Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучен и выявлен уровень социальной адаптированности в группах юношей в зависимости от их личностных особенностей и области локализации внутренних конфликтов. Показано, что менее адаптированных юношей характеризуют: преимущественная ведомость во взаимоотношенияхтенденция уходить от проблем при столкновении со сложными конфликтными ситуацияминегативные представления о себеобщий эмоциональный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в
  • Вооруженных Силах РФ
    • 1. 1. Состояние проблемы социально-психологической адаптивности молодежи к военной службе в современной научной литературе
    • 1. 2. Теоретическое обоснование развития социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в ВС РФ
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в ВС РФ
    • 2. 1. Методический замысел и программа эмпирического исследования социально-психологической адаптированности юношей к военной службе в ВС РФ
    • 2. 2. Психологические предпосылки развития социально-психологической адаптивности юношей к военной службе
  • Глава 3. Психологические условия развития социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в ВС РФ
    • 3. 1. Развитие социально-психологической адаптивности юношей к службе в рядах ВС РФ в ходе формирующего эксперимента
    • 3. 2. Развитие субъектных качеств юношей как условие повышения их социально-психологической адаптивности к военной службе в рядах ВС

Развитие социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный период в развитии Вооруженных Сил РФ характеризуется сочетанием тенденций, выражающих насущную потребность государства в повышении общей боеспособности армии и флота, с одной стороны, и поиском источников оптимизации финансовых расходов на их содержание, с другой стороны. Решение данных задач осуществляется в ходе реформирования ВС РФ, к числу приоритетных направлений которого относится повышение качества призывного контингента, способного в ограниченные сроки осваивать военную специальность. Усилия государства в этом отношении ориентированы на решение тех проблем, которые наиболее остро отражают несоответствие молодежи призывного возраста по целому ряду параметров требованиям современной военной службы. Речь идет, прежде всего, об уровне образованности, здоровья, направленности личности и правосознания призывников, их способности к самоуправлению в сложных ситуациях, толерантности к воздействию негативных факторов воинской деятельности, а также способностях к установлению и поддержанию конструктивных способов взаимодействия с другими людьми. Именно эти качества в значительной степени обусловливают адаптационные возможности призывной молодежи.

Между тем, по данным Главного управления воспитательной работы МО РФ и Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ, в целом по Российской Федерации за последние три года показатель годности к военной службе снизился на 4,8 процента. Более трети молодежи призывного возраста не обладает позитивной установкой на прохождение военной службы по призыву. Многие юноши с пессимизмом оценивают собственные возможности по преодолению прогнозируемых ими трудностей армейской жизни. Следствием низких адаптационных способностей молодежи является длительный по времени и сложный по своей психологической природе процесс их военно-профессионального становления, который зачастую сопряжен с такими негативными явлениями, как межличностные конфликты в воинских коллективах, уклонения от военной службы, суицидальные попытки, преступления и происшествия.

Причины создавшегося положения кроются не только в тяжелой социально-экономической ситуации в стране, но и значительных провалах в функционировании системы воспитания подростков и юношей в общеобразовательных учреждениях, отсутствии целенаправленного применения комплексных специализированных программ по развитию их адаптивных способностей, которые бы интегрировали позитивный опыт функционирования подразделений РОСТО, специализированных учебных заведений, комнат и музеев боевой славы, информационно-консультационных программ по линии военно-профессиональной ориентации молодежи и т. д.

В научном плане изучение проблемы адаптации личности, развития адаптационных возможностей военнослужащих различных категорий нашло свое отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных психологов. Так, в исследованиях И. В. Дубровиной, И. С. Кона, А. А. Рукавишникова, Т. В. Снегирёвой, Э. Фромма, К. Г. Юнга, Э. Эриксона, Е. Б. Фанталовой, А. А. Налчанджяна показано, что процесс социально-психологической адаптации, рассматриваемый в контексте общей социализации личности, в ранней юности имеет свою специфику, которая обусловлена качественно иными требованиями, предъявляемыми обществом юноше уже как взрослому человеку. В военной психологии исследование закономерностей, психологических механизмов и типологии адаптационного процесса, особенностей его проявления у различных категорий военнослужащих были предметом изучения Алдашевой A.A.

1995), Яблонко В .Я. (1982), Жмырикова А. Н. (1986), Парсаданова Г. М. (1987), Сенокосова Ж. Г. (1989), Маклакова А. Г. (1990, 1996), Слаквы С.П.

1996), Камышева A.A. (1999), Попкова В. В. (1999), Соловьева И. В. (1999), Булгакова A.B. (2000), Чайки В. Г. (2000) и др. Проблемы формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся, их психологической готовности к службе в Вооруженных Силах изучались Алешкиным В.В.(1991), Лоскутовым В. Н. (1991, 1995).

Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день проблема изучения психологических условий развития адаптационного потенциала подростков и юношей в условиях общеобразовательного заведения исследована недостаточно. Проблема создания в рамках общеобразовательного учебного заведения среды личностного развития будущих призывников в контексте их адаптации к военной службе не является предметом специальной научной рефлексии.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена серьёзными противоречиями между требованиями современной военной службы и качеством призывного контингента, определяющим затяжной процесс социально-психологической адаптации к ее условиям, а также недостаточной научной проработанностью указанной проблемы.

Объект исследования: социально-психологическая адаптивность юношей.

Предмет исследования: развитие социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Цель исследования — на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по изучению психологических предпосылок социально-психологической адаптированности юношей призывного возраста выявить условия развития у них адаптационных качеств в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Задачи исследования:

1.Уточнить психологическую сущность социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в рядах ВС РФ и теоретические подходы в психологии, раскрывающие условия и факторы ее развития.

2. Экспериментально исследовать и выявить психологические условия, влияющие на развитие социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в условиях общеобразовательного учебного заведения.

3. Обосновать условия и апробировать методы формирования и развития социально-психологической адаптивности юношей в ходе подготовки их к военной службе в рядах Вооруженных Силах РФ.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс упреждающего развития социально-психологической адаптивности юношей в контексте подготовки их к военной службе может быть эффективным при условии создания в общеобразовательном учебном заведении развивающей среды как совокупности условий и реализуемых мероприятий в русле социально-психологического, социально-педагогического и медико-социального направлений.

Теоретико-методологическую основу работы составили основные положения системно-деятельностного подхода, предполагающие рассмотрение структурного, функционального, генетического аспектов изучаемой проблемы — социально-психологической адаптивности юношей призывного возраста и условий ее развития — в их взаимосвязи. Теоретическая концепция базируется на следующих фундаментальных принципах психологии: детерминизма, развития, активности личности и субъекта деятельности (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев), системности (Б. Ф. Ломов), единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), единства внутреннего и внешнего плана деятельности (А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин).

Для реализации целей исследования наиболее значимыми были теоретические положения, представленные в концепциях С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского об интегрирующей функции субъектности и субъектного опыта в процессе самоопределения личности в сложных жизненных ситуацияхЛ.С.Выготского о комплексном характере взаимодействия факторов социальной ситуации и их развивающем потенциалеA.A. Налчаджяна об обретении личностью социальнопсихологической зрелости в процессе онтогенетической социализации, о соотношении процессов социализации и социальной адаптацииК. Хорни о культурной детерминации внутриличностных конфликтов как предпосылок эмоциональной дезадаптации и невротизации личности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнены содержание и функции структурных компонентов (интеллектуального, поведенческого, эмоционально-волевого, мотивационного) социально-психологической адаптивности юношей, обеспечивающих в своей совокупности выбор и реализацию адаптивных действий в процессе конкретно-ситуативного разрешения противоречия «личность — требования военно-социальной среды».

2. Изучен и выявлен уровень социальной адаптированности в группах юношей в зависимости от их личностных особенностей и области локализации внутренних конфликтов. Показано, что менее адаптированных юношей характеризуют: преимущественная ведомость во взаимоотношенияхтенденция уходить от проблем при столкновении со сложными конфликтными ситуацияминегативные представления о себеобщий эмоциональный дискомфортожидание контроля со стороны другихэмоциональная нестабильность, низкая способность контролировать собственные чувствазначительное количество актуальных внутренних конфликтов в различных жизненных сферах (красоты, природы и искусства, любви, материально обеспеченной жизни, наличия хороших и верных друзей, познания, благополучия в отношениях с родителями и творчества). Более адаптированные юноши обладают позитивными представлениями о себе, высокой оценкой собственного эмоционального благополучияони отличаются соответствующими представлениями о себе как зрелой личностиобладают менее выраженной внутренней конфликтностью, низкой враждебностью и принятием других людей.

3. Выявлены психологические условия, влияющие на успешную социально-психологическую адаптацию юношей к военной службе. Показано, что основу социально-психологической адаптивности составляют субъектные качества, проявляющиеся в готовности брать ответственность на себя, умении быть независимым, отстаивать собственную точку зрения, уверенности в собственных силах, вере в возможность быть эффективным и готовности к проявлению ненормированной активности.

4. Обоснован психологический механизм развития социально-психологической адаптивности юношей, предполагающий воздействие релевантными методами и средствами на адаптивно значимые качества личности с целью формирования за счет генерализации опыта преодоления проблемных ситуаций субъектных позиций, выражающих готовность к самостоятельному и ответственному решению сложных жизненных проблем и преодолению трудностей начального этапа военной службы.

5. Обоснована и апробирована модель развития социально-психологической адаптивности юношей в условиях общеобразовательного учреждения, предполагающая специальное создание развивающей среды как совокупности условий и реализуемых мероприятий в русле социально-психологического, социально-педагогического и медико-социального направлений. Выделены следующие требования, предъявляемые к развивающей работе и обеспечивающие ее эффективность: комплексного подхода, системности, субъектности взаимодействия, превентивности, дифференцированности, аксеологичности, оптимальной достаточности, рефлексивности, многоаспектности, последовательности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологическая адаптивность юношей к военной службе рассматривается как интегративное функционально-психологическое качество личности (адаптивный потенциал), обеспечивающее позитивную динамику преодоления трудностей начального этапа военной службы в процессе адаптации и состоящее из компонентов интеллектуального, поведенческого, эмоционально-волевого, мотивационного. Функциями указанных компонентов являются:

— мотивационного компонента — оценка и выбор адаптационных стратегий, направленных на удовлетворение актуальных потребностей личности и преодоление внутриличностных конфликтов, как результата пролонгированной перспективной оценки несоответствия собственного психического ресурса требованиям военной службы;

— интеллектуального компонента — вероятностная оценка ситуации, изменяющихся требований военно-социальной среды и адекватности собственного психического ресурса с точки зрения выбора требуемых адаптивных действий;

— поведенческого компонента — установление и поддержание коммуникативного контакта, учебного и профессионального взаимодействия с субъектами социального окружения, референтно значимыми в плане трансляции социальных норм и оценки результатов адаптационных действий;

— эмоционально-волевого компонента — обеспечение психической регуляции поведения и эмоциональных состояний, в границах, исключающих чрезмерное напряжение организма и личностных трудозатрат.

2. Психологическими условиями успешной социально-психологической адаптации юношей к военной службе являются субъектные качества, составляющие основу их адаптационного потенциала, а также интернальный локус контроля, коммуникативные и организаторские способности, гибкость мышления, социальный интеллект, нервно-психическая устойчивость и развитая рефлексия, обеспечивающая целенаправленный и систематический анализ процессуальных и результативных параметров успешности реализации избранных ими адаптационных стратегий.

3. Психологический механизм развития социально-психологической адаптивности основан на генерализации способов преодоления проблемных ситуаций в относительно устойчивые паттерны и субъектные позиции с учетом пролонгированной перспективной оценки динамики вхождения будущего призывника в контекст военно-социальной среды, прогнозируемых требований воинской деятельности и ролевых ожиданий будущего социального окружения. Особенностью развития социально-психологической адаптивности в условиях общеобразовательного учреждения является формирование такого опыта адаптивного поведения юноши, операциональные элементы которого экстраполируются на вероятностный контекст будущего военно-социального окружения.

4. Создание развивающей среды в учебном заведении с целью повышения социально-психологической адаптивности юношей обеспечивается применением системы методических средств, призванных в превентивном порядке воссоздать ключевые компоненты психологического контекста ситуаций адаптации к условиям военной службы, объединенные в рамках согласованной работы различных субъектов образовательного процесса по таким ее направлениям, как социально-психологическое, социально-педагогическое и медико-социальное. Интеграция развивающих компонентов среды общеобразовательного учреждения с их акцентированием на актуализации субъектных качеств способствует: а) формированию внутренней позиции, определяющей позитивную направленность представлений юноши о себе в будущем как о субъекте военно-социального взаимодействия, способном с опорой на собственный опыт преодолевать типичные затруднения начального этапа военной службыб) развитию способности превращения юношами объективных общественных способов жизнедеятельности в продуктивные индивидуальные, качественно своеобразные способы самоорганизации собственной личности и поведения в прогнозируемых условиях военно-социального взаимодействия.

Методика исследования.

Для реализации поставленных задач был использован комплекс общенаучных эмпирических методов, объединенных в рамках проведенного исследования. Исследовательская работа (констатирующий и формирующий эксперимент) проводилась в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях г. Перми с привлечением специалистов Западно-Уральского учебно-научного центра, Института педагогических инноваций АПН РФ, а также в воинских частях Приволжского военного округа. Основными методами являлись: эксперимент (констатирующий и формирующий), анкетирование, наблюдение, изучение документов, беседа, экспертный опрос, тестирование, групповая оценка личности, анализ результатов деятельности. Обработка результатов исследования предполагала применение методов математической статистики, включающих корреляционный и дисперсионный анализ.

Достоверность полученных данных обеспечивалась опорой на известные теоретические положения, использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных с помощью компьютера, репрезентативной выборкой испытуемых.

Практическая значимость результатов исследования:

1. Результаты и выводы исследования о содержании и структуре социально-психологической адаптивности подростков и юношей призывного возраста, условиях, влияющих на ее развитие, могут быть использованы должностными лицами, организующими руководство процессом профессиональной ориентации и профессионально ориентированного обучения в общеобразовательных учреждениях.

2. Уточненная система критериев и показателей, а также методических средств, обоснованных в диссертации, могут применяться в процессе диагностики и самодиагностики определения уровня развития социально-психологической адаптивности, а также личностных качеств, предполагающих ее успешное развитие.

3. Разработанные и апробированные в ходе исследования методы и приемы развития социально-психологической адаптивности подростков и юношей могут использоваться психологами и педагогами в русле общей развивающей работы с учащимися, обеспечивая актуализацию их личностного потенциала в процессе социализации.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе практической организации развивающего обучения в образовательных учреждениях г. Перми с целью формирования и развития субъектных качеств как условия повышения адаптационного потенциала подростков и юношей в контексте их подготовки к военной службе.

Результаты исследований обсуждались на научно-практической конференции «Проблемы содержания образования в развивающем обучении и пути их решения» (г. Пермь, 2002), а также на проводимых городским (г.Перми) комитетом по образованию и науке и Пермской сельскохозяйственной академией научно-методических семинарах «Гуманистическое воспитание детей на этапе модернизации образования и перехода к научно-гуманистической системе образования» (1999), «Развитие правовой культуры, освоение и реализация прав учащегося в гуманистическом образовании» (2000), «Диалог в образовательной деятельности» (2001), «Проектирование в развивающем обучении» (2000), «Механизмы и способы развития основных компетентностей учащихся средствами развивающего образования» (2001), «Особенности реализации программы правового образования и воспитания в образовательном учреждении» (2002).

Результаты опытной работы внедрялись в практику деятельности профессиональных образовательных учреждений в виде публикаций и выступлений, а также в ходе обмена методическими материалами и опытом работы в ряде учебных заведений Российской Федерации (Пермская сельскохозяйственная академия, Современная гуманитарная академия, Военный университет МО РФ). Рекомендации внедрены в практику работы Западно-Уральского учебно-научного центра, Городского комитета по образованию и науке г. Перми, администрации и педагогов ряда общеобразовательных учреждений, подразделений профессионального психологического отбора, в преподавание учебного курса «Психологические условия успешной социализации и адаптации личности учащегося в социуме» в системе повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических кадров на базе УМЦ Городского комитета по образованию и науке г. Перми.

Материалы исследования опубликованы в 4 публикациях в виде методических рекомендаций и научных статей общим объёмом 2/15 п.л.

Выводы по третьей главе.

Проведенная экспериментальная работа показала, что эффективность развития СПА у учащихся во многом обусловлена созданием в образовательном заведении условий, обеспечивающих развитие субъектных качеств юношей, предполагающих способность к ответственному самоопределению в сложных ситуациях, выбору на этой основе и реализации конструктивных моделей и способов отношений со своим социальным окружением. Данное обстоятельство предполагает внедрение в образовательный процесс субъект-субъектных отношений его участников, развивающих инновационных технологий и гуманизации самого образовательного процесса.

В ходе проведения формирующего эксперимента прошли апробацию взаимосвязанные между собой логикой применения и организационными усилиями психолого-педагогического коллектива методы и средства, объединенные в рамках трех основных направлений развивающей работы: социально-психологического, социально-педагогического и медико-социального. Результатом проведенной работы явилось: создание в учебном заведении условий, обеспечивающих наличие развивающей среды как единства учебной и внеучебной деятельностисоздание системы диагностики социально-психологической адаптированности учащихся старших классовосвоение способов освоения педагогами диалогической культуры в образовательном процессеуспешное овладение учащимися социально значимыми навыками адаптивного поведения, составляющими основу основных групп компетенцийразвитие способностей учащихся к самоорганизации своей деятельности, а также решение задач повышения их психологической, соматической и социальной адаптированности.

Практические рекомендации.

В целях повышения эффективности психологического обеспечения развития социально-психологической адаптивности юношей, обусловливающую успешность его вхождения в военно-социальную среду, учитывая результаты и выводы исследования о психологических условиях и динамике развития СПА в образовательном процессе учебного заведения считать целесообразным:

— рекомендовать для включения в программу психологического изучения личности подростков и юношей разработанные и апробированные в ходе исследования методические средства диагностики социально-психологической адаптивности и личностных предпосылок ее развития;

— в целях совершенствования системы психологического мониторинга динамики социально-психологической адаптивности обучаемых в контексте их подготовки к будущей военной службе ввести в систему оценки социально-психологического статуса личности обучаемого критерии и показатели, отражающие уровень развития их адаптационного потенциалав целях совершенствования психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса в школе ввести в систему их психологического просвещения специальный курс лекций «Психологические условия успешной социализации и адаптации личности учащегося в социуме», а также ежегодные методические занятия, проводимые психологом «Методика выявления и оценки дезадаптивных проявлений у школьников»;

— внедрить в практику работы должностных лиц учебных заведений обеспечение постоянного комплексного медико-социального и психологического мониторинга развивающих условий образовательного процесса школы, его психолого-педагогической экологичности, а также ежегодное обследование школьников на предмет уяснения динамики развития социально-психологической адаптивности и уровня их социальной адаптированности;

— руководителям и педагогам общеобразовательных учебных заведений практиковать взаимодействие и организацию регулярных контактов учащихся с психологами воинских частей, офицерами и военнослужащими по призыву для уяснения психологических особенностей военной службы, особенно ее начального этапа, а также оптимальных способов вхождения в военно-социальную среду и взаимодействия с другими военнослужащими;

— предусмотреть в рамках системы обучения в школе для учащихся включение специализированных форм активного обучения (тренингов), направленных на формирование и развитие у них адаптивных навыков поведения и общения с различными субъектами;

— в целях учета в системе профессиональной ориентации школьников особенностей военной службы, предусмотреть создание специализированных классов, в которых оборудовать соответствующие информационные стенды, включающие психологические требования к личности различных воинских специальностей, типичные задачи, решаемые военнослужащими различных родов и видов войскв целях профилактики негативных психически состояний, возникающих в различных ситуациях общения предусмотреть реализацию мероприятий по обучению учащихся специализированным навыкам психоэмоциональной саморегуляции;

Перспективными направлениями дальнейших научных исследований по данной проблеме могут выступить:

— исследование взаимосвязи между уровнем социально-психологической адаптивности и психологической готовности учащихся старших классов к военной службе;

— исследование влияния региональных и национально-этнических факторов развития социально-психологической адаптивности юношей к военной службеобоснование организационно-психологических условий совершенствования системы оценки кандидатов на военную службу и призывников с учетом параметров адаптивности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РА. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане. Дис.канд. психол. наук М. -1994.
  2. Г. С. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.
  3. Абулъханова-Славская К. А. Проблема личности в психологии П Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.
  4. A.A. Психологическая адаптация специалистов ВМФ к условиям деятельности: Дис. докт. психол. наук. Бишкек, 1995.
  5. П. И., Малютин А. Г., Сенокосов Ж. Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюзова С. С., 1991. -89с.
  6. Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства). -М., 1976. -272с.
  7. А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. Ленинград. 1983.
  8. В.В. Социально-психологические аспекты формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся: Дис. канд. психол. наук. М., 1991.
  9. А. Г. Социальная дезадаптация и суицид // Труды НИИ психиатрии им. Асатиани. -1974. -Т. 19−20. -с. 47−49.
  10. Г. М. Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения. Инновации в образовании. № 1, 2003.
  11. А .Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., ЮНИТИ, 1999 551 с. М. Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских. Учебно-методическое пособие. М., ВУ, 2001.
  12. С.Л. Изучение процесса профессиональной адаптации психолога в промышленности: Автореф.дис.-.канд.психол.наук / Ленингр.гос.ун-т.-Л., 1978.-21 с.
  13. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопр. психологии. 1989, № 1.- С.92−100.
  14. .П., Сыромятников И. В. От учебной деятельности к субъектному подходу/ Инновации в образовании. 2003. № 2. С. 21−39.
  15. П.Г. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе: Автореф.дис.канд.психол.наук / Моск.гос.ун-т.- М., 1985. 23 с.
  16. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л.: Наука, 1988.- 270 с.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.
  18. И.В. Психологические основы формирования военно-профессионального опыта у воинов-операторов: Дис.канд. психол. наук. -М., ВУ, 1999.-262 с.
  19. E.H., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2000.
  20. Т.С. Процесс становления молодого специалиста в научном коллективе // Молодежь. Образование, воспитание, профессиональная деятельность. Л.: Наука, 1973.- С.123−139.
  21. А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение: Дисс.. канд. психол. наук. -М.: ГА ВС РФ., 1993. -252 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 .
  23. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личнос-ти. М. 1968.
  24. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  25. A.B. Отрицательные факторы социально-психологической адаптации офицеров расформируемых экипажей кораблей ВМФ и преодоление их воздействия: Дис. канд. психол. наук. М., 2000.
  26. Ф.Е. Психология переживания. М. 1984.
  27. Л.С. Педология подростка. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И. М.1997.
  28. .А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь. 2000.
  29. А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов. Дис. канд. психол. наук. М., 1991.
  30. A.M. Применение методов многомерного математического анализа для изучения типологии адаптации молодого специалиста к практической деятельности // Вестн.Харьков. ун-та.- 1987. N299. С.40−45.
  31. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. // Психологические состояния. Экспериментальная и прикладная психология. СПб. -1998.
  32. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. «Пеленг». Томск. 1992.
  33. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис. канд. психол. наук. М., 1990. — 241 с.
  34. Г. А. Диалоговое общение, условия и факторы его эффективности: Дис. канд. психол. наук. М., 1992. — 156 с.
  35. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М., РАГС. 2002.
  36. A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессонала. М., 2000.
  37. Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). -М., 1976. -184 с.
  38. А.И. Психология коллектива (методологическая проблема исследования): учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 208 с.
  39. М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск., 1976. -176 с.
  40. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера: Дис.. д-ра психол. наук. М., ВПА, 1982. -499с.
  41. А.Н. Психологические аспекты адаптации слушателей специализированного вуза к условиям профессионального обучения: Дис. канд. психол. наук. М., 1986.
  42. И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук — Челябинск, 1996.47.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.
  43. Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: «Педагогика 1983.
  44. Кадетское образование в Москве. М.: Центр „Школьная книга“. 2002.
  45. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 317 с. 51 .Камышев A.A. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском ввузе: Дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  46. А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Дис.. д-ра психол. наук. М., ВУ, 1998. -355с.
  47. А.Г. Психология и этика делового общения. Учебное пособие. М., 1999. С. 44. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. -М. 1991.
  48. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ./ Под общ. ред. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. М.: Прогресс, 1989.-281 с.
  49. КлимовЕ.А. Становление профессионаала. М., 1996.
  50. Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 2-е изд. доп. и дораб. — 159с.
  51. Кон И. С. Психология ранней юности.- М. 1989.
  52. Кон И.С., Лосенков В. А. Проблемы исследования юношеской дружбы. // Советская педагогика. 1974. № 10.
  53. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект). Муниципальный мир, № 6, 2000. — С. 24−51.
  54. П.А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к ведению активных боевых действий в условиях современной войны: Дис. д-ра психол. наук. -М., 1990.
  55. В.И. Политика профессионального отбора контингента для комплектования военной службы. Автореферат. канд. полит, наук. М., 2004.
  56. Э. Начальная профессиональная адаптация и пути ее определения Вопр. психологии. 1972.- № 1.- С.56−65.
  57. A.B. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации./ Государство и право. № 3,2000.
  58. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. -М., МЭИ, 1985.-108 с. 65 .Лаптев А. Г. Акмеологические основы оптимального воинского труда. М., 1998.
  59. Н. Д. О психических состояниях человека. -М., 1964. -342 с.
  60. Е.А. Диагностика и коррекция коммуникативных трудностей у младших подростков: Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1992. — С. 19.
  61. А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., „Смысл“, „Per Se“, 2000, с. 52.
  62. В.Н. Формирование психологической готовности школьников к службе в Вооруженных Силах СССР: Дис. канд. психол. наук. М., 1991.
  63. В.Н. Психологическая подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации: Дис.докт. психол. наук. М., 1995.
  64. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. -М., 1993.
  65. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск., 1992. -318 с.
  66. Д. Социальная психология. СПб., 1998.
  67. А.Г. Психологические особенности и структура поведенческого фактора риска ишемической болезни сердца (тип А) у молодых людей в период адаптации к военной службе. Дис. канд. психол. наук. Л., 1990.
  68. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья профессионального здоровья военнослужащих. Дис.докт. психол. наук. СПб., 1996.
  69. Т.И. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя. // Автореферат. Пермь. 1995.
  70. А. К. Психология профессионализма, М.: 1996.
  71. А. Психология бытия. М. 1997.
  72. Ю. Вневойсковая подготовка школьников и студентов в США. -Зарубежное военное обозрение: № 10,1996, с. 10.
  73. B.C. Становление нового работника членом группы: (Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования): Автореф. дис.канд.психол.наук/Моск.гос.ун-т.- М., 1984.- 17 с
  74. А.О. Социологический аспект исследования ВС в период радикальной трансформации общества. Новочеркасск.
  75. В.М., Ямпольский К. А. Введение в экспериментальную психологию личности. М. 1995.
  76. B.C. Личность и общество. Пермь. 1990.
  77. Т.М. К исследованию психологического конфликта при неврозах. // Неврозы и пограничные состояния. Ленинград. 1972.
  78. В.Ю. Реформа патриотического воспитания, военной подготовки и военного образования в современной России. М.2003.
  79. A.B. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в ВУЗах Вооруженных Сил: Дис.. канд. психол. наук. М.: Г ABC, 1993. — 324 с.
  80. А. П. Социологические аспекты военно профессиональной ориентации молодежи на военную службу по контракту. — М.: ВУ МО, Сборник научных статей адъюнктов, № 4,1997, с. 128.
  81. С. С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе / Институт военной истории МО СССР. -М., 1989. -86 с.
  82. В.Н. Личность и неврозы. ЛГУ. 1960.
  83. Н. И. Психическая напряженность. -1976. -112 с.
  84. A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) Ереван: АН АрмССР, 1988.
  85. A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван: Луйс, 1980.- 264 с.
  86. В. В. Нервно-психическая неустойчивость как фактор суицидального риска: Дисс. канд. мед. наук. -Л.: ВМедА., 1984. -160 с.
  87. А. Воинский труд дело государственное. „Кворум“, № 26 (122), 23.04−13.05.2003.
  88. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. — 224 с. 98,Осипенков Е. Ф. Социально-психологические особенности курсантов и: их учет в учебно-воспитательном процессе: Дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1976.- 178 с.
  89. А.К. Психология самостоятельности. „Эль-Фа“. Москва-Нальчик. 1996.
  90. А.К. Определение характеристик социальной адаптации /Журнал практического психолога. № 1, 1998. — С. 54−64.
  91. Ю.Л. Система показателей адаптации молодого специалиста в научно-производственных объединениях // Методологические проблемы социологических исследований интеллигенции. М., 1987.- С.82−89.
  92. Г. М. Психологические особенности адаптации курсантов высшего военно-морского училища и их влияние на последующую службу: Дис. канд. психол. наук. М., 1987.
  93. В. П. Критический период развития и процесс профессионального становления курсанта ввуза: Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. -208с.
  94. В.А. Психология неадаптивной активности. -М., 1992. -224с.
  95. В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993. 67 с.
  96. Подросток на перекрестке эпох. / Под ред. Кривцовой C.B. М. 1997.
  97. М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения субъектов воинской деятельности: Дисс. докт. пед. наук. СПб, 2001.
  98. B.B. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1999.
  99. Приказ ГКОН № 653 г. Перми от 31 августа 2001.
  100. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания: и методическое обеспечение преподавания ОБЖ в образовательных учреждениях. М.: Центр „Школьная книга“. 2001.
  101. Программа развития системы образования г. Перми до 2005 года.
  102. A.C. Социально-психологический тренинг в школе. М., 2001.
  103. Психологический портрет защитника Родины. „ПГ“ № 02 (17), 1997.
  104. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М. 1997.
  105. Развитие и становление субъекта учебной деятельности в образовательной среде школы-интерната № 1″, Пермь, 2002.
  106. ВТ. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. М.: Речь, 2001.
  107. А. Т. Кандыбович JI. А., Блях Г. В. Психологическая подготовка к службе в армии. Минск: „Народная Асвета“, 1986.
  108. В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М., 1984. -193 с. 47.
  109. A.A., Соколова М. В. (авторы адаптации) Опросник приспособленности Белла. Руководство. Третье издание. Ярославль. НПЦ „Психодиагностика“. 1996.
  110. Г. Стресс без дистресса. -Рига, 1992. -109 с.
  111. .Г. Социально-психологическая адаптация к воинской службе: Дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  112. А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. М., 1996.
  113. С.Г. Стиль общения в социально-психологической адаптации выпускников командных академий Вооруженных Сил. Дис.. канд. психол. наук. М., 1996.
  114. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития. // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 42.
  115. М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль. НПЦ „Психодиагностика“. 1995.
  116. И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: Дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  117. В.В. Самосознание личности. М. МГУ. 1983.
  118. В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.
  119. H.A. Динамика мотивации в процессе производственной адаптации: Автореф.дис.канд.психол.наук / АН СССР. Ин-т психологии. -М., 1976.- 25 с.
  120. И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации / Психология и ее приложения. Психология в системе наук. Ежегодник Российского психол. общества. Т.9, вып.2. М., 2002. С.252−254.
  121. В.В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: Дис.. д-ра психол. наук. М.: ВПА, 1989.
  122. Э.П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: Дис. д-ра психол. наук. М., ВУ, 1996, — 330 с.
  123. Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, „БАХРАХ-М“. 2001.
  124. Е.Б. Методика „Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах“. // Журнал практического психолога 1996, № 2.
  125. Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1.
  126. А.Ю. Индивидуальный психофизический тренинг как средство повышения эффективности деятельности воинов-десантников в трудных ситуациях. Дис. канд. психол. наук. М.: ВУ. 1995.
  127. Ю.И., Тимофеев В. И. Тест Векслера (детский вариант). Диагностика структуры интеллекта. Методическое руководство. „ИМАТОН“, С.-Пб., 1999.
  128. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной. М. 1987.
  129. Э. Бегство от свободы, М., 1995.
  130. В. И., Гройсман A.JI. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М., 1996.
  131. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. СПБ. 1997.
  132. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — 1993.
  133. Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности. //ВП, 1999.
  134. В.Г. Социально-психологическая адаптация офицеров, увольняемых в запас, к трудовой деятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 2000.
  135. H.A. Методики изучения профессиональной адаптации. -Полтава, 1988.-29 с.
  136. В.И. Деловая игра как средство формирования психологического климата в студенческой группе: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1991.224 с.
  137. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1999.
  138. Шве дин Б. Я. Исследование и моделирование трудных ситуаций в деятельности офицеров. М.: ВПА. 1984.
  139. Н.Т. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1995. — 544 с.
  140. А.И. Психология взаимодействия офицеров в трудных ситуациях: Дис. .докт. психол. наук М., 2000.152. „Школа-интернат № 1 как среда развития детей“. Пермь, 2000.
  141. В. „Серьезная игра“ в юношеском возрасте. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И. М., 1997.
  142. Э. Детство и общество. М., 1995.
  143. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  144. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения: Дис. канд. психол. наук. М., 1982.
  145. Н.В. Динамика диспозиций личности в процессе производственной адаптации: Автореф.дис.канд.психол.наук/ Ленингр.гос.ун-т.- Л., 1990.- 20с.
  146. Кодексы Российской Федерации: — Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223--Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-, вредакции от 9. 07. 1999 г. № 158.
  147. Законы Российской Федерации:
  148. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2000−2004 гг.
  149. ВЫЯВЛЕНИЯ „КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ1. СКЛОННОСТЕЙ“ (КОС-2)
  150. Данная методика предназначена для выявления коммуникативных иорганизаторских склонностей личности.
  151. Вам предлагается ответить на 40 вопросов, на каждый из которых Выдолжны ответить „да“ или „нет“, в соответствующей графе. Времявыполнения 15 минут.1. Опросник
  152. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
  153. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  154. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-либо из Ваших товарищей?
  155. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  156. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  157. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  158. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  159. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
  160. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  161. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  162. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?
  163. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бывыполнить сегодня?
  164. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
  165. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  166. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  167. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  168. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  169. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  170. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
  171. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  172. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  173. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?
  174. Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  175. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  176. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  177. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  178. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
  179. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  180. Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
  181. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?31 .Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
  182. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
  183. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомый коллектив?
  184. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  185. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  186. Зб.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  187. Верно ли, что у Вас много друзей?
  188. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  189. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  190. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?1. Спасибо за работу!
  191. Оценочный коэффициент К=п/20
  192. Шкала оценок коммуникационных склонностей
  193. К» ОЦЕНКА УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ0,10−0,45 1 Низкий0,46−0,55 2 Ниже среднего0,56−0,65 3 Средний0,66−0,75 4 Высокий0,76−1,00 5 Очень высокий
  194. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (анкета «Прогноз-2»)
  195. Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки. Обследование длится около 20 минут.1. Инструкция обследуемым
  196. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.2. Меня легко переспорить.
  197. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения.
  198. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
  199. Иногда я бываю уверен, что другие люди знают о чем я думаю.
  200. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
  201. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.
  202. У меня никогда не было столкновений с законом.
  203. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т. п.).10. Иногда я говорю неправду.
  204. Я впечатлительнее большинства других людей.
  205. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
  206. Определенно судьба не благосклонна ко мне.
  207. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
  208. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
  209. Я легко теряю терпение с людьми.
  210. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.
  211. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает.
  212. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
  213. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
  214. В игре я предпочитаю выигрывать.
  215. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть.
  216. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое.
  217. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.
  218. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.
  219. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
  220. В моей семье есть очень нервные люди.
  221. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
  222. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.
  223. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
  224. Я часто подшучиваю над друзьями.
  225. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии.
  226. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.
  227. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие.
  228. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают.
  229. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
  230. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз.
  231. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
  232. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них.
  233. Я часто бываю рассеянным и забывчивым.
  234. Приступы плохого настроения у меня бывают редко.
  235. Я бы предпочел работать с женщинами.
  236. Счастливей всего я бываю, когда я один.
  237. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
  238. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
  239. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
  240. Я человек нервный и легко возбудимый.
  241. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.49. Бывает, что я сержусь.
  242. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится.
  243. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.
  244. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
  245. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
  246. Иногда я принимаю валерьяну, элениум или другие успокаивающие средства.55. Человек я подвижный.
  247. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
  248. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
  249. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.
  250. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.
  251. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.
  252. Иногда случалось гак, что я опаздывал на работу или свидание.
  253. Голова у меня болит часто.
  254. Я вел неправильный образ жизни.
  255. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).
  256. Я часто предаюсь грустным размышлениям.
  257. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла.
  258. У меня часто бывают подъемы и спады настроения.
  259. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.
  260. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.
  261. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.
  262. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
  263. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
  264. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.
  265. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
  266. Думаю, что я человек обреченный.
  267. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.
  268. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.
  269. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.
  270. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости.
  271. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно.
  272. Иногда меня подводят нервы.
  273. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.
  274. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник.
  275. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться.
  276. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем потом сожалею.
  277. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
  278. Обработка результатов выполнения методики производится с помощью специальных «ключей» (таблица № 1).
Заполнить форму текущей работой