и время. // Советская педагогика, 1990. № 9. -С. 54−68.
  73. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  74. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. М., 1987.
  75. Сухо дольский Г. В. Эргономика. 1988. С. 63.
  76. .М. О понятиях слабости и инертности нервной системы// Вопросы психологии. 1955. № 6. С. 3−15.
  77. .М. Способность и одаренность// Ученые записки Гос. научно-исследов. ин-та психологии. Т. 2, М. 1947. С. 3−56.
  78. .М. Проблема узкой направленности. Изб. труды. М. 1985. т.1 С. 309.
  79. .М. Ум полководца. В кн.: «Проблемы индивидуальных различий». М., 1961.
  80. Ю.А. Управленческие решения. М., 1972.
  81. Управленческое консультирование. Т. 1−2, М., 1992.
  82. Л.П. Влияние профессиональной деятельности на психику: факты, гипотезы, проблемы// Психологические закономерности профессионализации. Ярославль. 1991. С. 31−39.
  83. А. Общее и промышленное управление. М.- Л., 1924.
  84. .H. Продуктивность профессиональной деятельности управленческого персонала. М. 1998.
  85. ЮО.Л.Хьелл, Д. Зиглер Теории личности. СПб. 1997 С. 606.
  86. A.B. Вопросы психологии управления// Психологический журнал, т. 1, № 2, 1980.
  87. В.Д. Деятельность и способности. М., Логос, 1994. -320с.
  88. ЮЗ.Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.1982. С. 185.
  89. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы// Психологический журнал. Том 1. № 3. 1980. С. 33−46.
  90. В.Д. Способности человека// Психологи Отечества. Избранные психологические труды в 70-ти томах. М. Воронеж. 1997. С. 288.
  91. Юб.Шрейдер Р. В. Формирование и развитие системы ПВК (на примере деятельности токаря-универсала): Автореф. дис. канд. психол. наук. Л. 1981. 18 с.
  92. Л. Карьера менеджера. М., 1991.
  93. Bass В.М., Barret G.V. People, work and organisazions: An introduction to industrial and organisational psichologi. Boston. 1981.
Заполнить форму текущей работой