Влияние фактора мотивации на восприятие времени в деятельности
Диссертация
Исследованием было охвачено 350 человек — учащихся средних школ №№ 18, 64, 90, 96 г. Одессы, детских спортивных /№ I и «олимпийского резерва» / и музыкальной № 2 школ- 480 взрослых: спортсменов высшей квалификации ДСО «Динамо» и «Буревестник», учащихся ТУ-1 и ГПУ-2 /водители и токари/, курсантов автошколы ДОСААФ, студентов и сотрудников Одесского пединститута им. К. Д. Ушинского, Одесской… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. ПРОБЛЕМА СВЯЗИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПРИЯТИЕМ ВРЕМЕНИ
- 1. 1. Роль деятельности в развитии «чувства времени»
- 1. 2. Саморегуляция деятельности и фактор времени
- 1. 3. Задачи и методика исследования
- Глава II. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ВРЕМЕНИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Особенности воспроизведения быстроты в условиях трудовой деятельности
- 2. 2. Особенности воспроизведения длительности в спортивной и музыкальной деятельности
- Глава III. ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ВРЕМЕНИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 3. 1. Мотивация и восприятие быстроты в условиях трудовой деятельности
- 3. 2. Мотивация и воспроизведение длительности в музыкальной и спортивной деятельности
- 3. 3. Влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки длительности
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Маркс К. Экономико-философские рукописи 1855 года. В кн.: Маркс К., Энгельс Из ранних произведений. М.:Госполитиз-дат, 1956, с.587−596.
- Маркс К., Энгельс Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т.2, с.245- т. З, с.23−45- т.20, с. 493.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.181−194.
- Материалы ХШ с"езда КПСС. М. Политиздат, 1981, с.31−52.
- Андропов Ю.В. Учение К.Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3, с.9−23.
- Материалы июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС. М. Политиздат, 1983.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.:Наука, 1980, с.210−321.
- Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности. В сб.: Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982, с. 4−10.
- Алексеева М.И. Мотивы обучения учащихся. К.: Радянська школа, 1974, с. 3−35 /на украинском языке/.
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. -338 с.
- Н.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. М.: Педагогика, 1980, т.1, с. 65−185.
- Анохин П.К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса. Философские проблемы высшей нервной деятельности и психологии. М.: Медицина, 1963.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. 548 с.
- Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969, с. 57−118.
- Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. Психологический журнал, т.2, 1981, № 2, с. 8−18.
- Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность. В кн.: Теоретические проблемы личности. М.: Наука, 1974, с. 122−144.
- Асеев В.Г. Структурные характеристики мотивации. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976, с. 172−192.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 157 с.
- Аскин Я.Ф. Проблема времени и ее философское истолкование. М.: Мысль, 1966. 199 с.
- Асмолов В.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979, 150с.
- Асмолов В.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 1427.
- Багрова Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком. Л.: Наука, 1980, с.с. 9−19, 62−63.
- Бедный Г. З., Дарьян В. Ф. К вопросу об анализе времени рабочих движений. В сб.: Новые исследования в психологии.1. М.: 1974, М /9/.
- Беленькая Л.Я. Об условиях рефлексах на время у музыкантов.-Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969, с.95−96.
- Беляева-Экземплярская С. Н. Об экспериментальном исследовании суб"ективного отсчета времени человеком. Вопросы психологии, 1965, № 5, с. 59−70.
- Берестов И.К. Изменения точности оценки интервалов времени под влиянием вращений. Материалы конференции молодых научных работников за 1968 год /ШШШ/. М.: 1968, с. 107−108.
- Бернштейн Н.А. 0 построении движений. М.: Медгиз, 1947, -225 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 350 с.
- Бефани А.А. Влияние некоторых особенностей моторики на процессы восприятия. Автореферат. канд.психол.наук. Одесса, 1969. 20 с.
- Блок В. Уровни бодрствования и внимание. В кн.: Экспериментальная психология, вып. Ш, гл. 9, М.: Прогресс, 1970.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464.с.
- Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика, 1972, с. 7−45.
- Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, с.168−180.
- Болотова А.К. Влияние помех на восприятие деятельности собственных движений. Дисс.. канд.психол.наук. Одесса, 1974. 165 с.
- Бушурова В.Е. К вопросу об анализе времени в процессе фор- 116 мирования трудовых навыков у учащихся У1-УП классов. -Вопросы психологии, 1958, № 2, с. 63−64.
- Бушурова В.Е. К вопросу об анализе времени рабочего движения. Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. I969-I97I.
- Вайсман Р.С. Развитие мотивационной сферы студента в старшем /студенческом/ возрасте. Канд.дисс. М.: 1973. 163 с.
- Вайеман Р.С. Проблема развития мотивов и потребностей в онтогенезе. Вопросы психологии. 1973, № 5, с. 23−40.
- Вассерман Б.И. О влиянии мотивации на продуктивность мнеми-ческих процессов. Вопросы психологии, 1975, № 6, с. 34−42.
- Вишнева Л.В. Роль опережающего отражения в формировании гимнастических навыков. Автореферат дисс.. канд. педагог, наук /по психологии/. Одесса, 1966. 23 с.
- Воскресенская А.П. К методике исследования чувства ритма у гимнастов. —, В сб.: Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М.: Ш и С, 1968, с. 77−85.
- Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М.: АПН РСФСР, I960. 519 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: АПН РСФСР, I960. 499 с.
- Вудроу Г. Восприятие времени. В кн.: Экспериментальная психология, 1963, т.2, с. 859−874.
- Гак Г. М. Роль идейных мотивов в трудовой активности. В кн.: Вопросы производительности труда в период строительства коммунизма. М.: 1961. — 99 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959, т.1, с. 441−466.- 117
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и активность обучения.- Радянська школа, 1962, № 3, с. 23−28 /на украинском языке/.
- Гальперин С.И. Физиология человека и животных. М.: Медицина, 1977, с. 492−535.
- Гареев Е.М. Особенности формирования суб"ективной оценки времени в онтогенезе. Вопросы психологии, 1977, № 5,с II4-II9.
- Гареев Е.М. Возрастные особенности оценки времени в различных видах деятельности. %рнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова, т.30, вып.2, 1980, с. 251−255.
- Геллерштейн С.Г. 0 развитии восприятия времени под влиянием специальных упражнений. В кн.: Материалы совещания по психологии. М.: АПН РСФСР, 1957, с. 20I-2II.
- Геллерштейн С.Г. Психологические особенности скоростных действий и пути овладения ими. В кн.: Тезисы докладов на совещании по вопросам психологии труда. М.: АПН РСФСР, 1957, с. 45−47.
- Геллерштейн С.Г. «Чувство времени» и скорость двигательных реакций. М.: Медгиз, 1958, с. 3−53.
- Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда. В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, I960, т.2.
- Горбулин П.И. Из опыта воспитания культуры времени у учащихся школ. Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. 187−188.
- Давьщов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972, 422 с.
- Давыдов В.В. Категория деятельности и. психического отражения в теории А. Н. Леонтьева. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1979, № 4, с. 25−41.
- Давьщов В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы- 118 современной психологии детей младшего школьного возраста. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, с. 180−206.
- Дмитриев А.С., Карпов Г. С. К вопросу восприятия и оценки времени. Вопросы психологии, 1967, № 4, с. 90−101.
- Драголи Л.Д. Временные категории речи и дифференциация времени. В кн.: Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969, с. 97−98.
- Дусавицкий А.К. 0 структуре мотивов учебной деятельности. -Вестник Харьковского университета, № 171. Психология памяти и обучения, вып. II, Харьков: Выща школа, 1978, с. 49−55.
- Душков Б.А. Психологические проблемы ритмов в жизни и деятельности человека. Психологический журнал, т.1, 1980,2, с. I2I-I3I.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, I960. 430 с.
- Запорожец А.В., Зинченко В. П. Восприятие и действие. М.: — 119 -Просвещение, 1967. 321 с.
- Завалишина Д.Н. Деятельность оператора в условиях дефицита времени. В кн.: Инженерная психология. Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1977, с. 190−218.
- Зинченко В.П. Восприятие как действие. Вопросы психологии, 1967, № I, с. 17−24.
- Зинченко В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: АПН РСФСР, I960.
- Змиенко В.Д., Огородникова Н. В. Воспитание чувства ритма у обучающихся музыке. В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. 190−192.
- Ильин Е.П., Савченко К. Т. Сравнение точности оценки, отмеривания и воспроизведения движений. В кн.: Психомоторика. Сборник научных трудов ЛГЛИ им. А. И. Герцена. Л.: 1967, с. 78−82.
- Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей.- Вопросы психологии, 1961, № 1, с. 19−26.
- Каспарова М.Г. Восприятие временных интервалов. Вопросы психологии, 1961, № I, с. 19−26.
- Карандеева О.С. О влиянии требований экономного использования времени на процесс выполнения школьных трудовых заданий.- Вопросы психологии, 1956, № 6, с. 125−135.
- Кемеров В.Е. Проблемы структуры мотивов личности в современной американской психологии. В кн.: Личность и общество. Свердловск, 1967, с. I6I-I72.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1968, с. II8-I25.
- Ковалев В.И. К проблеме мотивов. Психологический журнал, — 120 -т. 2, I981, № 1, с. 29−44.
- Ковач Д. Проблема психической регуляции поведения. Методология, теория, эксперимент. Психологический журнал, т.1, 1980, № 3, с. 47−57.
- Козина Т.М. Роль обратной афферентации в восприятии времени. Канд. диссер. Одесса, 1962, с. 245−246.
- Козина Т.М. Дискриминация раздражителя и дифференциация времени. В кн.: Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969, с. 98−101.
- Коссов Б.Б. Чувство темпа у конькобежцев. Научные труды /ВЕЛШШ/ за 1969 год. т.1, М.: Фис, 1970, с. 185−187.
- Коссов Б.Б. Познавательные процессы у спортсменов. В кн.: Сенсорная основа спортивного мастерства, т.1, М.: ФиС, 1973, с. 10−12.
- Конопкин О.А. 0 психологической саморегуляции сенсомоторной деятельности. В сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, с. 78−92.
- Костюк Г. С. Психологические вопросы соединения обучения с производительным- трудом. Вопросы психологии, I960, № 6, с. 3−22.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 256 с.
- Котик М. 0 некоторых связях и регулирующей роли мотивации и активации в процессе деятельности. Ученые записки Тартуского университета. Вып. 395, т.1У, Тарту, 1976, с. 28−35.
- Котов-Хроменко В. Е. Особенности временной перспективы у ребенка среднего школьного возраста. Канд.дисс., Одесса, 1956, с. 3−20.
- Котов-Хроменко В. Е. Взаимодействие сигнальных систем действительности и восприятие времени. Труды 0ГУ, т.147, Одесса, 1957, с. 69−77.- 121
- Котов-Хроменко В. Е. Типологические особенности высшей нервной деятельности и восприятие времени. В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. 163 165.
- Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. 224 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 томах. М.: АПН РСФСР, т. З, 1959, с. 732−741.
- Лейтес Н.С. Умственная активность как фактор развития способностей. В сб.: Материалы межвузовской научной конференции. Курск, 1968.
- Лейтес Н.С. 0 психофизиологических основах активности.
- В, сб.: Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959, с. 210−215.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1965, с. 310−313.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.:МГУ, 1971. — 40 с.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. Вопросы философии, 1972, № 9, с. 7−19.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. Вопросы философии, 1972, № 12, с. 129−140.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, с. 129−140.
- Ю4.Лисенкова В. П. Восприятие времени и некоторые хронометрические характеристики человека. Автореферат дисс.. канд. психолог, наук, Л., 1966. 17 с.
- Ю5.Лисенкова В. П. Индивидуальные особенности восприятия времени- 122 и временных характеристик некоторых сенсомоторных реакций. Материалы Ш Всесоюзного с"езда психологов СССР, т.1. М.: 1968, с. 132−133.
- Лисенкова В.П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком. Психологический журнал, т.2, 1981, № I, с. 113—119.
- Ломов Б.Ф. Состояние и перспективы развития психологии в СССР в свете решения ХХУ с"езда партии. Вопросы психологии, 1971, № 5, с. 3−15.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. -Психологический журнал, т.2, 1975, № 1, с. 3−17.
- Ломов Б.Ф. Научно-техническая революция и социальная обусловленность регуляции поведения личности. В сб.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: 1976, с. 29−40.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал, т.2, 1981, № 5, с. 3−23.
- Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии. -Психологический журнал, т.1, 1980, № 1, с. 8−20.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Избр. произведения в 2-х томах, т.1, М.: АПН РСФСР, 1963. — 479 с.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. в 7 томах, т.5, М.: АПН РСФСР, с. 70−75.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1974. 64 с.
- Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника. -Вопросы психологии, 1975, № 5, с. 17−24.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация ученияи §-е воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 65с.
- Мармазинская П.Е. Роль второсигнальных связей в восприя- 123 тии времени. Канд.дисс. Одесса, 1977. 165 с.
- Меншиков В.Я., Демвдов Н. Н. О точности воспроизведения пространственных и временных параметров движений. Теория и практика физической культуры, 1972, № 7, с. 29−32.
- Мелихова И.А. Влияние мотивации на процессы восприятия. Автореферат. канд.психол.наук. Одесса, 1975. 165 с.
- Меринг Т.А. 0 различных формах отражения времени мозгом. -Вопросы философии, 1975, № 7, с. II9-I27.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов. Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1971. 120 с^
- Милерян Е.А. Психологические особенности производственных умений у старших школьников. Вопросы психологии, I960, № I, с. 14−23.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. 299 с.
- Митина Л.М. Влияние интенсивности стимула на оценку временных интервалов различной длительности. Вопросы психологии, 1977, № 1, с. 64−72.
- Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения. -Вопросы психологии, 1976, № 6, с. 35−40.
- Москвичев С.Г. Исследование точности восприятия скорости собственных движений при выполнении некоторых гимнастических упражнений. Материалы 5-го Всесоюзного совещания по психологии физического восприятия и спорта. М., 1965, с. 138−140.
- Москвичев С.Г. Развитие точности оценки времени движений в различных условиях их воспитания. Канд. дисс., Киев, 1968. 225 с.
- Москвичев С.Г. Проблемы мотиввции в экспериментальных исследованиях. К.: Наукова думка, 1975. 144 с.- 124
- Наживин Ю.С. Характеристики саморегуляции сенсомоторной деятельности в адаптационный перид. Автореферат. канд. психол. наук, М., 1979. 24 с.
- Нуллер Ю.Л. Экспериментальная оценка методики воспроизведения интервалов времени. Вопросы психологии, 1964, М, с. 94−98.
- Нюттен 1. Мотивация. Гл. ХУ. В кн.: Экспериментальная психология. Т.5, М.: Прогресс, 1975, с. I5-III.
- Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. 248 с.
- Ошанин Д.А. Предметное действие как информационный процесс. Вопросы психологии, 1970, № 3, с. 34−50.
- Павлов И.П. Полн.собр.соч., М.-Л.: 1951, т. З, кн.1, с.113−116.
- Палыга В.Д. Роль обратной связи в восприятии временных особенностей гимнастических упражнений. Автореферат. канд.педагог.наук /по психологии/. Одесса, 1966. 23 с.
- Палыга В.Д. Роль второсигнальной обратной связи в отражении времени школьником в процессе занятий физкультурой и спортом. В сб.: Психологические вопросы физического воспитания в школе. М.: ФиС, 1966, с. 130−136.
- Петрович В.К., Сысоев Ю. В. Об использовании «реакции на время» как индикатора предстартового состояния спортсмена.- Материалы 3-го Всесоюзного с"езда психологов СССР, т. З, вып. 2, М.: 1968, с. 79−80.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
- Платонов К.К. Система психологии в теории отражения. М.: Наука, 1982, с. 206−227.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М": Медгиз, 1970.- 264 с.
- Плохинский Н.А. Биометрия Новосибирск: Сибирское отд. АН СССР, 1961. 364 с.
- Поварицын А.П., Щенин Б. П. О динамике «чувства времени"в условиях лыжной гонки. В сб.: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов. М.: ФиС, 1969, с. 244 — 247.
- Пономарев М.Ф. О восприятии времени и о тенденции к преждевременному или запаздывающему реагированию. Вопросы психологии, 1959, М, с. 99−102.
- Пономарев М.Ф., Голубева Н. Л., Лисенкова В. П. Об оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов. В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. I6I-I63.
- Прангишвили А.С. Потребность, мотив и установка. В сб.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974, с. 33−35.
- Пуни А.Ц. 0 чувстве темпа у стайеров. Теория и практика физической культуры, 1937, 1>Г°2, с. 137−140.
- Рафалович А.Г. Значение самостоятельного определения и сравнительной оценки времени в развитии „чувства времени“ у бегунов. В сб.: Вопросы психологии спорта. М.: ФиС, 1956, с. 242−272.
- Розин М.И. Условный рефлекс на время /и „чувство времени"/ как показатель соотношения возбуждения и торможения. В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961, с. 154−155.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы деятельности и сознания в системе советской психологии. Ученые записки МГУ. Вып. 90, 1945, с. 6−21.- 126
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. М.: Мин. просвещения РСФСР, 1946, с. 544−546, 563−564.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Педагогика, 1959, с. 163−165, 185.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.- Педагогика, 1973, с. 255−385.
- Савенков Г. И. 0 восприятии времени у спортсменов. Теория и практика физической культуры, 1973, М, с. 15−17.
- Сеченов И.М. Предметная мысль и действительность. Избранные произведения, т.1, М.: АПН РСФСР, 1952, с. 7−127.154а.Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников. Учебные записки Тамбовского пединститута. Вып. 10, 1956.
- Сингер Н. Роберт. Мифы и реальность в психологии спорта. М.: ФиС, 1980, с. 152−154.
- Смирнов Б.Н., Морчукова В.М, Исследование восприятий времени у велосипедистов-шоссейников в процессе тренировки. -Тезисы 2-го Всесоюзного совещания по психологии спорта.1. М.: ФиС, 1958, с. 37−39.
- Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М.: МГУ, 1958.- 322 с.
- Соколов Е.Н. Принципы психофизиологии. Вопросы психологии, 1979, № 2, с. 66−73.
- Соколова Е.Т. Восприятие в норме и патологии. М.: МГУ, 1976, с. 63−68.
- Сэв JI. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972, с. 469−542.
- Телегина Э.Д. Мотивация как фактор управленческой мыслительной деятельностью человека. В сб.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974, с. 295−298.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АН СССР, 1961. 536 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
- Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М.: Прогресс, 1968. — 287 с.
- Федоришин Б.А. Овладение временной структурой операции на конвейере. В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: Наука, 1961.
- Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М.: Госиздат, 1923. 208 с.
- Фресс П. Приспособление человека ко времени. Вопросы психологии, 1961, М, с. 43−57.
- Фресс П. Эмоции. В кн.: Экспериментальная психология. Вып. У, М.: Прогресс, 1975, с. III-I95.
- Фресс П. Восприятие и оценка времени. В кн.: Экспериментальная психология. ВыпЛУ, М.: Прогресс, 1978, с. 89−130.
- Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982. 205 с.- 128
- Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972. 348 с.
- Цуканов Б.И. Ориентировка во времени и сенеомоторные реакции. Киев, 1979, с. 18.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983. 239 с.175а.Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 143с.
- Чуприкова Н.И., Митина Л. М. Теоретические, методические и прикладные аспекты проблемы восприятия времени. Вопросы психологии, 1979, № 3, с. 16−23.
- Шадриков В.Д. Психологические основы формирования сенсомо-торных навыков в процессе производственного обучения. -Вестник Ярославского университета, 1972, № 3.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. Психологический журнал, т.1, 1980, № 3, с. 33−46.
- Шароян А.А. Возрастные особенности чувства времени у школьников. Ереван, 1982. Автореферат. канд.психол.наук.24 с.
- Шляхтин Г. С. Психофизика временных различий. Автореферат. канд. психол.наук. Л., 1976, с. 1−7.
- Элькин Д.Г. К вопросу об ориентировке ребенка школьного возраста во временных отношениях. В сб.: Детский коллектив и ребенок. Харьков, 1926, с. 14−17.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени и деятельность. Тезисы докладов научной сессии Одесского государственного пединститута. Одесса, 1941, с. 7−1I.
- Элькин Д.Г. Роль мотивации в формировании навыка. Научныезаписки Одесского гос. пединститута, т.7, Одесса, 1941, с. 61−75.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени и внимание. Научные запис- 129 ки Одесского гос. пединститута, т.8, Одесса, 1947, с.191−231.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени. Экспериментальное исследование. Дисс.. доктора психологических наук. В.IvI., 1949. 320 с.
- Элькин Д.Г. 0 влиянии сигнального значения раздражителя на психическую деятельность человека. Вопросы психологии, I960, № 6, с. 23−27.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени. М.: АПН РСФСР, 1962. -311 с.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени как моделирование действующего раздражителя. Вопросы психологии, 1964, № 3, с.56−61.
- Элькин Д.Г. Восприятие длительности и. временные особенности сенсомоторики. Вопросы психологии, 1968, № 3, с. 60.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени как моделирование. В кн.: Восприятие пространства и времени. — Л.: Наука, 1969, с. 76−80.
- Элькин Д.Г. К вопросу о роли временного фактора в мнеми-чес ческой деятельности человека. Вопросы психологии, 1970,1. I, с. 63−69.
- Элькин Д.Г. Роль временного фактора в формировании навыков. В сб.: Психология, вып.12. К.: Радянська школа, 1973, с. 146−148, /на украинском языке/.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969, с. 164−218.
- Ярощук В.Л. Некоторые психологические условия обучения дифференциации времени. В сб.: Психология, вып. 5. К.: Радянська школа, 1968, с. 12−20 /на украинском языке/.- 130
- Ярощук В.JI. Особенности понятий о времени у детей и взрослых. Материалы 1У Всесоюзного с"езда психологов СССР. Тбилисси, 1971, с. 382−383. 197“ Woodworth R.S. Reinforcement of perception. — America J.
- Psychol., 19 47, v. 60, p. 119−124-. 198. Woodrow H. The reproduction of temporal intervals. -J.exp.
- Psychol., 1930, v.13,p.473 499. 199» Fraisse P. Durfee de la perception et perception de la duree.-Actes du XV Oongr. Internation de Psychol. — Amsterdam, 1959, p.300 — 301.