Психологические особенности развития самоактуализации личности менеджеров на этапе вузовской подготовки
Диссертация
Теоретическую основу исследования образовали фундаментальные труды, раскрывающие сущность самоактуализации личности (К. Гольд-штейн, Ш. Бюлер, Д. Келли, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, К. Хорни, Ф. Перлз и др.), рассматривающие ее в контексте личностного развития (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев и др.), показывающие сложность… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения развития самоактуализации личности менеджеров на этапе вузовской подготовки
- 1. 1. Самоактуализация личности в проблемно-предметном поле психологической науки
- 1. 2. Рефлексия как механизм самоактуализации личности
- 1. 3. Предпосылки развития самоактуализации личности менеджеров на этапе вузовской подготовки
- Выводы по главе
- ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития самоактуализации личности менеджеров на этапе вузовской подготовки
- 2. 1. Организация изучения особенностей самоактуализации личности менеджеров на этапе вузовской подготовки
- 2. 1. 1. Постановка цели и задач исследования
- 2. 1. 2. Характеристика выборки и методов исследования
- 2. 2. Психологические особенности развития самоактуализации личности будущих менеджеров
- 2. 2. 1. Структурно-содержательные особенности самоактуализации личности будущих менеджеров
- 2. 2. 2. Сравнительные особенности самоактуализации личности будущих менеджеров и не менеджеров
- 2. 2. 3. Дифференциация будущих менеджеров по развитию самоактуализации личности
- 2. 3. Психологические подходы к развитию самоактуализации личности будущих менеджеров
- 2. 3. 1. Организация программы психологического развития самоактуализации личности будущих менеджеров
- 2. 3. 2. Результаты программы психологического развития самоактуализации личности будущих менеджеров
- 2. 1. Организация изучения особенностей самоактуализации личности менеджеров на этапе вузовской подготовки
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19−44.
- Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения Текст. / К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский. М., 1989. 248с.
- Алексеев, A.A. Психогеометрия для менеджеров Текст. / A.A. Алексеев, Л. А. Громова. Л., 1991. 164 с.
- Алексеев, А.Г. Направления изучения рефлексии Текст. / А. Г. Алексеев, И. С. Ладенко // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1990. С.5−11.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. 288с.
- Анисимов, О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая Текст. / О. С. Анисимов. Минск: Технопринт, 2002. 788с.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С.3−19
- Анцыферова, Л.И. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу Текст. / Л. И. Анцыферова // Вопросы психологии. 1970. № 3. С. 191.
- Асмолов, А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1996. 367 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для ВУЗов Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2007. 523 с.
- Ассаджиоли, Р. Психосинтез Текст. / Р.Ассаджиоли. М., 1994.452 с.
- Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей М.: Логос, 2006. 184 с.
- Бандурка, A.M. Психология управления Текст. / A.M. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. Харьков: Фортуна-пресс, 1998. 464с.
- Баталова, Л.Ю. Акмеологические особенности самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников Текст. / Л. Ю. Баталова // Акмеология. 2010. № 1. С. 24−29.
- Берулава, Г. А. Методология современной психологии Текст. / Г. А. Берулава. М., 2009. 160 с.
- Берулава, Г. А. Психологические основы развития личности Текст. / Г. А. Берулава. М., 2009. 142 с.
- Берулава, М.М. Психологические основы развития рационального поведения управленцев в конфликтных ситуациях: автореф. дис.. д-ра психол. наук Текст. / М. М. Берулава. Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. 42с.
- Берулава, М.Н. Педагогика и психология менеджмента Текст. / М. Н. Берулава. Барнаул, 1995. 236 с.
- Берулава, М.Н. Теоретические основы гуманистической педагогики Текст. / М. Н. Берулава. Сочи, 2009. С. 19
- Бизяева, A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / A.A. Бизяева. СПб.: СПбГУ, 1993. 15 с.
- Блинова, Ю.Л. Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации Текст. / Ю. Л. Блинова // Акмеология. Спец. вып&bdquo- посвященный конференции: «Акмеология: Личность и профессиональное развитие человека». Т.1. М., 2007. № 3. С. 130.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
- Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования истроения гармоничной личности Текст. / Л. И. Божович // Психология формирования и развития личности- под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. 290 с.
- Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний: учеб. пособие Текст. / Л. В. Бороздина. М.: Рос. акад. наук, Ин-т психологии, 1993. 140с.
- Братченко, С.Л. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности Текст. / С. Л. Братченко, М.Л. Миронова- под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997. С.38−46.
- Брушлинский, A.B. Психология субъекта Текст. / A.B. Брушлин-ский. Науч. изд-во. СПб., 2003. 268 с.
- Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 2007. 687с.
- Буханевич, Т.Ф. Рефлексивные возможности человека как открытой психологической системы: монография Текст. / Т. Ф. Буханевич, С. Э. Ковалев. Усть-Каменогорск: изд. ВКГУ им. С. Аманжолова, 2008. 118с.
- Вагапова, H.A. Способность к самоуправлению как фактор профессионального развития будущих менеджеров Текст. / H.A. Вагапова // Образование и саморазвитие. 2009. № 15. С.20−25.
- Варбан, М.Ю. Рефлексия профессионального становления в студенческие годы: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / М. Ю. Варбан. Дрогобыч: Дрогобычский ГПУ, 1999. 21 с.
- Вахромов, Е.Е. О динамике концептуальных подходов к феномену самоактуализация Текст. / Е. Е. Вахромов // Мир психологии. 2005. № 3. С.40−52.
- Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Текст. / Е. Е. Вахромов. М.: Международная Педагогическая Академия, 2001. с. 162
- Визяева, A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / A.A. Визяева. СПб., 1998. 22 с.
- Визяева, A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / A.A. Визяева. СПб., 1998. 22 с.
- Волкова, М.В. Взаимодействие рефлексии и уровня притязаний в решении мыслительных задач: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / М. В. Волкова. М.: МГУ, 1989. 24с.
- Международной научно-практической конференции. Тула, 2008. Т.1. С. 187 191.
- Воронцова, A.A. Психологическое сопровождение формирования профессионального самосознания у студентов-менеджеров: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / A.A. Воронцова. М., 2011. 24с.
- Выготский, JI.C. Собр. соч. в 6 т. Текст. / JI.C. Выготский- под ред. А. Р. Лурия. М.: Педагогика, 1982. Т.З. 328 с.
- Вэттен, Д. Развитие навыков менеджмента Текст. / Д. Вэттен, К. Камерон. СПб.: Нева, 2004. С. 160
- Генов, Ф. Психология управления: основные проблемы Текст. / Ф. Генов- пер. с болг. общ. ред. и вст. ст. Б. Ф. Ломова и В. Ф. Венды. М.: Прогресс, 1982. 423с.
- Гозман, Л.Я. Измерение уровня самоактуализации личности Текст. / Л. Я. Гозман, М. Кроз // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987. С. 91−114
- Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений Текст. / Л. Я. Гозман. М., 1987. 175 с.
- Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест Текст. / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 44 с.
- Головина, М.О. Рефлексивно-ценностная детерминация идентичности личности: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / М. О. Головина. Новосибирск: НГПУ, 2005. 24с.
- Горбатенко, A.C. Системная концепция психики и общей психологии Текст. / A.C. Горбатенко. Ростов н/Д: изд-тво Ростовского Педагогического Университета, 1994. 112с.
- Горностай, П.П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема Текст. / П. П. Горностай // Проблемы саморазвития личности: методология и практика: сборник научных трудов. М., 2001.1. С.126−138.
- Горячева, Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / Е. И. Горячева. М., 1996. 24с.
- Гримак, Л.П. Общение с собой: начала психологии активности Текст. / Л. П. Гримак. М., 1991. 340 с.
- Гудименко, О.В. Психологическая природа, критерии и механизмы самоактуализации личности Текст. / Л. Н. Антилогова, Н. Л. Медведева, О. В. Гудименко // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: ОмАВД, 2006. № 3 (27). С.72−74.
- Гуманистическая и трансперсональная психология Текст.- сост. К. В. Сельченок. М.: АСТ, 2000. 592с.
- Гуткина, Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий Текст. / Н. И. Гуткина // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1981. 100−108 с.
- Давыдов, В.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей Текст. / В. В. Давыдов, С. Д. Неверкович, Н. В. Самоукин // Вопросы психологии. 1990. № 3. С.26−29.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. 288с.
- Двоеглазова, М.Ю. Личностная рефлексия в поздней юности: структура Текст. / М. Ю. Двоеглазова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. Научный журнал. 2007. № 12. С.322−326.
- Двоеглазова, М.Ю. Структура личностной рефлексии студентов: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / М. Ю. Двоеглазова. М., 2008. 24 с.
- Деркач, А.А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности Текст. / A.A. Деркач, О. В. Москаленко. Астрахань, 2000. 328 с.
- Джемс, У. Психология Текст. / У. Джеймс- под ред. JI.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991. 368с.
- Жукова, Н.В. Рефлексия и антиципация механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении Текст. / Н. В. Жукова // Экология личности: мат-лы Российской научной конференции- под ред. проф. В. В. Карпова. СПб., 2000. С. 31.
- Зарецкий, В.К. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения задач Текст. / В. К. Зарецкий, H.H. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 13−28.
- Иванова, О.В. Антиципирующая мотивация как условие профессионального становления студентов-менеджеров Текст. / О. В. Иванова // Российский научный журнал. № 2 (15). М., 2010. С. 194−202.
- Ильина, Е.В. Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности Текст. / Е. В. Ильина, A.A. Пытина // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2009. № 3. С.353−357.
- Иоголевич, Н.И. Методологическое решение проблемы детализации профессионально важных качеств менеджера Текст. / Н. И. Иоголевич // Вестник ОГУ. 2006. № 10. С. 123−133.
- Иоголевич, Н.И. Психология личности и деятельности менеджера Текст. / Н. И. Иоголевич. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2005. 256с.
- Исследование рефлексии в отечественной психологии Текст.- под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: НГУ, 1981. 203 с.
- Кайгородов, Б.В. Самопонимание и его место в структуре сознания Текст. / Б. В. Кайгородов // Мир психологии. 1997. № 1. С. 129−132.
- Каменская, В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. /В.Г.Каменская. М.: Академия, 2002. 160с.
- Карпов, A.B. Психология принятия управленческих решений Текст. / A.B. Карпов- под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Юристъ, 1998. 440с.
- Карпов, A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности Текст. / A.B. Карпов. М.: Институт психологии, 2004. 421 с.
- Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд Текст. / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Томск: изд-во Томского Университета, 2000. 154 с.
- Князева, E.H. Саморефлективная синергетика Текст. / E.H. Князева//Вопросы философии. 2001. № 10. С.31−42.
- Ковалев, Б.П. Рефлексивная регуляция педагогической деятельности Текст. / Б. П. Ковалев // Психология учителя. М., 1989. С.6−9.
- Ковалев, С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительных процессах: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / С. Э. Ковалев. Барнаул, 2001. 18с.
- Ковалев, С.Э. Рефлексия как системное свойство личности Текст. / С. Э. Ковалев. Усть-Каменогорск: ВКГУ, 2002. 60с.
- Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога: пособие / Г. М. Коджаспирова- под ред. д-ра психол. наук, акад. Ю. М. Забродина. М., 1994. 344с.
- Кон, И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): учебное пособие для студентов пед. ин-тов Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. 175с.
- Коростылева, JI.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере Текст. / Л. А. Коростылева. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
- Коссов, Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно развивающее образование) Текст. / Б. Б. Коссов // Вопросы психологии. 1995. № 6. С 9−20
- Котова, И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие Текст. / В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Ростов н/Д: Цветная печать, 1995. 88 с.
- Кошелева, А.О. Самоактуализация личности в условиях высшего профессионального образования Электронный ресурс. / А. О. Кошелева. -Режим доступа: http://www.education.rekom.ru /22 006/26.html
- Краткий психологический словарь: сл. Текст.- ред.-сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. Ростова на Дону: Феникс, 1998. 50 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1980. С. 37−51.
- Ладенко, И.С. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности Текст. / И. С. Ладенко, С. Ю. Степанов. Новосибирск, 1990. 51 с.
- Ладенко, И.С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии Текст. / И. С. Ладенко, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Препринт. Новосибирск: ИИФФ СО АН СССР, 1990. 117 с.
- Лекторский, В.А. Самосознание и рефлексия в научном познании Текст. / В. А. Лекторский // Общественные науки. 1980. № 2. С.34−48.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /
- A.Н. Леонтьев. М.: Академия, 2004. 121с.
- Леонтьев, Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ Текст. / Д. А. Леонтьев // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 343 с.
- Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. 36 с.
- Лепский, В.Е. Научное и социокультурное значение рефлексивного движения в России Текст. / В. Е. Лепский, И. Е. Задорожнюк // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1. С.135−139.
- Лисова, O.E. Рефлексивные механизмы восприятия личности сотрудников МВД России: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / O.E. Лисова. М.: РГСУ, 2011. 24с.
- Лисовская, Е. Самоактуализация личности Текст. / Е. Лисовская // НТР и социальная психология. М., 1981. с.76−84.
- Ломов, Б.Ф. Актуальные проблемы психологии управления Текст. / Б. Ф. Ломов, А. И. Китов, В. Ф. Рубахин, A.B. Филиппов. М.: АПН СССР, 1977. 19 с.
- Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора Текст. Петрозаводск, 1992. 50 с.
- Мазилов, В.А. Рефлексия и обучение мышлению Текст. /
- B.А. Мазилов // Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск, 1990. 4.1. С.21−34.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие Текст. / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2007. 592с.
- Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений Текст. / В. Г. Маралов. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 256 с.
- Маряшева, М.В. Педагогические факторы и барьеры в учебной деятельности, влияющие на уровень самоактуализации студентов Текст. / М.В. Маряшева// Образование и саморазвитие. 2009. № 16. С.9−14.
- Маряшева, М.В. Сравнительный анализ способностей к самоактуализации у студентов и аспирантов Текст. / М. В. Маряшева // Образование и саморазвитие. 2008. № 9. С.30−34.
- Маслоу А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // Психология личности: тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. с.108−118.
- Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики Текст. /
- A. Маслоу- пер. с англ. A.M. Талыбаевой- научн. ред., вступ. статья и ком-мент. H.H. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 2001. 475 с.
- Машков, В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента Текст. / В. Н. Машков. СПб.: Речь, 2005. 304 с.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. М.: МПСИ, 2005. 544с.
- Милькина, Е.В. Становление качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки Текст. / Е. В. Милькина, Г. В. Панасенко // Вестник Красноярского государственного университета. 2006. № 3/2. С. 113−117.
- Минияров, В.М. Формирование психологической готовности к управленческой деятельности у будущих менеджеров Текст. /
- B.М. Минияров, О. П. Денисова, В. Н. Машков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Спец. вып. «Актуальные проблемы психологии». 2006. № 1. 396 с.
- Мириманова, M. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем Текст. / М. Мириманова // Развитие личности. 2001. № 1. С.49−66.
- Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте Текст. / Ю. А. Миславский. М., 1991. С. 15−17
- Мотков, О.И. Психология самопознания личности: практическое пособие Текст. / О. И. Мотков. М.: УМЦ ЮВО Москвы Треугольник, 1993. 97 с.
- Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов Текст. / B.C. Мухина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 1998. 470с.
- Мясищев, В.И. Психология отношений Текст. / В.И. Мясищев- под ред. A.A. Бодалева. М.: МОДЭК, 2003. 400с.
- Найденов, М.И. Рефлексия в организации творческого мышления при различной степени готовности к интеллектуальному труду Текст. / М. И. Найденов, И. Н. Семёнов // Мышление и субъективный мир: сборник научных трудов. Ярославль: изд-воЯГУ, 1991. С.78−81.
- Нечаев, H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе Текст. / H.H. Нечаев. М.: изд-во МГУ, 1985. 112с.
- Никитенко, П.Д. Анализ представлений о мире и самоактуализация курсантов военного вуза Текст. / П. Д. Никитенко // 75 лет на страже интересов государства. Саратов: изд-во СВИ ВВМВДРФ, 2007. С. 121−126.
- Оллпорт, Г. Становление личности: Избранные труды Текст. / Г. Оллпорт. М.: Смысл, 2002. 462с.
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учебное пособие для студ. психол. фак. вузов Текст. / А. Б. Орлов. М.: Академия, 2002. 272 с.
- Паттурина, В.П. «Я и НЕ-Я как фактор личностного и духовного роста» Текст. / В. П. Паттурина // Психологические проблемы самореализации личности- под ред. Г. С. Никифорова, JI.A. Коростылевой. Вып. 5. СПб.: Университет, 2001. С.67−77.
- Пейсахов, Н.М. Закономерности динамики психических явлений Текст. / Н. М. Пейсахов. Казань: КГУ, 1984. 270 с.
- Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания Текст. / Ф. Перлз. М., 1993. 123 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти Текст. / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512с.
- Пичка, Е.Б. Развитие рефлексивных умений как условие формирования профессиональной Я-концепции студентов педагогического колледжа: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / Е. Б. Пичка. Екатеринбург: Ур-ГПУ, 2009. 22 с.
- Поляков, В.Г. Уровни рефлексии управляющей деятельности Текст. / В. Г. Поляков // Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск, 1990. ч.2. С. 116−120.
- Пономарева, В.В. Исследование роли рефлексивности в структуре личности руководителя Текст. / В. В. Пономарева // Социальная психология XXI век: доклады участников симпозиума. Ярославль: ДИА-пресс, 1999. Т.2. С. 203−207.
- Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история Текст. / Б. Ф. Поршнев. Изд-ие 2-е, доп. и испр. М.: Наука, 1979. 232с.
- Потемкина, М.В. Особенности структурной организации рефлексивности и ее влияния на регуляцию профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / М. В. Потемкина. Ярославль: ЯрГУим. П. Г. Демидова, 2010. 26с.
- Радошиова, И.Л. Развитие социальной направленности личности будущего менеджера Текст. / И. Л. Радошнова // Образование и саморазвитие. 2009. № 11. С. 98−103.
- Раевская, Е.А. Развитие самосознания личности старших подростков на основе рефлексивно-гуманистического подхода: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / Е. А. Раевская. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011.21 с.
- Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
- Растянников, A.B. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве Текст. / A.B. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. M.: PerSe, 2002. 319 с.
- Реан, A.A. Психология изучения личности Текст. / A.A. Реан. СПб.: изд-во В. А. Михайлова, 1999. 288с.
- Реан, A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога Текст. / A.A. Реан // Вопросы психологии. 1990. № 2. С.77−81.
- Репецкий, Ю.А. Типы и уроки рефлексивности в процессе профессионального самоопределения личности Текст. / Ю. А. Репецкий, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Образование и культура 1994. Ежегодник. Новосибирск: ИИИ и ПК, 1994. С. 100−110.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1998. 480 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2004. 720с.
- Рябикина, З.И. Личностный подход в интерпретации среды Текст. / З. И. Рябикина // Личность и ее бытие. Социально-психологические аспекты бытия личности в местном обществе. Сборник научных трудов. Краснодар, 2002. С.68−72.
- Садилов, И.В. Самоактуализация личности лицеиста в учебной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / И. В. Садилов. Саратов, 2002. 64 с.
- Самаль, Е.В. Анализ современного состояния проблемы самоактуализации личности Текст. / Е. В. Самаль // Гуманитарно-экономический вестник- под ред. А. Н. Алпеева. Минск: Веды, 2006. № 4. С. 114−121.
- Самаль, Е.В. Обзор психологических воззрений на природу самоактуализации Текст. / Е. В. Самаль // Гуманитарно-экономический вестник- под ред. А. Н. Алпеева. Минск: Веды, 2006. № 3. С. 100−105.
- Самаль, Е.В. Особенности самоактуализации личности студента в процессе обучения в вузе Текст. / Е. В. Самаль // Психология будущему России: материалы IV съезда психологов, 18−21 сентября 2007 г. в 3-х ч. Ростов-на-Дону, 2007. Ч.З. С.201−202.
- Самаль, Е.В. Творческий аспект самоактуализации и самопрезентации Текст. / Е. В. Самаль // Человек. Цивилизация. Культура: тез. докл. 8-я межвуз. научн.-теорет. конф.- ред. совет: А. Н. Алпеевидр. Минск: Веды, 2003. С.147−150.
- Семёнов И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности Текст. / И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. № 2. С.35−42.
- Семёнов, И.Н. Проблема предмета и метода психологическогоизучения рефлексии Текст. / И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Исследование проблем психологии творчества- под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С.154−182.
- Семёнов, И.Н. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества Текст. / И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С.31−40.
- Семёнов, И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач (монография) Текст. / И. Н. Семёнов. М.: НИИ-ОПП АНН СССР, 1990. 289с.
- Семёнов, И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности: учебное пособие Текст. / И. Н. Семёнов. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2000. 64с.
- Сериков, Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография Текст. / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. Екатеринбург-Челябинск: изд-воЧГПУ, 1999.295 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. 350с.
- Симакова, Т.А. Проблемы рефлексии личности в современных психологических исследованиях Текст. / Т. А. Симакова // Личность в современных исследованиях: сборник научных трудов. Вып. 3. Рязань, 1997. С. 17.
- Симакова, Т.А. Современные методы развития рефлексии Текст. / Т. А. Симакова // Формирование и развитие личности: материалы 7 психолого-педагогических чтений. М.: Институт молодежи, 1997. С. 154.
- Симанкова, A.A. Самоактуализация личности в информационной среде Текст. / A.A. Симанкова, C.B. Карпенко // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар, 2006. С.87−92.
- Скворцова, М.В. О возможных путях изучения самоактуализации личности Текст. / М. В. Скворцова // Сборник научных трудов преподавателей и сотрудников ТфСГПУ. Тольятти, 2001. С.58−65.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. 384с.
- Слободчиков, В.И. Психология человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа Пресс, 1995. 384с.
- Слободчиков, В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе Текст. / В. И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. С. 60−68.
- Созонтов, А.Е. Основные жизненные стратегии современных студентов Текст. / А. Е. Созонтов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2003. № 3. С. 15−23.
- Социально-психологические особенности студенческого возраста (учебные задания и методические указания) Текст.- авт.-сост. Г. А. Евтеева. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1979. 47с.
- Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки. Выпуск 27. Текст. СПб.: изд-во СПбГУ, 1995. С. 97−112.
- Спиркин, А.Г. Сознание Текст. / А. Г. Спиркин // Философская энциклопедия / редкол.: Е. Ф. Губский [и др.]. М., 1970. Т.5. С. 46.
- Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание Текст. / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. 315 с.
- Стебакова, Д.А. Целостность личности как условие процесса самоактуализации Текст. / Д. А. Стебакова // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 2. 2007. М.: изд-во МГОУ. С.114−118.
- Степанов, С.Ю. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач Текст. / С. Ю. Степанов, И. Н. Семёнов // Вопросы психологии. 1982. № 1. С.99−104.
- Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования Текст. / С. Ю. Степанов, И. Н. Семёнов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С.31−40.
- Степанов, С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (науко-практика интенсивного развития человека и организаций) Текст. / С. Ю. Степанов. Петрозаводск: Петропресс, 1996. 520с.
- Степанов, С.Ю. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров Текст. / С. Ю. Степанов, Е. П. Варламова // Вопросы психологии, 1995. № 1. С.26−29.
- Степанов, С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности Текст. / С. Ю. Степанов, И. Н. Семёнов // Вопросы психологии. 1983. № 2. С.35−42.
- Столин, В.В. Состояния самосознания личности Текст. / В. В. Столин // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Бах-рах-М, 2006. 480 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебное пособие Текст. / Л. Д. Столяренко. Ростова на Дону: Феникс, 2007. 671с.
- Терещук, Н.И. Модель развития социальной компетентности менеджера и комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования Текст. / Н. И. Терещук // Вестник ЧГПУ. 2009. № 2. С.202−212.
- Тихонравов, Ю.В. Экзистенциальная психология: учебно-справочное пособие Текст. / Ю. В. Тихонравов. М: Интел-Синтез, 1998. 238 с.
- Трофимова, М. В. Особенности самоактуализации подростков и юношей, воспитывающихся в семьях с традициями экстремального туризма
- Текст. / М. В. Трофимова // Вестник Иркутского технического университета. В 2 ч. 2007. Вып.1 (29). Т.2. Иркутск: изд-во ИрГТУ. С. 188−190.
- Учадзе, Л.Г. Субъектность как фактор профессиональной успешности менеджеров: автореф. дис. канд. психол. наук Текст. / Л. Г. Учадзе. Сочи, 2010. 27с.
- Учадзе, Л .Г. Факторы успешности профессиональной деятельности менеджера Текст. / Л. Г. Учадзе, Ю. П. Ветров // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. № 2. С.89−95.
- Файзуллаева, Е.Д. Развитие рефлексивности как условие гармонизации процессов становления смыслового сознания: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / Э. И. Фазлиахметова. Томск: ТГУ, 2010. 25с.
- Фейдимен, Д. Личность и личностный рост Текст. / Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. Вып.4. М., 1994 64 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1999. 672с.
- Ферруччи, П. Кем мы можем быть: психосинтез как метод психического и духовного роста Текст. / П. Ферруччи // Экспериментально-прикладная психология. 1994. № 1. С. 105−110.
- Философский энциклопедический словарь Текст.- под ред. С. С. Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен.1. Т.1.М., 1986. 436 с.
- Хершген, X. Маркетинг: основы профессионального успеха Текст.: учебник для вузов / X. Хергершен. М.: ИНФРА-М, 2000. 344 с.
- Хорни, К. Наши внутренние конфликты Текст. / К. Хорни- пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 560 с.
- Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. Текст. // Рос. гос. юнош. б-ка- сост. В. П. Вдовиченко. М., 2004. -С.16.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития Текст. / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Интерпракс, 1995. 192 с.
- Цурикова, JI.B. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / JI.B. Цурикова. Белгород, 2005. 29 с.
- Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. 146 с.
- Чуприкова, H.A. Рефлексия как высший этап развития и когнитивной дифференциации познавательных структур и процессов Текст. / H.A. Чуприкова // Рефлексивные процессы и творчество, ч. 1. Новосибирск, 1990. С. 89−92.
- Шаймуратова, А.Ф. Профессиональная самоактуализация и профессионально важные качества личности будущих актеров Текст. / А. Ф. Шаймуратова // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 11. С.150−155.
- Шемшурин, A.A. Рефлексия и рефлексивные способности какфактор личностного развития младших подростков Текст. / A.A. Шемшурин // Этическое воспитание. 2005. № 1. С.48−52.
- Шилакина, A.B. Самоактуализация основа развития и совершенствования личности) Текст. / A.B. Шилакина // Психология развития и саморазвития личности. Гл. 2. М., 2000. С.137−140
- Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор Текст. / Э. Шостром. Минск, 1992. 128 с.
- Шучковская, Е.С. Исследование рефлексии у студентов ДВГГУ Текст. / Е. С. Шучковская // Высшее образование в России. 2006. № 12. С.78−80.
- Щедровицкий, Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия Текст. / Г. П. Щедровицкий // Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1994. С. 12−15.
- Щедровицкий, Г. П. Рефлексия и ее проблемы Текст. / Г. П. Щедровицкий. М., 1996. С.47
- Эриксон, Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. Обнинск, 1993. 327 с.
- Ященко, Е.Ф. Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью Текст. / Е. Ф. Ященко // Психологический журнал. 2006. № 3. С.31−41.
- Grimmett, P. P. Reflective practice in teacher education Text. / P.P.Grimmett [et al.] // In: R. T. Clift, W. R. Houston, & M. C. Pugach (Eds.) Encouraging reflective practice in education: An analysis of issues and programs.
- N.Y.: Teachers College Press, 1990. P.20−38.
- Kruse, S.D. Reflective activity in practice: Vignettes of teachers' deliberative work Text. / S.D. Kruse // Journal of Research and Development in Education. 1997. Vol. 31, № 1. P.46−60.
- LaBoskey, V.K. A conceptual framework for reflection in preservice teacher education Text. / V.K. LaBoskey // In: J. Calderhead & P. Gates (Eds.) Conceptualizing reflection in teacher development. London: The Falmer Press, 1993. P.23−38.
- Maslow, A. Motivation and Personality Text. / A. Maslow. N.Y., 1954. 123 p.
- Maslow, A. The farther reaches of human nature Text. / A. Maslow. N.Y., 1971.598 p.
- Maslow, A. Toward a psychology of being Text. / A. Maslow. N.Y.: VanNostrand, 1968. 213 p.
- Schon, D.A. The reflective practitioner: How professionals think in action Text. / D.A. Schon. N.Y.: Basic Books, 1983. 220p.
- Shostrom, E. Manual for the Personal Orientation Inventory POI Text. / E. Shostrom. San Diego, 1966. P 214−222.
- Материалы начального этапа констатирующего эксперимента