Караяпи, А. Г. Прикладная военная психология / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. — СПб.: Питер, 2006.
Литвинцев, С. В. Боевая психическая травма / С. В. Литвиицев, Е. В. Сиедков, А. М. Резник. — М.: Медицина, 2005.
СелигмаНу М. Путь к процветанию: новое понимания счастья и благополучия / М. Селигман. — М., 2013.
Сенявская, Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России / Е. С. Сенявская. — М., 1999.
СтоляренкОу А. М. Психология боевого дежурства и корабельной вахты / А. М. Столяренко. — М.: Воениздат, 1972.
Шумков, Г. Е. Пьяная храбрость или алкоголь в бою / Г. Е. Шумков // Общество ревнителей военных знаний. — 1909. — № 1. — С. 1.
HughesJ. Н. Battle Against Stigma/J. H. Hughes, M. Neville. — Barcelona: Grafos, 2014. Field Manual FM 6—22.5. Combat and operational stress control manual for leaders and soldiers. Washington, 2009.
Field Manual FM 6—22.5. Combat stress. Washington, 2000.
Практикум
Контрольные и аналитические вопросы.
- 1. Что такое военно-полевой быт?
- 2. Какие функции выполняет военно-полевой быт?
- 3. Какую роль играет полноценный сон в профилактике боевой психической травмы?
- 4. Каковы пути повышения ресурсиости военно-полевого быта?
- 5. Какие вопросы должен ставить перед собой командир, организуя военно-полевой быт подчиненных?
- 6. Как вы понимаете формулу К. Маркса «Бытие определяет сознание»?
- 7. Попытайтесь с научных позиций обосновать положение Наполеона «Путь к сердцу солдата лежит через желудок».
- 8. Почему активный отдых продуктивнее пассивного?
- 9. Почему нецелесообразны «военно-полевые романы»?
Практические задания.
- 1. Проанализируйте психологические, психофизиологические и физиологические особенности двух планов сна и бодрствования: американского (8 через 16 ч) и китайского (4 через 4 ч).[1]
- 2. Заполните таблицу внизу, содержащую элементы иерархии потребностей по А. Маслоу. Определите, какие элементы военно-полевого быта должны быть учтены при удовлетворении каждого потребностного уровня.
Иерархический уровень потребностей. | Мероприятия и элементы военно-полевого быта. |
Физиологические потребности. | |
Потребности в безопасности. | |
Потребности в принадлежности и любви. | |
Потребности в уважении. | |
Потребности в самореализации личности. | |
Познавательные потребности. | |
Эстетические потребности. | |
Потребности в самореализации. | |
- [1] Проанализируйте сформулированные А. В. Суворовым условия достиженияпобеды над противником. Оцените, какие из этих условий непосредственно связаныс качеством военно-полевого быта. Определите «вес» этих условий в общем перечнеобстоятельств победы.