Диагностика мотивационных состояний
Процедура. Во время диагностики испытуемый представляет то, чего желает достичь (образ потребного будущего), силу мотива, достижение которого желает оценить. И, далее, имея в виду этот мотив-образ, отвечает на пять вопросов, каждый из которых отражает один из пяти основных факторов силы мотива: значимость, достижимость, вознаграждаемость, удовлетворенность, справедливость. Насколько мотив «новая… Читать ещё >
Диагностика мотивационных состояний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика диагностики силы мотива (по В. Е. Лёвкину)
Методика позволяет оперативно оценить силу мотива (желания, стремления), а также выбрать приоритеты в работе над повышением или понижением силы мотива. Детальное описание теоретической базы данной методики дано в разделе «Управление мотивационными состояниями». Методика прошла процедуру психометрической проверки[1], валидна и надежна [78].
Процедура. Во время диагностики испытуемый представляет то, чего желает достичь (образ потребного будущего), силу мотива, достижение которого желает оценить. И, далее, имея в виду этот мотив-образ, отвечает на пять вопросов, каждый из которых отражает один из пяти основных факторов силы мотива: значимость, достижимость, вознаграждаемость, удовлетворенность, справедливость.
Инструкция. Прежде всего, сформулируйте то, чего вы собираетесь достичь. Запишите точную формулировку мотива (желания), чтобы иметь ее перед глазами. Далее ответьте на пять вопросов, используя шкалу оценок от 1 до 7, где:
- 7 — очень сильно, я полностью доволен;
- 4 — средне, в принципе достаточно;
- 1 — очень слабо, совершенно недостаточно.
Вопросы методики:
- 1) Значимость. Насколько то, чего я собираюсь достичь, способно повлиять на мою жизнь, на удовлетворение значимых для меня потребностей?
- 2) Достижимость. Насколько вероятно, что в существующих условиях, при данных мне способностях я смогу приложить необходимые усилия и осуществить задуманное?
- 3) Вознаграждаемость. Насколько вероятно, что достигнутый результат приведет к вознаграждению?
- 4) Удовлетворенность. Насколько прогнозируемое вознаграждение меня удовлетворит?
- 5) Справедливость. Насколько прогнозируемое вознаграждение будет справедливым по отношению ко мне?
Полученная последовательность из пяти цифр является «профилем мотива» по указанным пяти факторам[2]. Эти цифры перемножаются, а результат квалифицируется по следующей шкале:
Диапазон баллов. | % мотивации. | Оценка мотивации. |
15 043- 16 807. | 90−100. | прекрасно. |
11 682- 15 042. | 70−89. | хорошо. |
4 959- 11 681. | 30−69. | удовлетворительно. |
1598−4958. | 10−29. | слабо. |
1 — 1597. | 1−9. | очень слабо. |
Например, какова сила мотивации к созданию новой презентации?
- 1. Насколько мотив «новая презентация» (выгоды от новой презентации) способен повлиять на удовлетворение моих значимых потребностей? (Допустим, на 2 балла, потому что «начальник просит сделать ее для выставки, а выгоды для меня не принципиальны, скорее если я и соглашусь, то по принуждению или если найду для себя возможность сделать что-то мне нужное „по пути“…»)
- 2. Насколько вероятно, что я смогу приложить необходимые усилия и при данных мне способностях, и при данных внешних условиях все-таки сумею создать презентацию? (Допустим, на 3 балла, потому что «в принципе ничего сложного, но надо сделать срочно, за ночь, а я и так в последнее время не высыпаюсь и буквально валюсь с ног…»)
- 3. Насколько вероятно, что качественно выполненная презентация приведет к выигрышу, вознаграждению? (Допустим, на 5 баллов, потому что «начальник слово держит; если сказал, что будет премия, значит, она будет…»)
- 4. Насколько я буду удовлетворен вознаграждением? (Допустим, на 6 баллов, потому что «мне надо в очередной раз платить по кредиту, а как раз такой суммы не хватает, можно будет не занимать деньги у друга…»)
- 5. Насколько справедливым я сочту прогнозируемое вознаграждение? (Допустим, на 7 баллов, потому что «премия полностью соответствует объему работ — что сделал, за то и получил…»)
Получаем: 2хЗх5×6×7 = 1260 баллов (7,5% от возможной мотивации — квалифицируем результат по нижеприведенной условной шкале и получаем оценку: «очень слабо» — в таком виде мотив достигнут быть не может).
Видим, что минимальная оценка (2 балла) получена по первой переменной. Это может говорить о том, что новая презентация очень слабо способна повлиять на удовлетворение значимых потребностей, поэтому сама по себе не представляет никакой ценности для человека. При том что оценка усилий и ресурсов также не в пользу данного мотива (вторая переменная всего лишь 3 балла), он может создать новую презентацию только ради чего-то другого, что может повлиять на его значимые потребности (ради хорошего отношения, ради возможности встретиться с кем-то и т. д. — т. е. после того, как мотив «новая презентация» будет превращен в какой-то другой мотив).
Разница до 100 баллов признается несущественной, и если ваш результат оказался на стыке оценок по вышеприведенной шкале, то выбирайте наибольшую (она в большей степени будет отражать характер вашей мотивации, поскольку любая мотивация носит позитивный характер). Любая мотивация позитивна в том смысле, что притягивает к чему-то, а не заставляет бежать от чего-то. По этой же причине любой мотив следует формулировать в позитивной форме — про то, чего хочется, а не про то, чего не хочется.
- [1] Данная методика проверена на валидность и надежность в дипломном исследовании С. В. Махивского «Психометрическое обоснование методики диагностикисилы мотива (на примере методики В. Е. Лёвкина)» (Тюмень, 2012) и может бытьприменена как для практических, так и для научных целей.
- [2] Сам профиль мотива может быть использован для детального толкованияи управления силой мотива (см. п. 5.3.4).