Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Неврозы. 
Специальная психология и специальная педагогика. 
Психокоррекция нарушений развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Алгоритм развития невроза: психическое напряжение вследствие психотравмирующей ситуации и вызванного ею внутреннего психологического конфликта накапливается, не находя разрешения, в течение длительного (относительно) времени, приводя к расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Если психотравмирующая ситуация проходит или нивелируется, то психологический конфликт… Читать ещё >

Неврозы. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неврозы — «группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих обстоятельств»[1]. Органические поражения головного мозга отсутствуют. Проявления носят соматовегетативный и эмоциональный характер. Относятся к группе психогенных заболеваний. Психогенные заболевания (психогении) — расстройства психической деятельности и болезненные состояния, вызванные психической травмой. Психическая травма — субъективно переживаемое объективное событие, воспринимаемое индивидом как угрожающее его идентичности целостности, самоуважению.

Причины возникновения неврозов. Основной причиной возникновения невроза является наличие в сознании личности психологического конфликта, вызванного психотравмирующими раздражителями или ситуацией, с которыми она не в состоянии справиться. Физиологическим механизмом невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или сбоя нервных процессов. Благоприятной почвой для развития неврозов являются:

  • 1) резидуальная церебрально-органическая недостаточность;
  • 2) педагогическая неграмотность родителей в сочетании с их психологической незрелостью, что выражается в неправильном типе воспитания, деформированном общении, проецировании своих психологических проблем на ребенка;
  • 3) индивидуальные особенности личности, например, впечатлительность, мнительность, тревожность;
  • 4) возникновение стрессогенной ситуации, например, смена места жительства, учеба, изменения в составе семьи (например, рождение второго ребенка), вынужденная длительная разлука со значимым близким (например, отъезд матери).

Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут стать пусковым механизмом невроза. Например, в раннем возрасте им может стать резкий неожиданный звук (лай собаки, крик, гудок) или помещение в ясли или больницу.

Если брать за критерий гендерный признак, то неврозы чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, а если возрастной, то в возрасте от трех до шести ими страдает около трети детей, а в младшем школьном — более половины.

Алгоритм развития невроза: психическое напряжение вследствие психотравмирующей ситуации и вызванного ею внутреннего психологического конфликта накапливается, не находя разрешения, в течение длительного (относительно) времени, приводя к расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Если психотравмирующая ситуация проходит или нивелируется, то психологический конфликт разрешается, а невроз прекращается или уменьшается.

Виды неврозов:

  • 1) неврастения;
  • 2) истерический невроз (истерия);
  • 3) невроз навязчивых состояний.
  • 1. Неврастения. Самая распространенная форма неврозов, характеризующаяся повышенным уровнем раздражительности и истощаемостью психических процессов. Возникает на фоне переутомления, а также вследствие интеллектуальных, физических или психологических перегрузок. Основными симптомами неврастении в психиатрии считаются: раздражительная слабость, проявляющаяся в чрезмерном реагировании по практически любому малозначительному поводу; несдержанность эмоций; отсутствие чувства отдыха после сна; резкое снижение работоспособности; нарушения сна; вегетативные расстройства (например, сердцебиение, холодность рук и ног, боли в области сердца). Вторичными симптомами могут быть: приступы головной боли; повышенная чувствительность ко всем внешним раздражителям (свет слишком яркий, звук слишком громкий); раздражают прикосновения к коже (например, одежда может казаться слишком колючей, жесткой). В развернутой форме неврастения встречается не ранее школьного возраста.
  • 2. Истерический невроз (истерия). По частоте неврозов занимает второе место после неврастении. Истерия — это «состояние, возникающее в результате психической травмы и характеризующееся разнообразными, меняющимися проявлениями»[2]. Чаще возникает у девочек, чем у мальчиков. Истерические нарушения могут возникать не только при неврозе, но и при истерическом типе психопатии.

К возникновению истерического невроза располагают:

  • 1) наличие в характере истерических черт;
  • 2) впечатлительность;
  • 3) повышенная чувствительность;
  • 4) инфантилизм;
  • 5) эгоцентризм.

Симптоматика истерического невроза разнообразна и может напоминать проявления самых различных болезней, которых на самом деле у ребенка нет, поэтому в психиатрии истерию называют «великой симулянткой». Симптомы, как правило, возникают сразу после психотравмирующего фактора, например обиды, ссоры, физического насилия, и впоследствии, если это вызвало желаемую для ребенка реакцию, данная форма реагирования закрепляется. Как правило, имитируются те заболевания, о которых ребенок слышал или имел возможность непосредственно наблюдать. Это могут быть, например, невозможность стоять или ходить, кашель, рвота, нарушения глотания, истерическая слепота. Дети-истерики не симулируют. Они действительно испытывают ощущения, о которых говорят.

Важной особенностью является то, что при истерическом неврозе патология может наблюдаться самая разнообразная. Это объясняется тем, что если в первый раз, например, при симптоме «боли в сердце» обидчик не признал свою вину то в следующий раз симптомы могут быть уже более выраженные, например, потеря чувствительности. Кроме того, сопутствующими симптомами имитации являются:

  • 1) необычные позы или необычные симптомы («комок в горле», мгновенные обмороки, нехватка воздуха);
  • 2) неустойчивость эмоций, быстрая смена настроений;
  • 3) выражение эмоций с демонстративными проявлениями (стенаниями, рыданиями, заламыванием рук).

То есть истерический невроз — это попытка решения ребенком внутреннего психологического конфликта, вызванного психогенной ситуацией при помощи «бегства в болезнь».

  • 3. Невроз навязчивых состояний. Данный вид невроза встречается наиболее редко и примерно с равной частотой как у мужчин, так и у женщин. Чаще всего наблюдается у людей мыслительного типа или с тревожно-мнительными чертами, а также при психопатиях. В навязчивых состояниях выделяют:
  • 1) фобии (навязчивые страхи);
  • 2) обсесии (навязчивые мысли);
  • 3) импульсии (навязчивые действия).

В некоторых случаях все они могут сочетаться у одного ребенка. Но обычно у одного больного наблюдается одно какое-либо навязчивое состояние.

Общими особенностями всех навязчивых состояний являются:

  • 1) постоянство и повторяемость симптоматики;
  • 2) невозможность самостоятельного избавления от них;
  • 3) осознание и восприятие больным данных состояний как болезненных и чуждых для него явлений.

Неврозы необходимо отличать от неврозоподобных состояний — нервно-психических расстройств, сходных с неврозами по проявлениям, но не имеющим психогенного происхождения. Неврозоподобные состояния отличаются от неврозов:

  • 1) наличием связи расстройств с церебрально-органическими или соматическими заболеваниями;
  • 2) стереотипностью и монотонностью проявлений;
  • 3) отсутствием непосредственной связи с психотравмирующими факторами.

Отличия неврозов от психопатий заключаются в том, что при неврозах:

  • 1) наследственность не имеет значения;
  • 2) выражены чувства вины и стыда;
  • 3) обратимость симптоматики при лечении и/или благоприятном изменении социальной ситуации;
  • 4) осознание своей болезни;
  • 5) положительное отношение ребенка к лечению.

Невротические расстройства и психопатические нарушения носят взаимоисключающий характер.

  • [1] Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. — М., 1998. — С. 148.
  • [2] Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. — М., 1998. — С. 165.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой