Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История психологии как раздел психологической науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средневековье начинается с формирования христианства как формы духовной практики и основы мировоззрения многих поколений европейских ученых последующих исторических периодов: Возрождения, Нового и Новейшего времени. В рамках средневековой христианской философии были сформулированы понятия «личность», «время в жизни личности», «жизненный путь личности», вопросы смысла человеческой жизни… Читать ещё >

История психологии как раздел психологической науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие исторической временной оси

Историческое знание по определению привязано к исторической и хронологической временной оси. Оно упорядочено в соответствии с временной осью и неотвратимой последовательностью лет и веков. Для того, чтобы исследовать историческое развитие психологического знания, необходимо понять, как устроена временная ось: исторические периоды, их последовательность и продолжительность, а также критерии, на основании которых один исторический период отделяется от другого.

Сам конструкт временной оси и ее периодов стал складываться в средневековой исгориологии, первоначально в рамках христианской философии. Позднее в период Возрождения он утвердился как представление о прогрессивной трехчленной структуре (Античность, Средневековье, Новое время) в работах итальянских гуманистов Леонардо Бруни (1370—1444) и Флавио Бьондо (1390—1463). Окончательное представление о трехчленной структуре и границах между периодами сформировал немецкий историк начала Нового времени Кристоф Келлер (1637—1707)[1]. Вопрос о строении временной исторической оси был и до сих пор остается дискуссионным вопросом исторической науки. Традиционная периодизация исторического времени постоянно подвергается пересмотру как самими историками, так и представителями других наук — физиками и математиками[2]. Тем не менее, традиционная модель, состоящая из пяти периодов с частными подпериодами (рис. 1.1), будет достаточной для структурирования содержания предмета истории психологии. Историческая временная ось представляет собой когнитивную конструкцию — визуальный образпредставление, на который нанизывается знание по истории психологии[3].

Нетрудно заметить, что временная продолжительность исторических периодов неуклонно уменьшается даже на относительно коротком отрезке истории европейской цивилизации: на каждый последующий исторический период приходится все меньше времени — развитие человеческой цивилизации набирает обороты. Эта закономерность, получившая у Б. Ф. Поршнева название «ускорения»[4] еще более отчетливо просматривается на временной оси, включающей всю историю человеческой цивилизации.

История европейской цивилизации начинается с истории Древней Греции с периода Античности, который длится 10 веков. Он начинается с VII в. до н.э. и заканчивается в IV в. н.э. Следующий исторический период Средневековье также длится 10 веков (с IV по XIII в.). За периодом Средневековья следует Возрождение (Ренессанс), продолжительность которого составляет три века (XIV, XV и XVI). Далее начинается знаменитый период Нового времени продолжительностью в три века (XVII, XVIII и XIX), внутри которого помещен подпериод Просвещения (XVIII и первая треть XIX в.). Период от начала XX в. по настоящее время получил название Новейшего времени, хотя очевидно, что больше нет слов языка, с помощью которых, не меняя логики (новое, новейшее…), можно продолжить выделение и именование исторических периодов. Со всей очевидностью можно ожидать, что в будущем названия периодов и сама концепция структуры временной исторической оси будут изменены.

Границы периодов. При рассмотрении временной оси важен также и вопрос о границах периодов. Какие события истории можно рассматривать как необходимые и достаточные для того, чтобы открывать новые исторические периоды? Изложение материала в данном курсе опирается на цивилизационный подход к выделению исторических периодов на временной оси, основу которого составляют идеи русского социолога и культуролога II. Я. Данилевского (1822—1885). Данилевский выделяет 10 видов культур, которые можно описать на основе четырех критериев культурной деятельности. Суть данного подхода — представление, согласно которому история цивилизации — это уникальная для каждой культуры (в данном случае для западноевропейской культуры) прогрессивная последовательность периодов, основу которых составляют ключевые события в культуре (духовной практике; науке, искусстве и технологии; политике и экономике)[5].

Данный подход существенно отличается от формационного подхода К. Маркса, согласно которому история цивилизации — это универсальная для всех народов и культур последовательность социально-экономических эпох (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической), которые выделаются на основе социальных и экономических критериев (владения средствами производства, использования труда и присвоения добавочной стоимости). Поскольку предмет данного учебника — накопление и преобразование знания, цивилизационный подход к выделению периодов на исторической оси представляется нам наиболее адекватным.

Началом периода Античности считается рождение и расцвет древнегреческой философии, как уникального явления европейской цивилизации. Рождение философии из древнегреческого мифа является первым цивилизационным событием, поскольку означает изменение преобладающего способа объяснения мироустройства: магическая картина мира заменяется философской, в которой вместо идеи чуда появляется представление, что события мира носят причинно-следственный характер, который может быть понят логически на основе наблюдения за явлениями природы. По сути, начало философии совпадает с началом научного мышления, так как определение причинно-следственных отношений между явлениями и составляет основу научного мышления.

Схематичное отображение структуры исторической оси — исторических периодов и их продолжительности.

Рис. 1.1. Схематичное отображение структуры исторической оси — исторических периодов и их продолжительности.

Средневековье начинается с формирования христианства как формы духовной практики и основы мировоззрения многих поколений европейских ученых последующих исторических периодов: Возрождения, Нового и Новейшего времени. В рамках средневековой христианской философии были сформулированы понятия «личность», «время в жизни личности», «жизненный путь личности», вопросы смысла человеческой жизни, обозначена оппозиция духовное бытие — социальное бытие и другие важные понятия, которые впоследствии составили основную проблематику экзистенциальной и гуманистической психологии. Началом Возрождения принято считать открытия в астрономии, сделанные Коперником, и приведшие к замене геоцентрической модели мироздания на гелиоцентрическую модель, а также великие географические открытия. Начало Новому времени дала первая научная революция, ключевым событием которой было открытие Исааком Ньютоном (1642—1727) закона всемирного тяготения. И началом Новейшего времени принято считать создание теории относительности Альбертом Эйнштейном (1879—1955). Каждому из фундаментальных открытий в физике (которые делят историческую ось на периоды) сопутствовали значительные открытия в смежных науках, что в целом приводило к фундаментальным изменениям в развитии западно-европейской цивилизации: в научной картине мира, в инженерии и технологиях, в социальном устройстве, в обыденной жизни человека.

  • [1] Семенов Ю. И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М.: Современные тетради, 2003.
  • [2] Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Реконструкция всеобщей истории. Новая хронология.М.: Деловой экспресс, 1999.
  • [3] Визуальный образ-представление также выполняет важную дидактическую функцию, так как создает второй язык, параллельный вербальному, — графический, с помощью которого излагается знание, что повышает эффективность его усвоения.
  • [4] Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палсоисихологии). М. :Мысль, 1974. С. 34.
  • [5] Данилевский II. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой