Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Акмеориентированное саморазвитие управленца как фактор совершенствования его профессионализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны научно-практические рекомендации по оптимизации акмеориентированного саморазвития и профессионализма управленцев. Показано, что оптимизировать процессы акмеориентированного саморазвития и профессионализма управленцев можно следующими путями: формированием ценностного отношения кадров управления к непрерывному саморазвитию и совершенствованию профессионализмаформированием субъектной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Состояние проблемы исследования
    • 2. Сущностная характеристика акмеориентированного саморазвития
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКМЕОРИЕНТИРОВАННОГО САМОРАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЦА КАК ФАКТОРА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
    • 1. Эмпирическое исследование процесса акмеориентированного саморазвития у управленцев
    • 2. Взаимосвязь динамики процессов акмеориентированного саморазвития управленца и его профессионализма
  • Выводы по второй главе

Акмеориентированное саморазвитие управленца как фактор совершенствования его профессионализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Профессиональная деятельность кадров управления оказывает решающее влияние на социально-экономическое развитие страны. От профессионализма управленцев в основном зависит возможность продуктивного преодоления кризисных явлений в экономике, эффективность социальных, политических и экономических преобразований.

В то же время в сфере управления специалисты, имеющие высокий уровень профессионализма (суперпрофессионалы), встречаются гораздо реже, чем в других сферах человеческой деятельности. Это обусловлено в первую очередь высокой сложностью управленческой деятельности, необходимостью выполнения многочисленных и разнообразных управленческих функций, очень жесткими, а часто и противоречивыми требованиями, предъявляемыми к субъекту управления.

Непрерывное и нарастающее усложнение объектов и систем управления, возникновение трудно прогнозируемых управленческих ситуаций, требующих нестандартных творческих управленческих решений, приводят к перманентному повышению требований к личностно-профессиональным качествам субъектов управленческой деятельности, их опыту, умениям, способности осуществлять личностное и профессиональное развитие, соответствующее требованиям времени, то есть ко всему тому, что связано с их профессионализмом.

Практика позволила выявить противоречия между:

— необходимостью непрерывного совершенствования профессионализма кадров управления и существующей системой их подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

— уникальностью пути саморазвития кадров управления и недостаточным ее учетом в моделировании и проектировании стратегий совершенствования профессионализма.

Состояние разработанности проблемы исследования. Проблемы управления являются предметом исследования многих точных, социальных и гуманитарных наук, но наиболее глубоко они исследуются менеджментом, социологией управления, социальной психологией, психологией управления, акмеологией управления.

В отечественной психологической науке накоплен значительный материал, посвященный психологическому анализу особенностей личности и деятельности руководителя (Т.Ю. Базаров, В. В. Бойко, Е. Е. Вендров, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов, Е. С. Жариков, Ю. М. Жуков, А. Л. Журавлев, В. Г. Зазыкин, А. И. Китов, Е. А. Климов, А. Г. Ковалев, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, В. Ф. Рубахин, А. Л. Свенцицкий, Л. И. Уманский, А. В. Филиппов, А. У. Хараш, Р. Х. Шакуров, В. М. Шепель и др.), психологической структуре самой управленческой деятельности (Д.М.Гвишиани, И. Д. Ладанов, А. Ю. Панасюк, Б. Д. Парыгин, А. Л. Свенцицкий, В. К. Тарасов, Л. И. Уманский и др.), психологическим проблемам повышения эффективности совместной деятельности (В.С.Агеев, Г. М. Андреева, А. И. Донцов, Р. С. Немов, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, А. П. Чернышев и др.) и т. д. Зарубежные исследования проблем управления проходят в основном в рамках теории менеджмента и психологии управления (М.Маккол, Х. Минтцберг, С. Одиорне, А. Файоль, Г. Черч, Г. Юкл и др.).

В рамках акмеологии активно разрабатываются проблемы акмеологического обеспечения управленческой деятельности (С.А.Анисимов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин и др.), формирования оптимальной модели профессионально важных качеств кадров управления (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев, С. Н. Епифанцев, Л. И. Катаева, Н. И. Конюхов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.), разработки теоретических и методологических основ психологии личности управленца (И.В.Калинин, Ю. В. Синягин, М. Л. Шаккум и др.), мотивации в профессиональной деятельности кадров управления (В.Г.Асеев, Л. Г. Лаптев, А. С. Мельничук, И. И. Семенов и др.), профессионализма в управленческой деятельности (Е.А.Климов, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, Г. С. Михайлов, В. Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк и др.). Особое внимание в этих работах уделяется исследованию принципов, закономерностей, акмеологических факторов, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности кадров управления в современных условиях. Исследования, проводящиеся в рамках акмеологии управления, показывают, что ведущую роль в процессе повышения профессионализма кадров управления играют процессы саморазвития.

В то же время до сих пор не исследованы содержание и структура процесса саморазвития кадров управления, не выявлены взаимосвязи между процессами саморазвития управленца и совершенствования его профессионализма.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — дать сущностную характеристику и определить пути оптимизации акмеориентированного саморазвития управленца как фактора совершенствования его профессионализма.

Объект исследования — процесс совершенствования профессионализма кадров управления.

Предмет исследования — акмеориентированное саморазвитие управленца как фактор совершенствования его профессионализма.

Гипотеза исследования.

В процессе акмеориентированного саморазвития происходят интенсификация и повышение эффективности процессов самости, совершенствование и умножение возможностей человека, качественные и количественные изменения в индивидных, личностных и субъектных структурах, а также в деятельности и сознанииу субъекта акмеориентированного саморазвития формируются потребность в систематическом самосовершенствованииготовность к целенаправленным акмеориентированным самоизменениямспособность эффективно реализовывать решения в области саморазвития-.

Высокий уровень акмеориентированного саморазвития определяет эффективность процесса совершенствования профессионализма управленца.

Задачи исследования.

1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования.

2. Дать сущностную характеристику акмеориентированного саморазвития.

3. Выявить особенности процесса акмеориентированного саморазвития у управленцев.

4. Определить взаимосвязь динамики процессов акмеориентированного саморазвития управленца и его профессионализма.

5. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации акмеориентированного саморазвития и профессионализма управленцев.

Теоретико-методологическую базу исследования составили системный, субъектный, деятельностный подходыпринципы детерминизма, развития, социальной обусловленности личности, единства сознания и деятельности (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, И. А. Джидарьян, В. А. Иванников, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Магун, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.) — научные положения о развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.) — о взаимовлиянии личностного и профессионального развития (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В.Д. Шадриков) — принципы целостного изучения личности во всем многообразии ее проявлений (А.Г. Ковалев, B.C. Мерлин, В. Н. Мясищев, К.К. Платонов), активности субъекта деятельности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), перехода развития в саморазвитие (А.А.Деркач, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова и др.).

Исследование осуществлялось с позиций акмеологического подхода (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. С. Гусева (Карпенко), А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов теоретического анализа и диагностических методик.

Использовались изучение литературных источников, наблюдение, анкетирование, экспертный опрос, тестирование, сравнительно-сопоставительный анализ. В рамках эмпирического исследования и развивающего эксперимента были использованы следующие методики: методика «Измерение уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения" — опросник «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии" — тест «Готовность к саморазвитию" — модифицированный вариант опросника «Диагностика уровня саморазвития и профессиональной деятельности" — модифицированный вариант анкеты «Изучение факторов и барьеров творческого саморазвития" — тест «Уровень профессиональной компетентности» (Я.С. Старовойтова) — методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности" — методика определения самоэффективности (модификация Л. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского) — опросник «Уровень акмеологической культуры» (Е.В. Селезнева, Ю. В. Синягин, В.Н. Марков).

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистического пакета «EXCEL».

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили 304 представителя государственной и негосударственной сфер управления на уровне начальников и заместителей начальников отделов (управлений). В качестве экспертов выступали непосредственные руководители участников исследования.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Уточнены характеристики профессионализма кадров управления (личностно-профессиональные качества, опыт, отношения, направленность активности). Показано, что в зависимости от уровня развития данных характеристик и степени сформированности компонентов профессионализма кадров управления можно говорить об уровне их профессионализма в целом. При этом высокий уровень профессионализма как результат длительного процесса профессионализации может быть зафиксирован в определенных показателях, то есть выступает как эталон качества профессиональной подготовки специалистов и обеспечивает возможность измерения качества их профессиональной деятельности. Важнейшим акмеологическим критерием профессионализма является способность специалиста к самоактуализации, самосовершенствованию и самореализации, а показателем проявления этого критерия служит динамичный процесс формирования специалиста как субъекта собственной профессиональной деятельности.

2. Дана сущностная характеристика акмеориентированного саморазвития. Выявлено, что акмеориентированное саморазвитие является интегральной характеристикой самости и разворачивается как процесс деятельностно-практического самоизменениявозможности акмеориентированного саморазвития каждого человека неисчерпаемы, а внутренняя свобода в ходе акмеориентированного саморазвития имеет приоритет по отношению к внешней свободе.

Показано, что сущность акмеориентированного саморазвития наиболее полно раскрывается в его функциях (интегрирующей, индивидуализации, целеполагания, аналитико-прогностической, побудительно-стимулирующей, организационно-деятельностной), каждая из которых отражает многообразие задач саморазвития и подчеркивает его многоаспектность, и компонентах, сформированность которых обеспечивает реализацию этих функций. Содержание мотивационно-целевого компонента составляет система действенных мотивов, определяющих направленность на непрерывное саморазвитие и обеспечивающих удержание образа акме как цели-идеала саморазвития. Мотивационно-целевой компонент реализуется через механизмы самостимулирования и самоопределения. Содержание креативного компонента составляют взаимосвязанные и взаимозависимые креативные свойства, интеллектуальные качества и процессы, творческие умения, обеспечивающие качественные самопреобразования на всех уровнях внутренней организации человека, которые имеют высокую ценностную значимость для процесса акмеориентированного саморазвития. Содержание рефлексивного компонента составляют взаимосвязанные и взаимозависимые аналитико-прогностические умения, которые обеспечивают анализ уровня подготовленности субъекта саморазвития к решению задач в области самоактуализации, самосовершенствования и самореализации, предвидение тенденций самоизменения и разработку прогнозов в области саморазвития. Рефлексивный компонент реализуется через механизмы самопознания и самопрограммирования. Содержание операционального компонента составляют психотехнологии, которые обеспечивают реализацию целей акмеориентированного саморазвития. Механизмом реализации операционального компонента является самоуправление, за счет которого обеспечивается преобразование внутреннего мира человека, повышение уровня его целостности, формирование индивидных, личностных и субъектных новообразований, а также личностных и деятельностных компетентностей, которые определяют специфику реализации жизненных стратегий, достижение акме и самоосуществление.

3. Изучены особенности процесса акмеориентированного саморазвития у управленцев. Доказательно представлено, что в целом участников исследования отличают средняя и выше средней направленность на саморазвитиенормальная или завышенная самооценка качеств, способствующих саморазвитиюоценка своей профессиональной деятельности как перспективной для самореализации.

Выявлена зависимость между уровнем реализации потребностей в саморазвитии и особенностями среды саморазвития. Сравнительно-сопоставительный анализ показал, что включение управленцев в образовательный процесс приводит к повышению уровня направленности на саморазвитие и к активизации процесса акмеориентированного саморазвития. Повышается уровень реализации потребностей в саморазвитии: у большинства участников исследования, окончивших курсы повышения квалификации, уровень саморазвития повысился с локального до системного. В то же время у большей части участников исследования, не обучавшихся на курсах повышения квалификации, саморазвитие осталось на локальном уровне.

Определены механизмы целенаправленных акмеориентированных самоизменениий: потребность в самопознании и способность к самосовершенствованию. Установлено, что на первом этапе исследования в обеих группах не было значимых различий по соотношению потребности в самопознании и способности к самосовершенствованию. На втором этапе исследования в группе окончивших курсы повышения квалификации значительно возросло число участников, которые испытывают потребность в самопознании и считают себя способными к самосовершенствованию, и уменьшилось число тех, кто считает себя способными к самоизменениям, но не испытывают потребность в самопознании, а также тех, кто не имеет навыков самосовершенствования и не испытывает желания узнать себя.

4. Установлена взаимосвязь динамики процессов акмеориентированного саморазвития управленца и его профессионализма. Показано, что участники исследования считают возможность самосовершенствования одним из наиболее значимых факторов привлекательности профессии управленца. Анализ результатов определения общего индекса удовлетворенности профессией управленца участниками исследования позволяет сделать выводы о положительной динамике удовлетворенности профессией. В то же время у участников исследования, окончивших курсы повышения квалификации, после окончания обучения общий индекс удовлетворенности профессией стал значительно выше, чем у участников исследования, не обучавшихся на курсах повышения квалификации. Показана взаимозависимость между уровнем акмеориентированного саморазвития участников исследования и уровнем их профессионализма. С повышением уровня акмеориентированного саморазвития происходят значимые изменения в операциональном, мотивационном и смысловом компонентах профессионализма. Значимо повышается уровень операционального компонента, при этом экспертные оценки и самооценки сближаются. Изменяется структура мотивации деятельности управленцев: доминирующим в структуре мотивации становится мотив достижения успеха в целом. Более адекватными становятся оценки самоэффективности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты позволяют разрабатывать индивидуальные стратегии акмеориентированного саморазвития и программы совершенствования профессионализма кадров управления в рамках кадровой работы и акмеологического сопровождения профессиональной деятельности управленцев, психологами-акмеологами в практике индивидуального и группового консультирования, а также самими управленцами для оптимизации процесса их акмеориентированного саморазвития как фактора совершенствования профессионализма.

Материалы исследования, его результаты и научно-практические рекомендации могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров управления.

Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по акмеологии, акмеологии управления, социальной психологии, психологии управления, психологии профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках повышения квалификации и непосредственно в профессиональной деятельности кадров управления. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. Они апробированы автором на психолого-акмеологических чтениях Международной академии акмеологических наук, а также использованы на лекциях, семинарах и тренингах в рамках повышения квалификации кадров управления и в ходе индивидуального и группового акмеологического консультирования. Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научных сессиях Международного акмеологического института (Москва, 2004;2008 гг.). Материалы исследования докладывались на Международных научных конференциях «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2004, 2007, Самара, 2005).

Положения, выносимые на защиту.

1. Высокий уровень профессионализма предполагает постоянное изменение, совершенствование. Это совершенствование обусловлено, с одной стороны, объективно изменяющимися требованиями профессии, а с другой стороны, субъективными требованиями самого профессионала. Только единство объективных и субъективных требований обеспечивает непрерывное движение специалиста к профессиональному совершенству как к полноте разворачивания личностных и профессиональных качеств и творческой самореализации в профессии. При этом ведущими в процессе совершенствования профессионализма выступают субъективные требования, так как специалист с продвижением к высокому уровню профессионализма переходит на субъектный уровень регуляции деятельности и жизнедеятельности в целом.

2. Акмеориентированное саморазвитие — это интегративный творческий процесс сознательного становления человека, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно творчески воспринятых внешних факторов, — процесс, который имеет прогрессивно-преобразующую направленность, ориентирован на интенсификацию и повышение эффективности процессов самости, обеспечивает совершенствование и умножение возможностей человека, качественные и количественные изменения в индивидных, личностных и субъектных структурах, а также в деятельности и сознании, фиксирует формирование у человека способности к оптимальной самоорганизации своей жизни и направлен на достижение акме и самоосуществление.

3. Реализовать свою потребность в саморазвитии можно только при условии активного самопознания, которое обеспечивает формирование точных представлений о реальном уровне саморазвития, его оценку, определение путей и методов самопреобразований и целенаправленного самосовершенствования.

Существуют четыре группы условий и факторов, способствующих акмеориентированному саморазвитию управленцев или выступающих в качестве барьеров для саморазвития: социальные, организационные, профессиональные (деятельностные) и психологические (личностные). Осознание барьеров в саморазвитии позволяет разрабатывать индивидуальные программы по их преодолению.

4. Системный характер профессионализма обусловлен связями, установленными между его компонентами. Основу данных связей составляют процессы саморегуляции, которые обеспечивают устойчивость профессионализма при изменении внешних и внутренних условий. В мотивационном компоненте профессионализма саморегуляция проявляется в переходе от рядоположных, неупорядоченных к иерархически организованным мотивам, в движении от узко результативных мотивов репродуктивной деятельности к мотивам самореализации, в преобразовании ситуативных мотивов в устойчивые. В смысловом компоненте профессионализма саморегуляция выступает как взаимодействие когнитивной, эмоциональной и поведенческой подструктур отношения «человек — профессия». Результатом взаимодействия является формирование профессиональных позиций, смыслов, профессионального самосознания. В операциональном компоненте профессионализма саморегуляция проявляется в высоком уровне надситуативной активности, способности к эффективному решению профессиональных задач, умении принимать и реализовывать самостоятельные решения. В целом саморегуляция выступает как один из показателей субъектной позиции в профессиональной деятельности и саморазвитии. В то же время повышение уровня саморегуляции и субъектной позиции в целом может быть обеспечено только в рамках акмеориентированного саморазвития.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по второй главе.

Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить сущность акмеориентированного саморазвития управленца как фактора совершенствования его профессионализма и определитть пути оптимизации этого процесса.

Были исследованы: особенности реализации управленцами потребности в саморазвитии, наличие системы в самосовершенствовании, способность к эффективной реализации решений в области саморазвитияособенности готовности управленцев к целенаправленным акмеориентированным самоизменениямуровень стремления к саморазвитию, сформированность отношения к акмеориентированному саморазвитию как к ценности, самооценку качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельностиусловия и факторы, способствующие и препятствующие акмеориентированному саморазвитию управленцев.

Установлено, что в целом участников исследования отличают средняя и выше средней направленность на саморазвитиенормальная или завышенная самооценка качеств, способствующих саморазвитиюоценка своей профессиональной деятельности как перспективной для самореализации.

Выявлена зависимость между уровнем реализации потребностей в саморазвитии и особенностями среды саморазвития. Сравнительно-сопоставительный анализ показал, что включение управленцев в образовательный процесс приводит к повышению уровня направленности на саморазвитие и активизации процесса акмеориентированного саморазвития. Повышается уровень реализации потребностей в саморазвитии: у большинства участников исследования, окончивших курсы повышения квалификации, уровень саморазвития повысился с локального до системного. В то же время большая часть участников исследования, не обучавшихся на курсах повышения квалификации, саморазвитие осталось на локальном уровне или было остановленным.

Исследованы механизмы целенаправленных акмеориентированных самоизменениий: потребность в самопознании и способность к самосовершенствованию. Установлено, что на первом этапе исследования в обеих группах не было значимых различий по соотношению потребности в самопознании и способности к самосовершенствованию. На втором этапе исследования в группе окончивших курсы повышения квалификации значительно возросло число участников, которые испытывают потребность в самопознании и считают себя способными к самосовершенствованию, и уменьшилось число тех, кто считает себя способными к самоизменениям, но не испытывают потребность в самопознании, а также тех, кто не имеет навыков самосовершенствования и не испытывает желания узнать себя.

Показано, что существует значимая взаимосвязь между процессами акмеориентированного саморазвития управленца и его профессионализма. Участники исследования считают возможность самосовершенствования одним из наиболее значимых факторов привлекательности профессии управленца. Показана взаимозависимость между уровнем акмеориентированного саморазвития участников исследования и уровнем их профессионализма. С повышением уровня акмеориентированного саморазвития происходят значимые изменения в операциональном, мотивационном и смысловом компонентах профессионализма. Значимо повышается уровень операционального компонента, при этом экспертные оценки и самооценки сближаются. Изменяется структура мотивации деятельности управленцев: доминирующим в структуре мотивации становится мотив достижения успеха в целом. Более адекватными становятся оценки самоэффективности.

Разработка индивидуальной стратегии акмеориентированного саморазвития предполагает определение управленцем, при акмеологической поддержке психолога, приоритетной зоны саморазвития, целей саморазвития, а также его приемами, методами и технологиями.

Показано, что одной из основных задач акмеологической поддержки была актуализация потребности управленцев в развитии рефлексии. В ходе индивидуальных и групповых консультаций участники исследования получили более полное представление о рефлексии и о ее роли в совершенствовании профессионализма в управленческой деятельности. Одновременно участники эксперимента знакомились с различными приемами, методиками и технологиями саморазвития. В целом были использовали следующие приемы, методики и технологии саморазвития: разработка-концепции саморазвитиясамоконтроль компетентностиинвентаризация перемен в работе и в себетаблица жизненных и профессиональных целейдневник достижений и неудачмоделирование своего профессионального портретаразвитие мотивации к управленческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту.

Показано, что в зависимости от уровня развития личностно-профессиональных качеств, опыта, отношений, направленности активности и степени сформированности компонентов профессионализма кадров управления можно говорить об уровне их профессионализма в целом. При этом высокий уровень профессионализма как результат длительного процесса профессионализации может быть зафиксирован в определенных показателях, то есть выступает как эталон качества профессиональной подготовки специалистов и обеспечивает возможность измерения качества их профессиональной деятельности. Важнейшим акмеологическим критерием профессионализма является способность специалиста к самоактуализации, самосовершенствованию и самореализации, а показателем проявления этого критерия служит динамичный процесс формирования специалиста как субъекта собственной профессиональной деятельности.

Выявлено, что акмеориентированное саморазвитие является интегральной характеристикой самости и разворачивается как процесс деятельностно-практического самоизменениявозможности акмеориентированного саморазвития каждого человека неисчерпаемы, а внутренняя свобода в ходе акмеориентированного саморазвития имеет приоритет по отношению к внешней свободе.

Сущность акмеориентированного саморазвития наиболее полно раскрывается в его функциях (интегрирующей, индивидуализации, целеполагания, аналитико-прогностической, побудительностимулирующей, организационно-деятельностной), каждая из которых отражает многообразие задач саморазвития и подчеркивает его многоаспектность, и компонентах, сформированность которых обеспечивает реализацию этих функций: мотивационно-целевом, кремтивном, рефлексивном, операциональном.

Эмпирическое исследование процесса акмеориентированного саморазвития у управленцев показало, что в целом участников исследования отличают средняя и выше средней направленность на саморазвитиенормальная или завышенная самооценка качеств, способствующих саморазвитиюоценка своей профессиональной деятельности как перспективной для самореализации.

Выявлена зависимость между уровнем реализации потребностей в саморазвитии и особенностями среды саморазвития. Сравнительно-сопоставительный анализ показал, что включение управленцев в образовательный процесс приводит к повышению уровня направленности на саморазвитие и активизации процесса акмеориентированного саморазвития. Повышается уровень реализации потребностей в саморазвитии: у большинства участников исследования, окончивших курсы повышения квалификации, уровень саморазвития повысился с локального до системного. В то же время большая часть участников исследования, не обучавшихся на курсах повышения квалификации, саморазвитие осталось на локальном уровне или было остановленным.

Исследованы механизмы целенаправленных акмеориентированных самоизменениий: потребность в самопознании и способность к самосовершенствованию. Установлено, что на первом этапе исследования в обеих группах не было значимых различий по соотношению потребности в самопознании и способности к самосовершенствованию. На втором этапе исследования в группе окончивших курсы повышения квалификации значительно возросло число участников, которые испытывают потребность в самопознании и считают себя способными к самосовершенствованию, и уменьшилось число тех, кто считает себя способными к самоизменениям, но не испытывают потребность в самопознании, а также тех, кто не имеет навыков самосовершенствования и не испытывает желания узнать себя.

Установлено, что участники исследования считают возможность самосовершенствования одним из наиболее значимых факторов привлекательности профессии управленца. Анализ результатов определения общего индекса удовлетворенности профессией управленца участниками исследования позволяет сделать выводы о положительной динамике удовлетворенности профессией. В то же время у участников исследования, окончивших курсы повышения квалификации, после окончания обучения общий индекс удовлетворенности профессией стал значительно выше, чем у участников исследования, не обучавшихся на курсах повышения квалификации. Показана взаимозависимость между уровнем акмеориентированного саморазвития участников исследования и уровнем их профессионализма.

Разработаны научно-практические рекомендации по оптимизации акмеориентированного саморазвития и профессионализма управленцев. Показано, что оптимизировать процессы акмеориентированного саморазвития и профессионализма управленцев можно следующими путями: формированием ценностного отношения кадров управления к непрерывному саморазвитию и совершенствованию профессионализмаформированием субъектной позиции кадров управления в профессиональной деятельности и саморазвитииповышением уровня акмеологического сопровождения профессиональной деятельности кадров управления, а также процесса их подготовки, переподготовки и повышения квалификацииразвитием компетентности кадров управления в области саморазвитиясозданием системы акмеологической поддержки процессов акмеориентированного саморазвития и совершенствования профессионализмавнедрением основных теоретических положений настоящего исследования в практику акмеологического сопровождения профессиональной деятельности кадров управления, а также процесса их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Предметом дальнейшего исследования может стать разработка принципов акмеологической поддержки процесса акмеориентированного саморазвития управленцев, расширение банка акмеологических технологий совершенствования профессионализма кадров управления, подготовка психологов-акмеологов как консультантов и координаторов процесса акмеориентированного саморазвития представителей различных специальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С. 19−44.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  4. B.C. ^-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. М.: Государственный университет управления, 1999. — 230 с. а
  5. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с.
  6. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-263 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -282 с.
  8. В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
  9. В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. 500 с.
  10. Ю.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновац. курс: Учеб. пособие в 2-х кн. Кн.1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 565 с.
  11. П.Анисимов О. С. Основы методологического мышления. — М.: Внешторгиздат, 1989. 412 с.
  12. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. С.140−147.
  13. Ю.С. Мотивация акмеологической компетентности управленцев: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002. — 25 с.
  14. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: РАН, Институт психологии, 1993. — 105 с.
  15. Р. Развитие Л-концепции и воспитание / Пер. с англ. М. Б. Гнедовского, М. А. Ковальчука. М.: Прогресс, 1986. — 420 с. а
  16. М.Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 106 с.
  17. П.Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга: Калужский ГПУ им. К. Э. Циолковского, 2001. — 96 с.
  18. А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М.: Квант, 1997. — 102 с.
  19. А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  20. А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. Т. 14. 1993. № 5. С.73−79.
  21. А.А. О связи развития и саморазвития человека с его деятельностью и отношениями // Вопросы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 3 / Под ред. P.M. Шамионова. -Саратов, 2002. — С. 45−51.
  22. А.А. О субъектном акме человека и факторах, его определяющих //Вопросы социальной психологии личности: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. Р. М. Шамионова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. — С. 4−9.
  23. А. А., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. — № 2. -С.11−23.
  24. Бодал ев, А. А. О связи развития и саморазвития человека с его деятельностью и отношениями // Вопр. социал. психологии личности. -Саратов, 2002. Вып. 3. — С. 45−51
  25. А.В. Субъект и его деятельность // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — С. 208−261.
  26. , В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диалога и взаимопонимания культур // Философия и общество = Philosophy a. society. -М., 2003,-N2.-С. 150−168
  27. , К.Я. Саморазвитие человека // Инновационные процессы в образовании: Материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. «Инновац. процессы в образовании». Челябинск- М., 2004. — Ч. 3. — С. 48−54
  28. Л.И. О соотношении «целостности» и «развития» в исследованиях сложных систем // Проблемы развития в современной науке.-М., 1984.-С. 15−33.
  29. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. Учебное пособие. М.: МПА, 2001. — 160 с.
  30. , Е. Вершины жизни и пути их достижения // Прикл. психология и психоанализ. М., 2002. — N 1. — С. 5−14
  31. , А.Н. К вопросу о философии развития личности // Развитие и саморазвитие ученика и учителя. Оренбург, 2001. — Ч. 1. — С. 23−24
  32. Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта. // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 14−19.
  33. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  34. , Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студента // Приклад, психология. М., 2002. — N 56. — С. 131−134
  35. Н.В. Творческая зрелость личности и уровни достижения акме // Акмеология-2000: Методические и методологические проблемы / Сост. и ред. Н. В. Кузьминой и A.M. Зимичева. СПб.: Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия, 2000. — С. 55−61.
  36. Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1998. — 42 с.
  37. Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Автореф. дис.. канд психол. наук. -М., 1994.-24 с.
  38. , А.Г. Идея самопревосхождения в доктрине Плотина // Этическая мысль. М., 2003. — Вып. 4. — С. 50−66
  39. Э.В. К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий // Сибирский психологический журнал. Выпуск 13. Томск, 2000. — С. 30−33. а
  40. , А.В. Концепция саморазвития личности в современных социально-экономических и природных условиях. Краснодар: Просвещение-Юг, 2005. — 147 с.
  41. П.П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема // Проблема саморазвития личности: методология и практика. Луцк: Луцкий педагогический институт, 1990. -С. 126−138.
  42. Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2002. — 22 с.
  43. А.С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., РАГС, 1997.-612 с.
  44. А.С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих. М.: Агентство «Квант Т», 1997. — 299 с. а
  45. Г. А. Формирование ценностных ориентаций госслужащих: Дисс. канд. психол. наук. -М.: РАГС, 1999. 151 с.
  46. А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  47. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
  48. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. З: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 537 с.
  49. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 483 с.
  50. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Монография. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 391 с.
  51. А.А. Психолого-дидактические особенности совершенствования психологического образования государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 62 с.
  52. А.А. Совершенствование психологического образования государственных служащих. М.: Центр гуманитарных исследований, Центр политических кампаний и избирательных технологий, 2002. — 115 с.
  53. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000. — 123 с.
  54. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 23 с.
  55. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998. 148 с.
  56. А.А., Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. -М.: РАГС, 1999. -578с.
  57. А.А., Орбан JI.E. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС, 1995.-206 с.
  58. А.А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 248 с.
  59. А.П. Управление персоналом. М.: Наука, 2001. — 265 с.
  60. В.О. Внутриличностный конфликт госслужащего и акмеологический подход к его разрешению: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 24 с.
  61. , С.Р. Религиозный опыт и нерелигиозное саморазвитие // Вестн. Рос. филос. о-ва. М., 2004. — N 1. — С. 145−14 868.3абелова Л. Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., РАГС, 1997. -166 с.
  62. В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. Психологическое воздействие в деловом общении: Конспекты лекций. М.: Изд-во РАГС, 1999.- 88 с.
  63. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34−42.
  64. В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала всоциализации и самореализации личности: Автореф. дис.канд. филос.наук.-СПб., 1997.-23 с.
  65. В.В., Пожарский С. Д. Философия и акмеология. — СПб.: Политехника, 2003. 395 с.
  66. Т.С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия// Психологический журнал. 1986. — Т. 7, № 4.-С. 11−22.
  67. С.Б. Психолого-акмеологические основы развития духовных потребностей: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 2002. -40 с.
  68. М.С. Философская теория ценности / С.-Петерб. ун-т, Академия гуманитарных наук. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
  69. О.В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1999.-26 с.
  70. И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. А. Клейберга. — Ульяновск: УИПКПРО, 2003. 164 с.
  71. И.В. Экзистенциальный вакуум и внутренняя невесомость как составные части кризисного состояния человека // Мир психологии. — 2003. № 4(36).-С. 168−184.
  72. , П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. -М., 1999. -N 7. С. 73−84.
  73. А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология. М., РАГС, 1999. 367 с.
  74. Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1996. -295с.
  75. Е.А. Введение в психологию: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.-350 с.
  76. A.M. Гражданственность личности. М.: Академия ФПС России, 2003.- 100 с.
  77. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 41−49.
  78. , Э.А. О формах и уровнях саморазвития личности // Вчен. зап. Харк. гуманит. ин-ту «Нар. укр. акад.» = Учен. зап. Харьков, гуманит. ин-та «Нар. укр. акад.». Харкив, 1999. — Т. 5. — С. 166−173
  79. О. Д. Рефлексивные и социально-психологические особенности самореализации государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 229 с.
  80. JT.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252с.
  81. Т.В., Каменев И. И. Принятие интеллектуальных решений в условиях неопределенности // Вестник МГУ. Сер. 14 Психология. 2002. -№ 2. — С. 24−35.
  82. Е.А. Формирование профессионально-ценностных ориентации: у будущего учителя технологии: Автореф. дисс канд. пед. наук. — Липецк, 2002. 29 с.
  83. Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 292 с.
  84. Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности. Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — СПб., 2001.-39 с.
  85. , Т.А. Духовно-нравственная самоценность человека как конечная «причина» саморазвития // Логос. Культура. Цивилизация. -Якутск, 2004. С. 80−82
  86. , Т.А. Философско-праксиологические основы соуправления развитием личности: Автореф. дис.. канд. наук- Философские науки: 09.00.11 / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. -Якутск, 2004. 28 с.
  87. , И.Г. Онтология развития / Рос. филос. о-во. М., 2001. -139 с.
  88. ЮО.Кохановский В. П. Роль принципа причинности в исследовании генезиса и развития явлений // Развитие как регулятивный принцип. -Ростов-н/Д., 1991. С. 87−102.
  89. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
  90. , Н.Н. К проблеме самостоятельности в формировании личности (психологический аспект) // Психолого-педагогические проблемы образования. Майкоп, 2003. — С. 61−69
  91. ЮЗ.Кузьмина Н. В. (Головко-Гаршина) Предмет акмеологии. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Политехника, 2002. — 189 с.
  92. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.
  93. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб. — Рыбинск, 1993. — 54 с.
  94. , Н.В. К проблеме саморазвития личности в контексте формирования гуманистического мировоззрения // Наука, религия, образование: (Темат. сб.). Уфа, 2005. — С. 70−71
  95. , С.Ю. Проблема самоактуализации личности в истории философской мысли // Вестник СевКавГТИ: Сб. науч. тр. Ставрополь, 2004. — Вып. 4, т. 2. — С. 79−92
  96. , Ф.Х. Проблема самостановления личности в культуре: Автореф. дис.. канд. наук- Философские науки: 09.00.13 / Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. Ростов н/Д, 2000. — 22 с.
  97. , Е.Н. Актуализация потребности в саморазвитии как предмет педагогической психологии // Аспирант, вестн. ОПТУ -Оренбург, 2005. N 4. — С. 112−119
  98. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А, Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. С. 156−176.
  99. З.Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. -1995.-№ 1.-С. 97−110.
  100. Л омов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
  101. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С.31−45.
  102. М.С. Проблема самоопределения в психологии // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 года: В 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — Т.5. — С. 197−198.
  103. С.В. Психолого-дидактические условия и факторы формирования акмеологической компетентности кадров управления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 21 с.
  104. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров: Изд-во Кировской областной администрации, 1994. — 154 с.
  105. Л.В. Акмеологические условия и факторы личностно-профессионального самосовершенствования государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 136 с.
  106. В.Н. Акмеологические условия продуктивного формирования отношений личности обучаемого к себе (самоотношение) / Акмеология. 2003. — № 4. — С. 55 — 58.
  107. В.Н. Жизненная позиция личности: (Идеологический и социально-психологический аспекты) / Акад. общест. наук при ЦК КПСС. -М.: Мысль, 1989.- 171 с.
  108. А.Т. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд. группа «Евразия», 1997. — 430 с.
  109. , А.В. Педагогика саморазвития личности / Урал. гос. унт им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2001. — 332 с.
  110. B.C. Психология индивидуальности. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 448 с.
  111. , Н.Ф. Философия саморазвития // Теория и методология творчества: итоги и перспективы. М., 2001. — С. 52−58
  112. Т.Л. Самосознание профессионала / Бурят, гос. ун-т. -Улан-Удэ, 1999. 200 с.
  113. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.48−52.
  114. , С. М. Теория А.Н. Леонтьева о механизмах саморазвития деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. М., 2003. — N 2. -С. 50−62
  115. О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: Дис.. д-ра психол. наук. -М., 2000. 506 с.
  116. К. Психология ответственности / Под ред. В. Е. Семенова. Л.: Наука, 1983. — 240 с.
  117. В.Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
  118. А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии) / АН АрмССР. Ин-т философии и права. -Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 263 с.
  119. М.А. Самореализация личности как феномен культуры: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Киев, 1990. — 16 с.
  120. Г. С. Самоконтроль человека / ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- 191 с.
  121. В.Н. Психотехнологии управления людьми. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 324 с.
  122. . Д Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.
  123. Ю.А. Развитие познавательных способностей учащихся средствами интеллектуальных и социально-психологических тренингов: Автореф. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 22 с.
  124. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: Учебное пособие для студентов вуза. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -416 с.Т. 1.
  125. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов на/Д.: Феникс, 1996. — 509 с.
  126. В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1993. — 70 с.
  127. В.А. Феномены субъектности в развитии личности / Междунар. ин-т «Открытое о-во». Самар. фил.- Самар. госуниверситет. Каф. педагогики и психологии. Самара, 1997. — 102 с.
  128. К.К. О системе психологии. М.: «Мысль», 1972. — 216 с.
  129. В.А. Психология духовности профессионала. М.: Государственный научно-исследовательский испытательный институт МО РФ, 1997.-296 с.
  130. В.А. Творчество как родовая сущность человека // Вопр. психологии. 2002. — N 3. — С. 149−151.
  131. , JI.M. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития // Учен. зап. Казан, гос. ун-та. Казань, 2005. — Т. 147. — С. 123−138
  132. , Л.М.- Бурганова, И.Ф. Психологические барьеры в творчестве субъекта саморазвития // Субъектность в современном образовательном пространстве. Казань, 2001. — С. 116−124
  133. .Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. — М.: Наука, 1979.-232 с.
  134. Ю.А. Индивидуализация обучения как средство формирования компетентности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2003. — 20 с.
  135. Предмет акмеологии сегодня / Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. // Вестник Балтийской педагогической академии: Вып. 36. — СПб., 2000. -С. 4−10.
  136. Проблемы общей акмеологии / А. А. Реан, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Грищенко и др.- Под ред. А. А. Реана. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 156 с.
  137. Психодиагностика и акмеография / Деркач А. А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Воронеж: Изд-во Воронежского филиала РАГС, 1997. -191 с.
  138. Психология отношений: материалы региональной научно-практической конференции. Владимир: ВГПУ, 2001. — 270 с.
  139. Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А. И. Подольского. М.: МГУ, 1991. — 103 с.
  140. В.П. Руководство персоналом организации: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. — 278 с.
  141. Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 395 с.
  142. Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. — 320 с.
  143. А.А. Человек как субъект воспитания // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография в двух книгах. Книга первая /Под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2001. — с.275−295.
  144. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 319 с.
  145. С.М. Взаимодействие самопринятия и тенденции к самосовершенствованию как фактор развития коммуникативной компетентности педагога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2002.-17 с.
  146. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер-Ком, 1999.-720 с.
  147. C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.
  148. C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  149. C.JI. Человек и мир. — М.: Наука, 1997. 191 с.
  150. Л.И. Самоконтроль как средство самовоспитания // Психологические исследования. М., 1970. — С.80−92.
  151. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. 2-е изд. -М.: Прогресс, 1993. — 368 с. а
  152. , А.В. Теория саморазвивающихся систем: философские и методологические проблемы постклассической науки / Под ред. Мартыновича С. Ф. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. — 161 е.,
  153. А.В. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования: Дис.. канд. психол. наук. М., 1998. — 192 с.
  154. М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости кадров военного управления: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. — 510 с.
  155. Е.В. Общение как среда саморазвития личности. Монография. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 192 с.
  156. Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 260 с.
  157. И.Н. Экзистенциально-акмеологический и рефлексивно-психологический подходы к изучению одаренных и личностных ориентаций непрерывного образования. // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Т.VI. Тверь, 1994. — С.78−82.
  158. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. -1983.- № 2. С.35−42.
  159. , А.И. Самореализация и самодетерминация личности // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы III Междунар. науч. конгр. В 2 т. Т. 1. — Волгоград, 2004. — С. 128−131
  160. В.А. Оптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом личностно-профессиональных особенностей: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 215 с.
  161. Ю.В. Динамика процесса коллективообразования // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 111−117.
  162. Ю.В. Личностно-профессиональный опросник РАГС и его модификации. М.: Эслан, 2004. — 48 с.
  163. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / Под ред. А. А. Деркача, Е. А. Яблоковой. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с. а
  164. В.Н., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов / Междунар. акад. наук пед. образования. М.: Академия, 2001. — 478 с.
  165. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  166. , Н.В. Проблема развития и саморазвития личности в философии образования // Развитие и саморазвитие ученика и учителя. -Оренбург, 2001. Ч. 1. — С. 3−13
  167. Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. -Киев: Наукова думка, 1989. 122 с.
  168. Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. М.: Академический Проект, 2001. — 544 с.
  169. С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами: Дис.. д-ра психол. наук. -М., 1999.-535 с.
  170. , В.Е. Образование и саморазвитие личности // Общество и власть: Сборник. Якутск, 2003. — Вып. 14: Общество, власть и идеология: (Социально-философский анализ). — С. 48−56
  171. , В.Е. Философско-методологическне основания саморазвития личности: Автореф. дис.. канд. наук- Философские науки: 09.00.11 / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2003. — 25 с.
  172. , B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопр. философии. М., 2003. — N 8. — С. 5−17
  173. , B.C. Саморазвивающиеся системы: новые стратегии деятельности // Вестн. Рос. филос. о-ва. М., 2003. — N 2. — С. 14−29
  174. Степнова J1.A. Акмеологические методы диагностики и развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. — М.: Эдельвейс, 2000. 208 с.
  175. JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис.. д-ра психол. наук. М., 2003. — 643 с.
  176. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.286 с.
  177. , А.В. Саморазвитие как категория гуманистического подхода к личностной реабилитации // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. — Вып. 3. — С. 275−293
  178. Г. С. Проблема духовной потребности: (На материалах муз. восприятия). М.: Наука, 1979. — 191 с.
  179. Теории личности в западноевропейской и американской психологии / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ, 1996. — 479 с.
  180. К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2001.-208 с.
  181. Л.И. Педагогические условия самоактуализации ученика в образовательной среде школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002.-26 с.
  182. , М.В. О мышлении человека как составляющей единого алгоритма самовоссоздания и саморазвития Вселенной // Филос. исслед. М., 2002. — N 3−4. — С. 228−245
  183. Ю.Тюрина И. И. Осознание как фактор развития творческой личности / Вопросы психологии творчества. Вып. 2. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 1998. — С. 25−26.
  184. , Е.А. Саморазвивающиеся системы: теоретико-методологический анализ // Гаудеамус. Тамбов, 2003. — N 1. — С. 20−33
  185. , Е.А.- Черняновская, И.А. Самореализация как ведущий фактор саморазвития личности // Потенциал личности: комплексная проблема. Тамбов, 2003. — С. 394−399
  186. З.Узнадзе Д. Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В.К.Цаава- Акад. Пед. и социал. Наук, Моск. Психол.-социал. Ин-т. М.: Ин-т практической психологии: Воронеж: МОДЕК, 1997. — 448 с.
  187. , И.Н. Саморазвитие человека: ипостась музыкального в призме древнекитайской и древнегреческой философии // Философия человека. Омск, 2004. — С. 226−241
  188. С.Н. Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации будущего учителя начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2002. — 22 с.
  189. З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации: Информ. бюлл. CCA. М. — 1969. — № 40. — С. 63.
  190. Ф. Преобразующие диалоги. Киев: «Ника-Центр», «Вист-С», 1997−384 с.
  191. , Е.М. Технологии саморазвития личности в эпоху информационного общества // Человек и образование. СПб., 2006. — N 4.5. — С. 28−33
  192. Д.И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека // Мир психологии. 2003. — № 4. — С.267−276.
  193. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.
  194. , В.И.- Шайгарданов, И.З. Стратегия самосозидания // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы. -Омск, 2006. С. 25−40
  195. В. Человек в поисках смысла: Сб. / Под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  196. Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой. Мн.: «Коллегиум», 1992. — 253 с.
  197. О.Д. Гражданственность как компонент «Я-концепции» государственного служащего: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003. 166 с.
  198. С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. -Минск: Изд. В. П. Ильин, 1998. 352 с.
  199. М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. -2-е изд., доп. и перераб. СПб. и др.: Питер, 2002. — 264 с.
  200. Ценности социальных групп и кризис общества: Сб. ст. /Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФАН, 1991. — 152 с.
  201. С.С. Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2002. — 18 с.
  202. Человек как субъект культуры / Отв. Ред. Э. В. Сайко. М.: Наука, 2002. — 445 с.
  203. Е.Е. Основы целеполагания в становлении профессионально-личностного саморазвития будущего учителя //
  204. Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. научн. и метод, тр. Вып. 1 / Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2001. С. 70−74.
  205. Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. — 21 с.
  206. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 217с.
  207. З.Шалаев И. К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффективность: Дис.. д-ра пед. наук. JL, 1989. — 350 с. а
  208. P.M. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000.-240 с.
  209. , И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: Методология, теория, практика / Моск. пед. гос. ун-т, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. М.- Тамбов, 2005. — 399 с.
  210. М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 1992. — 242 с.
  211. , И.Г. Российская цивилизация и императив самоизменения // Российская цивилизация: специфика массовых решений. М., 2003. — С. 39−47
  212. А.В. Оптимизация процесса профессионального самоопределения офицерских кадров: Дис. канд. психол. наук. М., 2000.-183 с.
  213. Aller, J.E.van A dialogue between Nin and de Beauvoir // Dialogue a. universalism. Warsaw, 1996. — Vol. 6, N 5/6. — P. 41−52.
  214. Annas, J. Virtue and eudaimonism // Social philosophy a. policy. -Oxford, 1998. Vol. 15, N 1. — P. 37−55.
  215. Bayer, O. Self-creation?: On the dignity of human beings // Mod. theology. Oxford, 2004. — Vol. 20, N 2. — P. 275−290.
  216. Bielik, A. Autokreatywna koncepcja subiektywnosci: geneza, rozwoj i upadek // Przeglad filoz. N.S. W-wa, 1994. — Rocz. 3, N 2. — S. 5−26.
  217. Chakraborty, A. The concept of man and its significance in contemporary philosophy // Bull, of the Ramakrishna mission Inst, of culture. -Calcutta, 2003. Vol. 54, N 9. — P. 400−403.
  218. Cooke, M. Postkonventionelle Selbstverwirklichung: Uberlegungen zur praktischen Subjektivitat // Dt. Ztschr. fur Philosophie. В., 1994. — Jg. 42, H. 1. -S. 61−72.
  219. Cooke, M. Realizing the post conventional self // Philosophy a. social criticism. — Chestnut Hill (Ma), 1994. — Vol. 20, N ½. — P. 87−101.
  220. Descartes et le probleme de la culture // Bull, de la Soc. fr. de philosophie. P., 1998. — A. 92, N 3. — P. 1−47.
  221. Eagleton, T. Self-realization, ethics, and socialism // New left rev. L., 1999.-N237.-P. 150−161.
  222. Harbison, W.von. Self-improvement, beneficence, and the law of nature formula // Kant-Studien. В.- New York, 2000. — Jg. 91, H. 1. — P. 17−24.
  223. Hershock, P.D. Person as narration: The dissolution of «self' and «other» in Ch’an Buddhism // Philosophy East a. West. Honolulu, 1994. — Vol. 44, N 4. -P. 685−710.
  224. Jung-sik, Um. Philosophy, democracy and self-realization // Philosophy and democracy in Asia. Seoul, 1997. — P. 96−108.
  225. Malik, S.C. Autonomy and wholeness thinking about creativity and self-expression // Lit. criterion. — Bangalore, 1993. — Vol. 28, N 4. — P. 72−80.
  226. Malpas, J. The dualities of work: Self-consumption and self-creation // Philosophy today. Chicago, 2005. — Vol. 49, N 3. — P. 256−263.
  227. Mendonca, W.P. Osoba jako eel sam w sobie // О filozofii praktycznej. -W-wa, 1993.-S. 49−66.
  228. Meynagh, K.S.J.M. Satori, enlightenment and Irfan: A reflecton on the question of individual realization // Transcendent philosophy. L., 2003. — Vol. 4, N2.-P. 129−152.
  229. Mills, C. The child’s right to an open future? // J. of social philosophy. -Maiden (MA), 2003. Vol. 34, N 4. — P. 499−509.
  230. Morgan, J.M. Citizenship, consumerism, and the pursuit of excellence // Technology in soc. N.Y. etc., 2003. — Vol. 25, N 1. — P. 55−64.
  231. Morris, Ph.S. Self-creating selves: Sartre and Foucault // Amer. catholic philos. quart. Wash., 1996. — Vol. 70, N 4. — P. 537−549.
  232. Poppel, E. Eine zu grose Herausforderung? // Universitas. Stuttgart, 2000. -Jg. 55, H. 12. -S. 1155−1160.
  233. Reitan, E.H. Deep ecology and the irrelevance of morality // Environmental ethics. Denton, 1996. — Vol. 18, N 4. — P. 411−424.
  234. Shun, Kwong-loi. Mencius and early Chinese thought. Stanford (Cal.): Stanford univ. press, 1997. — XIV, 295 p.
  235. Sienkiewicz, E. Communio personarum jako srodowisko realizowwania sie osoby // Zeszyty nauk. Katol. uniw. lubelskiego. Lublin, 2003. — R. 46, N 12. -S. 21−31.
  236. Silius, V. The overcoming oneself (ke ji) in the «Analects «of Confucius: The end of personality or its foundation? // Acta orientalia vilnensia. Vilnius, 2004. — N 5. — P. 116−130.
  237. Skorupka, A. Czy etyka prostomyslnosci jest etyka czlowieka samorealizujacego sie? // Folia philosophica. Katowice, 2003. — 21. — S. 71−88.
  238. Stras-Romanowska, M. Kultura a samorealizacja jednostki // Kultura i swiadomosc. Wroclaw, 1999. — S. 111−124.
  239. Stras-Romanowska, M. Kultura a samorealizacja jednostki // Acta Univ. wratislaviensis. Wroclaw, 1999. — N 2141: Prace kulturoznawcze, N 7. — S. 111−124.
  240. Symposium on knowledge and imagination // Metaphilosophy. -Oxford- Cambridge (Mass.), 2006. Vol. 37, N 2. — P. 151−283.
  241. Theunissen, M. Selbstverwirklichung und Allgemeinheit: Zur Kritik des gegenwartigen BewuStseins. B.- New York: de Gruyter, 1982. — VII, 55 S.
  242. Vyrost, J.- Zel’ova, A.- Bacova, V. Self-actualization and its sociopsychological correlates // Studia psychol. Br., 1992. — G. 34, c. 4/5. — P. 373−384.
  243. Waite, R.A. Dialectic as ethical «askesis» in Plato and Aristotle // Dialogue a. universalism. Warsaw, 1998. — Vol. 8, N 11/12. — P. 33−41.
  244. Wang, Q.J. Genealogical self and a Confucian way of self-making // Intern, philos. quart. Bronx (N.Y.), 2002. — Vol. 42, N 1. — P. 93−112.
Заполнить форму текущей работой