Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вытеснение. 
Специальная психология. 
Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Алеша (10 лет, ЗПР, по картинке № 4): «Кенгуруха и кенгуру пошли погулять в лес за ягодами. Кенгуру взяла корзину, а детеныш на велосипеде поехал за ягодами. И они пошли к себе домой. Чтобы зимой не болели — ягоды». — В своем рассказе мальчик с первых слов подчеркивает наличие только двух персонажей, изображенных на картинке. В данном случае можно предположить, что вытеснение связано с появлением… Читать ещё >

Вытеснение. Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вытеснение — менее значимый для детей механизм защиты, судя по частоте его проявления в рассказах по CAT.

Суть вытеснения — это мотивированное забывание или игнорирование. По мнению 3. Фрейда, причиной вытеснения является стремление индивида избежать отрицательных эмоций, вызванных определенным воспоминанием.

Работая, например, с картинкой № 4, испытуемые с ЗПР, описывая то, что на ней изображено, опускают присутствие одного из персонажей, а именно — маленького кенгуренка.

Алеша (10 лет, ЗПР, по картинке № 4): «Кенгуруха и кенгуру пошли погулять в лес за ягодами. Кенгуру взяла корзину, а детеныш на велосипеде поехал за ягодами. И они пошли к себе домой. Чтобы зимой не болели — ягоды». — В своем рассказе мальчик с первых слов подчеркивает наличие только двух персонажей, изображенных на картинке. В данном случае можно предположить, что вытеснение связано с появлением младшего ребенка в семье. Самого мальчика в возрасте девяти лет усыновили, через год у родителей появился свой ребенок. Вероятно, Алеше стали меньше уделять внимания, и ребенок на бессознательном уровне пытается вытеснить неприятную для него ситуацию.

При составлении рассказов по картинке № 6, испытуемые с ЗПР опускают присутствие одного из взрослых медведей, т. е. вытесняется один из родителей.

Саша (10 лет, ЗПР, по картинке б): «Папа мишка спит, а маленький мишка смотрит из норки. А папа говорит: „Спи, сынок, завтра за грибами“. Набрали грибов, сварили и легли спать» «. — В данном случае прослеживаются регрессивные тенденции, и одновременно мы можем зафиксировать вытеснение фигуры матери. Мальчик воспитывается в семье, но мать страдает алкоголизмом и ребенком не занимается.

У младших школьников с нормальным развитием механизм вытеснения достаточно часто встречается по картинке № 3. Выше уже говорилось о том, что, вероятнее всего, ребенок вытесняет мышь из-за нежелания участвовать в конфликте «взрослый-ребенок». Часть детей используют вытеснение при описании картинок № 5 и № 6. Таким образом, мы можем констатировать, что вытеснение у обеих групп детей наблюдается по одинаковым сюжетам.

Галя (10 лет, нормальное развитие, по картинке № /): «Цыплята кушают. Им очень нравится. Они покушали и пошли гулять дальше». — Вытеснена фигура матери.

Эта же девочка (по картинке 3): «Король-лев сидит на своем троне и размышляет. Что же ему делать?.. Идти прогуляться или погулять со своим попугаем?.. Он решил, что пойдет погуляет со своим попугаем. А потом пойдет за продуктами». — Вытеснение персонажа мышки.

Та же девочка (по картинке б): «Два сурка вместе спят. Я думаю, что это сурок. Сейчас зима. И они впали в спячку. Иногда они просыпаются сходить попить». — Вытеснение одного из медведей.

В кластер вытеснения входит такая защита, как изоляция. При изоляции аффективный аспект переживания или идеи может быть отделен от своей когнитивной составляющей. В рассказах детей изоляция часто проявляется в присвоении имен собственных персонажам, изображенным на картинках. В количественном отношении показатели использования этой защиты совпадают у обеих групп детей, но принцип присвоения имен у них различен. Если в основной группе имена, которые присваивают дети, всегда связаны со сказочными персонажами Снапример: медведь Михаил Иванович, медведица Анна Сергеевна), то у детей с нормальным развитием, наоборот, используются имена из реальной жизни (например: маленькая Юля, старшая сестра Роза, цыплята Саша и Паша и т. д.). Это дает нам повод еще раз сказать о достаточно сильной регрессивной тенденции у детей с ЗПР, так как даже в процессе изоляции они пытаются уйти в мир сказок. У детей же с нормальным развитием изоляция строится все-таки на реальной основе.

Кроме присваивания имен собственных персонажам, изоляция может выражаться в реакции ребенка на происходящее на картинке.

Виталик (9лет, ЗПР): «Я не знаю…» — (картинка № 2); «Мне трудно…» — (картинка № 3); «Это я уж точно не знаю…» — (картинка № 7); «Мне тут не понятно…» — (картинка № 9).

Здесь мы тоже можем говорить о существенном различии между основной и контрольной труппами. Если изоляция, проявляющаяся в реакциях испытуемых, встречается у детей основной группы в единичных случаях, то у детей контрольной группы мы наблюдаем это в половине случаев. Рассказы детей контрольной группы иногда начинаются следующими высказываниями: «А это кто? Я не знаю…»; «Это кто, волк? СКенгуру, медвежата, зайчик, мышка и т. д.)»; «Тут зайчик. Он настоящий?»; «Как будто это…»; «А если я не знаю, что рассказывать?».

Изоляция считается самой примитивной из «интеллектуальных» защит, а также базовым образованием в механизме действия таких психологических операций, как интеллектуализация, рационализация, морализация.

Более частое использование изоляции детьми с нормальным развитием всего скорее связано с уровнем их когнитивного развития. Вполне очевидно, что дети с ЗПР, в силу сниженного уровня интеллектуальных способностей, будут реже обращаться к таким защитам, как рационализация и изоляция.

Вывод. Учитывая когнитивные и эмоциональные особенности младших школьников с ЗПР, необходимо обращать внимание на следующее.

  • 1. Вытеснение считается самым эффективным механизмом, поскольку оно способно справиться даже с теми мощными инстинктивными импульсами, с которыми не справляются другие механизмы защиты. Но при этом необходимо помнить — вытеснение требует слишком большого расхода энергии, что в состоянии вызвать торможение других видов жизненной активности. К тому же для детей с задержкой психического развития, имеющих проблемы в формировании произвольной регуляции, частое обращение к этой форме защиты может иметь серьезные последствия — привести, например, к неврозу.
  • 2. Очевидный недостаток изоляции состоит в том, что она выключает ребенка из активного участия в решении межличностных проблем. Так как дети с ЗПР имеют достаточно низкий уровень навыков сотрудничества в коллективе, не владеют адекватными способами этого сотрудничества, изоляция для них может стать серьезным барьером в решении вышеназванных проблем.
  • 3. Главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя осуществить психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Ребенок, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому он может быть чрезвычайно восприимчив.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой