Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специальные формы биографического исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многое в психобиографическом исследовании зависит от теории, лежащей в его основе. В зарубежной литературе по психобиографии вопрос о выборе теории является одним из наиболее актуальных. Можно выделить два подхода к его решению — теоретический (разработка теории и ее апробирование на биографическом материале) и эмпирический (осмысление биографического материала с последующим подбором теории… Читать ещё >

Специальные формы биографического исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют разные методы изучения биографий — психобиография, просопрография, биограмма, метод коллективной биографии [Гиндилис, 1991; Мошкова, 1989; Abel, 1947].

Одним из основных методов современного биографического исследования является психобиография. Проводимое в его рамках исследование жизни человека от рождения до старости позволяет изучить взаимодействие индивида и социума, определить особенности влияния общества на личность и основы преобразующей силы человека разумного. Информация собирается в ходе работы с архивными данными (письма, дневники и т. п.), в том числе официальными документами, а также посредством интервью, беседы. Такой метод — психобиография — позволяет не только описать жизненный путь личности, его фазный характер, чему уделял внимание Б. Г. Ананьев [Ананьев, 1977], но и выявить мотивы и личностный смысл поступков, понять, что составляет ядро личности.

Многое в психобиографическом исследовании зависит от теории, лежащей в его основе. В зарубежной литературе по психобиографии вопрос о выборе теории является одним из наиболее актуальных [Handbook of psychobiography, 2005]. Можно выделить два подхода к его решению — теоретический (разработка теории и ее апробирование на биографическом материале) и эмпирический (осмысление биографического материала с последующим подбором теории, способной объяснить возникшие догадки). Очевидно, что в отечественной психологии проблема выбора объяснительных теоретических принципов решается иначе. Руководство принципами культурно-исторической концепции и системно-деятельностного подхода, свойственное большинству отечественных ученых-психологов, неизбежно определяет выбор не только теоретических основ, но и объектов психобиографического исследования. Рефлексивные процессы в отечественной психологической науке выдвигают в качестве таких объектов выдающихся личностей, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, психологическим портретам которых посвящена не одна публикация.

Субъективность психобиографии не ограничивается используемым материалом, но также характеризует сам процесс составления психологического жизнеописания. Т. Шульц отмечает, что работа над психобиографией способна превратиться в составление автобиографии [Schultz, 2001]. Чтобы обеспечить объективность результатов биографического исследования, Э. Элмс рекомендует избирать личность человека, к которому не испытываешь слишком негативных и слишком позитивных чувств [Elms, 1994].

Психобиографический метод может использоваться для решения такой специфической задачи, как изучение социальнопсихологических детерминант научного творчества. Бесперспективны попытки объяснения открытий, перевернувших представления о мироздании, через ограниченное количество общих закономерностей психической активности. Каждый такой случай уникален и требует не только объяснения через нахождение причинноследственных связей, но и понимания, проникновения в сущность.

Результаты целеописательного психобиографического исследования социально-психологических факторов построения теоретических взглядов высвечивают значение специфических характеристик общества, общности, в условиях которых работает психолог, и общения как механизма взаимодействия личности исследователя и социума, где зафиксировано как имеющееся научное знание, так и имплицитная информация, способствующая обнаружению нового знания. Представляемый метод качественного исследования личности удовлетворяет требованиям учета социокультурной обусловленности и динамичности социальнопсихологических явлений в их конкретных проявлениях и реальных условиях функционирования. Вместе с тем использование качественного подхода обусловливает открытость анализа к факторам, специфичным для конкретного научною пути. Психобиографическое исследование позволяет проследить динамику становления представлений ученого, включить в интерпретацию факты ранних и более поздних этапов становления и самореализации личности. Таким образом, качественный психобиографический анализ жизненного пути совмещает в себе достоинства системного и динамического подходов к социально-психологическому исследованию личности.

Еще одной специфической формой биографического исследования является составление социальной биографии научного направления. Эта традиция заложена А. Г. Асмоловым в статье «Социальная биография культурно-исторической психологии» [Асмолов, 1993]. О социальной биографии научного направления можно говорить в том случае, когда социальные объединения ученых рассматриваются в качестве субъектов научной деятельности. Составление социальной биографии является реализацией метода психолого-исторической реконсгрукции психологического познания. Метод может использоваться для расширения представлений об особенностях и результатах социальной истории науки.

Имеет смысл брать за основу применения метода трехаспектную концепцию развития науки М. Г. Ярошевского (1973) и уровневую субъектную концепцию социально-психологической детерминации развития психологии О. А. Артемьевой (2012). В этом случае процедура составления социальной биографии научного направления может быть сведена к определению следующих характеристик:

  • 1) время и место зарождения,
  • 2) предметно-логические, личностные и социальные причины возникновения,
  • 3) основатель и персональный состав,
  • 4) социальные детерминанты развития,
  • 5) основные события и этапы социальной биографии,
  • 6) результаты влияния социальных детерминант на социальные и когнитивные установки представителей направления [Артемьева, 2012].

Форма представления социальной биографии научного направления, как и результатов любого биографического исследования, выбирается произвольно. Однако существующая практика реализации данного метода в отечественной психологии предполагает соответствие требованиям оформления научных текстов (указание полных имен авторов, точных временных рамок, наличие библиографических ссылок и т. п.) и вместе с тем выражение личностного отношения биографа к истории развития психологии и ее субъектам (употреблении эмоционально окрашенных понятий, наличие эпиграфа и т. п.).

В качестве основных источников биографических данных могут использоваться газетные, журнальные статьи, статьи в словарях, вводные и заключительные статьи к изданиям научных трудов ученых, а также научные автобиографии ученых и архивные материалы (письма из архивов ученых, стенограммы выступлений, автобиографии и характеристики с места работы).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой