Развитие социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации
Диссертация
Изучен и выявлен уровень социальной адаптированности в группах юношей в зависимости от их личностных особенностей и области локализации внутренних конфликтов. Показано, что менее адаптированных юношей характеризуют: преимущественная ведомость во взаимоотношенияхтенденция уходить от проблем при столкновении со сложными конфликтными ситуацияминегативные представления о себеобщий эмоциональный… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в
- Вооруженных Силах РФ
- 1. 1. Состояние проблемы социально-психологической адаптивности молодежи к военной службе в современной научной литературе
- 1. 2. Теоретическое обоснование развития социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в ВС РФ
- Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в ВС РФ
- 2. 1. Методический замысел и программа эмпирического исследования социально-психологической адаптированности юношей к военной службе в ВС РФ
- 2. 2. Психологические предпосылки развития социально-психологической адаптивности юношей к военной службе
- Глава 3. Психологические условия развития социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в ВС РФ
- 3. 1. Развитие социально-психологической адаптивности юношей к службе в рядах ВС РФ в ходе формирующего эксперимента
- 3. 2. Развитие субъектных качеств юношей как условие повышения их социально-психологической адаптивности к военной службе в рядах ВС
Список литературы
- Абдурахманов РА. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане. Дис.канд. психол. наук М. -1994.
- Абрамова Г. С. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.
- Абулъханова-Славская К. А. Проблема личности в психологии П Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.
- Алдашева A.A. Психологическая адаптация специалистов ВМФ к условиям деятельности: Дис. докт. психол. наук. Бишкек, 1995.
- Александрович П. И., Малютин А. Г., Сенокосов Ж. Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюзова С. С., 1991. -89с.
- Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства). -М., 1976. -272с.
- Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. Ленинград. 1983.
- Алешкин В.В. Социально-психологические аспекты формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся: Дис. канд. психол. наук. М., 1991.
- Амбрумова А. Г. Социальная дезадаптация и суицид // Труды НИИ психиатрии им. Асатиани. -1974. -Т. 19−20. -с. 47−49.
- Анохина Г. М. Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения. Инновации в образовании. № 1, 2003.
- Анцупов А .Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., ЮНИТИ, 1999 551 с. М. Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских. Учебно-методическое пособие. М., ВУ, 2001.
- Арефьев С.Л. Изучение процесса профессиональной адаптации психолога в промышленности: Автореф.дис.-.канд.психол.наук / Ленингр.гос.ун-т.-Л., 1978.-21 с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопр. психологии. 1989, № 1.- С.92−100.
- Бархаев Б.П., Сыромятников И. В. От учебной деятельности к субъектному подходу/ Инновации в образовании. 2003. № 2. С. 21−39.
- Белкин П.Г. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе: Автореф.дис.канд.психол.наук / Моск.гос.ун-т.- М., 1985. 23 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л.: Наука, 1988.- 270 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.
- Богданов И.В. Психологические основы формирования военно-профессионального опыта у воинов-операторов: Дис.канд. психол. наук. -М., ВУ, 1999.-262 с.
- Богданов E.H., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2000.
- Бодня Т.С. Процесс становления молодого специалиста в научном коллективе // Молодежь. Образование, воспитание, профессиональная деятельность. Л.: Наука, 1973.- С.123−139.
- Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение: Дисс.. канд. психол. наук. -М.: ГА ВС РФ., 1993. -252 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 .
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личнос-ти. М. 1968.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Булгаков A.B. Отрицательные факторы социально-психологической адаптации офицеров расформируемых экипажей кораблей ВМФ и преодоление их воздействия: Дис. канд. психол. наук. М., 2000.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1984.
- Выготский Л.С. Педология подростка. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И. М.1997.
- Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь. 2000.
- Гончаров А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов. Дис. канд. психол. наук. М., 1991.
- Горбунова A.M. Применение методов многомерного математического анализа для изучения типологии адаптации молодого специалиста к практической деятельности // Вестн.Харьков. ун-та.- 1987. N299. С.40−45.
- Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. // Психологические состояния. Экспериментальная и прикладная психология. СПб. -1998.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. «Пеленг». Томск. 1992.
- Девятко В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис. канд. психол. наук. М., 1990. — 241 с.
- Денисенко Г. А. Диалоговое общение, условия и факторы его эффективности: Дис. канд. психол. наук. М., 1992. — 156 с.
- Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М., РАГС. 2002.
- Деркач A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессонала. М., 2000.
- Дичев Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). -М., 1976. -184 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива (методологическая проблема исследования): учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 208 с.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск., 1976. -176 с.
- Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера: Дис.. д-ра психол. наук. М., ВПА, 1982. -499с.
- Жмыриков А.Н. Психологические аспекты адаптации слушателей специализированного вуза к условиям профессионального обучения: Дис. канд. психол. наук. М., 1986.
- Забродина И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук — Челябинск, 1996.47.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.
- Иовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: «Педагогика 1983.
- Кадетское образование в Москве. М.: Центр „Школьная книга“. 2002.
- Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 317 с. 51 .Камышев A.A. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском ввузе: Дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Дис.. д-ра психол. наук. М., ВУ, 1998. -355с.
- Караяни А.Г. Психология и этика делового общения. Учебное пособие. М., 1999. С. 44. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. -М. 1991.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ./ Под общ. ред. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. М.: Прогресс, 1989.-281 с.
- КлимовЕ.А. Становление профессионаала. М., 1996.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 2-е изд. доп. и дораб. — 159с.
- Кон И. С. Психология ранней юности.- М. 1989.
- Кон И.С., Лосенков В. А. Проблемы исследования юношеской дружбы. // Советская педагогика. 1974. № 10.
- Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект). Муниципальный мир, № 6, 2000. — С. 24−51.
- Корчемный П.А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к ведению активных боевых действий в условиях современной войны: Дис. д-ра психол. наук. -М., 1990.
- Красногорский В.И. Политика профессионального отбора контингента для комплектования военной службы. Автореферат. канд. полит, наук. М., 2004.
- Крау Э. Начальная профессиональная адаптация и пути ее определения Вопр. психологии. 1972.- № 1.- С.56−65.
- Кудашкин A.B. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации./ Государство и право. № 3,2000.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. -М., МЭИ, 1985.-108 с. 65 .Лаптев А. Г. Акмеологические основы оптимального воинского труда. М., 1998.
- Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. -М., 1964. -342 с.
- Лещинская Е.А. Диагностика и коррекция коммуникативных трудностей у младших подростков: Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1992. — С. 19.
- Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., „Смысл“, „Per Se“, 2000, с. 52.
- Лоскутов В.Н. Формирование психологической готовности школьников к службе в Вооруженных Силах СССР: Дис. канд. психол. наук. М., 1991.
- Лоскутов В.Н. Психологическая подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации: Дис.докт. психол. наук. М., 1995.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. -М., 1993.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск., 1992. -318 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.
- Маклаков А.Г. Психологические особенности и структура поведенческого фактора риска ишемической болезни сердца (тип А) у молодых людей в период адаптации к военной службе. Дис. канд. психол. наук. Л., 1990.
- Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья профессионального здоровья военнослужащих. Дис.докт. психол. наук. СПб., 1996.
- Марголина Т.И. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя. // Автореферат. Пермь. 1995.
- Маркова А. К. Психология профессионализма, М.: 1996.
- Маслоу А. Психология бытия. М. 1997.
- Мгимов Ю. Вневойсковая подготовка школьников и студентов в США. -Зарубежное военное обозрение: № 10,1996, с. 10.
- Медведев B.C. Становление нового работника членом группы: (Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования): Автореф. дис.канд.психол.наук/Моск.гос.ун-т.- М., 1984.- 17 с
- Мелентьев А.О. Социологический аспект исследования ВС в период радикальной трансформации общества. Новочеркасск.
- Мельников В.М., Ямпольский К. А. Введение в экспериментальную психологию личности. М. 1995.
- Мерлин B.C. Личность и общество. Пермь. 1990.
- Мишина Т.М. К исследованию психологического конфликта при неврозах. // Неврозы и пограничные состояния. Ленинград. 1972.
- Микрюков В.Ю. Реформа патриотического воспитания, военной подготовки и военного образования в современной России. М.2003.
- Мощенко A.B. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в ВУЗах Вооруженных Сил: Дис.. канд. психол. наук. М.: Г ABC, 1993. — 324 с.
- Мурачев А. П. Социологические аспекты военно профессиональной ориентации молодежи на военную службу по контракту. — М.: ВУ МО, Сборник научных статей адъюнктов, № 4,1997, с. 128.
- Муцинов С. С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе / Институт военной истории МО СССР. -М., 1989. -86 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. ЛГУ. 1960.
- Наенко Н. И. Психическая напряженность. -1976. -112 с.
- Налчаджян A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) Ереван: АН АрмССР, 1988.
- Налчаджян A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван: Луйс, 1980.- 264 с.
- Нечипоренко В. В. Нервно-психическая неустойчивость как фактор суицидального риска: Дисс. канд. мед. наук. -Л.: ВМедА., 1984. -160 с.
- Николаев А. Воинский труд дело государственное. „Кворум“, № 26 (122), 23.04−13.05.2003.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. — 224 с. 98,Осипенков Е. Ф. Социально-психологические особенности курсантов и: их учет в учебно-воспитательном процессе: Дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1976.- 178 с.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. „Эль-Фа“. Москва-Нальчик. 1996.
- Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации /Журнал практического психолога. № 1, 1998. — С. 54−64.
- Парникель Ю.Л. Система показателей адаптации молодого специалиста в научно-производственных объединениях // Методологические проблемы социологических исследований интеллигенции. М., 1987.- С.82−89.
- Парсаданов Г. М. Психологические особенности адаптации курсантов высшего военно-морского училища и их влияние на последующую службу: Дис. канд. психол. наук. М., 1987.
- Петров В. П. Критический период развития и процесс профессионального становления курсанта ввуза: Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. -208с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. -М., 1992. -224с.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993. 67 с.
- Подросток на перекрестке эпох. / Под ред. Кривцовой C.B. М. 1997.
- Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения субъектов воинской деятельности: Дисс. докт. пед. наук. СПб, 2001.
- Попков B.B. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1999.
- Приказ ГКОН № 653 г. Перми от 31 августа 2001.
- Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания: и методическое обеспечение преподавания ОБЖ в образовательных учреждениях. М.: Центр „Школьная книга“. 2001.
- Программа развития системы образования г. Перми до 2005 года.
- Прутченков A.C. Социально-психологический тренинг в школе. М., 2001.
- Психологический портрет защитника Родины. „ПГ“ № 02 (17), 1997.
- Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М. 1997.
- Развитие и становление субъекта учебной деятельности в образовательной среде школы-интерната № 1″, Пермь, 2002.
- Ромек ВТ. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. М.: Речь, 2001.
- Ростунов А. Т. Кандыбович JI. А., Блях Г. В. Психологическая подготовка к службе в армии. Минск: „Народная Асвета“, 1986.
- Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М., 1984. -193 с. 47.
- Рукавишников A.A., Соколова М. В. (авторы адаптации) Опросник приспособленности Белла. Руководство. Третье издание. Ярославль. НПЦ „Психодиагностика“. 1996.
- Селье Г. Стресс без дистресса. -Рига, 1992. -109 с.
- Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация к воинской службе: Дис. канд. психол. наук. М., 1989.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. М., 1996.
- Слаква С.Г. Стиль общения в социально-психологической адаптации выпускников командных академий Вооруженных Сил. Дис.. канд. психол. наук. М., 1996.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития. // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 42.
- Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль. НПЦ „Психодиагностика“. 1995.
- Соловьев И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: Дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Столин В.В. Самосознание личности. М. МГУ. 1983.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.
- Сырникова H.A. Динамика мотивации в процессе производственной адаптации: Автореф.дис.канд.психол.наук / АН СССР. Ин-т психологии. -М., 1976.- 25 с.
- Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации / Психология и ее приложения. Психология в системе наук. Ежегодник Российского психол. общества. Т.9, вып.2. М., 2002. С.252−254.
- Сысоев В.В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: Дис.. д-ра психол. наук. М.: ВПА, 1989.
- Утлик Э.П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: Дис. д-ра психол. наук. М., ВУ, 1996, — 330 с.
- Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, „БАХРАХ-М“. 2001.
- Фанталова Е.Б. Методика „Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах“. // Журнал практического психолога 1996, № 2.
- Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1.
- Федотов А.Ю. Индивидуальный психофизический тренинг как средство повышения эффективности деятельности воинов-десантников в трудных ситуациях. Дис. канд. психол. наук. М.: ВУ. 1995.
- Филимоненко Ю.И., Тимофеев В. И. Тест Векслера (детский вариант). Диагностика структуры интеллекта. Методическое руководство. „ИМАТОН“, С.-Пб., 1999.
- Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной. М. 1987.
- Фромм Э. Бегство от свободы, М., 1995.
- Харькин В. И., Гройсман A.JI. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М., 1996.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. СПБ. 1997.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — 1993.
- Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности. //ВП, 1999.
- Чайка В.Г. Социально-психологическая адаптация офицеров, увольняемых в запас, к трудовой деятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 2000.
- Чайкина H.A. Методики изучения профессиональной адаптации. -Полтава, 1988.-29 с.
- Чупрасова В.И. Деловая игра как средство формирования психологического климата в студенческой группе: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1991.224 с.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1999.
- Шве дин Б. Я. Исследование и моделирование трудных ситуаций в деятельности офицеров. М.: ВПА. 1984.
- Шевандрин Н.Т. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1995. — 544 с.
- Шипилов А.И. Психология взаимодействия офицеров в трудных ситуациях: Дис. .докт. психол. наук М., 2000.152. „Школа-интернат № 1 как среда развития детей“. Пермь, 2000.
- Штерн В. „Серьезная игра“ в юношеском возрасте. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И. М., 1997.
- Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
- Яблонко В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения: Дис. канд. психол. наук. М., 1982.
- Ядов Н.В. Динамика диспозиций личности в процессе производственной адаптации: Автореф.дис.канд.психол.наук/ Ленингр.гос.ун-т.- Л., 1990.- 20с.
- Кодексы Российской Федерации: — Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223--Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-, вредакции от 9. 07. 1999 г. № 158.
- Законы Российской Федерации:
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2000−2004 гг.
- ВЫЯВЛЕНИЯ „КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ1. СКЛОННОСТЕЙ“ (КОС-2)
- Данная методика предназначена для выявления коммуникативных иорганизаторских склонностей личности.
- Вам предлагается ответить на 40 вопросов, на каждый из которых Выдолжны ответить „да“ или „нет“, в соответствующей графе. Времявыполнения 15 минут.1. Опросник
- Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
- Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
- Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-либо из Ваших товарищей?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
- Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
- Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
- Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
- Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бывыполнить сегодня?
- Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
- Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
- Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
- Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
- Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
- Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?
- Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
- Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
- Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?31 .Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
- Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомый коллектив?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Зб.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Верно ли, что у Вас много друзей?
- Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
- Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?1. Спасибо за работу!
- Оценочный коэффициент К=п/20
- Шкала оценок коммуникационных склонностей
- К» ОЦЕНКА УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ0,10−0,45 1 Низкий0,46−0,55 2 Ниже среднего0,56−0,65 3 Средний0,66−0,75 4 Высокий0,76−1,00 5 Очень высокий
- МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (анкета «Прогноз-2»)
- Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки. Обследование длится около 20 минут.1. Инструкция обследуемым
- Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.2. Меня легко переспорить.
- Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения.
- Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
- Иногда я бываю уверен, что другие люди знают о чем я думаю.
- Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
- Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.
- У меня никогда не было столкновений с законом.
- Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т. п.).10. Иногда я говорю неправду.
- Я впечатлительнее большинства других людей.
- Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
- Определенно судьба не благосклонна ко мне.
- Мне часто говорят, что я вспыльчив.
- Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
- Я легко теряю терпение с людьми.
- У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.
- Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает.
- Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
- В игре я предпочитаю выигрывать.
- Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть.
- Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое.
- Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.
- Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.
- В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
- В моей семье есть очень нервные люди.
- Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
- Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.
- Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
- Я часто подшучиваю над друзьями.
- В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии.
- Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.
- Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие.
- Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают.
- Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
- Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз.
- Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
- Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них.
- Я часто бываю рассеянным и забывчивым.
- Приступы плохого настроения у меня бывают редко.
- Я бы предпочел работать с женщинами.
- Счастливей всего я бываю, когда я один.
- Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
- Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
- Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
- Я человек нервный и легко возбудимый.
- Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.49. Бывает, что я сержусь.
- Работа, требующая пристального внимания, мне нравится.
- Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.
- Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
- Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
- Иногда я принимаю валерьяну, элениум или другие успокаивающие средства.55. Человек я подвижный.
- Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
- Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
- Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.
- Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.
- Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.
- Иногда случалось гак, что я опаздывал на работу или свидание.
- Голова у меня болит часто.
- Я вел неправильный образ жизни.
- Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).
- Я часто предаюсь грустным размышлениям.
- По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла.
- У меня часто бывают подъемы и спады настроения.
- Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.
- Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.
- Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.
- Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
- Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
- У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.
- Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
- Думаю, что я человек обреченный.
- У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.
- Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.
- Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.
- Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости.
- Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно.
- Иногда меня подводят нервы.
- Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.
- Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник.
- Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться.
- Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем потом сожалею.
- Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
- Обработка результатов выполнения методики производится с помощью специальных «ключей» (таблица № 1).