Восприятие текста как психологический феномен
Диссертация
Для восприятия текста характерна бинарность. Каждый компонент восприятия текста предполагает 2 составляющие. В когнитивном компоненте текст воспринимается как носитель информации, имеющий предмет описания и способ подачи информации. Конативный компонент восприятия текста включает в себя оценку возможности использования данной информации как $ практической, так и теоретической деятельности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Восприятие текста как психологическая проблема
- 1. 1. Текст и его свойства как предмет психологического исследования
- 1. 2. История проблемы восприятия текста
- 1. 3. Эмпирические исследования восприятия текста
- Выводы по главе
- Глава 2. Методологические и методические проблемы исследования восприятия текста
- 2. 1. Проблема соотношения восприятия и понимания текста
- 2. 2. Модели восприятия текста
- 2. 3. Классификация методов исследования текста
- Выводы по главе
- Глава 3. Результаты эмпирического исследования восприятия текста
- 3. 1. Методы и организация исследования
- 3. 2. Исследование когнитивного компонента восприятия текста
- 3. 3. Исследование конативного компонента восприятия текста
- 3. 4. Исследование аффективного компонента восприятия текста
Список литературы
- Актуальные проблемы лингвистики текста. Сб.научн.трудов. Брянск: Изд-во БГПУ, 1996.
- Алексеев А.Н., Дудченко B.C. Контент-анализ как специфический способ прочтения текстов / Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андросюк В.Г. Психологические особенности понимания научного текста учащимися. Киев, 1981.
- Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988.
- Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. М., 1977. '
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам, М. 1969.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
- Ю.Артемьева Е. Ю. Семантические измерения как модели // Вестник МГУ.
- Сер. 14, Психология. 1991. -№ 1. — С.61−72.
- П.Ахметова Г. Д. Тайны художественного текста: каким должен быть лингвистический анализ. М: Магистраль, — 1997.
- Баксанский О.Е., Кучер Е. Н. Образ мира: когнитивный подход. М.: «Альтекс», 2000.
- Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М., 1990.
- Н.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., Прогресс, 1989.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам, М. 1965.
- Белянин В.П. Экспериментальное исследование психолингвистических закономерностей смыслового восприятия текста: Автореф. дис.. к-та филол. наук. М. — 1983.
- Бергфельд А.Ю. Восприятие эмоциональных явлений. Дисс.канд.псих.наук: 19.00.01. Пермь, 2002.
- Богомолова Н.Н., Стефаненко Н. Г. Контент-анализ: Учебное пособие. М., 1992.
- Бобырева А.П. Формирование способов осмысления текстов при обучении чтению: Автореферат дис. к-та психол.наук. М., 1987.
- Богин Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста: Учебное пособие. КГУ.- Калинин, 1989.
- Божко Н. Восприятие психолого-педагогических текстов разными группами читателей. Л., 1979.
- Бокошев Дж. Смысловой анализ научного текста // Экспериментальный анализ смысла. Фрунзе: КГУ, 1987. С.19−29.
- Бондаренко Г. В., Крючкова Т. Б. Цельность текста и свойства его элементов // Общение: теоретические и прагматические проблемы. М., 1978. С.37−48.
- Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема // Вопросы философии. 1975. — № 10. — С Л 09−117.
- Брудный А.А. Проблема языка и мышления это прежде всего проблема понимания // Вопросы философии. — 1977. — № 6. — С.101−103.
- Брудный А.А. Текст как форма существования знания // Знание, понимание, действительность. Фрунзе. 1986. С. 3−8.
- Брудный А.А. Психологическая гермененевтика. М., 1998.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М. Воронеж, 1996.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб. 1999.
- Васильев JI.T. Текст и его понимание. Тверь: ТГУ, 1991.
- Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Hay к. думка, 1988.
- Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. — № 5. -С.5−19.
- Вежбицкая А. Восприятие: семантика абстрактного словаря // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.18. М., 1986. С. 336 — 364.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
- Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.
- Вероятностное прогнозирование в речи. М., 1971.
- Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. СПб., 1996.
- Выготский JI.C. Мышление и речь//Собр.соч.:В 6-ти т. 1982.Т.2.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
- Гвишиани Н.Б. Язык научного общения (вопросы методологии). М., 1986.
- Гибсон Дж. Психологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
- Граник Г. Г., Концевая JI.A. Восприятие школьниками художественного текста // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.43−52.
- Граник Г. Г., Самсонова А. Н. Роль установки в процессе восприятия текста //i
- Вопросы психологии. 1993. — № 2. -С.72−80.
- Григорьев Н.Б. Исследование параметров субъект-субъектной коммуникации на материале анализа текстов: Автореферат дис. к-та психол.наук. СПб., 2002.
- Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимания // Вопросы психологии. 1995. № 5. — С.78−85.
- Демьяненко М.Я., Лазаренко К. А. Дифференциация текстов по формам общения // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева и др., Киев: КГУ, 1979. С. 123−139.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации. М., 1984.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.
- Дубовис Д.М., Хоменко К. Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А.В.Запорожца (к 80-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 117−123.
- Емельянов Г. А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С.31- 43.
- Ермолаева М.В. Восприятие и переживание сказки — путь от смысла житейского к смыслу жизненному // Мир психологии. 1998. — № 3. -С.54−60.
- Ерчак Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.82−87.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
- Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998.
- Зарубина Н.Д. Некоторые особенности восприятия группы предложений И Предварительные материалы экспериментальных исследований, но психолингвистике. М., 1973. С. 94−102.
- Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого- сообщения как сложная перцептивно-мыслительно-мнемическая деятельность // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. С.5−33.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения // Оптимизация речевого воздействия. 1990, М. С.161−169.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.74.3лочевский С. Е. Психологические вопросы восприятия текстовой и графической информации // Вопросы психологии. 1994. -№ 3. — С.82−87.
- Знаков В.В. Основные направления исследования в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 163−170.
- Знание, понимание, действительность Фрунзе, 1986.
- Иванова В.П. Экспериментальный клиринг как способ выявления смысла текста // Экспериментальный анализ смысла. Фрунзе: КГУ, 1987. С.44−56
- Илиева П.С. Психолингвистические особенности восприятия и оценки художественного текста. М., — 1983.
- Исследование проблем речевого общения. М., 1979.
- Исследование различных типов и жанров текста. Межвузовский сборник научных статей. Сургут: Сургутский госуниверситет, 2000.
- Каминская Э.Е. Психолингвистическое исследование динамики смыслового поля слова. Тверь, 1996.
- Кандинский Б.С. Экспериментальный анализ коммуникативной организации текста // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С.210−221.
- Кильченко О.И. Ментальная репрезентация психологических терминов. Канд. дисс., Пермь, 2003.
- Ким A.M. Понимание как общепсихологический феномен: Автореферат дис. доктора психол. наук: 19.00.01. Алматы, 2002.
- Кинцель А.В. Эмоциональность текста как психолингвистическая категория // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира». М, 1997. С. 78.
- Кирьянов В.А. Текст и его базовая единица // Актуальные проблемы лингвистики текста. Сб.научн.трудов. Брянск: Изд-во БГПУ, 1996. — С.41−46.
- Клычникова З.И. Психологические особенности восприятия письменной речи: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1975.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1983.
- Красиков Ю.В. Алгоритмы порождения речи. Орджоникидзе. 1990.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993.
- Колегаева И.М. Текст как единица научной и художественной коммуникации. Одесса, 1991.
- Колобаев В.К. Психология восприятия и организация учебного материала // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С.61−68.93 .Корниенко Е. Р. Смысловое восприятие и понимание иноязычного текста (при чтении). -М.:ГПИ, 1996.
- Корытная M.JI. Роль заголовка и ключевых слов в понимании художественного текста: Автореф.дис.. канд.филол.наук. Тверь, 1996.
- Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. -М., 1971.
- Котюрова М.П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста. Красноярск, 1988.
- Краев B. JL Исследование психолингвистических механизмов восприятия слова в процессе чтения. М., 1990.
- Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М., 1996.
- Кузьменко О.Д. Стратегии и тактики чтения и категории чтецов // Смысловое восприятие речевого сообщения, (в условиях массовой коммуникации). М., 1976. — С.204 — 207.
- Кузьменко-Наумова О. Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. Куйбышев, 1980.
- Кузьменко-Наумова О. Д. Некоторые психолингвистические методики «смыслового восприятия текста» как дополнительное средство диагностики шизофренического дефекта (вялотекущая шизофрения) // Общение: структура и процесс. М., 1982. С. 29 — 46.
- Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. М., 1987.
- Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. Красноярск, 1983.
- Лаврова О.В. Изменение спектральных характеристик ЭЭГ при восприятии текстов и музыки // Психологический журнал. 1995. — № 6. -С.163−170.
- Лаврова О.В. Пространственно временная организация биоэлектрической активности мозга в процессе восприятия текстов и музыки: Автореф. дисс.канд.психол.наук. М.1995.
- Левидов A.M. Автор образ — читатель. — Л.: ЛГУ, 1977.
- Левицкий Ю.А. Проблема типологии текстов. Пермь. 1998.
- Левченко Е.В. Парадокс как объект психологического исследования // Вестник ЛГУ. 1982. — № 5. — С.115−117.
- Левченко Е.В. Восприятие и понимание парадоксальных явлений // Проблемы деривации: семантика, поэтика. Межвуз. сборник. Пермь. 1991. С.5−56.
- Левченко Е.В. Чтение научного текста как общение // Нормы человеческого общения: Тезисы докладов межд. научной конференции. Нижний Новгород, 1997. С. 197.
- Левченко Е.В. Уровни развития научных идей и их отображения в тексте // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь. 1999. С.6−21.
- Левченко Е.В. Восприятие: две феноменологии, две теории // Психология созидания. Ежегодник Российского Психологического Общества. Т.7. Вып. 2. Казань. 2000. С.286−287.
- Левченко Е.В. Перспективы современных исследований восприятия // Творчество в образовании, культуре, искусстве. Пермь: ПГИИК. 2000. -С.99−101.
- Левченко Е.В., Ширинкина Л. В. Восприятие текста как психологическая проблема // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз.сб.науч.трудов. Перм. ун-т. Пермь, 2003. — Вып.6. — С.32−48
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.
- Леонтьев А.А. Восприятие текста как психологический процесс // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев: КГУ. 1979. С.18−30.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. — 1979.-№ 2.-С. 3−13.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: МГУ, 1994.
- Леонтьев Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали // Психологический журнал. 1996. — Т. 17, № 5. — С. 19−30.
- Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе/ Городникова М. Д., Супрун Н. И., Фигон Э. Б. и др., М., 1987.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Лузаков А.А. Влияние особенностей когнитивных структур на восприятие публицистических текстов: Автореф. дисс.канд.психол.наук. Тбилиси. 1998.
- Луньков А.И. Зависимость восприятия научных понятий и примеров от организации учебного текста // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С.92−98.
- Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970
- Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 1983.
- Медведева И.Л. Проблемы восприятия текста на неизвестном языке (экспериментальное исследование на материале эсперанто) // Актуальные проблемы психолингвистики: слово и текст. Твер{>, 1996. С. 110−119.
- Медведева И.Л. Опоры при восприятии текста на неизвестном языке // Языковое сознание и образ мира. М.: МГУ. 1997. С. 103.
- Методы психологической диагностики / Под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. М., 1993.
- Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М., 1981.
- Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. М.: Просвещение, 1996.
- Моршинская JI.P. Об учете факторов, оптимизирующих восприятие документа // Текст: восприятие и обработка. М., 1976. С.8−12.
- Мурзин JI.H. О динамических законах текста // Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования. — Пермь, 1982.
- Мурзин JI.H., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991.
- Мусхенишвили M. JL, Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 79−91.
- Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. М., 1985.
- Мышкина H.JI. Внутренняя жизнь текста. Пермь. 1998.
- Никандров В. В. Неэмпирические методы психологи. СПб.: Речь, 2003.
- Никифорова О.И. Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественного описания // Известия акад.пед.наук РСФСР, отделение Психологии. 1947. — № 7. — С.121−161.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Моск. Унив-т, 1972.
- Нишанов В.К. Типы художественного текста и их восприятие // Вопросы психологии. 1990. — № 1.-С.173−175.
- Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983.
- Новиков А.И. Смысл текста как результат его понимания // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникаций «Языковое сознание и образ мира». М, 1997. С. 114.
- Общение: структура и процесс. М., 1982.
- Общение, текст, высказывание. М., 1981.
- Общение. Текст. Высказывание. М., 1989.
- Общение: теоретические и прагматические проблемы. М., 1978.
- Овчинникова И.Г. Стратегии установления сходства текстов наивными носителями языка // Вестник Пермского университета. Вып.З. Психология. 1998. С.51−61.
- Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
- Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С.278−297.
- Петренко В.Ф., Алиева Л. А., Шеин С. А. Психосемантические методы исследования оценки и понимания кинопроизведения // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1982. -№ 2. С. 13−21.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
- Познавательная деятельность личности. Сборник научных трудов. Ульяновск, УРПИ им. И. Н. Ульянова. 1985.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993.
- Предварительные материалы экспериментальных исследований по психолингвистике. М., 1973.
- Проблемы дериватологии. Вып.2, Пермь, 1981.
- Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева и др., Киев: КГУ, 1979.
- Психолингвистические проблемы семантики / под ред. А. А. Леонтьева, A.M. Шахнаровича. М., 1983.
- Психологические механизмы порождения и восприятия текста. М., 1985.
- Психологические проблемы чтения. Том 62.-Л., 1981.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб и доп., М., 1996.
- Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1989.
- Психология научной работы с текстом: Программа курса / Перм. ун-т- Сост. J1.B. Ширинкина / Под ред. Е. В. Левченко. Пермь, 2003.
- Психология чтения. Учеб. программа и учебно-методич.материалы для студентов 3 курса библиот.-информ. ф-та. СПб., 1996.
- Развитие научного стиля в аспекте функционирования языковых единиц различных уровней / под ред. М. Н. Кожиной. Том 1. Пермь, 1994.
- Романова Т.В. Модально-временное значение как показатель целостности и завершенности текстового фрагмента // Нормы человеческого общения: Тезисы докладов международной научной конференции. Нижний Новгород. 1997. С. 74.
- Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. М., 1977.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
- Рубо И.И. Психологический анализ стратегий чтения научного текста: Автореферат.дис. .к-та психол.наук. М., 1998.
- Румянцева Э.М. Взаимодействие автора и читателя научного текста // Психологические проблемы чтения. Вып.62, Л., 1981.
- Сахарный Л.В. К основаниям теории текстов-примитивов // Деривация и семантика: слово предложение — текст. Пермь. 1986.
- Севбо И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М., 1969.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.
- Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. Тверь, 1994.
- Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология, М., 1981. № 2. — С. 15−29.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ. 1985. .
- Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 1976.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста: Автореф. дис. д-ра филол.наук. М., 1988.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.
- Сорокин Ю.А., Шахнарович A.M., Скворцова А. В. К вопросу о логико-композиционной вариативности текста // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации)., М., -1976.
- Степанов В.Б. Методика диагностики развития способности смыслового восприятия учебного текста // Методы психодиагностики / под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. Вып.1., М., 1993. С.61−78.
- Стеценко А.П. Специфика понимания психологического текста // Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1989.-С. 145−146.
- Стилистика научного текста (общие параметры) / под ред. М. Н. Кожиной. Т.2, Пермь, 1996.
- Сухобская Г. С. Восприятие научно-популярного текста взрослыми как проблема психологического исследования // Психологические проблемы чтения, Вып.62, Л., 1981.- С.97−109.
- Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1987.
- Текст: восприятие и обработка. М., 1976.
- Текст в процессе преподавания иностранного языка. Пермь, 1979.
- Текст: проблемы изучения и обучения (сборник научных трудов). Алма-Ата, 1989.
- Текст: стереотип и творчество. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Перм. ун-т, 1998.
- Текст: стереотипность и творчество. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Перм. ун-т, 1999.
- Теория речевой деятельности. М., 1968.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.
- Устьянцева С.В. Уровни и критерии понимания учащимися научного знания (на материале биологии и химии): Автореферат дис.канд.психол.наук: 19.00.01, М., 1999.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М., 1989.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986
- Фирулева Е.В. Восприятие саморегуляции психических состояний. Дисс. канд. психол. наук: 19.00.01, Пермь, 2002.
- Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство (аспекты психолингвистического анализа). -М., 1984.
- Хотинец В.Ю. Четыре метода анализа документов в социально-психологических исследованиях. Ижевск, 2001.
- Чистякова Г. Д. Исследование индивидуальных особенностей понимания текста // Познавательная деятельность личности. Сборник научных трудов. Ульяновск, УРПИ им. И. Н. Ульянова. 1985. С. 13−20.
- Шабес В.Я. Событие и текст. М. 1989.
- ШавердоЬа Л. Н. Психолингвистические аспекты информационных потребностей научных работников // Общение: теоретические и прагматические проблемы. М., 1978. С.139−142.
- Шахнарович A.M. Проблемы психолингвистики. М., 1987.
- Шахнарович A.M., Габ М.А. Прагматика текста: психолингвистический подход // Текст в коммуникации. М., 1991. С. 68−81.
- Шевелева М.С. Психика и явления психики: представленность в мышлении. Дисс. канд.псих.наук, Пермь, 2002.
- Шиленкова Н.А. Метод интроспеции в познании внутреннего мира. Дисс. канд.псих.наук, СПб., 2003.
- Ширинкина J1.B. Восприятие текста как процесс // Ежегодник Российского психологического общества. «Психология и практика». Т.4 — Вып.1 -Ярославль, 1998 — С.198−199.
- Ширинкина JI.B. Восприятие психологического текста // Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии: Материалы научной студенческо-аспирантской конференции (апрель 1998)/ Перм. ун-т. Пермь, 1998. — Вып.1 — С.76−78
- Ширинкина JI.B. Психология научной работы с текстом // Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии: Материалы научной студенческо-аспирантской конференции (апрель 1999)/ Перм. ун-т. Пермь, 1999. — Вып.2 — С. 126−127.
- Ширинкина JI.B. Образ текста как результат его восприятия // Визуальная культура 20 века и проблемы современного образования: материалы Международной молодежной научно-практической конференции. Пермь, 1999. С.320−321
- Ширинкина JI.B. Методы восприятия текста // Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии: Материалы юбилейной научной студенческо-аспирантской конференции (апрель 2001)/ Перм. ун-т. Пермь, 2001. — Вып.4 — С. 138−141
- Ширинкина Л.В. Модель восприятия текста // Человек культура -общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований (Том 4). М.: Изд-во «Современные тетради», 2002. — С.87−88.
- Ширинкина Л.В. Когнитивный компонент восприятия текста // 3-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. М.: психологический институ РАО, 2003. С. 197−199.
- Ширинкина Л.В. Особенности восприятия текста студентами // Международная научно-методическая конференция «Учебный процесс в современной высшей школе: содержательные, организационные и научно-методические проблемы»: Тезисы. Пермь, 2004. С.270−271.
- Школьник Л.С. Экспериментальное изучение эффективности научно-информационного текста в педагогике // Общение: структура и процесс. М., 1982. С. 46 — 49.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.
- Экспериментальный анализ смысла: сборник научных статей'. Фрунзе: КГУ, 1987.
- Яковлева Л.Л. Зависимость понимания текста на иностранном языке от условий его восприятия // Вопросы психологии. 1988. № 5. — С.91−94.
- Brinker К. Linguistische Textanalyse: eine Einfuehrung in Grundgriffe und Methoden. Berlin: Erich Schmidt. 1992.
- Grimm H., Engelkamp J. Sprachpsychologie: Handbuch u. Lexikon d. Psycholinguistik. Berlin: E. Schmidt. 1981.
- Linz P. Semantische Struktur und kognitive Textverarbeitung. Verlag Palm & Enke Erlangen. 1978.
- Shirinkina L. The system of training students to work with text // Education management in modern dynamic environment. The annual international scientific practical conference. Perm, February 9−10. 2001. p.45—46.
- Wode H. Psycholinguistik: eine Einfuehrung in die Lehr und Lernbarkeit von Sprache. Theorien, Methoden, Ergebnisse.