Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контроль и оценка результата

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка результата и процесса деятельности у дошкольников достаточно долго носит общий характер: «Хорошо!», «Красиво!», «Построил!». И лишь в старшем дошкольном возрасте ребенок способен проанализировать (часто с помощью взрослого) свою деятельность: то, как он выполнил свою роль в игре, что в его рисунке наиболее удалось, все ли в его конструкции соответствует замыслу. И все же ему трудно дается… Читать ещё >

Контроль и оценка результата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Не раскрывая подробно этого вопроса, укажем все же на некоторые типичные особенности контроля и оценки деятельности ребенка.

Во-первых, как правило, дети в дошкольном возрасте владеют контролем по результату своих действий: «Получилось — не получилось». Отсюда и оценка: «нравится — не нравится». Далеко не всегда ребенок даже в старшем дошкольном возрасте может объяснить, почему же не получился рисунок, постройка, игра, хотя к этому возрасту с помощью взрослого он владеет определенными способами пооперационного контроля за выполнением деятельности. В конструировании, например, пользуется образцом (расчлененным и нерасчлененным), схемой выполнения конструкции, плоскостным ее изображением. Ребенок планирует последовательность выполнения действий, соотносит промежуточный результат с конечной целью. В игре дошкольник учится сопоставлять свои ролевые действия с теми представлениями о роли, которые у него имеются. В отличие от конструирования по образцу эталон ролевого поведения находится в памяти, воображении ребенка.

И все же ему трудно дается осуществление контроля своей деятельности, поскольку наиболее важные психические явления, несущие в себе функцию контроля (восприятие, мышление, воображение, внимание), еще несовершенны.

Оценка результата и процесса деятельности у дошкольников достаточно долго носит общий характер: «Хорошо!», «Красиво!», «Построил!». И лишь в старшем дошкольном возрасте ребенок способен проанализировать (часто с помощью взрослого) свою деятельность: то, как он выполнил свою роль в игре, что в его рисунке наиболее удалось, все ли в его конструкции соответствует замыслу.

В связи с этим уместно упомянуть тот очевидный факт, что успех или неуспех в деятельности будет влиять и на отношение ребенка к этой деятельности, интерес к ней, стремление ее совершенствовать, и на самооценку в целом, уверенность или неуверенность в своих возможностях. Это важно учитывать в педагогическом процессе. Поскольку психика проявляется и развивается в деятельности, чрезвычайно важно помочь ребенку овладеть самыми разнообразными ее видами, но на каждом этапе своего развития ребенок овладевает, с одной стороны, доступной ему деятельностью, с другой — значимой для него. В связи с этим в психологии существует понятие ведущего вида деятельности. Ведущим называется такой вид деятельности, который удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики.

В самом деле, общение младенца с взрослым приводит к тому, что взрослый открывает для ребенка предметный мир, окружающий его. Когда малыш овладеет ходьбой, этот мир становится для него значительно более доступным, чем ранее. Потребность познавать его во всем многообразии свойств становится очень сильной на пороге второго года. Даже взрослый начинает выступать для ребенка в своей новой роли — как партнер в действиях с предметом. Так складывается предметная деятельность. Подражая взрослому, усваивая многообразные действия с предметами, ребенок осознает, что он уже многое может. Появляются новые потребности: быть как взрослый, быть самостоятельным. В трехлетием возрасте имитация социальных ролей взрослых, которая является сущностью сюжетно-ролевой игры, может удовлетворить эти потребности. В игре развивается личность ребенка, через игру он входит в мир социальных отношений.

Предметная деятельность и сюжетно-ролевая игра и являются ведущими соответственно в раннем и дошкольном возрасте. Для младенца особую значимость имеет непосредственно эмоциональное общение с взрослым, удовлетворяющее одну из ранних социогенных потребностей ребенка — потребность в общении. Именно в силу того, что ведущая деятельность является значимой, важной для самого ребенка, она и обладает максимальными развивающими возможностями. За пределами дошкольного детства реализуются новые потребности растущего человека: в учении — потребность в познании окружающего мира, стремление стать взрослым (младший школьный возраст); в общении со сверстниками — потребность быть признанным, равноправным членом социальной группы (подростковый возраст); в учебно-профессиональной деятельности — потребность в самоопределении (юность).

Существенно то, что ведущей та или иная деятельность может и не стать. А. Н. Леонтьев отмечал, что ребенок в значительной степени должен овладеть ею. Только тогда можно наблюдать эффект его целостного психического развития в условиях этой деятельности. И, конечно, нельзя отвергать значимость других видов детской деятельности для дошкольника, например, таких, как продуктивная деятельность, труд, познание, развивающих многие сферы его психической жизни (восприятие, память, мышление, воображение, его волю, чувства, мотивы поведения, речь). Более того, эти виды деятельности для некоторых детей могут стать наиболее предпочтительными.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой