Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иной путь предлагается в настоящей работе. Он, прежде всего, предполагает уяснение сложившихся в культуре полоролевых представлений и ценностей, за которыми проступают очертания природосообразных отношений между полами. Эти ценностные представления должны быть по возможности полно открыты сознанию личности. Функция педагога заключается не в том, чтобы «самолично» указывать ребенку путь освоения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Половой диморфизм как социо-эволюционная ценность. ^
  • Глава 2. Проблема субъектности полового самосознания старших дошкольников. ^
  • Глава 3. Интерсубъектный подход в становлении полового самосознания старших дошкольников
    • 3. 1. Программа изучения проявлений полового самосознания в старшем дошкольном возрасте. ^^
    • 3. 2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение
    • 3. 3. Программа развивающего эксперимента: этапы и содержание
    • 3. 4. Динамика становления полового самосознания дошкольника при реализации метода «отраженной возвращенной субъектности»

Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общественное состояние, характеризующееся нарастанием ценностно-нормативной неопределенности в целом и, в частности, изменением сложившейся ранее системы дифференциации половых ролей, побуждает к постановке ряда нетрадиционных вопросов, и среди них вопрос — о специфике становления маскулинности и фемининности в процессе развития личности.

Точка бифуркации", в которой сегодня пребывает российское общество, предопределяет возможность осуществления двух равным образом малопривлекательных исходов: диктатуры тех, кто заранее «знает», «что», «как», «зачем» и «куда» (ценностно-нормативный диктат), иотказа от какой-либо активной позиции в выборе пути (ценностно-нормативный беспредел). Данная ситуация особенно явственно проявляется в области становления полового самосознания личности. С одной стороны — это отнюдь не изжитый «учебно-дисциплинарный подход», для которого проблема «полового воспитания», возможно, остается последней козырной картой («Нужно противостоять распущенности, которая процветает уже со школьной скамьи, да что там со школы!.»), с другой стороны, — эксцентрически понятые «личностно-ориентированный» подход или «демократизация образования», якобы предоставляющие полный произвол сексуального самоопределения любому, кто уже способен помыслить об этом (либерализация половой морали после эпохи «запретительства»).

Иной путь предлагается в настоящей работе. Он, прежде всего, предполагает уяснение сложившихся в культуре полоролевых представлений и ценностей, за которыми проступают очертания природосообразных отношений между полами. Эти ценностные представления должны быть по возможности полно открыты сознанию личности. Функция педагога заключается не в том, чтобы «самолично» указывать ребенку путь освоения полоролевых ценностей и представлений, контролируя процесс «усвоения», а в том, чтобы обеспечить свободное и ответственное самоопределение личности. Подобное возможно в условиях особого тренинга межполовых отношений, предусматривающего «проживание» детьми опыта самоощущения и понимания другого в ситуациях межполового взаимодействия и «высвоения» этого опыта в диалоге со сверстниками и взрослыми. Именно такой подход предлагается и реализует^, насколько нам известно, впервые.

Объект исследования — половое самосознание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — развитие полового самосознания у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования — раскрыть особенности становления полового самосознания у детей старшего дошкольного возраста в условиях тренинга межполового общения.

Теоретическая гипотеза исследования — в старшем дошкольном возрасте на основе организации совместного опыта проживания и рефлексии межполового взаимодействия возможно порождение субъектности полового самосознания, то есть творческого отношения к себе как представителю определенного пола.

Обоснование этой, достаточно общей, гипотезы подразумевает необходимость проверки ряда эмпирических гипотез, что, в свою очередь, требует конкретизации понятий об опыте проживания и рефлексии ситуаций межполового взаимодействия, а такжесубъектности полового самосознания.

Эмпирические референты «опыта проживания и рефлексии ситуаций межполового взаимодействия» — это: мысленное моделирование детьми или проигрывание ими в действии ситуаций межполового взаимодействия, анализ и осмысление собственных и чужих мотивов поведения, обмен суждениями с участниками группы, предоставление обратной связи. Все эти компоненты реализуются в рамках разработанного нами тренинга межполового общения.

Эмпирический референт «субъектности полового самосознания». При всей многозначности данного понятия и синонимичных ещу фрр^ («творческое» или «авторское» отношение к себе как представителю своего пола", «половое самоопределение» и т. п.) могут быть названы и эмпирически реализованы, по крайней мере, две конкретные его составляющие:

• преодоление зависимости самовосприятия и восприятия другого от стереотипов традиционного противопоставления полов;

• преодоление зависимости своих взаимоотношений с представителями противоположного пола от традиционного для возраста противостояния во взаимоотношениях между полами.

Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что возможна особая форма организации взаимодействия между старшими дошкольниками и воспитывающими взрослыми, представленная тренингом межполового общения, содействующая преодолению зависимости самосознания детей от стереотипов традиционного противопоставления и противостояния полов.

Задачи исследования.

1. Проанализировать сущность представлений о поле и половых различий в философской, культурологической, медико-биологической, социологической, психологической и педагогической литературе.

2. Разработать методики диагностики проявлений полового самосознания детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать программу развития полового самосознания стдрцщ дошкольников (тренинга межполового общения).

4. Выявить возможные эффекты динамизации полового самосознания старших дошкольников в результате осуществления развивающей работы.

Методы исследования: включенное наблюдениебеседасоциометрияпсихолого-педагогический экспериментметод «отраженной субъектности» .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: сформулирована общая идея «пола» и «половых различий», позволяющая объяснить представления о «маскулинности» и «фемининности» в истории культурыразработана и реализована стратегия развития полового самосознания старших дошкольников, разрешающая дилемму: «либо свобода, либо заданность» в полоролевом развитии личности ребенкапоказано, что реализация данной стратегии порождает инновации в сознании и поведении старших дошкольников, что проявляется в преодолении зависимости от стереотипов противопоставления и противостояния полов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке структуры и содержания тренинга межполового общения, методики выявления эффектов взаимодействия полов, разработке методологической основы полового воспитания дошкольников.

Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социально-психологического обеспечения образовательных взаимодействий Центра семьи детства РАО (1996, 1997, 1998 гг.), лаборатории персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (1999 г.), на научно-практических конференциях Пермского государственного педагогического университета (1995, 1996, 1997, 1998 гг.). Материал исследования использовался в курсе лекций, семинарских занятий и спецкурсов по дошкольной педагогике и психологии для студентов дневного и заочного отделения факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета, лекций для слушателей Института непрерывного образования и практических работников дошкольных образовательных учреждений г. Перми.

Экспериментальная база. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе дошкольных образовательных учреждений № 25, 36, 79, 383 г. Перми. Исследование проводилось в период с 1994 по 1998 год. В эксперименте участвовало 86 детей старшего дошкольного возраста 6−7-ми лет.

Положения, выносимые на защиту: 1. Сложившиеся в обществе стереотипные представления о поле и половом диморфизме воплощают в себе, прежде всего, идею разделения ролей в родовой деятельности и своеобразия места, которое индивиды занимают в процессах подготовки и осуществления зачатия, вынашивания, рождения и жизнеобеспечения ребенка.

2. Социокультурная ситуация становления полового самосознания порождает дилемму свободы и заданности в освоении половых ролей (если не «стереотипы», то что и как должно быть передано и воспринято в ходе половой социализации ребенка?).

3. Особую возможность развития полового самосознания старших дошкольников образует стратегия реорганизации и приобретения детьми собственного опыта «проживания» ситуаций межполового взаимодействия и «высвоения» этого опыта в диалоге со сверстниками и взрослыми (стратегия субъектной взаимоотраженности).

4. Реализация стратегии субъектной взаимоотраженности детей друг в друге обусловливает эффекты преодоления зависимости детей от стереотипов противопоставления и противостояния полов.

ВЫВОДЫ.

1. Идея «пола», представленная в стереотипах общественного сознания, выражает существо взаимоотношений между участниками родового процесса (вступление в контакт, зачатие, вынашивание ребенка и т. п.), заключая в себе противоположность «мужского» и «женского», представленную наборами личностных черт и способов общения между полами.

2. В старшем дошкольном возрасте самосознание детей стихийно воспроизводит стереотипы противопоставления и противостояния полов.

3. В условиях развивающей работы, основанной на стратегии взаимоотраженности детей, порождается субъектность их полового самосознания (творческое отношение к себе как представителю определенного пола).

A) Преодолевается считающаяся «возрастной» тенденция к сегрегации между полами;

Б) Преодолевается дихотомия «мужское-женское» в представлениях о себе и других;

B) Возникает новая личностная ценность (конструкт): «настоящий мальчик», «настоящая девочка» — на этой основе складываются ориентации на полоспецифические черты в межполовых контактах и особые тактики завоевания симпатий;

Г) Усиливается чувство собственной половой идентичности в ситуации контакта с представителями противоположного пола;

Д) Актуализируется присутствие «мужского» в женском и «женского» в мужском как проявление отраженной субъектности представителей другого пола (девочки усматривают в себе присутствие мужских черт, а мальчики — женских).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сложившиеся в обществе стереотипные представления о поле и половом диморфизме воплощают в себе, прежде всего, идею разделения ролей в родовой деятельности и своеобразия места, которое индивиды занимают в процессах подготовки и осуществления зачатия, вынашивания, рождения и жизнеобеспечения ребенка. Социокультурная ситуация становления полового самосознания порождает дилемму свободы и заданности в освоении половых ролей (если не «стереотипы», то что и как должно быть передано и воспринято в ходе половой социализации ребенка?). Особую возможность развития полового самосознания старших дошкольников образует стратегия реорганизации и приобретения детьми собственного опыта «проживания» ситуаций межполового взаимодействия и «высвоения» этого опыта в диалоге со сверстниками и взрослыми (стратегия субъектной взаимоотраженности). Реализация стратегии обеспечения субъектной взаимоотраженности детей друг в друге обусловливает эффекты преодоления зависимости детей от стереотипов противопоставления и противостояния полов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе//Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70 — 78.
  2. B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983. — 214 с.
  3. В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов// Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152−157.
  4. B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком //Вопросы психологии, 1985, № 3. -135−140.
  5. .Г. Человек как предмет познания. М., 1969. 339 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М., 1989. 432 с.
  7. Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74−82.
  8. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов //Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1985.
  9. Али Заде А. Половой диморфизм и психологические проблемы формирования личных взаимоотношений // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1975.
  10. Ю.Анохин П. К. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии / Проблемы принятия решения. М., 1979.
  11. Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье (на материале Армянской ССР). //Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1988.
  12. А. Н. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Учёные записки Андижанского пед. института. Вып. VI, 1957.
  13. Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие /Детство идеальное и настоящее. Новосибирск. 1994. С. 199−210.
  14. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-335 с.
  15. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.-103 с.
  16. А.Г. Психология личности. М., 1990. 365 с.
  17. В.Н. Нейроэндокринрология пола. М., 1981.
  18. Г., Розман И., Черникова Т. Я хочу! (Психологическое сопровождение развития маленьких детей). М., 1997.
  19. К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. М., 1991.-144 с.
  20. В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека // Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1988.
  21. Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности // Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1985.
  22. А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) / Соотношение биологического и социального в человеке / Под ред. Банщикова В. М., Ломова Б. Ф. М., 1975. С. 777 790.
  23. Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности //Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 24−36.
  24. Л.И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте. М., 1968.-460 с.
  25. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта//Вопросы психологии. 1993. № 5. С.99−106.
  26. А. В. Развитие и воспитание взаимоотношений в подготовительной к школе группе детского сада. Л., 1965.
  27. Э. Мужская сущность. М., 1995. 315 с.
  28. Н.А. Эрос и личность (Философия пола и любви). М., 1989.
  29. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.
  30. БожовЧ/н Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968. 464 с.
  31. Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. М., 1993. -272 с.
  32. А. Психическое развитие ребёнка /Пер. с франц/. М., «Просвещение», 1967. -196 с.
  33. Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984 — 200 с.
  34. Е. Женщина в мужском мире. С.-Пб., 1993.
  35. О. Пол и характер. М., 1991. 192 с.
  36. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. -143 с.
  37. Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов//вопросы психологии № 2, 1993. С. 63−71.
  38. Л. Н., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода //Вопросы психологии. 1990. № 2.
  39. Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1983. — Т. 3. — 144 с.
  40. П.А. Эндокринология пола. М., 1980. 253.
  41. В.А. Теории дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М., 1987. С. 171−189.
  42. Н.М. Педагогические условия осознания нравственной ценности правил поведения детьми младшего школьного возраста. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1992.
  43. Л.В. Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания мальчиков-дошкольников //Проблемы гуманизациивоспитательно-образовательного процесса в детском саду: Межвузовский сб. научн. трудов. Пермь, 1993. С. 141−149.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1996.
  45. С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома//Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1993.
  46. Деятельность и взаимоотношения дошкольников // Под. ред. Т. А. Репиной, М. 1987.
  47. Т.В. Особенности самосознания у подростков /Проблемы возрастной психологии. М., 1960. С. 41−53.
  48. Л. В. Развитие психологического пола ребенка дошкольника (4−7 лет). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Ростов-на Дону, 1995.
  49. Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей (руководство для врачей). Л., 1986.
  50. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1990.
  51. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Л., 1988.
  52. В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991. 256 е.: ил.
  53. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М, 1997. 192 с.
  54. И. Практика сексуальной терапии. Том 1: Пер. с нем./ Предисловие Е. Б. Моргунова. -М., 1994.- 228 с.
  55. И.Д., Голубева И. В. Патология и коррекция пола. М., 1992. 229 е.: ил.
  56. Л.А. Становление произвольного поведения в дошкольном возрасте. Автореферат диссертации на соиск. степ, кандид. психолог, наук. М., 1992.
  57. А. Мужчина и женщина. Мн., 1996. 110 с.
  58. Д. В. Беседы о половом воспитании. М., 1986. 190 с.
  59. Д.В. Пол и секс в современном обществе. М. 1999. -176 с.
  60. В.К. Развитие волевого поведения дошкольников. Киев, 1971.
  61. Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Мн., 1984. 239 е.: ил.
  62. Я. Л. Психология общения. М., 1974.
  63. Я. Л., Жизневский Б. П. Социально психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. 1986. № 5.
  64. Я. Л., Мелтсас М. X. Полоролевое развитие ребёнка в дошкольном возрасте" / Генетические проблемы социальной психологии /Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Мн., 1985. С.176−192.
  65. Я. Л., Мелтсас М. X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников//Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 165−170.
  66. М.В. Психологическое строение пола как характеристика личности //Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1999. 152 с.
  67. Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 49−57.
  68. Кон И. С. Психология ранней юности: М., 1989.- 225 с.
  69. В. Инновационное дошкольное образование: опыт, пргоблемы, стратегия развития //Дошкольное воспитание. 1997. № 7. С. 65−72.
  70. Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста //Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед наук. М., 1992.
  71. Е.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте //Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1987.
  72. Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996. 240 с.
  73. Т. Г. Развитие проблемы половой дифференциации в отечественной и зарубежной детской психологии //Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1993.
  74. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда /Под общ ред. Ю. Г. Рычкова, И.В. Равич-Щербо (пер с англ. М.С. Егоровой). М., 1993.- 208 с.
  75. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
  76. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.- 38 с.
  77. Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993. 43 с.
  78. М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. докт. дис. М., 1974.
  79. М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
  80. М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишенев, 1983. 110 с.
  81. Лиштван 3. В. Воспитание дружеских взаимоотношений в строительных играх детей. Ученые записки Ростовского- на- Дону пед. института, 1956.
  82. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка // Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1988.
  83. У. Особенности ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста внутри традиций разных культур. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1978.
  84. Г. Обучение дошкольников языку чувств //Дошкольное воспитание. 1996. № 2. С. 4−13.
  85. Д. В. Творческая игра как средство нравственного воспитания. Ученые записки МГПИ им. Ленина. М., 1963.
  86. А. Психология жизни. С.-Пб., 1992.
  87. B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.
  88. Г. Н. Социально-философские проблемы биосоциального взаимодействия в сфере пола //Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1975.
  89. А.И. Общение как фактор воспитания школьников //Дисс. на соиск. уч. степ, доктора пед. наук. М., 1980. -414 с.
  90. B.C. Возрастная психология. М., 1998. 318 с.
  91. В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986. 144.
  92. В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 224 с.
  93. В. Н. Проблема личности и взаимоотношений человека. Материалы совещания по вопросам психологии. М., 1957.
  94. В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1972.
  95. Н. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста /"Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников". М., 1965.
  96. Н. И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992. -160с.
  97. Н. И. и др. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности //Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 22−30.
  98. В. Г. и др. Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М., 1968.
  99. Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996. 374 с.
  100. Л. Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте. М., 1984.
  101. К. Психология влечений человека. М., 1972. 247 с.
  102. Общение детей в детском саду и дома / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978.
  103. Особенности психического развития детей 6 7-летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. — 136 е.: ил.
  104. А.Б. Личность и сущность: Внешнее и внутреннее Я человека //Вопросы психологии. 1995. № 5.
  105. Отношение между сверстниками в группе детского сада: опыт социально психологического исследования. / Под ред. Т. А. Репиной М., 1978.
  106. Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольномвозрасте //Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1987.
  107. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  108. Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  109. А.В. О некоторых феноменах межличностных отношений в коллективе //Вопросы психологии. 1976. № 3. С. 16−26.
  110. В.А. «Субъектность: новая парадигма в образовании» /Психологическая наука и образование. 1996. № 3, С. 100−109.
  111. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
  112. . Избранные психологические труды. М, 1969. -659 с.
  113. Л.В. Формирование социальной ориентации у детей младшего дошкольного возраста в условиях игры // Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1988. 209 с.
  114. Л.В. К постановке проблемы разработки педагогической системы полового воспитания детей дошкольного возраста /Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1996. С.
  115. Платон. Пир. Соч.: В 3-хт. М., 1970.
  116. Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. 32 с.
  117. Л.М. Терапия поведением. Самара, 1997.- 240 с.
  118. Л.В. Становление и развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии //
  119. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности /Под ред. B.C. Мухиной. М., 1981. 127 с.
  120. Психология женщины: Хрестоматия. Сост. А. А. Криулина. Курск, 1992
  121. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов /А.Д. Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Кларина и др./ под ред. В. А. Петровского. М., 1995. -152 с.
  122. Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.-172 с.
  123. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского М., 1990. 494 с.
  124. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. / Общ. ред. А. М. Фонарева. М., 1987. -272 с
  125. Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974. 288 с.
  126. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. 216 с.
  127. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования /Под. ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. -176 с.
  128. Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии / Вопросы психологии. № 4, 1984.
  129. Т. А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. 1984. № 4. С. 28−30.
  130. Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 63−69.
  131. Т. А. Роль семьи и группы детского сада в формировании начал мужественности и женственности старших дошкольников / Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. М., 1989. С.33−47.
  132. Т.А., Аруггюнова Л. А. Воспитание мальчиков и девочек в детском саду //Дошкольное воспитание. 1984. № 6. С. 50−51.
  133. Т. А., Золотарева Е. К. Значение внутренней деятельности в формировании нравственных представлений о нормах отношений со сверстниками /Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду. М., 1984.- С. 38−45.
  134. Т.А. Роль дошкольной группы в развитии социального поведения ребенка //Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М, 1983.- С. 6972.
  135. Т. А. Социально психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. 232 с.
  136. М. А. Психология индивида и группы. М. 1988. — 256 с.
  137. К. Становление личности. М, 1995.144: Розанов В. Люди лунного света. М., 199(^/Мид М. Культура и мир. М., 1988:
  138. В. М. Любовь и сексуальность. М., 1999. 208 с.
  139. И.В. Развитие половой идентичности в подростковом возрасте // Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1986.
  140. А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. 1974. № 4.
  141. С.Л. Самопознание личности и её жизненный путь. Собр. соч. в 2-х т. Т.2. М., 1989.
  142. Н. Групповая психотерапия. М, 1990. -367 с.
  143. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников в разном возрасте //Вопросы психологи 1969. № 4. С. 107 116.
  144. Е.Ф. Психологические особенности переходного периода вразвитии детей 6−7 лет // Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М, 1997.
  145. Сексуальное развитие и половое воспитание детей. /Сост. спецкурса -Э.К. Суслова. М., 1994. 80с.
  146. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько.- М., 1990. 319 с.
  147. С. Н. Дидактические условия воспитания сознательного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ, кандид. пед. наук. Ек., 1993. -18 с.
  148. А. И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представлений о своих возможностях. М., 1978.
  149. Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в . семье и в детском доме //Вопросы психологии. 1991. № 6. С.5−14.
  150. Е.О., Утробина Е. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. 1996. № 3.
  151. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.
  152. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  153. Л.А. Профилактика детских неврозов. М., 1988. 200 с.
  154. В.М. Самосознание личности. М., 1983.
  155. Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников //Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М. 1987.
  156. Е. В. Психология отношений партнёрства у дошкольников. М., 1976. -144 с.
  157. А. М. Психологические особенности межличностныхотношений детей 6 летнего возраста в условиях детского дома и подготовительных групп. Автореф. дис. на соиск. уч. степ.канд. психол.наук. Минск, 1980.
  158. Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии к Юнга. М., 1994. 183 с.
  159. Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста //Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999.-20 с.
  160. А.И. Моральный выбор. М., 1980. 344 с.
  161. Т. М. Такие разные дети. Киев, 1989.
  162. А. П. Воспитание общественных качеств у ребёнка в игре. / Педагогика и психология игры дошкольника. Материалы симпозиума. М., 1966.
  163. Д. И. Психология становления личности. М., 1994. 192 с.
  164. Флэйк Хобсон К., Робисон Б. Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. М., 1993. — 511 е.: ил.
  165. Фрейд 3. Ведение в психоанализ. Лекции. М., 1995.
  166. Т. Детский сад: проблема полового воспитания //Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С. 79−82.
  167. .И., Бреслав Г. М. Половые различия и современное, школьное образование //Вопросы психологии. 1990. № 3.
  168. .И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 32- 39.
  169. Т. Нейрофизиологическая и нейропсихологическая основа социализации полоролевого поведения у дошкольников //Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара /Под ред. Л. А. Парамоновой. Сост. Т. А. Руммер, Л.И.
  170. . М., 1994. С. 97−100.
  171. Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991, — 232 е.: ил.
  172. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977 144 с.
  173. Т.И. Психогимнастика. М, 1986. 115 с.
  174. Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика. 1994. № 5. С.34−47.
  175. И.В. Формы и функции подражания у детей дошкольного возраста //Дис. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук. М., 1991.
  176. Д. Б. Детская психология. М., 1960.
  177. Э. Идентичность: Юность и кризис. М, 1996.
  178. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада /А.В. Запорожец и др.- Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985.-197 с.: ил.
  179. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  180. Т.И. Образ мужчин и женщин в сознании подростков II Вопросы психологии. 1985, N 3. С. 84−90.
  181. С.Г., Курбанов Р. А. Особенности моральных требований и оценок сверстников у дошкольников //Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 39−46.
  182. Bern S. L. Theory and measurement of androgyny A reply to. critiques. Journal of Personality and Social Psychology, 1979, vol. 37, pp. 1047−1054.
  183. Kohlberg L. A. A cognitive developmental analysis of children’s sex-role concepts and attitudes. In: Maccoby E. E. ed. The Development of Sex Differences. Stanford, 1966, pp. 82−173.
  184. Locksleu A. Colten M. E. Psychological androgyny: A case of mistaken identity? Journal of Personality and Social Psychology, 1979, vol. 37, pp. 1017−1031.
  185. Lott B. Behavioral concordance with sex role ideology related to play areas, creativity and parental sex typing in children. Journal of Personality and Social Psychology, 1978, vol. 36, pp. 1087 -1100.
Заполнить форму текущей работой