Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Межличностные отношения в детском коллективе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дошкольное детствоспецифический этап. Он во многом определяет и динамику становления личности, и общий ход онтогенеза. В этом возрасте ребенок уже руководствуется системой внешне нормированных требований, как к социальному индивиду. Он должен иметь определенные способности, навыки, знания, делающие для него возможным участие в дальнейшей учебной деятельности, взаимодействии со сверстниками… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Межличностные отношения и их значение для психического развития ребенка
    • 1. 1. Отношение как межличностная категория
    • 1. 2. Подходы к пониманию сути межличностных отношений
    • 1. 3. Структура межличностных отношений в детском коллективе
    • 1. 4. Роль межличностных отношений в психическом развитии дошкольника
  • 2. Теоретические основы межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Особенности развития межличностных отношений и самооценки у детей с нормальным психическим развитием
    • 2. 2. Становление и развитие межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития
    • 2. 3. проблемные формы межличностных отношений со сверстников дошкольников с задержкой психического развития
  • Заключение
  • Литература

Межличностные отношения в детском коллективе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Дошкольное детствоспецифический этап. Он во многом определяет и динамику становления личности, и общий ход онтогенеза. В этом возрасте ребенок уже руководствуется системой внешне нормированных требований, как к социальному индивиду. Он должен иметь определенные способности, навыки, знания, делающие для него возможным участие в дальнейшей учебной деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Эти требования безлики, универсальны и имеют специфические характеристики в каждый конкретный исторический период. Ребенок чувствует себя на уровне занимаемого положения тогда, когда для выполнения всех внешних требований у него имеются адекватные возможности. Только в этом случае он будет испытывать эмоциональное удовлетворение от деятельности или общения, в которые он включен. В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации, которая служит, с одной стороны, довольно точным индикатором различных дефицитов и отклонений в развитии, сформировавшихся у ребенка в предшествующих возрастах, а с другой стороны, выступает в качестве условий, определяющих динамику дальнейшего психического развития и становления его личности в целом.

Проблема взаимосвязи процессов сенсорного, когнитивного и личностного развития давно привлекает пристальное внимание исследователей (Б.Г. Ананьев и др., 1968; У. Найссер, 1981). В работах более позднего времени (М.И.Лисина, 1997; Е. Ф. Рыбалко, 1990; Т. В. Антонова, 1995; Л. Ф. Обухова, 1995; Э. Эриксон, 1996; В. В. Абраменкова, 1998,1999; и др.) также отмечается непосредственная взаимозависимость между различными сторонами развития человека. Поэтому принципиально важным как для теории восприятия, а в большей степени для решения практических задач воспитания, обучения, профилактических и коррекционных мероприятий является выяснение вопроса о механизмах влияния задержек развития на формирование общения и личности в условиях, способствующих их эффективной компенсации.

Как показывает анализ научной литературы (Л.С.Выготский, 1984; В. М. Астапов, 1994; А. Г. Литвак, 1985, Л. И. Плаксина, 1997; Л. И. Солнцева, 1997; и др.) развитие ребенка с ограниченными возможностями, рассматривается в отечественной психологии с позиции неразрывной связи интеллекта и личности в целом. Однако на протяжении большого периода времени большее внимание уделялось коррекции и развитию познавательной деятельности ребенка, чем исправлению недостатков или формированию собственно личностных аспектов его развития.

Одной из важных коррекционно-развивающих задач, стоящих перед детским дошкольным образовательным учреждением вообще, и учреждением для детей с задержками психического развития, является развитие межличностного взаимодействия и через него формирование самосознания. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его человеческих отношений к людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и главные человеческие поступки.

Актуальность этой задачи еще больше возрастает в связи с тем, что дошкольный период сенситивен для формирования у ребенка коллективистических качеств, гуманного отношения к окружающим его людям. Отношения человека с людьми — это та область, в которой психология соединяется с этикой, где душевное и духовное (нравственное) неотделимы. Отношение к другому — является центром становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка.

Целью работы является изучение особенностей межличностного общения детей с задержками психического развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под. ред. К. С. Лебединской; Науч. — исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 2002. — 128с.
  2. Александров Ю. И. Основы психофизиологии. М.: Инфра — М, 1997
  3. Г. М. Социальная психология.М., 2006.
  4. , П.К. Эмоции// Психология эмоций. — М.:Просвещение, 1993. — 209с.
  5. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев:"А.Л, Д.", 1997. — 358 с.
  6. Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  7. Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М.: МГУ, 1990. — 320 с.
  8. , Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием. Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1. — С. 63 — 68.
  9. , О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 2. — С.53 — 54.
  10. Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/ Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1999.-220 с. — ISBN 5−300−22 991−5.
  11. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М., Педагогика, 1984.
  12. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985.
  13. И.М. Общая и социальная психология.М., 2002
  14. , Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье / Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006. — № 1. — С. 62 — 65.
  15. В.М. Развитие ребенка и среда. (Формирование речевой функции. Детская нервность.). МГПИ, Кафедра школьной гигиены. М., 2001. — 142 с.
  16. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Просвещение, 1975, С. 278.
  17. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Т.2. М., Педагогика, 2003
  18. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 2006
  19. В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество.М., 2006,456с.
  20. Н.И. Специальная педагогика. М., 2002.
  21. , В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагоговМ.: ВЛАДОС, 2004. — 126с.
  22. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2003. — 480с.
  23. Л.Ю. Основы психологии: практикум.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 484 с.
  24. Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.
  25. Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996.
Заполнить форму текущей работой