Психологическая устойчивость как фактор формирования антинаркотической установки у подростков
Диссертация
Полученные результаты позволили нам достаточно полно раскрыть выдвинутые в исследовании гипотезы и подтвердить целый ряд положений. В частности о том, что психологическая устойчивость подростка своевременно изменяется и развивается, «опираясь» на точки устойчивости среды, в которой формируется его личность. Психологическая устойчивость подростка очень чувствительна к уровню устойчивости среды… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Роль психологической устойчивости и антинаркотической установки в развитии личности
- 1. 1. Определение понятая «психологическая устойчивость»
- 1. 2. Определение понятая «антинаркотаческая установка»
- 1. 3. Возрастные аспекты психологической устойчивости и антинаркотической установки
- 1. 3. 1. Возрастные особенности психологической устойчивости
- 1. 3. 2. Возрастные особенности антинаркотической установки
- 1. 4. Факторы, влияющие на формирование антинаркотаческой 32 установки у подростков
- 1. 5. Основы формирования антинаркотической установки у подростков
- 1. 5. 1. Методы формирования антинаркотических установок
- 1. 5. 2. Условия формирования антинаркотической установки
- 1. 5. 3. Механизмы формирования антинаркотической установки
- 2. 1. Концептуальные положения
- 2. 2. Основные принципы диагностики психологической устойчивости в возрастном аспекте
- 2. 3. Методическая основа диагностики психологической устойчивости
- 2. 4. Первичные данные эмпирических исследований в возрастном аспекте
- 3. 1. Программа формирования антинаркотической установки у подростков в общеобразовательной школе
- 3. 2. Эффективность профилактической антинаркотической работы
- 3. 2. 1. Методическое обеспечение исследований анализа сформированное&trade- АНУ
- 3. 2. 2. Анализ полученных данных
- 3. 3. Классификация антинаркотической установки
- 3. 4. Определение экспертами эффективности сформированное&trade
- 3. 5. Определение специалистами эффективности сформированное&trade- АНУ по «Классификации антинаркотической установки»
- 4. 1. Анализ традиционных (базовых) показателей психологической устойчивости подростков и взрослых
- 4. 2. Анализ показателей экспертной оценки психологической устойчивости и АНУ у подростков и взрослых
- 4. 2. 1. Метод расчетов показателей экспертной оценки
- 4. 2. 2. Общие показатели экспертной оценки
- 4. 2. 3. Специальные показатели экспертной оценки
- 4. 3. Обсуждение результатов через эффективность проведения Профилактического курса занятий
Список литературы
- Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Дисс. док. психол. наук — Казань, 1988. -154с.
- Абульхаиова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 327с.
- Агеев С.С. Программа подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и старшеклассникам. Курск, 1994. — 54 с.
- Адлер А. Наука жить //. Port Royal, 1997. -561с.
- Александров Ю.И., Брушлинский А. В., Судаков К. В., Умрихин Е. А. Системные аспекты психической деятельности. М. 1999. — 437с.
- Алферова Т.С., Шаталова ЕЛО. Системный кризис в России. Выход возможен. М., 2002. -92 с.
- Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. М., 1981.,-177с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. // Социология в России. / Под ред. В. А. Ядова. -М, 1999 -462с.
- Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта. // Синергетика и психология. Тексты. Когнитивные процессы. / Выпуск 3. М. 2004. С. 301−319
- П.Артюхова Т. Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: Дисс.канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. — 151с.
- Аршинов В.И., Усманова М. Ю. Идеи синергетики и теория воспитательных систем. // Моделирование воспитательных систем: теория практике. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. С.23−25.
- Аршинова В.В., Рубанова М. Н., Митькина Е. И., Глебов, В.В. Первичная профилактика. Классные часы и беседы по профилактике наркозависимости./ Под ред. В. В. Аршиновой. М. «Творческий центр «Сфера». 2003. -143с
- Аршинова В.В., Рубанова М. Н., Митькина Е. И., Глебов В. В. «Устойчивое развитие личности» // Социальная профилактика и здоровье. № 1,2003. С. 31−43.
- Аршинова В.В., Успогова Н. П., Митькина Е. И., Рубанова М. Н. Устойчивость и я. / Рабочая тетрадь по курсу: устойчивое развитие личности (для учащихся 6−8 классов). -СПб: Питер, 2005. 80с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М. 2001.-416 с.
- Асмолов А.Г., Ковальчук М. А. О соотношения понятия установки в общей и социальной психологии. М. 1977. С.143−163.
- Асямов С.В., Пулатов Ю. С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД.-М. 2002.-231с.
- Базаров И. Христианская нравственность. // Странник. СПБ. — 1978. — август. — С. 330 331
- Барцалкина В.В. Некоторые психолого-педагогические аспекты антинаркотической пропаганды. М., 1990. -117с.
- Березин С.В., Лисецкий К. С., Мотьшга И. А. «Психология ранней наркомании». -Самара, 1997. -431с.
- Битенский B.C., Личко А. Е., Херсонский Б. Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков. // Психологический журнал, том 12, N4,1991. С. 57−63.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -375с.
- Большой психологический словарь.// под общей редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко // М. 2003. 846с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.1998. -169с.
- Братченко С.Л. Введение гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. -235с
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Сознание личности в кризисном обществе. М. 1995. С 28−41.
- Брылева Л.Г. Художественная форма как модель самоорганизующейся системы.// Материалы Московского Международного Синергетического Форума. М. 2000. -С.78−79.
- Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта. // Вопросы психологии. 2003. № 5. С.43−57.
- Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории. // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. № 1. С. 15−32.
- Вислова А.Д. Об информированности детей младшего школьного возраста. Тезисы докладов конференции «Здоровье школьников» Кабардино-Балкария 1999. -87с.
- Восстрокнутов. Н.В. Аналитический обзор по проблемам дезадаптации несовершеннолетних, отклоняющегося поведения. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М. 2002. -163с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 тт. Т.З. — М., 1983.
- Гаджиева Н.М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга. 1998. -217с.
- Гайдар К.М. Социально-психологические аспекты группы как субъекта деятельности, общения и отношений: Дис. канд. психол. наук. М., 1993. -157с.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. — М: КДУ, 2005. -400 е., ил.
- Гилинский Я., Гурвич П., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: Медицинская пресса, 2001.-200с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. № 3.1994. С.43−52
- Горанская С.В. Табакокурение. // Введение в наркологию. Петрозаводск, 1999, с. 117 -156.
- Горбов Ф.Д., Новиков М. И. Вопросы интегративной оценки групповой активности. // Тезисы докладов на II съезде психологов СССР. Выпуск 3. М.: Изд. АПН СССР, 1963.1. С. 19−22.
- Городская Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи на 2002−2004 годы. Постановление Главы города Электросталь Московской области от 14 июня 2002 г. № 612/9.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
- Дридза Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в антропоцентрической и семиосоциальнологической парадигмах. Ин-т Социологии РАН., кн.1, М. 2000 С. 5−43.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., Издательский центр Академия, 1998. С. 176.
- Дубровина И.В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е. и др. Психологический мониторинг. -Вып. Мироощущение подростков и старшеклассников. М., 1996. -134с.
- Дукаева B.C. Духовно-нравственного воспитания подростков. Дисс. канд. психол. наук. М., 2001.-158с.
- Дукман А.А. Имплицитные представления личности о конструктивности в общении и их смысловые основания. Автореферат дисс. к. псх.н. Р/Д. 2004. -18с.
- Елизаров С.Г. Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности: Дис. канд. псх. н. Курск, 1994. -163с.
- Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., AcademiA. 1999. -217с.
- Зайнетдинов Р. И. Тарасенко В.В. Фрактальные модели описания случайных процессов. // Материалы Московского Международного Синергетического Форума. М. 2000. -С.132−134.
- Зарецкий В.В., Вайзман Н. П. Классификация детей и групп педагогического риска // Материалы Всероссийской конференции «Дети группы риска». Уфа 1997. С. 7−23.
- Иванинов И.С. Организация психологической службы в Центре подготовки молодежных лидеров Курской области. // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. Кострома, 1994. С. 101−103
- Иванников В.А. и др. Социальная служба помощи детям и молодежи. // Государственная служба социальной, педагогической и психологической помощи. Концепции и точки зрения. М., 1996. С. 3−28.
- Иванова Н.В. Особенности межгруппового восприятия учебных групп при вариативном обучении. Дис. канд. психол. наук. Курск, 1999.-151с.
- Ильин А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации. Дисс. канд. психол. наук. -Томск, 2001.-147с
- Казаков Л.Х., Колесов Д. В. Любопытство инстинкт как одна из важных причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков // Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С. 1−12.
- Кандел Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб. 1996. -574с.
- Кесельман Л.Е., Мацкевич М. Г. Социальное пространство наркотизма. СПб.: Медицинская пресса, 2001 -218с.
- Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. М. 1983. -375с.
- Князева Е, Курдюмов С. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. М.-1994. С.5−13.
- Колесов Д.В. Эволюция и природа наркотизма. М.: Педагогика, 1991 -279с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1988.243с.
- Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Ст.ЗЗ.
- Константиновский Д.Л., Фурсова В. В. Социология образования М.: Институт социологии РАН, 2000. -343с.
- Концепция образовательной программы «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью». Приморский ИПКРО. Владивосток 2000.-64с.
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. // Приложение 1 к приказу Минобразования России от 28. 02.2000 № 619.М., 2000.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: «Академический проект», 2000. -386с.
- Котельникова Л.А. Значение «ролевой установки» в психотерапии подростковых наркоманий. // Психологическая газета. 1998. № 7.
- Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. -114с.
- Кроник A.A.LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. Кроник А. А. М.: Прогресс-Культура, 1993. -482с.
- Крупник Е.П., Сизова Т. Б. Психологическая устойчивость индивидуального стиля общения как условие эффективности профессиональных контактов учителя //Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999.-С.236−246
- Куликов Л.В. Психогигиена личности. Учебное пособие. -С-Пб. -2004.-467с.
- Леонова А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология. М. МГУ. 1995 -212с.
- Лернер И.Я. Современная дидактика, теория практике. / Под ред., И К. Журавлева. -М.: ИПП и МИО РАО, 1993.152
- Лужбина Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности. // Автореф. канд. дисс. Барнаул, 2002. -153с.
- Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Дис. канд. психол. наук. Курск, 1991.
- Майерс Д. Социальная психология /СПб. 2000, — 472с.
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал, т 22. 2001. № 1 -с.34−38.
- Мегедь В.В. Энергоинформационная модель формирования личности. // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 136−138.
- Медведев В.В. Экспериментальная установка для исследований согласованности групповых действий и рационального подбора групп // Вопросы психологии. 1967. № 2. С. 166−168.
- Митина О.В., Петренко В. Ф. Синергетическая модель динамики политического сознания. // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 57−61
- Мун Ф. Хаотические колебания /Пер. с англ. М., 1990. -243с
- Муньягисеньи Эварист. Роль микросреды в формировании аддиктивного поведения у подростков. Дисс. канд. психол. наук. М., 2003.- 151с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М., 1997.-468с.
- Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси 1974. -376с.
- Никифоров Г. С. Психология здоровья. Учебник для вузов. СПб. 2003. -608с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник М.: Российское педагогическое агентство, 2003. -442с.
- Овчарова Р.Ф. Справочная книга социального педагога. М. 2002. — 482 с.
- Пелипас В.Е., Соломонидина И. О. Зарубежная антинаркотическая политика. // Вопросы наркологии. 1998. № 2. С. 17−29.
- Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Автореферат Дис.. канд. психол. наук. Дата выхода:09.01. Тамбов. 2002. -27с.
- Петренко В. Ф. Митина О.В. Методологические аспекты изучения динамики общественных систем. // Тезисы XI Междунар. конф. по логике, методологии и философии науки и технике. М., 1995. С.37−39
- Петровский А.В., Петровский В. А. Категориальная система психологии. // Вопросы психологии, № 1 2000, С. З 17.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1969. 658 с.
- Писаренко В. М. Управление эмоциональным состоянием с использованием обрат ной связи.- В кн.: Спортивная борьба. М., 1980, с. 42−45.
- Питирим Митрополит. Тело, душа, совесть: (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество) // Малая церковь. М., 1992. — 208 с.
- Политическая Декларация специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8−10 июня 1998 г./ Нью-Йорк. 1998, 457с.
- Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках (пер. с англ.). М., 1985. -218с.
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. М.- 2002. -128с.
- Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в педагогической деятельности. // Психологический журнал. Т. 17.1999. № 3. С. 61−65.
- Прохоров А.О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения. // Психологический журнал. Т. 11.2000. № 5 С. 11−17.
- Психологический словарь. / Под общей ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. М., 1990. — 688с.
- Розов Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание (препринт). — Новосибирск, 1994. -124с.
- Росс JL, Нисбетт Р. Человек и Ситуация. Уроки социальной психологии // Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Магуна М.: Аспект Пресс, 2000. -429 с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1976. -132с.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М., Воронеж, 1996. -214с.
- Селиванова H. J1. Развития и перспективы социального воспитания детей.-Воронеж. 2003. -225с.
- Сельченок К.В. Аксиологическая безопасность и методы ее обеспечения. Минск 2000.-365с.
- Сергеенко Е.А. Основные этапы становления. // Групповой и индивидуальный субъект. / Под ред. А. В. Брушлинского и М. И. Новиковой. М. 2002 .
- Сердюк А.А. Обзор зарубежных наркотических программ. М., 2003. -167с.
- Сибгатуллин Т.В. Исследование вопросов антинаркотического воспитания. // Материалы Казанского Государственного Университета 1995−2003. Казань. 2003. — С.65−97
- Силласте Г. Г. Безопасность детства под угрозой. // Обозреватель. 2001. № 2. С. 1416
- Сирота Н.А. Профилактика наркоманий и духовность человека. М., 2002. -437с.
- Слободчиков В.И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии 2001. № 4. С. 96 -112.
- Собчик Л.П. Теория и практика психологической оценки личности. М. 2002. -372с.
- Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс: новый взгляд. М. УМК «Психология" — Московский психолого-социальный институт, 2003, — 287 с.
- Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.-607с.
- Степин B.C. Динамика научного знания как процесс самоорганизации. // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. С.5−18.
- Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. // Общение и оптимизация совместной деятельности. // Под ред. Г. М, Андреевой, Я. Яноушека. М. 1987 С.242−250.
- Тоффлер А. Футурошок. СПб 1997. -542с.
- Тростанецкая Т.Н. Организация и деятельность центров и кабинетов по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи. / Под ред. Т. Н. Тростанецкой. М. 2002 — 352 с.
- Тытарь А. Синергетическое управление психическими процессами. // Ребёнок и пространство. Семь шагов к истине. / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПН, 1996, с. 72−76.
- Уваров Е.А., Рождественская И. А. Аттракторные свойства общей активности как системообразующего фактора индивидуальности студента. //Материалы. Московский Международный Синергетический Форум. 2000. -с 34−37.
- Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. М. -1961. -436с.
- ФЗ Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08 января 1998 г. № З-ФЗ.// Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на июль 1998 года. М. 1998. -112с.
- Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Минск.: «Попурри», 1998. -462с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. -583с.
- Хакен Г. Синергетика. М., 1985. -327с.
- Хьел J1., Зинглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1998 -632с
- Чиркина Р.В. Мониторинг. Изучение школ здоровья. Состояние образовательной системы. / Под ред. А. Н. Майорова. М.-СПб., 1995. -67с.
- Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии.// Вопросы психологии № 6, 1971 С.164−173.
- Шадриков В.Д., Н.В. Нижегородцева. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., Владос, 2001 -354с.
- Шилова Ю.А. Жизнеутверждающая культура славян. М. 2002. -112с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., 1985. -147с.
- Эльконин Д.П. Психология игры. МЛ 978. -227с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.1996. -354с.На английском язые книга опубликована в 1967 г.
- Юнг Н. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М., 1996. -375 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975 С. 89−105.
- Ялтонский В.М., Абшаихова У. А., Сирота Н. А. Вербально невербальный диссонанс в структуре коммуникативного поведения наркотизирующихся подростков. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. № 1. С. 15−28.
- Collet P., Eckman J.P. Iterated maps of the interval as dynamical system. Boston: Birkhauser. 1980.
- Crutchfield J.P., Packard N.H. Symbolic Dynamics of One-Dimensional Maps: Entrcopies, Finite Precursor, and Noise // Int.J. Theor. Phys. 1982. V. 21 (6/7).
- Feigenbaum M. Quantitative universality for class of nonlinear transformations // J.Stat. Phys. 1978, V. 19, N1.
- Glasser, W. Positive addiction. New York, NY: Harper & Row. 1976
- Glasser, W. Control theory-reality therapy workbook Los Angeles: Institute for reality Therapy. 1986
- Jerry R. Bergman, «Albert Szent-Gyorgyi's Theory of Syntropy and Creationism» (ICR Impact Series, No. 54), Acts and Facts, December, 1977.
- Kohut H. The analysis of Self. New York: International University Press, 1971.
- Lorenz E.N. Determenistic nonpereodic flow // J. Atmosph. Sciences. 1963, V.20.
- May R.M. Biological populations with nonoverlapping generetions: Stable points, stable cycles and chaos // Science. 1994,186.
- Mc.Ardle P. & est. International variations in youth drug use: the effect of individual behaviours, peer and family influences, and geographical location // European Addiction Research. Karger, 2000.
- Morris, H.M., & Morris, J., The Modern Creation Trilogy: Society & Creation, 1996.
- Mullinar, G. Sex Education Dictionary. Wisbech: IDA, 1992
- Parker H., Aldridge J., Measham F. Illegal leisure: the normalization of adolescent recreational drug use. London. Routledge, 1998.
- Richards D. Is Strategic Decision Making Chaotic? // Behavioral Science. Vol. 35. 1990.
- School Health Education to Prevent AIDS and STD: a) Handbook for Curriculum Planners- b) Teachers' Guide- c) Students' Activities. Geneve: WHO-UNESCO, 1999.
- Steven M.M., Roger D.W. Substance abuse. // The practitioner’s guide to psychoactive drugs. New York, Plenum medical book company, 2003.
- Summers G.F. Attitude Measurement. N.Y., 1971.
- Thom R. Structural stability and morphogenesis. N. Y., 1972.
- Winnicott, D.W. Through pediatrics to psychoanalysis. New York: Basic Books 1974.
- Wolfram S. Theory and Applications of Cellubar Automata // World Scientific Publ., 1986.
- Wubbolding, R. Using reality therapy. New York: Harper & Row 1988.
- Zeeman E.C. Catastrophe Theory. Selected Papers 1972−1977. Addison-Wesley, 1977.