Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этические принципы кодекса Российского психологического общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психолог должен помнить о своей ответственности перед обществом, поскольку его действия оказывают существенное влияние на психологическое здоровье и качество жизни людей. Он несет ответственность за выбор методов исследования или вмешательства, результаты и возможные последствия своих действий. Одним из важнейших составляющих принципа ответственности является требование «не навреди». Психолог… Читать ещё >

Этические принципы кодекса Российского психологического общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В нашей стране разработка этического кодекса психолога имела свои особенности. Практическая психология в России сравнительно молодая специальность, в СССР использование психологических тестов после Постановления 1936 г. было под запретом, господствующая идеология определяла систему взглядов и этических норм, поэтому в работах по прикладным отраслям психологической науки вопросы этики почти не обсуждались. После десятилетий относительной «тишины» в обсуждении этических проблем в отечественной психологической науке возник интерес к этой теме и ее активное обсуждение. В конце XX в. в психологических журналах сначала появились публикации зарубежных этических кодексов (венгерского, немецкого, испанского), затем появились множественные проекты отечественного этического кодекса, и дискуссии по проблемам роли этики в психологии и взаимосвязи этики и психологии.

Для размышления

Может ли психология быть вненравственной?

Совместима ли естественнонаучная парадигма с ценностно-нравственным подходом к пониманию сущности человека?

Как соотносятся этика и психология?[1]

В 1990 г. ленинградские психологи А. А. Крылов и А. И. Юрьев опубликовали «Этические принципы и правила работы психолога»: эту работу можно рассматривать как один из первых проектов этического кодекса. В 2003 г. был принят этический кодекс Российского психологического общества, потребность в коррекции которого со временем становилась все более очевидной. Необходимость этого шага была вызвана интенсивным развитием различных направлений психологической практики, возникновением этических проблем, связанных с созданием, использованием и распространением психодиагностических методик и массовой подготовкой психологов в нашей стране. Последний вариант этического кодекса был принят 14 февраля 2012 г. на V Съезде Российского психологического общества.

Этический кодекс Российского психологического общества соответствует российским законам и таким важным международным документам, как Всеобщая декларация прав человека, Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования». Кодекс соответствует международной Универсальной декларации этических принципов для психологов, при его разработке был использован опыт зарубежных коллег.

В кодексе сформулированы основополагающие моральные принципы, на основании которых вырабатываются нормы и правила поведения российских психологов в различных сферах профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в отечественной психологии для обозначения лиц, принимающих участие в психологических исследованиях, широко использовалось понятие «испытуемый»: в настоящее время это понятие воспринимается как недостаточно корректное, однако наряду с понятием «клиент», используются и такие понятия, как «обследуемый» и «участник исследования».

В современной психологии действуют следующие основные этические принципы: уважения; компетентности; ответственности; честности. Именно эти принципы определяют характер отношения психолога к клиенту.

Клиент психолога — лицо, группа лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к психологу за психологической помощью.

Принцип уважения заключается в признании прав, достоинства и ценности каждого человека. Реализация принципа уважения подразумевает уважение достоинства, прав и свобод личности; конфиденциальность; осведомленность и добровольное согласие клиента; самоопределение клиента. Для соблюдения данного принципа психологу важно осознавать собственную систему ценностей и установок, чтобы не допускать в своей деятельности дискриминации клиентов по любым основаниям. Психологу необходимо относиться к клиентам с равным уважением, независимо от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенному этносу, вероисповедания и других характеристик.

Для размышления

Существуют ли в современном обществе стереотипы, которые включают в себя предвзятое отношение к человеку по каким-либо характеристикам? записи, том, как будет использована полученная информация и кто с ней будет ознакомлен. Если клиент в силу своего возраста или ограниченных возможностей не является дееспособным, то согласие на участие в работе психолога должен дать законный представитель клиента, родитель или опекун.

Самоопределение (автономность) клиента означает, что человек обладает личной свободой совершать поступки в соответствии со свободно выбранным им решением, а именно: он сам решает, вступать ли ему в профессиональные отношения с психологом или нет. Даже когда выбор клиента расходится с мнением психолога, он должен уважать право клиента самостоятельно принять решение о прекращении своих отношений с психологом или обращении к другому специалисту.

Важно запомнить!

Ограничения профессиональной компетентности означают, что психолог осознает и осуществляет свою практическую деятельность только в рамках полученного образования и опыта.

Принцип компетентности включает в себя знание профессиональной этики, ограничения профессиональной компетентности, ограничения применяемых средств, профессиональное развитие и невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях.

Принцип ответственности означает, что психолог имеет профессиональные и научные обязательства перед своими клиентами, профессиональным сообществом и обществом в целом.

Принцип честности подразумевает осознание границ личных и профессиональных возможностей, избегание конфликта интересов, ответственность и открытость перед профессиональным сообществом.

В своей профессиональной деятельности психолог использует только те приемы, методы и техники, по которым он прошел специальное обучение и имел возможность освоить на практике под руководством опытных специалистов. Психолог должен знать и соблюдать научные требования к экспериментальному исследованию, владеть методами психологической диагностики, понимать возможности и ограничения каждой конкретной методики. Для поддержания своего высокого уровня компетентности в работе психолог должен постоянно повышать свою квалификацию, т. е. профессионально развиваться.

Психолог должен помнить о своей ответственности перед обществом, поскольку его действия оказывают существенное влияние на психологическое здоровье и качество жизни людей. Он несет ответственность за выбор методов исследования или вмешательства, результаты и возможные последствия своих действий. Одним из важнейших составляющих принципа ответственности является требование «не навреди». Психолог должен заботиться о благополучии своего клиента и стремиться избегать причинения любого вреда здоровью, состоянию, социальному статусу и интересам клиента. В случае, когда психолог является руководителем исследовательского проекта, он несет ответственность и за этичное поведение тех, кто работает под его руководством.

Принцип честности предполагает прямоту и открытость в отношениях с клиентами, коллегами, наукой, обществом и самим собой. Любой психолог должен строить взаимодействие с коллегами, основываясь на принципах честности, открытости, уважения. Если коллега по мнению психолога совершил профессиональные ошибки, то он должен обсудить это с ним конфиденциально, не задевая его достоинства. Рекламируя свои услуги, психолог должен сообщать объективную информацию о своей работе, не преувеличивая эффективность своих методов, избегая сравнения с коллегами.

  • [1] Психология и этика: опыт построения дискуссий / под ред. Б. С. Братуся. Самара: Бахар, 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой