Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности: На примере младших школьников и подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

A.Н.Леонтьев, 1977; B.C. Мерлин, 1996; С. Л. Рубинштейн, 1999). Адаптация подразумевает саморегуляцию, адекватное функционирование на уровне личности. Понимание адаптации с философских позиций лежит в плоскости выяснения особенностей взаимосвязи форм и механизмов интеграции природного и духовного, биологического и социального, духа и плоти, души и сердца. Осознание двойственности своей природы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Теоретические проблемы изучения состояния дезадаптации в психологии
    • 1. 1. Адаптация как психолого-философская проблема
      • 1. 1. 1. Понимание адаптации с философских позиций
      • 1. 1. 2. Проблема адаптации личности в современной психологии
    • 1. 2. Понятие психической дезадаптации и его анализ в трудах современных ученых
    • 1. 3. Проблема школьной дезадаптации и ее исследование в психологии
    • 1. 4. Возрастной кризис как фактор, осложняющий процесс адаптации в социуме
  • Глава 2. Исследование структуры состояния дезадаптации в критические периоды развития личности
    • 2. 1. Системный подход к исследованию структуры состояния дезадаптации у детей и подростков
      • 2. 1. 1. Методология исследования
    • 2. 1. 2. Технология и методы исследования
    • 2. 2. Кризис младшего школьного возраста как фактор, способствующий состоянию дезадаптации у детей
    • 2. 3. Возрастные изменения в структуре состояния дезадаптации в критические периоды развития личности

Структура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности: На примере младших школьников и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Несмотря на фундаментальное значение адаптации в общей системе научного знания о человеке, до сих пор недостаточно разработана проблема состояния дезадаптации в критические периоды развития личности, что в свою очередь ограничивает возможности диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости данного состояния, затрудняет учет влияния состояния дезадаптации на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованными вопросы структуры состояния дезадаптации, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать его. Под состоянием дезадаптации понимается целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

До последнего времени проблема дезадаптации была преимущественно предметом исследования биологии, медицины, социологии, психотерапии, и в меньшей степени психологии. В возрастной психологии накоплен достаточный материал, позволяющий говорить об актуальности проблемы адаптации-дезадаптации для понимания процессов и законов развития личности в общепсихологическом аспекте. Подходы к проблеме адаптации личности осуществляются через идеи развития личности как субъекта поступания в социальной среде (Б.С.Братусь, 1998;

A.В.Брушлинский, 1990; С. Л. Воробьев, В. П. Зинченко, 1998; А. В. Петровский, 1970; В. И. Слободчиков, 1995), его позитивной позиции во взаимодействии с другими людьми (К.А. Абульханова — Славская, 1997; Г. М. Андреева, 1977,1981; Л. И. Анцыферова, 1994; Г. В. Залевский, 2001;

B.А.Петровский, 1996; С. Л. Рубинштейн, 1976,1999; В. Н. Мясищев, 1995), развитие межфункциональных связей и отношений как первоосновы нормального развития человека (Б.Г.Ананьев, 1980; Л. С. Выготский, 1956;

A.Н.Леонтьев, 1977; B.C. Мерлин, 1996; С. Л. Рубинштейн, 1999). Адаптация подразумевает саморегуляцию, адекватное функционирование на уровне личности. Понимание адаптации с философских позиций лежит в плоскости выяснения особенностей взаимосвязи форм и механизмов интеграции природного и духовного, биологического и социального, духа и плоти, души и сердца. Осознание двойственности своей природы — фундаментальное событие в жизни человека. Именно такой, философско-антропологический подход к осмыслению природы человека, его свободы и несвободы, здоровья и болезни, адаптации и дезадаптации позволяют по-новому, не традиционно увидеть проблему адаптации человека как проблему развития его личности. Вопросы способности личности к адаптации всегда были в поле зрения ученых, занимающихся изучением человека. Современный подход к развитию индивидуальности человека подчеркивает многофакторность и многомерность этого процесса. Вклады созревания, опыта и культуры в ходе развития смешиваются (В.Ю.Верещагин, 1998; В. П. Петров, 1997) и при неблагоприятном сочетании социальных условий и психофизиологических особенностей могут возникать нарушения адаптации. Эти процессы отчетливо проявляются в критические периоды, особенно в раннем и подростковом возрасте, когда решаются существенные задачи индивидуального развития: достижение самостоятельности и личностное самоопределение (К.К.Платонов, 1998; К. Н. Поливанова, 1996; Э. Эриксон, 1996). Выявлено, что личностные нарушения в момент социально-психологической перестройки у младших школьников могут быть представлены самыми различными проявлениями. Так О. К. Агавелян, 1975; Г. В. Бурменская с соав., 1990; Т. А. Власова, М. С. Певзнер, 1973; Л. С. Выготский 1956; Д. Н. Исаев, 1982; В. Е. Каган, 1984; И. А. Коробейников, 1997, К. С. Лебединская, 1980; В. И. Лубовский, 1994; В. А. Мурзенко, 1962;

B.Н.Мясищев, 1966; Н. И. Озерецкий, 1928; В. Н. Петрунек, Л. Н. Таран, 1981;

Л.А.Шаповалова, 1997; Шевчук, 1997; K.L.Lovell, 1979; R. Gardner, 1995 выделяют характерные психологические особенности, свойственные дезадаптации детей, такие, как: агрессивность, повышенный уровень тревожности, конфликтность, склонность к асоциальному поведению, прогулам, школьные фобии. По мнению ряда авторов, наибольший риск представляет момент поступления ребенка в школу и период первичного уровня усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией. Многочисленные исследования фиксируют в младшем школьном возрасте заметное повышение распространенности невротических реакции, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств в сравнении с дошкольным возрастом (Л.Н.Винокуров, 1998, 2000; С. М. Громбах, 1985, 1987; Г. В. Козловская, Л. Ф. Кремнева, 1985; Л. С. Куликов, О. А. Трифонов, 1986; B.C. Манова-Томова, 1981). Л. И. Божович, 1968; Е. Н. Савонько, 1972; T.N.Musse, J. Kadam, 1969 затрагивают возрастные аспекты проблемы школьной дезадаптации, отмечая, что к подростковому возрасту возникает переломный момент, отношение к учению и поведение ухудшается, что связано с физиологическими особенностями возраста, сменой мотива поведения, «эмоциональным благополучием» .

Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также теоретическая и методическая не разработанность, обусловили выбор темы нашего исследования: «Структура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности». Системный подход к осмыслению природы человека, его свободы и несвободы, здоровья и болезни, адаптации и дезадаптации позволят нам по новому, не традиционно увидеть проблему развития личности как адаптационной системы, а состояние дезадаптациикак симптом нарушенного развития личности.

Объект исследования: структура состояния дезадаптации.

Предмет исследования: критический период в развитии личности как фактор, определяющий структуру состояния дезадаптации. Теоретическая гипотеза. Структура состояние дезадаптации отражает общепсихологические закономерности развития личности в критические периоды ее развития.

Эмпирическая гипотеза. Системный подход позволяет выявить доминирующий фактор в структуре состояния дезадаптации, отражающий закономерности личностного развития в критические периоды. Цель исследования: определить структуру состояния дезадаптации личности в критические периоды ее развития. Задачи:

1. Применить системный подход к исследованию структуры состояния дезадаптации в возрастном аспекте.

2. Определить специфические закономерности и факторы развитии состояния дезадаптации.

3. Раскрыть взаимосвязь внешних и внутренних (социальных и биологических) факторов в структуре состояния дезадаптации личности.

4. Изучить многомерную структуру адаптации личности в критические периоды развития.

5. Рассмотреть развитие личности через успешность ее адаптации к требованиям социальной среды.

Методологические предпосылки исследования. Методологической основой является принцип детерминизма, системности, принцип деятельностного подхода.

Теоретическая база исследования. Исходные теоретические положения базируются на исследованиях по проблеме личности Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Л. И. Анцыферовой, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Б. Ф. Ломова, А. Маслоу, Э. Эриксонамеханизмов и факторов процессов адаптации и дезадаптации, выполненных Ю. А. Александровским, П. К. Анохиным, В. Г. Асеевым, С. А. Беличевой, Г. В. Залевским, В. Е. Каганом, В. П. Казначеевым, И. А. Коробейниковым, В. И. Лубовским, Н. Г. Лускановой, Т. Д. Молодцовой, В. А. Мурзенко, Е. В. Новиковой, И. П. Павловым, Г. Селье, А. А. Ухтомским, Л. В. Яссман и др. российскими и зарубежными учеными. Кроме того, мы опираемся на положения, разработанные в теоретической концепции В. Н. Мясищева и его последователей (В.К.Мягер, Т. М. Мишина, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер и др.) в соответствии с которыми личность является продуктом системы значимых отношений.

Методы исследования. Метод анализа научной литературы, эмпирические методы исследования: наблюдение, беседаспециальные диагностические методы, отвечающие конкретным задачам исследования: карта наблюдений Д. Стотта (D.Stott), детский (W1SC-R) вариант шкалы Векслера, а также тест Филлипса, предназначенный для измерения показателей детской тревожности, комплексная оценка работоспособности изучалась по буквенным таблицам В. Я. Анфимова. В основу настоящего исследования была положена модель исследования состояния дезадаптации Яссман Л.В.

При математической обработке экспериментальных данных использовались методы факторного и кластерного анализов, корреляционный анализ, определение критериев значимости различий средних (t-критерий Стьюдента), методы непараметрической статистики.

Исследование проводилось на базе средних полных общеобразовательных школ № 5, № 6, № 14 г. Благовещенска. Исследованием было охвачено 1254 человека. Лонгитюд длился на протяжении 5 лет.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена их опорой на фундаментальные теоретические положения современной психологии, репрезентативностью выборки испытуемых, комплексностью в подборе методов исследования, отвечающих его целям и задачам, взаимно контролирующих и дополняющих друг друга, сравнительным анализом полученных результатов, их качественной и количественной обработкой. Научная новизна.

Применен системный подход к исследованию и описанию структуры состояния дезадаптации.

Изучена многомерная структура адаптации человека в критические периоды развития.

Раскрыты взаимосвязи внешних и внутренних (социальных и биологических) факторов в структуре состояния дезадаптации. Выявлены доминирующие факторы, затрудняющие процесс развития личности на уровне ее адаптации. Теоретическая значимость.

Показано, что состояние дезадаптации личности есть общепсихологическое явление, отражающее закономерности развития личности, меняющиеся в возрастном аспекте.

Установлено, что структура состояния дезадаптации личности отражает системное строение высших психических функций человека, обеспечивающих адаптационный эффект.

Рассмотрена взаимообусловленность социального и биологического факторов в процессе развития личности.

Практическая значимость заключается в исследовании структуры состояния дезадаптации в критические периоды развития, а также в выяснении качественных и количественных особенностей в структуре состояния дезадаптации. На основе полученных данных разработана и внедрена программа по преодолению дезадаптации. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке студентов, в процессе переподготовки педагогических кадров.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование структуры состояния дезадаптации раскрывает внутренние механизм развития личности в критические периоды.

2. Структура состояния дезадаптации личности зависит от возрастной стадии и уровня развития, достигнутого на предыдущей возрастной стадии.

3. Системный подход, отражающий системное строение высших психических функций, помогает выявить доминирующий фактор, затрудняющий процесс адаптации личности на каждой возрастной стадии развития.

4. Апробированный нами метод позволяет увидеть вклад социального и биологического факторов на каждой стадии развития личности в процессе ее адаптации.

Апробация работы. Апробация основных положений, выводов и конкретных материалов исследования осуществлялась путем их непосредственного включения в учебный процесс самим диссертантомв учебной работе со студентами БГПУ им. Калининав докладе на межвузовской научно-методической конференции (Благовещенск, 1998) — первой межвузовской научно-практической конференции (Благовещенск, 2001), областной научно-практической конференции (Благовещенск, 1999), научно-практической конференции преподавателей БГПУ (1998, 1999, 2000, 2001), научно-методической конференции преподавателей БГПУ (2000) — в 17 публикациях (из которых 1 учебное пособие, 1 учебно-методическое пособие, 6 статей). Теоретические и практические выводы рассматриваемой проблемы освещались в основном и специальном лекционных курсах, лабораторно-практических занятиях, апробировались при выполнении студентами курсовых и дипломных работ.

ВЫВОДЫ.

Состояние дезадаптации есть явление, отражающее закономерности развития личности. Структура состояния дезадаптации включает три блока: личностныйсоциальныйбиологический. Среди них нет доминирующего, но на каждом возрастном этапе проявляется ведущий, влияющий на развитие личности.

Структура состояния дезадаптации личности определяется системным строением высших психических функций человека, обеспечивающих адаптационный эффект. Системный подход позволяет выявить доминирующий фактор, затрудняющий процесс адаптации личности на каждой возрастной стадии развития человека. В возрастной кризис развития личности 7 лет состояние дезадаптации определяется преимущественными нарушениями на уровне подсистемы эндокринно-гуморальной регуляции. В структуре состояния дезадаптации характерны латентные психофизиологические изменения, связанные с нейро-психо-физиологическим перенапряжением. При этом функциональные нарушения, возникающие в связи с «нейропсихофизиологическим перенапряжением», проявляются в выраженных нарушениях работоспособности, повышенной утомляемости и др. В возрасте 8,5−10,5 — на первый план выступают эмоционально-поведенческие расстройства, проявляющиеся главным образом в неустойчивой эмоционально — волевой регуляции, неуемной активности, агрессивности, импульсивности, раздражительности, стенических и астенических эмоциональных расстройствах, страхе, тоске и др. К началу подросткового возраста (возрастной кризис 13 лет) на первый план в структуре состояния дезадаптации выступает дисбаланс проявлений, определяющих особенности личной индивидуальной приспособленности, проявляющихся в нарушениях социальных связей, снижении возможности прогнозирования результатов своих поступков, преобладании эгоцентрических устремлений, заострении характерологических черт личности и др. Системный подход позволяет рассмотреть взаимообусловленность социального и биологического факторов в процессе развития личности. К внешним факторам, влияющим на формирование дезадаптации у детей и подростков, следует отнести неблагоприятные воздействия социальной среды (включая экономику, культуру, экологию). Мы считаем эти факторы неблагоприятными в том случае, если они выходят за порог внутренних возможностей конкретного индивида, их ассимиляции. Таким образом, одни и те же внешние воздействия для одного индивида будут выступать как стрессовые, для других — как вариант нормы. К внутренним факторам относятся многочисленные характеристики, охватывающие самые разные стороны деятельности организма, от приспособления на уровне эндокринно-гуморальных систем, системы восприятия и переработки информации, системы эмоционального реагирования, до высших образований человеческой психики: социальные контакты, мировоззрение, самооценка и др. Использование системного подхода к диагностике дезадаптации способствует подключению более объективной информации о психофизиологическом человека и облегчает понимание нарушений его личностного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обсуждая результаты проведенного исследования, отметим, что дезадаптация — системное явление, проявляющееся как в психологической, так и в социальной и соматической сфере ребенка, о чем доказано в проведенном исследовании. Изучение данной проблемы, именно в критические периоды развития личности с позиций системного подхода, в связи с постоянным ростом, является одной из актуальных проблем современности.

Анализ специальной литературы данного направления показал, что нет единого мнения о механизмах развития состояния дезадаптации. Однако большинство авторов в основу данной проблемы ставят психическое здоровье личности и пытаются ограничить норму от патологии. Причем в понятие «патология» включается весь комплекс нарушений психического развития (вплоть до умственной отсталости и психопатий). Наше исследование условий, способствующих формированию состояния психической дезадаптации позволяет выделить следующие факторы:

К внешним факторам, влияющим на формирование отклоняющегося поведения у детей и подростков, следует отнести неблагоприятные воздействия социальной среды (включая экономику, культуру, экологию). Неблагоприятными эти факторы могут считаться в том случае, если они выходят за порог внутренних возможностей конкретного индивида их ассимиляции. Таким образом, одни и те же внешние воздействия для одного индивида будут выступать как стрессовые, для других — как вариант нормы.

К внутренним факторам относятся многочисленные характеристики, охватывающие самые разные стороны деятельности организма, от приспособления на уровне эндокринно-гуморальных систем, системы восприятия и переработки информации, эмоциональноаффективной системы, до высших образований человеческой психики: социальные контакты, мировоззрения, самооценка и др.

К наиболее распространенным внутренним факторам, которые выступают в качестве причины дезадаптации, относятся стремление к самоутверждению путем проявления силы, ловкости, смелости. В качестве способствующих факторов выступают:

• отсутствие стойких нравственных критериев;

• недостаточный уровень образования;

• низкий уровень интеллектуального развития;

• неблагоприятный биологический фон;

• гормональные изменения, связанные с пубертатными перестройками в организме;

• алкоголизм, наркомания;

• отрицательные идеологические и социальные установки (идеология стяжательства, господства, самоутверждения).

Условиями развития аномального поведения является сложное и неоднозначное сочетание целого комплекса внешних и внутренних факторов.

Исследование показало, что для дезадаптированных детей характерно развитие астено-невротической симптоматики, выражающейся в жалобах на головокружение, утомляемость, вялость, трудности засыпания и утреннего пробуждения, а также состояние сонливости, нарушения сна. Вероятно, это состояние является следствием хронического длительного психоэмоционального перенапряжения, приведшего к срыву адаптационных механизмов у этих детей.

Исследование также выявило развитие психосоматической патологии у дезадаптированных учащихся. Для них наиболее характерны заболевания, связанные с нарушением функционирования желудочно-кишечного тракта, а также кожные заболевания (аллергия, нейродермит). Многие авторы.

Тополянский В.Д., Струковская М. В., Исаев Д. Н., Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. и др.) подчеркивают, что в их основе лежат депрессивные расстройства, в частности тревожно-депрессивные и депрессивно-ипохондрические. Вероятнее всего, возникновение депрессивных расстройств связано с длительным переживанием эмоционального стресса, ситуацией социального и семейного отвержения, приводящими к хроническому тревожному напряжению, испытываемому дезадаптированными детьми. Это подтверждается характеристиками эмоционального стресса: — состояния страха, тревоги- - депрессия- - астения. Все три характеристики находят свое отражение в психическом состоянии' учащихся с симптомами дезадаптации, что подтверждает наличие у них длительного эмоционального стресса. Сочетание хронических писхотравмирующих факторов с определенными биологическими знаками определяет переход состояния психического здоровья в состояние напряжения психической адаптации. Стресс социальных изменений, каким является обучение в школе, складывается в комплекс кризисных ситуаций, обращенных к напряжению психической адаптации, как к месту наименьшего сопротивления. К проблеме успешной адаптации детей, важным является, как показано в проведенном исследовании, установление взаимоотношений как с коллективом сверстников, так и с педагогами. Изучение данного вопроса позволило оценить вклад непрофессионального педагогического подхода в комплекс кризисных ситуаций, приводящих к дезадаптации. /.

Данные результаты были подтверждены и объективизированы экспериментально-психологическими обследованиями детей. В работе были выделены и изучены компоненты, составляющие структуру дезадаптации.

Обследование детей по шкале Векслера показало, что познавательная деятельность у большинства детей была сохранна, и прежде всего, сохранной оказалась структура мышления и умение использовать оказанную в процессе работы помощь. Однако эти данные ниже, чем у адаптированных школьников. Известно, что длительно сохраняющееся состояние дезадаптации влечет за собой снижение интеллектуальной продуктивности и самооценки, что не способствует полноценной реализации и раскрытию способностей ребенка. Опыт обследования таких учащихся показывает, что они более негативно воспринимают ситуацию психологического исследования. С большей тревогой расспрашивают о целях и выводах исследования по сравнению с адаптированными детьми.

Дезадаптированные дети с ЗПР оказались неуспешными в учебе, являющейся в школьном возрасте ведущим видом деятельности у ребенка. Состояние неуспешности приводит к возникновению барьеров в достижении компетентности, удовольствия, получаемого от своего труда, личной зрелости и получения высокого социального статуса этими детьми и затрудняет полноценную психическую и социальную адаптацию личности. Исследование дезадаптированных учащихся с ЗПР с позиций системного подхода установило, что нарушения в подсистеме восприятия и переработки информации является ведущими для младшего школьного возраста.

Длительное переживание неуспеха в значимой сфере жизни ребенка приводя к возникновению эмоционального стресса, который сопровождается «хроническим» тревожным напряжением. Вероятно, эмоциональный стресс в той или иной степени сопровождает дезадаптированных детей на протяжении всей жизни. Исследование семейной ситуации показало, что дезадаптированные дети переживают отсутствие атмосферы безопасности в семье, а их родители стремятся подавить волю ребенка и реализуют одну из дисгармоничных стратегий воспитания. Согласно мнению К. Хорни, отсутствие ощущения безопасности и комфорта в ранние годы жизни ребенка приводит к возникновению «базальной тревоги», которая, в свою очередь, является основой для развития невротического типа личности.

Кроме того, отсутствие атмосферы безопасности и дисгармоничное воспитание в семье, которые сопровождают этих детей, по-видимому, в течение всей жизни, дает возможность предположить негативное t прохождение ранних стадий психического развития. В результате этого, если следовать мнению Э. Эриксона, у дезадаптированных детей не сформировалось базовое доверие к миру, а также не была достигнута личностная автономия и развилось выраженное чувство вины. Эти качества являются достаточно хорошим фундаментом для развития различных форм тревоги и препятствуют достижению Эго-идентичности ребенка. Можно предположить, что, поступая в школу, эти дети оказались не готовы к переходу на следующую стадию психического развития, задачей которой является достижение компетентности. Следовательно, они не могут оптимально адаптироваться к социуму и его требованиям, представленному на данном этапе школой. Все приведенные факты усугубляются отсутствием успехов в обучении в школе.

Исследование эмоциональной сферы выявило эмоциональную дефицитарность и недоразвитие коммуникативных навыков у дезадаптированных и детей с ЗПР. Чаще всего дезадаптивная реакция сопровождалась эмоциональным перенапряжением с непостоянством и сменяемостью таких симптомов, как тревога, боязливость, субдепрессия и страхи, при этом «страх школы» (как социальная фобия) выступали в качестве гиперкомперсаторной реакции. Для дезадаптированных детей более типичны были реакции отказа, компенсации и пассивного протеста, что, в свою очередь, усугубляет ситуацию социального отвержения ребенка одноклассниками и учителями школы. Следствием воздействия вышеупомянутых факторов становится нарастание дезадаптивного состояния, которое негативно сказывается на состоянии здоровья детей.

Более детальное изучение детей с позиций системного подхода в возрастном аспекте позволило прийти к заключению, что депривационные условия, создаваемые психологически нездоровой семьей, могут стать источником нарушения психологического развития детей в такой семье. Однако нарушение психологического здоровья не адресуется только к дисфункциональной семье и дестабилизирующим приемам воспитания. Сравнительный анализ дезадаптированных, адаптированных и детей с ЗПР показал, что подсистема «семья, школа (сад), общество» является запускающей, а нарушение психологического развития (депривационное развитие) обуславливается сложной комбинацией внешних и внутренних факторов.

При интерпретации результатов настоящего исследования во второй и третьей возрастной критической фазе было установлено, что расстройства адаптации носили более продолжительный и выраженный характер в третьей возрастной критической фазе, существенно нарушающей социальное функционирование ребенка и его продуктивность, а так же формирование личности в патологическом направлении. По результатам исследования прослежена структура формирования дезадаптивного поведения, которая на нашем материале выглядят следующим образом:

— в возрастной кризис развития личности 7 лет состояние дезадаптации определяется преимущественными нарушениями на уровне подсистемы эндокринно-гуморальной регуляции. В структуре состояния дезадаптации характерны латентные психофизиологические изменения, связанные с нейро-психо-физиологическим перенапряжением. При этом функциональные нарушения, возникающие в связи с «нейропсихофизиологическим перенапряжением», проявляются в выраженных нарушениях работоспособности, повышенной утомляемости и др. — в возрасте 8,5−10,5 — на первый план выступают эмоционально-поведенческие расстройства, проявляющиеся главным образом в неустойчивой эмоционально — волевой регуляции, неуемной активности, агрессивности, импульсивности, раздражительности, стенических и астенических эмоциональных расстройствах, страхе, тоске и др. — к началу подросткового возраста (возрастной кризис 13 лет) на первый план в структуре состояния дезадаптации выступает дисбаланс проявлений, определяющих особенности личной индивидуальной приспособленности, проявляющихся в нарушениях социальных связей, снижении возможности прогнозирования результатов своих поступков, преобладании эгоцентрических устремлений, заострении характерологических черт личности и др.

Причем в систематике дезадаптационных вариантов первоначально заложены подходы к оценке степени их выраженности, отражающие количественные характеристики.

Подводя итог, следует отметить, что проблему состояния дезадаптации, как одну из наиболее актуальных проблем современной психологической науки, следует решать с позиций системного подхода, с привлечением специалистов разного профиля, это даст более достоверные и обширные сведения в собираемом материале, которые столь необходимы для ранней диагностики и коррекции дезадаптивного поведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. / Пер. с итал.-СПб.: Атлей Л, 1998.-251с.
  2. И.Г., Ходоровская А. С. Образование в школе источник дисгармонии жизненного мира ребенка //Проблемы образования в современной социокультурной ситуации: Тез.докл. научно-практической конференции. — СПб: Крисмас, 1996. — С. 24−25
  3. Абульханова -Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения.- Самара: Издательский дом «Хахрах», 1991.-301 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни.-М.: НаукаД 997.-297 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. —М.: Мысль, 1991.-С.45−47.
  6. А.П. Адаптация и дезадаптация с позиций патолога //Клиническая медицина. 1974. — № 5. — С. 3−5
  7. А. Наука жить: Пер. с нем. Киев: Port-royl, 1997. — 287 с.
  8. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Наука, 1974. — 281с.
  9. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993. — 400 с.
  10. З.Александровский Ю. А. Системный анализ состояний психической дезадаптации и пограничные нервно-психические расстройства //Проблемы системного подхода в психиатрии. Рига, 1977. — С. 89−93.
  11. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и её компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  12. Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи //Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников: Сб.науч.тр. /Под ред. М. А. Алемаскина. М., 1980. — С. 140−152
  13. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск: Изд-во Увал, института, 1986. 151 с.
  14. .Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков //Дисс. д-ра пед.наук. -Екатеринбург, 1997.
  15. .Н., Васюта Е. Ф. Анализ профессионального языка школьного учителя //Сб.: Понятийный аппарат педагогики образования /Под ред. М. А. Галагузовой. Вып. 3. — Екатеринбург, 1998. — С. 314−324.
  16. А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике //Научные и организационные проблемы суицидологии. М., 1983. — С. 41−51.
  17. А.Г., Тихоненко А. А., Бергельсон Л. А. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида //Вопросы психологии, 1981. № 4. — С. 91−102.
  18. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания //Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. — Т. 2. — С. 10−27.
  19. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А.
  20. Бодалева — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  21. Г. М. Методологические проблемы и практика социально-психологических исследований//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М.:Изд-во МГУ, 1977.-С.45−47.
  22. Г. М. Межличностное восприятие в группе.-М.:МГУ, 1981.-132 с. О
  23. N 25. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 1996.-376 с.
  24. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  25. Ю.М., Еникеев Ю. М., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений.- М.: Юристъ, 1996.-241 с.
  26. М.В., Хрипкова А. Г. Адаптация учащихся 6−11 лет к учебным нагрузкам /Нов.исслед. по возрастной физиол., 1979. № 2. — С. 5−18
  27. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. 98 с.
  28. Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. //Психологический журнал.-Т 13.-№ 1.-1994.-С.26−32.
  29. Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — Сост. Куликов Л. В. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 480 с.
  30. Аристотель. Метафизика. // Соч. в 4 т. Т. 1.- М.: Педаогика, 1975.- С. 6567.
  31. В.Г. Возрастная психология. Иркутск: Изд-во ИГНИ, 1989. — 196 с.
  32. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации //Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности /Отв. ред. В. Г. Асеев. Иркутск: ИГПИ, 1985. — С. 3−19.
  33. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
  34. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  35. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии, 1999.-№ 1.-С.З-12
  36. В.Г. Мир живого: Системность, эволюция и управление. — М.: Политиздат. 1986. — 333 с.
  37. Л.О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей /Обозрение психиат. и мед. психол. им. В. М. Бехтерева. СПб., 1993. — № 3. — С. 74 — 90.
  38. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии, 1989. № 1. — С. 92 — 100.
  39. К.В. Ваш ребенок не хочет учиться. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  40. С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.
  41. А.С. Ситуация успеха: Кн. для учителя. Екатеринбург, 1997.
  42. М.А., Вассерман Л. И. Факторы риска пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств у педагоговобщеобразовательных школ // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.- 1994.- № 4. С. 12−22.
  43. Л.Ф., Зутлер А. С. Особенности адаптации первоклассников к школе в зависимости от состояния из здоровья //Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков /Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. -М.: Медицина, 1983. С. 27−32.
  44. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-270 с.
  45. Э. Что такое человек? / В кн.: Райгородский Д. Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996. -480 с.
  46. Л. Общая теория систем — критический обзор //Исследование по общей теории систем. — М.:Наука, 1969. 61с.
  47. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  48. А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт //Проблемы общения и воспитания.-Ч. 1.-Тарту, 1974.-С. 185−192
  49. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  50. Л.И., Морозова И. Г., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников //Известия АПН РСФСР, 1951.-Вып. 36. С. 105−130.
  51. . С. Должное неизбежно связано с сущим.// Человек.- № 4.-1998.-С.12−18.
  52. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
  53. А.В. О природных предпосылках психологического развития человека. -М.: Мысль, 1970.
  54. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта.-М.: Академия, 1994.-108с.
  55. Г. В., Карабанова О. Л., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование у детей: Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 134 с.
  56. Н.Е., Буторин Г. Г. Социально-психолоогические характеристики современной семьи у подростков с пограничными расстройствами /Сб.: Психическое здоровье России. М. — Ижевск, 1994. — С. 26−28.
  57. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.-121 с.
  58. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.- 196 с.
  59. А .Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей //Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. -1986.-№ 4.-С. 22−31.
  60. Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе к оценке психической адаптации //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. — № 3. — С. 16−25.
  61. И.М. Проблема становления ответственного отношения к учебной деятельности в младшем подростковом возрасте //Психологические условия формирования социальной ответственности школьников /Под ред. М. Г. Гинзбургх. М., 1987. — С. 59−63
  62. Л.Н. Роль нервно-психических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников.// Автореф. дисс.канд. психол. наук.-М., 1974.-24 с.
  63. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии /2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  64. В.И., Гильбух Ю. З. Школьноая психодиагностика: Достижения и перспективы. Киев: Наукова думка, 1980. — 48 с.
  65. Н.В. Дети и насилие. Основные понятия, механизмы психогенного травматизирования и социально-медицинские последствия развития //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Дети и насилие». Екатеринбург, 1996. — С. 62−74.
  66. М.Ш. О формах нарушений развития при детской шизофрении/ЛГезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям. -М.:Наука, 1980. С. 108−116.
  67. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр.соч. в 6 т. М., 1983. — Т. 5.-372 с.
  68. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  69. Л.С. К вопросу о динамике детского характера //Собр. Соч. В 6 т.-М., 1983.-Т. 5.-372с.
  70. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии, 1972. № 2.-С.6−12.
  71. Выготский Л. С. Лекции по психологии.- СПб.:Союз, 1997.
  72. В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
  73. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -Д.: Медицина, 1977. 272 с.
  74. Т.П. Психологические особенности формирования личности школьника //О кризисах в психическом развитии личности ребенка /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1983. — С. 18−26.
  75. ГегельГ. Энциклопедия философских наук: В 3 т.-М., 1977.-Т.З.-С.74.
  76. У. Школы без неудачников: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. -176 с.
  77. Э.И., Келейников И. К. Ранняя диагностика психической дезадаптации малых групп //Вопросы псих, адаптации. Новосибирск: ИКИЭМ, 1974. — С. 123−139.
  78. Готовность к школе. Руководство практического психолога /Под ред. И. В. Дубровина. М.: Наука, 1995. — 268 с.
  79. A.JI. Психогигиена обучения //Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. — С. 90−102
  80. В.А., Гиндикин В .Я. Социальное сиротство причина и результат психической аномальности, девиаций личности и поведения //Сироты России: проблемы, надежды, будущее. — М., 1994. — С. 53 — 54
  81. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей нач.кл. и школьных психологов. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 128 с.
  82. Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека (Социально-медицинские и психобиодиагностические аспекты). М.: Витязь, 1994.-328 с.
  83. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека: методические и социальные аспекты. М.: Медицина, 1976. — 184 с.
  84. Т.Б. Девиантное поведение у детей и подростков с патохарактерологическими и психопатоподобными расстройствами: Автореф. дисс. докт. психол. наук. -М., 1996. -55 с.
  85. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  86. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М.:Педагогика, 1975.-72 с.
  87. И.В. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., 1995.-С. 12.
  88. И.В. Теоретические исновы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы: Автореф. дисс.. доктора псих.наук. Тбилиси: Ин-т психологии им. Д. И. Узнадзе, 1988. — 39 с.
  89. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Изд-во «Братство», 1994. — 364 с.
  90. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Дисс. канд.психол.наук. М.: АОИ, 1989. — 249 с.
  91. Заваденко Н. К, Петрухин А. С., Соловьев О. И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М., 1997. — 73 с.
  92. Г. Н. Об адаптации военнослужащих к военной службе. //Военно-медицинский журнал. 1992. — № 12. — С. 16−17.
  93. Западно-европейская социология XIX начала XX веков / Под ред. В. И. Дрбренькова. — М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — 520 с.
  94. А.И. Неврозы у детей и подростков. JL: Медицина, 1988. -248с.
  95. А.И. Особенности рапного анамнеза у детей и подростков с неврозами //Тезисы Всесоюзной конференции по организации психологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С. 117 110.
  96. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. — 216 с.
  97. М.Е. Проблема школьной дезадаптации в работах французских психологов //Педагогическое взаимодействие: Психологический аспект. М.: Изд-во АНП СССР, 1990. — С. 80−88.
  98. В. П. Живое знание: психологическая педагогика, 2-е изд. испр. и доп.- Самара, 1998.
  99. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  100. Е.С. О некоторых закономерностях патологического формирования личности детей и подростков //Тезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С. 118.
  101. Р.Г., Измайлова Н. Т. Патологические формы девиантного поведения как фактор школьной дезадаптации у подростков //Здравоохранение Казахстана. 1987. — № 1. — С. 36−39.
  102. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. -224 с.
  103. Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.-454 с.
  104. Исходные философские проблемы, понятия и принципы,-М.:Политиздат, 1991.-187 с.
  105. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 89- 95.
  106. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1986. — 191 с.
  107. Л.А. Психологические особенности подростков со школьной дезадаптацией при резидуально-органической недостаточности головного мозга: Дисс. канд. психол. наук. Харьков, 1987. — 165 с.
  108. .Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. -272 с.
  109. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. -М.: Медицина, 1979. 608 с.
  110. В.В. Роль фактора дизонтогенеза в этиологии, патогенезе и клинике психических заболеваний у детей и подростков//Тезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С. 126−128.
  111. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний детей и подростков. М.: Медицина, 1985. — 286 с.
  112. Г. В. Психические нарушения у детей раннего возраста (киника, эпидемиология и вопросы абилитации): Автореф. дисс.. канд. психол. наук -М., 1995. 28 с.
  113. Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль факторов среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста подростков /Под ред. Г. Н. Сердюковской и Г. Гельница. М.: Медицина, 1985. — С. 66−92.
  114. Т.Н. Типология психических расстройств резидуально-органического генеза у учащихся начальных классов общеобразовательных школ: Автореф. дисс.. канд. психол. наук -Челябинск, 1994. 16 с.
  115. В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988. — 207 с.
  116. В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. Екатеринбург, 1998. — 123 с.
  117. В.В. Материалы к региональной (областной) концепции социально-трудовой адаптации детей и подростков с недостатками в умственном развитии. Свердловск, 1991.
  118. В.В. Понятие «Система специального образования»: теоретические и практические аспекты //Сб.: Понятийный аппарат педагогики образования /Под ред. М. А. Галагузовой. Вып.З. -Екатеринбург, 1998. — С. 252−262.
  119. В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся учеников вспомогательных школ. М.: Наукка, 1990.-123 с.
  120. К.Н., Смирнов А. А., Теплов Б. М. Психология. М.: Учпедгиз, 1948. — 456 с.
  121. И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития/ Автореф. дисс. .докт. психол. наук. -М., 1997.-41 с.
  122. И.А. Психологическая диагностика риска дезадаптивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью: Методические рекомендации. М.: МЗ РФ, 1991. — 19 с.
  123. П.Ф. Творческий потенциал как интегральное качество личности //Становление человека в творчестве. — М., 1994. С. 163−176
  124. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека: Дис. доктора псих.наук.-Свердловск, 1984−271с.
  125. Д.Н. Критические периоды в психофизическом развитии детей и подростков//Психогигиена детей и подростков /Под ред. Г. Н. Сердюковской и Г. Гельница. М.: Медицина, 1985. — С. 17−35.
  126. Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук // Вопросы психологии.-1990.-№ 3. С. 80−83.
  127. С. Страх и трепет. -М. :Республика, 1993.-С.31−40.
  128. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — 334 с.
  129. К.С. Клинические варианты задержки психического развития //Журн. невропатол. и психиатрии. 1980. — № 3. — С. 407−412.
  130. К.С., Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма //Дефектология. 1988. — № 2. — С. 10−15.
  131. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. Г. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
  132. В.В. Асинхрония развития как фактор психического дизонтогенеза //Тезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С. 135 137.
  133. А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1999. — 287 с.
  134. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977. 304 с
  135. А.Н. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1983. 384 с.
  136. А.Н. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. — 87 с.
  137. А.Н. Проблема развития психики. 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1977. — 565 с.
  138. А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Московского университета, 1994. — 228 с.
  139. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 11 -21.
  140. А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающих школьников //В сб.: Педагогические проблемы неуспевающих школьников. М., 1971. — С. 24−27.
  141. Ю.П. Современная теория медицины. М.: Медицина, 1968. -300 с.
  142. А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина. 1985. — 416 с.
  143. А.Е. Психология отношений как теоретическая концепция в медицинской психологии и психотерапии/ /Журн. невропатол. и психиатр., 1977, вып.12.
  144. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. — 208 с.
  145. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  146. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. -№ 2. — С.31−45.
  147. И. Психические особенности слабоуспевающих школьников. М.: Педагогика, 1984. — 196 с.
  148. Н.О. Характер русского народа.-М.: Ключ, 1990.
  149. В.И. Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии //Журн. Дефектология. 1987. — № 5. — С. 3−12.
  150. А.Р. Мозг человека и психические процессы. -М., 1963. 478 с.
  151. Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации //Социальное здоровье России // Под. ред. Н. Г. Лускановой. М., 1995. — 367 с.
  152. А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971 .- 415 с.
  153. И.И., Маан А. К. Этнопсихологические факторы школьной дезадаптации //Материалы международной научно-практической конференции: Молодежь в условиях социально-экономических реформ. -Выпуск 1. С-Пб.: СПб ГУ, 1995. — С. 148−149.
  154. М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -280 с.
  155. М. Картезианские размышления. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. 352 с.
  156. В.Н. Невротическое формирование личности при затяжном депрессивном неврозе у детей //Тезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980.-С. 142−143.
  157. Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. — София: Медицина и Физкультура, 1981.- 191 с.
  158. И.Ф. Задержка психического развития: Автореф. дисс.. канд.психол.наук. Д.: ЛНИПИ им. Бехтерева, 1986.-21с.
  159. Е.М. Клиническая характеристика детей с трудностями обучения /Сироты России: проблемы, надежды, будущее. М., 1994.-С. 65
  160. В.Ф. Проблема дифференциальной диагностики неврозов и неврозоподобных состояний //Сов.мед. 1980. — № 5. — С. 122−123.
  161. Материалы Российско-Американского семинара по исключительным детям. Екатеринбург, 1993
  162. Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике. СПб.: Изд-во ВОЗ «Оверлайт», 1994.-300 с.
  163. Мей Р. Любовь и воля./ Пер. С англ.- М.: «Рефе-бук" — К.: „Ваклер“, 1997.-236 с.
  164. Мир философии. Книга для чтения в 2-х ч. -Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы.-М., 1991.-С.-106−107.
  165. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Педагогика, 1970.
  166. Н.А., Егорова Т. Е., Ерицян М. С. Психологические проблемы неуспевающих школьников. М.: Педагогика, 1971. — 272 с.
  167. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. — Воронеж, 1996.-448 с.
  168. Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников (в связи с неуспеваемостью в школе). -М.: Интел Тех, 1994. 64 с.
  169. Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков (на материале деятельности будущих социальных педагогов). Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1992. -295 с.
  170. Н.В. Дифференцированный подход к организации психологической службы учебного коллектива //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. — № 1.-С. 15−21.
  171. А.В. Общение как педагогическая категория //Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. — С. 8−17.
  172. В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых „трудных“ детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): Автореф. дисс.. канд.психол.наук. Л., 1979.-21 с.
  173. B.C. Шестилетний ребенок в школе.- М.: Педагогика, 1986.-97 с.
  174. В. Н. Личность и отношения человека.//Психология отношений.- Москва-Воронеж, 1995.- С.342−353.
  175. В.Н. Личность в аспектах нормы и патологии. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. -Сост.Л. В. Куликов. СПб: Изд-во „Питер“, 2000. — 480 с.
  176. В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1995. — 347 с.
  177. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
  178. Д.И. Психологические особенности детей с адаптационными расстройствами и их психологическая коррекция: Дисс.. канд.психол.наук. СПб., 1993. — 138 с.
  179. А.Н., Шиврина Е. В. Положение детства в Российской Федерации //Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Екатеринбург, 1998. — С. 5−9.
  180. И.Н. Экспериментально-психологические исследования состояний психической дезадаптации у работников промышленных предприятий: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб.: Психоневрологический ин-т им. В. М. Бехтерева, 1994. — 24 с.
  181. Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков //Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников: Сб. научных трудов /Отв.ред. А. М. Матюшкин. М., 1985. — С. 42−56.
  182. Е.В., Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника. -М.: Знание, 1988.- 80 с.
  183. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
  184. Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. М., 1928. — 198 с.
  185. И.П. Ответ физиолога психологам //Полное собрание сочинений. М. — Л.- 1951.-Т. III, кн. 2.-С. 187−188
  186. И.П. Полное собрание сочинений. -М.-Л.-1951. -ТЛП, кн 2.-С.243−244
  187. И.П. Рефлекс свободы. -СПб.:Питер, 2001.-С.220−221
  188. А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. М., 1973. — 94 с.
  189. А.Ю. К изучению структуры интеллекта детей -олигофренов „методом взаимовлияний признаков“ //В кн.: Проблемы общего психического недоразвития /Под ред. проф. Д. Н. Исаева. Л., 1976. — С. 145−149.
  190. Г. Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту: Автореферат дис. канд. псих., наук.-М., 1977,-18с.
  191. А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. — 1987. -№ 4. -С.30−44.
  192. А.В. Общая психология: Учебное пособие для пединститутов. -М.: Педагогика, 1970.
  193. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. 1987.- № 1. — С. 15−26.
  194. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Ростов-на-Дону: Издательство „Феникс“, 1996. — 512 с.
  195. В.Н., Таран Л. Н. Младший школьник: Заметки врачей -психоневрологов. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  196. Платон. Сочинения в трёх томах. Под общей редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса./Пер. с древнегречесского.-М.:Мысль, 1968, Т. 1.
  197. Плутарх. Сравнительные описания / В 3-х тт. Т.З. -М.: Наука, 1964.
  198. К.Н. Психология возрастных кризов.- М.:АСАДЕМА, 2000.-181 с.
  199. A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми //Сб.: Активные методы в работе школьного психолога. М.: Изд. АПН СССР, 1990.- 165 с.
  200. М.Н. Нарушения школьной адаптации у детей и подростков с ранними резидуально-органическими поражениями головного мозга: Автореф. канд. дисс. М., 1994. — 27 с.
  201. Ч. Критический словарь психоанализа: Пер. с англ.- Спб. Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. 288 с.
  202. . Словарь разума, материи, морали.-М.:Феникс, 1996.-С.318−323.
  203. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 421 с.
  204. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.: Владос, 1996. — 528 с.
  205. В. В.Собрание сочинений.В тёмных регилиозных мирах.-М.: Республика, 1994.
  206. В. В.Сумерки просвещения.-М.: Просвещение, 1990.
  207. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  208. C.JI. Основы общей психологии. -СПб: Питер КОМ, 1999.-456 с.
  209. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -310с.
  210. Л.С. Экспресс-диагностика функциональных состояний у лиц, работающих в условиях повышенного нервно-психического напряжения: Методические рекомендации. СПб.: Психоневрологический ин-т, 1993. — 14 с.
  211. С.Б. К уточнению понятия психической дезадаптации в комплексной психиатрии //Реабилитация больных психозами /Под ред. М. М. Кабанова. Л.: ЛНИПИ им. В. М. Бехтерева, 1981. — С. 51−61.
  212. С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.- 184 с.
  213. В.Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1990. — 209 с.
  214. А.И., Свердлов Л. С. Методики диагностики состояний нервно-психической дезадаптации при помощи краткого многофакторного опросника. СПб.: Психоневрологический ин-т, 1993. — 13 с.
  215. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: АПН РСФСР, 1958. — 214 с.
  216. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С.25−36.
  217. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. — 1998. № 6. — С.3−17
  218. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для ВУЗов.-М.: Школа-Пресс, 1995.-С. 40
  219. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
  220. В. Чтение о Богочеловеке- Статьи- Стихотворения и поэма. -Спб.: Худ. лит., 1994.-347 с.
  221. C.JI. Эмоциональные состояния больных психосоматическими заболеваниями: Дисс. канд. психол. наук. JL, 1991 .-213 с.
  222. А.Н. Агрессивное поведение подростков и его особенности при пограничных психических заболеваниях //Журн. невропатол. и психиат. им Корсакова, 1988. Т. 88. — Вып. 4. — С. 82−86.
  223. В.Г. Психология трудных школьников. Уч. пособие.- М.: Academia, 1996. 321 с.
  224. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: Т. 2.-М.: Медгиз, 1959. 270 с.
  225. В.Ю. Экзистенциальная психология. Учебно- справочное пособие.-М.: ЗАО „Бизнес-школа“, 1998.-238 с.
  226. Тонкова-Ямпольская Р. В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. М.: Медицина, 1980.- 61 с.
  227. Р.Д. Некоторые особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития в учебной деятельности //В сб.:
  228. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения». М., 1981. — С. 71- 89.
  229. В.Н. Клинико-функциональная характеристика адаптации к школе детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы на первом году обучения: Автореф. дисс.. канд. псих, наук. Челябинск, 1996. — 21 с.
  230. П.Д. Псисихология возможного развития человека. Третья лекция //В сборнике синтез мистических учений Запада и Востока.-Экзотическое общество запада и востока, 1990.- С. 194.
  231. А.А. Избранные труды /Под ред. Е. М. Крепса. JL: Наука, 1978.-358 с.
  232. Г. К. Детская психиатрия. М.:Медицина, 1973, — 425 с.
  233. Г. К. Систематика пограничных нервно-психических расстройств //Неврозы и пограничные состояния. — 1972. — С. 10−11
  234. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
  235. В. Человек в поисках смысла: Пер. с разных яз. М.: Прогресс, — 1990. -368 с.
  236. C.JI. Смысл жизни // Вопросы философии. — 1990. № 6. — С.69−132.
  237. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. М.: Гос. изд., 1923. — 206 с.
  238. Э. Бегство от свободы.-М.: Политиздат, 1998.-256 с.
  239. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. — М.: Республика, 1993.-447 с.
  240. М. О сущности истины. // Философские науки, № 4, 1989, с. 96−104.
  241. К. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. -СПб: Лань, 1997.-240 с.
  242. К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ: Пер. с англ. М.: Прогресс, — 1993. — 478 с.
  243. Г. И. Общество, окружающая среда, медицина //Вопросы философии. 1975. — № 2. — С. 68
  244. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 143 с.
  245. Л.А. Диагностические условия повышения адаптивности образования учащихся с недостатками развития в начальных классахобщеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед.наук. 1. Челябинск, 1997. 24 с.
  246. Л.Е. Педагогические условия индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития: Автореф. дисс.канд. пед.наук. Челябинск, 1997. — 25 с.
  247. Л.В. Программы психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. М.: Роспедагентство, 1996. — 164 с.
  248. Н.А. Об уровнях школьной дезадаптации и нарушениях произвольной деятельности //Тезисы докладов конференции «Актуальные проблемы психиатрии». Пермь, 1997. — С. 76−77.
  249. В.К. Теория и практика разноуровневого дифференцированного обучения в средней школе: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Челябинск, 1997. — 45 с.
  250. Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных состояний в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Л., 1976. — 198 с.
  251. Экелово-Богалей Е. М. Клинические особенности и этапы развития синдрома школьной дезадаптации //Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тез.докл. Ташкент, 1984. — С. 105−106.
  252. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Избр. психол. тр. М., 1989. — 278 с.
  253. Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  254. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  255. Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей /Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
  256. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека /Ю.М.Губачев, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвасарский, С. А. Разумов, Е.М. Стабровский- Под ред. Ю. М. Губачева. Л.: Медицина, 1976. — 224 с.
  257. Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп.: Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  258. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.—344 с.
  259. Л.В. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. Комсомольск-на-Амуре:КГПУ, 1996.-374 с.
  260. Berg I. Casswell G., Goodwin A., Hullin R., McGuire R., Tagg G.
  261. Classification of Severe School Attandance Problems. Psychological Medicine15:157−165,1985.
  262. Berg J., Nichols K., Pritchard E. Shool phobia.- its classification and relationship to dependency И Journal of Child Psychology and Psychiatry and allied diciplines.- 1969.- V. 10.- № 2.- P.123−141.
  263. Bernstein G.A., Garfinkel B.D. Pedigrees, Functioning and Psychopathology in Families of School Phobic Children. American Journal of Psychiatry 145:70−74.
  264. Blagg N.R. The Behavioural Treatment of School Refusal. Ph.D. thesis, University of London, 1979.
  265. Buhler C., Massarik F. The Course of Human Life: a Study of Goals in the Humanistic Perspective, New York, Springer. 1968.
  266. Celia S. School Refusal and School Problems in Brazil. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London, 1990.
  267. Chazan M. School Phobia. British Journal of Educational Psychology 32:209−217.
  268. Cooper M.G. Self-Identity in Adolescent School Refusers and Truants. Educational Review 36:229−237,1984.
  269. Davidson S. School phobia as a manifestetion of family disturbance: Its structure and treatment. Journal of Child’Psychology and Psychiatry 1:270−287, 1960.
  270. Delore P. De la medicina clinigue a la medicina sociale. Paris 1 961 222 p.
  271. Diatkine R. Rejection of School in France. «Why Children Reject School», Yale University Press. New Heaven & London, 1990.
  272. Farrington D. Truancy, delinquency, the home and the school. Out of School. Chichester, Wiley, 1980, pp. 49−64.
  273. Flakieraska N., Lindstrom M., Gilberg C. School Refusal: A 15−20 year followup Study of 36 Swedish Urban Children. British Journal of Psychiatry 52:834−837, 1988.
  274. Fogelman К. Absance from School: Findings from the National Child Study. Out of School. Chichester. Wiley, 1980, pp. 25−48.
  275. Goodenough G., Harris D.B., Studies .in Psychology of Children’s Drawings. II- 1928 -1949//Psychol. Bull., 1950, Vol. 47.
  276. Gruhle H.W., Jung R. Mayer-Gross W., Muller M. Klinische Psychiatrie. .Gross M., Wilson W. Minimal Brain Dysfunction. N.Y., 1974.
  277. Gardner R. Psychogenic Learning disabilities. N. Y., 1995.-667 p.
  278. Hansard. Parlamentary Debates. House of Common Official Report. 5th ser., vol. 877, London. HMSO, 1974.
  279. Heath A. The self-concepts of School Refusers. Ph.D. thesis. University of London. 1983.
  280. Hersov L.A. School rolusal // British Modical Journal, 1972.- V.3-№ 5118.-P. 102−104.
  281. Hersov L. Persistent non-attandance to school. Journal of Child Psychology and Psychiatry 1:130−136,1960.
  282. Hersov L. School Refusal: An Overview. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London, 1990.
  283. Horio T. Education in Japan: The issues at Stake. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London, 1990.
  284. Jensen R. How Children Respond to School in Denmark. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London, 1990.
  285. Jonhson A.M. School Phobia. American Journal of Orthopsychiatry 11:707−711. 1941.
  286. C.G. (1913) A case of Neurosis.in a Child. Collected Works, vol. 4. New York: Basic Books, 1962.
  287. Kahn J.H. Nursten J.P. School Refusal: A Comprehensive View on School Phobia and Other Failures of School Attandance. American Journal- of Orthpsychiatry 32:707−718,1962.
  288. Klein E. The reluctance to go to School.' The Psychoanalitic Study of the Child 1:263−279,1945.
  289. Kolvin I., Berney T.P. Classification and Diagnosis of Depression in School Phobia. British Journal of Psychiatry 145:347−357. 1984.
  290. Lovell K. Educational psychology and children.- London: Univ. of London press, 1979.-329 p.
  291. Millar T.P. The Child Who Refuses to Attend School. American Journal of Orthpsychiatry 48:398−404.1961.
  292. Murase K. School Refusal and Family Pathology: A Multifacted Approach. «Why Children Reject School», Yale University Press. New Heaven & London, 1990.
  293. Mussen P.H., Conger J.J., Kagan J. Child development and personality. N.Y.: Evanston & London, 1969.
  294. Nakane A. School Refusal: Psychopathology and Natural History. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London. 1990.
  295. Petersen R. School fatique. Copenhagen, Gyldendal, 1988.
  296. Reynolds D., Jones D., Stieger S., Murgatroyd S. School Factors in Truancy. Out of School. Chichester, Wiley, 1980, pp. 85−110.
  297. Rubin K., Ballow B. Measure of Infant Development and Socioeconomics States as Predictors of Later Intelligence and School Achivments, Developmental Psvcholoc) y. 1979. № 15 (2). p. 726−734.
  298. Rutter M. Education, Health and Behaviour. London. Longman, 1970.
  299. Smith D.W. Recognizable patterns of human malformation//Major Probi. Clin. Pediat-1982.-Vol. 7.
  300. Sommer M. Truancy in Early Adolescense. Journal of Early Adolescense 5:145−160,1985.
  301. Suzuki К. School Refusal Viewed through the Family Therapy. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London, 1990. 317. Torma S., Halsti A. Factors Contributing to School Refusal andо
  302. Truancy. Psychiatria Fermica 75:209−216,1975.
  303. TyermanM.J. Who are the truants? Truancy. London, Ward Lock, 1974.
  304. Wallon H. L’evolution psychologique de l’enfant, Paris, Armsnd Colin. 1970.
  305. Warren W. A Study of Adolescent Psychiatric inpatient and the Ф Outcome six or more years Later. Journal of Child Psychologyand Psychiatry 6:117, 1965. О
Заполнить форму текущей работой