Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7-8 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иной характер имеют условия, необходимые для детей со средним уровнем развития эмпатийного потенциала. Внимание в работе с этими детьми должно быть направлено на то, чтобы усилить их интерес к детям в деятельном плане. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, направлять ребенка на осмысливание своих мотивов, поиск путей более рационального удовлетворения своих желаний… Читать ещё >

Содержание

  • 1.
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Понятие «эмпатия» в трудах зарубежных и отечественных психологов Личность и ее эмпатийный потенциал Понятие о личности, ее развитии Эмпатийный потенциал личности

    Структура эмпатийного потенциала личности (виды, формы, уровни и функции эмпатии) Особенности проявления и развития эмпатии как личностного образования на ранних этапах онтогенеза, в раннем и среднем детстве

    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 7−8 ЛЕТ)

    2.1. Основные этапы исследования- методы и методики изучения эмпатии личности детей в возрасте 7−8 лет

    2.2. Характеристика системы психологически ориентированных занятий с детьми 7−8 лет как совокупности психологических условий развития эмпатийного потенциала их личности

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ 7−8 ЛЕТ Анализ состояния эмпатийного потенциала личности семилетних детей. Результаты первого констатирующего эксперимента

    — 3.2. Психологические условия развития эмпатийного потенциала на занятиях с детьми 7−8 лет. Формирующий эксперимент

    3.3. Результаты формирующего эксперимента и их анализ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7-8 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перемены в области культуры, в политико-экономическом положении нашей страны ведут к изменениям в социальной среде. Все больше общественные интересы перестают быть интересами каждого. Все реже можно встретить искреннее участие человека в жизни коллектива, группы, другого человека, наконец. Заметнее в разных сферах человеческой жизни стал наблюдаться процесс индивидуализации. Приоритетными все чаще становятся личные интересы, мотивы личного успеха, престижа, первенства, благополучия.

К сожалению, такая личностная позиция в последнее время стала многими приниматься как норма. Вместе с тем, «решающим для любого общества является вопрос: какой вид единства и солидарности оно устанавливает и может поддерживать в условиях данной социоэкономической структуры» [200, с.287]. Либо это стремление к единению с другими в низших формах поведения — актах садизма, террора, агрессии, разрушения, либо стремление к высшим формам поведения — солидарности, основанной на общих идеалах и убеждениях. Поэтому такие феномены человеческой психики, как децентрация, сопереживание, сочувствие, содействие, эмпатия, становятся важнейшим содержанием психической жизни современной личности и «в качестве ненасыщаемых потребностей» побуждают его к творческой созидательной деятельности [25, с. 174]. Вместе с тем, такая характеристика просоциального поведения человека, как эмпатия, в современном обществе нередко воспринимается даже ее обладателями как помеха на пути к достижению жизненных целей, являющихся, в сущности, вторичными, поскольку забываются нравственные ценности. Более того, наши современники порой стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатические переживания, к включению в которые они не готовы [155- 234- 235].

Л.И.Божович, Т. П. Гаврилова, изучая эмпатию, предположили, что она, «как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости — заражения, сопереживания — к сложным социально обусловленным формам — сочувствию» [25, с. 173]. Далее ими было доказано, что в развитии эмпатии доминирующим компонентом действительно является непосредственное заражение субъекта переживанием, которое имеет место и у объекта эмпатии. В дальнейшем, в структуре эмпатических переживаний человека, начинает доминировать иное чувство, обусловленное теми особенностями его личности, которыми оно опосредствуется. Это может быть чувство сострадания. И если первоначальная форма эмоциональной отзывчивости связана с потребностью в собственном благополучии, то последующая возникает в связи с потребностью в благополучии других людей.

Исследования Л. И. Божович и Т. П. Гавриловой [25] привели авторов к выводу, что для возникновения сочувствия как сложной опосредованной структуры необходимо накопить известный опыт взаимоотношений с людьми и проделать определенный путь психического развития. Иначе, ребенок должен уметь встать в позицию другого, понять источники его переживания, отнестись к ним как к значимымон должен достигнуть определенного уровня нравственного развития.

Нравственное развитие и формирование начинаются на ранних этапах онтогенеза человека. В возрасте семи-восьми лет имеются большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя общение в процессе учения, труда, игр детей, взрослые получают возможность влиять на их личностное развитие, заботясь о приобретении ими эмоционального опыта, эмоциональной компетентности [40- 42- 56].

Возраст 7−8 лет, который в психологии развития называют периодом середины детства [3- 93- 232], благоприятен для целого ряда новообразований, подготавливающих детей к вхождению в новую ведущую деятельность подростни-чества — общение. Поэтому вопрос диагностики и развития социально-перцептивных характеристик у детей этого возраста и, в частности, эмпатии, чрезвычайно актуален. Своевременное решение этих и других вопросов лежит в основе предупреждения трудностей в общении у будущих младших подростков.

Эмпатия давно стала предметом исследований отечественных психологов в качестве собственно психологического образования (В.С.Мухина, Т. П. Гаврилова, Н. Н. Обозов, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Б. Орлов, И. М. Юсупов и др.). Однако процессу развития эмпатии детей 7−8 лет как сложного личностного образования, заключающегося в способности понимать переживания другого человека и сопереживать ему в процессе межличностных отношений, уделено недостаточно много внимания в психологической литературе.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Эмпатийный потенциал детей обладает характерными особенностями, и его развитие возможно в процессе организации такого взаимодействия детей друг с другом, при котором создаются особые психологические условия, основанные на партнерских отношениях.

ЦЕЛЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ — изучение состояния эмпатийного потенциала личности детей 7−8 лет и возможностей его развития в специально организованных психологических условиях.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является эмпатийный потенциал личности. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются особенности состояния эмпатийного потенциала личности детей 7−8 лет и его развития в специально организованных психологических условиях.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) теоретический анализ исследований по проблеме эмпатии как личностного образования и развития эмпатийного потенциала детей;

2) подбор методов исследования и формирование методических процедур, адекватных исследовательским задачам;

3) изучение особенностей эмпатийного потенциала детей 7−8 лет;

4) разработка и реализация системы психологически ориентированных занятий как совокупности психологических условий, способствующих развитию эмпатийного потенциала личности детей 7−8 лет;

5) анализ и интерпретация полученных данных.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составили общенаучные принципы познания, деятельностный подход, положение о социальной детерминированности психики, психологические основы взаимодействия.

В своих исследованиях мы опирались на положения и выводы, сделанные относительно эмпатии в работах Л. И. Божович, С. Б. Борисенко, Т. П. Гавриловой, Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. И. Додонова, В. А. Лабунской, А. Б. Орлова, Н. И. Сарджвеладзе, А. В. Тимохиной, И. М. Юсупова и других отечественных психологов. Вместе с тем, основой для рассмотрения эмпатии и механизмов ее возникновения в общении стали для нас труды М. Аргайла, К. Кларка, Т. Липпса, К. Роджерса, Э. Титченера, Д. Хоустон, М. Хоффмана, Д.Шлиена.

Для подтверждения исходной гипотезы и обоснования результатов работы были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

— теоретический анализ психологической литературы для определения содержательной специфики исследуемого явления;

— включенное наблюдение;

— группа диагностических методик: интервьюирование респондентовструктурированная анкета, основанная на описании характеристик эмпатийного потенциала личности И. М. Юсуповымметодика «Неоконченные рассказы» Т. П. Гавриловойтест изучения личностных особенностей Р. Б. Кеттелла, Р. В. Коана (детский вариант) — методика «Диагностика типологических особенностей готовности к взаимодействию детей 7−10 лет» В. А. Ситарова, В. Г. Мараловашкала лиц П. С. Смита, Л. М. Кенделла, С. Л. Хюлинапроективные рисуночные методики «Дом-дерево-человек» Д. Бука, «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса;

— формирующий эксперимент, включающий использование системы психологически ориентированных занятий;

— для обработки эмпирических данных использовались методы математической статистики.

ДОСТОВЕРНОСТЬ результатов исследования обеспечивается анализом научных работ (отечественных и зарубежных) по исследуемой проблеме, выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его цели и задачам, применением известных количественных и качественных методов исследования, сопоставлением психодиагностических показателей, полученных при помощи взаимодополняющих методик и включенного наблюдения в процессе проведения формирующего эксперимента, а также сопоставимостью основных эмпирических данных исследования с результатами других авторов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Уточнено содержание понятия эмпатии как личностного образования детей семи-восьми лет.

2. Раскрыта совокупность психологических условий развития эмпатийного потенциала личности, лежащая в основе построения работы с детьми. К этим условиям относятся: организация партнерских отношений и сотрудничества детейсоздание эмоционально положительного настроя у них на взаимодействие и сотрудничествонаправление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений. Доказана возможность построения работы с детьми, которая включает эти психологические условия.

3. В психологию развития личности привнесен вклад в виде описания характера эмпатийного потенциала личности мальчиков и девочек семи-восьми лет.

4. Психологически ориентированные занятия эффективно влияют на развитие всех компонентов эмпатийного потенциала личности детей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации: разработана программа психологически ориентированных занятий с детьми семи-восьми лет, которую возможно использовать для развития эмпатийного потенциала детей в специально организованных разнообразных видах их взаимодействияполученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в учебных курсах по психологии личности, социальной психологии.

ЛИЧНЫИ ВКЛАД АВТОРА заключается в самостоятельной разработке программы исследования экспериментальных психологических условий развития эмпатии, системы психологически ориентированных занятий для детей се-ми-восьми лет по развитию у них эмпатийного потенциала личности и реализации этой программы. Собраны данные по самостоятельно подобранным методикам. Систематизированы данные констатирующего и формирующего эксперимента, выполнен их анализ и интерпретация эмпирических данных. Выводы по результатам исследования принадлежат диссертанту. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, которые выносятся на защиту:

1. Эмпатийный потенциал детей характеризуется своей спецификой, определяемой их половозрастными особенностями в контексте ведущего вида деятельности.

2. Эмпатия детей различается по форме проявления, уровням, степени устойчивости, объектам направленности.

3. Развитие эмпатийного потенциала возможно в специально созданных психологических условиях, к которым относятся: организация партнерских отношений и сотрудничества детейсоздание эмоционально положительного настроя на взаимодействие и сотрудничествонаправление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений.

4. Система специальных психологически ориентированных занятий с детьми семи-восьми лет способствует развитию у них всех компонентов эмпатии (когнитивного, аффективного, поведенческого).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследованием было охвачено 192 первоклассника МОУ-гимназии № 1, МОУ-СОШ № 7 г. Армавира Краснодарского края. Формирующий эксперимент проводился в течение года в муниципальной гимназии № 1 г. Армавира (1999 — 2000 гг.) — в формирующем эксперименте приняли участие 66 детей семи-восьми лет.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ была осуществлена на 5-м (г. Пятигорск, Пятигорский государственный лингвистический университет, 1998), 6-м (г. Элиста, Калмыкский государственный университет, 1999), 7-м (г. Майкоп, Адыгейский государственный университет, 2000) и 8-м (г. Ставрополь, Ставропольский государственный университет, 2001) годичных собраниях Южного отделения РАО, на XVII, XVIII, XIX, XX психолого-педагогических чтениях Юга России. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на Всероссийской научно-практической конференции «Личность XXI века: теория и практика» (Москва, Московский открытый социальный университет, 2001), на Всероссийской конференции «Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии» (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие» (Краснодар, Кубанский государственный университет, 2002), на региональных и краевых научных конференциях (Ставрополь, 1996, 1998; Краснодар, 2000; Карача-евск, 2000), на межвузовских научно-практических конференциях (Армавир, 1996; Ростов-на-Дону, 1997; Ульяновск, 2001), на научно-практических конференциях г. Армавира Краснодарского края, на августовских Педагогических чтениях ЗАТО г. Фокино Приморского края (2000;2002).

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Теоретические выводы, а также апробированная в исследовании система психологически ориентированных занятий, направленных на развитие эмпатийного потенциала детей 7−8 лет, внедрялись и используются в учебно-воспитательном процессе МОУ-гимназии № 1, МОУ-СОШ № 7 г. Армавира Краснодарского края, гимназии № 259 ЗАТО г. Фокино Приморского края. Материалы исследования используются в лекционных курсах по психологии на факультете педагогики и методики начального образования Армавирского государственного педагогического института.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованных источников и приложения.

Список литературы

составляет 247 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Выполненное исследование, в основном, подтвердило гипотезу о возможности целенаправленной организации условий для развития эмпатийного потенциала детей. В условиях специально организованной системы психологически ориентированных занятий происходит более успешное развитие эмпатийного потенциала детей как сложного личностного образования, включающего когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты.

2. Уточненное нами рабочее определение эмпатии как сложного, многоуровневого личностного образования, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик человека, заключающихся в постижении эмоционального состояния, проникновении, вчувствовании в переживания другого, может быть использовано как полезный концептуальный инструмент в практической деятельности педагогов и психологов.

3. Развитый эмпатийный потенциал личности проявляется в умении распознавать эмоциональные состояния других людей и децентрироваться в их мысли, чувства и действияумении эмоционально отзываться на переживания другогоумении выбирать наиболее адекватный ответ на переживания другого, использовать способы взаимодействия, облегчающие неблагополучие другого.

4. Характеристикам эмпатийного потенциала детей 7−8 лет свойственны сложность, неоднозначность, противоречивость проявлений по форме, уровням, степени устойчивости, объектам направленности.

5. В характеристике эмпатийного потенциала детей 7−8 лет обнаруживаются тендерные различия. Мальчикам в большей степени, чем девочкам, свойственна неустойчивая эмпатия, а также проявление сопереживания как более простой формы эмпатии.

6. Психологическими условиями для развития эмпатийного потенциала личности в нашем исследовании являются:

— организация партнерских отношений и сотрудничества детей;

— создание эмоционально положительного настроя на сотрудничество;

— направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений.

7. Психологически ориентированные занятия оказывают существенное влияние на развитие всех компонентов эмпатийного потенциала личности детей. Эксперимент показал, что в процессе взаимодействия развиваются такие характеристики эмпатийного потенциала личности, которые необходимы в общении и различных видах деятельности. Применение системы психологически ориентированных занятий как формы организации взаимодействия детей, естественные ситуации общения в ходе работы детей в парах (статических, вариационных, динамических) способствовало развитию эмпатических переживаний, партнерства детей. Партнерские отношения во взаимодействии детей предполагают: а) умение чередовать и согласовывать действияб) совместно выполнять одну операциюв) контролировать действия партнера, исправлять его ошибкиг) помогать партнеру выполнять часть его работыд) принимать замечания, исправлять свои ошибкие) приобретать опыт эмпатического действенного отношения к партнеру.

8. Проведенное исследование позволяет нам дать некоторые рекомендации. В соответствии с выделенными тремя группами детей с различными уровнями развития эмпатийного потенциала мы рекомендуем применение следующих психологический условий:

При низком уровне развития эмпатии у детей взрослому необходимо ориентировать их на дела, полезные для всей группы. Для этого целесообразнее всего сформулировать значимую для них цель и направить их энергию на ее достижение. В повседневном взаимодействии взрослому требуется повышенная тактичность в работе с этими детьми и ненавязчивый, но постоянный контроль, доброжелательное отношение к детям. Внешние стимулы, применяемые к этим детям, должны отвечать следующим требованиям: а) соответствовать внутреннему настрою ребенка в отношении к его делам, к окружающим, вызывать необходимость децентрацииб) пробуждать непроизвольное внимание с помощью интересных, ярких, сильных, прямо не связанных с их конкретным взаимодействием раздражителейв) быть внушающими, обеспечивать положительное эмоциональное состояние, вызывать радостные ощущения от включенности в партнерство или совместную с детьми работуг) включать этих детей в ситуации, когда необходимо найти нужные слова, чтобы успокоить, утешить, порадовать другого человекад) создавать при анализе литературных произведений из детской художественной литературы такие ситуации для развития эмпатии, а также развития речи детей, которые позволяют определить мотивацию речи, ставят ребенка перед необходимостью высказать моральные суждения, возбуждают у них интерес и желание поделиться своими мыслями, стараться быть хорошим партнером во взаимодействии. Взрослому необходимо проявлять последовательность, настойчивость и требовательность в искоренении ненормативной лексики данных детей и формировать навыки речевого этикета и соответствующих содержанию эмпатических переживаний способов невербального общения.

Иной характер имеют условия, необходимые для детей со средним уровнем развития эмпатийного потенциала. Внимание в работе с этими детьми должно быть направлено на то, чтобы усилить их интерес к детям в деятельном плане. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, направлять ребенка на осмысливание своих мотивов, поиск путей более рационального удовлетворения своих желаний, преодоление эгоцентризма. В ходе бесед взрослые должны пробуждать интерес ребенка к своим товарищам, родным, близким и другим окружающим людям. Необходимо поощрять стремление детей рассказывать о других, их успехах и достижениях (нужно отвлекать внимание детей от рассказов о неудачах и отрицательных чертах других) — взрослым необходимо усилить действенный характер ситуаций, побуждающих на занятиях к эмпатическим переживаниямстимулы для развития эмпатийного потенциала у этих детей должны отвечать следующим требованиям: а) быть эмоционально подкрепленнымиб) постепенно переходить к прямым, связанным с взаимодействием способам влияния на этого ребенка, побуждая его оказывать помощь другимв) переходить к более широкому привлечению этих детей к социально полезной деятельности в группег) создавать условия и поощрять самостоятельные попытки детей данной группы оказывать помощь, сочувствоватьд) последовательно и непременно заботиться об употреблении детьми формул речевого этикетае) доброжелательно авансировать любые попытки детей со средним уровнем развития эмпатическо-го потенциала в проявлении эмпатии гуманистического характера и тактично предупреждать проявления у детей показного, демонстративного, эгоцентрического поведения в отношении с другими.

По отношению к детям с высоким уровнем развития эмпатии также необходимо создавать ряд психологических условий. Основной задачей в работе с этими детьми является стабилизация уже имевшихся у них проявлений гуманистической эмпатии. На этом уровне эмпатического развития детей семи-восьми лет необходимо а) расширять круг знаний детей об эмпатии в жизни людей (надо отметить, что это нужно учитывать и в работе с детьми других групп) — б) поощрять инициативу эмпатического взаимодействия, исходящую от этих детейв) поддерживать их положительные почины, создавать ситуации, чтобы дети данной группы наиболее полно могли реализовать свою эмпатию (создавая «иррадиацию» эмпатии в группе) — г) стимулировать убежденность этих детей в том, что они нужны другим. Вместе с тем, взрослому необходимо позаботиться о создании условий для проявления терпимости этих детей по отношению к всевозможным насмешкам, шуткам по поводу их чувствительности со стороны сверстников. Необходимо предупреждать у этих детей проявление слишком высокой эмпатийности, т.к. это может стать причиной психологических сложностей на данном возрастном этапе, и далее, подростковом возрастецелесообразно обращать внимание этих детей на то, что, слишком интенсивно переживая радости и несчастья других, они могут попасть в зависимость от настроения и эмоциональных состояний других людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. М.: Знание, 1990.-64 с.
  2. В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. — № 1.- С.3−16.
  3. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия" — Раритет. 1997. — 704 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  5. H.H. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1975. — С.6−9.
  6. H.H. Развитие эмоционального самоощущения у ребенка первого года жизни // Новые исследования в психологии, 1978. № 2. — С.75−79.
  7. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975. — 320 с.
  8. К.И. Понимание и распознавание метафоры детьми 8−10 лет // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С.27−39.
  9. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — С. 13−178.
  10. .Г. Психологическая структура человека как субъекта // человек и общество. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967, вып. 2.- С.235−249.
  11. Г. Н. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 376 с.
  12. Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с.13
Заполнить форму текущей работой