Влияние условий педагогической деятельности на субъективную классификацию педагогических задач
Диссертация
А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков) — теория принятия решений (А. В. Карпов, В. Д. Шадриков) — теория решения педагогических задач (Л. Л. Гурова, Л. Ф. Спирин) — теория практического мышления (Д. Н. Завалишина, Ю. К. Корнилов, Б. М. Теплов) — теория педагогического мышления (М. М. Кашапов, Ю. Н. Кулюткин) — концепция субъективного опыта (Е. Ю. Артемьева… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности педагогического мышления и субъективная классификация педагогических задач
- 1. 1. Характеристика педагогического мышления
- 1. 2. Педагогическое мышление как решение педагогической задачи
- 9. 1.3. Принятие решения в педагогической ситуации как завершающий этап решения педагогической задачи
- 1. 4. Основания для классификации педагогических задач, предложенные в педагогической и психологической теории
- 2. 1. Особенности педагогической деятельности, влияющие на субъективную классификацию педагогических задач
- 2. 2. Влияние типа учреждения, в котором работает педагог, и преподаваемого им предмета на содержание педагогической деятельности
- 2. 3. Специфика педагогической деятельности на разных этапах профессионализации
- 2. 4. Профессионализм педагога и педагогическая компетентность
- 3. 1. Общая характеристика субъективного опыта
- 3. 2. Профессиональный субъективный опыт педагога
- 4. 1. Обоснование методики исследования
- 4. 2. Влияние типа учреждения, в котором работает педагог, на его субъективную классификацию педагогических задач
- 4. 3. Влияние преподаваемого предмета на субъективную классификацию педагогических задач педагога
- 4. 4. Влияние этапа профессионализации, на котором находится педагог, на его субъективную классификацию педагогических задач
- 4. 5. Влияние наличия категории у педагога на его субъективную классификацию педагогических задач
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. — М. Воронеж, 1999.— 335 с.
- Аминев H.A. Вероятностная организация центральных механизмов речи. — Казань: Изд-во КГУ, 1972. — 159 с.
- Анцыферова Л.И. Исследования проблемы мышления в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1956. — № 3. — С. 95−112.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. — М.: Наука, Смысл, 1999. — 350 с.
- Артемьева Е.Ю., Серкин В. П., Стрелков Ю. К. Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи // Мышление, общение, опыт. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1983. — С. 62 69.
- Асмолов А.Г. Установка и целеобразование // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 125−132.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса / М. М. Поташник. — Киев: «Рад. школа», 1982. — 198 с.
- Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. — 1970. — № 6. — С. 14 25.
- Батракова С.Н. Методологические основы педагогического процесса: Учеб. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2001. — 96 с.
- Блонский П.П. Педология: Кн. для преподавателей и студентов высш. уч. зав. / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 287 с.
- Болховитинов А.К. Твое свободное время / В. Н. Котловой, Т. Н. Логовский. — М.: Просвещение, 1979. — 253 с. 1 13. Брунер Дж. Психология познания.— М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. — М.: РАН, Ин-т психологии, 1994. — 109 с.
- Брушлинский A.B. Психология субъекта: индивида и группы (часть первая)//Психол. журнал. — 2002. — Том23.— № 1.— С. 71−80.
- Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. — Киев: «Рад. школа», 1979. — 274 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 336 с.
- Величковский Б.М. Психология восприятия: Учеб. пособие / В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 246 с.
- Верник Э.Ю. О динамике соотношения формальных и семантических компонентов мышления при формировании модели решения задачи (на материале физики) // Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека. — М.: Педагогика, 1979. — С. 46−74.
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
- Волков Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии /Н.В.Волкова.— М.: Просвещение, 1991.— 144с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. — 5-е изд., испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 350 с.
- Герасков Е. Некоторые аспекты интуиции и творчества // Вопросы психологии. — 1988,—№ 5. —С. 34−42.
- Гергей Г., Машбиц Е. И. К характеристике модели решения учебных задач // Вопросы психологии. — 1973. — № 6. — С. 51−59.
- Гольдин A.M. К построению модели знания в парадигме М.А. Балабана // Вопросы психологии. — 2002. — № 1. — С. 104 110.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. — М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 560 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (Логико-психологичесие проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
- Додон JI.JI. Задания по педагогике. — М.: Просвещение, 1968. — 224 с.
- Дубровина Ю.Н. Личностный компонент мышления в процессерешения педагогической проблемной ситуации // Исследование педагогического мышления: Сборник статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАНД999. — С. 53 55.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.
- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 112 с.
- Забродин Ю.М. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик: Предисловие к книге Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности / В. И. Похилько. — М.: Прогресс, 1987. — С. 5−26.
- Завалишина Д.Н. О типологизирующей активности опытного специалиста // Ярославский психологический вестник. Вып. 3. — М. -Ярославль, 2000. — С. 8−18
- Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально-теоретические исследования / Отв. ред. A.B. Брушлинский. — М.: Наука, 1985. — 221 с.
- Завалишина Д.Н., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Уровни и этапы принятия решения // Проблемы принятия решения / Отв. ред. В. Ф. Рубахин. — М.: Наука, 1976.— С. 16−32.
- Завалишина Д.Н., Поликанов С. Г. Проблемные ситуации в практической деятельности // Практическое мышление:
- Функционирование и развитие. — М.: ИП АН СССР, 1989. — С. 75−85.
- Залевский Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. — Томск, 1993.— 123 с.
- Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. — М.: Изд-во АПН РСФСР, i960.—430с.
- Зарецкий В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. — С. 62 101
- Засобина Г. А. Практикум по педагогике / С. А. Кабыльницкая, Н. В. Савин. — М.: Просвещение, 1986. — 112с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. — Т. 18. — 1997. — № 6. — С. 14−23.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2001. — 384 с.
- Зинченко В.П. Основы эргономики / В. М. Мунипов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 344 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1984. — 496с.
- Калмыкова З.И. Психологические особенности применения знаний к решению физических задач // Докл. АПИ РСФСР. — 1954. — № 4. — С. 101−104.
- Каргин С.Т. Сущность понятия «педагогическое мышление» // Реформа общеобразовательной и профессиональной школы и подготовка педагогических кадров. — Алма-Ата: КПИ им. Абая, 1986. — С.58−63.
- Карпов A.B. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 1999. — 584 с.
- Карпов A.B. Психология принятия решения в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1991. — 153 с.
- Карпов A.B. Регулятивный и когнитивный аспекты исследования психологического обеспечения деятельности // Практическоемышление: функционирование и развитие. — М.: ИП АН СССР, 1989.1. С. 12−23.
- Кашапов М.М. Проблемность как единица анализа педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и практика: Сборник статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАН, 1998.— С.8−18.
- Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации: Учебное пособие. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1992. — 84 с.
- Кашапов М.М. Психологические основы формирования педагогического мышления // Формирование педагогического мышления: сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАН. 1999.1. С.72−91.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. — СПб.: Алетейя, 2000. — 463 с.
- Кашапов М.М. Теоретические основы исследования педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАН, 1998, — С. 3−30.
- Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации.
- Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1997.— 100 с.
- Келли Дж. Общая топология / Пер. с англ. А. В. Архангельского. 2-е изд. — М.: Наука, 1981. — 431 с.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. — М.: Сфера, 2000. — 185 с.
- Колесникова И.А. О феномене педагогического мастерства // Интегрированные основы педагогического мастерства: Сб. материалов межвузовских и научно-практических конференций. — СПб., 1996. —С. 7.
- Кондрашева JT.B. Сборник педагогических задач. — М.: Просвещение, 1987. — 144с.
- Конева Е.В. Знания в структуре деятельности профессионала // Ярославский психологический вестник. Вып. 7. — Москва -Ярославль, 2002. — С. 19−23.
- Конева E.B. Отражение требований деятельности в мышлении субъекта // Мышление и общение. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1988. — С. 7−20.
- Корж H.H. Особенности кодирования акустических сигналов // Когнитивная психология: Материалы финско-советского симпозиума / Под ред. Б. Ф. Ломова, Т. Н. Ушакова, В. А. Барабанщикова. — М.: Наука, 1986.— С. 101−106.
- Корнилов Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения: Учеб. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1982. — 77 с.
- Корнилов Ю.К. О зарождении и развитии мыслительного процесса в педагогической деятельности // Психология педагогического мышления: теория и практика: Сборник статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИП РАН, 1998. — С.3−8.
- Корнилов Ю.К., Трифонова С. А. Психологический анализ особенностей отображения реальной ситуации активным ее участником // Педагогическое мышление: теория и эксперимент: Сборник статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАН, 1998. — С.48−61.
- Костюк Г. С. Вопросы психологии мышления в советской психологии // Вопросы психологии. — 1957. — № 5. — С.66−90.
- Котик М.А. Курс инженерной психологии. Изд. 2-е, испр. и доп. — Таллин: «Валгус», 1978. — 363 с.
- Кузьмина Н.В. Научно-практические методы анализа практической ситуации // Психология производству и воспитанию. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — С. 211−224.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. — 184 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высш. школа, 1990. — 117 с.
- Кулюткин Ю.Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. — Самара, 1993. — С.10−17.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985, — 128с.
- Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 189- 213
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 21−30.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Е. А. Пономарев, Ю. Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.1. С. 269−280.
- Лехтинен Э., Салонен П. Прогрессивный и регрессивный типы познавательной активности // Когнитивная психология: Материалы финско-советского симпозиума / Под ред. Б. Ф. Ломова, Т. Н. Ушакова, В .А. Барабанщикова. — М.: Наука, 1986. — С. 189 196.
- Львова Ю.Л. К вопросу о спаде профессиональной активности учителя и ее приливах // Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Под ред. С. Г. Вершловского. — М.: Педагогика, 1988. — С. 19−36.
- Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. — 261 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.192 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Просвещение, 1996. — 214 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Менчинская H.A. Применение знаний в учебной практике школьника // Применение знаний в учебной практике школьников / Под ред. H.A. Менчинской. — М.: АПН РСФСР, 1961.— 376 с.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997.— № 4. —С. 28−38.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога / Отв. ред. М. А. Ушакова.— М.: «Сентябрь», 1999.— 190с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). — М.: «Дело», 1994. — 216 с.
- Могутина Т.Ю. О педагогических стереотипах как барьерах творческой активности учителя // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: Сборник статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАНД998. — С.124−132.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.— М.: Педагогика, 1981.120с.
- Моляко В. А. Психологические особенности формирования конструкторского замысла // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. — М.: изд-во Моск. ун-та, 1979. —С. 181 189.
- Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1981.120 с.
- Норман Д.А. Память и научение. Пер. с англ. Н. Ю. Алексеенко / Под ред. П. В. Симонова. — М.: Мир, 1985. — 159 с.
- Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования: Учеб. пособие / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987, —304 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 80 тыс. слов и фразеологических выражений / Под ред. Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп.
- М.: Азбуковник, 1999. — 939 с.
- Осипова Е.К. Структура педагогического мышления учителя // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — С.144−146.
- Особенности социально профессиональной позиции молодых учителей / Под ред. С. Г. Вершловского, J1.H. Лесохиной. — Л., 1981.315 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Т. Н. Шиянова. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. В 4-х т. — М: Советская энциклопедия, 1985. — Т.2. — 752 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. —208с.
- Петровский A.B. Психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / М. Г. Ярошевский.2е изд., стер. — М.: Высш. школа. Изд. центр «Академия», 2001. — 500 с.
- Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии гос. ун-тов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 87 с.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982. —309 с.
- Поваренков Ю.П. Формирование профессионального интеллекта в процессе обучения в педагогическом университете // Психология педагогического мышления: теория и практика: Сб. статей / Под ред. М. М Кашапова. — М.: ИПРАН, 1998. — С. 111−122.
- Подгорецкая H.A. Изучение у взрослых стихийно сформированных приемов классификации понятий // Вопросы психологии. — 1973. — № 4. —С. 101−109.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. — М.: Изд. АПН РСФСР, I960. —352 с.
- Похилько В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С.151−157.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А. И. Щербакова. — М.: Просвещение, 1987. — 225с.
- Практические занятия по психологии / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 1972. — 167с.
- Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. — М.: Энергия, 1965, —375 с.
- Пушкин В.Н. Построение ситуативных концептов в структуре мыслительной деятельности // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1978. — С. 106−120.
- Радчикова Н.П., Репеко А. П. Структура семантической памяти: исследование динамики базисного уровня // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 99 109.
- Разина Т.В. Рефлексия в решении педагогических проблемных ситуаций // Ярославский психологический вестник. Вып. 5. — Москва Ярославль, 2001. — С.38 — 41.
- Репеко Т.А. Перцептивные инварианты и их участие в задаче категоризации // Психол. журнал. — 1998. — Т. 19. — № 1. — С.116- 125.
- Ришар Ж. Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. — М.: Ин-т Психологии РАН, 1998. — С. 8 9.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. —328 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Наука, 1946. — 704 с.
- Скрипченко A.B. Формирование обобщенных способов решения арифметических задач у младших школьников // Вопросы психологии. — 1963. — № 4. — С. 85−93.
- Смирнов A.A. Влияние профессиональной деятельности на субъективную классификацию педагогических задач // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: Сборник статей / Под. ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАН, 1998. — С. 61−68.
- Смирнов A.A. Категоризация в решении педагогической задачи // Психология педагогического мышления: теория и практика: Сборник статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАН, 1998. — С. 49−61.
- Смирнов A.A. Об использовании прошлого опыта в решении мыслительных задач // Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза / Под ред. С. Н. Батраковой. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1984. — С. 135−142.
- Смирнов A.A. Психологическое исследование категоризации при решении задач: дис.. канд. психол. наук. — Ярославль, 1998. — 158 с.
- Смирнов A.A. Структуры субъективного опыта педагогов по решению задач // Формирование педагогического мышления: Сборник статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАН, 1999. — С. 19−28.
- Смирнов A.A. Структуры субъективного опыта педагогов по решению задач: Метод, указания. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. — 16 с.
- Смирнов A.A., Фефилина Л. В. Структуры педагогического опыта по решению педагогических задач // Психология и практика. — Ежегодник РПО. — Том 4. — Выпуск 2. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1998.— С. 197−198.
- Смирнов A.A., Щеникова М. А. Индивидуально психологические детерминанты педагогического опыта // Исследования педагогического мышления: Сборник статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАН, 1999. — С.9−13.
- Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. Ун-та. — Серия 14, Психология. —1981. — № 2. — С. 15 29.
- Социально- педагогические проблемы профессионального становления молодых учителей / Сост. С. Г. Вершловский. — JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. —261 с.
- Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач (проблемы теории и методики развивающего профессионально-педагогического обучения и самообразования): Учеб. пособие / Под ред. П. В. Конаныхина. — Кострома, 1994. — 108 с.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев: Рад. школа, 1984.254 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2е изд. доп. и испр. —М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 344 с.
- Телегина З.Д., Богданова Т. Г. Соотношение мотивов и целей в структуре мышления // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 38−45.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1985. — Т.1.329 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 216 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
- Трифонова С.А. Субъективная ситуация: содержание, формирование, способы построения: дис.. канд. психол. наук. — Ярославль, 1999.164 с.
- Урванцев Л.П. Практическое мышление в контексте некоторых актуальных проблем психологической науки // Ярославскийпсихологический вестник. — Вып.7. — Москва-Ярославль, 2002. — С. 4−7.
- Урванцев Л.П., Комолова Н. В. Влияние профессиональной деятельности на личность учителя // Психология педагогического мышления теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М. М. Кашапова. — М.: ИПРАН, 1998. —С. 132−150.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — 557с.
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. Пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. — СПб.: Речь, 2000. — 317 с.
- Фефилина Л.В. Особенности мышления и развитие субъективного опыта по классификации педагогических задач в процессе становления педагога // Ярославский психологический вестник. — Вып. 7. — Москва-Ярославль, 2002. — С.34−38.
- Фефилина Л.В. Профессиональное становление педагога и субъективно семантические признаки педагогической задачи // Ярославский психологический вестник. — Вып. 5. — Москва-Ярославль, 2001. — С.54−58.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: рук-во по репертуарным личностным методикам. Пер. с англ. / Общ. ред. Ю. М. Забродина, В. И. Похилько. — М.: Прогресс, 1987. — 234с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 224с.
- Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вест. Моск. ун-та. — Сер. 14, Психология. — 1990. — № 3. —С. 42−50.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982. — 185 с.
- Шамионов P.M. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой // Мир психологии. — 2002. — № 2. — С. 143- 148.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах / Под ред. Н. П. Кузина и др. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 414 с.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 157 с.
- Catell R.W. Theory of fluid and crystallized intellect // J. Educ. Psychol. — 1963. —V. 51. — № 1. — P. 3 15.
- Fransella F. Personal Change and Reconstruction: Reseach on a Treatment of Stuttering / New York, 1972. — 215 p.
- Greene J. The structure of memory and the process of solving problems.— In: R. Solso (ed.) Contemporary issues in cognitive psychology. — Washington, 1973. — P. 44−96.
- Hudson R. Images of the retailing environment: an example of the repertory grid methodology // Environmental Behavior. — 1974. — № 6. — P. 470−494.
- Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. — New York, 1955. — 342 p.
- Klix F. Information and Verhalten. — Berlin, VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1983. — 810 s.
- Mandler G. Cognitive Psychology. — Hillsdale- New Jersey — London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1985. — p. 11.
- Rumelhart D. E. Understanding and summarisation brief stories // Basic processes in reading: perception and comprehension / Ed. by D. Laberge and S.J. Samuels. — New Jersey, 1997. — P. 265−303.
- Rumelhart D.E., Norman D.A. Analogikal processes in learning. — Univ. of California, CHIP 97, 1980. — 148 p.
- Tulving E. Epizodik and semantic memory. — In: E. Tulving, W. Dinaldson (eds.) Organization of memory. —N. Y., 1972. — P. 125 -134.