Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика мотивационных состояний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процедура. Во время диагностики испытуемый представляет то, чего желает достичь (образ потребного будущего), силу мотива, достижение которого желает оценить. И, далее, имея в виду этот мотив-образ, отвечает на пять вопросов, каждый из которых отражает один из пяти основных факторов силы мотива: значимость, достижимость, вознаграждаемость, удовлетворенность, справедливость. Насколько мотив «новая… Читать ещё >

Диагностика мотивационных состояний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика диагностики силы мотива (по В. Е. Лёвкину)

Методика позволяет оперативно оценить силу мотива (желания, стремления), а также выбрать приоритеты в работе над повышением или понижением силы мотива. Детальное описание теоретической базы данной методики дано в разделе «Управление мотивационными состояниями». Методика прошла процедуру психометрической проверки[1], валидна и надежна [78].

Процедура. Во время диагностики испытуемый представляет то, чего желает достичь (образ потребного будущего), силу мотива, достижение которого желает оценить. И, далее, имея в виду этот мотив-образ, отвечает на пять вопросов, каждый из которых отражает один из пяти основных факторов силы мотива: значимость, достижимость, вознаграждаемость, удовлетворенность, справедливость.

Инструкция. Прежде всего, сформулируйте то, чего вы собираетесь достичь. Запишите точную формулировку мотива (желания), чтобы иметь ее перед глазами. Далее ответьте на пять вопросов, используя шкалу оценок от 1 до 7, где:

  • 7 — очень сильно, я полностью доволен;
  • 4 — средне, в принципе достаточно;
  • 1 — очень слабо, совершенно недостаточно.

Вопросы методики:

  • 1) Значимость. Насколько то, чего я собираюсь достичь, способно повлиять на мою жизнь, на удовлетворение значимых для меня потребностей?
  • 2) Достижимость. Насколько вероятно, что в существующих условиях, при данных мне способностях я смогу приложить необходимые усилия и осуществить задуманное?
  • 3) Вознаграждаемость. Насколько вероятно, что достигнутый результат приведет к вознаграждению?
  • 4) Удовлетворенность. Насколько прогнозируемое вознаграждение меня удовлетворит?
  • 5) Справедливость. Насколько прогнозируемое вознаграждение будет справедливым по отношению ко мне?

Полученная последовательность из пяти цифр является «профилем мотива» по указанным пяти факторам[2]. Эти цифры перемножаются, а результат квалифицируется по следующей шкале:

Диапазон баллов.

% мотивации.

Оценка мотивации.

15 043- 16 807.

90−100.

прекрасно.

11 682- 15 042.

70−89.

хорошо.

4 959- 11 681.

30−69.

удовлетворительно.

1598−4958.

10−29.

слабо.

1 — 1597.

1−9.

очень слабо.

Например, какова сила мотивации к созданию новой презентации?

  • 1. Насколько мотив «новая презентация» (выгоды от новой презентации) способен повлиять на удовлетворение моих значимых потребностей? (Допустим, на 2 балла, потому что «начальник просит сделать ее для выставки, а выгоды для меня не принципиальны, скорее если я и соглашусь, то по принуждению или если найду для себя возможность сделать что-то мне нужное „по пути“…»)
  • 2. Насколько вероятно, что я смогу приложить необходимые усилия и при данных мне способностях, и при данных внешних условиях все-таки сумею создать презентацию? (Допустим, на 3 балла, потому что «в принципе ничего сложного, но надо сделать срочно, за ночь, а я и так в последнее время не высыпаюсь и буквально валюсь с ног…»)
  • 3. Насколько вероятно, что качественно выполненная презентация приведет к выигрышу, вознаграждению? (Допустим, на 5 баллов, потому что «начальник слово держит; если сказал, что будет премия, значит, она будет…»)
  • 4. Насколько я буду удовлетворен вознаграждением? (Допустим, на 6 баллов, потому что «мне надо в очередной раз платить по кредиту, а как раз такой суммы не хватает, можно будет не занимать деньги у друга…»)
  • 5. Насколько справедливым я сочту прогнозируемое вознаграждение? (Допустим, на 7 баллов, потому что «премия полностью соответствует объему работ — что сделал, за то и получил…»)

Получаем: 2хЗх5×6×7 = 1260 баллов (7,5% от возможной мотивации — квалифицируем результат по нижеприведенной условной шкале и получаем оценку: «очень слабо» — в таком виде мотив достигнут быть не может).

Видим, что минимальная оценка (2 балла) получена по первой переменной. Это может говорить о том, что новая презентация очень слабо способна повлиять на удовлетворение значимых потребностей, поэтому сама по себе не представляет никакой ценности для человека. При том что оценка усилий и ресурсов также не в пользу данного мотива (вторая переменная всего лишь 3 балла), он может создать новую презентацию только ради чего-то другого, что может повлиять на его значимые потребности (ради хорошего отношения, ради возможности встретиться с кем-то и т. д. — т. е. после того, как мотив «новая презентация» будет превращен в какой-то другой мотив).

Разница до 100 баллов признается несущественной, и если ваш результат оказался на стыке оценок по вышеприведенной шкале, то выбирайте наибольшую (она в большей степени будет отражать характер вашей мотивации, поскольку любая мотивация носит позитивный характер). Любая мотивация позитивна в том смысле, что притягивает к чему-то, а не заставляет бежать от чего-то. По этой же причине любой мотив следует формулировать в позитивной форме — про то, чего хочется, а не про то, чего не хочется.

  • [1] Данная методика проверена на валидность и надежность в дипломном исследовании С. В. Махивского «Психометрическое обоснование методики диагностикисилы мотива (на примере методики В. Е. Лёвкина)» (Тюмень, 2012) и может бытьприменена как для практических, так и для научных целей.
  • [2] Сам профиль мотива может быть использован для детального толкованияи управления силой мотива (см. п. 5.3.4).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой