• Психические процессы внимание, память и воображение, обеспечивая чувственное и рациональное познание, обнаруживают определенный спектр индивидуальных различий.
• Уровень развития внимания можно охарактеризовать набором относительно автономных свойств, которые в совокупности образуют своеобразный аттенционный профиль, специфический для каждого индивидуума.
• Бдительность (вигильность) — способность сохранять устойчивое внимание в течение длительного времени. Как адаптивная стратегия предполагает уточнение целей и задач решения, поиск информации, ее усвоение и оценку альтернатив выбора.
• Внимание обнаруживает зависимость от некоторых свойств личности (в частности, тревожности). Демонстрируя разнообразные свойства, внимание вносит дифференцированный вклад в формирование разных аспектов интеллекта.
• При изучении индивидуальных особенностей памяти применяют идиографический подход. Примером служат описания когнитивных функций и личности индивидуумов с исключительными мнемическими способностями.
• В изучении разных видов памяти используются также типологический и когнитивный подходы. Наиболее изучены индивидуальные особенности рабочей памяти. Ее объем служит предиктором ряда умственных способностей и интеллекта в целом.
• Воображение — наименее изученный когнитивный процесс с точки зрения его структуры и возможностей операционализации. Индивидуальные различия воображения имеют характеристику по позициям: продуктивность, образность, оригинальность, разнообразие.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему внимание, память и воображение относят к универсальным процессам?
2. Перечислите и охарактеризуйте свойства внимания.
3. Почему бдительности придается такое большое значение?
4. Что такое положительный и отрицательный аттенционный контроль?
5. Какие свойства внимания оказывают влияние на уровень интеллекта?
6. Как идиографический подход используется при изучении памяти?
7. Охарактеризуйте типологический подход к изучению памяти.
8. Какие существуют подходы к изучению автобиографической памяти?
9. Каковы индивидуальные особенности рабочей памяти?
10. Почему изучение воображения значимо для понимания сущности индивидуальности?