Особенности взаимодействия дошкольника со взрослым в ситуациях учебного типа
Диссертация
Одной из значимых теоретических проблем в современной возрастной психологии является проблема произвольного поведения. Теоретический и экспериментальный анализ феномена произвольности проведен в работах Выготского Л. С., Запорожца A.B., Эльконина Д. Б., Божович ЛИ., Венгера Л. А., Кравцовой ЕЕ., Смирновой Е. О., Субботского Е. В., Иванникова В. А., Дьяченко О. М., Венгера А. Л., Бугрименко Е. А… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема исследования
- 1. Основные направления оптимизации психического развития ребенка-дошкольника
- 2. Современные образовательные программы для дошкольных, учреждений
- 3. Психологические условия включения ребенка-дошкольника в сотрудничество учебного типа со взрослым
- 4. Формирование произвольного поведения в дошкольном возрасте
- 5. Психологические особенности отношения ко взрослому ребенка-дошкольника при участи в совместной деятельности
- 6. Выявление психологических параметров учебного взаимодействия
- 7. Цели, гипотезы, задачи исследования
- Глава 2. Ход и результаты исследования
- §-1.Формирование произвольной регуляции своего поведения у дошкольников в сотрудничестве учебного типа
- §-2.Особенности отношения к правилу ребенка среднего и старшего дошкольного возраста
- §-3.Психологические особенности позиции ребенка в отношении взрослого в совместной деятельности
- Глава 3. Обсуждение результатов
- Выводы
Список литературы
- Абрамова Г. С., «Введение в практическую психологию», М., 1994.
- Аванесова В.Н., Дидактические игры, Сенсорное воспитание в детском саду. М., 1969. с. 176−212
- Басова Т. ТРИЗ в детском саду . Дошкольное воспитание. 1995. № 6 с. 28.
- Андреева А. Д., Вохмянина Т. П. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении, М., 1994.
- Богуславская З.М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», М., 1991.
- Богуславская З. М, «Развитие познавательной деятельности в игре» Известия АПН РСФСР, 1955 вып.64
- Богуславская З.М." Психологические особенности познавательной деятельности детей- дошкольников в условиях дидактической игры", Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С.254−269
- Богуславская З.М." Индивидуальные особенности взаимоотношений со взрослыми у детей-дошкольников". Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения, М., 1976, стр. 145−151
- Божович Л, И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М., 1968
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1981.
- Бугрименко Е.А. «К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте» Новые исследования в психологии. 1978 N№ 1,2.
- Бугрименко Е.А., Венгер А. Л., Поливанова К. Н., Сушкова Е. Ю. «Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов» Томск, «Пеленг», 1992
- Будницкая И.И., Катаева A.A. «Ребенок идет в школу», М., 1985.
- Бурменская Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г., «Возрастно-психологическое консультирование», МГУ, 1990.
- Вальфдорская педагогика. Дошкольное воспитание. 1994, № 6,8,9
- Венгер А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. «Проблемы детской психологии и научное творчество Д Б.Эльконина», Вопросы психологии, 1988r. N5.
- Венгер A.A., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения», М., 1972.
- Венгер А.Л., Поливанова К. Н. «Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого», Вопросы психологии, 1988r.N4 стр.56−63.
- Венгер А. Л «На что жалуетесь?» Москва-Рига, 2000
- Венгер Л.А. О развитии восприятия в раннем и дошкольном детстве Дошкольное воспитание. 1963. № 7 с.69−72.
- Венгер Л.А., Холмовская В. В. «Диагностика умственного развития дошкольников» М&bdquo- 1978.
- Венгер Л.А., и др. «Задачи и функции психолога детского дошкольного учреждения», М., 1993.
- Венгер Л. А., АгаеваЕ.Л., Бардина Р. И. и др., «Психолог в детском саду» М., 1995.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л., «Домашняя школа „, М., 1994.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. „Готов ли ваш ребенок к школе?“, М.,"Знание“, 1994.
- Венгер Л.А. „Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка“, Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста, М., 1978
- Венгер Э.Д. К вопросу об отношении детей 5−7лет к социальной действительности. Вестник МГУ Серия14. Психология. 1988, № 1, с.72−76
- Выготский Л.С. „Избранные психологические труды“, М., 1956.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений Т.2,М., 1982
- Выготский Л.С. Собрание сочинений, Т.4, М., 1982.32. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. „Ступени общения“. М., 1996
- Гальперин П Я. Метод „срезов“ и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. Вопросы психологии 1966 № 4
- Гальперин П.Я. „Психология как объективная наука“ Москва-Воронеж, 1998 стр.357
- Годовикова Д Б. „Исследование латентного научения“ Вопросыпсихологии 1965, N 4
- Годовикова Д.Б. Влияние отношения детей к взрослому на развитие их познавательной активности /Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения, М. 1976
- Гуткина Н.И. „Психологическая готовность к школе“, М., 1993.
- Готовность к школе (руководство практического психолога) под ред. Дубровиной И. В., Москва, 1995.
- Давыдов В.В. „Проблемы развивающего обучения“, М., 1986
- Давыдова Б.К. „Особенности отношения шестилетних детей к учебным задачам“ канд.дис., М., 1991
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н А. Ноткина и др. Под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб., 1995
- Доналдсон М. „Мыслительная деятельность детей“, М., „Педагогика“, 1985
- Доронова Т. Н. Якобсон С. Г. Программа „Радуга“ дошкольное воспитание 1990 № 10 с.60
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М. 1986
- Дьяченко О.М. Программа „Развитие“ Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы. М., 1994
- Дьяченко О.М., Варенцова Н. Основные направления работы по программе „Развитие“ Дошкольное воспитание. 1994 № 2. с. 5, № 3 с. 15, № 9 с. 31, № 10. с38
- Ендовицкая Т.В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР. 1955. вып.64 с.48−84
- Ермолаев С. „Детство“. / Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, H.A. Ноткина и др. Под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб., 1995- Дошкольное воспитание. 1995. № 10 с.101
- Ермолаева М.В. „Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками“ Москва-Воронеж, 1998
- Запорожец A.B. „Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности“, Известия АПН РСФСР. 1948, Вып. 14,.с. 124−166
- Запорожец A.B. „Развитие произвольных движений“ М., 1960
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды. т1,2 М. Педагогика, 1986
- Иванников В.А. К сущности волевого поведения. Психологический журнал. 1985. Т.6 № 3 с.47−55.54. „Истоки“: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция. Под ред. С. Л. Новоселовой, Л. Ф. Обуховой, Л. А. Парамоновой, К. В. Тарасовой М., 1995
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Научный редактор Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М. 1997
- Истомина З.М. „Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте“, Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, стр.51−88
- Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. Перевод с немецкого Я. Л. Обухова. М., 1991
- Калин В.К. К вопросу о волевом усилии. Проблемы формирования личности и волевой процесс. Ученые записки РГПИ. М. Просвещение, 1986. Т.59 c. l 11−129
- Карабанова O.A., Карпова С. Н. „Факторы успешности решения конструктивных задач старшими дошкольниками“ Вестник МГУ, серия психология, 1978г., N4
- Катаева A.A., Стребелева Е. А. „Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников“, М. 1993
- Концепция дошкольного воспитания. ВНИК „Школа“. Дошкольное воспитание. 1989 № 5 с. 10
- КостюкГ.С. „Психология“ Киев. Радяньска школа, 1968.
- Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев. Радяньска школа, 1971
- Кошелева А.Д. „Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду“, Пермь, 1993
- Кравцова ЕВ.» Уровень развития общения как показатель психологической готовности к школе" Вопросы психологии, 1984, N5 С.53−58
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991
- Крылова Н.М. Детский сад дом радости. Дошкольное воспитание. 1994. № 6. с.31
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1996
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. Сов. педагогика. 1945 № 4
- Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность» М., Политиздат, 1975
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2т.т. М., 1983
- Лисина М.И." Проблемы онтогенеза общения", М., 1986.
- Лисина М.И. «Развитие общения дошкольников со сверстниками», М., 1989
- Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка», Москва-Воронеж, 1997
- Лурия АР. Роль речи в формировании произвольного движения. Материалы совещания по психологии. М. АПН РСФСР, 1957. с 327−337
- Лучанская Л.С. «Условия сознательного отношения к учебной ситуации у детей 6−7 лет» канд.дис., М., 1988
- Мануйленко З.В." Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста", Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14
- Менджерацкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», М., 1982
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Игра с правилами в дошкольном возрасте», Екатеринбург, 1999
- Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. Москва, 1993
- Мухина В.С. Детская психология, М.1985.
- Непомнящая Н И. Формирование воли. Дошкольное воспитание. 1963 № 9 с 36−40
- Обухова Л.Ф. «Концепция Жана Пиаже: За и против», М., 1981.
- Обухова Л.Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы"М., 1995
- Обухова Л.Ф., Шаповаленко И В. „Формы и функции подражания в детском возрасте“, МГУ 1994.
- Пиаже Ж. „Избранные психологические труды“, М., 1969.
- Поддъяков Н.Н. „Мышление дошкольника“, М., 1977.
- Поливанова Н.К., Цукерман Г А. „Введение в школьную жизнь“ Томск „Пеленг"199 289."Психолог в начальной школе“ под ред. Абрамова Г. С., Андрущенко Т. Ю. и др., Волгоград „Перемена“ 1995
- Перре-Клермон А.Н. „Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей“. М., 1991
- Программа „Одаренный ребенок“ (основные положения). М., 1995
- Программа „Развитие“ (основные положения). М., 1994,1995.
- Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. М., 1991
- Рубинштейн С.Л. Проблемы деятельности и сознания в системе советской психологии. Учен, записки МГУ, 1945, вып.90
- Рубинштейн С.Л. „Основы общей психологии“ М. Учпедгиз, 1946
- Рудик П.А. Воля и ее воспитание . Ученые записки ГЦОЛИФ. Вып. 1. М. Физкультура и спорт, 1945. с21−64
- СалминаН.Г. Знак и символ в обучении. МГУ, 1988
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа. 1993
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. „Интегральная периодизация общего психического развития“ Вопросы психологии 1996, № 5, стр.38−50
- Слободчиков В.И., Шувалов А. В. „Антропологический принцип в психологии здоровья“, Вопросы психологии, 2001, № 4, стр.91−105
- Смирнова Е.О. „Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе“ Вопросы психологии. 1996. N3.
- Смирнова Е. О. Докторская диссертация
- Смирнова Е.О. „Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах“ Москва-Воронеж, 1998
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под ред. Т. И. Ерофеевой. Москва 2000
- Сорокина М.И. „Дидактические игры в детском саду“, Москва, 1982.
- Субботский Е.В. „Генезис выполнения программ и отношения к партнеру у дошкольников“ дис.канд. пс.н. М.1974
- Субботский Е.В. „Психология отношений партнерства у дошкольников“ МГУ, 1976.
- Филимонова О.Г. Психологические условия формирования произвольности поведения младшего школьника. Автореферат канд.дис. М.1999
- Цукерман Г. А ."Виды общения в обучении» Томск «Пеленг,» 1993
- Цукерман Г. А., Елизарова Н.В." О детской самостоятельности". Вопросы психологии, 1990, N6
- Цукерман Г. А. «Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться» автореферат докт.дис. М., 1 992 112. «Чего на свете не бывает?»
- Эльконин Б Д. Введение в психологию развития. М. «Тривола», 1994
- Эльконин Д.Б., «Избранные психологические труды», М. 1995
- Эльконин Д.Б., «Психология игры», М., «Педагогика», 1978.
- Эльконин Д Б. «Детская психология», М., 1960.
- Эльконин Д Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте», Вопросы психологии, 1971, N4.
- Юдина Е. «Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада» /'Дошкольное воспитание," 1999 N9.119."Диагностика готовности детей к обучению в школе анализ поведения" /под ред. Астапова В. М. М., 1993
- Особенности психического развития детей 6−7летнего возраста./под ред. Эльконина Д. Б., Венгера A. JL, М., 1988
- Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /под ред. Давыдова М., 1979, С. 160
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /под ред. Запорожца А. В., Неверович Я З., М&bdquo- 1986.
- Aureli Т., Colecchia N. " Day care experience and free play behavior in preschool children", Journal of applied developmental psychology 17, 1−17(1996)
- Bandura A., Walters R. Social learning and personality development. New York: Holt, Rinehart and Winston
- Bandura A." Human agency in social cognitive theory «American Psychologist, 1989, 44, 1175−1184
- Block J. H, Block J. The role of ego-control and ego-resiliency in organization of behavior. Minnesota Symposia on Child Psychology (V/13) Hillsdale N. Erlbaum, 1979
- Brown A.L., DeLoache J.S. Skills, plans and selfregulation. Children’s thinking. What develops? (Ed. Siegler R.) Hillsdale, N.J. Erlbaum. 1978.
- Doctoroff S. «Sociodramatic script training and peer role prompting, two tactics to promote sociodramatic play and peer interaction», Early Child Development and Care, 1997, Vol.136, pp.27−43
- Elbers E., Maier R., Hjekstra T., Hoogsteder M. «Internalization and adult-child interaction», Learning and Instruction Vol.2, pp. 101−118, 1992
- Greenacre P. General problems of acting out. Psychoanalytic Quarterly, 1950, N 19. HH. 455−467
- Golden M., Montare A., Bridger W. Verbal control of delay behavior in two-year-old boys as s funkction of social class. Child Development, 1977. N 48. hh. l 107−1111
- Hannikainen M. «From togetherness to equal partnership in role play», Early Child Development and Care, 1998, Vol. 142, pp.23−32
- Hilgard E.R., Marquis D. Conditioning and Learning. N.Y., 1940
- Kontos S., Wilcox-Herzog A. «Influences on children’s competence in early childhood classrooms», Early Childhood Research Quarterly, 12, 247−262 (1997)
- Kopp C.B. The Growth of Self-Regulation Caregivers and Children. In N. Gisentag (ed.) Contemporary Topics in Developmental Psychology. N.Y., 1987
- Lewin R.F. Dynamic Theory of Personality. Selected papers. N.Y., 1935
- E.Mavis Hetherington, Ross D. Parke «Child psychology. A contemporary viewpoint» McGRAW-HILL BOOK COMPANY, 1986
- McGeoch I. The Psychology of Human Learning. N.Y. 1942
- Rexford E.N. A developmental approach to problems of acting out. N.Y., 1978
- Poteet J. A. «Behavior modification. A practical guide for teachers»