Оптимизация социально-психологической адаптации молодых специалистов через организацию внутрифирменного обучения
Диссертация
При организации любого коллектива главная задача состоит в том, как объединить интересы всех его членов вокруг целей организации на всех ее уровнях. Индивиды, в свою очередь, приходят в организацию со своими интересами, и степень совпадения — расхождения их с должностными функциями, целями подразделения и всей организации во многом определяет эффективность предприятия или учреждения… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические и эмпирические подходы к внутрифирменному обучению в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. Внутрифирменное обучение как особая форма организации подготовки взрослых
- 1. 2. Социально-психологические основания обучения взрослых
- 1. 2. 1. Социально-психологическая характеристика взрослых как субъектов образования
- 1. 2. 2. Теоретико-методологические и прикладные подходы к образованию взрослых
- 1. 2. 3. Анализ отечественной и зарубежной практики обучения взрослых
- 2. 1. Адаптация: виды и основные подходы к ее изучению
- 2. 2. Исследование адаптации человека как субъекта деятельности
- 2. 3. Профессиональная адаптация молодых специалистов: цели, этапы, критерии эффективности
- 2. 4. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов
- 3. 1. Исследование особенностей организации внутрифирменного обучения на предприятиях различных типов собственности
- 3. 2. Исследование особенностей адаптации молодых специалистов в различных организациях
- 3. 3. Возможности внутрифирменного обучения в оптимизации адаптации молодых специалистов
Список литературы
- Абрамова И.Г. Персонал — технология менеджера. — Л., 1991. — 160 с.
- Адаптационные возможности организма / Под ред. А. Г. Гущина. -Ярославль: ЯГПИ, 1992. 140 с.
- Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984. — 190 с.
- Аксенова Е.А. Внутрифирменное обучение как метод диагностики организации / Современный кадровый менеджмент. Вып.1. / Под ред. Базарова Т. Ю. М.: ИПК госслужбы, 1997. — С. 89−92.
- Аксенова Е.А., Базаров Т. Ю., Беков Т. Ю., Лукьянова Н. Ф., Талан М. В. Управление персоналом в системе государственной службы. М., 1997. -210 с.
- Аксенова Е.А., Базаров Т. Ю., Лукьянова Н. Ф., Талан М. В., Ушаков А. А., Эдель М. Методы эффективного обучения взрослых. Москва-Берлин, 1999.- 180 с.
- Актуальные проблемы социального воспитания / Редколл.: Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, В. Е. Львов. Москва-Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990. — С. 23−25.
- Алавердов А.Р. Отбор и первичное развитие персонала в коммерческом банке // Банковское дело. 1996. — № 9. — С. 4−8.
- Алиева М.А. Я сам строю свою жизнь (тренинг развития жизненных целей) / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб, 2001. 110 с.
- Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство. М.: Наука, 1993. — 135 с.
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений.- Л.:ЛГУ, 1961. 435 с.
- Аниськина Н.Н. Качество профессионального образования: тенденции и перспективы // Дополнительное профессиональное образование. 2006. -№ 3. — С. 1−7.
- Антонюк В.И., Цикур В. А. Проблемы и опыт социально-психологического обеспечения системных нововведений. Киев: Знание, 1984.- 13 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. -180 с.
- Арефьев С.А. О системном подходе к изучению процесса профессиональной адаптации // Проблемы индустриальной психологии: Межвуз.темат.сборник / Под ред. А. А. Крылова и В. Д. Шадрикова. -Ярославль: ЯрГУ, 1976. С. 3−6.
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. / Пер. с англ. / Под ред. С. К. Мордовина. — СПб.: Питер, 2004. — 240 с.
- Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации рабочего на социалистическом промышленном предприятии: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Свердловск, 1970. 16 с.
- Асенова О.Г. Путь по лестнице обучения // Справочник по управлению персоналом. 2003. — № 10. — С.12−19.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Базаров Т.Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса // Теория и практика антикризисного управления. М.: ЮНИТИ, 1996.-С. 48−70.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. -М.: ИПК ГС, 1996.- 160 с.
- Балихина Н.Ю. Обучение персонала на промышленном предприятии // Справочник по управлению персоналом. 2002. — № 7. — С. 76−86.
- Барьеры в развитии менеджмента (Отчет по проекту Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров). М., 1997. 48 с.
- Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М., 1936. 207 с.
- Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 289 с.
- Бершова Л.В. Современная служба управления персоналом // Справочник кадровика. 2002. — № 5. — С. 99−104.
- Большаков А.С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб: Питер, 2002. — 416 с.
- Бородаенко Л.Л. Социальная адаптация рабочих // Социальные проблемы новых производственных коллективов. Вып.1. Красноярск, 1972. С.37−38.
- Браун С., Камерон Ш., Хэмбмен X. Управление персоналом: автор. Курс в 5 кн. Жуковский: МЦДО «ЛИНК».1996. — 210 с.
- Брудный В.Н. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М., 1976. 80 с.
- Брюханов Ю.А., Карпов А. В., Скитяева И. М., Ямщиков И. А. Внутрифирменное обучение как ресурс организационного развития // Дополнительное профессиональное образование. 2005. — № 2(14). — С.16−29.
- Брюханов Ю.А., Карпов А. В., Скитяева И. М. Современные практики долгосрочного обучения персонала // Дополнительное профессиональное образование. 2005. — № 7. — С. 11−15.
- Бударин В.Б., Пасленов А. П. Работа с персоналом новые возможности // Газовая промышленность. — 1995. — № 3. — С. 2−4.
- Будякина М.П., Русалинова А. А. Некоторые вопросы адаптации новичков на производство // Человек и общество / Под ред. А. С. Пашкова. Л.: ЛГУ, 1971. С. 51−55.
- Бурекина, Ковалев В. И., Сырникова Н. А. Мотивы труда и адаптация рабочих // Психологический журнал. 1985. — Т.6. — № 6. — С. 49−59.
- Василюк Ф.Е. Типология переживания различных кризисных ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 104−115.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2000. 190 с.
- Вахрушев В.А. Принципы японского управления. М.: ФОЗБ, 1992.-160 с.
- Вейлл П. Искусство менеджмента. М., 1993. 175 с.
- Вершинина Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск, 1986. С. 11−27.
- Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.-249 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1999. 260 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 280 с.
- Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.: Дело, 1992.-240 с.
- Воробьев Г. Г. Человеческие ресурсы и современная служба персонала // Социс.-1996. № 11.- С.15−17.
- Вотман М.А., Лифшиц А. С. Управление персоналом в зарубежных фирмах. Иваново, 1992. — 225 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М. 1956. — 430 с.
- Гаврилова Ж.А. Развитие персонала в период адаптации // Справочник по управлению персоналом. 2003. — № 2. — С.39−42.
- Галенко В.П., Меркурьева Ю. В. Тренинг в системе бизнес-образования // Дополнительное профессиональное образование. 2005. — № 2. — С. 1−5.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972. 340 с.
- Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций: историко-методологические исследования. М., 1995. № 11. — С.63−67.
- Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. М., 1995. — № 8. — С. 13−16.
- Грачев М.В. К новой философии менеджмента // Вопросы экономики. -М., 1990. № 12. — С.21−24.
- Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М.: Дело, 1993. 295 с.
- Грейсон Дж.К.мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 335 с.
- Гришина Н. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. — 260 с.
- Громкова М.Т. Актуальность проблем образования взрослых в России. -М., 2003.-№ 3.-С. 33−34.
- Гуияр Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации. М.: Изд-во «Дело», 2000. 340 с.
- Гурков И.Б. Герои и жертвы инновационной войны. Куда идет Россия?!. -М.: МВШСЭН, 2001. 140 с.
- Гусев П.В. Построение современной концептуальной модели корпоративного обучения на базе распределенной среды дистанционного обучения // Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций. М.: 2003. — С.36−48.
- Дернова Н. Обучение на предприятии // Служба кадров. 2003. — № 1. -С.88−93.
- Десслер Г. Управление персоналом. М.: БИНОМ, 1997. — 380 с.
- Джуэлл J1. Индустриально-организационная психология, — СПб.: Питер, 2001.-340 с.
- Дизель П., МакКинси У., Ренан Д. Поведение человека в организациях. М., 1993.-280 с.
- Дизель П.М., Раньян У.М-К. Поведение человека в организации.- М., 1993.-315 с.
- Дичев Т.Г., Тарасов К. Е. Проблемы адаптации и здоровья человека. М.: Медицина, 1976. -134 с.
- Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональнойдеятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1991. С.43−60.
- Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2000. 295 с.
- Дубиненкова Е.Н. Современные подходы к образованию взрослых // Сб. трудов IV межрегиональной конференции «Ценностные традиции и новации в сфере образования и культуры». Ярославль, 2002. С. 101−105.
- Дубиненкова Е.Н. Внутрифирменное обучение как фактор формирования организационной культуры предприятия малого бизнеса. Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 24 с.
- Дудченко B.C. Проблемы саморазвития управленческих кадров // Проблемы управления кадрами и социальным развитием в производственном объединении, на предприятии. Таллин: ПКБ СУ МЛП ЭССРидр., 1985. С.26−30.
- Дудченко B.C. Программа инновационной игры.- Таллин.: «Валгус», 1989.-68 с.
- Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала (Материалы конференции). Нижний Новгород, 1996. С.33−37.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. -470 с.
- Ежов В.Г., Кузнецов П. С. Жизненный путь и социальная адаптация личности. Саратов, 1996. — 42 с.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: изд-во «Питер», 2000.-368 с.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. JL, 1983. 110 с.
- Железов Б.В., Шулакова О. В. «Обучение в течение жизни»: политика стран Организации экономического сотрудничества и развития в области непрерывного образования. М., 2005. № 2 — С.35−38.
- Жернакова М. Деловая карьера // Служба кадров. 1998. — № 10. — С. 6−9.
- Жидкова Е.Г. Оценка качества обучения персонала: подходы и критерии // Справочник по управлению персоналом. М., 2003. -№ 11.- С.40−54.
- Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2003. — 233 с.
- Жуков Ю.М. Система ВФО как результат и инструмент организационного развития // Журнал практического психолога.- М., 2000. № 5−6. — С.45−52.
- Журавлев П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: «Экзамен», 1999.-360 с.
- Зайцев Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами в организации: персональный менеджмент. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. — 425 с.
- Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. JL, 1990. 78 с.
- Змеев С.И. Образование взрослых в России и в мире // Педагогика. М., 1999.-№ 6.-С. 106−108.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых // Педагогика. М., 1998. № 7. — С.42−45.
- Змеев С.И. Основы андрагогики.- М.: Флинта: Наука, 1999. 152 с.
- Золотова O. J1. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С.69−82.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С.219−232.
- Иванова JI.H. Меламуд Т. И. Социально-психологические механизмы адаптации молодых специалистов на предприятиях отрасли // Активные методы обучения и качества подготовки специалистов в вузе. JL: просвещение. 1989. С.12−23.
- Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. -М.:Дело, 1993.-304 с.
- Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Сост. Л. Кроль, Е.Пуртова.-М.: Независимая фирма «Класс», 2002.-464 с.
- Ипатова Л.Ф. Социально-психологическое обеспечение надежности деятельности оперативного персонала на энергетических предприятиях. Автореф. дис.. канд.психол. наук. Ярославль, 2006. 24 с.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир. 1970. 250 с.
- Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 1996. — 335 с.
- ЮО.Кабушкин Н. И., Короленок Г. А. Управленческий труд в торговле. Мн., 1988.-268 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.
- Кадровая служба рыночной экономики: Сб.док. Вып. 7: Методики оценки кадров / Под ред. С. В. Катрича. М.: Дело, 1991. 380 с.
- Казанцев А.К., Подлесных В. И., Серова Л. С. Практический менеджмент. М.: ИНФРА-М., 1998.-410 с.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. -220 с.
- Как формируются лидеры бизнеса: Материалы к заседанию общественного Совета по профессиональному развитию менеджеров. М&bdquo- 2002.-40 с.
- Юб.Каконин В. И. Исследование производственной адаптации молодежи // Опыт социологической работы на предприятии. М., 1970. С.80−82.
- Капустин С. Управление персоналом. М., 2000. 280 с.
- Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2000. 568 с.
- Карпов А.В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации. Монография / Институт «Открытое Общество», Российское психологическое общество. Ярославль, 2003. 161с.
- Карпов А.В., Скитяева И. М., Юркова М. В. Особенности адаптации российских организаций в условиях системного кризиса. Социальная психология: практика, теория, эксперимент, практика. Т2. Ярославль ЯрГУ. 2002. С.124−128.
- Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура: учебное пособие. -М.: Гардарики, 2001.- 269 с.
- Кибанов А.Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. М.:ГАУ, 1994. 192 с.
- Кириллов А.И., Семенов Ю. Н., Шишкин Г. А., Карпов Н. А. Качество и профессиональная подготовка кадров // Век качества. М., 2001. — № 1. -С.60−62.
- Кларин М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я. М., 2000. 365 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала // Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1996. С.76−94.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-280 с.
- Клюева Е.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга / Ярославль НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие». Ярославль, 1992. — 66 с.
- Клюева Н.В. Модели работы психолога в системе дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование. М., 2003. № 2 — С.35−38.
- Клюева Н.В. Процессное консультирование в обучении взрослых // Качество образования. Современные подходы и технологии. Сб. трудов по материалам Y межрегиональной конференции. Ярославль: ГОУДПО ЯРИПК, 2004.-С.62−66.
- Клюева Н.В. Психологическое сопровождение разработки и внедрения систем менеджмента качества// Стандарты и качество. М.- 2003. — № 6. — С.57−60.
- Клюева Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход). Дис.. док. психол. наук: -Ярославль, 2000.-322 с.
- Клюева Н.В. Для чего от чего свободен российский бизнес?// Вестник университета. Серия социология и управление персоналом. — М.: ГУ У, -2003.-№ 1(6). — С.81−86.
- Кнорринг В.И. Искусство управления:Учебное пособие.-М., 1997. 68 с.
- Коган Б.М. Стресс и адаптация. М., 1980. 286 с.
- Колесов В.П. О классификации компетенций // Высшее образование сегодня. М., 2006. № 2. — С.20−23.
- Колесов Д.В. Адаптация и онтогенез. М.: Наука, 1985. — 221 с.
- Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. М.: Дело, 2002. — С.134−150.
- Компоненты адаптационного процесса / Под ред.В. И. Медведева и др. JL: Наука, 1984.- 111 с.
- Коно Тоехиро. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987.
- Коптин А.В., Ларин М. В. Организация управленческого труда в государственных учреждениях. М., 1986. 186 с.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДЕКА, 1996. 368 с.
- Коряк Н.М., Ребейко И. М. Социально-психологический тренинг и организационный контекст // Теория и практика активного социального обучения. Грозный, 1985. С 57−74.
- Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. М.: ГАУ, 1996.
- Кроль Л., Пуртова Е. Развитие организации и HR-менеджмент. Инструменты развития организации. М.: Независимая фирма «Класс», 2004.-280 с.
- Кряжева И.К. К вопросу об адаптации молодого рабочего на производственном предприятии // Социально-психологические проблемы повышения эффективности производственных коллективов. Курган, 1977. С.224−229.
- Кудашев А.Р. Социально-психологический аспект адаптации руководителей // Социальная психология: Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль, 2000. Т.2. — С. 127−130.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1986.- 158 с.
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.- 130 с.
- Кулагина С.В. Дистанционное обучение как один из факторов повышения конкурентоспособности современных организаций // Открытое образование. 2006. — № 5 — С.62−68.
- МО.Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
- Кухарева Т.А. Производственная адаптация молодых специалистов // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1979. С. 139 146.
- Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.: Перспектива, 1997. — 250 с.
- Лафта Дж. Эффективность менеджмента организаций. М., 1999.
- Лобас М.А. Особенности психологической адаптации детей-мигрантов к русско-язычной школе: Дис. .канд.псих.наук. Ярославль, 2001. 138 с.
- Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. Стратегии и навыки. СПб., 2001. 320 с.
- Магура М.И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. — 470 с.
- Манолова О.Н. Активные методы обучения и развития персонала // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2004. — № 1. -С.6−21.
- Матрусова Т.Н. Профессиональная подготовка в системе управления кадрами // Труд за рубежом. 1993. — .№ 4. — 25−31.
- Маунулов Г. М. Психологическое управление в рыночных условиях. М., 1997.-320 с.
- Маусов Н. Менеджмент персонала ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. 1995.-№ 6.-106 с.
- Мацкевич А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: Автореф.дис. .канд.псих.наук. Л., 1987. 16 с.
- Медведев В.И. Учение об адаптации и его значение для отечественной медицины // Актовая речь. Л., 1983. С.75−84.
- Мельникова Н.Н. Проблема социально-психологической адаптации. Некоторые подходы к изучению // Социальная психология: Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль, 2000. Т.2. — С.266−270.
- Менеджмент / Сост. Гавриленко В. М. М.: Изд-во «ПРИОР», 2002.-192с.
- Менеджмент / Под ред. В. И. Подлесных. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса». — 2002. — 472 с.
- Менте М.ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб, 2001.-93 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
- Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое пособие. Институт повышения квалификации государственных служащих. Ярославль, 1999. — 80 с.
- Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань, 1994. — 258 с.
- Моргунов Е.Б. Организационное поведение // Управление компанией / Под ред. Ф. Лииса, Б. З. Мильнера. М., Экономика, 2001. — 240 с.
- Моргунов Е.Б. Организационное поведение // Управление компанией / Под ред. Ф. Линса, Б. З. Мильнера. М., Экономика, 2003. — 270 с.
- Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М., «Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 2004. — 264 с.
- Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -М., „Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 2000. 264 с.
- Мэйтланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе. Пер. с англ.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. 140 с.
- Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы, стратегии. Ереван, 1988. 242 с.
- Наумова Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации // Социологический журнал. 1994. — № 1. — С.21−27.
- Невис Э. Организационное консультирование. СПб., 2001. 218 с.
- Неймышева Н. Личные достоинства кандидата. Какие качества востребованы на рынке труда // Справочник карьериста. Ежегодник деловой газеты „Ведомости“. 2005−2006. — С.77−79.
- Некрасов В.И., Волков А. Я. Персонал: развитие, квалификация, оценка, стратегия. Ижевск, 1994. -210 с.
- Новиков В В. Совершенствование взаимоотношений в производственном коллективе важное условие повышения эффективности труда // Сборник „Экономика, организация и управление в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности“, 1974. -№ 10. — С.88−96.
- Новиков В.В. Социальное управление развитием производственных коллективов. М., 1976. С.49−78.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. 460 с.
- Норберт Т. Тенденции и перспективы развития управления персоналом // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. — С.95−100.
- Носов Н.А. Современные проблемы внутрифирменной подготовки кадров и виртуальный генезис управления человеческими ресурсами // Прикладная психология. 1997.-С.48−59.
- Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение.- СПб: Питер, 2000.-387 с.
- Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г. С. Сухобской, Е. А. Шадриной. СПб.: ИОВ РАО, 2002. 188 с. 177. „Обучающаяся“ организация будущее лучших компаний // Управление персоналом, 2000. — № 9. — С.42−48.
- Обучение в вечерней школе. М.: 1976. — С.56−71.
- Оптимизация трудовой деятельности производственного коллектива. Киев, 1983.- 132с.
- Основы менеджмента / Под ред. В. Р. Веснин.-М.: „ГНОМ-пресс“, 1999.-С.403−405.
- Основы управления персоналом / Под ред. Б. М. Генкина.- М.: Высшая школа, 1996. 340 с.
- Ошуркова Н.А. Динамика социально-психологической адаптации личности. Дис. .канд.псих.наук. М., 1995. 197 с.
- Павлуцкий А. „Обучение действием“: практический опыт в России // Управление персоналом. 2001. — № 8. — С. 45−47.
- Павлуцкий А. „Обучение действием“: практический опыт в России // Управление персоналом. 2001. — № 9. — С.46−49.
- Павлуцкий А., Алехина О. „Обучение действием“: новый подход к корпоративному обучению и развитию персонала // Управление персоналом. 2001. — № 5. — С. 24−27.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб: О-во „Знание“, 1999. — 146 с.
- Паутов В.В. Качество персонала решающий фактор в достижении целей компании // Моторостроитель. — 2003. — № 1. — С.8−9.
- Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992. 126 с.
- Пиз А. Язык телодвижений. Новгород, 1992. 140 с.
- Питере Т., Уотерман Р. В поисках современного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986. 110 с.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991.-86 с.
- Платова Е.Э. Современные проблемы эффективности дополнительного профессионального образования в России // Дополнительное профессиональное образование. 2003. — № 4. — С.34−38.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002. 160 с.
- Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991.- 153 с.
- Попов М. Нетренированный рынок // Ярославский бизнес журнал. 2006. № 21(17).-С.41−44.
- Попов М. Путь тренинга // Ярославский бизнес журнал. 2006. — № 21 (17). — С.44−45.
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2000.
- Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. -864 с.
- Пригожин А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980.-257 с.
- Проектирование инновационной модели системы профессионального образования: проблемы, опыт, тенденции. Тезисы докладов.- Казань: РИЦ „Школа“, 2004. 64 с.
- Пронников В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. М.: Наука, 1989.-93 с.
- Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н. А. Литвинцева. М., 1997. 250 с.
- Психологический ресурс образования взрослых // Дополнительное профессиональное образование. Тезисы докладов II конференции. М., 2001.-65 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. / Под ред. Никифорова Г. С. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991. — 152 с.
- Психология / Под ред. А. Г. Ковалев.-М.: Просвещение, 1966. 46 с.
- Психология и этика делового общения. М., 1996. 185 с.
- Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 1998.-279 с.
- Робалде А.Л. О личной адаптации в профессиональной деятельности // Вестник Ленингр. ун-та. Сер.6. 1986. Вып.З. — С.71−84.
- Роджерс Э., Роджес Р.Коммуникации в организации. М., 1980. 137 с.
- Розанова В.А. Психология управления. М.: ИНФРА-М, 1999. 250 с.
- Румянцева З.П., Филинов Н. Б., Шрамченко Т. Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. Модульная программа для менеджеров: Модуль З. М.:ИНФРА-М, 2000. 210 с.
- Рыженкова И.К. Определение потребностей в обучении в московских и региональных компаниях // Справочник по управлению персоналом. -2000. № 2. — С.79−90.
- Саймон Г., Смитбург Д., Томисон В. Менеджмент в организациях. М., 1995.-335 с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-С.79−106.
- Сартан Г. Н. Организация внутрикорпоративных центров подготовки и переподготовки персонала // Дополнительное профессиональное образование. 2005. — № 8. — С.11−30.
- Сартан Г. Н., Смирнов А. Ю., Гудимов В. В., Подхватилин Н. В., Алешунас М. Р. Новые технологии управления персоналом. СПб., Речь, 2003. -240 с.
- Сафина З.Н. Ценности и мотивации взрослых обучающихся как ресурс личностно-профессионального развития // Дополнительное профессиональное образование. М., 2004. № 4. — С. 28−31.
- Свенцицкий A.JI. Социально-психологические факторы производственной адаптации личности// Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого: Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1982. С.64−78.
- Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе // Социологические исследования. 1980. .№ 3. — С.63−68.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960.-328 с.
- Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ.-М.: ЗАО „Олимп-Бизнес“, 2003. 403 с.
- Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. М.:ЗАО „Олимп- Бизнес“, 1999. — 408 с.
- Скитяева И.М., Карпов А. В. Основы организационного консультирования. Тексты лекций. Ярославль, ЯрГУ, 2003. 68 с.
- Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.-94 с.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1990. С. 17.
- Слоним А.Д. Учение о физиологических адаптациях//экологическая физиология животных. Л., 1979. 4.1. — С.79−83.
- Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М., 1999. 160 с.
- Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом, 2001.-416 с.
- Справочник карьериста 2005/2006 (ежегодник деловой газеты „Ведомости“).М. С.38−44.
- Старобинский JI.M. Основы менеджмента на коммерческой фирме. М., 1984.- 180 с.
- Старобинский Э.Е. Интеллектуальный капитал предпринимателя. М., 1996.-260 с.
- Старобинский Э.Е. Повышение квалификации процесс непрерывный // Управление персоналом. — 1997. — № 1. — С.67−73.
- Страхова А. Организация управления промышленным предприятием. Российский экономический журнал. 1993. — № 6. — С.46−52.
- Стрижов А.А. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт США//Российский экономический журнал. 1992. — .№ 7. — С.12−14.
- Субботина Л.Ю. Профессиональная подготовка руководителей. Ярославль, 1993.-180 с.
- Тайнер П. Программы повышения квалификации менеджеров для стран Восточной Европы // Проблемы теории и практики управления. 1994. -.№ 2. С.74−78.
- Тарасов А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии.-М., 1992.-240 с.
- Тарасов В.К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989.-310 с.
- Татарников А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 1992. — 260 с.
- Терещук Н.И. Как сделать процесс обучения эффективным// Справочник по управлению персоналом. 2003. — № 4. — С.62−67.
- Тернопол В.Я. Психологические закономерности и факторы процесса профессиональной адаптации // Матер.Всерос.научно-практ.конф. „Содружество“. Ярославль, 2001. С.73−75.
- Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб., 2001.
- Травин В.В., Дятлов В.А.Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.-336 с.
- Управление в XX веке: итоги и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1. — С.87−91.
- Управление персоналом в условиях современной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997. 57 с.
- Управление персоналом / Под ред. О. И. Марченко. М.: „Ось-89″, 2004.224 с.
- Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы / Под ред. Ю. М. Забродина, Н. А. Носова. М., 1997.-217 с.
- Услуги по организации бизнес-тренингов в России: Аналитический справочник. М., 1998. 84 с.
- Устюкенин А.П., Утюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М., 1993. 134 с.
- Уткин Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М., 1996.-208 с.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1992. 190 с.
- Филиппов А. Работа с кадрами. М.: Экономика, 1990. 160 с.
- Филиппова Ю.В. Основы кадрового менеджмента. Ярославль, 2002.-76с.
- Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. М.: Мысль, 1975.-231 с.
- Фопель К. Психологические группы: рабочий материал для ведущего. М., 2002. 86 с.
- Францева О.А. Отношение к изменениям в условиях отраслевого реформирования. Автореф. дис. .канд.псих.наук. Ярославль, 2003- 24с.
- Хант Дж.У. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера. М.: „Олимп-Бизнес“, 1999. 320 с.
- Ходаков А.Н. Социально-педагогические условия адаптации молодого рабочего в производственном коллективе: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. Л., 1976. 16 с.
- Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. М&bdquo- 1993.-280 с.
- Черкасова В. Система адаптации нового работника // Кадровик, 2002. -№ 8. С.36−38.
- Чернышев В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. М., 1998.- 180 с.
- Чернявская Т.П. Предпринимательство как средство действенной адаптации//Психология и практика: Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль. 1998.- Т.4.- Вып.З. — С. 162−163.
- Чижов Н.А. Кадровые технологии. М.: Экзамен, 2000. — 352 с.
- Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. -СПб.: Речь, 2003.-176 с.
- Чурмантеева В.Н. США: подготовка руководящего персонала в условиях рыночной экономики. М.: Дело, 1992. — 158 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. М: Наука, 1982. 183 с.
- Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль: ЯрГУ.- 1974. -90 с.
- Шапкин С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — .№ 1. — С.68−88.
- Шаховой В.А. Формирование и развитие кадрового потенциала управления. М., 1988.
- Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996. 84 с.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез, 1996. 352 с.
- Шибалис A.M. Новичок в рабочем коллективе. Минск, 1988. 43 с.
- Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА, 1998. — 527 с.
- Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.4.-М., 2000.-384 с.
- Щедровицкий П.Г. Кадровая политика и подготовка кадров /Современный кадровый менеджмент. Вып. 1./ Под ред. Базарова Т. Ю. -М.: ИПКгосслужбы, 1997. С.78−89.
- Albert М. HR Profit Power // Personal. 1990. — Febr. — 49 p.
- Argyris, C. @ Schon, D. Organizational Learning II: Theory, Method, and Practice. Reading, MA: Addison-Westley, 1996. 210 p.
- C.Argyris. Reasoning, Learning and Action: Individual and Organizational, San Francisco: Jossey-Bass, 1982. 96 p.
- Carroll, J.S. Organizational Learning Activities in High-hazard Industries: The Logics Underlying Self-Analysis. Journal of Management Studies. 1998. Vol.35.-N6.-P.699−718.
- Cohen, M.D., Sproull, L.S. Organizational Learning. Thousand Oaks, CA: Sage, 1996.-210 p.
- Flamholtz E.G. Human Resource Accounting.-N.Y.:Jossey-Bass Publ., 1985.
- Graig G.J. Human Development. New Jersey, 1983. 140 p.
- Kim, D.H. The link between individual and Organizational Learning. Sloan Management Review. 1993. — Vol.35. — P.37 — 50.
- Levitt, В., March, J.G. Organizational Learning. Annual Review of Sociology. 1998.-№ 14.- P.319−340.
- Mike Pedler, John Burgoyne, Tom Boydell. The learning company: a strategy for sustainable development.- London: McGRAW-HILL BOOK COMPANY, 1991.-213 p.
- Pedler, M., Burgoyne, J., Boydell, T. The Learning Company. The MacGraw -Hill Companies. -1997. 243 p.
- Rousseau D. Psychological Contracts in Organizations. N. Y. — Sage Publishers. — 1995.-310 p.
- Schein, E.H. The three cultures of management: Implications for organizational Learning. Sloan Management Review. -1996. Vol.38, P.9 20.
- Schultz T. Investment in Human Capital.-N.-Y., 1971. 130 p.
- Senge, P.M. The Fifth Discipline: the Art and Practice of the Learning Organization. N-Y. Doubleday. 1991. -420 p.
- Senge, P.M. The Fifth Discipline: the Art and Practice of the Learning Organization. N-Y. Doubleday. 1993. 470 p.
- Super D.E., Bahn M.Y. Occupational psychology. London, 1971. 192 p.
- Toffler, A. The Adaptive Corporation. Gover. UK. 1985. — 217 p.
- Wendell L. French, Cecil H.Bell. Organization development. Prentice-Hall International, Inc., 1990. 142 p.
- Социально-демографические характеристики испытуемыхисп. Пол Возраст Образование Должность Место работы Стаж работы
- М 24 Экон. нач. отдел, а маркетинга Опт.-розн.торговля 8 мес.
- М 22 Торг.техн. продавец Опт.-розн.торговля 4 мес.
- М 22 Торг.техн. продавец Опт.-розн .торговля 2 мес.
- Ж 23 Педагог. продавец Опт.-розн.торговля 8 мес.25 м 23 Биол. продавец Опт.-розн.торговля 3 мес.
- Ж 24 ин.яз. гид-переводчик Турист. бизнес 1,5 г.
- Ж 25 Строит.техн. дизайнер Строит. компа-ния 1,5 г.
- Ж 25 химич. Специалист Промышлен. 1,5 г.
- М 24 Эконом. экономист Промышлен. 8 мес.
- Ж 24 Педагогич. педагог Образ.учрежд. 1 г.
- Ж 24 Педагогич. педагог Образ.учрежд. 1 г.
- Ж 24 Педагогич. педагог Образ.учрежд. 1 г.
- Ж 25 Педагогич. педагог Образ.учрежд. 1,5 г.
- Ж 26 Бух. учет бухгалтер Культурно-развл.бизнес 2 г.
- Ж 25 Строит.техн. дизайнер Строит. компа-ния 1,5 г.
- Ж 25 химич. Специалист Промышлен. 1,5 г.
- М 24 Эконом. экономист Промышлен. 8 мес.
- Ж 24 Педагогич. педагог Образ.учрежд. 1 г.
- М 25 Архитект. менеджер Строит. компа-ния 1,5 г.
- Ж 25 Менеджент менеджер Строит. компа-ния 2 г.
- М 24 Спец-ст в пищ.пром. менеджер Опт.- розн. торговля 1 г.
- М 25 Спец-ст в пищ.пром. менеджер Опт.-розн.торговля 1,5 г.
- М 24 Строит.техн. бригадир Строит. компа-ния 7 мес.
- М 26 Юрид. зам. прокурора Гос.учреждение 2 г.
- M 25 Спец-ст в пищ.пром. менеджер Опт.-розн.торговля 1,5 г.
- Ж 24 Педагогии. педагог Образ.уирежд. 1 г.
- Ж 24 Педагогии. педагог Образ.уирежд. 1 г.
- М 24 Экон. наи. отдела маркетинга Опт.-розн.торговля 2 г.
- М 22 Торг.техн. Менеджер Коммуникаци и 1 г.7мес.
- М 22 Торг.техн. менеджер коммуникаци и 1 г.2мес.120 м 22 Торг.техн. продавец Опт.-розн.торговля 1 г.9мес.1. Уважаемые коллеги!
- Просим Вас принять участие в исследовании различных аспектов систематического обучения персонала в организации, проводимом сотрудниками факультета психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова.
- Уверены, что обращение к Вашему опыту позволит сделать результаты нашего исследования более объективными.
- Благодарим вас за участие.
- Проводится ли у Вас в организации систематическое обучение персонала?
- Какой отдел в организации занимается обучением персонала?1. Кадровая служба
- Служба по работе с персоналом
- Отдел технического обучения1. Другое
- Кто отвечает за организацию обучения персонала в организации?1. Начальник отдела кадров
- Зам.ген.директора по управлению персоналом
- Начальник отдела технического обучения1. Другое
- В чьем подчинении находится этот отдел?
- Сколько человек работают в данном отделе?
- Какие специалисты входят в штат этого отдела?1. Психологи1. Социологи1. Педагоги
- Другие (перечислите специальности)
- С кем непосредственно взаимодействует этот отдел?
- Руководители подразделений1. Ген. директор1. Бухгалтерия1. Отдел труда и зар. платы1. Другое
- Какие цели обучения ставятся?
- Развитие управленческих навыков
- Овладение умением определять, понимать, решать проблемы1. Интеграция персонала
- Формирование персонала необходимой квалификации
- Повышение квалификации персонала
- Адаптация молодых специалистов1. Развитие персонала
- Освоение корпоративной культуры1. Внедрение нововведений1. Другое
- Кто проводит в Вашей организации обучение:
- Преподаватели, специалисты ИПК1. Преподаватели вузов1. Специалисты предприятия
- Специалисты, приглашенные со стороны по профилю предприятия
- Консультанты из консалтинговых фирм1. Тренинговые компании1. Другое
- Для кого проводится обучение?
- Руководители высшего звена
- Руководители среднего звена
- Специалисты (программисты, бухгалтера:)1. Рабочие кадры
- Используются ли специальные методы для диагностики потребности в обучении? Если <да>, то какие?
- Какие методы используются для обучения сотрудников?1. Тренинги? Семинары1. Коучинг
- Система наставничества ?* Лекции1. Анализ ситуаций1. Деловые игры1. Обучение действиемдругие
- Назовите конкретные междисциплинарные программы обучения, реализованные в Вашей организации в течение последнего года:
- Специализированные программы обучения (тренинги продаж, переговоров, креативности)
- Программы командообразования1. Подготовка рабочих кадров1. Маркетинг
- Развитие межличностной и внутрифирменной коммуникации, Формирование навыков разрешения конфликтов
- Управленческая подготовка, вопросы менеджмента
- Подготовка к организационным инновациям1. Другие
- Какие методы Вы используете для оценки эффективности обучения?1. Посещаемость занятий1. Мнение слушателей
- Оценка полученных знаний, умений, навыков
- Применение знаний на практике
- Изменения в поведении сотрудников
- Изменения в работе компании1. Другие
- Какие у Вас есть специальные программы по обучению менеджеров?
- Считаете ли Вы необходимым проведение систематического обучения сотрудников в Вашей организации? Если <да>, то что это Вам дает?
- Повышение конкурентоспособности на рынке
- Снижение „текучести“ кадров
- Открытость сотрудников к нововведениям в организации1. Наличие командной работы1. Другое1. Укажите ваш пол1. Возраст1. Образование1. Должность
- Стаж работы в данной должности1. Спасибо!1. Анкета
- Уважаемые коллеги! Просим Вас принять участие в исследовании проблем адаптации молодых специалистов, проводимом сотрудниками факультета психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова,.
- Уверены, что обращение к вашему опыту позволит сделать результаты нашего исследования более объективными. Благодарим вас за участие.1 .Сколько времени Вы работаете в этой организации?
- Был ли у Вас уже опыт работы по данной специальности?
- В настоящее время Ваша работа Вам нравится:1. Да1. Частично1. Нет
- Ваша нынешняя работа соответствует Вашим интересам, склонностям:1. Да1. Трудно сказать1. Нет
- Что Вам не нравится в Вашей сегодняшней работе (возможно несколько ответов)?
- Уровень моей профессиональной квалификации выше, чем этого требует моя деятельность
- Несоответствие между требованиями ко мне и моими профессиональными обязанностями
- Отсутствие ощутимых результатов
- Большое количество „бумажной“ работы
- Мало возможностей для творчества
- Не вижу перспектив продвижения по службе1. Невысокий престиж работы1. Низкая заработная плата
- Мои интересы находятся в другой сфере деятельности
- Напряжение из-за сложности используемого оборудования
- Повышенная ответственность и риск1. Другое (укажите что)
- Имеете ли Вы представление о перспективах своего служебного роста?1. Имею четкое представление
- Представляю в общих чертах1. Не имею представления
- Санитарно-гигиенические условия труда1. Размер заработной платы
- Возможность повышения квалификации
- Взаимоотношения с руководством
- Взаимоотношения с коллегами
- Общение и возможность коллективной деятельности
- Возможность реализации Ваших индивидуальных особенностей1. Возможность творчества
- Удовлетворенность своим трудом
- Насколько уровень Ваших профессиональных знаний соответствует выполняемой Вами работе?1. Ниже требований работы1. Соответствует полностью1. Выше требований работы
- Ю.Обучались ли Вы на каких-либо курсах повышения квалификации? Если да, то, на каких?
- Как Вы считаете, какие дополнительные знания были бы Вам наиболее необходимы для выполнения Вашей сегодняшней работы? Отметьте соответствующие области знаком „+“.
- Специальные профессиональные знания, умения, навыки
- Владение компьютерными программами
- Знание теоретических основ управления1. Знание методов управления
- Знания по организации производства1. Психология управления1. Экономика предприятия1. Юридические знания
- Психология делового общения1. Управление персоналом1. Знание иностранного языка1. Другое (укажите что)
- Какие методы для обучения молодых специалистов Вы считаете наиболее эффективными? тренингисеминарысистема наставничествалекциианализ ситуацииделовые игрысопровождение1. З.)другие
- Необходимые Вам для работы знания и информацию Вы получаете: а.)наблюдая поведение отдельных ключевых работниковб.)из бесед с коллегами и руководителямив.)непосредственный инструктаж со стороны соответствующих лицг.)друго е
- Перед Вами 3 утверждения, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Просим Вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов, отметив степень согласия в
- Утверждение согласен Затрудняюсь ответить Не согласен
- В своем поведении необходимо придерживаться следующих принципов:
- А.) „Время-деньги“. Нужно стремиться зарабатывать их как можно больше.
- Б.) „Главное-здоровье“. Нужно беречь себя и свои нервы.
- В.) Свободное время нужно проводить с друзьями.
- Г.)свободное время нужно отдавать семье.
- Д.)Надо делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем.
- Е.)Надо стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести
- В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:
- А.) работа это вынужденная жизненная необходимость
- Б.)Главное не допускать конфликтов
- В.)Надо стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями
- Г.)Надо стремиться к служеб. продвижению
- Д)Главное авторитет и признание
- Е.)необходимо постоянно совершенство-ваться в своем деле
- Ж.)В своей работе надо всегда находить что-то интересное
- З.Среди моих рабочих дел много места занимает:
- А.)Деловое общение (переговоры,.)1. Б.)Личное общение 1. В.)Общественная работа
- Г.)Учеба, получение новой информации, повышение квалификации
- Д.)Работа творческого характера
- Е.)Работа, непосредственно влияющая на заработок
- Какая из метафор наиболее точно, на ваш взгляд, отражает характер отношений в Вашей организации:1. Пассажиры автобуса"1. Мы и он“
- Один на поле, остальные на трибунах“
- Каждый несет свой чемодан, но без ручек"1. Хор солистов»
- Серпентарий единомышленников"
- Один за всех и все за одного"1. Ты мне, я — тебе"1. Один в поле не воин"
- Двое пашут, семеро руками машут"1. Другое (предложите свою)
- Высшим руководством Вашей организации1. Историей организации
- Правилами, принятыми в Вашей организации
- Миссии, стратегии Вашей организации
- Проводятся ли у Вас корпоративные праздники? Если «да», то принимаете ли Вы в них участие?1. Спасибо!
- Анкета для экспертной оценки деловых качеств и эффективности работы специалиста1. Инструкция
- Уважаемый эксперт! Оцените, пожалуйста, деловые качества и эффективность работы специалиста:1. Ф.И.О.1. Должность
- Будьте, пожалуйста, внимательны и объективны.
- Укажите, насколько, по Вашему мнению, у оцениваемого специалиста сформированы перечисленные ниже деловые и личностные качества.
- Оцените, насколько эффективно, по Вашему мнению, оцениваемый специалист выполняет свои должностные обязанности.
- Для оценок используйте пятибалльную шкалу: «1 балл» не выполняет, «5 баллов» — полностью выполняет.
- Укажите, насколько оцениваемый специалист в качестве подчиненного удовлетворяет лично Вашим требованиям.
- Для оценок используйте пятибалльную шкалу: «1 балл» не удовлетворяет, «5 баллов» — полностью удовлетворяет.
- Оцените, насколько успешно, по вашему мнению, оцениваемый специалист вписался в коллектив.
- Для оценок используйте пятибалльную шкалу: «1 балл"-не вписался, «5 баллов» полностью вписался в коллектив.
- Укажите, насколько, по Вашему мнению, оцениваемый специалист соответствует образу идеального сотрудника Вашей организации.
- Для оценок используйте пятибалльную шкалу: «1 балл» не соответствует образу идеального сотрудника, «5 баллов» — полностью соответствует.1. Спасибо за помощь!
- ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВметодические рекомендации для ведущего группы)
- Программа включает в себя описание этапов социально-психологического тренинга.
- Первый этап программы организационный, куда входит: знакомство психолога с заказчиком, с возможными участниками тренинга, диагностика участников, подготовка и оснащение помещения.
- Сама программа состоит из 4 занятий, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение.
- Комплектованию группы предшествует встреча с руководителями организаций, с которыми обсуждаются организационные и другие вопросы.
- При подготовке помещения для работы группы необходимо изолированное помещение.1. Занятие 1
- Ведущий знакомит участников с программой семинара.1. Процедура 1.
- Позиция ведущего согласуется с принципом независимости, означающим, что ведущий и каждый участник ведут себя так, как считают нужным, независимо от устоявшихся представлений.1. Варианты знакомства.
- Каждый участник по кругу называет свое имя и девиз.
- Вы можете извлечь для себя пользу из участия в тренинге, если определите, чего Вы хотите получить в результате.
- Ключевые вопросы, помогающие ставить и осознавать свои цели: — Чего я добиваюсь?- Что я хочу получить в результате?- Зачем мне это нужно?
- Помним, что цель это осознанный образ результата наших действий.1. Условия постановки цели:
- Обратить внимание, что целью не может быть изменение других людей и прошедших конкретных обстоятельств.
- Критерии хорошо поставленной цели:• конкретность-• измеримость-• реалистичность-• привлекательность-• проверяемость.1. Процедура 4.
- Эффективное взаимодействие на работе.1. Цели: — актуализация участниками группы своей профессиональной позиции-- выработка группой концептуального представления о сущности профессионального общения-- выработка умения принимать решение в группе.
- На этом этапе работы идет проявление проблематики адаптации молодого специалиста на рабочем месте, определение проблемного поля для дальнейшей работы.
- В работе группы ведущий принцип «биологичности». Это означает совместный процесс обсуждения с сохранениями своих позиций.
- Форма работы выполнение проективного рисунка, обсуждение.1. Время 2 часа.1. Задание участникам:
- Посредством рисунка выразить: — как я себя чувствую на работе-- как меня воспринимают коллеги-- мои главные проблемы (трудности) на работе. Для выполнения рисунка 10 минут.
- Эффективное взаимодействие на работе. Процедура 6 (в продолжении Процедуры 4).
- Что значит эффективное деловое общение? (цели пересекаются с целями Процедуры 4).
- Виды взаимодействий в профессиональном общении.
- Процедура проводится в три этапа:1 этап. Обсуждение проблемы в микрогруппах (4−5 человек).2 этап. Защита своей работы в групповой дискуссии.3 этап. Анализ материалов, отснятых на видео.1. Процедура 7.
- Невербальные средства общения. Процедура 9.
- Информирование ведущего об элементах невербальной коммуникации. Обсуждение в группе эффективных средств вербального общения. Процедура 10.
- Написание психологического автопортрета (домашнее задание). Назначение: — отработка навыка рефлексии-- развитие умений самодиагностики.
- Тренер дает следующую установку: при выполнении этой процедуры желательно проанализировать те особенности, которые вы проявляете в деловом общении, и которые отличают вас от коллег.
- Можно работать в следующем направлении за что меня ценят на работе, за что меня можно критиковать.
- Цель: Осознать образ желаемого результата деятельности.1. Процедура 12.
- Основные этапы мотивации деятельности.
- Когда потребности и чувства осознаны, мы уточняем желаемое, детализируем цель и готовимся к действиям.
- Если предпринимаемые действия не приводят к ожидаемому результату, то можно либо отказаться от задуманного, либо попробовать, но уже по-другому. Если результат достигнут можно порадоваться ему.
- На каждом этапе можно разобраться в мотивации, задавая себе соответствующие вопросы и анализировать ответы.1. Процедура 13.
- Модель анализа проблемной ситуации
- Обсуждение в «парах друзей»: — то, что я узнал о себе-- то, что мне поможет в моей работе-- желаемый образ специалиста.1. Обсуждение в группе.
- Заключительное упражнение «Встреча через 5 лет».
- Описание вариантов процедур и упражнений, которые можно использовать в программе социально-психологического тренинга
- Процедуры, направленные на отработку способов и стилей межличностного взаимодействия.
- Цель: Отработка способов и стилей взаимодействия, психологических умений, необходимых для социально-психологической адаптации.1. Процедура 1.1. Упражнение «Метафора»:
- Цель: осознание своего места, позиции в организации.1. Продолжительность 1 час.
- Формы работы: творческая работа, обсуждение, рефлексия.1. Описание:
- Каждый участник посредством незаконченных предложений (рисунка, скульптуры, инсталяции) старается описать следующие темы: «Я в организации.», «Организация для меня.».
- Далее ведущий организует обсуждение и дает анализ полученной информации.1. Процедура 2.
- Групповая дискуссия «Определение желаемого».
- Цель: выявление наиболее актуальных умений, навыков поведения, необходимых для более эффективного поведения, достижения желаемого статуса, позиции.
- Модуль для молодых специалистов менеджеров по персоналу.
- Цель: уточнить понятия менеджмент, менеджер, его задачи и роль вразвитии организации.
- Метод: «мозговой штурм», групповое обсуждение.1. Время: 1 1,5 ч.1. Описание:
- Четвертый этап: обобщение рефлексии и планирование изменений. Цель:
- Метод: индивидуальная работа с обсуждением в общем кругу.1. Время: 1ч.1. Описание:
- Участникам предлагается подумать и сформулировать цель личную или деловую, которую нужно достигнуть в ближайшее время- определить, какие задачи (шаги) необходимо для этого реализовать, какими умениями, навыками, знаниями овладеть.
- Информация о процедурах и упражнениях, которые были использованы в программе тренинга.
- Процедура 1 Знакомство Цель:• формирование первого впечатления друг о друге-• создание климата психологической безопасности-• определение особенностей общения каждого участника.
- Упражнение «Имя Качество» Цель:• узнать и запомнить имена всех участников тренинга-• снять возможные затруднения при обращении друг к другу. Время: 5 минут.1. Описание:
- Каждый участник называет по кругу свое имя и какое-либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву, что и его имя.
- Упражнение начинает ведущий тренинга.1. Процедура 2
- Варианты упражнений для оценки актуального состояния участников группы
- Упражнение «Прогноз погоды» Время: 10−15 минут. Описание:
- Участникам предлагается по кругу описать свое актуальное состояние в терминах прогноза погоды.
- Упражнение «Футбольное поле» Время: 10−15 минут. Описание:
- Участникам предлагается, учитывая свое актуальное состояние, идентифицировать себя с одним из изображенных на футбольном поле человеком.
- Процедура 3 Ожидания Упражнение «Ожидания»
- Цель: определить и актуализировать ожидания участников. Метод: индивидуальная работа, обсуждение в группе. Время: 10−15 минут. Описание:
- Участникам по кругу предлагается продолжить фразу: «От сегодняшнего тренинга я ожидаю.».
- Необходимым условием при проведении тренинга является введение групповых норм. Соблюдение этих норм (правил) необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.
- Ведущий дает информация о правилах работы в группе:
- Правила это такие способы поведения, выбирая которые Вы можете получить для себя максимальную пользу от работы в тренинговой группе и помочь в этом другим членам группы.
- Тренер может сам предложить правила для свободного обсуждения в группе.
- Такими групповыми правилами могут быть:
- Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.
- Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что он думает, что от него ждут.
- Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас».
- Правило «Стоп!». Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-либо игре имеет право сказать «Стоп!» и тем самым исключить себя из участия в процедуре.
- Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не личности.
- Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга.
- БЛОК 1 Эффективное общение1. Упражнение «Подстройка».1. Цель:
- Метод: ролевая игра, групповая дискуссия. Время: 15−20 минут.1. Описание:
- Вводится представление о подстройке как эффективном способе гармонизации с собеседником.
- Метод: ролевая игра. Время: 20 минут. Описание:
- Ведущий тихим голосом («на ухо») каждому участнику сообщает название какого-либо животного. Для всей группы предложены четыре животных, например кошка, обезьяна, лев, крокодил.
- Задача участников изобразить животное невербально, найти себе подобных и организовать стаи.
- Ведущий проверяет правильность выполнения задания.
- После выполнения упражнения и проверки идет обсуждение:• Сложно ли было невербально показать животное?• Насколько трудно было найти себе подобных?
- Информирование по блоку «Невербальное общение»
- Элементами невербальной коммуникации, в частности, являются:• тембр голоса и интонация-• пространство, разделяющее говорящих-• контакт глазами-• жесты-• телодвижения-• осанка-• выражение лица-• символы-• и др. проявления.
- Различные термины используются для обозначения самой невербальной коммуникации. Наиболее часто встречающийся «язык тела». Основными элементами невербального общения являются язык тела (то, что мы видим) и манера говорить (то, что мы слышим).
- Зная язык мимики и жестов, можно его эффективно использовать. Например, негативные жесты:• руки скрещены на груди-• рука закрывает часть лица-• частые взгляды на часы-• пальцы рук в замок и др.
- Видя такое состояние собеседника, не стоит обсуждать с ним важные, принципиальные вопросы.
- Существует ряд правил интерпретации языка тела:
- He выхватывать какую-либо отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы.
- Учитывать специфику языка тела различных наций.
- Постарайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому.
- Если у человека имеются постоянные позы, то они свидетельствуют об его устойчивых личностных особенностях, например, манера сидеть на краешке стула, чуть подавшись вперед, формируется у тех людей, которые отличаются неуверенностью, нерешительностью.
- После определенных тренировок можно научиться расшифровывать скрытые установки собеседников, учитывая только их невербальное поведение.
- Упражнение «Рефлективное и нерефлексивное слушание».
- Цель: ввести представление о видах слушания, их техниках.
- Метод: групповая дискуссия.1. Время: 20−30 минут.1. Описание:
- Аналогичная процедура при использовании приемов рефлексивного слушания.
- Упражнение «13 предметов».1. Цель:• формирование чувствительности к невербальным средствам общения-• отработка навыка командной работы.1. Метод: игра.1. Время: 30 40 минут.1. Описание:
- Деловая игра, направленная на формирование навыка активного слушания
- Цель: посредством моделирования профессиональных ситуаций отработатьнавык активного слушания.1. Метод: деловая игра.1. Время: 20 минут.1. Описание:
- Участникам предлагается ситуация делового общения.
- Упражнение «Развитие эмпатии Цель: развитие эмпатии. Описание:
- Участникам предлагается подумать над следующими вопросами: 1. Способны ли вы отвечать на такие вопросы- «Что я сейчас переживаю?», «чего я хочу в данный момент?», «Зачем я это делаю?».
- Почему в одинаковых ситуациях вы поступали по-разному. Нужно знать причины своих действий. Это поможет вам понимать причины действий других.
- Цель: расширить представления участников о деловом общении. Метод: групповая дискуссия, лекция. Время: 30 40 минут. Описание:
- Основываясь на личном опыте, участникам предлагается определить понятие «деловое общение». Опираясь на ответы участников, ведущий проводит информирование на тему «деловое общение», его особенности, отличия от бытового.1. Информирование
- Различия меиеду межличностным и деловым типами общения
- Критерий Деловое общение Межличностное общение
- Наличие цели и получе- Обязательны Цель может бытьние результата в процессе общения неосознаваемой
- Личность партнера по общению Личные чувства роли не играют, интересы дела превыше всего Партнер по общению выбирается по принципу личной симпатии
- Подготовленность партнеров по общению Партнеры говорят на «профессиональном» языке, в равной или близкой степени ознакомлены с тематикой разговора Собеседники могут иметь разную степень осведомленности по обсуждаемому вопросу1. Упражнение
- Цель: определение актуальных затруднений, возникающих у участников. Метод: групповая работа, дискуссия. Время: 1 час 1час 30 минут. Описание:
- Участникам предлагается по кругу рассказать о самой яркой для них ситуации делового общения за прошедшую неделю?
- Далее проводится работа в микрогруппах (3−4 человека) для выделения наиболее актуальных (часто встречающихся) затруднений, возникающих у данной аудитории в деловом общении.
- После обсуждения с участниками данных ситуаций составляется общая схема затруднений в деловом общении и возможные пути их решения.1. БЛОК 4
- Стратегии поведения в конфликте и конфликтоустойчивость Упражнение
- Цель: расширение представлений участников о конфликтах. Метод: дискуссия, лекция. Время: 30−40 минут. Описание:
- Цель: расширение представлений участников о конфликтах. Метод: групповая дискуссия. Время: 20 минут.1. Описание:
- Проводится групповая дискуссия на тему: конфликт это хорошо или плохо?
- Упражнение «Конфликт в организации»
- Цель: Отработка навыка эффективного поведения в конфликтной ситуации. Метод: деловая игра. Время: 1 час. Описание:
- Информирование Стратегии поведения в конфликте
- Конфликт это противоречие, которое привело к нарушению взаимоотношений.
- Пирамида конфликта Нарастание конфликта разрешение конфликта
- Негативные эмоции Испорченные отношения ротиворечия в средствах достижений Противоречия в интересах
- Существуют 5 основных стратегий поведения в конфликте (по К. Томасу):
- Удовлетворение интересов оппонента1. Приспособлениесотрудничество1. Компромисс
- Удовлетворение ваших интересов
- Технологии рационального поведения в конфликте совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.
- Один из таких способов визуализация. Этот процесс сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо.
- Третий способ проецирование гнева и уничтожение его в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него.
- Правила самоконтроля эмоций:
- Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера.
- Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоционалных переживаний в процессе спокойного общения.
- Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения.
- Рефлексия по всему блоку, параметры: — что для Вас было наиболее полезным для Вашей будущей работы?- как полученный опыт поможет Вам в реализации поставленной Вами задачи?1. БЛОК 5
- Формирование навыков стрессоустойчивости1. Упражнение
- Цель: формирование навыков стрессоустойчивости.1. Метод: обсуждение.1. Время: 10−15 минут.1. Описание:
- Участникам предлагается ответить на вопрос, что является самым напряженным в их работе?
- Информирование Особенности стресса1. Упражнение
- Цель: отработка навыка «Принятие критики».1. Метод: ролевая игра.1. Время: 30−40 минут.1. Описание:
- Участники информируются о шагах, предпринимаемых при принятии критики:
- Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.
- Попроси разъяснения. Скажи, с чем ты согласен и с чем не согласен, почему.3. Отметь реакцию партнера.
- Затем моделируются ситуации, в которых руководитель, коллеги критикуют молодого специалиста и проигрываются в группе с последующим обсуждением увиденного.
- Упражнение «Конструктивная критика»
- Цель: отработка навыка по высказыванию конструктивной критики. Метод: ролевая игра. Время: 30 40 минут. Описание:
- Участникам предлагается модель конструктивной критики: 1. Опишите факты. Опишите, что конкретно вам не нравится, используя Я-сообщения. Не используйте слова и выражения, имеющие оценочный характер.
- Укажите на возможные последствия критикуемого поведения. Опишите, к чему может привести или привело то, что вы перечислили. 3. Опишите ваши чувства. 4.0пишите ваши пожелания оппоненту. 5. Выразите ваше позитивное отношение к личности оппонента.
- Упражнение «Если мне ответили «нет». Цель: научиться конструктивно воспринимать отказ. Метод: групповое обсуждение, ролевая игра. Время: 50 60 минут. Описание:
- Участникам предлагается подумать и высказать свое мнение по поводу того, как нужно действовать в случае, когда вам говорят «нет». Затем ведущим предлагается следующая схема реагирования:
- Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
- Попросить разъяснения, если что-то неясно.3. Спокойно сказать «нет».
- Объяснить, почему Вы говорите «нет».
- Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.
- Далее моделируются ситуации, в которых руководитель, коллеги просят сделать что-либо, выходящее за рамки его должностной инструкции, молодого специалиста, они проигрываются в группе с последующим обсуждением.
- Упражнение «Первая помощь в острой стрессовой ситуации». Цель: научиться стратеги реагирования в ситуации стресса.
- Метод: мозговой штурм, обсуждение.
- Время: 30 минут. Описание:
- Участникам предлагается, основываясь на собственном опыте, рассказать в способах преодоления стресса. Далее ведущий предлагает следующую методику:
- Упражнение «Передача энергии» Цель: освоение методов самопомощи. Время: 10 минут. Описание:
- Представьте перед собой какой-то источник энергии. Постарайтесь ощутить, то, как эта энергия воздействует на вас.
- Вдохните ее. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
- Представьте источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
- БЛОК 6 Планирование и целеполагание I этап «Определение цели» Упражнение «Цели и дела» Время: 15−20 минут. Описание:
- Цель: Формирование видения цели.1. Время: 20 минут.1. Описание:1. Участвуют 3 человека.1 часть: Участвуют 2 человека. Один человек держит вытянутую руку, а другой пытается ее сдвинуть.2 часть: К ним присоединяется еще один человек. Это образ цели.
- Обсуждение: что Вы чувствовали (вопрос к участникам), была ли разница в выполнении в первой части и во второй. Обсуждаются впечатления участников группы, наблюдавших за выполнением упражнения.1. Упражнение
- Цель: формирования умения формулировать цель.1. Время: 30 минут.1. Описание:
- Чего лично вы хотите получить в результате работы в группе? Какова ваша цель?
- В чем будет выражаться результат?3. Зачем вам это нужно?
- Что вы готовы сделать для того, чтобы достичь поставленной цели?
- Чем вам в этом может помочь группа?
- Чем вам в этом могут помочь тренеры?1. Информирование
- Критерии хорошо поставленной цели:
- Измеримость. Должно быть понятно, по каким конкретным признакам (показателям) можно судить о том, что цель достигнута. Обозначьте критерии достижения цели!
- Реалистичность. Цель должна быть достижима! Цель, которую невозможно достичь, достигнута все равно не будет.
- Ключевые вопросы, помогающие ставить и осознавать свои цели:• Чего я добиваюсь?• Что я хочу получить в результате?• Зачем мне это нужно?
- Помните, что цель это осознанный образ результата наших действий.
- Упражнение «Постановка цели».
- Цель: отработать практические навыки по постановке личных и деловых целей, используя критерий SMART (specific, measurable, area-specific, realistic, time-bound).
- Метод: индивидуальная работа с обсуждением в общем круге.1. Время: 15−20 минут.1. Описание:
- Участникам предлагается подумать и сформулировать личную и деловую цели, используя критерий SMART. Далее идет обсуждение трудностей, возникших при формулировании целей.
- Упражнение «Визуализация».
- Цель: познакомить участников с техникой визуализации, как активным методом достижения поставленной цели и отработать его на практике. Метод: индивидуальная работа. Время: 10 мин. Описание:
- Участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и расслабиться.1. этап «Анализ своих ресурсов» Упражнение «Назови свои сильные стороны»
- Цель: формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе, развитие умений думать о себе в позитивном ключе. Метод: групповая работа. Время: 20 30 минут. Описание:
- Упражнение выполняется в парах. Обсуждение:• сложно ли Вам было говорить о себе в позитивном плане-• что вы чувствовали?• слушали ли Вас.
- По кругу назовите по одному качеству, которое Вам всегда помогало.
- Упражнение «Ресурсы» Время: 20−30 минут. Описание:
- Участникам предлагается подумать над следующими вопросами:• что тебе может помочь достичь твоей цели?-• чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этой цели: черты характера, помощь друзей.
- Инструкция: Напишите свои 4 сильные стороны, изобрази их в виде символов. Это твои ресурсы, которые тебе помогут в жизни. Информирование
- Упражнение «Мои сильные и слабые стороны».
- Цель: Научить самоанализу сильных и слабых сторон при выборе желаемойработы или должности.
- Метод: индивидуальная работа, презентация.1. Время: 20−30 мин.1. Описание:
- В квадрате 2 записывают свои сильные стороны, в квадрате 3 слабые стороны. На это задание дается 10 минут. Далее слабые стороны из квадрата 3 трансформируются в сильные стороны в квадрат 4. Слабая сторонаСильная сторона
- Над стрелкой можно написать, каким образом будет усиливаться слабая сторона. Время: 10 мин. Участники озвучивают результаты. С какой целью выполнялось упражнение.
- Результат упражнения: Участники лучше познают себя, обогащаются навыками самоанализа, повышается их уверенность в себе, они получают импульс к самосовершенствованию.1. Упражнение «Пять шагов».
- Цель: Повысить способность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив и соотносить свои профессиональные цели и возможности. Время: 30−40 минут.
- Метод: работа в малых группах, презентация, групповая дискуссия. Описание:
- Ведущий предлагает группе определить интересную профессиональную цель. Цель выписывается на лист как ее сформулировала группа.
- Далее участники делятся на малые группы по 3−4 человека.
- Каждая группа должна выделить основные пять шагов, которые обеспечили бы достижение намеченной цели воображаемому человеку и выписать их на бумагу.
- Представитель каждой группы презентует работу своей группы. Остальные задают вопросы, возможна дискуссия.
- Важно определить, насколько выделенные этапы реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране.
- Результат упражнения: Участники учатся планировать свои профессиональные цели.
- Упражнение «Профессиональная перспектива».
- Цель: анализ и осмысление своих профессиональных перспектив.1. Время: 40 минут.
- Метод: индивидуальная работа. Описание:
- Каждому участнику дается лист, на котором предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Каким вы видите свое будущее? 2.0сновная цель вашей жизни?
- Каким вы представляете свою карьеру, финансовое состояние, семью, здоровье?
- Как достичь поставленной цели? Что может помешать в достижении целей? Что следует предпринять в этом случае?
- Участники объединяются в группы по 4−5 человек. В группах проходит обсуждение, уточнение, дополнение.
- Результат упражнения: настрой участников на более активное отношение к своей судьбе, осознание личной ответственности за события, которые случаются в их жизни.
- Упражнение можно проводить в начале тренинга и в конце. Участники в данном случае смогут отметить результаты работы.1. БЛОК 7 Тайм-менеджмент
- Упражнение «Способы потери времени».
- Цель: проанализировать способы потери времени и способы избегания этого.
- Метод: индивидуальная работа, работа в малых группах, обсуждение в кругу.
- Время: 30 минут. Описание:
- Далее идет обсуждение по данной теме, затрагиваются вопросы касающиеся способов сохранения времени.
- БЛОК 8 Уверенное поведение1. Упражнение
- Метод: групповая дискуссия. Время: 40 50 минут. Описание:
- Как выглядит уверенный в себе человек? Какие мы можем назвать признаки уверенного поведения?
- Работа в группах, затем групповая дискуссия: разделение и выявление признаков неуверенного, агрессивного и уверенного поведения.
- Упражнение «Как справиться с волнением?» Цель: Отработка техник саморегуляции.
- Метод: Обсуждение. Время: 15−20 минут. Описание:
- Участникам предлагается, основываясь на собственном опыте, описать физиологические признаки волнения (ответить на вопрос: «По каким признакам вы делаете вывод, что вы, другой человек не уверен, волнуется?»).
- Упражнение «Как преодолеть волнение?».
- Цель: Обсуждение собственного опыта и вариантов преодоления волнения. Метод: групповое обсуждение, мозговой штурм. Время: 30 минут. Описание:
- Участникам предлагается подумать о собственном опыте и приемах преодоления волнения. Затем участники по кругу обмениваются собственными методами преодоления волнения. Возможна работа методом мозгового штурма.1. БЛОК 9 Обратная связь
- Упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка». Цель: первичная диагностика результативности работы в группе. Время: 20 минут. Описание:
- Все листочки пишутся анонимно.