Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стереотипы и групповые эмоции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первоначально исследователи полагали, что стереотипы стабильны, действуют в разных ситуациях и плохо поддаются изменению. Позже оказалось, что ситуация несколько сложнее. Во-первых, стереотипы могут самопроизвольно изменяться со временем: исчезают одни периферические (наименее важные) черты, и появляются другие. Во-вторых, стереотипы используются при определенных условиях (см. подпараграф 4.1.4… Читать ещё >

Стереотипы и групповые эмоции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • • что такое стереотипы и групповые эмоции; уметь
  • • объяснять, при каких условиях актуализируются стереотипы и групповые эмоции;
  • • описывать, какое влияние оказывают стереотипы и групповые эмоции; владеть
  • • навыками анализа конкретных стереотипов и групповых эмоций.

Стереотипы привлекли внимание психологов в 1930;х гг., о групповых эмоциях заговорили в 1990;х. Стереотипы изучались в рамках разных подходов, групповые эмоции рассматриваются в двух частных моделях. Сегодня мы знаем структуру, условия актуализации и последствия использования стереотипов, но обладаем гораздо меньшей информацией о групповых эмоциях. Тем не менее стереотипы и групповые эмоции тесно связаны между собой. В этой главе мы поговорим об определении, структуре, факторах и последствиях этих феноменов, рассмотрим связь между ними.

Стереотип: представление о группе

В обыденном языке слово «стереотип» имеет много значений. Мы используем его, чтобы подчеркнуть типичность или привычность происходящего. Применяем его для оценки чьих-то мыслей, внешнего вида или поведения. Однако в социальной психологии этот термин имеет четко определенное значение.

Определение и свойства стереотипов

Под стереотипом (stereotype) понимается совокупность черт, которые люди приписывают членам определенной социальной группы. Например, «женщины — эмоциональные и слабые, мужчины — спокойные и сильные», «молодые люди — быстрые и активные, пожилые люди — медленные и пассивные». От других представлений стереотипы отличает групповой «акцент»: они описывают группу в целом, игнорируя особенности отдельных людей.

Объектом стереотипов может стать любая социальная группа. Однако стереотипы к одним сообществам привлекают большее внимание психологов, чем к другим. Чаще всего изучаются стереотипы к гендерным (мужчины и женщины), возрастным (молодые и пожилые), этническим и расовым (этнические и расовые меньшинства, мигранты, иностранцы) группам. Реже рассматриваются стереотипы о политических (либералы и консерваторы, сторонники феминистских и экологических организаций) и религиозных (атеисты и верующие, представители разных конфессий) группах. Совсем редко анализируются стереотипные представления о людях с ограниченными возможностями или серьезными заболеваниями (например, инвалидам, психически больным).

Впервые термин «стереотип» использовал американский журналист Уолтер Липпман, который в 1922 г. опубликовал книгу «Общественное мнение». Так он называл широко распространенные представления о членах какой-либо социальной группы. Липпман полагал, что стереотипы — это простые, часто негативные и ложные представления, которые трудно поддаются изменению. Однако в 1970—1980;х гг. было показано, что структура стереотипа гораздо сложнее, чем предполагалось ранее. Благодаря десяткам научных исследований, представление о стереотипах существенно изменилось.

От гетеростереотипов к автостереотипам.

Первоначально исследователи рассматривали так называемые гетеростереотипы — совокупность характеристик, которые люди приписывают членам аутгруппы («они (название группы) …»). Позже психологи заговорили об автостереотипах — совокупности характеристик, которые мы приписываем членам своей группы («мы (название группы)» — …). При таком определении автостереотип — это часть социальной идентичности (см. главу 3). В зависимости от подхода, в рамках которого шло изучение стереотипов, исследователи проводили или не проводили различие между представлениями о своей или о другой группе.

От простого к сложному.

Сначала стереотипы рассматривали как простые представления. В первых исследованиях респондентов просили выбрать из нескольких десятков характеристик пять черт, которые характеризуют группу. Позже психологи предположили, что стереотипы могут быть сложными. Поэтому в более поздних исследованиях участники оценивали социальные группы по нескольким десяткам шкал. В результате было обнаружено, что стереотипы различаются по простоте — сложности. Например, автостереотипы, как правило, сложнее гетеростереотипов; стереотипы о группах большинства сложнее, чем стереотипы о группах меньшинства и т. д.

От негативного к позитивному.

Первые исследователи считали, что стереотипы отражают негативное отношение к группе и поэтому включают в себя отрицательные (социально нежелательные) характеристики. Позже выяснилось, что стереотипы могут быть негативными, позитивными или смешанными. Автостереотипы, как правило, позитивнее, чем гетеростереотипы; стереотипы о высокостатусных группах позитивнее, чем о низкостатусных, стереотипы о группах-друзьях позитивнее, чем о группах-соперниках и т. д. При этом многие стереотипы включают в себя как положительные, так и отрицательные черты.

От несоответствия действительности к описанию общих тенденций.

При описании стереотипов психологи долго использовали выражение «ложные представления». Это означало, что стереотипы не соответствуют действительности: данным статистики или результатам психологических тестов, проведенных с членами стереотипизированной группы. Позже некоторые специалисты заявили, что стереотипы могут достаточно точно описывать общие для группы тенденции. В конце концов выяснилось, что одни стереотипы лучше описывают особенности групп, чем другие. В целом чем больше мы знаем о группе, тем точнее наши представления о ней. Однако в любом случае стереотип не позволяет точно описать конкретного члена группы, поскольку каждый человек обладает индивидуальными особенностями.

От стабильности к изменению.

Первоначально исследователи полагали, что стереотипы стабильны, действуют в разных ситуациях и плохо поддаются изменению. Позже оказалось, что ситуация несколько сложнее. Во-первых, стереотипы могут самопроизвольно изменяться со временем: исчезают одни периферические (наименее важные) черты, и появляются другие. Во-вторых, стереотипы используются при определенных условиях (см. подпараграф 4.1.4). И наконец, в-третьих, стереотипы можно изменить. Сегодня для этого используются разные процедуры от убеждающих сообщений до организации личного контакта (см. главы 9—10).

От осознанного к неосознанному.

Первоначально исследователи изучали эксплицитные — хорошо осознанные стереотипы, о существовании которых человек знает и готов сообщить. Однако в конце прошлого века внимание психологов привлекли имплицитные — неосознанные стереотипы, о существовании которых человек не задумывается, но которые оказывают влияние на его оценки и поведение. Выяснилось, что содержание имплицитных и эксплицитных стереотипов может не соответствовать друг другу. Более подробно о различии между имплицитными и эксплицитными образованиями мы поговорим в главе 5, посвященной предрассудкам.

Таким образом, в современных исследованиях под стереотипами понимаются любые (простые или сложные, позитивные или негативные, осознанные или неосознанные) представления о членах какойлибо социальной группы как целого. Вопрос о том, насколько стереотипы соответствуют действительности, не рассматривается. С точки зрения психолога неважно, насколько хорошо стереотип отражает особенности группы. Важно, какое влияние он оказывает на оценки и поведение людей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой