Акмеориентированное саморазвитие управленца как фактор совершенствования его профессионализма
Диссертация
Разработаны научно-практические рекомендации по оптимизации акмеориентированного саморазвития и профессионализма управленцев. Показано, что оптимизировать процессы акмеориентированного саморазвития и профессионализма управленцев можно следующими путями: формированием ценностного отношения кадров управления к непрерывному саморазвитию и совершенствованию профессионализмаформированием субъектной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Состояние проблемы исследования
- 2. Сущностная характеристика акмеориентированного саморазвития
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКМЕОРИЕНТИРОВАННОГО САМОРАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЦА КАК ФАКТОРА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
- 1. Эмпирическое исследование процесса акмеориентированного саморазвития у управленцев
- 2. Взаимосвязь динамики процессов акмеориентированного саморазвития управленца и его профессионализма
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С. 19−44.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
- Агапов B.C. ^-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. М.: Государственный университет управления, 1999. — 230 с. а
- Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с.
- Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-263 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -282 с.
- Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
- Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. 500 с.
- Ю.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновац. курс: Учеб. пособие в 2-х кн. Кн.1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 565 с.
- П.Анисимов О. С. Основы методологического мышления. — М.: Внешторгиздат, 1989. 412 с.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. С.140−147.
- Артемов Ю.С. Мотивация акмеологической компетентности управленцев: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002. — 25 с.
- Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: РАН, Институт психологии, 1993. — 105 с.
- Берне Р. Развитие Л-концепции и воспитание / Пер. с англ. М. Б. Гнедовского, М. А. Ковальчука. М.: Прогресс, 1986. — 420 с. а
- Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 106 с.
- П.Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга: Калужский ГПУ им. К. Э. Циолковского, 2001. — 96 с.
- Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М.: Квант, 1997. — 102 с.
- Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
- Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. Т. 14. 1993. № 5. С.73−79.
- Бодалев А.А. О связи развития и саморазвития человека с его деятельностью и отношениями // Вопросы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 3 / Под ред. P.M. Шамионова. -Саратов, 2002. — С. 45−51.
- Бодалев А.А. О субъектном акме человека и факторах, его определяющих //Вопросы социальной психологии личности: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. Р. М. Шамионова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. — С. 4−9.
- Бодалев А. А., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. — № 2. -С.11−23.
- Бодал ев, А. А. О связи развития и саморазвития человека с его деятельностью и отношениями // Вопр. социал. психологии личности. -Саратов, 2002. Вып. 3. — С. 45−51
- Брушлинский А.В. Субъект и его деятельность // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — С. 208−261.
- Бухман, В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диалога и взаимопонимания культур // Философия и общество = Philosophy a. society. -М., 2003,-N2.-С. 150−168
- Вазина, К.Я. Саморазвитие человека // Инновационные процессы в образовании: Материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. «Инновац. процессы в образовании». Челябинск- М., 2004. — Ч. 3. — С. 48−54
- Василенко Л.И. О соотношении «целостности» и «развития» в исследованиях сложных систем // Проблемы развития в современной науке.-М., 1984.-С. 15−33.
- Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. Учебное пособие. М.: МПА, 2001. — 160 с.
- Вахромов, Е. Вершины жизни и пути их достижения // Прикл. психология и психоанализ. М., 2002. — N 1. — С. 5−14
- Батурин, А.Н. К вопросу о философии развития личности // Развитие и саморазвитие ученика и учителя. Оренбург, 2001. — Ч. 1. — С. 23−24
- Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта. // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 14−19.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Вильданова, Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студента // Приклад, психология. М., 2002. — N 56. — С. 131−134
- Вишнякова Н.В. Творческая зрелость личности и уровни достижения акме // Акмеология-2000: Методические и методологические проблемы / Сост. и ред. Н. В. Кузьминой и A.M. Зимичева. СПб.: Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия, 2000. — С. 55−61.
- Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1998. — 42 с.
- Волковицкий Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Автореф. дис.. канд психол. наук. -М., 1994.-24 с.
- Гаджикурбанов, А.Г. Идея самопревосхождения в доктрине Плотина // Этическая мысль. М., 2003. — Вып. 4. — С. 50−66
- Галажинский Э.В. К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий // Сибирский психологический журнал. Выпуск 13. Томск, 2000. — С. 30−33. а
- Гапоненко, А.В. Концепция саморазвития личности в современных социально-экономических и природных условиях. Краснодар: Просвещение-Юг, 2005. — 147 с.
- Горностай П.П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема // Проблема саморазвития личности: методология и практика. Луцк: Луцкий педагогический институт, 1990. -С. 126−138.
- Грешнев Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2002. — 22 с.
- Гусева А.С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., РАГС, 1997.-612 с.
- Гусева А.С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих. М.: Агентство «Квант Т», 1997. — 299 с. а
- Гусева Г. А. Формирование ценностных ориентаций госслужащих: Дисс. канд. психол. наук. -М.: РАГС, 1999. 151 с.
- Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
- Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. З: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 537 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 483 с.
- Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Монография. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 391 с.
- Деркач А.А. Психолого-дидактические особенности совершенствования психологического образования государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 62 с.
- Деркач А.А. Совершенствование психологического образования государственных служащих. М.: Центр гуманитарных исследований, Центр политических кампаний и избирательных технологий, 2002. — 115 с.
- Деркач А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000. — 123 с.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 23 с.
- Деркач А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998. 148 с.
- Деркач А.А., Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. -М.: РАГС, 1999. -578с.
- Деркач А.А., Орбан JI.E. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС, 1995.-206 с.
- Деркач А.А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 248 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. М.: Наука, 2001. — 265 с.
- Жданов В.О. Внутриличностный конфликт госслужащего и акмеологический подход к его разрешению: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 24 с.
- Журов, С.Р. Религиозный опыт и нерелигиозное саморазвитие // Вестн. Рос. филос. о-ва. М., 2004. — N 1. — С. 145−14 868.3абелова Л. Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., РАГС, 1997. -166 с.
- Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. Психологическое воздействие в деловом общении: Конспекты лекций. М.: Изд-во РАГС, 1999.- 88 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34−42.
- Зотов В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала всоциализации и самореализации личности: Автореф. дис.канд. филос.наук.-СПб., 1997.-23 с.
- Ильин В.В., Пожарский С. Д. Философия и акмеология. — СПб.: Политехника, 2003. 395 с.
- Кабаченко Т.С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия// Психологический журнал. 1986. — Т. 7, № 4.-С. 11−22.
- Каверин С.Б. Психолого-акмеологические основы развития духовных потребностей: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 2002. -40 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности / С.-Петерб. ун-т, Академия гуманитарных наук. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
- Калашникова О.В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1999.-26 с.
- Калинин И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. А. Клейберга. — Ульяновск: УИПКПРО, 2003. 164 с.
- Калинин И.В. Экзистенциальный вакуум и внутренняя невесомость как составные части кризисного состояния человека // Мир психологии. — 2003. № 4(36).-С. 168−184.
- Каптерев, П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. -М., 1999. -N 7. С. 73−84.
- Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология. М., РАГС, 1999. 367 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1996. -295с.
- Климов Е.А. Введение в психологию: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.-350 с.
- Князев A.M. Гражданственность личности. М.: Академия ФПС России, 2003.- 100 с.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 41−49.
- Коваленко, Э.А. О формах и уровнях саморазвития личности // Вчен. зап. Харк. гуманит. ин-ту «Нар. укр. акад.» = Учен. зап. Харьков, гуманит. ин-та «Нар. укр. акад.». Харкив, 1999. — Т. 5. — С. 166−173
- Ковшуро О. Д. Рефлексивные и социально-психологические особенности самореализации государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 229 с.
- Коган JT.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252с.
- Корнилова Т.В., Каменев И. И. Принятие интеллектуальных решений в условиях неопределенности // Вестник МГУ. Сер. 14 Психология. 2002. -№ 2. — С. 24−35.
- Коростелева Е.А. Формирование профессионально-ценностных ориентации: у будущего учителя технологии: Автореф. дисс канд. пед. наук. — Липецк, 2002. 29 с.
- Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 292 с.
- Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности. Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — СПб., 2001.-39 с.
- Корсакова, Т.А. Духовно-нравственная самоценность человека как конечная «причина» саморазвития // Логос. Культура. Цивилизация. -Якутск, 2004. С. 80−82
- Корсакова, Т.А. Философско-праксиологические основы соуправления развитием личности: Автореф. дис.. канд. наук- Философские науки: 09.00.11 / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. -Якутск, 2004. 28 с.
- Корсунцев, И.Г. Онтология развития / Рос. филос. о-во. М., 2001. -139 с.
- ЮО.Кохановский В. П. Роль принципа причинности в исследовании генезиса и развития явлений // Развитие как регулятивный принцип. -Ростов-н/Д., 1991. С. 87−102.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
- Крафт, Н.Н. К проблеме самостоятельности в формировании личности (психологический аспект) // Психолого-педагогические проблемы образования. Майкоп, 2003. — С. 61−69
- ЮЗ.Кузьмина Н. В. (Головко-Гаршина) Предмет акмеологии. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Политехника, 2002. — 189 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб. — Рыбинск, 1993. — 54 с.
- Кузьмина, Н.В. К проблеме саморазвития личности в контексте формирования гуманистического мировоззрения // Наука, религия, образование: (Темат. сб.). Уфа, 2005. — С. 70−71
- Курилова, С.Ю. Проблема самоактуализации личности в истории философской мысли // Вестник СевКавГТИ: Сб. науч. тр. Ставрополь, 2004. — Вып. 4, т. 2. — С. 79−92
- Лайпанова, Ф.Х. Проблема самостановления личности в культуре: Автореф. дис.. канд. наук- Философские науки: 09.00.13 / Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. Ростов н/Д, 2000. — 22 с.
- Ларина, Е.Н. Актуализация потребности в саморазвитии как предмет педагогической психологии // Аспирант, вестн. ОПТУ -Оренбург, 2005. N 4. — С. 112−119
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А, Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. С. 156−176.
- З.Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. -1995.-№ 1.-С. 97−110.
- Л омов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С.31−45.
- Лукова М.С. Проблема самоопределения в психологии // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 года: В 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — Т.5. — С. 197−198.
- Макаров С.В. Психолого-дидактические условия и факторы формирования акмеологической компетентности кадров управления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 21 с.
- Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров: Изд-во Кировской областной администрации, 1994. — 154 с.
- Маркелова Л.В. Акмеологические условия и факторы личностно-профессионального самосовершенствования государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 136 с.
- Маркин В.Н. Акмеологические условия продуктивного формирования отношений личности обучаемого к себе (самоотношение) / Акмеология. 2003. — № 4. — С. 55 — 58.
- Маркин В.Н. Жизненная позиция личности: (Идеологический и социально-психологический аспекты) / Акад. общест. наук при ЦК КПСС. -М.: Мысль, 1989.- 171 с.
- Маслоу А.Т. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд. группа «Евразия», 1997. — 430 с.
- Меренков, А.В. Педагогика саморазвития личности / Урал. гос. унт им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2001. — 332 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 448 с.
- Метленков, Н.Ф. Философия саморазвития // Теория и методология творчества: итоги и перспективы. М., 2001. — С. 52−58
- Миронова Т.Л. Самосознание профессионала / Бурят, гос. ун-т. -Улан-Удэ, 1999. 200 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.48−52.
- Морозов, С. М. Теория А.Н. Леонтьева о механизмах саморазвития деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. М., 2003. — N 2. -С. 50−62
- Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: Дис.. д-ра психол. наук. -М., 2000. 506 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В. Е. Семенова. Л.: Наука, 1983. — 240 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии) / АН АрмССР. Ин-т философии и права. -Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 263 с.
- Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Киев, 1990. — 16 с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека / ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- 191 с.
- Панкратов В.Н. Психотехнологии управления людьми. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 324 с.
- Парыгин Б. Д Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Пашкова Ю.А. Развитие познавательных способностей учащихся средствами интеллектуальных и социально-психологических тренингов: Автореф. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 22 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: Учебное пособие для студентов вуза. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -416 с.Т. 1.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов на/Д.: Феникс, 1996. — 509 с.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1993. — 70 с.
- Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности / Междунар. ин-т «Открытое о-во». Самар. фил.- Самар. госуниверситет. Каф. педагогики и психологии. Самара, 1997. — 102 с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: «Мысль», 1972. — 216 с.
- Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М.: Государственный научно-исследовательский испытательный институт МО РФ, 1997.-296 с.
- Пономаренко В.А. Творчество как родовая сущность человека // Вопр. психологии. 2002. — N 3. — С. 149−151.
- Попов, JI.M. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития // Учен. зап. Казан, гос. ун-та. Казань, 2005. — Т. 147. — С. 123−138
- Попов, Л.М.- Бурганова, И.Ф. Психологические барьеры в творчестве субъекта саморазвития // Субъектность в современном образовательном пространстве. Казань, 2001. — С. 116−124
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. — М.: Наука, 1979.-232 с.
- Прасолова Ю.А. Индивидуализация обучения как средство формирования компетентности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2003. — 20 с.
- Предмет акмеологии сегодня / Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. // Вестник Балтийской педагогической академии: Вып. 36. — СПб., 2000. -С. 4−10.
- Проблемы общей акмеологии / А. А. Реан, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Грищенко и др.- Под ред. А. А. Реана. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 156 с.
- Психодиагностика и акмеография / Деркач А. А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Воронеж: Изд-во Воронежского филиала РАГС, 1997. -191 с.
- Психология отношений: материалы региональной научно-практической конференции. Владимир: ВГПУ, 2001. — 270 с.
- Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А. И. Подольского. М.: МГУ, 1991. — 103 с.
- Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. — 278 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 395 с.
- Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. — 320 с.
- Реан А.А. Человек как субъект воспитания // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография в двух книгах. Книга первая /Под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2001. — с.275−295.
- Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 319 с.
- Рогожникова С.М. Взаимодействие самопринятия и тенденции к самосовершенствованию как фактор развития коммуникативной компетентности педагога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2002.-17 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер-Ком, 1999.-720 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир. — М.: Наука, 1997. 191 с.
- Рувинский Л.И. Самоконтроль как средство самовоспитания // Психологические исследования. М., 1970. — С.80−92.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. 2-е изд. -М.: Прогресс, 1993. — 368 с. а
- Рыжков, А.В. Теория саморазвивающихся систем: философские и методологические проблемы постклассической науки / Под ред. Мартыновича С. Ф. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. — 161 е.,
- Садкова А.В. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования: Дис.. канд. психол. наук. М., 1998. — 192 с.
- Секач М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости кадров военного управления: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. — 510 с.
- Селезнева Е.В. Общение как среда саморазвития личности. Монография. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 192 с.
- Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 260 с.
- Семенов И.Н. Экзистенциально-акмеологический и рефлексивно-психологический подходы к изучению одаренных и личностных ориентаций непрерывного образования. // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Т.VI. Тверь, 1994. — С.78−82.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. -1983.- № 2. С.35−42.
- Семенов, А.И. Самореализация и самодетерминация личности // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: Материалы III Междунар. науч. конгр. В 2 т. Т. 1. — Волгоград, 2004. — С. 128−131
- Сергеев В.А. Оптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом личностно-профессиональных особенностей: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 215 с.
- Синягин Ю.В. Динамика процесса коллективообразования // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 111−117.
- Синягин Ю.В. Личностно-профессиональный опросник РАГС и его модификации. М.: Эслан, 2004. — 48 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / Под ред. А. А. Деркача, Е. А. Яблоковой. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с. а
- Сластенин В.Н., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов / Междунар. акад. наук пед. образования. М.: Академия, 2001. — 478 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
- Смирнова, Н.В. Проблема развития и саморазвития личности в философии образования // Развитие и саморазвитие ученика и учителя. -Оренбург, 2001. Ч. 1. — С. 3−13
- Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. -Киев: Наукова думка, 1989. 122 с.
- Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. М.: Академический Проект, 2001. — 544 с.
- Степанов С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами: Дис.. д-ра психол. наук. -М., 1999.-535 с.
- Степанова, В.Е. Образование и саморазвитие личности // Общество и власть: Сборник. Якутск, 2003. — Вып. 14: Общество, власть и идеология: (Социально-философский анализ). — С. 48−56
- Степанова, В.Е. Философско-методологическне основания саморазвития личности: Автореф. дис.. канд. наук- Философские науки: 09.00.11 / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2003. — 25 с.
- Степин, B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопр. философии. М., 2003. — N 8. — С. 5−17
- Степин, B.C. Саморазвивающиеся системы: новые стратегии деятельности // Вестн. Рос. филос. о-ва. М., 2003. — N 2. — С. 14−29
- Степнова J1.A. Акмеологические методы диагностики и развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. — М.: Эдельвейс, 2000. 208 с.
- Степнова JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис.. д-ра психол. наук. М., 2003. — 643 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.286 с.
- Суворов, А.В. Саморазвитие как категория гуманистического подхода к личностной реабилитации // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. — Вып. 3. — С. 275−293
- Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности: (На материалах муз. восприятия). М.: Наука, 1979. — 191 с.
- Теории личности в западноевропейской и американской психологии / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ, 1996. — 479 с.
- Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2001.-208 с.
- Туктаева Л.И. Педагогические условия самоактуализации ученика в образовательной среде школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002.-26 с.
- Туруновский, М.В. О мышлении человека как составляющей единого алгоритма самовоссоздания и саморазвития Вселенной // Филос. исслед. М., 2002. — N 3−4. — С. 228−245
- Ю.Тюрина И. И. Осознание как фактор развития творческой личности / Вопросы психологии творчества. Вып. 2. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 1998. — С. 25−26.
- Уваров, Е.А. Саморазвивающиеся системы: теоретико-методологический анализ // Гаудеамус. Тамбов, 2003. — N 1. — С. 20−33
- Уваров, Е.А.- Черняновская, И.А. Самореализация как ведущий фактор саморазвития личности // Потенциал личности: комплексная проблема. Тамбов, 2003. — С. 394−399
- З.Узнадзе Д. Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В.К.Цаава- Акад. Пед. и социал. Наук, Моск. Психол.-социал. Ин-т. М.: Ин-т практической психологии: Воронеж: МОДЕК, 1997. — 448 с.
- Унжакова, И.Н. Саморазвитие человека: ипостась музыкального в призме древнекитайской и древнегреческой философии // Философия человека. Омск, 2004. — С. 226−241
- Усова С.Н. Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации будущего учителя начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2002. — 22 с.
- Файнбург З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации: Информ. бюлл. CCA. М. — 1969. — № 40. — С. 63.
- Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Киев: «Ника-Центр», «Вист-С», 1997−384 с.
- Федерягин, Е.М. Технологии саморазвития личности в эпоху информационного общества // Человек и образование. СПб., 2006. — N 4.5. — С. 28−33
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека // Мир психологии. 2003. — № 4. — С.267−276.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.
- Филатов, В.И.- Шайгарданов, И.З. Стратегия самосозидания // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы. -Омск, 2006. С. 25−40
- Франки В. Человек в поисках смысла: Сб. / Под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
- Фромм Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой. Мн.: «Коллегиум», 1992. — 253 с.
- Халтагарова О.Д. Гражданственность как компонент «Я-концепции» государственного служащего: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003. 166 с.
- Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. -Минск: Изд. В. П. Ильин, 1998. 352 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. -2-е изд., доп. и перераб. СПб. и др.: Питер, 2002. — 264 с.
- Ценности социальных групп и кризис общества: Сб. ст. /Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФАН, 1991. — 152 с.
- Чеботарев С.С. Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2002. — 18 с.
- Человек как субъект культуры / Отв. Ред. Э. В. Сайко. М.: Наука, 2002. — 445 с.
- Чудина Е.Е. Основы целеполагания в становлении профессионально-личностного саморазвития будущего учителя //
- Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. научн. и метод, тр. Вып. 1 / Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2001. С. 70−74.
- Чудина Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. — 21 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 217с.
- З.Шалаев И. К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффективность: Дис.. д-ра пед. наук. JL, 1989. — 350 с. а
- Шамионов P.M. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000.-240 с.
- Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: Методология, теория, практика / Моск. пед. гос. ун-т, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. М.- Тамбов, 2005. — 399 с.
- Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 1992. — 242 с.
- Яковенко, И.Г. Российская цивилизация и императив самоизменения // Российская цивилизация: специфика массовых решений. М., 2003. — С. 39−47
- Яренко А.В. Оптимизация процесса профессионального самоопределения офицерских кадров: Дис. канд. психол. наук. М., 2000.-183 с.
- Aller, J.E.van A dialogue between Nin and de Beauvoir // Dialogue a. universalism. Warsaw, 1996. — Vol. 6, N 5/6. — P. 41−52.
- Annas, J. Virtue and eudaimonism // Social philosophy a. policy. -Oxford, 1998. Vol. 15, N 1. — P. 37−55.
- Bayer, O. Self-creation?: On the dignity of human beings // Mod. theology. Oxford, 2004. — Vol. 20, N 2. — P. 275−290.
- Bielik, A. Autokreatywna koncepcja subiektywnosci: geneza, rozwoj i upadek // Przeglad filoz. N.S. W-wa, 1994. — Rocz. 3, N 2. — S. 5−26.
- Chakraborty, A. The concept of man and its significance in contemporary philosophy // Bull, of the Ramakrishna mission Inst, of culture. -Calcutta, 2003. Vol. 54, N 9. — P. 400−403.
- Cooke, M. Postkonventionelle Selbstverwirklichung: Uberlegungen zur praktischen Subjektivitat // Dt. Ztschr. fur Philosophie. В., 1994. — Jg. 42, H. 1. -S. 61−72.
- Cooke, M. Realizing the post conventional self // Philosophy a. social criticism. — Chestnut Hill (Ma), 1994. — Vol. 20, N ½. — P. 87−101.
- Descartes et le probleme de la culture // Bull, de la Soc. fr. de philosophie. P., 1998. — A. 92, N 3. — P. 1−47.
- Eagleton, T. Self-realization, ethics, and socialism // New left rev. L., 1999.-N237.-P. 150−161.
- Harbison, W.von. Self-improvement, beneficence, and the law of nature formula // Kant-Studien. В.- New York, 2000. — Jg. 91, H. 1. — P. 17−24.
- Hershock, P.D. Person as narration: The dissolution of «self' and «other» in Ch’an Buddhism // Philosophy East a. West. Honolulu, 1994. — Vol. 44, N 4. -P. 685−710.
- Jung-sik, Um. Philosophy, democracy and self-realization // Philosophy and democracy in Asia. Seoul, 1997. — P. 96−108.
- Malik, S.C. Autonomy and wholeness thinking about creativity and self-expression // Lit. criterion. — Bangalore, 1993. — Vol. 28, N 4. — P. 72−80.
- Malpas, J. The dualities of work: Self-consumption and self-creation // Philosophy today. Chicago, 2005. — Vol. 49, N 3. — P. 256−263.
- Mendonca, W.P. Osoba jako eel sam w sobie // О filozofii praktycznej. -W-wa, 1993.-S. 49−66.
- Meynagh, K.S.J.M. Satori, enlightenment and Irfan: A reflecton on the question of individual realization // Transcendent philosophy. L., 2003. — Vol. 4, N2.-P. 129−152.
- Mills, C. The child’s right to an open future? // J. of social philosophy. -Maiden (MA), 2003. Vol. 34, N 4. — P. 499−509.
- Morgan, J.M. Citizenship, consumerism, and the pursuit of excellence // Technology in soc. N.Y. etc., 2003. — Vol. 25, N 1. — P. 55−64.
- Morris, Ph.S. Self-creating selves: Sartre and Foucault // Amer. catholic philos. quart. Wash., 1996. — Vol. 70, N 4. — P. 537−549.
- Poppel, E. Eine zu grose Herausforderung? // Universitas. Stuttgart, 2000. -Jg. 55, H. 12. -S. 1155−1160.
- Reitan, E.H. Deep ecology and the irrelevance of morality // Environmental ethics. Denton, 1996. — Vol. 18, N 4. — P. 411−424.
- Shun, Kwong-loi. Mencius and early Chinese thought. Stanford (Cal.): Stanford univ. press, 1997. — XIV, 295 p.
- Sienkiewicz, E. Communio personarum jako srodowisko realizowwania sie osoby // Zeszyty nauk. Katol. uniw. lubelskiego. Lublin, 2003. — R. 46, N 12. -S. 21−31.
- Silius, V. The overcoming oneself (ke ji) in the «Analects «of Confucius: The end of personality or its foundation? // Acta orientalia vilnensia. Vilnius, 2004. — N 5. — P. 116−130.
- Skorupka, A. Czy etyka prostomyslnosci jest etyka czlowieka samorealizujacego sie? // Folia philosophica. Katowice, 2003. — 21. — S. 71−88.
- Stras-Romanowska, M. Kultura a samorealizacja jednostki // Kultura i swiadomosc. Wroclaw, 1999. — S. 111−124.
- Stras-Romanowska, M. Kultura a samorealizacja jednostki // Acta Univ. wratislaviensis. Wroclaw, 1999. — N 2141: Prace kulturoznawcze, N 7. — S. 111−124.
- Symposium on knowledge and imagination // Metaphilosophy. -Oxford- Cambridge (Mass.), 2006. Vol. 37, N 2. — P. 151−283.
- Theunissen, M. Selbstverwirklichung und Allgemeinheit: Zur Kritik des gegenwartigen BewuStseins. B.- New York: de Gruyter, 1982. — VII, 55 S.
- Vyrost, J.- Zel’ova, A.- Bacova, V. Self-actualization and its sociopsychological correlates // Studia psychol. Br., 1992. — G. 34, c. 4/5. — P. 373−384.
- Waite, R.A. Dialectic as ethical «askesis» in Plato and Aristotle // Dialogue a. universalism. Warsaw, 1998. — Vol. 8, N 11/12. — P. 33−41.
- Wang, Q.J. Genealogical self and a Confucian way of self-making // Intern, philos. quart. Bronx (N.Y.), 2002. — Vol. 42, N 1. — P. 93−112.