Концепции и личностного самоопределения в ранней юности
В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого я. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Я-концепция в психической организации человека
- 1. 1. Понятие Я-концепции
- 1. 2. Я-концепция как совокупность установок на себя
- 2. Личностное самоопределение как психологическая проблема
- 2. 1. Личностное самоопределение в ранней юности
- 2. 2. Обусловленность процесса формирования ценностных ориентаций особенностями юношеского возраста
- 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи Я-концепции и личностного самоопределения в ранней юности
- 2. 1. Организация и методы исследования
- 2. 2. Обработка и анализ результатов исследования
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 3
Актуальность исследования. «Я-концепция» первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я ключ к пониманию вашей личности и поведению», утверждал М. Мольц.
Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский).
Велико значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.
Самоопределение, в свою очередь, связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. Как бы то ни был юность — важный этап развития человека, ключевой этап формирования системы ценностей, поэтому его следует рассмотреть подробно.
Цель исследования: установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: существует корреляционная связь между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен Я-концепции и ее составляющих в психологической литературе.
2. Раскрыть проблему самоопределения в ранней юности.
3. Обозначить особенности юношеского возраста, непосредственно связанные с ценностными ориентациями.
4. Сравнить особенности Я-концепции и личностным самоопределением у юношей и девушек.
5. Выявить взаимоотношение оценок Я-концепции и личностного самоопределения.
Теоретическая значимость. В ходе обзора психологической литературы определяется взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в ранней юности.
Практическая значимость. Показатели личностного самоопределения, могут быть использованы в последующих исследованиях развития личности в ранней юности; конкретизация связи между Я-концепцией и личностным самоопределением в ранней юности позволяет выявить характеристики системы представлений о себе, личностного самоопределения юношей и девушек.
1. Я-концепция в психической организации человека
1.1. Понятие Я-концепции
На данном этапе развития психологии проблематика Я-концепции привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Не все авторы используют термин «Я-концепция», также для обозначения этой содержательной области применяются термины «образ Я», «когнитивный компонент самосознания», «самовосприятие», «самоотношение» и т. п.
Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции — образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — самооценка или принятие себя. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.
Как отмечает Бернс, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я-концепции три главных элемента установки можно конкретизировать следующим образом :
1. Когнитивная составляющая установки — образ Я — представление индивида о самом себе.
2. Эмоционально — оценочная составляющая — самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могу быть вызваны образом Я и самооценкой. Я-концепция личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая функцию регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных, нравственных личностных черт. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.
Категории «Я-концепции» базируются, подобно любой категоризации, на восприятии внутригруппового сходства и межгруппового различия. Они организованы в иерархически классифицированную систему и существуют на разных уровнях абстрагирования: чем больший объем значений охватывает категория, тем выше уровень абстрагирования, и каждая категория включена в какую-то другую (высшую) категорию, если она не является самой высшей .
И.С. Кон раскрывая понятие «Я» как ативно-творческое, интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: 1) «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» — активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»;
2) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я-концепция». Рефлективное «Я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности .
Отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, являясь в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей личности. Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность, согласовывая и упорядочивая внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя.
Эмоционально-ценностное отношение личности к себе возникает на основе переживаний, включенных в рациональные моменты самосознания. Большая часть пережитого из области отношения личности к себе в свернутом виде переходит в сферу неосознаваемого и существует там в форме внутренних возможностей, эмоциональных резервов, потенций и актуализируется при определенных условиях, включаясь в эмоциональную жизнь личности в настоящем, создавая своеобразную апперцепцию ее эмоциональной жизни в будущем.
1.2. Я-концепция как совокупность установок на себя
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» Представления индивида о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны. Конкретные пособы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент.
Иными словами, «Я-концепция» это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, для разных людей могут иметь различное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции».
Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я-концепции». При этом новые оценки могут изменять значение усвоенных прежде.
Для понимания самооценки важны три момента. Первое. Важную роль в её формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто присутствует в психотерапевтической методике «Я-концепция», где высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса (1890) представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, индивид оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определённое дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.
Самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты .
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М. «Академия», Раритет — 1997.
- Барабанова В. В., зеленова М. Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. ||Психологическая наука и образование. 1998, N1
- Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоот- ношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. «Прамед», 1992.
- Буякас Т. М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей — культурных символов в индивидуальном сознании. ||Вопросы психологии, 1997, N5
- Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993.
- Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1982.
- Изард К. Э. «Психология эмоций», СПб., 2000.
- Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. — Л., 1972.
- Кривцова В. С. и др. Подросток на перекрестке эпох. М. Генезис, 1997.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М. 1989.
- Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.
- Леонтьев Д. А Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), Последнее издание 2000, 18 с.
- Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002
- Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. — М., Знание, 1979.
- Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М. 1990.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., Мир, 1994.
- Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», СПб., 1999.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов на Дону: Феникс, 1997. — 214с.
- Фопель К. «Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.», М., 2000.
- Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.
- Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М., 2000.
- Хорни К. Самосознание. М., 1996.