Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние фактора мотивации на восприятие времени в деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследованием было охвачено 350 человек — учащихся средних школ №№ 18, 64, 90, 96 г. Одессы, детских спортивных /№ I и «олимпийского резерва» / и музыкальной № 2 школ- 480 взрослых: спортсменов высшей квалификации ДСО «Динамо» и «Буревестник», учащихся ТУ-1 и ГПУ-2 /водители и токари/, курсантов автошколы ДОСААФ, студентов и сотрудников Одесского пединститута им. К. Д. Ушинского, Одесской… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ПРОБЛЕМА СВЯЗИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПРИЯТИЕМ ВРЕМЕНИ
    • 1. 1. Роль деятельности в развитии «чувства времени»
    • 1. 2. Саморегуляция деятельности и фактор времени
    • 1. 3. Задачи и методика исследования
  • Глава II. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ВРЕМЕНИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Особенности воспроизведения быстроты в условиях трудовой деятельности
    • 2. 2. Особенности воспроизведения длительности в спортивной и музыкальной деятельности
  • Глава III. ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ВРЕМЕНИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Мотивация и восприятие быстроты в условиях трудовой деятельности
    • 3. 2. Мотивация и воспроизведение длительности в музыкальной и спортивной деятельности
    • 3. 3. Влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки длительности
  • ВЫВОДЫ

Влияние фактора мотивации на восприятие времени в деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития социалистического общества задача формирования всесторонне развитой личности является важнейшей в области идеологической работы. В решениях ХХУ1 с" езда КПСС выдвинуто положение о том, что современное социалистическое общество обладает большими материальными и духовными возможностями для гармонического развития личности.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профе-сиональной средней школы» отмечается, что совершенствование зрелого социализма неразрывно связано с совершенствованием советского человека не только как главной производительной силы, но и как социально активного гражданина, духовно богатой, нравственно развитой личности. На этом сегодня сосредоточиваются усилия всей нашей системы воспитания. Существенная роль в реализации масштабных задач по формированию гармонически развитой личности принадлежит психологии, раскрывающей закономерности формирования ее мотивационно-потребностной сферы.

В настоящее время в советской психологии общепринято, что личность формируется в деятельности. Следовательно, организуя специально задаваемую деятельность, можно целенаправленно развивать мотивы и потребности человека, обеспечивая его личностное становление.

В процессе развития личности формируется многоуровневая динамическая система ее суб" ективных отношений к производству, социальным процессам и т. д., то есть ко всем сторонам общественной жизни.

Психологические отношения детерминируются развивающейся по об" ективным законам системой общественных отношений, в которую личность включена необходимым образом. Поэтому в целом суб" ективные отношения личности соответствуют тем об" ективно развивающимся общественным отношениям, носителем которых она является. В ходе интериоризации общественные отношения превращаются в устойчивую мотивационную систему личности.

Исследование механизмов функционирования мотивационной сферы личности открывает реальные возможности для решения важной социальной задачи — управления «человеческим фактором» в различных сферах общественной практики в зрелом социалистическом обществе.

Упор на эффективность — важнейшая составная часть нашей экономической стратегии, успешная реализация которой в большой степени определяется «человеческим фактором». Советские ученые /Б.Ф.Ломов, Ю. М. Забродин, А. А. Крылов, В. В/Павл'ов, Е. А. Милерян и др./ внесли большой вклад в исследование современного производства с участием человека.

Опыт исследований поведения человека, ошибок восприятия времени в процессе деятельности свидетельствует о том, что суб" ект в усложненных условиях далеко не всегда адекватно отражает реальность. Эта особенность проявляется при выполнении совмещенных действий, характеризующихся многоцелевой детерминацией в условиях доминирования одного из действий.

Многочисленные экспериментальные исследования подтверждают следующее теоретическое положение: результат отражения может выступать в различных формах и функциях и как ориентир, знание и регулятор поведения.

В этой связи особую остроту приобретает проблема перцептивной деятельности суб" екта, включенной в выполняемый им труд.

Психические особенности человека в процессе профессиональной деятельности всегда были в фокусе научного интереса психологии и физиологии труда.

Восприятие времени хотя и включено в любое рабочее состояние, но несет в себе свой смысл и назначение определять отношение суб" екта к решаемой задаче и в конечном итоге влиять на эффективность ее решения. Выступая специфическим регулятором деятельности человека, восприятие времени тесно связано с его мотива-ционной сферой.

Мотивация выступает неотпемлемым компонентом процесса восприятия, в частности, восприятия времени, которое вплетается в различные виды деятельности человека и становится в ходе социального развития из непосредственного процесса опосредованным отражением окружающего мира.

Воцрос о структуре перцептивной деятельности, включенной в процесс отражения времени человеком, о связи ее с мотивационной сферой личности является актуальным в теоретическом и практическом плане как для общей психологии, так и для различных ее областей, в частности, возрастной и педагогической психологии, психологии труда и психологии спорта.

Предметом исследования выступило изучение механизма влияния мотивации на точность оценки и воспроизведения быстроты и длительности временных интервалов в ходе овладения и осуществления производственной, спортивной и музыкальной деятельноетей. Мы исходили из того, что фактор мотивации, регулирующий процесс восприятия времени, позволяет существенно улучшить качество выполняемой деятельности, совершенствовать профессиональное мастерство.

Разрабатывая цроблему мотивации деятельности, А. Н. Леонтьев выдвинул понятие значения деятельности и личностного смысла, раскрыв роль конкретной предметной деятельности в превращении недифференцированного потребноетного состояния в активное целевое поведение. Ряд советских психологов /А.К.Маркова, В. И. Ковалев, В.Д.Шадриков/ показали роль мотивации в эффективной регуляции профессиональной и учебной деятельности. Важным моментом в этих исследованиях является установления того факта, что стержневой характеристикой личности является уровень развития ее потребностей, лежащих в основе мотивации поведения и деятельности.

Поэтому, без знания психологических закономерностей оптимизирующей функции мотивации в восприятии времени в процессе выполнения предметной деятельности невозможно ее целенаправленное управление.

Цель исследования заключалась в изучении влияния фактора мотивации на точность оценки и воспроизведение длительности, как предмета временной структуры профессиональной /трудовой, музыкальной и спортивной/ деятельности суб" екта, определяющего ее эффективность.

Задачи нашего исследования заключались в следующем:

I/ описать особенности воспроизведения и оценки времени в условиях профессиональной /трудовой, музыкальной и спортивной/ деятельности;

2/ выяснить влияние фактора мотивации на точность восприятия времени в процессе профессиональной деятельности;

3/ изучить психологические механизмы, обусловливающие изменение точности отражения длительности в зависимости от содержания реально действующих мотивов и личностных особенностей суб" екта деятельности.

Мы исходили из гипотезы, согласно которой включение различных смыслообразугощих /личностных и общественно направленных/ мотивов повышает точность восприятия времени, что, в свою очередь, способствует при прочих равных условиях повышению эффективности различных видов деятельности. Степень регулирующего влияния мотивов различного смыслового содержания на точность восприятия времени зависит от личностных особенностей суб" екта деятельности. Поэтому точность восприятия суб" ектом времени в различных видах деятельности может рассматриваться как своеобразный диагностический показатель его личностных особенностей.

Методологической основой исследования явилось марксистско-ленинское положение об общественной сущности человека и его предметной деятельности, общетеоретические положения советской психологии о развитии человеческой психики в деятельности, об активном, творческом характере личности.

В ходе решения поставленных задач применялись различные методы исследования. Основу процедуры исследования составили наблюдение, лабораторный эксперимент в сочетании с теоретическим анализом полученных данных. Использовались также беседы с испытуемыми, преподавателями. Достоверность полученных данных обеспечивалась адекватной задачам исследования методикой и использованием статистических методов анализа экспериментального материала.

Исследованием было охвачено 350 человек — учащихся средних школ №№ 18, 64, 90, 96 г. Одессы, детских спортивных /№ I и «олимпийского резерва» / и музыкальной № 2 школ- 480 взрослых: спортсменов высшей квалификации ДСО «Динамо» и «Буревестник», учащихся ТУ-1 и ГПУ-2 /водители и токари/, курсантов автошколы ДОСААФ, студентов и сотрудников Одесского пединститута им. К. Д. Ушинского, Одесской консерватории им. Н.Неждановой, Одесского госуниверситета имИ.И.Мечникова. Всего в эксперименте приняли участие 830 испытуемых. Исследование проводилось в течение трех лет — I978-I98I г. г.

Научная новизна исследования заключалась в экспериментальном изучении влияния фактора мотивации на точность восприятия времени в условиях различных видов деятельности и в зависимости от личностных особенностей суб" екта. Установлено, что развитие професеионально важных качеств специалиста в период обучения обеспечивается ведущей ролью мотивационного фактора, улучшающего качество выполняемой деятельности в целом. В работе раскрыто влияние различных смыслообразующих мотивов, по-разному воздействующих на процесс выполнения деятельности.

Теоретическое значение исследования состоит в конкретизации и расширении представлений о влиянии мотивации на восприятие времени в процессе выполнения профессиональной деятельности. Показано, что фактор мотивации открывает возможность управлять точностью восприятия времени, существенно повышает адекватность отражения длительности в конкретных видах деятельности.

Практическую значимость исследования мы усматриваем в возможности использования результатов исследования для оптимизации учебно-профессиональной деятельности. Выявленные в работе закономерности влияния мотивации на точность отражения длительности и быстроты существенны для тех видов практической деятельности, где восприятие времени выступает необходимым условием ее продуктивности — производственной, спортивной и музыкальной. Установленные закономерности влияния различных смыслообразующих мотивов на точность восприятия длительности и быстроты могут составить основу индивидуального подхода в процессе обучения.

Апробация работы. Материалы исследования вошли в содержание раздела «Личность и деятельность» курса психологии, читаемого в Одесском госуниверситете им. И. И. Мечникова, использованы в методике обучения будущих водителей в системе профессионального обучения, при подготовке спортсменов и специалистов музыкального профиля.

Результаты исследования обсуждались на теоретическом семинаре в институте повышения квалификации АПН СССР, г. Москва /1979/, на заседаниях лаборатории психологии обучения НИИ психологии.

— 9.

УССР, г. Киева /1983;1984/.

Материалы исследования докладывались на республиканской научной практической конференции /Ереван, 1977/, республиканской научной практической конференции /Кохтла-Ярве, 1980/, областных научно-практических конференциях /Одесса, 1980, 1983/, П Всесоюзной конференции по педагогической психологии /Тула, 1982/.

Публикации. Основное содержание и конкретные результаты исследования отражены в 7 научных публикациях.

Структура и об" ем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Изложена на 130 страницах машинописного текста, содержит 8 таблиц, 7 графиков, I схему.

ВЫВОДЫ.

В настоящем исследовании экспериментально установлено влияние фактора мотивации, включенного как дополнительный стимул, в процесс отражения длительности временных интервалов, на адекватность воспроизведения параметров быстроты и длительности интервалов.

Решающим условием повышения адекватности восприятия времени является деятельность, выступающая в качестве важнейшей предпосылки ориентировки человека во времени, особенно такая, в которой необходимость точной оценки и воспроизведения временных интервалов и быстроты становится предпосылкой ее успешности.

Восприятие времени в деятельности приобретает характер сознательного решения задач, для чего человек использует все возможности, имеющиеся в его распоряжении.

Фактор мотивации, специально включаемый в процесс восприятия времени в условиях профессиональной и учебной деятельности, существенно улучшает точность отражения длительности временных интервалов, включаемых в эту деятельность. Анализ полученных результатов в нашем исследовании позволяет судить о психологических механизмах этого влияния.

Перцептивные действия, включаемые в процесс отражения длительности, формируются в деятельности и выступают как личностные образования.

Высказаное соображение относительно психологических механизмов, обеспечивающих адекватное отражение длительности, подтверждается и другими обстоятельствами, отмеченными в исследовании: с увеличением длительности временных интервалов ошибка воспроизведения уменьшается во всех возрастных группах, причем чем старше испытуемый, тем эта разница заметнее.

— но.

Данную особенность можно об" яснить тем, что с увеличением длительности воспринимаемых и воспроизводимых временных интервалов возрастает степень участия речевого, второсигнального аккомпанемента, моделирующего воспринимаемую длительность, являющегося важнейшим перцептивным действием, которое включается в процесс восприятия и воспроизведения длительности. С возрастом увеличивается роль второй сигнальной системы в деятельности.

Фактор мотивации, включаемый в эту деятельность, укрепляет данную связь, выступая как определенный психологический эквивалент уровня активации. Поэтому включение фактора мотивации, дополнительно включаемого в конкретную деятельность, обеспечивает повышение ее эффективности.

В ходе нашего исследования установлено определенное влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки временных интервалов, которое дает основание утверждать, что мотивы опосредованные общественно-значимой ценностью деятельности и включаемые в перцептивную деятельность суб" екта значительно повышают точность восприятия времени по сравнению с влиянием суб" ек-тивно-личностных мотивов, включаемых в эту деятельность. Причем эта зависимость с возрастом увеличивается, что свидетельствует о влиянии процесса социализации личности на обучение и воспитание.

С другой стороны, с возрастом уменьшается влияние суб" ектив-но-личностных мотивов на адекватность восприятия времени. В этом процессе обнаруживается влияние общепсихологических закономерностей онтогенеза на формирование процесса восприятия времени.

Как свидетельствуют полученные в экспериментальном исследовании данные, фактор мотивации, включаемый в процесс восприятия и оценки длительности, оказывает влияние на повышение его точности далеко не во всех случаях.

— Ill.

Нами установлено существование зависимости между личностными особенностями суб" екта и степенью влияния фактора мотивации на точность восприятия и оценки длительности. Эта зависимость реализуется на фоне личностных особенностей суб" екта, в частности, такой личностной характеристики как уровень притязаний.

Адекватность восприятия времени у испытуемых с завышенным уровнем притязаний, при включении дополнительного фактора мотивации, понижается. У испытуемых с заниженным уровнем притязаний в тех же условиях адекватность восприятия времени значительно выше.

Данные результаты позволяют сделать вывод, что фактор мотивации как психологический коррелят активности не всегда является предпосылкой успешности психологической деятельности, в частности, восприятия времени /длительности, быстроты/, и зависит от личностных особенностей суб" екта, в частности, уровня притязаний.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование дает возможность выделить основные аспекты влияния фактора мотивации на восприятие времени:

— формально-динамический, который реализуется как психологический эквивалент уровня активности;

— содержательный, раскрывающийся во влиянии различных смыс-лообразующих мотивов — личностной и общественной направленности — на восприятие и оценку длительности.

На этом фоне личностные особенности суб" екта выступают как внутренние условия, через которые преломляются формально-динамические и содержательные особенности мотивации, определяющие понижение или повышение адекватности восприятия времени.

Полученные теоретические выводы имеют практическое значение для оптимизации профессиональной и учебной деятельности. В ходе.

— 112 экспериментальных исследований доказано, что развитие профессиональных качеств специалиста в процессе обучения определяется ведущей ролью фактора мотивации, существенно улучшающего эффективность перцептивной деятельности суб" екта, зависимостью влияния фактора мотивации от личностных особенностей суб" екта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Экономико-философские рукописи 1855 года. В кн.: Маркс К., Энгельс Из ранних произведений. М.:Госполитиз-дат, 1956, с.587−596.
  2. Маркс К., Энгельс Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т.2, с.245- т. З, с.23−45- т.20, с. 493.
  3. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.181−194.
  4. Материалы ХШ с"езда КПСС. М. Политиздат, 1981, с.31−52.
  5. Ю.В. Учение К.Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3, с.9−23.
  6. Материалы июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС. М. Политиздат, 1983.
  7. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.:Наука, 1980, с.210−321.
  8. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности. В сб.: Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982, с. 4−10.
  9. М.И. Мотивы обучения учащихся. К.: Радянська школа, 1974, с. 3−35 /на украинском языке/.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. -338 с.
  11. Н.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
  12. .Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. М.: Педагогика, 1980, т.1, с. 65−185.
  13. П.К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса. Философские проблемы высшей нервной деятельности и психологии. М.: Медицина, 1963.
  14. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. 548 с.
  15. Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969, с. 57−118.
  16. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. Психологический журнал, т.2, 1981, № 2, с. 8−18.
  17. В.Г. Проблемы мотивации и личность. В кн.: Теоретические проблемы личности. М.: Наука, 1974, с. 122−144.
  18. В.Г. Структурные характеристики мотивации. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976, с. 172−192.
  19. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 157 с.
  20. Я.Ф. Проблема времени и ее философское истолкование. М.: Мысль, 1966. 199 с.
  21. В.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979, 150с.
  22. В.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 1427.
  23. Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком. Л.: Наука, 1980, с.с. 9−19, 62−63.
  24. Г. З., Дарьян В. Ф. К вопросу об анализе времени рабочих движений. В сб.: Новые исследования в психологии.1. М.: 1974, М /9/.
  25. Л.Я. Об условиях рефлексах на время у музыкантов.-Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969, с.95−96.
  26. Беляева-Экземплярская С. Н. Об экспериментальном исследовании суб"ективного отсчета времени человеком. Вопросы психологии, 1965, № 5, с. 59−70.
  27. И.К. Изменения точности оценки интервалов времени под влиянием вращений. Материалы конференции молодых научных работников за 1968 год /ШШШ/. М.: 1968, с. 107−108.
  28. Н.А. 0 построении движений. М.: Медгиз, 1947, -225 с.
  29. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 350 с.
  30. А.А. Влияние некоторых особенностей моторики на процессы восприятия. Автореферат. канд.психол.наук. Одесса, 1969. 20 с.
  31. В. Уровни бодрствования и внимание. В кн.: Экспериментальная психология, вып. Ш, гл. 9, М.: Прогресс, 1970.
  32. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464.с.
  33. Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика, 1972, с. 7−45.
  34. Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, с.168−180.
  35. А.К. Влияние помех на восприятие деятельности собственных движений. Дисс.. канд.психол.наук. Одесса, 1974. 165 с.
  36. В.Е. К вопросу об анализе времени в процессе фор- 116 мирования трудовых навыков у учащихся У1-УП классов. -Вопросы психологии, 1958, № 2, с. 63−64.
  37. В.Е. К вопросу об анализе времени рабочего движения. Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. I969-I97I.
  38. Р.С. Развитие мотивационной сферы студента в старшем /студенческом/ возрасте. Канд.дисс. М.: 1973. 163 с.
  39. Р.С. Проблема развития мотивов и потребностей в онтогенезе. Вопросы психологии. 1973, № 5, с. 23−40.
  40. .И. О влиянии мотивации на продуктивность мнеми-ческих процессов. Вопросы психологии, 1975, № 6, с. 34−42.
  41. Л.В. Роль опережающего отражения в формировании гимнастических навыков. Автореферат дисс.. канд. педагог, наук /по психологии/. Одесса, 1966. 23 с.
  42. А.П. К методике исследования чувства ритма у гимнастов. —, В сб.: Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М.: Ш и С, 1968, с. 77−85.
  43. Л.С. Избранные психологические произведения. М.: АПН РСФСР, I960. 519 с.
  44. Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: АПН РСФСР, I960. 499 с.
  45. Г. Восприятие времени. В кн.: Экспериментальная психология, 1963, т.2, с. 859−874.
  46. Гак Г. М. Роль идейных мотивов в трудовой активности. В кн.: Вопросы производительности труда в период строительства коммунизма. М.: 1961. — 99 с.
  47. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959, т.1, с. 441−466.- 117
  48. П.Я. Типы ориентировки и активность обучения.- Радянська школа, 1962, № 3, с. 23−28 /на украинском языке/.
  49. С.И. Физиология человека и животных. М.: Медицина, 1977, с. 492−535.
  50. Е.М. Особенности формирования суб"ективной оценки времени в онтогенезе. Вопросы психологии, 1977, № 5,с II4-II9.
  51. Е.М. Возрастные особенности оценки времени в различных видах деятельности. %рнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова, т.30, вып.2, 1980, с. 251−255.
  52. С.Г. 0 развитии восприятия времени под влиянием специальных упражнений. В кн.: Материалы совещания по психологии. М.: АПН РСФСР, 1957, с. 20I-2II.
  53. С.Г. Психологические особенности скоростных действий и пути овладения ими. В кн.: Тезисы докладов на совещании по вопросам психологии труда. М.: АПН РСФСР, 1957, с. 45−47.
  54. С.Г. «Чувство времени» и скорость двигательных реакций. М.: Медгиз, 1958, с. 3−53.
  55. С.Г. Вопросы психологии труда. В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, I960, т.2.
  56. П.И. Из опыта воспитания культуры времени у учащихся школ. Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. 187−188.
  57. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972, 422 с.
  58. В.В. Категория деятельности и. психического отражения в теории А. Н. Леонтьева. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1979, № 4, с. 25−41.
  59. В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы- 118 современной психологии детей младшего школьного возраста. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, с. 180−206.
  60. А.С., Карпов Г. С. К вопросу восприятия и оценки времени. Вопросы психологии, 1967, № 4, с. 90−101.
  61. Л.Д. Временные категории речи и дифференциация времени. В кн.: Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969, с. 97−98.
  62. А.К. 0 структуре мотивов учебной деятельности. -Вестник Харьковского университета, № 171. Психология памяти и обучения, вып. II, Харьков: Выща школа, 1978, с. 49−55.
  63. .А. Психологические проблемы ритмов в жизни и деятельности человека. Психологический журнал, т.1, 1980,2, с. I2I-I3I.
  64. А.В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, I960. 430 с.
  65. А.В., Зинченко В. П. Восприятие и действие. М.: — 119 -Просвещение, 1967. 321 с.
  66. Д.Н. Деятельность оператора в условиях дефицита времени. В кн.: Инженерная психология. Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1977, с. 190−218.
  67. В.П. Восприятие как действие. Вопросы психологии, 1967, № I, с. 17−24.
  68. В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969.
  69. П.И. Непроизвольное запоминание. М.: АПН РСФСР, I960.
  70. В.Д., Огородникова Н. В. Воспитание чувства ритма у обучающихся музыке. В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. 190−192.
  71. Е.П., Савченко К. Т. Сравнение точности оценки, отмеривания и воспроизведения движений. В кн.: Психомоторика. Сборник научных трудов ЛГЛИ им. А. И. Герцена. Л.: 1967, с. 78−82.
  72. Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей.- Вопросы психологии, 1961, № 1, с. 19−26.
  73. М.Г. Восприятие временных интервалов. Вопросы психологии, 1961, № I, с. 19−26.
  74. О.С. О влиянии требований экономного использования времени на процесс выполнения школьных трудовых заданий.- Вопросы психологии, 1956, № 6, с. 125−135.
  75. В.Е. Проблемы структуры мотивов личности в современной американской психологии. В кн.: Личность и общество. Свердловск, 1967, с. I6I-I72.
  76. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1968, с. II8-I25.
  77. В.И. К проблеме мотивов. Психологический журнал, — 120 -т. 2, I981, № 1, с. 29−44.
  78. Д. Проблема психической регуляции поведения. Методология, теория, эксперимент. Психологический журнал, т.1, 1980, № 3, с. 47−57.
  79. Т.М. Роль обратной афферентации в восприятии времени. Канд. диссер. Одесса, 1962, с. 245−246.
  80. Т.М. Дискриминация раздражителя и дифференциация времени. В кн.: Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969, с. 98−101.
  81. .Б. Чувство темпа у конькобежцев. Научные труды /ВЕЛШШ/ за 1969 год. т.1, М.: Фис, 1970, с. 185−187.
  82. .Б. Познавательные процессы у спортсменов. В кн.: Сенсорная основа спортивного мастерства, т.1, М.: ФиС, 1973, с. 10−12.
  83. О.А. 0 психологической саморегуляции сенсомоторной деятельности. В сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, с. 78−92.
  84. Г. С. Психологические вопросы соединения обучения с производительным- трудом. Вопросы психологии, I960, № 6, с. 3−22.
  85. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 256 с.
  86. М. 0 некоторых связях и регулирующей роли мотивации и активации в процессе деятельности. Ученые записки Тартуского университета. Вып. 395, т.1У, Тарту, 1976, с. 28−35.
  87. Котов-Хроменко В. Е. Особенности временной перспективы у ребенка среднего школьного возраста. Канд.дисс., Одесса, 1956, с. 3−20.
  88. Котов-Хроменко В. Е. Взаимодействие сигнальных систем действительности и восприятие времени. Труды 0ГУ, т.147, Одесса, 1957, с. 69−77.- 121
  89. Котов-Хроменко В. Е. Типологические особенности высшей нервной деятельности и восприятие времени. В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. 163 165.
  90. .Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. 224 с.
  91. Н.К. Педагогические сочинения в 10 томах. М.: АПН РСФСР, т. З, 1959, с. 732−741.
  92. Н.С. Умственная активность как фактор развития способностей. В сб.: Материалы межвузовской научной конференции. Курск, 1968.
  93. Н.С. 0 психофизиологических основах активности.
  94. В, сб.: Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975.
  95. А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959, с. 210−215.
  96. А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1965, с. 310−313.
  97. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.:МГУ, 1971. — 40 с.
  98. А.Н. Проблема деятельности в психологии. Вопросы философии, 1972, № 9, с. 7−19.
  99. А.Н. Деятельность и сознание. Вопросы философии, 1972, № 12, с. 129−140.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, с. 129−140.
  101. Ю4.Лисенкова В. П. Восприятие времени и некоторые хронометрические характеристики человека. Автореферат дисс.. канд. психолог, наук, Л., 1966. 17 с.
  102. Ю5.Лисенкова В. П. Индивидуальные особенности восприятия времени- 122 и временных характеристик некоторых сенсомоторных реакций. Материалы Ш Всесоюзного с"езда психологов СССР, т.1. М.: 1968, с. 132−133.
  103. В.П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком. Психологический журнал, т.2, 1981, № I, с. 113—119.
  104. .Ф. Состояние и перспективы развития психологии в СССР в свете решения ХХУ с"езда партии. Вопросы психологии, 1971, № 5, с. 3−15.
  105. .Ф. Личность в системе общественных отношений. -Психологический журнал, т.2, 1975, № 1, с. 3−17.
  106. .Ф. Научно-техническая революция и социальная обусловленность регуляции поведения личности. В сб.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: 1976, с. 29−40.
  107. .Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал, т.2, 1981, № 5, с. 3−23.
  108. .Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии. -Психологический журнал, т.1, 1980, № 1, с. 8−20.
  109. А.Р. Мозг человека и психические процессы. Избр. произведения в 2-х томах, т.1, М.: АПН РСФСР, 1963. — 479 с.
  110. А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. в 7 томах, т.5, М.: АПН РСФСР, с. 70−75.
  111. А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1974. 64 с.
  112. А.К. Мотивация учебной деятельности школьника. -Вопросы психологии, 1975, № 5, с. 17−24.
  113. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация ученияи §-е воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 65с.
  114. П.Е. Роль второсигнальных связей в восприя- 123 тии времени. Канд.дисс. Одесса, 1977. 165 с.
  115. В.Я., Демвдов Н. Н. О точности воспроизведения пространственных и временных параметров движений. Теория и практика физической культуры, 1972, № 7, с. 29−32.
  116. И.А. Влияние мотивации на процессы восприятия. Автореферат. канд.психол.наук. Одесса, 1975. 165 с.
  117. Т.А. 0 различных формах отражения времени мозгом. -Вопросы философии, 1975, № 7, с. II9-I27.
  118. B.C. Лекции по психологии мотивов. Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1971. 120 с^
  119. Е.А. Психологические особенности производственных умений у старших школьников. Вопросы психологии, I960, № I, с. 14−23.
  120. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. 299 с.
  121. Л.М. Влияние интенсивности стимула на оценку временных интервалов различной длительности. Вопросы психологии, 1977, № 1, с. 64−72.
  122. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения. -Вопросы психологии, 1976, № 6, с. 35−40.
  123. С.Г. Исследование точности восприятия скорости собственных движений при выполнении некоторых гимнастических упражнений. Материалы 5-го Всесоюзного совещания по психологии физического восприятия и спорта. М., 1965, с. 138−140.
  124. С.Г. Развитие точности оценки времени движений в различных условиях их воспитания. Канд. дисс., Киев, 1968. 225 с.
  125. С.Г. Проблемы мотиввции в экспериментальных исследованиях. К.: Наукова думка, 1975. 144 с.- 124
  126. Ю.С. Характеристики саморегуляции сенсомоторной деятельности в адаптационный перид. Автореферат. канд. психол. наук, М., 1979. 24 с.
  127. Ю.Л. Экспериментальная оценка методики воспроизведения интервалов времени. Вопросы психологии, 1964, М, с. 94−98.
  128. Нюттен 1. Мотивация. Гл. ХУ. В кн.: Экспериментальная психология. Т.5, М.: Прогресс, 1975, с. I5-III.
  129. К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. 248 с.
  130. Д.А. Предметное действие как информационный процесс. Вопросы психологии, 1970, № 3, с. 34−50.
  131. И.П. Полн.собр.соч., М.-Л.: 1951, т. З, кн.1, с.113−116.
  132. В.Д. Роль обратной связи в восприятии временных особенностей гимнастических упражнений. Автореферат. канд.педагог.наук /по психологии/. Одесса, 1966. 23 с.
  133. В.Д. Роль второсигнальной обратной связи в отражении времени школьником в процессе занятий физкультурой и спортом. В сб.: Психологические вопросы физического воспитания в школе. М.: ФиС, 1966, с. 130−136.
  134. В.К., Сысоев Ю. В. Об использовании «реакции на время» как индикатора предстартового состояния спортсмена.- Материалы 3-го Всесоюзного с"езда психологов СССР, т. З, вып. 2, М.: 1968, с. 79−80.
  135. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  136. К.К. Система психологии в теории отражения. М.: Наука, 1982, с. 206−227.
  137. К.К. Вопросы психологии труда. М": Медгиз, 1970.- 264 с.
  138. Н.А. Биометрия Новосибирск: Сибирское отд. АН СССР, 1961. 364 с.
  139. А.П., Щенин Б. П. О динамике «чувства времени"в условиях лыжной гонки. В сб.: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов. М.: ФиС, 1969, с. 244 — 247.
  140. М.Ф. О восприятии времени и о тенденции к преждевременному или запаздывающему реагированию. Вопросы психологии, 1959, М, с. 99−102.
  141. М.Ф., Голубева Н. Л., Лисенкова В. П. Об оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов. В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. I6I-I63.
  142. А.С. Потребность, мотив и установка. В сб.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974, с. 33−35.
  143. А.Ц. 0 чувстве темпа у стайеров. Теория и практика физической культуры, 1937, 1>Г°2, с. 137−140.
  144. А.Г. Значение самостоятельного определения и сравнительной оценки времени в развитии „чувства времени“ у бегунов. В сб.: Вопросы психологии спорта. М.: ФиС, 1956, с. 242−272.
  145. М.И. Условный рефлекс на время /и „чувство времени"/ как показатель соотношения возбуждения и торможения. В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. 154−155.
  146. С.Л. Проблемы деятельности и сознания в системе советской психологии. Ученые записки МГУ. Вып. 90, 1945, с. 6−21.- 126
  147. С.JI. Основы общей психологии. М.: Мин. просвещения РСФСР, 1946, с. 544−546, 563−564.
  148. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Педагогика, 1959, с. 163−165, 185.
  149. С.Л. Проблемы общей психологии. М.- Педагогика, 1973, с. 255−385.
  150. Г. И. 0 восприятии времени у спортсменов. Теория и практика физической культуры, 1973, М, с. 15−17.
  151. И.М. Предметная мысль и действительность. Избранные произведения, т.1, М.: АПН РСФСР, 1952, с. 7−127.154а.Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников. Учебные записки Тамбовского пединститута. Вып. 10, 1956.
  152. Н. Роберт. Мифы и реальность в психологии спорта. М.: ФиС, 1980, с. 152−154.
  153. .Н., Морчукова В.М, Исследование восприятий времени у велосипедистов-шоссейников в процессе тренировки. -Тезисы 2-го Всесоюзного совещания по психологии спорта.1. М.: ФиС, 1958, с. 37−39.
  154. Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М.: МГУ, 1958.- 322 с.
  155. Е.Н. Принципы психофизиологии. Вопросы психологии, 1979, № 2, с. 66−73.
  156. Е.Т. Восприятие в норме и патологии. М.: МГУ, 1976, с. 63−68.
  157. Сэв JI. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972, с. 469−542.
  158. Э.Д. Мотивация как фактор управленческой мыслительной деятельностью человека. В сб.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974, с. 295−298.
  159. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АН СССР, 1961. 536 с.
  160. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
  161. Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М.: Прогресс, 1968. — 287 с.
  162. .А. Овладение временной структурой операции на конвейере. В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961.
  163. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М.: Госиздат, 1923. 208 с.
  164. П. Приспособление человека ко времени. Вопросы психологии, 1961, М, с. 43−57.
  165. П. Эмоции. В кн.: Экспериментальная психология. Вып. У, М.: Прогресс, 1975, с. III-I95.
  166. П. Восприятие и оценка времени. В кн.: Экспериментальная психология. ВыпЛУ, М.: Прогресс, 1978, с. 89−130.
  167. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982. 205 с.- 128
  168. Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972. 348 с.
  169. .И. Ориентировка во времени и сенеомоторные реакции. Киев, 1979, с. 18.
  170. В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983. 239 с.175а.Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 143с.
  171. Н.И., Митина Л. М. Теоретические, методические и прикладные аспекты проблемы восприятия времени. Вопросы психологии, 1979, № 3, с. 16−23.
  172. В.Д. Психологические основы формирования сенсомо-торных навыков в процессе производственного обучения. -Вестник Ярославского университета, 1972, № 3.
  173. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. Психологический журнал, т.1, 1980, № 3, с. 33−46.
  174. А.А. Возрастные особенности чувства времени у школьников. Ереван, 1982. Автореферат. канд.психол.наук.24 с.
  175. Г. С. Психофизика временных различий. Автореферат. канд. психол.наук. Л., 1976, с. 1−7.
  176. Д.Г. К вопросу об ориентировке ребенка школьного возраста во временных отношениях. В сб.: Детский коллектив и ребенок. Харьков, 1926, с. 14−17.
  177. Д.Г. Восприятие времени и деятельность. Тезисы докладов научной сессии Одесского государственного пединститута. Одесса, 1941, с. 7−1I.
  178. Д.Г. Роль мотивации в формировании навыка. Научныезаписки Одесского гос. пединститута, т.7, Одесса, 1941, с. 61−75.
  179. Д.Г. Восприятие времени и внимание. Научные запис- 129 ки Одесского гос. пединститута, т.8, Одесса, 1947, с.191−231.
  180. Д.Г. Восприятие времени. Экспериментальное исследование. Дисс.. доктора психологических наук. В.IvI., 1949. 320 с.
  181. Д.Г. 0 влиянии сигнального значения раздражителя на психическую деятельность человека. Вопросы психологии, I960, № 6, с. 23−27.
  182. Д.Г. Восприятие времени. М.: АПН РСФСР, 1962. -311 с.
  183. Д.Г. Восприятие времени как моделирование действующего раздражителя. Вопросы психологии, 1964, № 3, с.56−61.
  184. Д.Г. Восприятие длительности и. временные особенности сенсомоторики. Вопросы психологии, 1968, № 3, с. 60.
  185. Д.Г. Восприятие времени как моделирование. В кн.: Восприятие пространства и времени. — Л.: Наука, 1969, с. 76−80.
  186. Д.Г. К вопросу о роли временного фактора в мнеми-чес ческой деятельности человека. Вопросы психологии, 1970,1. I, с. 63−69.
  187. Д.Г. Роль временного фактора в формировании навыков. В сб.: Психология, вып.12. К.: Радянська школа, 1973, с. 146−148, /на украинском языке/.
  188. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969, с. 164−218.
  189. В.Л. Некоторые психологические условия обучения дифференциации времени. В сб.: Психология, вып. 5. К.: Радянська школа, 1968, с. 12−20 /на украинском языке/.- 130
  190. В.JI. Особенности понятий о времени у детей и взрослых. Материалы 1У Всесоюзного с"езда психологов СССР. Тбилисси, 1971, с. 382−383. 197“ Woodworth R.S. Reinforcement of perception. — America J.
  191. Psychol., 19 47, v. 60, p. 119−124-. 198. Woodrow H. The reproduction of temporal intervals. -J.exp.
  192. Psychol., 1930, v.13,p.473 499. 199» Fraisse P. Durfee de la perception et perception de la duree.-Actes du XV Oongr. Internation de Psychol. — Amsterdam, 1959, p.300 — 301.
Заполнить форму текущей работой