Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Психология труда, инженерная психология и эргономика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трудом принято обозначать деятельность человека, в результате которой создается продукт, чем-то полезный для самого труженика либо для других членов общества. На ранних этапах человеческой цивилизации люди обменивались продуктами труда: рыбаки могли менять пойманную рыбу на собранные в лесу ягоды, орехи, съедобные корешки; гончары меняли изготовленную глиняную посуду на изделия из металла (топоры… Читать ещё >

Введение. Психология труда, инженерная психология и эргономика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЗОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК О ТРУДЕ

Изучив материал данной главы, студенты должны:

знать сущностные признаки труда; разновидности труда, отличие труда от игры, учения, общения; о технологических революциях в истории человеческой цивилизации; тенденциях изменения мира труда в начале XXI в.; историю зарождения и развития психологических наук о труде и грудящемся за рубежом и в России XX в.; совокупность непсихологических наук о труде, их практические задачи и научные проблемы; предмет и задачи психологии труда, инженерной психологии, эргономики и смежных психологических дисциплин; основные научные проблемы современной психологии труда;

уметь выделять трудовую деятельность из нетрудовых форм активности человека;

владеть системой представлений, знаний о связи прикладной психологии и социально-экономических, правовых и идеологических установок общества.

Понятие «труд» и его отличие от нетрудовых форм человеческой активности

Трудом принято обозначать деятельность человека, в результате которой создается продукт, чем-то полезный для самого труженика либо для других членов общества. На ранних этапах человеческой цивилизации люди обменивались продуктами труда: рыбаки могли менять пойманную рыбу на собранные в лесу ягоды, орехи, съедобные корешки; гончары меняли изготовленную глиняную посуду на изделия из металла (топоры и пр.).

Позже, по мере развития разделения труда в обществе, был изобретен универсальный эквивалент стоимости продуктов труда — деньги. Однако во все времена денежная стоимость могла создаваться и без процесса труда. И в наше время существует множество такого рода способов, к ним относятся ростовщичество (получение прибыли за счет ссудного процента), мошеннические процедуры типа финансовых пирамид, производство фальшивых денег, создание квазиценных продуктов путем приписывания репутации их творцам, разнообразные формы мошенничества, построенные на прямом обмане доверчивых людей, и др. Многие способы (запрещенные и незапрещенные) отъема денежных средств у населения описаны в известных романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Психологам необходимо научиться отличать трудовую деятельность от других видов деятельности — псевдотруда, криминальных видов профессиональных занятий', главным критерием труда при этом является продукт деятельности, обладающий социальной ценностью.

Выделяют труд, направленный на удовлетворение собственных нужд и потребностей близких, — труд самообслуживания, а также труд общественно полезный; эти виды труда осуществляются безвозмездно. Им противостоит профессиональный труд — деятельность, оплачиваемая работодателем (владельцем фирмы, государством). Профессиональные занятия выделяются из других видов деятельности тем, что дают их субъекту источник существования, но, как было отмечено выше, существуют социально полезные и криминальные разновидности профессиональных занятий. Психология труда изучает социально ценные формы профессиональных занятий и особенности их субъектов. Криминальные виды профессиональных занятий — поле научного анализа криминальной психологии. Однако в действительности встречаются случаи, когда профессиональные занятия вмещают и то и другое в разных сочетаниях.

Трудовая деятельность может осуществляться в особых социально-экономических формах. В центре внимания психологии труда — профессиональная деятельность людей, работающих в условиях, исключающих внеэкономическое принуждение (рабство и пр.).

Трудовую деятельность необходимо отличать от видов целенаправленной активности людей, продукт которой в настоящее время никому не нужен, не участвует в обмене и не имеет в этой связи денежной стоимости; такими видами могут быть досуговые занятия и развлечения. Но и в этом случае возможны казусы, которые сложно оценить, так как речь может идти о новых формах творчества (поэтического, художественного, музыкального, научного и пр.). Можно вспомнить в этой связи историю нобелевского лауреата поэта Иосифа Бродского. В свое время он, как гражданин социалистической страны, был признан государственным судом тунеядцем, т. е. человеком, не занятым социально полезным трудом, и осужден за это на несколько лет ссылки. Проблема заключается в уровне культурного развития судей, оценщиков процесса и результата деятельности человека, в принятых в обществе идеологических нормативах. К псевдотрудовым следовало бы отнести виды профессиональных занятий, которые осознанно создаются представителями работодателя не для получения реально ценных продуктов, а для неких иных целей (например, для регулярного получения заработной платы некоторыми псевдоработниками, для повышения статуса администраторов и пр.); эти виды занятий могут обладать внешними признаками профессионального труда, но при анализе может оказаться, что ликвидация этих форм активности не ведет к нарушению деятельности организации, наоборот, могут быть лишь сэкономлены средства фонда заработной платы.

Наконец, трудовую деятельность принято отличать от игровой, учебной и от деятельности профессионально нерегламентированного межличностного общения. Эти виды деятельности характеризуются назначением продукта и способом его получения, хотя и в данном случае отличия носят также относительный характер: труд может включать элементы игры; профессионал учится, повышает свое мастерство нередко всю жизнь; существуют виды профессионального труда, где главным продуктом является именно процесс и результат межличностного общения (например, спорт высших достижений согласно действующему Трудовому кодексу РФ отнесен к профессиональным занятиям).

Сущностные признаки труда были выделены К. Марксом в его книге «Капитал» в середине XIX в. К ним он отнес следующие признаки:

  • 1) результат труда — социально ценный продукт;
  • 2) обязательный, социально-нормативный характер труда;
  • 3) труд осуществляется с помощью орудий;
  • 4) труд вовлекает работника в систему производственных социальных отношений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой