Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Восприятие текста как психологический феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для восприятия текста характерна бинарность. Каждый компонент восприятия текста предполагает 2 составляющие. В когнитивном компоненте текст воспринимается как носитель информации, имеющий предмет описания и способ подачи информации. Конативный компонент восприятия текста включает в себя оценку возможности использования данной информации как $ практической, так и теоретической деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Восприятие текста как психологическая проблема
    • 1. 1. Текст и его свойства как предмет психологического исследования
    • 1. 2. История проблемы восприятия текста
    • 1. 3. Эмпирические исследования восприятия текста
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Методологические и методические проблемы исследования восприятия текста
    • 2. 1. Проблема соотношения восприятия и понимания текста
    • 2. 2. Модели восприятия текста
    • 2. 3. Классификация методов исследования текста
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Результаты эмпирического исследования восприятия текста
    • 3. 1. Методы и организация исследования
    • 3. 2. Исследование когнитивного компонента восприятия текста
    • 3. 3. Исследование конативного компонента восприятия текста
    • 3. 4. Исследование аффективного компонента восприятия текста

Восприятие текста как психологический феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема восприятия текста активно разрабатывалась в 70-х — 80-х годах XX века (В.П. Белянин, 1983; Н. Божко, 1979; Л. Г. Жабицкая, 1975; И. А. Зимняя, 1976; П. С. Илиева, 1983; З. И. Клычникова, 1975; В. К. Колобаев, 1989; О.Д. Кузьменко-Наумова, 1980; Е. В. Левченко, 1987; А. А. Леонтьев, 1979; А. И. Луньков, 1987; Л. Р. Моршинская, 1976; О. И. Никифорова, 1959; Ю. А. Сорокин, 1985; Г. С. Сухобская, 1981). Исследователями были рассмотрены как общетеоретические вопросы (И.А. Зимняя, 1976, А. А. Леонтьев, 1979; Ю. А. Сорокин, 1985), так и прикладные аспекты данной проблемы. Предметом исследования были восприятие текстов разных функциональных стилей (А.В. Запорожец, О. И. Никифорова, 1959; Ю. А. Сорокин, 1985; Г. Г. Граник, Л. А. Концевая, 1996; Г. А. Емельянов, 1998; М. В. Ермолаева, 1998), механизм вероятностного прогнозирования в процессе восприятия (И.А. Зимняя, 1976; Л. Р. Моршинская, 1976; Г. С. Сухобская, 1981; Г. Г. Граник, А. Н. Самсонова, 1993). Данная проблема формировалась также как проблема восприятия информации: знаковой (О.Д. Кузьменко-Наумова, 1980), текстовой, графической (С.Е. Злочевский, 1994).

Проведенный анализ литературы свидетельствует о тесной связи (вплоть до отождествления, неразличения) двух проблем: восприятие 'текста и его понимания. Используя термин восприятия, исследователи часто описывают процесс понимания (И.А. Зимняя, 1990; Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн, 1991; А. А. Залевская, 2002). А. А. Залевская приводит трактовку «понимания текста как процесса построения его проекции (или образа содержания текста)» (А.А. Залевская, 2002, с.65). С точки зрения Е. Н. Зарецкой, «текст — коммуникативная структура, которая предназначена для понимания» (Е.Н. Зарецкая, 2001, с.301), т. е. текст будет называться текстом только тогда, когда он понятен реципиенту.

Таким образом, подчеркивается значимость процесса понимания, а восприятие текста рассматривается как вспомогательный процесс.

В последнее десятилетие представлены преимущественно работы, исследующие проблемы понимания текста и его интерпретации (И.А. Зимняя, 1990; А. А. Брудный, 1998; А. А. Залевская, 2002; A.M. Ким, 2002). Вместе с тем не следует недооценивать роль восприятия в обработке вербальной информации, т.к. восприятие текста является сложным многоплановым процессом, от которого зависит дальнейшая обработка текста. Кроме того, произошло изменение в отношении к чтению. По мнению А. Е. Войскунского (2003), чтение заменяется селекцией, поиском информации. Реципиент, получая огромное количество различной информации, вынужден быстро ее обрабатывать. Часто при чтении реципиент не имеет возможности глубоко вчитываться в текст, но при этом он находит и получает нужную информацию. Каким образом происходит первичная обработка текста, на что обращает внимание реципиент при восприятии текста — это исследовательские вопросы, которые требуют специального изучения.

Таким образом, объектом исследования является восприятие текста. Предмет исследования — феноменология восприятия текста.

Целью исследования является описание феноменологии восприятия текста.

В исследовании решались следующие задачи.

1. Провести теоретический анализ истории и современного состояния проблемы восприятия текста.

2. Описать феноменологию восприятия текста в зависимости от компонентов восприятия.

3. Осуществить сравнительный анализ феноменологии восприятия различных групп текстов.

4. Исследовать особенности восприятия текста лицами, включенными в разные педагогические системы (школьники и студенты).

Гипотезы исследования:

1. Феноменология восприятия текста может быть описана с помощью трехкомпонентной модели, включающей когнитивный, конативный и аффективный компоненты восприятия текста.

2. Существуют различные стратегии восприятия текста реципиентом.

3. При восприятии текста существуют характеристики образа содержания текста, привносимые реципиентом.

Методологической и теоретической основой исследования выступают когнитивный подход к исследованию восприятия (У. Найссер, Д. Брунер, А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов, Е. В. Левченко, О. Е. Баксанский, Е.Н. Кучер) — субъектный подход к описанию человека (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), находящий свою конкретизацию в положении об активной роли субъекта в картине познанияположение об активности реципиента при чтении в рамках библиопсихологической теории (Н.А. Рубакин), а также положение о взаимодействии реципиента и текста (Ю.А. Сорокин).

В качестве методов исследования выступили метод свободной классификации (модификация P.M. Фрумкиной), методика составления текста из отрывков (модификация методики воссоздания авторского текста из фрагментов А.А. Брудного) и методика шкалирования текста (модификация методики Ю.А. Сорокина). При обработке данных применялся метод контент-анализа, t-критерий Стьюдента, критерий ср-угловое преобразование Фишера, корреляционный и кластерный анализ. Расчеты осуществлялись в программе STATISTIC, А 5.5. В целях выяснения степени обоснованности выделенных для анализа категорий и для проверки адекватности выделения подкатегорий был использован метод экспертной оценки.

В исследовании приняло участие 200 человек, средний возраст которых составил 18 лет, из них школьников 10-х классов — 50 человек, 11-х классов -50 человек, студентов 3 курса гуманитарных факультетов (философско-социологического, филологического) — 50 человек, студентов 3 курса негуманитарных факультетов (биологического, механико-математического) — 50 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что 1) получен набор категорий, отражающих феноменологию восприятия текста- 2) предложена модель восприятия текста, включающая когнитивный, конативный и аффективный компоненты- 3) изучены общие семантические характеристики образа содержания текста при его восприятии реципиентом и специфические семантические характеристики образа содержания разных групп текстов- 4) выявлены различия в восприятии текста лицами, включенными в разные педагогические системы.

Теоретическое значение работы состоит в том, что на основе анализа работ лингвистов, психолингвистов и психологов выделены и описаны этапы исследования восприятия текста, представлены психологический и лингвистический подходы, в рамках которых рассмотрена проблема соотношения понятий восприятия и понимания текста, а также методы исследования текста.

Практическое значение исследования заключается в возможности использования полученных результатов в курсах «Психология рекламы», «Психолингвистика», «Психология речи». Разработана авторская программа и читается курс «Психология научной работы с текстом».

Положения, выносимые на защиту:

1. Осуществлено разведение феноменов восприятия и понимания применительно к текстам. Результатом восприятия текста является образ его содержания. Замещение текста его субъективным образом и определяет специфику восприятия текста в отличие от его понимания.

2. На основе теоретических положений и эмпирических данных реконструирована модель восприятия текста, Включающая когнитивный, конативный, аффективный компоненты. В когнитивном компоненте восприятия текста реципиентом выявляется информационное поле содержания текста. Конативный компонент восприятия текста определяет возможность дальнейшей работы с текстом, использования полученной информации. Аффективный компонент восприятия текста показывает степень привлекательности текста для реципиента, его субъективное отношение к содержанию воспринимаемого текста.

3. На основе полученных эмпирических данных определены три стратегии восприятия текста, состоящие в выборе уровня его обобщенности: восприятие целого, восприятие части целого, восприятие единичной составляющей целого.

4. Выявлены привносимые реципиентом при восприятии текста семантические характеристики образа содержания текста. Существуют общие семантические характеристики образа содержания текста, а также специфические характеристики образа содержания разных групп текстов: психологических, биологических, текстов по искусству, естественнонаучных и художественных.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и сообщений на заседаниях и аспирантских семинарах кафедры психологии Пермского государственного университета и Пермского государственного института искусств и культуры. Основные результаты работы были представлены в виде докладов на научной студенческо-аспирантской конференции «Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии» (Пермь, 1998), международной молодежной научно-практической конференции «Визуальная культура XX века и проблемы современного образования» (Пермь, 1999), на международной научно-методической конференции «Университеты в формировании специалиста XXI века» (Пермь, 1999), межрегиональной научно-практической конференции «XVII Мерлинские чтения» (Пермь, 2002), на 3-ей российской конференции по экологической психологии (Москва, 2003), международной научно-методической конференции «Учебный процесс в современной высшей школе: содержательные, организационные и научно-методические проблемы» (Пермь, 2004), а также в материалах ежегодника Российского психологического общества (Ярославль, 1998), Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2002), Международной конференции, посвященной 60-летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, 2002).

Основное содержание работы отражено в 13 публикациях.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка литературы, содержащего 230 наименований, и 7 приложений. В работе содержится 29 таблиц и 14 рисунков.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основании теоретических положений и эмпирических данных предложена трехкомпонентная модель восприятия текста, в структуру которой входят когнитивный, конативный и аффективный компонент восприятия текста. В рамках когнитивного компонента восприятия текста реципиентом выявляется информационное содержание текста: предметная область, предмет описания, функциональный стиль. В рамках конативного (поведенческого) компонента восприятия текста реципиент решает вопрос о дальнейшем использовании данной в тексте информации. В аффективном компоненте восприятия текста выявляется отношение реципиента к тексту и субъектная принадлежность предмета описания к общим ценностям.

2. Для восприятия текста характерна бинарность. Каждый компонент восприятия текста предполагает 2 составляющие. В когнитивном компоненте текст воспринимается как носитель информации, имеющий предмет описания и способ подачи информации. Конативный компонент восприятия текста включает в себя оценку возможности использования данной информации как $ практической, так и теоретической деятельности. В аффективном компоненте восприятия текста реципиент оценивает текст через свое отношение к нему и соответствие представленной в тексте информации с системой общечеловеческих ценностей. Таким образом, при восприятии текста реципиент получает ответы на два вопроса: что и как {каким образом)?

3. Реципиент воспринимает текст как определенную последовательность, имеющую начало, середину и конец. Структура текста влияет на восприятие самого текста. Восприятие меняется на протяжении всего текста: от четкого представления о том, что должно находиться в начале текста, отсутствия ожиданий в середине текста и до неясного представления о том, как должен текст завершиться. Подтверждена особая роль начала текста при восприятии: экспозиционные элементы коммуникативно более важны, чем постпозиционные. Начало текста справочной статьи, как правило, является наиболее информативным.

4. Реципиенты используют три стратегии, различающиеся по уровню обобщенности при восприятии текста: восприятия целого, восприятия части целого, восприятия отдельной составляющей целого.

Стратегия восприятия целого характеризуется высокой степенью обобщенности, соотнесенностью знания, представленного в тексте, с системой универсальных знаний, слабой выраженностью субъективной оценки текста (большей объективностью при оценке текста).

Стратегия восприятия части целого характеризуется средней степенью обобщенности, использованием понятий, являющихся одним из аспектов системы универсальных знаний, а также иррациональной оценкой текста при его восприятии.

Стратегия восприятия единичной составляющей целого характеризуется малой степенью обобщенности, использованием конкретных ч понятий, подчеркиванием значимости представленных в тексте знаний для данного реципиента, рациональной оценкой текста с точки зрения его дальнейшего использования.

5. В эмпирическом исследовании получены характеристики образа содержания текста, привносимые реципиентом при его восприятии. Выявлены общие семантические характеристики содержания текста, независящие от функционального стиля и предмета описания: активный — пассивный, динамичный — статичный, приятный — неприятный, многоцветный — серый, интересный — неинтересный, близкий — далекий.

Для каждой группы текстов выявлены специфичные семантические характеристики образа содержания текста. Для психологических текстов такими характеристиками выступают «познавательный-непознавательный», «разнообразный—однообразный», «спокойный-агрессивный», для текстов по искусству — «познавательный-непознавательный». Образу содержания биологических и естественнонаучных текстов приписываются реципиентом такие семантические характеристики как «психологический-непсихологический», «эмоциональный-рациональный», «уникальный-банальный», «познавательный-непознавательный» и различаются характеристиками «разнообразный-однообразный», «абстрактныйконкретный» {биологические тексты), «познавательный-непознавательный» {естественнонаучные тексты). Специфичными семантическими характеристиками образа содержания художественных текстов являются «разнообразный-однообразный», «уникальный-банальный», «познавательный-непознавательный», «эмоциональный-рациональный», «психологический-непсихологический».

6. Установлены различия при восприятии текстов между группами студентов и школьников:

— Студенты обращают внимание на форму подачи информации (категория «функциональный стиль»), практическое использование информации (категория «приобретения, имеющие практическое значение»), дают когнитивную, прагматическую оценку тексту (категория «человек и его отношение к тексту»).

— Школьники при восприятии текста в первую очередь обращают внимание на предмет описания (категория «предметная область»), его связь с универсальными знаниями (категория «приобретения, имеющие духовную направленность»), наиболее общими категориями (категория «человек и его отношение к миру»).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы лингвистики текста. Сб.научн.трудов. Брянск: Изд-во БГПУ, 1996.
  2. А.Н., Дудченко B.C. Контент-анализ как специфический способ прочтения текстов / Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
  3. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000.
  4. В.Г. Психологические особенности понимания научного текста учащимися. Киев, 1981.
  5. А.В. Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988.
  6. В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. М., 1977. '
  7. В.А. Психология обучения иностранным языкам, М. 1969.
  8. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
  9. Ю.Артемьева Е. Ю. Семантические измерения как модели // Вестник МГУ.
  10. Сер. 14, Психология. 1991. -№ 1. — С.61−72.
  11. П.Ахметова Г. Д. Тайны художественного текста: каким должен быть лингвистический анализ. М: Магистраль, — 1997.
  12. О.Е., Кучер Е. Н. Образ мира: когнитивный подход. М.: «Альтекс», 2000.
  13. В.А. Динамика зрительного восприятия. М., 1990.
  14. Н.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  15. Р. От произведения к тексту // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., Прогресс, 1989.
  16. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам, М. 1965.
  17. В.П. Экспериментальное исследование психолингвистических закономерностей смыслового восприятия текста: Автореф. дис.. к-та филол. наук. М. — 1983.
  18. А.Ю. Восприятие эмоциональных явлений. Дисс.канд.псих.наук: 19.00.01. Пермь, 2002.
  19. Н.Н., Стефаненко Н. Г. Контент-анализ: Учебное пособие. М., 1992.
  20. А.П. Формирование способов осмысления текстов при обучении чтению: Автореферат дис. к-та психол.наук. М., 1987.
  21. Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста: Учебное пособие. КГУ.- Калинин, 1989.
  22. Н. Восприятие психолого-педагогических текстов разными группами читателей. Л., 1979.
  23. Дж. Смысловой анализ научного текста // Экспериментальный анализ смысла. Фрунзе: КГУ, 1987. С.19−29.
  24. Г. В., Крючкова Т. Б. Цельность текста и свойства его элементов // Общение: теоретические и прагматические проблемы. М., 1978. С.37−48.
  25. А.А. Понимание как философско-психологическая проблема // Вопросы философии. 1975. — № 10. — С Л 09−117.
  26. А.А. Проблема языка и мышления это прежде всего проблема понимания // Вопросы философии. — 1977. — № 6. — С.101−103.
  27. А.А. Текст как форма существования знания // Знание, понимание, действительность. Фрунзе. 1986. С. 3−8.
  28. А.А. Психологическая гермененевтика. М., 1998.
  29. Дж. Психология познания. М., 1977.
  30. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М. Воронеж, 1996.
  31. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб. 1999.
  32. JI.T. Текст и его понимание. Тверь: ТГУ, 1991.
  33. С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Hay к. думка, 1988.
  34. Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. — № 5. -С.5−19.
  35. А. Восприятие: семантика абстрактного словаря // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.18. М., 1986. С. 336 — 364.
  36. А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
  37. JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  38. .М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.
  39. Вероятностное прогнозирование в речи. М., 1971.
  40. К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. СПб., 1996.
  41. JI.C. Мышление и речь//Собр.соч.:В 6-ти т. 1982.Т.2.
  42. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
  43. Н.Б. Язык научного общения (вопросы методологии). М., 1986.
  44. Дж. Психологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
  45. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
  46. Г. Г., Концевая JI.A. Восприятие школьниками художественного текста // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.43−52.
  47. Г. Г., Самсонова А. Н. Роль установки в процессе восприятия текста //i
  48. Вопросы психологии. 1993. — № 2. -С.72−80.
  49. Н.Б. Исследование параметров субъект-субъектной коммуникации на материале анализа текстов: Автореферат дис. к-та психол.наук. СПб., 2002.
  50. Е.И. Предметная ориентация мышления и понимания // Вопросы психологии. 1995. № 5. — С.78−85.
  51. М.Я., Лазаренко К. А. Дифференциация текстов по формам общения // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева и др., Киев: КГУ, 1979. С. 123−139.
  52. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982.
  53. Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации. М., 1984.
  54. Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.
  55. Д.М., Хоменко К. Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А.В.Запорожца (к 80-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 117−123.
  56. Г. А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С.31- 43.
  57. М.В. Восприятие и переживание сказки — путь от смысла житейского к смыслу жизненному // Мир психологии. 1998. — № 3. -С.54−60.
  58. Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.82−87.
  59. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  60. Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998.
  61. Н.Д. Некоторые особенности восприятия группы предложений И Предварительные материалы экспериментальных исследований, но психолингвистике. М., 1973. С. 94−102.
  62. И.А. Смысловое восприятие речевого- сообщения как сложная перцептивно-мыслительно-мнемическая деятельность // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. С.5−33.
  63. И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения // Оптимизация речевого воздействия. 1990, М. С.161−169.
  64. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.74.3лочевский С. Е. Психологические вопросы восприятия текстовой и графической информации // Вопросы психологии. 1994. -№ 3. — С.82−87.
  65. В.В. Основные направления исследования в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 163−170.
  66. Знание, понимание, действительность Фрунзе, 1986.
  67. В.П. Экспериментальный клиринг как способ выявления смысла текста // Экспериментальный анализ смысла. Фрунзе: КГУ, 1987. С.44−56
  68. П.С. Психолингвистические особенности восприятия и оценки художественного текста. М., — 1983.
  69. Исследование проблем речевого общения. М., 1979.
  70. Исследование различных типов и жанров текста. Межвузовский сборник научных статей. Сургут: Сургутский госуниверситет, 2000.
  71. Э.Е. Психолингвистическое исследование динамики смыслового поля слова. Тверь, 1996.
  72. .С. Экспериментальный анализ коммуникативной организации текста // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С.210−221.
  73. О.И. Ментальная репрезентация психологических терминов. Канд. дисс., Пермь, 2003.
  74. Ким A.M. Понимание как общепсихологический феномен: Автореферат дис. доктора психол. наук: 19.00.01. Алматы, 2002.
  75. А.В. Эмоциональность текста как психолингвистическая категория // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира». М, 1997. С. 78.
  76. В.А. Текст и его базовая единица // Актуальные проблемы лингвистики текста. Сб.научн.трудов. Брянск: Изд-во БГПУ, 1996. — С.41−46.
  77. З.И. Психологические особенности восприятия письменной речи: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1975.
  78. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1983.
  79. Ю.В. Алгоритмы порождения речи. Орджоникидзе. 1990.
  80. М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993.
  81. И.М. Текст как единица научной и художественной коммуникации. Одесса, 1991.
  82. В.К. Психология восприятия и организация учебного материала // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С.61−68.93 .Корниенко Е. Р. Смысловое восприятие и понимание иноязычного текста (при чтении). -М.:ГПИ, 1996.
  83. M.JI. Роль заголовка и ключевых слов в понимании художественного текста: Автореф.дис.. канд.филол.наук. Тверь, 1996.
  84. .Б. Проблемы психологии восприятия. -М., 1971.
  85. М.П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста. Красноярск, 1988.
  86. Краев B. JL Исследование психолингвистических механизмов восприятия слова в процессе чтения. М., 1990.
  87. Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М., 1996.
  88. О.Д. Стратегии и тактики чтения и категории чтецов // Смысловое восприятие речевого сообщения, (в условиях массовой коммуникации). М., 1976. — С.204 — 207.
  89. Кузьменко-Наумова О. Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. Куйбышев, 1980.
  90. Кузьменко-Наумова О. Д. Некоторые психолингвистические методики «смыслового восприятия текста» как дополнительное средство диагностики шизофренического дефекта (вялотекущая шизофрения) // Общение: структура и процесс. М., 1982. С. 29 — 46.
  91. Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. М., 1987.
  92. Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. Красноярск, 1983.
  93. О.В. Изменение спектральных характеристик ЭЭГ при восприятии текстов и музыки // Психологический журнал. 1995. — № 6. -С.163−170.
  94. О.В. Пространственно временная организация биоэлектрической активности мозга в процессе восприятия текстов и музыки: Автореф. дисс.канд.психол.наук. М.1995.
  95. A.M. Автор образ — читатель. — Л.: ЛГУ, 1977.
  96. Ю.А. Проблема типологии текстов. Пермь. 1998.
  97. Е.В. Парадокс как объект психологического исследования // Вестник ЛГУ. 1982. — № 5. — С.115−117.
  98. Е.В. Восприятие и понимание парадоксальных явлений // Проблемы деривации: семантика, поэтика. Межвуз. сборник. Пермь. 1991. С.5−56.
  99. Е.В. Чтение научного текста как общение // Нормы человеческого общения: Тезисы докладов межд. научной конференции. Нижний Новгород, 1997. С. 197.
  100. Е.В. Уровни развития научных идей и их отображения в тексте // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь. 1999. С.6−21.
  101. Е.В. Восприятие: две феноменологии, две теории // Психология созидания. Ежегодник Российского Психологического Общества. Т.7. Вып. 2. Казань. 2000. С.286−287.
  102. Е.В. Перспективы современных исследований восприятия // Творчество в образовании, культуре, искусстве. Пермь: ПГИИК. 2000. -С.99−101.
  103. Е.В., Ширинкина Л. В. Восприятие текста как психологическая проблема // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз.сб.науч.трудов. Перм. ун-т. Пермь, 2003. — Вып.6. — С.32−48
  104. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.
  105. А.А. Восприятие текста как психологический процесс // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев: КГУ. 1979. С.18−30.
  106. А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.
  107. А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. — 1979.-№ 2.-С. 3−13.
  108. А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: МГУ, 1994.
  109. Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали // Психологический журнал. 1996. — Т. 17, № 5. — С. 19−30.
  110. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе/ Городникова М. Д., Супрун Н. И., Фигон Э. Б. и др., М., 1987.
  111. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  112. А.А. Влияние особенностей когнитивных структур на восприятие публицистических текстов: Автореф. дисс.канд.психол.наук. Тбилиси. 1998.
  113. А.И. Зависимость восприятия научных понятий и примеров от организации учебного текста // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С.92−98.
  114. Ю. Структура художественного текста. М., 1970
  115. А.С. Процесс научного творчества. М., 1983.
  116. И.Л. Проблемы восприятия текста на неизвестном языке (экспериментальное исследование на материале эсперанто) // Актуальные проблемы психолингвистики: слово и текст. Твер{>, 1996. С. 110−119.
  117. И.Л. Опоры при восприятии текста на неизвестном языке // Языковое сознание и образ мира. М.: МГУ. 1997. С. 103.
  118. Методы психологической диагностики / Под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. М., 1993.
  119. Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М., 1981.
  120. А.К. Основы риторики: мысль и слово. М.: Просвещение, 1996.
  121. JI.P. Об учете факторов, оптимизирующих восприятие документа // Текст: восприятие и обработка. М., 1976. С.8−12.
  122. JI.H. О динамических законах текста // Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования. — Пермь, 1982.
  123. JI.H., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991.
  124. Мусхенишвили M. JL, Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 79−91.
  125. .С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. М., 1985.
  126. H.JI. Внутренняя жизнь текста. Пермь. 1998.
  127. В. В. Неэмпирические методы психологи. СПб.: Речь, 2003.
  128. О.И. Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественного описания // Известия акад.пед.наук РСФСР, отделение Психологии. 1947. — № 7. — С.121−161.
  129. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Моск. Унив-т, 1972.
  130. В.К. Типы художественного текста и их восприятие // Вопросы психологии. 1990. — № 1.-С.173−175.
  131. А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983.
  132. А.И. Смысл текста как результат его понимания // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникаций «Языковое сознание и образ мира». М, 1997. С. 114.
  133. Общение: структура и процесс. М., 1982.
  134. Общение, текст, высказывание. М., 1981.
  135. Общение. Текст. Высказывание. М., 1989.
  136. Общение: теоретические и прагматические проблемы. М., 1978.
  137. И.Г. Стратегии установления сходства текстов наивными носителями языка // Вестник Пермского университета. Вып.З. Психология. 1998. С.51−61.
  138. Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
  139. Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С.278−297.
  140. В.Ф., Алиева Л. А., Шеин С. А. Психосемантические методы исследования оценки и понимания кинопроизведения // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1982. -№ 2. С. 13−21.
  141. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  142. В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
  143. Познавательная деятельность личности. Сборник научных трудов. Ульяновск, УРПИ им. И. Н. Ульянова. 1985.
  144. А.А. Мысль и язык. Киев, 1993.
  145. Предварительные материалы экспериментальных исследований по психолингвистике. М., 1973.
  146. Проблемы дериватологии. Вып.2, Пермь, 1981.
  147. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева и др., Киев: КГУ, 1979.
  148. Психолингвистические проблемы семантики / под ред. А. А. Леонтьева, A.M. Шахнаровича. М., 1983.
  149. Психологические механизмы порождения и восприятия текста. М., 1985.
  150. Психологические проблемы чтения. Том 62.-Л., 1981.
  151. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб и доп., М., 1996.
  152. Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1989.
  153. Психология научной работы с текстом: Программа курса / Перм. ун-т- Сост. J1.B. Ширинкина / Под ред. Е. В. Левченко. Пермь, 2003.
  154. Психология чтения. Учеб. программа и учебно-методич.материалы для студентов 3 курса библиот.-информ. ф-та. СПб., 1996.
  155. Развитие научного стиля в аспекте функционирования языковых единиц различных уровней / под ред. М. Н. Кожиной. Том 1. Пермь, 1994.
  156. Т.В. Модально-временное значение как показатель целостности и завершенности текстового фрагмента // Нормы человеческого общения: Тезисы докладов международной научной конференции. Нижний Новгород. 1997. С. 74.
  157. Н.А. Психология читателя и книги. М., 1977.
  158. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  159. И.И. Психологический анализ стратегий чтения научного текста: Автореферат.дис. .к-та психол.наук. М., 1998.
  160. Э.М. Взаимодействие автора и читателя научного текста // Психологические проблемы чтения. Вып.62, Л., 1981.
  161. Л.В. К основаниям теории текстов-примитивов // Деривация и семантика: слово предложение — текст. Пермь. 1986.
  162. И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М., 1969.
  163. Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.
  164. Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. Тверь, 1994.
  165. С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология, М., 1981. № 2. — С. 15−29.
  166. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ. 1985. .
  167. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 1976.
  168. Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.
  169. Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста: Автореф. дис. д-ра филол.наук. М., 1988.
  170. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.
  171. Ю.А., Шахнарович A.M., Скворцова А. В. К вопросу о логико-композиционной вариативности текста // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации)., М., -1976.
  172. В.Б. Методика диагностики развития способности смыслового восприятия учебного текста // Методы психодиагностики / под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. Вып.1., М., 1993. С.61−78.
  173. А.П. Специфика понимания психологического текста // Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1989.-С. 145−146.
  174. Стилистика научного текста (общие параметры) / под ред. М. Н. Кожиной. Т.2, Пермь, 1996.
  175. Г. С. Восприятие научно-популярного текста взрослыми как проблема психологического исследования // Психологические проблемы чтения, Вып.62, Л., 1981.- С.97−109.
  176. Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1987.
  177. Текст: восприятие и обработка. М., 1976.
  178. Текст в процессе преподавания иностранного языка. Пермь, 1979.
  179. Текст: проблемы изучения и обучения (сборник научных трудов). Алма-Ата, 1989.
  180. Текст: стереотип и творчество. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Перм. ун-т, 1998.
  181. Текст: стереотипность и творчество. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Перм. ун-т, 1999.
  182. Теория речевой деятельности. М., 1968.
  183. З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.
  184. С.В. Уровни и критерии понимания учащимися научного знания (на материале биологии и химии): Автореферат дис.канд.психол.наук: 19.00.01, М., 1999.
  185. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М., 1989.
  186. М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986
  187. Е.В. Восприятие саморегуляции психических состояний. Дисс. канд. психол. наук: 19.00.01, Пермь, 2002.
  188. P.M. Цвет, смысл, сходство (аспекты психолингвистического анализа). -М., 1984.
  189. В.Ю. Четыре метода анализа документов в социально-психологических исследованиях. Ижевск, 2001.
  190. Г. Д. Исследование индивидуальных особенностей понимания текста // Познавательная деятельность личности. Сборник научных трудов. Ульяновск, УРПИ им. И. Н. Ульянова. 1985. С. 13−20.
  191. В.Я. Событие и текст. М. 1989.
  192. ШавердоЬа Л. Н. Психолингвистические аспекты информационных потребностей научных работников // Общение: теоретические и прагматические проблемы. М., 1978. С.139−142.
  193. A.M. Проблемы психолингвистики. М., 1987.
  194. A.M., Габ М.А. Прагматика текста: психолингвистический подход // Текст в коммуникации. М., 1991. С. 68−81.
  195. М.С. Психика и явления психики: представленность в мышлении. Дисс. канд.псих.наук, Пермь, 2002.
  196. Н.А. Метод интроспеции в познании внутреннего мира. Дисс. канд.псих.наук, СПб., 2003.
  197. Ширинкина J1.B. Восприятие текста как процесс // Ежегодник Российского психологического общества. «Психология и практика». Т.4 — Вып.1 -Ярославль, 1998 — С.198−199.
  198. JI.B. Восприятие психологического текста // Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии: Материалы научной студенческо-аспирантской конференции (апрель 1998)/ Перм. ун-т. Пермь, 1998. — Вып.1 — С.76−78
  199. JI.B. Психология научной работы с текстом // Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии: Материалы научной студенческо-аспирантской конференции (апрель 1999)/ Перм. ун-т. Пермь, 1999. — Вып.2 — С. 126−127.
  200. JI.B. Образ текста как результат его восприятия // Визуальная культура 20 века и проблемы современного образования: материалы Международной молодежной научно-практической конференции. Пермь, 1999. С.320−321
  201. JI.B. Методы восприятия текста // Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии: Материалы юбилейной научной студенческо-аспирантской конференции (апрель 2001)/ Перм. ун-т. Пермь, 2001. — Вып.4 — С. 138−141
  202. Л.В. Модель восприятия текста // Человек культура -общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований (Том 4). М.: Изд-во «Современные тетради», 2002. — С.87−88.
  203. Л.В. Когнитивный компонент восприятия текста // 3-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. М.: психологический институ РАО, 2003. С. 197−199.
  204. Л.В. Особенности восприятия текста студентами // Международная научно-методическая конференция «Учебный процесс в современной высшей школе: содержательные, организационные и научно-методические проблемы»: Тезисы. Пермь, 2004. С.270−271.
  205. Л.С. Экспериментальное изучение эффективности научно-информационного текста в педагогике // Общение: структура и процесс. М., 1982. С. 46 — 49.
  206. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.
  207. Экспериментальный анализ смысла: сборник научных статей'. Фрунзе: КГУ, 1987.
  208. Л.Л. Зависимость понимания текста на иностранном языке от условий его восприятия // Вопросы психологии. 1988. № 5. — С.91−94.
  209. Brinker К. Linguistische Textanalyse: eine Einfuehrung in Grundgriffe und Methoden. Berlin: Erich Schmidt. 1992.
  210. Grimm H., Engelkamp J. Sprachpsychologie: Handbuch u. Lexikon d. Psycholinguistik. Berlin: E. Schmidt. 1981.
  211. Linz P. Semantische Struktur und kognitive Textverarbeitung. Verlag Palm & Enke Erlangen. 1978.
  212. Shirinkina L. The system of training students to work with text // Education management in modern dynamic environment. The annual international scientific practical conference. Perm, February 9−10. 2001. p.45—46.
  213. Wode H. Psycholinguistik: eine Einfuehrung in die Lehr und Lernbarkeit von Sprache. Theorien, Methoden, Ergebnisse.
Заполнить форму текущей работой