Структура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности: На примере младших школьников и подростков
Диссертация
A.Н.Леонтьев, 1977; B.C. Мерлин, 1996; С. Л. Рубинштейн, 1999). Адаптация подразумевает саморегуляцию, адекватное функционирование на уровне личности. Понимание адаптации с философских позиций лежит в плоскости выяснения особенностей взаимосвязи форм и механизмов интеграции природного и духовного, биологического и социального, духа и плоти, души и сердца. Осознание двойственности своей природы… Читать ещё >
Содержание
- Глава1. Теоретические проблемы изучения состояния дезадаптации в психологии
- 1. 1. Адаптация как психолого-философская проблема
- 1. 1. 1. Понимание адаптации с философских позиций
- 1. 1. 2. Проблема адаптации личности в современной психологии
- 1. 2. Понятие психической дезадаптации и его анализ в трудах современных ученых
- 1. 3. Проблема школьной дезадаптации и ее исследование в психологии
- 1. 4. Возрастной кризис как фактор, осложняющий процесс адаптации в социуме
- 1. 1. Адаптация как психолого-философская проблема
- Глава 2. Исследование структуры состояния дезадаптации в критические периоды развития личности
- 2. 1. Системный подход к исследованию структуры состояния дезадаптации у детей и подростков
- 2. 1. 1. Методология исследования
- 2. 1. 2. Технология и методы исследования
- 2. 2. Кризис младшего школьного возраста как фактор, способствующий состоянию дезадаптации у детей
- 2. 3. Возрастные изменения в структуре состояния дезадаптации в критические периоды развития личности
- 2. 1. Системный подход к исследованию структуры состояния дезадаптации у детей и подростков
Список литературы
- Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. / Пер. с итал.-СПб.: Атлей Л, 1998.-251с.
- Абрамова И.Г., Ходоровская А. С. Образование в школе источник дисгармонии жизненного мира ребенка //Проблемы образования в современной социокультурной ситуации: Тез.докл. научно-практической конференции. — СПб: Крисмас, 1996. — С. 24−25
- Абульханова -Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения.- Самара: Издательский дом «Хахрах», 1991.-301 с.
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни.-М.: НаукаД 997.-297 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. —М.: Мысль, 1991.-С.45−47.
- Авцын А.П. Адаптация и дезадаптация с позиций патолога //Клиническая медицина. 1974. — № 5. — С. 3−5
- Адлер А. Наука жить: Пер. с нем. Киев: Port-royl, 1997. — 287 с.
- Аккофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Наука, 1974. — 281с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993. — 400 с.
- З.Александровский Ю. А. Системный анализ состояний психической дезадаптации и пограничные нервно-психические расстройства //Проблемы системного подхода в психиатрии. Рига, 1977. — С. 89−93.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и её компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
- Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи //Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников: Сб.науч.тр. /Под ред. М. А. Алемаскина. М., 1980. — С. 140−152
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск: Изд-во Увал, института, 1986. 151 с.
- Алмазов Б.Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков //Дисс. д-ра пед.наук. -Екатеринбург, 1997.
- Алмазов Б.Н., Васюта Е. Ф. Анализ профессионального языка школьного учителя //Сб.: Понятийный аппарат педагогики образования /Под ред. М. А. Галагузовой. Вып. 3. — Екатеринбург, 1998. — С. 314−324.
- Амбрумова А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике //Научные и организационные проблемы суицидологии. М., 1983. — С. 41−51.
- Амбрумова А.Г., Тихоненко А. А., Бергельсон Л. А. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида //Вопросы психологии, 1981. № 4. — С. 91−102.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания //Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. — Т. 2. — С. 10−27.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А.
- Бодалева — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
- Андреева Г. М. Методологические проблемы и практика социально-психологических исследований//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М.:Изд-во МГУ, 1977.-С.45−47.
- Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе.-М.:МГУ, 1981.-132 с. О
- N 25. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 1996.-376 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
- Антонян Ю.М., Еникеев Ю. М., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений.- М.: Юристъ, 1996.-241 с.
- Антропова М.В., Хрипкова А. Г. Адаптация учащихся 6−11 лет к учебным нагрузкам /Нов.исслед. по возрастной физиол., 1979. № 2. — С. 5−18
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. 98 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. //Психологический журнал.-Т 13.-№ 1.-1994.-С.26−32.
- Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — Сост. Куликов Л. В. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 480 с.
- Аристотель. Метафизика. // Соч. в 4 т. Т. 1.- М.: Педаогика, 1975.- С. 6567.
- Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск: Изд-во ИГНИ, 1989. — 196 с.
- Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации //Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности /Отв. ред. В. Г. Асеев. Иркутск: ИГПИ, 1985. — С. 3−19.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
- Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии, 1999.-№ 1.-С.З-12
- Афанасьев В.Г. Мир живого: Системность, эволюция и управление. — М.: Политиздат. 1986. — 333 с.
- Бадалян Л.О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей /Обозрение психиат. и мед. психол. им. В. М. Бехтерева. СПб., 1993. — № 3. — С. 74 — 90.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии, 1989. № 1. — С. 92 — 100.
- Бардин К.В. Ваш ребенок не хочет учиться. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха: Кн. для учителя. Екатеринбург, 1997.
- Беребин М.А., Вассерман Л. И. Факторы риска пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств у педагоговобщеобразовательных школ // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.- 1994.- № 4. С. 12−22.
- Бережков Л.Ф., Зутлер А. С. Особенности адаптации первоклассников к школе в зависимости от состояния из здоровья //Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков /Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. -М.: Медицина, 1983. С. 27−32.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-270 с.
- Берн Э. Что такое человек? / В кн.: Райгородский Д. Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996. -480 с.
- Берталланфи Л. Общая теория систем — критический обзор //Исследование по общей теории систем. — М.:Наука, 1969. 61с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
- Бодалев А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт //Проблемы общения и воспитания.-Ч. 1.-Тарту, 1974.-С. 185−192
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И., Морозова И. Г., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников //Известия АПН РСФСР, 1951.-Вып. 36. С. 105−130.
- Братусь Б. С. Должное неизбежно связано с сущим.// Человек.- № 4.-1998.-С.12−18.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 140с.
- Брушлинский А.В. О природных предпосылках психологического развития человека. -М.: Мысль, 1970.
- Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта.-М.: Академия, 1994.-108с.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. Л., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование у детей: Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 134 с.
- Буторина Н.Е., Буторин Г. Г. Социально-психолоогические характеристики современной семьи у подростков с пограничными расстройствами /Сб.: Психическое здоровье России. М. — Ижевск, 1994. — С. 26−28.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.-121 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.- 196 с.
- Варга А .Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей //Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. -1986.-№ 4.-С. 22−31.
- Вассерман Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе к оценке психической адаптации //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. — № 3. — С. 16−25.
- Вереникина И.М. Проблема становления ответственного отношения к учебной деятельности в младшем подростковом возрасте //Психологические условия формирования социальной ответственности школьников /Под ред. М. Г. Гинзбургх. М., 1987. — С. 59−63
- Винокуров Л.Н. Роль нервно-психических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников.// Автореф. дисс.канд. психол. наук.-М., 1974.-24 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии /2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
- Войтко В.И., Гильбух Ю. З. Школьноая психодиагностика: Достижения и перспективы. Киев: Наукова думка, 1980. — 48 с.
- Вострокнутов Н.В. Дети и насилие. Основные понятия, механизмы психогенного травматизирования и социально-медицинские последствия развития //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Дети и насилие». Екатеринбург, 1996. — С. 62−74.
- Вроно М.Ш. О формах нарушений развития при детской шизофрении/ЛГезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям. -М.:Наука, 1980. С. 108−116.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр.соч. в 6 т. М., 1983. — Т. 5.-372 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера //Собр. Соч. В 6 т.-М., 1983.-Т. 5.-372с.
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии, 1972. № 2.-С.6−12.
- Выготский Л. С. Лекции по психологии.- СПб.:Союз, 1997.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -Д.: Медицина, 1977. 272 с.
- Гаврилова Т.П. Психологические особенности формирования личности школьника //О кризисах в психическом развитии личности ребенка /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1983. — С. 18−26.
- ГегельГ. Энциклопедия философских наук: В 3 т.-М., 1977.-Т.З.-С.74.
- Глассер У. Школы без неудачников: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. -176 с.
- Горфинкель Э.И., Келейников И. К. Ранняя диагностика психической дезадаптации малых групп //Вопросы псих, адаптации. Новосибирск: ИКИЭМ, 1974. — С. 123−139.
- Готовность к школе. Руководство практического психолога /Под ред. И. В. Дубровина. М.: Наука, 1995. — 268 с.
- Гройсман A.JI. Психогигиена обучения //Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. — С. 90−102
- Гурьева В.А., Гиндикин В .Я. Социальное сиротство причина и результат психической аномальности, девиаций личности и поведения //Сироты России: проблемы, надежды, будущее. — М., 1994. — С. 53 — 54
- Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей нач.кл. и школьных психологов. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 128 с.
- Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека (Социально-медицинские и психобиодиагностические аспекты). М.: Витязь, 1994.-328 с.
- Дичев Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека: методические и социальные аспекты. М.: Медицина, 1976. — 184 с.
- Дмитриева Т.Б. Девиантное поведение у детей и подростков с патохарактерологическими и психопатоподобными расстройствами: Автореф. дисс. докт. психол. наук. -М., 1996. -55 с.
- Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М.:Педагогика, 1975.-72 с.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., 1995.-С. 12.
- Дубровина И.В. Теоретические исновы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы: Автореф. дисс.. доктора псих.наук. Тбилиси: Ин-т психологии им. Д. И. Узнадзе, 1988. — 39 с.
- Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Изд-во «Братство», 1994. — 364 с.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Дисс. канд.психол.наук. М.: АОИ, 1989. — 249 с.
- Заваденко Н. К, Петрухин А. С., Соловьев О. И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М., 1997. — 73 с.
- Загородников Г. Н. Об адаптации военнослужащих к военной службе. //Военно-медицинский журнал. 1992. — № 12. — С. 16−17.
- Западно-европейская социология XIX начала XX веков / Под ред. В. И. Дрбренькова. — М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — 520 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. JL: Медицина, 1988. -248с.
- Захаров А.И. Особенности рапного анамнеза у детей и подростков с неврозами //Тезисы Всесоюзной конференции по организации психологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С. 117 110.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. — 216 с.
- Зеленова М.Е. Проблема школьной дезадаптации в работах французских психологов //Педагогическое взаимодействие: Психологический аспект. М.: Изд-во АНП СССР, 1990. — С. 80−88.
- Зинченко В. П. Живое знание: психологическая педагогика, 2-е изд. испр. и доп.- Самара, 1998.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Иванов Е.С. О некоторых закономерностях патологического формирования личности детей и подростков //Тезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С. 118.
- Илишева Р.Г., Измайлова Н. Т. Патологические формы девиантного поведения как фактор школьной дезадаптации у подростков //Здравоохранение Казахстана. 1987. — № 1. — С. 36−39.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. -224 с.
- Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.-454 с.
- Исходные философские проблемы, понятия и принципы,-М.:Политиздат, 1991.-187 с.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 89- 95.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1986. — 191 с.
- Калинина Л.А. Психологические особенности подростков со школьной дезадаптацией при резидуально-органической недостаточности головного мозга: Дисс. канд. психол. наук. Харьков, 1987. — 165 с.
- Карсаварский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. -272 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. -М.: Медицина, 1979. 608 с.
- Ковалев В.В. Роль фактора дизонтогенеза в этиологии, патогенезе и клинике психических заболеваний у детей и подростков//Тезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С. 126−128.
- Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний детей и подростков. М.: Медицина, 1985. — 286 с.
- Козловская Г. В. Психические нарушения у детей раннего возраста (киника, эпидемиология и вопросы абилитации): Автореф. дисс.. канд. психол. наук -М., 1995. 28 с.
- Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль факторов среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста подростков /Под ред. Г. Н. Сердюковской и Г. Гельница. М.: Медицина, 1985. — С. 66−92.
- Колесниченко Т.Н. Типология психических расстройств резидуально-органического генеза у учащихся начальных классов общеобразовательных школ: Автореф. дисс.. канд. психол. наук -Челябинск, 1994. 16 с.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988. — 207 с.
- Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. Екатеринбург, 1998. — 123 с.
- Коркунов В.В. Материалы к региональной (областной) концепции социально-трудовой адаптации детей и подростков с недостатками в умственном развитии. Свердловск, 1991.
- Коркунов В.В. Понятие «Система специального образования»: теоретические и практические аспекты //Сб.: Понятийный аппарат педагогики образования /Под ред. М. А. Галагузовой. Вып.З. -Екатеринбург, 1998. — С. 252−262.
- Коркунов В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся учеников вспомогательных школ. М.: Наукка, 1990.-123 с.
- Корнилов К.Н., Смирнов А. А., Теплов Б. М. Психология. М.: Учпедгиз, 1948. — 456 с.
- Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития/ Автореф. дисс. .докт. психол. наук. -М., 1997.-41 с.
- Коробейников И.А. Психологическая диагностика риска дезадаптивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью: Методические рекомендации. М.: МЗ РФ, 1991. — 19 с.
- Кравчук П.Ф. Творческий потенциал как интегральное качество личности //Становление человека в творчестве. — М., 1994. С. 163−176
- Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека: Дис. доктора псих.наук.-Свердловск, 1984−271с.
- Крылов Д.Н. Критические периоды в психофизическом развитии детей и подростков//Психогигиена детей и подростков /Под ред. Г. Н. Сердюковской и Г. Гельница. М.: Медицина, 1985. — С. 17−35.
- Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук // Вопросы психологии.-1990.-№ 3. С. 80−83.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. -М. :Республика, 1993.-С.31−40.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — 334 с.
- Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития //Журн. невропатол. и психиатрии. 1980. — № 3. — С. 407−412.
- Лебединская К.С., Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма //Дефектология. 1988. — № 2. — С. 10−15.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. Г. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
- Лебединский В.В. Асинхрония развития как фактор психического дизонтогенеза //Тезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. — С. 135 137.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1999. — 287 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977. 304 с
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1983. 384 с.
- Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. — 87 с.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1977. — 565 с.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Московского университета, 1994. — 228 с.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 11 -21.
- Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающих школьников //В сб.: Педагогические проблемы неуспевающих школьников. М., 1971. — С. 24−27.
- Лисицын Ю.П. Современная теория медицины. М.: Медицина, 1968. -300 с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина. 1985. — 416 с.
- Личко А.Е. Психология отношений как теоретическая концепция в медицинской психологии и психотерапии/ /Журн. невропатол. и психиатр., 1977, вып.12.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. — 208 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. -№ 2. — С.31−45.
- Ломпшер И. Психические особенности слабоуспевающих школьников. М.: Педагогика, 1984. — 196 с.
- Лосский Н.О. Характер русского народа.-М.: Ключ, 1990.
- Лубовский В.И. Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии //Журн. Дефектология. 1987. — № 5. — С. 3−12.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. -М., 1963. 478 с.
- Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации //Социальное здоровье России // Под. ред. Н. Г. Лускановой. М., 1995. — 367 с.
- Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971 .- 415 с.
- Мамайчук И.И., Маан А. К. Этнопсихологические факторы школьной дезадаптации //Материалы международной научно-практической конференции: Молодежь в условиях социально-экономических реформ. -Выпуск 1. С-Пб.: СПб ГУ, 1995. — С. 148−149.
- Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -280 с.
- Мамардашвили М. Картезианские размышления. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. 352 с.
- Мамцева В.Н. Невротическое формирование личности при затяжном депрессивном неврозе у детей //Тезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям. М., 1980.-С. 142−143.
- Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. — София: Медицина и Физкультура, 1981.- 191 с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Автореф. дисс.. канд.психол.наук. Д.: ЛНИПИ им. Бехтерева, 1986.-21с.
- Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика детей с трудностями обучения /Сироты России: проблемы, надежды, будущее. М., 1994.-С. 65
- Матвеев В.Ф. Проблема дифференциальной диагностики неврозов и неврозоподобных состояний //Сов.мед. 1980. — № 5. — С. 122−123.
- Материалы Российско-Американского семинара по исключительным детям. Екатеринбург, 1993
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике. СПб.: Изд-во ВОЗ «Оверлайт», 1994.-300 с.
- Мей Р. Любовь и воля./ Пер. С англ.- М.: «Рефе-бук" — К.: „Ваклер“, 1997.-236 с.
- Мир философии. Книга для чтения в 2-х ч. -Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы.-М., 1991.-С.-106−107.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Педагогика, 1970.
- Менчинская Н.А., Егорова Т. Е., Ерицян М. С. Психологические проблемы неуспевающих школьников. М.: Педагогика, 1971. — 272 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. — Воронеж, 1996.-448 с.
- Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников (в связи с неуспеваемостью в школе). -М.: Интел Тех, 1994. 64 с.
- Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков (на материале деятельности будущих социальных педагогов). Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1992. -295 с.
- Морозова Н.В. Дифференцированный подход к организации психологической службы учебного коллектива //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. — № 1.-С. 15−21.
- Мудрик А.В. Общение как педагогическая категория //Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. — С. 8−17.
- Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых „трудных“ детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): Автореф. дисс.. канд.психол.наук. Л., 1979.-21 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе.- М.: Педагогика, 1986.-97 с.
- Мясищев В. Н. Личность и отношения человека.//Психология отношений.- Москва-Воронеж, 1995.- С.342−353.
- Мясищев В.Н. Личность в аспектах нормы и патологии. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. -Сост.Л. В. Куликов. СПб: Изд-во „Питер“, 2000. — 480 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1995. — 347 с.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
- Насвитене Д.И. Психологические особенности детей с адаптационными расстройствами и их психологическая коррекция: Дисс.. канд.психол.наук. СПб., 1993. — 138 с.
- Нигаев А.Н., Шиврина Е. В. Положение детства в Российской Федерации //Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Екатеринбург, 1998. — С. 5−9.
- Никиташина И.Н. Экспериментально-психологические исследования состояний психической дезадаптации у работников промышленных предприятий: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб.: Психоневрологический ин-т им. В. М. Бехтерева, 1994. — 24 с.
- Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков //Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников: Сб. научных трудов /Отв.ред. А. М. Матюшкин. М., 1985. — С. 42−56.
- Новикова Е.В., Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника. -М.: Знание, 1988.- 80 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
- Озерецкий Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. М., 1928. — 198 с.
- Павлов И.П. Ответ физиолога психологам //Полное собрание сочинений. М. — Л.- 1951.-Т. III, кн. 2.-С. 187−188
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. -М.-Л.-1951. -ТЛП, кн 2.-С.243−244
- Павлов И.П. Рефлекс свободы. -СПб.:Питер, 2001.-С.220−221
- Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. М., 1973. — 94 с.
- Панасюк А.Ю. К изучению структуры интеллекта детей -олигофренов „методом взаимовлияний признаков“ //В кн.: Проблемы общего психического недоразвития /Под ред. проф. Д. Н. Исаева. Л., 1976. — С. 145−149.
- Пертенава Г. Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту: Автореферат дис. канд. псих., наук.-М., 1977,-18с.
- Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. — 1987. -№ 4. -С.30−44.
- Петровский А.В. Общая психология: Учебное пособие для пединститутов. -М.: Педагогика, 1970.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. 1987.- № 1. — С. 15−26.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Ростов-на-Дону: Издательство „Феникс“, 1996. — 512 с.
- Петрунек В.Н., Таран Л. Н. Младший школьник: Заметки врачей -психоневрологов. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
- Платон. Сочинения в трёх томах. Под общей редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса./Пер. с древнегречесского.-М.:Мысль, 1968, Т. 1.
- Плутарх. Сравнительные описания / В 3-х тт. Т.З. -М.: Наука, 1964.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризов.- М.:АСАДЕМА, 2000.-181 с.
- Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми //Сб.: Активные методы в работе школьного психолога. М.: Изд. АПН СССР, 1990.- 165 с.
- Разенкова М.Н. Нарушения школьной адаптации у детей и подростков с ранними резидуально-органическими поражениями головного мозга: Автореф. канд. дисс. М., 1994. — 27 с.
- Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа: Пер. с англ.- Спб. Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. 288 с.
- Рассел Б. Словарь разума, материи, морали.-М.:Феникс, 1996.-С.318−323.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 421 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.: Владос, 1996. — 528 с.
- Розанов В. В.Собрание сочинений.В тёмных регилиозных мирах.-М.: Республика, 1994.
- Розанов В. В.Сумерки просвещения.-М.: Просвещение, 1990.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. -СПб: Питер КОМ, 1999.-456 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -310с.
- Свердлов Л.С. Экспресс-диагностика функциональных состояний у лиц, работающих в условиях повышенного нервно-психического напряжения: Методические рекомендации. СПб.: Психоневрологический ин-т, 1993. — 14 с.
- Семичов С.Б. К уточнению понятия психической дезадаптации в комплексной психиатрии //Реабилитация больных психозами /Под ред. М. М. Кабанова. Л.: ЛНИПИ им. В. М. Бехтерева, 1981. — С. 51−61.
- Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.- 184 с.
- Семке В.Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1990. — 209 с.
- Скорик А.И., Свердлов Л. С. Методики диагностики состояний нервно-психической дезадаптации при помощи краткого многофакторного опросника. СПб.: Психоневрологический ин-т, 1993. — 13 с.
- Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: АПН РСФСР, 1958. — 214 с.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С.25−36.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. — 1998. № 6. — С.3−17
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для ВУЗов.-М.: Школа-Пресс, 1995.-С. 40
- Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
- Соловьёв В. Чтение о Богочеловеке- Статьи- Стихотворения и поэма. -Спб.: Худ. лит., 1994.-347 с.
- Соловьева C.JI. Эмоциональные состояния больных психосоматическими заболеваниями: Дисс. канд. психол. наук. JL, 1991 .-213 с.
- Стаценко А.Н. Агрессивное поведение подростков и его особенности при пограничных психических заболеваниях //Журн. невропатол. и психиат. им Корсакова, 1988. Т. 88. — Вып. 4. — С. 82−86.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Уч. пособие.- М.: Academia, 1996. 321 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: Т. 2.-М.: Медгиз, 1959. 270 с.
- Тихонравов В.Ю. Экзистенциальная психология. Учебно- справочное пособие.-М.: ЗАО „Бизнес-школа“, 1998.-238 с.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. М.: Медицина, 1980.- 61 с.
- Тригер Р.Д. Некоторые особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития в учебной деятельности //В сб.:
- Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения». М., 1981. — С. 71- 89.
- Турчина В.Н. Клинико-функциональная характеристика адаптации к школе детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы на первом году обучения: Автореф. дисс.. канд. псих, наук. Челябинск, 1996. — 21 с.
- Успенский П.Д. Псисихология возможного развития человека. Третья лекция //В сборнике синтез мистических учений Запада и Востока.-Экзотическое общество запада и востока, 1990.- С. 194.
- Ухтомский А.А. Избранные труды /Под ред. Е. М. Крепса. JL: Наука, 1978.-358 с.
- Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М.:Медицина, 1973, — 425 с.
- Ушаков Г. К. Систематика пограничных нервно-психических расстройств //Неврозы и пограничные состояния. — 1972. — С. 10−11
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с разных яз. М.: Прогресс, — 1990. -368 с.
- Франк C.JI. Смысл жизни // Вопросы философии. — 1990. № 6. — С.69−132.
- Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. М.: Гос. изд., 1923. — 206 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы.-М.: Политиздат, 1998.-256 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. — М.: Республика, 1993.-447 с.
- Хайдеггер М. О сущности истины. // Философские науки, № 4, 1989, с. 96−104.
- Хорни К. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. -СПб: Лань, 1997.-240 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ: Пер. с англ. М.: Прогресс, — 1993. — 478 с.
- Царегородцев Г. И. Общество, окружающая среда, медицина //Вопросы философии. 1975. — № 2. — С. 68
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 143 с.
- Шаповалова Л.А. Диагностические условия повышения адаптивности образования учащихся с недостатками развития в начальных классахобщеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед.наук. 1. Челябинск, 1997. 24 с.
- Шевчук Л.Е. Педагогические условия индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития: Автореф. дисс.канд. пед.наук. Челябинск, 1997. — 25 с.
- Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. М.: Роспедагентство, 1996. — 164 с.
- Шивирев Н.А. Об уровнях школьной дезадаптации и нарушениях произвольной деятельности //Тезисы докладов конференции «Актуальные проблемы психиатрии». Пермь, 1997. — С. 76−77.
- Шишмаренков В.К. Теория и практика разноуровневого дифференцированного обучения в средней школе: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Челябинск, 1997. — 45 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных состояний в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Л., 1976. — 198 с.
- Экелово-Богалей Е. М. Клинические особенности и этапы развития синдрома школьной дезадаптации //Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тез.докл. Ташкент, 1984. — С. 105−106.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Избр. психол. тр. М., 1989. — 278 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей /Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
- Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека /Ю.М.Губачев, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвасарский, С. А. Разумов, Е.М. Стабровский- Под ред. Ю. М. Губачева. Л.: Медицина, 1976. — 224 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп.: Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.—344 с.
- Яссман Л.В. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. Комсомольск-на-Амуре:КГПУ, 1996.-374 с.
- Berg I. Casswell G., Goodwin A., Hullin R., McGuire R., Tagg G.
- Classification of Severe School Attandance Problems. Psychological Medicine15:157−165,1985.
- Berg J., Nichols K., Pritchard E. Shool phobia.- its classification and relationship to dependency И Journal of Child Psychology and Psychiatry and allied diciplines.- 1969.- V. 10.- № 2.- P.123−141.
- Bernstein G.A., Garfinkel B.D. Pedigrees, Functioning and Psychopathology in Families of School Phobic Children. American Journal of Psychiatry 145:70−74.
- Blagg N.R. The Behavioural Treatment of School Refusal. Ph.D. thesis, University of London, 1979.
- Buhler C., Massarik F. The Course of Human Life: a Study of Goals in the Humanistic Perspective, New York, Springer. 1968.
- Celia S. School Refusal and School Problems in Brazil. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London, 1990.
- Chazan M. School Phobia. British Journal of Educational Psychology 32:209−217.
- Cooper M.G. Self-Identity in Adolescent School Refusers and Truants. Educational Review 36:229−237,1984.
- Davidson S. School phobia as a manifestetion of family disturbance: Its structure and treatment. Journal of Child’Psychology and Psychiatry 1:270−287, 1960.
- Delore P. De la medicina clinigue a la medicina sociale. Paris 1 961 222 p.
- Diatkine R. Rejection of School in France. «Why Children Reject School», Yale University Press. New Heaven & London, 1990.
- Farrington D. Truancy, delinquency, the home and the school. Out of School. Chichester, Wiley, 1980, pp. 49−64.
- Flakieraska N., Lindstrom M., Gilberg C. School Refusal: A 15−20 year followup Study of 36 Swedish Urban Children. British Journal of Psychiatry 52:834−837, 1988.
- Fogelman К. Absance from School: Findings from the National Child Study. Out of School. Chichester. Wiley, 1980, pp. 25−48.
- Goodenough G., Harris D.B., Studies .in Psychology of Children’s Drawings. II- 1928 -1949//Psychol. Bull., 1950, Vol. 47.
- Gruhle H.W., Jung R. Mayer-Gross W., Muller M. Klinische Psychiatrie. .Gross M., Wilson W. Minimal Brain Dysfunction. N.Y., 1974.
- Gardner R. Psychogenic Learning disabilities. N. Y., 1995.-667 p.
- Hansard. Parlamentary Debates. House of Common Official Report. 5th ser., vol. 877, London. HMSO, 1974.
- Heath A. The self-concepts of School Refusers. Ph.D. thesis. University of London. 1983.
- Hersov L.A. School rolusal // British Modical Journal, 1972.- V.3-№ 5118.-P. 102−104.
- Hersov L. Persistent non-attandance to school. Journal of Child Psychology and Psychiatry 1:130−136,1960.
- Hersov L. School Refusal: An Overview. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London, 1990.
- Horio T. Education in Japan: The issues at Stake. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London, 1990.
- Jensen R. How Children Respond to School in Denmark. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London, 1990.
- Jonhson A.M. School Phobia. American Journal of Orthopsychiatry 11:707−711. 1941.
- Jung C.G. (1913) A case of Neurosis.in a Child. Collected Works, vol. 4. New York: Basic Books, 1962.
- Kahn J.H. Nursten J.P. School Refusal: A Comprehensive View on School Phobia and Other Failures of School Attandance. American Journal- of Orthpsychiatry 32:707−718,1962.
- Klein E. The reluctance to go to School.' The Psychoanalitic Study of the Child 1:263−279,1945.
- Kolvin I., Berney T.P. Classification and Diagnosis of Depression in School Phobia. British Journal of Psychiatry 145:347−357. 1984.
- Lovell K. Educational psychology and children.- London: Univ. of London press, 1979.-329 p.
- Millar T.P. The Child Who Refuses to Attend School. American Journal of Orthpsychiatry 48:398−404.1961.
- Murase K. School Refusal and Family Pathology: A Multifacted Approach. «Why Children Reject School», Yale University Press. New Heaven & London, 1990.
- Mussen P.H., Conger J.J., Kagan J. Child development and personality. N.Y.: Evanston & London, 1969.
- Nakane A. School Refusal: Psychopathology and Natural History. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London. 1990.
- Petersen R. School fatique. Copenhagen, Gyldendal, 1988.
- Reynolds D., Jones D., Stieger S., Murgatroyd S. School Factors in Truancy. Out of School. Chichester, Wiley, 1980, pp. 85−110.
- Rubin K., Ballow B. Measure of Infant Development and Socioeconomics States as Predictors of Later Intelligence and School Achivments, Developmental Psvcholoc) y. 1979. № 15 (2). p. 726−734.
- Rutter M. Education, Health and Behaviour. London. Longman, 1970.
- Smith D.W. Recognizable patterns of human malformation//Major Probi. Clin. Pediat-1982.-Vol. 7.
- Sommer M. Truancy in Early Adolescense. Journal of Early Adolescense 5:145−160,1985.
- Suzuki К. School Refusal Viewed through the Family Therapy. «Why Children Reject School», Yale University Press, New Heaven & London, 1990. 317. Torma S., Halsti A. Factors Contributing to School Refusal andо
- Truancy. Psychiatria Fermica 75:209−216,1975.
- TyermanM.J. Who are the truants? Truancy. London, Ward Lock, 1974.
- Wallon H. L’evolution psychologique de l’enfant, Paris, Armsnd Colin. 1970.
- Warren W. A Study of Adolescent Psychiatric inpatient and the Ф Outcome six or more years Later. Journal of Child Psychologyand Psychiatry 6:117, 1965. О