Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности взаимодействия дошкольника со взрослым в ситуациях учебного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из значимых теоретических проблем в современной возрастной психологии является проблема произвольного поведения. Теоретический и экспериментальный анализ феномена произвольности проведен в работах Выготского Л. С., Запорожца A.B., Эльконина Д. Б., Божович ЛИ., Венгера Л. А., Кравцовой ЕЕ., Смирновой Е. О., Субботского Е. В., Иванникова В. А., Дьяченко О. М., Венгера А. Л., Бугрименко Е. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема исследования
    • 1. Основные направления оптимизации психического развития ребенка-дошкольника
    • 2. Современные образовательные программы для дошкольных, учреждений
    • 3. Психологические условия включения ребенка-дошкольника в сотрудничество учебного типа со взрослым
    • 4. Формирование произвольного поведения в дошкольном возрасте
    • 5. Психологические особенности отношения ко взрослому ребенка-дошкольника при участи в совместной деятельности
    • 6. Выявление психологических параметров учебного взаимодействия
    • 7. Цели, гипотезы, задачи исследования
  • Глава 2. Ход и результаты исследования
  • §-1.Формирование произвольной регуляции своего поведения у дошкольников в сотрудничестве учебного типа
  • §-2.Особенности отношения к правилу ребенка среднего и старшего дошкольного возраста
  • §-3.Психологические особенности позиции ребенка в отношении взрослого в совместной деятельности
  • Глава 3. Обсуждение результатов
  • Выводы

Особенности взаимодействия дошкольника со взрослым в ситуациях учебного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время особое внимание уделяется развитию и обучению дошкольников. Это связано с возросшим уровнем требований, предъявляемых к детям при поступлении в школы. Цель развивающих и обучающих занятий — стремление гармоничного и всестороннего развития личности ребенка, и, как итог, возможность дошкольника успешно адаптироваться в школьной жизни.

Актуальность работы обусловлена высоким социальным запросом на развивающие и обучающие занятия с дошкольниками. Возросший в последние годы в нашей стране интерес к развитию и обучению дошкольников проявляется в том, что открывается новые учреждения для дошкольного воспитания и развития, создаются специальные развивающие программы как для этих учреждений, так и для детских садов. При этом внимание уделяется общему психическому развитию детей и подготовке дошкольников к школьному обучению.

Не достаточно исследовано какие психологические качества, сформированные у дошкольника, может опираться такая программа. Возникает вопрос: какие новообразования необходимы для успешного включения малыша в систему регулярных совместных занятий со сверстниками под руководством взрослого, что обеспечивает правильное построение взаимодействия ребенка со взрослым в процессе этих занятий.

В связи с переходом в школу, хорошо изучены нормативные психологические показатели для старшего дошкольного возраста. Проблема психологической готовности к школе теоретически была разработана в работах Эльконина Д. Б., Божович Л И., Кравцовой Е.Е.(1991), Салминой Н.Г.(1988), Венгера А.Л.(1988, 1992), Поливановой К. Щ1992), Дубровиной И.В.(1995), Бугрименко Е.А.(1992), Гугкиной Н. И (1993), Лучанской Л.С.(1988). и др. Развитие интеллекта в дошкольном возрасте исследовано теоретически и эмпирически в работах Пиаже Ж-М.(1969), Выготского Л. С. (1982), Запорожца A.B. (1986), Поддьякова H.H. (1977), Венгер Л. А. и Холмовской В.В.(1978), Обуховой Л. Ф. (1995), Ермолаевой М. В. (1998), Доналдсон М.(1985) и др.

Одной из значимых теоретических проблем в современной возрастной психологии является проблема произвольного поведения. Теоретический и экспериментальный анализ феномена произвольности проведен в работах Выготского Л. С., Запорожца A.B., Эльконина Д. Б., Божович ЛИ., Венгера Л. А., Кравцовой ЕЕ., Смирновой Е. О., Субботского Е. В., Иванникова В. А., Дьяченко О. М., Венгера А. Л., Бугрименко Е. А., Котырло В. К., Rexford Е, Greenacre Р., Kopp К. Согласно исследованиям, ребенок владеет произвольными формами поведения, если умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом, задаваемыми окружающими взрослыми. Отсюда становится понятной значимость развития такой характеристики произвольности как умение действовать в соответствии с образцами.

К настоящему времени большинство исследований, направленных на изучение развитие произвольности, практически не затрагивало вопросы психологического содержания и уровня развития новообразований, необходимых для успешного включения дошкольника в ситуации учебного типа. При этом понятно, что общее интеллектуальное развитие, формирование коммуникативных способностей, становление произвольной регуляции своего поведения как важнейшие предпосылки психологической готовности ребенка к школьному обучению имеют место не только непосредственно перед поступлением ребенка в школу, но и раньше, на предшествующих онтогенетических стадиях.

В основу нашего исследования положена идея Л. С. Выготского о том, что произвольность социальна как по своему происхождению и содержанию, так и по механизмам формирования. Л. С. Выготский исходил из того, что ребенок развивается внутри общества, в практической связи с ним. И полагал, истоки произвольности — в отношениях ребенка со взрослым и в совместной деятельности. Среда выступает в качестве источника развития высших психических функций. Впервые они возникают в процессе обучения и опосредствованы знаком. Природа знака всегда имеет предметное содержание, но он всегда возникает для кого-то, то есть социален. И в самом знаке переплетены два контекста: предметный и социальный.

С другой стороны, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества, как форма общения. Но это общение всегда по поводу какой-то предметности. Одновременно любое общение всегда имеет свой социальный контекст.

Проведенный нами теоретический анализ исследований, посвященных развитию произвольности, показал, что можно рассматривать этот процесс в двух контекстах, предметно-функциональном (овладение системой сенсо-моторных, речевых, знаково-символических средств — работы Венгера Л. А., Выгодской Г. Л., Истоминой З. М., Мануйленко З. В., Лурии А. Р. и др.) и социальном (использование психологических средств в процессе общения и совместной деятельности), так как потребность в произвольных действиях возникает под влиянием окружающего мира (Смирнова Е.О., Субботский Е. В., ЛехЯэгс! Е., 1978, Огеепасге Р.). Переход от непроизвольных действий к произвольным, овладение ребенка регуляцией своего поведения, происходит в процессе общения между людьми. Два эти контекста тесно переплетены и их бывает сложно.

разделить. В каждый возрастной период, на разных стадиях развития произвольности они поочередно выступают на первый план.

Объектом исследования выступили дети дошкольного возраста, включенные в систему регулярных совместных занятий учебного типа под руководством взрослого.

Предмет исследования. психологические параметры, обеспечивающие регуляцию дошкольником своего поведения, и необходимые для включения ребенка, находящегося в группе сверстников, во взаимодействие со взрослым в ситуациях учебного типа, а также динамика возрастного развития этих параметров;

— психологические особенности формирования произвольной регуляции поведения ребенка при воспроизведении образца или правила, и связанное с этим изменение возрастной динамики функций взрослого и сверстников в процессе регулярных совместных занятий учебного типа.

Цель исследования:

Изучить возрастно-психологические особенности учебного взаимодействия со взрослым в ситуациях учебного типа детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

При формулировании гипотезы нашего исследования мы вслед за JI.C. Выготским, A.B. Запорожцем, ДБ. Элькониным, мы предположили, что становление произвольной регуляции поведения дошкольником осуществляется в единстве и взаимообусловленности двух контекстов деятельности: предметного и социального. В предметном контексте происходит усвоение ребенком оперативно-технических средств, необходимых для регуляции своего поведения, а в социальном контексте формирование произвольности определяется изменением характера сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Характер и функции как взрослого, так и сверстников в процессе сотрудничества, изменяются по мере становления произвольной регуляции поведения дошкольника.

Мы выдвинули следующие гипотезы:

1) прирост эффективности воспроизведения ребенком дошкольного возраста образца, в сотрудничестве учебного типа объективно отражает развитие его способности к произвольной регуляции своей деятельности и определяется развитием ориентировки ребенка на партнеров по взаимодействию.

2) Характер и функции взрослого и сверстников в процессе сотрудничества изменяются по мере становления произвольной регуляции поведения дошкольника. По мере формирования способности воспроизведения заданного образца меняется характер сотрудничества ребенка со взрослым: от глобального подражания действиям взрослого ребенок переходит к осознанному воспроизведению задаваемого взрослым образца.

Задачи исследования:

— изучить становление произвольности и регуляции поведения, необходимых для включения дошкольника в систему регулярных совместных занятий со сверстниками под руководством взрослого,.

— выявить возрастную динамику успешности построения ребенком своего поведения в зависимости от ориентировки на образец или правило, предложенные взрослым.

— проследить динамику изменения функций взрослого в процессе учебного сотрудничества.

— проследить динамику изменения функций сверстника в процессе учебного сотрудничества.

В связи с тем, что игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольной регуляции своего поведения у дошкольников, мы выдвинули дополнительную задачуизучить изменение отношения ребенка к правилу в игровой деятельности.

Теоретико-методологической базой исследования стали:

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, учение о формировании высших форм психической деятельности в онтогенезе, положение о развитии произвольности поведения в сотрудничестве ребенка со взрослым.

Концепция Д Б. Эльконина о роли и значении ведущей деятельности в развитии ребенкав частности, о роли игровой деятельности в развитии произвольности;

Учение П. Я. Гальперина об ориентировочной деятельности, как условии успешности выполнения действий и положение A.B. Запорожца, об ориентировке, как условии успешности действия.

Концепция М. И. Лисиной о генезисе общения и механизме опережающей инициативы взрослого, создающей зону ближайшего развития ребенка. Положение о том, что взрослый выступает для ребенка как живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми ребенок пока не владеет, но до которых может подняться с помощью взрослого.

Исследования Е. О. Смирновой закономерностей развития произвольного поведения ребенка в дошкольном возрасте, влияние специфического для каждого возраста содержания мотивов деятельности ребенка, опосредование его поведения в совместной жизнедеятельности со взрослым.

Теоретическая модель, описывающая ведущий тип сотрудничества ребенка со взрослым, характерный для каждого возраста, предложенная Г. А, Цукерман.

Методы исследования.

Теоретический анализ и предварительное исследование проблемы произвольности поведения, генезиса общения, отношения дошкольника ко взрослому в процессе совместной деятельности.

В работе использованы так же метод наблюдения, психодиагностические методы, констатирующие эксперименты, применялись методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.

Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием комплекса методов, адекватных цели, гипотезе, методологическому аппарату исследования и применением методов вариационной статистики. Расчет проводился в статистической системе SPSS 9.0.

Характеристика выборки.

В исследованиях принимали участие 314 детей (156 девочек и 158 мальчиков) в возрасте от 3 лет до 6 лет 11 месяцев, посещающие детские сады № 299, 471, 737, 2094, 1013 и студию раннего развития детей «Мы растем» при ЦТ «Кузьминки» г. Москвы.

Научная новизна работы.

В настоящей работе впервые исследованы возрастно-психологические особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со взрослым в ситуациях учебного типа.

Исследовано становление произвольной регуляции дошкольником собственного поведения в социальном контексте, в сотрудничестве со взрослым в ситуациях учебного типа. Выявлено изменение характера ориентировки ребенка на взрослого в процессе построения собственного поведения в соответствии с заданным образцом или правилом. Центральным моментом такого изменения является дифференциация собственно образца, задаваемого взрослым, и взрослого, как носителя образца. Показано изменение функций взрослого в сотрудничестве с ребенком в ситуации учебного типа от функции образца и эталона действия до носителя правила.

Теоретическое значение работы.

В исследовании уточнены закономерности формирования произвольности на разных этапах дошкольного возраста. Изучена роль социального контекста, значение взрослого и сверстников в сотрудничестве с дошкольником, в формировании произвольной регуляции своего поведения у дошкольника.

Практическое значение работы.

В работе показаны условия включения дошкольника в систему регулярных обучающих занятий в группе сверстников под руководством взрослого. Выявленное в исследовании изменение отношения дошкольника к партнерам по совместным обучающим занятиям, в зависимости от сформированности компонентов произвольного поведения, позволяет разрабатывать обучающие программы с учетом возрастных особенностей дошкольников. Разработанные в исследовании методы диагностики развития произвольности дошкольников и выявленная динамика изменения отношения ко взрослому, применялись при разработке программы «Развивающая игра».

Положения выносимые на защиту.

1. Формирование у ребенка-дошкольника способности произвольно регулировать свое поведение и деятельность в ситуациях учебного типа характеризуется определенной динамикой, находящей выражение в возрастании правильности воспроизведения заданного взрослым образца. На протяжении дошкольного возраста происходит переход от неустойчивого воспроизведения ребенком образца, заданного взрослым, ко все более устойчивому и адекватному его воспроизведению, основанному сначала на подражании ребенком действиям взрослого и выполнению его прямой инструкции, а затем к устойчивой ориентации на образец как эталон построения собственных действий. По мере формирования устойчивой ориентации на образец возникает ориентировка ребенка на правило. Первоначально ориентировка носит чисто исполнительский характер — правило выступает как алгоритм действий и операций, подлежащих воспроизведению, а лишь позже приобретает смысловой характер, определяя отношение каждого действия и операции к конечной цели.

1. Важное значение для формирования произвольности регуляции поведения в дошкольном возрасте играет сотрудничество со взрослым и сверстниками. Функции и роли партнеров в этом взаимодействии меняются на протяжении дошкольного возраста. Первоначально ребенок не разделяет собственно образец и взрослого, как носителя образца. Воспроизведение образца выступает в форме глобального подражания ребенком действия взрослого. Затем ребенок дифференцирует действия взрослого и собственно образец, а затем 1 выделяет правило, как основание построения собственных действий. Функции взрослого изменяются от выполнения роли образца, к контролю правильности выполнения действия и, наконец, к концу дошкольного возраста к равноправному сотрудничеству, в котором и сам взрослый начинает выступать как объект контроля.

Функции и роль сверстников, участвующих в сотрудничестве со взрослым, по мере формирования у дошкольника устойчивой ориентации на образец, также претерпевают изменения. Вначале функция сверстника для ребенка-дошкольника — эталон действий для организации собственных действий в процессе воспроизведения образца, потом объект контроля и оценки, и, наконец, — равноправный партнер по совместной деятельности.

Апробация.

Материалы диссертации были представлены на Всероссийских конференциях :

1) Школьная дезатаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Всероссийская научно-практическая конференция. М. 1995 г.

2) Социальная дезатаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Российская научно-практическая конференция. М. 1996.

3) Развитие культуры личности ребенка в УДО. Всероссийская конференция. М. 2001.

Выводы.

I. Успешное включение дошкольников во взаимодействие со взрослым в ситуации учебного типа определяется следующими параметрами: стремлением к сотрудничеству и характером ориентировки на взрослогоспособностью принять заданиерезультативностью действий ребенкастепенью сформированности самоконтроляуровнем развития внимания. Указанные параметры связаны с уровнем развития произвольной регуляции поведения ребенка.

II. Проведенное нами исследование позволило установить значение предметного и социального контекстов, их переплетение, в становлении произвольной регуляции поведения дошкольников.

1. Характер произвольной регуляции поведения дошкольника при воспроизведении образца, задаваемого взрослым, развивается от непосредственного подражания взрослому к произвольному воспроизведению образца. В среднем дошкольном возрасте (период 4−5 лет) происходит усвоение системы операционно-технических средств, необходимых для воспроизведения образца.

2. Динамика ориентировки ребенка в предметном контексте операционно-технических средств, построение своих действий, развивается поэтапно:

— непосредственное копирование образца, задаваемого взрослым, без ориентации на правила;

— неустойчивая ориентировка на правило, без адекватного выделения его, без выделения его содержания;

— усвоение правила, как алгоритма без ориентировки на смысл правила (значение отдельных операций для достижения цели).

— произвольное построение действий ребенка при воспроизведении правила.

3. Динамика ориентировки ребенка в социальном контексте освоения правила включает следующие этапы: непосредственное подражание взрослому, без выделения правила, как основания построения действий.

Функции взрослого: мотивация сотрудничества, презентация образца, контроль и коррекция действий, оценка результата. освоение алгоритма действий без выделения правила, задается содержания и последовательность действий.

Функция взрослого: презентация образца, контроль и оценка результата.

— овладение смыслом, содержанием и алгоритмом правила.

Функции взрослого, равноправный партнер по совместной деятельности.

Дети дифференцируют взрослого в его социальной роли как носителя образца норм, правил.

4. По мере овладения дошкольником операционно-технической базы, необходимой для произвольной регуляции поведения в ситуациях учебного типа, происходит изменение функции взрослого в процессе сотрудничества. Если для младшего дошкольника взрослыйобразец для непосредственного подражания, то по мере формирования ориентировочной деятельности, ребенок разделяет собственно образец и взрослого, как носителя образца, правила. К пяти годам взрослый выступает как носитель образца, к 6 годам — как носитель правила.

5. В формирования у ребенка способности произвольно регулировать свои действия в ситуациях учебного типа, в групповых занятиях меняется характер его ориентировки на сверстника, изменяется функция сверстника. По мере овладения ребенком операционно-технической базой, необходимой для адекватного воспроизведения правила, сверстник начинает выступать как эталон, с которым ребенок сравнивает свои действия, затем становится объектом контроля и, наконец, равноправный участник совместного сотрудничества с взрослым.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., «Введение в практическую психологию», М., 1994.
  2. В.Н., Дидактические игры, Сенсорное воспитание в детском саду. М., 1969. с. 176−212
  3. Т. ТРИЗ в детском саду . Дошкольное воспитание. 1995. № 6 с. 28.
  4. А. Д., Вохмянина Т. П. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении, М., 1994.
  5. З.М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», М., 1991.
  6. Богуславская З. М, «Развитие познавательной деятельности в игре» Известия АПН РСФСР, 1955 вып.64
  7. Богуславская З.М." Психологические особенности познавательной деятельности детей- дошкольников в условиях дидактической игры", Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С.254−269
  8. Богуславская З.М." Индивидуальные особенности взаимоотношений со взрослыми у детей-дошкольников". Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения, М., 1976, стр. 145−151
  9. Божович Л, И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М., 1968
  10. А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1981.
  11. Е.А. «К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте» Новые исследования в психологии. 1978 N№ 1,2.
  12. Е.А., Венгер А. Л., Поливанова К. Н., Сушкова Е. Ю. «Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов» Томск, «Пеленг», 1992
  13. И.И., Катаева A.A. «Ребенок идет в школу», М., 1985.
  14. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г., «Возрастно-психологическое консультирование», МГУ, 1990.
  15. Вальфдорская педагогика. Дошкольное воспитание. 1994, № 6,8,9
  16. А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. «Проблемы детской психологии и научное творчество Д Б.Эльконина», Вопросы психологии, 1988r. N5.
  17. A.A., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения», М., 1972.
  18. А.Л., Поливанова К. Н. «Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого», Вопросы психологии, 1988r.N4 стр.56−63.
  19. Венгер А. Л «На что жалуетесь?» Москва-Рига, 2000
  20. Л.А. О развитии восприятия в раннем и дошкольном детстве Дошкольное воспитание. 1963. № 7 с.69−72.
  21. Л.А., Холмовская В. В. «Диагностика умственного развития дошкольников» М&bdquo- 1978.
  22. Л.А., и др. «Задачи и функции психолога детского дошкольного учреждения», М., 1993.
  23. Л. А., АгаеваЕ.Л., Бардина Р. И. и др., «Психолог в детском саду» М., 1995.
  24. Л.А., Венгер А. Л., «Домашняя школа „, М., 1994.
  25. Л.А., Венгер А. Л. „Готов ли ваш ребенок к школе?“, М.,"Знание“, 1994.
  26. Л.А. „Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка“, Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста, М., 1978
  27. Э.Д. К вопросу об отношении детей 5−7лет к социальной действительности. Вестник МГУ Серия14. Психология. 1988, № 1, с.72−76
  28. Л.С. „Избранные психологические труды“, М., 1956.
  29. Л.С. Собрание сочинений Т.2,М., 1982
  30. Л.С. Собрание сочинений, Т.4, М., 1982.32. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. „Ступени общения“. М., 1996
  31. Гальперин П Я. Метод „срезов“ и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. Вопросы психологии 1966 № 4
  32. П.Я. „Психология как объективная наука“ Москва-Воронеж, 1998 стр.357
  33. Годовикова Д Б. „Исследование латентного научения“ Вопросыпсихологии 1965, N 4
  34. Д.Б. Влияние отношения детей к взрослому на развитие их познавательной активности /Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения, М. 1976
  35. Н.И. „Психологическая готовность к школе“, М., 1993.
  36. Готовность к школе (руководство практического психолога) под ред. Дубровиной И. В., Москва, 1995.
  37. В.В. „Проблемы развивающего обучения“, М., 1986
  38. .К. „Особенности отношения шестилетних детей к учебным задачам“ канд.дис., М., 1991
  39. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н А. Ноткина и др. Под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб., 1995
  40. М. „Мыслительная деятельность детей“, М., „Педагогика“, 1985
  41. Т. Н. Якобсон С. Г. Программа „Радуга“ дошкольное воспитание 1990 № 10 с.60
  42. О.М. Воображение дошкольника. М. 1986
  43. О.М. Программа „Развитие“ Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы. М., 1994
  44. О.М., Варенцова Н. Основные направления работы по программе „Развитие“ Дошкольное воспитание. 1994 № 2. с. 5, № 3 с. 15, № 9 с. 31, № 10. с38
  45. Т.В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР. 1955. вып.64 с.48−84
  46. С. „Детство“. / Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, H.A. Ноткина и др. Под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб., 1995- Дошкольное воспитание. 1995. № 10 с.101
  47. Ермолаева М.В. „Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками“ Москва-Воронеж, 1998
  48. A.B. „Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности“, Известия АПН РСФСР. 1948, Вып. 14,.с. 124−166
  49. A.B. „Развитие произвольных движений“ М., 1960
  50. A.B. Избранные психологические труды. т1,2 М. Педагогика, 1986
  51. В.А. К сущности волевого поведения. Психологический журнал. 1985. Т.6 № 3 с.47−55.54. „Истоки“: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция. Под ред. С. Л. Новоселовой, Л. Ф. Обуховой, Л. А. Парамоновой, К. В. Тарасовой М., 1995
  52. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Научный редактор Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М. 1997
  53. З.М. „Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте“, Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, стр.51−88
  54. Ф. Антропософский путь познания. Перевод с немецкого Я. Л. Обухова. М., 1991
  55. В.К. К вопросу о волевом усилии. Проблемы формирования личности и волевой процесс. Ученые записки РГПИ. М. Просвещение, 1986. Т.59 c. l 11−129
  56. O.A., Карпова С. Н. „Факторы успешности решения конструктивных задач старшими дошкольниками“ Вестник МГУ, серия психология, 1978г., N4
  57. A.A., Стребелева Е. А. „Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников“, М. 1993
  58. Концепция дошкольного воспитания. ВНИК „Школа“. Дошкольное воспитание. 1989 № 5 с. 10
  59. КостюкГ.С. „Психология“ Киев. Радяньска школа, 1968.
  60. В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев. Радяньска школа, 1971
  61. Кошелева А.Д. „Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду“, Пермь, 1993
  62. Кравцова ЕВ.» Уровень развития общения как показатель психологической готовности к школе" Вопросы психологии, 1984, N5 С.53−58
  63. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991
  64. Н.М. Детский сад дом радости. Дошкольное воспитание. 1994. № 6. с.31
  65. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1996
  66. А.Н. К теории развития психики ребенка. Сов. педагогика. 1945 № 4
  67. А.Н. «Деятельность, сознание, личность» М., Политиздат, 1975
  68. А.Н. Избранные психологические произведения в 2т.т. М., 1983
  69. Лисина М.И." Проблемы онтогенеза общения", М., 1986.
  70. М.И. «Развитие общения дошкольников со сверстниками», М., 1989
  71. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка», Москва-Воронеж, 1997
  72. АР. Роль речи в формировании произвольного движения. Материалы совещания по психологии. М. АПН РСФСР, 1957. с 327−337
  73. Л.С. «Условия сознательного отношения к учебной ситуации у детей 6−7 лет» канд.дис., М., 1988
  74. Мануйленко З.В." Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста", Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14
  75. Д.В. «Воспитателю о детской игре», М., 1982
  76. Н.Я., Короткова Н.А. «Игра с правилами в дошкольном возрасте», Екатеринбург, 1999
  77. М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. Москва, 1993
  78. В.С. Детская психология, М.1985.
  79. Непомнящая Н И. Формирование воли. Дошкольное воспитание. 1963 № 9 с 36−40
  80. Л.Ф. «Концепция Жана Пиаже: За и против», М., 1981.
  81. Л.Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы"М., 1995
  82. Л.Ф., Шаповаленко И В. „Формы и функции подражания в детском возрасте“, МГУ 1994.
  83. . „Избранные психологические труды“, М., 1969.
  84. Н.Н. „Мышление дошкольника“, М., 1977.
  85. Н.К., Цукерман Г А. „Введение в школьную жизнь“ Томск „Пеленг"199 289."Психолог в начальной школе“ под ред. Абрамова Г. С., Андрущенко Т. Ю. и др., Волгоград „Перемена“ 1995
  86. Перре-Клермон А.Н. „Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей“. М., 1991
  87. Программа „Одаренный ребенок“ (основные положения). М., 1995
  88. Программа „Развитие“ (основные положения). М., 1994,1995.
  89. Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. М., 1991
  90. С.Л. Проблемы деятельности и сознания в системе советской психологии. Учен, записки МГУ, 1945, вып.90
  91. С.Л. „Основы общей психологии“ М. Учпедгиз, 1946
  92. П.А. Воля и ее воспитание . Ученые записки ГЦОЛИФ. Вып. 1. М. Физкультура и спорт, 1945. с21−64
  93. СалминаН.Г. Знак и символ в обучении. МГУ, 1988
  94. Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа. 1993
  95. В.И., Цукерман Г. А. „Интегральная периодизация общего психического развития“ Вопросы психологии 1996, № 5, стр.38−50
  96. В.И., Шувалов А. В. „Антропологический принцип в психологии здоровья“, Вопросы психологии, 2001, № 4, стр.91−105
  97. Е.О. „Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе“ Вопросы психологии. 1996. N3.
  98. Смирнова Е. О. Докторская диссертация
  99. Смирнова Е.О. „Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах“ Москва-Воронеж, 1998
  100. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под ред. Т. И. Ерофеевой. Москва 2000
  101. М.И. „Дидактические игры в детском саду“, Москва, 1982.
  102. Е.В. „Генезис выполнения программ и отношения к партнеру у дошкольников“ дис.канд. пс.н. М.1974
  103. Е.В. „Психология отношений партнерства у дошкольников“ МГУ, 1976.
  104. О.Г. Психологические условия формирования произвольности поведения младшего школьника. Автореферат канд.дис. М.1999
  105. Цукерман Г. А ."Виды общения в обучении» Томск «Пеленг,» 1993
  106. Г. А., Елизарова Н.В." О детской самостоятельности". Вопросы психологии, 1990, N6
  107. Г. А. «Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться» автореферат докт.дис. М., 1 992 112. «Чего на свете не бывает?»
  108. Эльконин Б Д. Введение в психологию развития. М. «Тривола», 1994
  109. Д.Б., «Избранные психологические труды», М. 1995
  110. Д.Б., «Психология игры», М., «Педагогика», 1978.
  111. Эльконин Д Б. «Детская психология», М., 1960.
  112. Эльконин Д Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте», Вопросы психологии, 1971, N4.
  113. Е. «Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада» /'Дошкольное воспитание," 1999 N9.119."Диагностика готовности детей к обучению в школе анализ поведения" /под ред. Астапова В. М. М., 1993
  114. Особенности психического развития детей 6−7летнего возраста./под ред. Эльконина Д. Б., Венгера A. JL, М., 1988
  115. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /под ред. Давыдова М., 1979, С. 160
  116. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /под ред. Запорожца А. В., Неверович Я З., М&bdquo- 1986.
  117. Т., Colecchia N. " Day care experience and free play behavior in preschool children", Journal of applied developmental psychology 17, 1−17(1996)
  118. Bandura A., Walters R. Social learning and personality development. New York: Holt, Rinehart and Winston
  119. Bandura A." Human agency in social cognitive theory «American Psychologist, 1989, 44, 1175−1184
  120. Block J. H, Block J. The role of ego-control and ego-resiliency in organization of behavior. Minnesota Symposia on Child Psychology (V/13) Hillsdale N. Erlbaum, 1979
  121. Brown A.L., DeLoache J.S. Skills, plans and selfregulation. Children’s thinking. What develops? (Ed. Siegler R.) Hillsdale, N.J. Erlbaum. 1978.
  122. S. «Sociodramatic script training and peer role prompting, two tactics to promote sociodramatic play and peer interaction», Early Child Development and Care, 1997, Vol.136, pp.27−43
  123. E., Maier R., Hjekstra T., Hoogsteder M. «Internalization and adult-child interaction», Learning and Instruction Vol.2, pp. 101−118, 1992
  124. Greenacre P. General problems of acting out. Psychoanalytic Quarterly, 1950, N 19. HH. 455−467
  125. Golden M., Montare A., Bridger W. Verbal control of delay behavior in two-year-old boys as s funkction of social class. Child Development, 1977. N 48. hh. l 107−1111
  126. M. «From togetherness to equal partnership in role play», Early Child Development and Care, 1998, Vol. 142, pp.23−32
  127. Hilgard E.R., Marquis D. Conditioning and Learning. N.Y., 1940
  128. Kontos S., Wilcox-Herzog A. «Influences on children’s competence in early childhood classrooms», Early Childhood Research Quarterly, 12, 247−262 (1997)
  129. Kopp C.B. The Growth of Self-Regulation Caregivers and Children. In N. Gisentag (ed.) Contemporary Topics in Developmental Psychology. N.Y., 1987
  130. Lewin R.F. Dynamic Theory of Personality. Selected papers. N.Y., 1935
  131. E.Mavis Hetherington, Ross D. Parke «Child psychology. A contemporary viewpoint» McGRAW-HILL BOOK COMPANY, 1986
  132. McGeoch I. The Psychology of Human Learning. N.Y. 1942
  133. Rexford E.N. A developmental approach to problems of acting out. N.Y., 1978
  134. J. A. «Behavior modification. A practical guide for teachers»
Заполнить форму текущей работой