Опосредованная память и ее развитие
Г. В. Биренбаум, исследовавшая при помощи этого метода нарушение понятий у душевнобольных, указывала, на основную трудность интеллектуальной операции при выполнении задания по методике пиктограмм: круг значений слова шире, чем-то одно, которым можно обозначить рисунок. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова, значение рисунка и слова должны совпадать лишь в какой-то своей части… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы опосредованной памяти и ее развитие
- 1. 1. Классификации типов памяти в видении современных авторов
- 1. 2. Соотношение опосредованной и непосредственной памяти
- 1. 3. Развитие опосредованной памяти и ее особенности в различных возрастах
- Глава 2. Исследование особенностей опосредованной памяти, ее развитие и нарушение
- 2. 1. Опыт исследования опосредованной памяти и ее нарушений
- 2. 2. Методики, используемые для исследования опосредованной памяти
- 2. 3. Исследование опосредованной памяти у школьников 5 классов
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложение 2
Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием человека.
Хотя память каждого человека, характеризуясь общим закономерностям развития, вместе с тем, имеет свои особенности. Одни люди отличаются наглядно-образным типом памяти. Человек с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет и так далее. У людей отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие люди хорошо замечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства.
Актуальностью изучения опосредованной памяти является то, что проблемы связанные с ее развитием влияют как на обучение в самом раннем возрасте, так и на развитие в человека в целом.
Изучение взаимосвязи мнемических и познавательных действий позволило вскрыть механизм произвольного запоминания и закономерности опосредованной памяти. Последнее оказалось особенно перспективным, так как обнаруживалась возможность управления мнемическими процессами с помощью планомерной организации познавательной деятельности. Продолжавшиеся же исследования произвольной памяти, в которых ставилась задача разработки методов формирования осмысленного запоминания, убеждали в том, что необходимость в этих методах возникает только потому, что соответствующие операции (группировка, классификация и т. п.) не были предварительно сформированы операции мышления. Более того, задача превращения этих операций в мнемические всегда оказывалась малоэффективной, при этом она всегда была связана с внутренним сопротивлением человека. Иными словами произвольную память возможно сформировать теоретически заданными характеристиками (сознательная постановка целей, преднамеренный выбор средств их достижения, анализ соответствия способов действия его целям и условиям). Заостряя вопрос, можно сказать, что произвольная память в обучении потеряла свои специфические функции, тем самым оказалась снятой и проблема ее развития.
Отсюда следует гипотеза, что констатируемые в исследованиях ограниченные возможности произвольной памяти человека (в нашем случае школьников) обусловлены прежде всего недостаточным уровнем развития механизмов соотношения образов и абстрактных понятий в учебной деятельности, то есть существует проблема научения школьников умению запоминания с помощью воли и развитию различных способов запоминания.
Целью данной работы является изучение развития опосредованной памяти, ее закономерностей и взаимосвязи с другими психическими процессами.
Таким образом, из цели вытекают следующие задачи:
1) Изучение различных видов памяти и выделение опосредованной как особый вид и определение ее особенностей и механизмов.
2) Изучение развития опосредованной памяти в различных возрастах.
3) Провести сравнительный анализ опосредованной и непосредственной памяти.
4) Рассмотрение опыта исследования опосредованной памяти и ее нарушений.
5) Изучение методик исследования опосредованной памяти.
6) Проведение исследования в среде школьников по выявлению закономерностей взаимосвязи опосредованной памяти с объемом памяти, способами запоминания и уровнем развития мышления.
Планируется проведение исследования, которое представляет собой изучение уровня объема памяти, и причин слабого развития опосредованной памяти. Проведения упражнений направленных на развитие опосредованной памяти и обучение различным способам запоминания. Определить, насколько память, опирающаяся на систему связей, может расширить объем запоминаемого материала по сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредственном запоминании. Проведение анализа полученных результатов и выявление полученных закономерностей.
Глава 1. Теоретические основы опосредованной памяти и ее развитие
1.1. Классификации типов памяти в видении современных авторов
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Видные психологи прошлого и современности дают разнообразные определения этого феномена.
С.Л Рубинштейн писал о том, что впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом.
Исследователь возрастной психологии Л. А. Венгер считает, что память обеспечивает непрерывность психической жизни человека то, что он всегда остается внутренне самим собой, накопление им всех видов знаний, любые формы обучения. [11, 47−52]
Р. С. Немов пишет: «Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим». [9, 59 — 60]
Существует несколько оснований для классификации особенностей человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ. [10,158]
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делится на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки или перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, и сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. Произвольная это управляемая волей память человека. Она работает тогда, когда он вполне сознательно ставит перед собой цель что-то запомнить. Так мы запоминаем учебный материал, адреса, номера телефонов, имена и фамилии и многое другое. [9,61]
1.2 Соотношение опосредованной и непосредственной памяти
Не вызывает сомнений, что память проявляется через включение накопленной прошлым опытом информации в организацию последующего поведения. В процессе любого поведения происходит вторичное разворачивание (экстериоризация) свернутой и погруженной ранее (интериоризированной) внешней деятельности, сохранявшей способы объединения элементов последней. Отсюда понятно, почему и на этапе запоминания и на этапе вспоминания организация работы памяти подчинена задачам будущей деятельности. Мост между непроизвольной и опосредованной произвольной памятью перекинул Л. С. Выготский. Он показал, что формирование произвольной памяти из непроизвольной происходит у ребенка с помощью опосредующей функции речи в процессе взаимодействия с взрослыми. Произвольная память формируется сначала как внешнее действие с использованием предметов, затем действие становится внутренним и подчиняется самоинструкции, тогда память превращается в опосредованную логическую. Исторически ранние формы произвольной памяти связаны, как показал А. Н. Леонтьев, с запоминанием одних предметов через другие. Например, человек мог положить в карман камешек, который впоследствии, попадая ему в руку, выполнял функцию напоминателя, т. е. использовался как своеобразное средство запоминания. [8,278]
Так, Л. С. Выготский ссылается на рассказ исследователя Уссурийского края В. Г. Арсеньева о таком пособии для памяти. В одном удэгейском селении жители просили его передать властям во Владивостоке, что местный купец их притесняет и, провожая его, дали ему коготь рыси и велели положить в карман, чтобы он не забыл их просьбу. В качестве таких мнемотехнических средств использовались не только мелкие предметы, но и особые действия зарубки, нарезки, завязывание «узелков на память».
Все это: и предметы, и действия вспомогательные средства памяти посредники. Запоминание и вспоминание, производимое с помощью этих посредников, называется опосредованным. Человек, обучаясь управлять своей памятью, желал не только произвольно запоминать, но и произвольно забывать. С этой целью он должен был избегать тех посредников, которые могли бы вызвать нежелательные воспоминания. Поэтому он менял обстановку, круг знакомых, место жительства и уничтожал особо памятные вещи. [5,155]
Важно подчеркнуть, что непроизвольное запоминание не может рассматриваться как пассивное механическое, а является продуктом целенаправленной деятельности, но устремленной не на запоминание (как произвольная), а на другую цель, например понимание.
Список литературы
- Андреев О. А. Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург: Несси-Пресс, 2002. С. 145 -149.
- Бондарева Л.В. Нарушение взаимоотношений непосредственной и опосредованной памяти у больных эпилепсией. // Психологические исследования. МГУ, 2003. Вып. 3. С. 23 26.
- Бузан Т. Скоростная память. М.: Эйдос, 2005. С. 77 -78.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии, 2006, № 6. С. 1326.
- Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000 г. С. 456 578.
- Корсаков И.А., Корсакова Н. К. Наедине с памятью. — М.: Эйдос, 2006. С. 118 — 119.
- Лапп Д. Улучшам память — в любом возрасте. М.: Мир, 2007. С. 98 -100.
- Лезер Ф. Тренировка памяти. М.: Мир, 2005. С. 67 — 80.
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М., 2001. С. 277.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение, 2004. С. 59 — 60.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2006. С.158 163.
- Петренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Феникс, 2007. С. 47 — 52.
- Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 2006. С. 177 -179.