Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая устойчивость как фактор формирования антинаркотической установки у подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные результаты позволили нам достаточно полно раскрыть выдвинутые в исследовании гипотезы и подтвердить целый ряд положений. В частности о том, что психологическая устойчивость подростка своевременно изменяется и развивается, «опираясь» на точки устойчивости среды, в которой формируется его личность. Психологическая устойчивость подростка очень чувствительна к уровню устойчивости среды… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль психологической устойчивости и антинаркотической установки в развитии личности
    • 1. 1. Определение понятая «психологическая устойчивость»
    • 1. 2. Определение понятая «антинаркотаческая установка»
    • 1. 3. Возрастные аспекты психологической устойчивости и антинаркотической установки
      • 1. 3. 1. Возрастные особенности психологической устойчивости
      • 1. 3. 2. Возрастные особенности антинаркотической установки
    • 1. 4. Факторы, влияющие на формирование антинаркотаческой 32 установки у подростков
    • 1. 5. Основы формирования антинаркотической установки у подростков
      • 1. 5. 1. Методы формирования антинаркотических установок
      • 1. 5. 2. Условия формирования антинаркотической установки
      • 1. 5. 3. Механизмы формирования антинаркотической установки
  • Глава 2. Принципы диагностики психологической устойчивости личности как основы антинаркотической установки
    • 2. 1. Концептуальные положения
    • 2. 2. Основные принципы диагностики психологической устойчивости в возрастном аспекте
    • 2. 3. Методическая основа диагностики психологической устойчивости
    • 2. 4. Первичные данные эмпирических исследований в возрастном аспекте
  • Глава 3. Пути формирования антинаркотической установки (АНУ)
    • 3. 1. Программа формирования антинаркотической установки у подростков в общеобразовательной школе
    • 3. 2. Эффективность профилактической антинаркотической работы
      • 3. 2. 1. Методическое обеспечение исследований анализа сформированное&trade- АНУ
      • 3. 2. 2. Анализ полученных данных
    • 3. 3. Классификация антинаркотической установки
    • 3. 4. Определение экспертами эффективности сформированное&trade
  • АНУ по «Классификации антанаркотической установки»
    • 3. 5. Определение специалистами эффективности сформированное&trade- АНУ по «Классификации антинаркотической установки»
  • Глава 4. Изменения показателей устойчивости личности в результате формирования АНУ
    • 4. 1. Анализ традиционных (базовых) показателей психологической устойчивости подростков и взрослых
    • 4. 2. Анализ показателей экспертной оценки психологической устойчивости и АНУ у подростков и взрослых
      • 4. 2. 1. Метод расчетов показателей экспертной оценки
      • 4. 2. 2. Общие показатели экспертной оценки
      • 4. 2. 3. Специальные показатели экспертной оценки
    • 4. 3. Обсуждение результатов через эффективность проведения Профилактического курса занятий
  • Выводы

Психологическая устойчивость как фактор формирования антинаркотической установки у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование посвящено изучению влияния фактора психологической устойчивости на формирование аптинаркотической установки у подростков.

Актуальность темы

исследования. Новая социально-экономическая среда, формирующаяся в России в результате рыночных преобразований, предъявляет больше требований к личности, ее социально-позитивной интеграции в общество. Это требование особенно актуально для детей и молодежи, находящихся в условиях, лишенных ценностно-смыслового иммунитета, и находящихся под угрозой постоянно растущей наркотической агрессии. Поэтому на всех уровнях процесса взаимодействия взрослых и детей и должны быть заложены базовые знания, умения и навыки, которые не только позволят ребенку иметь направленность па созидательные действия, но и устойчиво проявлять свои социально-позитивные личностные качества.

Сложившаяся ситуация требует экстренного поиска эффективных методов и средств по предупреждению наркотизма, которые основаны на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку (Декларация ООН, 1998). Сегодня известно, что отсутствие комплексных личностно-ориептированных и действенных программ, ослабление мотивирующего значения уже существующих подходов, создает условия для более глубокого вовлечения молодых людей и подростков в наркотическую среду и ее субкультуру (JI.A Арефьев, Ф. Э. Шереги 2002).

Необходимо отметить, что наиболее систематическое взаимодействие между подростками и взрослыми происходит в сфере образования. В рамках Федеральной целевой программы Министерства образования РФ «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002;2004 гг.», (Федеральная Программа Министерством образования РФ утверждена 20. 12. 2001). Также принята специальная концепция, направленная на объединение различных усилийпсихологических, педагогических и социальных — в единый блок первичной профилактики асоциальных явлений.

Современная школа нуждается в синтезе специально разработанных, профилактических, психолого-педагогических программах и методов помощи детям на кризисных этапах их развития, мониторинге таких программ, программ взаимодействия подростков во внеурочное время. Для достижения желаемого результата профилактической деятельности необходимо создавать антинаркотическую среду, добровольческих групп психологической поддержки всех субъектов образовательной деятельности. При этом среда должна способствовать формированию прочного взаимодействия родителей и школы. Совокупность таких направлений в работе, структурированной на основе единого научно-практического подхода, позволит выстроить устойчивую систему «социального иммунитета» противодействия наркомании и другим негативным тенденциям в обществе (A.JI Арефьев, Ф. Э. Шереги 2002).

Особую роль в способности и возможности подростка противостоять наркотикам играют психологические особенности его личности, внутренние механизмы реагирования, взаимодействия, адаптации к жизненным обстоятельствам. Опыт показывает, что социальная и медицинская профилактика употребления одурманивающих средств без учета психологического аспекта обречена на неудачу.

Исходные данные общероссийского мониторинга, проводимого Центром социологических исследований Министерства образования России в 2002 году, в рамках федеральной целевой программы, показали, что численность детей и молодежи в возрасте 11 -24 лет с различной частотой потребляющих наркотические средства достигает порядка 4.000.000 человек. Наркозависимые, среди них — составляют от 900 тыс. до 1 мил. 100 тыс. человек.

Основные виды динамики приобщения к потреблению наркотиков показывают, что, рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных веществ произошел, в 1997;2001 годы, когда в жизнь вступило повое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более индивидуализированным сознанием, чем их родители. За этот период средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 лет, алкогольных напитков — на 2,5 лет, наркотических средств — на 3,5 лет. С 2001 года показатель среднего возраста начала потребления психоактивных веществ стабилизировался, и, сегодня, составляет: табачных изделий — 11,5 лет, алкогольных напитков — 13 лет (в основном пива), наркотических средств -14 лет. В целом за год дети и молодежь в возрасте 11−24 лет тратят на приобретение наркотических средств более 78 миллиардов рублей или же 2,5 миллиардов долларов.

В современной России уже в 11 лет каждый второй знает о наркотических свойствах конопли или препаратов опийной группы, а в 13 лет — таких просвещенных детей уже две трети. К 16 годам численность информированной о наркотиках молодежи приближается к 80%. В ходе мониторинга подростки назвали более 100 наименований, которыми обозначаются известные им наркотические средства. Широкое информирование молодежи происходит через межличностную коммуникацию, чаще это происходит в местах скопления молодежи. Основное место приобщения детей и молодежи к потреблению наркотических средств — неформальные группы, собирающиеся для общения вне помещений (в парках, на улице, на пляже, на территории вблизи учреждений досуга).

Следует обратить внимание на то, что широко представляемая пропаганда некоторых психоактивных веществ в виде рекламы алкогольной и табачной продукции играет деструктивную роль. Многими исследованиями доказано, что реклама психоактивных веществ на взрослое население, имеющее сформировавшиеся установки, привычки, вкусы, влияет незначительно. Подобная реклама, нацелена на завоевание молодого потенциального потребителя. Выполняет она при этом две функции: приобщить детей и молодежи к потреблению психоактивных веществ (то есть некурящего убедить в престижности курения, не потребляющего алкоголь — в престижности этого процесса) и параллельно — нацелить на потребление конкретной марки товара. Результаты мониторинга показали, что курение и раннее приобщение к потреблению спиртных напитков — это «прелюдия» приобщения к потреблению более опасных наркотических средств.

Данные по злоупотреблению ПАВ среди несовершеннолетних за последние 5 лет и данные по темпу формирования наркоманий среди детей и подростков позволяют отметить, что па первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). В этой ситуации подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и «запущенность» наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Указанные факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ.

Актуальность проблемы противодействия наркомании признана на государственном уровне. С 1995 года во всех регионах России разработаны территориальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами и противодействия их незаконному обороту. Создана и совершенствуется правовая основа для осуществления соответствующих мероприятий. Профилактическая работа осуществляется на всех этапах образования — от дошкольного уровня до высшего профессионального уровня. Основополагающим документом, определяющим приоритетные направления деятельности органов и учреждений образования в данной сфере, является утвержденная Министерством образования Российской Федерации «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», которая принята 28 февраля 2000 года.

Однако органы управления образованием и образовательные учреждения испытывают недостаток информации, финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной антинаркотической работы, как в учреждениях, так и в семьях. Даже в семьях с неблагоприятными условиями воспитания, в которых дети «выталкиваются» на улицу, в круг таких же отчужденных от семьи сверстников, мероприятия с детьми проводятся лишь при постановке на учет по делам несовершеннолетних. Во многих образовательных учреждениях отсутствует комплексная система антинаркотической работы. Можно отметить низкую степень участия СМИ в профилактике наркомании: антинаркотические передачи и публикации носят эпизодический характер, не учитывают особенностей восприятия подростков и молодежи. Недостаточен уровень координации антинаркотической деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Сохраняются острые проблемы в организации реабилитации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами и больных наркоманией. До сих пор не создана сеть региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. До настоящего времени не создана единая общегосударственная система обучения и повышения квалификации специалистов, осуществляющих антинаркотическую профилактическую работу (Г.Г. Силласте 2001).

По признанию специалистов в настоящее время еще не найдено реальных механизмов вытеснения наркотиков из ценностного сознания молодого поколения, способов вытеснения наркотических соблазнов из индивидуального ценностного сознания отдельного подростка, а главное вытеснения наркотиков из социального (коллективного) сознания общества (J1.E. Кесельман, М. Г. Мацкевич 2001). Обострилось противостояние прогибиционистов, настаивающих на усилении запретительных мер против наркотиков', и сторонников их легализации. Это убедительно свидетельствует о неоднозначности существующих представлений о сущности эффективных механизмов защиты общества от наркотических угроз.

На современном этапе развития наркотической ситуации в стране, ясно, что педагогическая профилактика наркомании не может сводиться к отдельным мероприятиям и лекциям о вреде наркотиков разового характера. Нужна долгосрочная комплексная система профилактики, направленная на воспитание личности ребенка в целом (Н.А. Сирота 2002).

Только комплексный подход с учетом факторов влияния и психологических закономерностей в развитии ребенка, может стать наиболее эффективным способом защиты от надвигающейся наркотической эпидемии. В развитии ребенка такой подход должен быть направлен на объединение усилий со стороны: родителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников. Комплексный подход должен базироваться на единой научно-практической платформе антинаркогенного воспитания подрастающего поколения. (Д. Н. Колесов 2004).

Объект исследования. Психологическая устойчивость как условие формирования антинаркотической установки у подростков.

Предмет исследования Разработка программных принципов профилактической работы по формированию антинаркотической установки у подростков в общеобразовательной школе.

Цель исследования Формирование антинаркотической установки в подростковом возрасте.

Общая гипотеза исследования: Оптимальная модель профилактической работы по формированию антинаркотической установки может быть выстроена, как с учетом возрастных особенностей развития психологической устойчивости личности, так и на основе мониторинга эффективности профилактических антинаркотических мер.

Частные гипотезы исследования:

1. Основу для формирования антинаркотической установки составляет психологическая устойчивость личности, в структуру которой входит психофизиологический, психологический, социальный и духовно-нравственный диапазон развития личности.

2. Формирование антинаркотической установки с учетом возрастных особенностей психологической устойчивости личности будет способствовать росту социально-позитивных интересов и творческой активности подростков.

3. Антинаркотическая установка в подростковом возрасте может зависеть от условий взросления подростка, и будет нуждаться в периодическом социальном подкреплении со стороны взрослых, которые являются для подростка значимыми людьми.

4. В образовательной среде возможно сочетание эффективных методов и условий оптимизации процесса функционирования и формирования антинаркотической установки у подростков.

Задачи исследования, обусловленные его целью и гипотезами:

1. Проанализировать научно-исследовательскую, нормативно-правовую, учебно-методическую, практико-ориентированную литературу по проблеме исследования.

2. Разработать инструментарий для изучения психологической устойчивости как фактора формирования антинаркотической установки с учетом ее особенностей психики в подросткового возраста.

3. Разработать классификацию, программу и методы определения эффективности функционирования антинаркотической установки и антинаркотической работы.

4. Разработать концептуальные положения устойчивости человека, описать роль, место и взаимосвязь психологичекой устойчивости и антинаркотической установки.

5. Разработать учебный курс «Формирование устойчивого развития личности» в виде методических пособий для педагогов и рабочие тетради для учащихся, применяемых на базе общеобразовательных учреждений.

6. Провести исследование психологической устойчивости и формирования антинаркотической установки у подростков.

7. Провести анализ полученных данных и сравнить показатели с аналогичными исследованиями.

Методологические основания исследования составили ряд теорий, таких как: отечественные теории периодизации психического развития ребенка (JI.C. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е.А. Сергеенко) — теория деятельности (А.Н. Леонтьев) — теория планомерного формирования психических процессов (П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина) — отечественные теории личности (Б.С. Братусь, А. Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, B.C. Мухина) — теория функциональных систем (П.К. Анохин) — векторное кодирование психических процессов (Е.Н. Соколов) — теория системной психофизиологии (Ю.И. Александров) — теория установки (Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов) — теория функциональных психологических состояний (А.Б. Леонова, А.О. Прохоров) — синергетическая теория (И. Пригожин).

Методы исследования:

1. Метод анкет. Анкета № 1 для подростков 12−13 лет. «Отношения подростков к психоактивным веществам», (Орехово-Зуевский пединститут, 2001; см. Приложение lb);

Анкета № 2. «Способы борьбы с наркотиками в школе предложенные учащимися», (Саратовский университет, 2002; см. Приложение 1с).

2. Опрос педагогов и подростков. Использовапы: Адаптивный опросник «Луганск 95» по методике «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Спилбергера-Ханина" — «Индивидуально-типологический опросник (детский вариант) (ИТДО)», авт. JI.H. Собчик- «Индивидуально-типологический опросник для взрослых (ИТО)» авт. Л. Н. Собчик.

3. Констатирующий эксперимент с использованием тестовых методик: «Правильность ответов по определениям», который разработан НПЦ «Надежда» ИПКП г. Химки (2003) — «Хронометрирование длительности выбора ответов по предложенной ситуации» разработанный НПЦ «Надежда» ИПКП г. Химки (2003) — «Хронометрирование длительности выбора ответов по категории добра и зла» (см. Приложение 1а).

4. Психолого-педагогический обучающий эксперимент, включающий в себя разработку и апробацию курса «Формирование устойчивого развития личности» па базе общеобразовательных учреждений г. Электросталь (Московская область 2001;2003).

5. Метод экспертных оценок психологических состояний учащихся и педагогов (А.О. Прохоров, 2002; Приложение ld-g) и психологических процессов в группах учащихся (Н.В. Иванова, 1999).

6. Метод статистической обработки. Статистическая обработка данных производилась при помощи пакета программ «Statistika».

Научная новизна исследования.

— сформулировано определение антинаркотической установки (АНУ), которое послужило основанием для построения классификации АНУ;

— путем системного подхода изучено влияние психологической устойчивости на формирование АНУ в подростковом возрасте;

— сведен в систему и использован комплект методик по исследованию АНУ;

— разработана программа для определения зон актуального и ближайшего развития.

АНУ;

— построена модель психологической устойчивости, которую можно представить в виде новообразования личности в подростковом возрасте;

— разработаны методы экспертных оценок для определения психологической устойчивости и АНУ у подростков и взрослых.

Теоретическое значение исследования.

— В работе предложено определение АНУ как системы интактных в отношении к наркотическим веществам диспозиций субъекта, которые лежат в основе антинаркотического образа мира, обладают свойствами доминирующего, имплицитного представления о жизни без психоактивных веществ и функционируют по алгоритму обеспечения человека «личностными ресурсами» — физиологическими, психическими, социальными и духовно-нравственными уровнями. С учетом структуры АНУ была предложена классификация антинаркотической установки.

— Психологическая устойчивость подростка рассмотрена во взаимосвязи изменений ситуативной и личностной тревожности, самоуправляемости ребенка, адаптивных способностей, навыков, умений, проявляемых, в том числе, в интересе к учебе. Психологическая устойчивость взрослого также рассмотрена в сочетании изменений ситуативной и личностной тревожности, способности контролировать, применять свои адаптивные навыки, умения и передавать их подросткам.

— Построена модель психологической устойчивости, как составной части многоуровневой системы особого качества личности. Уровни этой системы описаны в виде «пространств жизни и деятельности» человека, которые включают в себя стрессоустойчивость человека, психологическую устойчивость, психологическую безопасность и психологическую культуру. Все перечисленные уровни объединены в единую, функциональную психическую систему, названную «устойчивое развитие личности».

Положения, выносимые на защиту.

1. Психологическая устойчивость, описанная с позиций синергетического подхода в психологии, представляет собой модель взаимовлияния способностей, навыков, умений человека удерживать эмоциональные, когнитивные, конативные (поведенческие) процессы, а также процессы деятельности в равновесных состояниях. В подростковом возрасте психологическая устойчивость проходит стадию формированияее компоненты не имеют четкого соотношения друг с другом, а их интенсивность обладает тенденцией к резким, скачкообразным изменениям. В зрелом возрасте психологическая устойчивость выступает как единое качество личности, ее компоненты четко выстроены по отношению друг к другу, при этом ее показатели изменяются плавно, за счет прошлого жизненного опыта.

2. Психологическая устойчивость проявляет себя как фактор, образующий среду для формирования антинаркотической установки подростков, оптимизирует развитие подростка и ведет к укреплению его социально-позитивных интересов, увеличению его жизненной активности. Психологическая устойчивость взрослых, оказывает существенное влияние на формирование психологической устойчивости подростков. Влияние психологической устойчивости значимого взрослого на эффективность формирования антинаркотической установки у подростка позволяет выработать критерии профессионального отбора специалистов в профилактической работе.

3. Антинаркотическая установка представляет собой один из видов многоуровневой установки, закрепляющей способ (алгоритм) обеспечения человека личностными ресурсами «ясности» сознания. Специфической особенностью АНУ являются ее взаимодействие с психологической устойчивостью и с возрастной динамикой ее развития. Индивидуальный процесс формирования антинаркотической установки у подростка коррелирует с формированием ее в группе, классе, школе.

4. Признаком построения классификации антинаркотической установки является временная длительность актуального действия ее компонентов (диспозиций). В классификации антинаркотической установки необходимо учитывать ее свойства, факторы, методы и условия формирования и механизмы функционирования.

5. Метод экспертных оценок является наиболее оптимальным способом проведения мониторинга сформированности аптинаркотической установки и психологической устойчивости подростков в условиях общеобразовательных школ. Мониторинг функционирования психологической устойчивости подростков и взрослых (педагогов) является необходимым условием для проведения анализа эффективности профилактической антинаркотической работы. Мониторинг профилактических мероприятий обеспечивает своевременную корректировку программ, методических рекомендаций и рабочих тетрадей по превентивному курсу занятий для учащихся.

Практическое значение исследования. — Программа и метод определения эффективности функционирования АНУ и антинаркотической работы могут быть использованы экспертами и организаторами воспитательной работы с подростками. Предложенные методы экспертных оценок позволяют своевременно проводить объективный анализ мероприятий первичной профилактики в условиях общеобразовательных учреждений.

— Проведенное исследование позволяет выработать стандарты, как отдельных мероприятий, так и комплекса работ по профилактике зависимости от психоактивных веществ среди подростков на уровне индивида и группы.

— Исследование может служить основой разработки новых программ по профилактике наркомании.

Апробация исследования. Основные теоретические положения, нашли и выводы нашли отражение учебных пособиях, программно-методических материалах, научных публикациях автора.

Разработанные методические материалы и рекомендации прошли апробацию на территории Московской области (во всех: 24 средних общеобразовательных учреждениях, в том числе попечительских, г. Электросталь, в 11-ти г. Электрогоректакже в 2-х г. Дзержинск).

Итоги исследования в 2002 -2006 г. г. докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях и методологических семинарах кафедрах психологии образования и педагогики, возрастной психологии, психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. ЛомоносоваИнститута комплексных исследований образования МГУ им. М. В. Ломоносовалаборатории когнитивной психологии Института психологии РАНЛаборатории «Медико-психологической реабилитации» МГППУ, кафедры культуры управления МГУ Правительства Москвы.

Доклады в 2002;2006 освещались на научно-практических конференциях, в том числе на семинарах, совещаниях организованных на федеральном, областном городском уровне управления системой образования и здравоохранения. Данные исследования представлены на Межрегиональной научно-практической конференции факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» (2005) — Национальной научно-практической конференции Федерации психологов образования при поддержке Министерства образования и науки РФ (2005, 2006) — Всероссийском форуме Лиги здоровья нации «Здоровье нации — основа процветания России» (2005,2006) — на заседании научно-методического Совета Государственного учреждения «Центре профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи» Министерства образования и науки РФ представлен проект городской Программы ф.

Формирование устойчивого развития личности" с практическим внедрением (2003);

Территориальные Программы «Устойчивого развития» 2003;2006 удостаивалась шести дипломов образовательных форумов и выставок: Российского образовательного форума «Школа — 2003», два диплома «Школа — 2005», два диплома «Школа — 2006», проводимого в Сокольниках г. Москва. За разработку и внедрение программы получен диплом «Образовательная среда-2004» ВВЦ г. Москва.

В 2005 г. исследования поддержаны средствами гранта Фонда «Университеты России» ДП № УР.10.02.608/05−1.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация изложена на 171 страницах с приложениями. Библиография состоит из 165 наименований, из них 22 на иностранном языке (английском).

Выводы.

1. Психологическая устойчивость обладает универсальными свойствами и проявляется у каждого человека в зависимости от возраста. Модель психологической устойчивости, созданная на основе синергетического подхода представляет системное взаимодействие эмоциональных, когнитивных, поведенческих процессов, которые в своей совокупности отражают «ясность» сознания человека.

2. Уровень психологической устойчивости личности — это значимый показатель при выборе методов и подходов в проведении антинаркотической работы. Свойства психологической устойчивости в возрастном аспекте является конструктивной основой для проведения мониторинга антинаркотической работы.

3. Антинаркотическая установка может быть описана в виде конструкта личности, который определяет приоритетность выбора человеком способов поведения и деятельности, совместимых только с «ясным» сознанием.

4. Классификация антинаркотической установки, построенная по признаку временной актуализации действия отдельных диспозиций, включает в себя состав, структуру, свойства, функции, методы и условия ее формирования и функционирования.

5. Психологическая устойчивость в подростковом возрасте выступает в виде ведущего фактора в формировании антинаркотической установки.

6. Профилактический курс занятий, формирующий антинаркотическую установку у подростков седьмых классов, разработан на уровне требований международных профилактических программ.

7. Профилактический курс занятий создан с учетом культурных и этнических норм воспитания подрастающего поколения на географически центральной территории России.

8. Предложенный подход в работе с детьми способствует не только формированию независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственностьно анализировать и прогнозировать ситуации для своевременного противодействия антинаркотическим и антисоциальным явлениям.

Заключение

.

Представленное в данной работе исследование проводилось в процессе учебной и педагогической деятельности, где имеется высокий уровень психологической напряженности и стрессовой нагрузки подростков и взрослых. Это послужило достаточной базой для изучения процессов психологической устойчивости, проявляющейся у отдельного подростка и группы в целом в период антинаркотической работы.

Полученные результаты позволили нам достаточно полно раскрыть выдвинутые в исследовании гипотезы и подтвердить целый ряд положений. В частности о том, что психологическая устойчивость подростка своевременно изменяется и развивается, «опираясь» на точки устойчивости среды, в которой формируется его личность. Психологическая устойчивость подростка очень чувствительна к уровню устойчивости среды жизни, в том числе к образовательной. При этом образовательная среда предопределяет структуру значимости факторов, влияющих на развитие подростка. Если учесть, что каждый человек и каждая группа обладают состоянием психологической устойчивости, каждый процесс развития личности обладает своим характером устойчивости, то становится очевидным, что закономерности их взаимодействия составят основу организации комплексного подхода в антинаркотической работе.

Результаты проведенной нами работы позволили разработать модель комплекса мер социально-педагогической поддержки детей и молодежи и внедрить это в практику единой муниципальной системы воспитания г. Электрогорска Московской области. Одним из значимых показателей эффективности такой работы, являются данные по снижению преступности среди несовершеннолетних.

Одним из значимых показателей эффективности проводимой работы, являются данные по снижению преступности среди несовершеннолетних. Начиная с 2002 г. и за время внедрения программы, по данным прокуратуры, в г. Электрогорске преступность среди несовершеннолетних постоянно снижается, за первое полугодие 2005 года, она снизилась на 83% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Учитывая результаты проведенной работы, можно утверждать, что формирование психологической устойчивости в подростковом периоде дает реальную возможность создания основы системного воспитания, внедрения системы профилактической антинаркотической работы и позволяет улучшить качество плановой и экстренной психологической помощи подросткам в сфере образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Дисс. док. психол. наук — Казань, 1988. -154с.
  2. Абульхаиова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 327с.
  3. С.С. Программа подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и старшеклассникам. Курск, 1994. — 54 с.
  4. А. Наука жить //. Port Royal, 1997. -561с.
  5. Ю.И., Брушлинский А. В., Судаков К. В., Умрихин Е. А. Системные аспекты психической деятельности. М. 1999. — 437с.
  6. Т.С., Шаталова ЕЛО. Системный кризис в России. Выход возможен. М., 2002. -92 с.
  7. .Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. М., 1981.,-177с.
  8. Г. М. Социальная психология. // Социология в России. / Под ред. В. А. Ядова. -М, 1999 -462с.
  9. П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта. // Синергетика и психология. Тексты. Когнитивные процессы. / Выпуск 3. М. 2004. С. 301−319
  10. П.Артюхова Т. Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: Дисс.канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. — 151с.
  11. В.И., Усманова М. Ю. Идеи синергетики и теория воспитательных систем. // Моделирование воспитательных систем: теория практике. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. С.23−25.
  12. В.В., Рубанова М. Н., Митькина Е. И., Глебов, В.В. Первичная профилактика. Классные часы и беседы по профилактике наркозависимости./ Под ред. В. В. Аршиновой. М. «Творческий центр «Сфера». 2003. -143с
  13. В.В., Рубанова М. Н., Митькина Е. И., Глебов В. В. «Устойчивое развитие личности» // Социальная профилактика и здоровье. № 1,2003. С. 31−43.
  14. В.В., Успогова Н. П., Митькина Е. И., Рубанова М. Н. Устойчивость и я. / Рабочая тетрадь по курсу: устойчивое развитие личности (для учащихся 6−8 классов). -СПб: Питер, 2005. 80с.
  15. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М. 2001.-416 с.
  16. А.Г., Ковальчук М. А. О соотношения понятия установки в общей и социальной психологии. М. 1977. С.143−163.
  17. С.В., Пулатов Ю. С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД.-М. 2002.-231с.
  18. И. Христианская нравственность. // Странник. СПБ. — 1978. — август. — С. 330 331
  19. В.В. Некоторые психолого-педагогические аспекты антинаркотической пропаганды. М., 1990. -117с.
  20. С.В., Лисецкий К. С., Мотьшга И. А. «Психология ранней наркомании». -Самара, 1997. -431с.
  21. B.C., Личко А. Е., Херсонский Б. Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков. // Психологический журнал, том 12, N4,1991. С. 57−63.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -375с.
  23. Большой психологический словарь.// под общей редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко // М. 2003. 846с.
  24. .С. Аномалии личности. М.1998. -169с.
  25. С.Л. Введение гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. -235с
  26. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Сознание личности в кризисном обществе. М. 1995. С 28−41.
  27. Л.Г. Художественная форма как модель самоорганизующейся системы.// Материалы Московского Международного Синергетического Форума. М. 2000. -С.78−79.
  28. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта. // Вопросы психологии. 2003. № 5. С.43−57.
  29. Ф.Е. От психологической практики к психологической теории. // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. № 1. С. 15−32.
  30. А.Д. Об информированности детей младшего школьного возраста. Тезисы докладов конференции «Здоровье школьников» Кабардино-Балкария 1999. -87с.
  31. . Н.В. Аналитический обзор по проблемам дезадаптации несовершеннолетних, отклоняющегося поведения. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М. 2002. -163с.
  32. Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 тт. Т.З. — М., 1983.
  33. Н.М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга. 1998. -217с.
  34. К.М. Социально-психологические аспекты группы как субъекта деятельности, общения и отношений: Дис. канд. психол. наук. М., 1993. -157с.
  35. П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. — М: КДУ, 2005. -400 е., ил.
  36. Я., Гурвич П., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: Медицинская пресса, 2001.-200с.
  37. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. № 3.1994. С.43−52
  38. С.В. Табакокурение. // Введение в наркологию. Петрозаводск, 1999, с. 117 -156.
  39. Ф.Д., Новиков М. И. Вопросы интегративной оценки групповой активности. // Тезисы докладов на II съезде психологов СССР. Выпуск 3. М.: Изд. АПН СССР, 1963.1. С. 19−22.
  40. Городская Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи на 2002−2004 годы. Постановление Главы города Электросталь Московской области от 14 июня 2002 г. № 612/9.
  41. А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  42. Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в антропоцентрической и семиосоциальнологической парадигмах. Ин-т Социологии РАН., кн.1, М. 2000 С. 5−43.
  43. И.В. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., Издательский центр Академия, 1998. С. 176.
  44. И.В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е. и др. Психологический мониторинг. -Вып. Мироощущение подростков и старшеклассников. М., 1996. -134с.
  45. B.C. Духовно-нравственного воспитания подростков. Дисс. канд. психол. наук. М., 2001.-158с.
  46. А.А. Имплицитные представления личности о конструктивности в общении и их смысловые основания. Автореферат дисс. к. псх.н. Р/Д. 2004. -18с.
  47. С.Г. Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности: Дис. канд. псх. н. Курск, 1994. -163с.
  48. Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., AcademiA. 1999. -217с.
  49. Р. И. Тарасенко В.В. Фрактальные модели описания случайных процессов. // Материалы Московского Международного Синергетического Форума. М. 2000. -С.132−134.
  50. В.В., Вайзман Н. П. Классификация детей и групп педагогического риска // Материалы Всероссийской конференции «Дети группы риска». Уфа 1997. С. 7−23.
  51. И.С. Организация психологической службы в Центре подготовки молодежных лидеров Курской области. // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. Кострома, 1994. С. 101−103
  52. В.А. и др. Социальная служба помощи детям и молодежи. // Государственная служба социальной, педагогической и психологической помощи. Концепции и точки зрения. М., 1996. С. 3−28.
  53. Н.В. Особенности межгруппового восприятия учебных групп при вариативном обучении. Дис. канд. психол. наук. Курск, 1999.-151с.
  54. А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации. Дисс. канд. психол. наук. -Томск, 2001.-147с
  55. Л.Х., Колесов Д. В. Любопытство инстинкт как одна из важных причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков // Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С. 1−12.
  56. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб. 1996. -574с.
  57. Л.Е., Мацкевич М. Г. Социальное пространство наркотизма. СПб.: Медицинская пресса, 2001 -218с.
  58. Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. М. 1983. -375с.
  59. Князева Е, Курдюмов С. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. М.-1994. С.5−13.
  60. Д.В. Эволюция и природа наркотизма. М.: Педагогика, 1991 -279с.
  61. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1988.243с.
  62. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Ст.ЗЗ.
  63. Д.Л., Фурсова В. В. Социология образования М.: Институт социологии РАН, 2000. -343с.
  64. Концепция образовательной программы «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью». Приморский ИПКРО. Владивосток 2000.-64с.
  65. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. // Приложение 1 к приказу Минобразования России от 28. 02.2000 № 619.М., 2000.
  66. Ц.П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: «Академический проект», 2000. -386с.
  67. Л.А. Значение «ролевой установки» в психотерапии подростковых наркоманий. // Психологическая газета. 1998. № 7.
  68. С.В. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. -114с.
  69. Кроник A.A.LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. Кроник А. А. М.: Прогресс-Культура, 1993. -482с.
  70. Е.П., Сизова Т. Б. Психологическая устойчивость индивидуального стиля общения как условие эффективности профессиональных контактов учителя //Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999.-С.236−246
  71. Л.В. Психогигиена личности. Учебное пособие. -С-Пб. -2004.-467с.
  72. А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология. М. МГУ. 1995 -212с.
  73. И.Я. Современная дидактика, теория практике. / Под ред., И К. Журавлева. -М.: ИПП и МИО РАО, 1993.152
  74. Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности. // Автореф. канд. дисс. Барнаул, 2002. -153с.
  75. Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Дис. канд. психол. наук. Курск, 1991.
  76. Д. Социальная психология /СПб. 2000, — 472с.
  77. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал, т 22. 2001. № 1 -с.34−38.
  78. В.В. Энергоинформационная модель формирования личности. // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 136−138.
  79. В.В. Экспериментальная установка для исследований согласованности групповых действий и рационального подбора групп // Вопросы психологии. 1967. № 2. С. 166−168.
  80. О.В., Петренко В. Ф. Синергетическая модель динамики политического сознания. // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 57−61
  81. Мун Ф. Хаотические колебания /Пер. с англ. М., 1990. -243с
  82. Муньягисеньи Эварист. Роль микросреды в формировании аддиктивного поведения у подростков. Дисс. канд. психол. наук. М., 2003.- 151с.
  83. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М., 1997.-468с.
  84. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси 1974. -376с.
  85. Г. С. Психология здоровья. Учебник для вузов. СПб. 2003. -608с.
  86. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник М.: Российское педагогическое агентство, 2003. -442с.
  87. Р.Ф. Справочная книга социального педагога. М. 2002. — 482 с.
  88. В.Е., Соломонидина И. О. Зарубежная антинаркотическая политика. // Вопросы наркологии. 1998. № 2. С. 17−29.
  89. Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Автореферат Дис.. канд. психол. наук. Дата выхода:09.01. Тамбов. 2002. -27с.
  90. В. Ф. Митина О.В. Методологические аспекты изучения динамики общественных систем. // Тезисы XI Междунар. конф. по логике, методологии и философии науки и технике. М., 1995. С.37−39
  91. А.В., Петровский В. А. Категориальная система психологии. // Вопросы психологии, № 1 2000, С. З 17.
  92. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1969. 658 с.
  93. В. М. Управление эмоциональным состоянием с использованием обрат ной связи.- В кн.: Спортивная борьба. М., 1980, с. 42−45.
  94. Питирим Митрополит. Тело, душа, совесть: (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество) // Малая церковь. М., 1992. — 208 с.
  95. Политическая Декларация специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8−10 июня 1998 г./ Нью-Йорк. 1998, 457с.
  96. И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках (пер. с англ.). М., 1985. -218с.
  97. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. М.- 2002. -128с.
  98. А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в педагогической деятельности. // Психологический журнал. Т. 17.1999. № 3. С. 61−65.
  99. А.О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения. // Психологический журнал. Т. 11.2000. № 5 С. 11−17.
  100. Психологический словарь. / Под общей ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. М., 1990. — 688с.
  101. Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание (препринт). — Новосибирск, 1994. -124с.
  102. Росс JL, Нисбетт Р. Человек и Ситуация. Уроки социальной психологии // Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Магуна М.: Аспект Пресс, 2000. -429 с.
  103. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1976. -132с.
  104. В.В. Основы социально-генетической психологии. М., Воронеж, 1996. -214с.
  105. Селиванова H. J1. Развития и перспективы социального воспитания детей.-Воронеж. 2003. -225с.
  106. К.В. Аксиологическая безопасность и методы ее обеспечения. Минск 2000.-365с.
  107. Е.А. Основные этапы становления. // Групповой и индивидуальный субъект. / Под ред. А. В. Брушлинского и М. И. Новиковой. М. 2002 .
  108. А.А. Обзор зарубежных наркотических программ. М., 2003. -167с.
  109. Т.В. Исследование вопросов антинаркотического воспитания. // Материалы Казанского Государственного Университета 1995−2003. Казань. 2003. — С.65−97
  110. Г. Г. Безопасность детства под угрозой. // Обозреватель. 2001. № 2. С. 1416
  111. Н.А. Профилактика наркоманий и духовность человека. М., 2002. -437с.
  112. В.И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии 2001. № 4. С. 96 -112.
  113. Л.П. Теория и практика психологической оценки личности. М. 2002. -372с.
  114. Е.Н. Восприятие и условный рефлекс: новый взгляд. М. УМК «Психология" — Московский психолого-социальный институт, 2003, — 287 с.
  115. Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.-607с.
  116. B.C. Динамика научного знания как процесс самоорганизации. // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. С.5−18.
  117. Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. // Общение и оптимизация совместной деятельности. // Под ред. Г. М, Андреевой, Я. Яноушека. М. 1987 С.242−250.
  118. А. Футурошок. СПб 1997. -542с.
  119. Т.Н. Организация и деятельность центров и кабинетов по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи. / Под ред. Т. Н. Тростанецкой. М. 2002 — 352 с.
  120. А. Синергетическое управление психическими процессами. // Ребёнок и пространство. Семь шагов к истине. / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПН, 1996, с. 72−76.
  121. Е.А., Рождественская И. А. Аттракторные свойства общей активности как системообразующего фактора индивидуальности студента. //Материалы. Московский Международный Синергетический Форум. 2000. -с 34−37.
  122. Д.Н. Основные положения теории установки. М. -1961. -436с.
  123. ФЗ Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08 января 1998 г. № З-ФЗ.// Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на июль 1998 года. М. 1998. -112с.
  124. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Минск.: «Попурри», 1998. -462с.
  125. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. -583с.
  126. Г. Синергетика. М., 1985. -327с.
  127. Хьел J1., Зинглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1998 -632с
  128. Р.В. Мониторинг. Изучение школ здоровья. Состояние образовательной системы. / Под ред. А. Н. Майорова. М.-СПб., 1995. -67с.
  129. В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии.// Вопросы психологии № 6, 1971 С.164−173.
  130. В.Д., Н.В. Нижегородцева. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., Владос, 2001 -354с.
  131. Ю.А. Жизнеутверждающая культура славян. М. 2002. -112с.
  132. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., 1985. -147с.
  133. Д.П. Психология игры. МЛ 978. -227с.
  134. Э. Идентичность: юность и кризис. М.1996. -354с.На английском язые книга опубликована в 1967 г.
  135. Юнг Н. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М., 1996. -375 с.
  136. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975 С. 89−105.
  137. В.М., Абшаихова У. А., Сирота Н. А. Вербально невербальный диссонанс в структуре коммуникативного поведения наркотизирующихся подростков. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. № 1. С. 15−28.
  138. Collet P., Eckman J.P. Iterated maps of the interval as dynamical system. Boston: Birkhauser. 1980.
  139. Crutchfield J.P., Packard N.H. Symbolic Dynamics of One-Dimensional Maps: Entrcopies, Finite Precursor, and Noise // Int.J. Theor. Phys. 1982. V. 21 (6/7).
  140. Feigenbaum M. Quantitative universality for class of nonlinear transformations // J.Stat. Phys. 1978, V. 19, N1.
  141. Glasser, W. Positive addiction. New York, NY: Harper & Row. 1976
  142. Glasser, W. Control theory-reality therapy workbook Los Angeles: Institute for reality Therapy. 1986
  143. Jerry R. Bergman, «Albert Szent-Gyorgyi's Theory of Syntropy and Creationism» (ICR Impact Series, No. 54), Acts and Facts, December, 1977.
  144. Kohut H. The analysis of Self. New York: International University Press, 1971.
  145. Lorenz E.N. Determenistic nonpereodic flow // J. Atmosph. Sciences. 1963, V.20.
  146. May R.M. Biological populations with nonoverlapping generetions: Stable points, stable cycles and chaos // Science. 1994,186.
  147. Mc.Ardle P. & est. International variations in youth drug use: the effect of individual behaviours, peer and family influences, and geographical location // European Addiction Research. Karger, 2000.
  148. , H.M., & Morris, J., The Modern Creation Trilogy: Society & Creation, 1996.
  149. Mullinar, G. Sex Education Dictionary. Wisbech: IDA, 1992
  150. Parker H., Aldridge J., Measham F. Illegal leisure: the normalization of adolescent recreational drug use. London. Routledge, 1998.
  151. Richards D. Is Strategic Decision Making Chaotic? // Behavioral Science. Vol. 35. 1990.
  152. School Health Education to Prevent AIDS and STD: a) Handbook for Curriculum Planners- b) Teachers' Guide- c) Students' Activities. Geneve: WHO-UNESCO, 1999.
  153. Steven M.M., Roger D.W. Substance abuse. // The practitioner’s guide to psychoactive drugs. New York, Plenum medical book company, 2003.
  154. Summers G.F. Attitude Measurement. N.Y., 1971.
  155. Thom R. Structural stability and morphogenesis. N. Y., 1972.
  156. Winnicott, D.W. Through pediatrics to psychoanalysis. New York: Basic Books 1974.
  157. Wolfram S. Theory and Applications of Cellubar Automata // World Scientific Publ., 1986.
  158. Wubbolding, R. Using reality therapy. New York: Harper & Row 1988.
  159. Zeeman E.C. Catastrophe Theory. Selected Papers 1972−1977. Addison-Wesley, 1977.
Заполнить форму текущей работой